Это место всегда вызывает много вопросов: почему колокольня есть, а церкви нет. Еще интереснее название «на Бутырках», что значит «на отшибе». А ведь в XVI веке эти места принадлежали боярину Никите Романовичу Захарьину, деду первого царя из рода Романовых. В середине XVII столетия здесь разместили Бутырский стрелецкий полк.
В 1682-1684 годах на средства стрельцов построили храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе. Автором чертежей был царь Федор Алексеевич.
При пятиглавом храме была трапезная на 2 000 человек, церковно-приходская школа, богадельня и отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня. Церковь стала одним из красивейших зданий XVII века в России.
Во время войны 1812 года занявшие столицу французские войска превратили храм в продовольственный склад. Но уже к концу года в церкви возобновились богослужения. А в 1855 ансамбль Рождественского храма восстановили.
В 1918 году церковь Рождества Богородицы на Бутырках признали ценным произведением русской культуры и поставили на государственную охрану. В начале 1930-х храм даже едва не стал кафедральным собором вместо Елоховского. Но уже к тому времени богослужений в церкви не было, а в 1935 году ее закрыли.
После этого здание храма передали заводу «Знамя» Глававиапрома. Церковь перестроили до неузнаваемости и превратили в один из заводских цехов.
Есть несколько версий, почему в советское время Рождественскую церковь не сломали: говорили, что в ней похоронен французский маршал Наполеоновской армии, и за охрану его могилы платит французское посольство. Также вспоминали Суворова и его возможные подвиги в этих местах.
В начале Великой Отечественной войны верхние ярусы колокольни разобрали, так как она могла стать ориентиром для вражеской авиации. Тогда же исчезли трапезная, здания приходской школы и богадельни. А в 1970 году между сохранившимися частями церкви Рождества Богородицы построили новое заводское здание. Фактически оно разрезало храм надвое: основная часть церкви оказалась во дворе, а колокольня выходит на Бутырскую улицу. При этом еще в 1960 году Совет Министров СССР обязал завод «Знамя» освободить храм, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать здание и обеспечить удобный проход для прихожан. Но эти указания проигнорировали.
В конце 1990-х власти занялись вопросом возврата храмовых построек верующим. Но оказалось, что после строительства здания завода колокольня храма Рождества Богородицы сохранила исторический адрес на Бутырской улице, а сам храм оказался прописан по местоположению завода на Большой Новодмитровской, дом 23. По документам памятниками культурного наследия были только строения по адресу Бутырская, 56. Так Рождественский храм вновь остался цехом завода.
Наконец 15 апреля 2000 года вышло распоряжение Правительства РФ передать здание церкви Рождества Богородицы в Бутырской слободе Московской Патриархии. Еще долго службы совершали в освященном в 1999 году на первом этаже колокольни храме Димитрия Донского. На колокольне уже восстановили утраченные ярусы и 40 слухов с кокошниками на шатре. Работы выполнили с исторической точностью, даже кирпичей потребовалось столько же, сколько и при строительстве — 162. А основному зданию храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе реставрация еще только предстоит. Богослужения все еще идут во временном помещении.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БУТЫРСКОЙ СЛОБОДЕ
Дорогие братья и сестры! Напоминаем Вам, что перед причастием исповедоваться следует вечером. Утром исповедуются только болящие, имеющие маленьких детей или иные веские причины.
03 НОЯБРЯ
СРЕДА
17.00
храм
Всенощное бдение,
Лития
Празднование
Казанской иконе
Божией Матери
04 НОЯБРЯ
ЧЕТВЕРГ
храм
Божественная Литургия
05 НОЯБРЯ
ПЯТНИЦА
17.00
храм
Вечерня, Утреня,
Панихида
Димитриевская родительская суббота.
06 НОЯБРЯ
СУББОТА
храм
Божественная Литургия,
лития
17.00
храм
Всенощное бдение
НЕДЕЛЯ 20-я по Пятидесятнице
07 НОЯБРЯ
Воскресение
храм
Божественная Литургия,
молебен
Вмч. Димитрия Солунского
08 НОЯБРЯ
Понедельник
10.00
колок
Молебен
13 НОЯБРЯ
СУББОТА
10.00
колок
Молебен
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана и др.
