церковь рождества пресвятой богородицы в образцово
Богородицерождественский храм с. Образцово
Щелковское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви
История храма
Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный — в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне.
В марте 1703 года по указу Петра I село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. Затем усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящен в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны.
После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др.
Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой.
После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма — икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери – «Боголюбская» и «Акафистная».
Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др.
Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой.
Источники: Материалы сайта «Храмы России». Справочник «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовое преображение», 2008 г. Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., 1975 г. Протоиерей Олег Пенэжко «Город Щелково. Храмы Щелковского района». Владимир, 2000 г.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по адресу: Щелковский район, пос. Образцово, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения). Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624.
Кирилл Аминов, 23 мая 2015 г.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. Евфимия Чудотворца в 1585 и 1623 гг. была деревянная, стоявшая без пения, а в церкви образы и свечи, и колокола строение Спасо-Евфимьева монастыря. За 1628 г. в приходной книге Патриаршего казенного приказа написано: «новоприбылая в 1627 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Спасо-Евфимьева монастыря, в селе Образцове, на 1628 г. впервые дани взято 6 денег, поставлена церковь внове».
В дозорной книге Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «по сказке Рождественской церкви попа и села Образцова старосты и всех крестьян, с той церкви дани платят св. патриарха в казну Спасо-Евфимьева монастыря архимандрит с братьею из монастырской казны, да ему, попу, дают из монастыря хлебную и денежную ругу, да архимандрит с братьею дали к той церкви монастырской земли в двух полях по 2 десятины, а в третьем поле десятину, сенных покосов на 40 копен, да лесу на расчистку 2 десятины».
13 июля 1708 г. по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд, в Радонежскую десятину, в вотчину Спасо-Евфимьева монастыря, в село Образцово, в новопостроенную Рождественскую церковь; Успенского собора священник Петр антиминс взял. 17 сентября 1711 г. «выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; церкви Воскресения Христова, что у Арбатских ворот, поп Федот Гордеев антиминс взял».
В 1733 г. в Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Образцове каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Дело началось по прошению действительного статского советника графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина, служителя его Осипа Есаулова.
В прошении, поданном в казенный приказ 3 августа 1733 г., Есаулов писал: «вотчина у господина моего имеется в Московском уезде, село Образцово, и в оной вотчине церковь Божия во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Евфимия великого чудотворца древянная, ветха, в той церкви служить невозможно; а ныне господин мой желает, по обещанию своему, в селе Образцове построить церковь Божию каменную с двумя приделами, настоящую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, первый придел во имя Евфимия великого, второй придел во имя преп. матери нашей Марфы, и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы дать благословенную грамоту». Резолюция преосвящ. Иоакима архиепископа Ростовского и Ярославского: «дать указ о строении церкви, докладовано 21 сентября 1733 г.», того же года 20 ноября выдан указ из Синодального казенного приказа графу П.И. Мусину-Пушкину о строении каменной церкви.
20 августа 1736 г. граф П. Мусин-Пушкин в прошении, поданном в казенный приказ, объяснял, что «по данному указу в ноябре месяце 1733 г. велено ему в селе Образцове, вместо ветхой древянной церкви, построить вновь каменную с приделы и ныне оная церковь и приделы построены, токмо еще к освящению не приуготовлены, а при оной церкви придел преп. матери нашей Марфы к освящению в готовности и чтоб об освящении оного придела послать указ Большого Успенского собора протопопу с братьею». Резолюция: «дать о посвящении указ и освященный антиминс 1736 г. сентября в 1 день». Того же числа за № 561 выдан указ из казенного приказа Успенского собора протопопу Никифору Иванову и велено: «буде оная придельная церковь построена, освятить ему, протопопу, по новоисправному требнику, как о том напечатано о положении освященного антиминса».
