церковь рождества богородицы в селевкино
Храм Рождества Пресвятой Богородицы д. Селёвкино
Деревянная церковь Рождества Богородицы в селе Селёвкино упоминается в ранних письменных источниках с начала XVII века. В 1720 году церковь сгорела и в том же году был запечатан указ в исходящей книге синодального Казённого приказа,
Показать полностью. по челобитной Ивана Семёновича Барятинского, о строении каменной церкви, вместо старой сгоревшей.
В 1740 году построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Спаса Нерукотворного, на средства княгини Анны Федоровны Барятинской. Храм построен в редком архитектурном стиле — «аннинское барокко».
В 1941 году после изъятия церковных ценностей храм был закрыт. В храме разместили склад для хранения химических удобрений. В результате этого здание сильно пострадало. Последний настоятель храма священник Михаил Вознесенский по закрытии храма был арестован. Его дальнейшая судьба неизвестна.
На стенах и сводах храма сохранились фрагменты темперной живописи конца XIX в.
Приходская жизнь в храме Рождества Пресвятой Богородицы возобновилась в 2001 г.
С 2015 года в храме проводятся восстановительные работы по программе «Восстановил порушенные святыни».
26 августа 2018 года правящий архиерей Московской епархии Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил чин Великого освящения Богородицерождественского храма в Селёвкино.
С 13 апреля 2021 года входит в состав новообразованной Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.
Настоятель: священник Симеон Александрович Рожнов, 1992
Расписание богослужений
октябрь-ноябрь 2021 года
16:00 Всенощное бдение
3 октября
воскресение
Преподобного Сергия, игумена Радонежского
8:00 Утреня, Литургия
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
8:00 Утреня, Литургия
16:00 Всенощное бдение
10 октября
воскресение
Покров Пресвятой Богородицы
16:00 Всенощное бдение
14 октября
четверг
16 октября
суббота
16:00 Всенощное бдение
17 октября
воскресение
23 октября
суббота
Преподобного Амвросия Оптинского
8:00 Утреня, Литургия
16:00 Всенощное бдение
24 октября
воскресение
Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Память святых отцов VII Вселенского собора
30 октября
суббота
Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Апостола и евангелиста Луки
16:00 Всенощное бдение
31 октября
воскресение
Казанской иконы Божией Матери
8:00 Утреня, Литургия
Димитриевская родительская суббота
16:00 П арастас
(заупокойное богослужение)
8:30 Часы, Литургия, Панихида
16:00 Всенощное бдение
7 ноября
воскресение
Неделя 20-я по Пятидесятнице
8 ноября
понедельник
8:00 Утреня, Литургия
16:00 Всенощное бдение
14 ноября
воскресение
8:00 Утреня, Литургия
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
16:00 Всенощное бдение
21 ноября
воскресение
Святителя Иоанна Златоуста
8:00 Утреня, Литургия
16:00 Всенощное бдение
28 ноября
воскресение
СЕЛЕВКИНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Селёвкино, 2017 год. Фото с сайта sobory.ru |
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Селёвкино Яхромского благочиния Московской епархии
Первые упоминания о селе Селёвкино и деревянном храме в нём в ранних письменных источниках относится к начала XVII века.
В писцовых книгах за 1620 год записано:
В 1720 году церковь сгорела и 19 июля того же года был запечатан указ в исходящей книге синодального Казённого приказа, по челобитной Ивана Семёновича Барятинского, о строении каменной церкви, вместо старой сгоревшей:
В 1740 году построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Спаса Нерукотворного, на средства княгини Анны Федоровны Барятинской.
В 1867 году по малочисленности и бедности прихожан распоряжением епархиального начальства церковь сделана приписной к Успенскому храму села Морозово, причт перераспределен.
В июле 1913 года от притча и прихожан храма в Московское Археологическое общество пришло заявление о крайне плохом состоянии храма. Оно было рассмотрено и одобрено, но работы, по всей видимости, так и не были сделаны.
В 1930-х годах местные власти разрешили устроить возле храма кладбище, которого до этого не было.
Однако храм не был снесен. Его использовали в качестве хранилища для овощей, а позже для химических удобрений. В результате этого здание сильно пострадало.
В 1974 году здание храма было включен в перечень памятников культуры, подлежащих охране государства [1].
Длительное время храм был бесхозным и пришел в аварийное состояние. Кровля была утрачена, выломаны металлические решетки и двери, засыпан подвал, разобраны верхние части стен под трапезной и приделом до пят сводов, разобрана пристройка, соединявшая колокольню с трапезной, на грани обрушения своды трапезной и придела. Но на стенах и сводах храма сохранились фрагменты темперной живописи конца XIX века.