15 июля 1737 г. «бил челом в казенный приказ графа П.И. Мусина-Пушкина служитель Осип Есаулова, что… настоящая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Евфимия великого и преп. матери нашей Марфы в селе Образцове построены и ныне та церковь ко освящению в готовности, а придел преп. матери нашей Марфы в прошлом 1736 в сентябре по данному указу освящен, а настоящая церковь с приделом не освящена и чтоб повелено было об освящении помянутой церкви с приделом дать указ и освященные антиминсы выдать». Резолюция: «дать о посвящении указ и антиминс, 1737 году июля 22 день».
Того же июля в 30 день выдан указ из казенного приказа Большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову, велено: «буде церковь и придел построены по силе данного указа, освятить ему, протопопу, с братьею по новоисправному требнику и для того освящения из синодального дому выдать антиминсы ему, протопопу, или диакону».
Село Образцово на реке Клязьме Московского уезда, Бохова стана, в 1585-1702 гг. находилось в вотчине Спасо-Евфимиевского монастыря; в 1703 г. по именному указу пожаловано боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину; в 1730 г. принадлежало его сыну графу Платону Ивановичу, у которого все имения в 1740 г. были отписаны и причислены к дворцовому ведомству. В 1749 г. село Образцово пожаловано графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину; после его смерти и его сына Андрея, принадлежавшие им имения в 1768 г. пожалованы племянникам графа А.П. Бестужева-Рюмина – князьям Алексею и Михаилу Волконским, которые между собою имения разделили и село Образцово досталось Алексею Волконскому, а после 1781 г. перешло к его сыну Михаилу по разделу с его братьями Петром и Николаем и сестрами Екатериною, женою А.И. Мусина-Пушкина, и Анною и их матерью вдовою княгинею Маргаритою Родионовною.
В селе Образцове в 1623 г. находились: двор монастырский и двор крестьянский; в 1646 г. – 6 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских; в 1678 г. – 10 дворов крестьянских и в 1704 г. двор боярина Мусина-Пушкина, дворы конюшенный и скотный, 6 дворов крестьянских.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.». Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 395, ООО «Де Агостини», 2020
В 2000 году Щёлковская земля обрела своего молитвенника и заступника перед Богом: Александр Крутицкий был причислен к лику священномучеников РПЦ. До Великой Отечественной войны на территории Образцова был образован совхоз, и здесь работала сельская школа. Грянула беда, и прихожане Рождество-Богородицкого храма вместе с другими селянами один за другим стали уходить на фронт. Закончилась война, начались трудовые будни. Со временем ценность храма в подмосковном Образцове признали советские власти. В декабре 1974 года согласно постановлению Совета Министров СССР церковь Рождества Пресвятой Богородицы была признана историческим раритетом и получила статус памятника архитектуры федерального значения. В 2016-м году храм в селе Образцово встретил своё 280-летие. Жизнь церкви продолжается, впереди новые благие события, деяния и, конечно же свершения.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №395, ООО «Де Агостини», 2020
Церковь Рождества Богородицы в Образцово
Храм Рождества Богородицы в селе Образцово городского округа Щелково был возведен в 1736 году по заказу владельца села Платона Ивановича Мусина-Пушкина. Церковь не закрывалась в советские годы, сохранила внутреннее убранство, росписи, иконы и старинный иконостас, который венчают деревянные скульптуры. Богородице-Рождественский храм имеет два придела, освященных в честь редких святых – святого Евфимия Великого и преподобной Марфы.
Образцово – вотчина боярина-инока Хабарова
Местность, где расположено село Образцово, во второй половине XV столетия принадлежала представителям древней и знатной русской фамилии – Хабаровым. Один из предков Хабаровых боярин Василий Федорович Образец-Симский в 1471 году воевал на Двине и в Заволочье, в 1478-1479 годах служил воеводой в Новгороде и Вятке. Вероятно, от прозвища Василия Федоровича «Образец» и произошло название села Образцово.
Внук Образца-Симского Иван Иванович Хабаров проявил себя не только на военном поприще и царской службе, но и остался в истории, как благочестивый христианин. В 1547 году Иван Иванович Хабаров выстроил каменную церковь Введения Пресвятой Богородицы у стен Троице-Сергиевой лавры, которая сохранилась до сих пор. Он также любил украшать богослужебные книги, святые иконы, аналои. Боярин делал щедрые пожертвования в Иосифо-Волоцкий, Переславский Горицкий и Ростовский Борисоглебский монастыри.
Иван Иванович Хабаров предпочитал уединенную жизнь и затворничество – келью и четки в руках. В 1558 году он принял иночество, в 1573 году числился среди братии Кирилло-Белозерского монастыря под именем инока Иоасафа. Там, в северной русской обители, славный боярин закончил свои земные дни, и был погребен за алтарем церкви Архангела Гавриила.
Строительство ныне существующей каменной Богородице-Рождественской церкви в Образцово было закончено в 1736 году, а до этого в селе поочередно сменилось пять деревянных храмов. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы существовала здесь еще во времена Хабаровых. В 1578 году по инициативе начальства Спасо-Евфимиевой обители в Образцово была построена вторая деревянная церковь (взамен обветшавшей) с тем же посвящением Рождеству Богородицы, но с новым приделом во имя преподобного Евфимия Великого. Третья деревянная церковь появилась после Смутного времени в 1620-е годы и просуществовала почти столетие. Четвертую и пятую церкви в Образцово возвели в начале XVIII века новые владельцы Мусины-Пушкины.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Храмоздатели Мусины-Пушкины
С 1701 года история Богородице-Рождественского прихода тесно связана с новыми владельцами села Образцово Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным и его сыном Платоном Ивановичем. 24 января 1701 года граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин был поставлен царем Петром I во главе особого ведомства – Монастырского приказа. Вместо жалованья графу было передано село Образцово, которое до этого, как указывалось выше, принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю. Эта передача изначально была временной, однако граф смог в 1710 году добиться у царя полной собственности на село Образцово. Спасо-Евфимиев монастырь пытался оспорить это решение, пользуясь тем, что граф вскоре впал в немилость царя, однако в итоге вотчина все же осталась за Мусиным-Пушкиным, что было подтверждено новой жалованной грамотой в 1722 году.
В 1730 году Образцово перешло по наследству сыну Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина – Платону Ивановичу, который и построил нынешнюю каменную церковь. Отец и сын Мусины-Пушкины оставили после себя добрую память, как храмоздатели. По их заказу были возведены несколько каменных церквей в Подмосковье: в 1725 году Троицкая (Борисоглебская) в Раменском, в 1728 году Рождества Иоанна Предтечи в селе Новорождествено (не сохранилась), в 1737 году были освящены церкви в селе Глазове (не сохранилась) и селе Горетове Можайского уезда.
В 1733 году Платон Иванович Мусин-Пушкин начал постройку каменной церкви в селе Образцово. Новый храм сохранял древнее посвящение Рождеству Богородицы и придел преподобного Евфимия Великого, но храмоздатель также желал добавить второй придел – в честь преподобной Марфы, матери Симеона Столпника. Редкая святая была небесной покровительницей супруги Платона Ивановича – Марфы Федоровны Хомяковой.
Каменный храм Рождества Богородицы был построен в 1736 году, а уже через 4 года граф Платон Иванович Мусин-Пушкин был подвергнут суду по делу о заговоре против императрицы Анны Иоанновны. Главным заговорщиком был назначен противник «бироновщины» Артемий Волынский. 23 июня 1740 года три лидера заговора были казнены, а граф Мусин-Пушкин, как один из «конфидентов», был лишен всех имений и сослан в заточение в Соловецкий монастырь. В северной ссылке граф, однако, пробыл недолго: в декабре того же 1740 года ему разрешили вернуться и жить в одной из своих деревень в Можайском уезде. Так или иначе, Образцово Мусиным-Пушкиным больше не вернули.