Несмотря на проделанные ранее работы, храм оставался бесхозным: в храме жгли костры, местные жители уносили кирпичи для постройки гаражей. Кровля трапезной части к концу 1990-х годов обвалилась, весь придел порос бурьяном.
В конце 1990-х годов здание храма передали Церкви, и начались восстановительные работы. На храм установили купол с крестом, вставили окна и двери, арку заложили шлакоблоками, чтобы отделить основной объем храма от трапезной части, которая находилась в состоянии руин. Были созданы условия для совершения Божественной литургии.
В 2001 году приходская жизнь в храме возобновилась.
В 2015-2016 годах Благотворительным фондом Московской епархии по восстановлению порушенных святынь были выделены средства на создание и разработку проекта реставрации и на производство противоаварийных работ по сохранению храма деревни Селевкино. Восстановлены стены трапезной, укреплен фундамент храма, починены стены и купол колокольни, залито основание полов трапезной.
26 августа 2018 года великое освящение храма совершил патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) [2].
Архитектура
Настоятели
Использованные материалы
[1] постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04 декабря 1974 года
Духовенство
В настоящее время настоятель храма Святителя Николая Мир Ликийского, с. Даниловская Слобода (пос. Буденовец), Дмитровского района.
2005 – 2006 г.г. священник Сергий Ткаченков, 1981 г.р.
Родился в городе Электроугли Ногинского района. В 1998 году окончил среднюю школу. В 2002 году поступил в Коломенскую Духовную семинарию. 2 декабря 2004 года отец Сергий был рукоположен во диакона, а 6 января 2005 года во священника. Обе хиротонии совершил митрополит Ювеналий. 14 февраля 2005 года назначается настоятелем Свято-Духовской церкви деревни Дубровки и настоятелем Богородицерождественской церкви деревни Селёвкино.
Всего один год служил отец Сергий в священном сане. И не взирая на молодость лет и краткость своего служения, сумел зарекомендовать себя с самой положительной стороны. Добрый, трудолюбивый и послушный священноначалию пастырь все силы прилагал к должному исправлению церковных служб, поучая пасомых проникновенной проповедью. Как и большинство современных настоятелей, неустанно трудился над восстановлением порушенных храмов. Также старался с любовью совершать и социальное служение: посещал школу, войсковую часть и прочие заведения для душеспасительных бесед с подростками. Работа с молодыми людьми составляла особое место в его деятельности, поскольку отец Сергий являлся ответственным в Дмитровском районе за работу с молодежью. Регулярные встречи с ним в управлении по делам молодежи администарции Дмитровского района, во время которых батюшка старался ответить на все интересующие вопросы, а также поездки по святым местам, время, проведенное в летнем молодежном лагере, надолго оставят в памяти ребят заметный след.
30 января 2006 года трагически погиб, трагедия случилась утром, когда отец Сергий ехал в город Дмитров. Вечером 31 января гроб с телом был поставлен в Троицкой церкви города Электроугли. По окончании панихиды на протяжении всей ночи читалось Евангелие. Отпевание пастыря 1 февраля по благословению митрополита Ювеналия совершил благочинный церквей Дмитровского округа иеромонах Никон (Крючков) в сослужении духовенства Дмитровского и Богородского округов. Погребен был отец Сергий на городском кладбище
В настоящее время настоятель Свято-Духовского храма деревни Дубровки Дмитровского района.
настоятель Богородицерождественский храм, дер. Селёвкино, Дмитровский район
клирик Свято-Духовский храм, дер. Дубровки, Дмитровский район
Светское образование
среднее 2010-СОШ им. Н.К.Крупской пос. Деденево Дмитровского р-на МО
Духовное образование
семинария 2015-КПДС
Хиротонисан
2 октября 2013 года
Епископом Зарайским Константином в Трехсвятительском храме Коломенской православной духовной семинарии
Селевкино, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Селевкино известна с начала XVII века. В писцовых книгах того времени указано, что «за боярином князем Володимиром Тимофеевичем Долгоруким вотчина, село Селевкино, на пруде, а в нем церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная. ».
Кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1714 году, на средства землевладельца князя Ивана Семеновича Барятинского. В 1740-м году к ней был пристроен зимний храм с колокольней, освященный в честь сщмч. Модеста. Особенностью внутреннего устройства храма служит наличие в нем алтарной преграды, встроенной в предалтарную арку. На стенах и сводах храма сохранились фрагменты темперной живописи конца XIX в.