Надгробие Николая Петровича Кисель-Загорянского
С 1740 года, после ареста Мусина-Пушкина, имение перешло к Алексею Петровичу-Бестужеву Рюмину, затем к его сыну Андрею и племянникам Алексею и Михаилу Волконским. В XIX веке Образцовым владели также купцы Мещаниновы и Ляпины, а последними хозяевами села до революции 1917 года были дворяне Кисель-Загорянские. Великолепный надгробный памятник майора Николая Петровича Кисель-Загорянского в виде скалы-голгофы до сих пор сохранился на погосте церкви Рождества Богородицы в Образцово. Еще одно интересное надгробие сберегло память о гонимом храмоздателе – справа от входа в храм погребен Иоанн Кулешевский – «верный слуга графов Мосиных-Пушкиных», как гласит текст на могильной плите.
Надгробие Кулешевского «слуги графов Мосиных-Пушкиных»
Преподобный Евфимий и святая Марфа – мать Симеона Столпника
Стоит сказать несколько слов о редких святых, которым посвящены приделы церкви в Образцово. Святой Евфимий Великий родился в городе Мелитине близ реки Евфрат и с раннего детства воспитывался в семье дяди – христианского пресвитера. Благочестие юноши отметил местный епископ Евтропий, который сделал его церковным чтецом. Со временем епископ посвятил Евфимия в священный сан, однако молодой подвижник тяготился жизнью в миру. В 29 лет он тайно бежал в Иерусалим и поселился в пещере около одной из лавр. Здесь Евфимий познакомился с пустынножителем Феоктистом, с которым затем жил неразлучно и делил свои отшельнические подвиги.
Через пять лет два подвижника сменили место обитания и переселились на крутую гору, заросшую лесом. Там они жили совершенно уединенно, питаясь травой и растениями. Однажды лесное обиталище Евфимия и Феоктиста случайно обнаружили пастухи. Они разнесли по округе весть о святых иноках, и с тех пор к лесному скиту ежедневно стали приходить люди.
Среди посетителей святого Евфимия был начальник сарацинов Теревон. Знатный юноша тяжело заболел и, испробовав все средства врачей и знахарей, в последней надежде отправился к келье преподобного. Евфимий помолился над больным, совершил крестное знамение, и болезнь отступила. Теревон, его отец и бывшие с ним сарацины, увидев это чудо, приняли святое крещение и стали христианами. С тех пор к преподобному непрерывным потоком несли больных для исцеления. В поисках большего уединения Евфимий скрылся на горе Марда около Мертвого моря, а потом в пустыне Зиф. Наконец, Евфимий поселился рядом со своим другом Феоктистом на другой горе, где основал известный в ту эпоху монастырь. Преподобный Евфимий совершал чудеса и исцеления, обратил к христианской вере много язычников. Евфимий Великий скончался в возрасте 97 лет в 437 году от Рождества Христова.
Преподобная Марфа была матерью святого Симеона – первого известного столпника в истории христианского монашества. Преподобный Симеон уже в 18 лет принял монашеские обеты, но искал сугубых подвигов: обматывал себя веревкой так, что она глубоко впивалась в тело, жил на дне пересохшего колодца, испытывал себя сорокадневным отказом от пищи. Наконец, святой Симеон придумал новый вид подвижничества – соорудил башню-столп и поставил на нем хижину высотой около метра. Столп с каждым годом становился выше, пока не достиг, наконец, высоты 16 метров!
Однажды дьявол решил искусить святого. Он явился ему в виде ангела на огненной колеснице, сказав, что пришел забрать его живым на небо, как пророка Илию. Святой Симеон поверил этим льстивым словам и уже поднял правую ногу, чтобы ступить в колесницу, но распознал обман, когда сотворил крестное знамение. Дьявол в облике ангела мгновенно исчез, а святой в знак покаяния решил целый год стоять неподвижно на одной ноге – той самой, который чуть не ступил в колесницу.
Преподобный Симеон принимал посетителей, мирил ссорившихся, убеждал еретиков отказаться от заблуждений, исцелял болезни, неотлучно находясь на своей башне. Он скончался столетним старцем, проведя на столпе около 80 лет жизни. На месте необычного жилища преподобного впоследствии построили церковь, а потом – монастырь. О матери его Марфе, известно, что она скончалась на 30 лет раньше в 428 году при столпе сына.
Посвящения престолов церкви в Образцово напоминают о разных периодах древней истории села. Главный придел Рождества Богородицы отсылал к первой деревянной церкви в вотчине Хабаровых, придел преподобного Евфимия Великого относился к почти двухвековому периоду, когда селом владел Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, а третий придел преподобной Марфы (тезоименитой святой супруги храмоздателя графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина) указывал на эпоху Мусиных-Пушкиных.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†
Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?
— Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи.
Показать полностью. Наконец, в 40 день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9 по 40 день) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках.
Воздушные мытарства — название препятствий через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни.
В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
1. Мытарство празднословия. Здесь истязуются те, кто разговаривал сверх меры или на недушеполезные темы, разносил дурную молву о ком-либо.
2. Мытарство лжи. Здесь человек отдаёт отчёт за всякое лживое слово, за неискреннюю исповедь во грехах и за неисполнение данных Богу обетов.
3. Мытарство осуждения и клеветы. Здесь истязуются те, кто осуждает своего ближнего и когда один клевещет на другого, когда ругается и смеётся над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные.
4. Мытарство чревоугодия. Здесь истязуются те, кто выше всего ставил чувственные удовольствия от объедения и пьянства.
5. Мытарство лености, на котором человек даёт ответ за все дни и часы, проведённые в праздности. Здесь же задерживаются тунеядцы, питающиеся чужим трудом и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчёт с тех, которые ленятся в воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим.
6. Мытарство кражи. Здесь испытываются те, кто присваивал каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
7. Мытарство сребролюбия и скупости. Здесь истязуются те, кто любит деньги, имущество, желает обогатиться, мечтает о богатстве.
8. Мытарство лихоимства, где испытываются берущие за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужой бедой.
9. Мытарство неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невиновных; здесь же истязуются те, кто не отдаёт должной платы наёмникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное.
10. Мытарство зависти. Здесь истязуются те, кто завидовал, кто в мыслях желал чужого.
11. Мытарство гордости, где истязуются те, кто тщеславен, много думает о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве; особенно же тщательно здесь испытываются те, кто непочтителен к отцу и матери, а также поставленным от Бога властям.
12. Мытарство гнева и ярости. Здесь истязуются те, кто был раздражительным, злопамятным, мстительным. Кто возмущал сердце яростью до помрачения ума.
13. Мытарство на котором истязуются те, кто в сердце своём питает зло на ближнего и воздаёт злом за зло.
15. Мытарство где истязуются духами за черодейство, колдовство, обаяние, нашёптывание, призывание бесов.
16. Блудное мытарство, где истязуются человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения.
18. Мытарство содомское, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения.
19. Мытарство ереси, где истязуются те кто придумывал или изобретал учения, противные Божественной истине или упорно и намеренно извращал Божественную истину.
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия, где истязуются те кто был немилосерден, глух к мольбам ближнего своего.
Помня все это и несомненно веря этому учению о прохождении душою мытарств, так как это принято всей святой нашей Церковью, и об этих страшных истязаниях можно найти много упоминании у святых отцов. Поэтому полезно заранее, пока еще нам даны сроки, приготовиться к смертному часу, внимательно рассмотреть все свои грехи. Заблаговременно отнять у злых демонов все, что в их лапах может послужить орудием наших терзаний и мучений!
Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.
Что должно особенно нас подталкивать на исповедь, какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству?
И там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.
(Архимандрит Лазарь. Таинство Исповеди)
Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе.
Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом.
Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель!
Свт. Игнатий.