В 1937 году церковь была закрыта. Церковное имущество изъято, частично разграблено. Новые хозяева приняли решение разместить в храме склад для хранения химических удобрений. В результате этого здание сильно пострадало. Последним настоятелем храма являлся священник Михаил Вознесенский, который по закрытии храма арестован. Дальнейшая судьба священника и его семьи неизвестна.
Приходская жизнь в храме Рождества Пресвятой Богородицы была возобновлена в 2001 году. Проводятся восстановительные работы.В храме совершаются требы Исполняющим обязанности настоятеля назначен иеромонах Симеон (Родионов) Проехать до храма можно от Савеловского вокзала до станции Морозки, далее рейсовым автобусом на Икшу, Ассаурово до села Селевкино.
Статья «Судьба храма в Селевкино»
Судьба храма в Селевкино
Работа Ксении Тяпкиной посвящена истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Селёвкино сельского поселения Костинское. Учитывая, что ранее эта тема практически в краеведческой литературе не публиковалась и сведения о церкви весьма скудны, стоит с удовлетворением отметить, что Ксении удалось обобщить многие факты, приведенные в различных исторических, в т.ч. и архивных источниках, а также воспоминания старожилов села.
Она проявила интерес к судьбе храма еще в начальной школе и самостоятельно вела поисковую работу несколько лет – так прокомментировала доклад научный руководитель работы Алла Валериевна Аркадьева, заслуженный учитель РФ, преподаватель авторского историко-православного класса Дмитровской средней школы № 1.
– Моя бабушка живет в Селёвкино. Каникулы я провожу у нее, и она много рассказывала мне о сельской церкви, история которой меня заинтересовала,– сообщила нашей газете К. Тяпкина. – Сегодня в Дмитровском районе восстановлены почти все православные храмы, и жаль, что внимание к Богородицерождественской церкви до сих пор не привлечено.
В моей работе я попыталась приподнять завесу малоизвестной истории старинного сельского храма с целью обратить на него внимание общественности, местных властей и, возможно, поиска меценатов для его восстановления.
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА. Селёвкино-Юрьево до революции принадлежало Дмитровскому уезду Ильинской волости, а после приняло прежнее название Селёвкино и стало принадлежать Деденевской волости.
Впервые село упоминается в писцовой книге Дмитровского уезда с начала XVII века. До 1617 года оно было казенным, позднее его владельцем становится князь Владимир Тимофеевич Долгорукий (село стало его приданной вотчиной, подарком от самой императрицы).
Первая деревянная церковь в Селевкино была построена в 1617 г. на деньги жены Владимира Тимофеевича – княгини Долгорукой. По писцовым книгам, полностью село и церковь принадлежали этому семейству относительно недолго, до 1717 года. Затем половина селения была продана Ивану Петровичу Строеву, по жене князьям Барятинским. Относительно строительства каменной церкви на месте деревянной мне удалось установить два мнения. Первое – что церковь была построена в 1714 г. на деньги Ивана Семёновича Барятинского, т. е. еще в то время, как все село принадлежало Долгоруким.
Но дальнейших подтверждений этой теории нет, она очень спорная. По другой же версии, деревянная церковь потерпела пожар в 1719 г., а в следущем году вовсе сгорела. В архиве сохранились материалы о том, что 19 июля 1720 г. напечатан указ в исходящей книги Синодального Казенного Приказа о строительстве каменной церкви вместо деревянной. Удалось найти и документ, относившийся к Ивану Семеновичу Барятинскому: «Велено в вотчине тестя его Ивана Петрова Строева перевезти из села Нового вотчины Петра Алексеевича Толстого ветхую Покровскую церковь и построить в селе Селевкино вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Из того же источника узнаю, что в селе Новое, которое принадлежало жене Петра Алексеевича Толстого, в 1716 году имелась недостроенная каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, материал которой, вероятно, и использовался для постройки церкви в Селевкино.
Опираясь на эту гипотезу, можно предположить, что строительство новой церкви началось именно в 1720 г. (О дате конца строительства я узнала из Клировых ведомостей. Строительство окончилось в 1740 г. (спустя 20 лет) на деньги ктитора.
Рождественской церкви – Анастасии Федоровны Барятинской). В 1742 г. был пристроен зимний храм с колокольней, освященный в честь великомученика Модеста. (Ныне он не сохранился, а на колокольне нет колокола).
В 1809 г. владелицей села стала Павла Матвеевна Ртищева: «Бывшая вотчина коллежского асессора А. П. Юшкова, затем Е. К. Тихменеевой и с 1809 г. за помещицей П. М. Ртищевой», – гласит один из исторических документов. Ее вклад в развитие и историю церкви бесценен. На её средства были заменены иконостас, иконное писание, обновлены фрески на внутреннем куполе церкви. 16 февраля 1810 г. был дан приказ Московской Духовной Консистории о перестройке колокольни.
По Исповедальной ведомости 1831 г., Селевкино принадлежит коллежскому асессору Стефану Александровичу Юрьеву. В 1852 г. – подполковнику Андрею Николаевичу Юрьеву. Впоследствии село стало именоваться Селёвкино-Юрьево. В период с 1830 по 1917 год церковь является приходской для многих соседних деревень.
ВМЕСТО ЦЕРКВИ – СКЛАД УДОБРЕНИЙ. С 1918 г. церковь терпит притеснение со стороны новых властей: Дмитровский район, как и остальную Россию, не минуют послереволюционные атеистические гонения. Тем не менее, в Селевкинской церкви продолжаются богослужения.
В 1937 г. из храма изъяли все ценности, в том числе золотой крест, и церковь была закрыта. В здании разместили склад для хранения удобрений и различных химических препаратов, в результате чего оно сильно пострадало, обветшало, а зимний храм святого мученика Модеста был разрушен и разобран на кирпичи.
Последний настоятель Михаил Вознесенский и его семья – жена и двое детей – по закрытии церкви были арестованы.
Полагают, что его, как и всех священнослужителей того времени, расстреляли. Пытаясь найти его след в истории храма, я посетила местные церковные архивы, но нигде пока не удалось отыскать сведения об этом человеке.
Подвал храма, где хранились документы, которые могли пролить свет на историю церкви и жителей села, был завален, а впоследствии и затоплен. А те, которые сохранились, находятся в архивах других церквей Дмитровского, а также соседних районов.
Еще я узнала, что в 50-х годах прошлого века в уцелевшей части здания некоторое время была школа, которая впоследствии была закрыта навсегда.
Первые попытки возрождения храма произошли в восьмидесятых годах. В селе внезапно появилась дама, которая заявила, что приходится дальней родственницей князьям Барятинским и хочет на собственные средства восстановить церковь. Её имя мне не удалось установить (об этом я узнала из рассказов местных жителей). Очевидцы утверждают, что на церковь денег она не жалела. Жила она, по сведениям, в Америке или Англии, откуда и присылала средства. Церковь снаружи была полностью отреставрирована, купол обделан дорогими материалами, установлен золотой крест, восстановлена колокольня. В процессе ремонтновосстановительных работ, начатых в 80-х гг. под руководством И. А. Левакова, венчающим элементам здания возвращен изначальный силуэт. Об этом утверждают многие очевидцы (А. Б. Зеленцов, Л. В. Калиничева, П. В. Елизарова). Но спонсирование внезапно прекратилось, реставрационные работы остановились. Это часть истории Селёвкинской церкви загадочна, и многое до сих пор неизвестно. Во времена перестройки и кризиса 90-х годов церковь вновь была разворована, в том числе и строителями, крест снят, а на его место установлен обычный железный.
В ХРАМ ПРИШЛА МОЛИТВА. Богослужения здесь не проводились до 2001 года. Затем власти Дмитровского района выделили деньги на восстановление церкви. Регулярные службы теперь совершаются только по большим праздникам.
Ныне храм и внутри, и снаружи сильно разрушен, многие фрески и иконостас не сохранены – сказались последствия размещения химического склада. На стенахи сводах остались лишь немногие фрагменты темперной живописи конца XIX века. Состояние церкви и колокольни в данный момент плачевно. Но здесь усердиями духовенства Дмитровского благочиния уже проходят субботники по благоустройству.
История села тесно связана с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Я документально проследила её от возникновения храма до наших дней. Но многое в истории мне не удалось узнать, и многое неизвестно ныне никому. Моей дальнейшей задачей является поиск новой информации. Кто знает, какие тайны хранит эта древняя церковь и что скрывает заваленный в сороковых годах подвал?
Вполне возможно провести там раскопки, хотя бы силами местной администрации, ведь храм нуждается в скорейшей и профессиональной реставрации. Найденные материалы могут стать первой страницей в раскрытии «белого пятна» на исторической карте Дмитровского края.
Надеюсь, что после этой публикации моя основная задача по поиску жертвователей для восстановления храма станет осуществимее.
По материалам исследовательской работы «История храма в Селёвкино» Ксении Тяпкиной, ученицы школы №1 им. Кузнецова, лауреата научно-практической конференции «Православие – основа нравственного и культурного возрождение народа».
Научный руководитель работы Алла Валериевна Аркадьева
- церковь рождества богородицы в руднево
- церковь рождества богородицы в славгороде