17.00
храм
Всенощное бдение
НЕДЕЛЯ 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и
чудотворцев
Косьмы и Дамиана
14 НОЯБРЯ
Воскресенье
храм
Божественная Литургия,
молебен
17 НОЯБРЯ
СРЕДА
17.00
колок
Великая Вечерня, Утреня
Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.
18 НОЯБРЯ
ЧЕТВЕРГ
колок
Божественная Литургия
20 НОЯБРЯ
СУББОТА
10.00
колок
Молебен, лития
Мучеников в Мелитине
17.00
храм
Всенощное бдение,
Лития
НЕДЕЛЯ 22-я по Пятидесятнице
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в г. Москве.
Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году. По стилю зодчества принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.
Начало 20 века. Вид с Бутырской улицы.
И ныне на Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.
Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.
Сам же храм, вернее то, что от него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть сам храм, нужно пройти на Большую Новодмитровскую улицу, пролегающую параллельно Бутырской с восточной ее стороны.
Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева уродливыми постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным колючей проволокой.
Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.
А в начале XX века это был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева пристроенные крылья, в которых располагалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20в. Вид на северную стену храма.
На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.
К четверику храма примыкала длинная трапезная с двускатной крышей и с большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.
Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.
Западная паперть, трапезная часть храма.
Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.
Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму. Колокольня состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.
Колокольня храма в начале 20 в.
Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона, была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цветами, такие же изразцы, но изображавшие райских птиц были при входе в храм.
Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками здесь находилась звонница, увенчанная конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.
Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.
К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. В настоящее время колокольня со звонницей полностью восстановлены в историческом виде.
«В 1810 году, стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи, известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1]. Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг. ХХ в. практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века, образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.
В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы, и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.
Несмотря на то, что храм считался памятником архитектуры, уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма механические мастерские № 4, на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.
1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.
2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.
3) изменить характер использования здания храма.
4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.
Однако никто эти обязательства выполнять не собирался и, даже более того, в 1970 году были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни. Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте был прекрасный церковный ансамбль.
1970-е гг.-1998г. Бутырская ул., остатки колокольни.
Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.
За время использования заводом здания храма оно до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.
Коней 20 в. Зданием храма пользуется завод.
Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет, фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски. В помещениях расположили цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.
Остатки росписей купольной части храма.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под храм (площадью 16 м 2). В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.
В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.
Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.
[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.
[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»
Бутырский. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Подмосковное село Бутырки долгое время принадлежала Романовым (еще до их восшествия не престол). В 1646-47 гг. владельцем села боярином Никитой Ивановичем Романовым была воздвигнута деревянная церковь. В 1682-84 гг. в центре солдатской Бутырской слободы была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца. Неподалёку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня. Она состояла из трех уровней, причем через нижний ярус был сделан проход на территорию церкви.
Во время наполеоновского нашествия храм был сильно поврежден изнутри, однако уже в конце 1812 года в нем возобновились богослужения, а в 1855 г. храмовый комплекс был полностью востановлен. В конце XIX – начале XX рядом были также построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
В конце XX века вышли правительственные указы об изъятии здания храма из собственности завода, но они были выполнены только в части колокольни, которая сохранила адрес храма. В остатке колокольни сейчас находится храм в честь князя Димитрия Донского, к нему пристроена апсида, а рядом сооружена небольшая временная колокольня.
15 апреля 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, подписанное В. Путиным (тогда премьер-министром), согласно которому в течение одного месяца завод должен был передать здание церкви с прилегающими к ней земельными участками в безвозмездное пользование Московской Патриархии. Однако распоряжении это не выполнено, и здание храма по-прежнему находится за забором завода и используется им как цех. Здание это можно увидеть, обойдя заводскую территорию так, чтобы оказаться с другой стороны корпуса вдоль Бутырской улицы. Впрочем, для воссоздания облика храмового комплекса, очевидно, необходимо снести заводской корпус между храмом и колокольней, что, надо полагать, весьма и весьма проблематично.
Надвратная колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе
Она была достаточно высока (около 14 саженей с крестом) и состояла из трех ярусов. В нижним ярусе – четверике – устроили проездные ворота. Во втором (тоже четверике) находилась палатка для хранения храмовой утвари. Третий ярус – восьмерик с открытой аркадой служил для размещения колокольного подбора. Венчал колокольню высокий восьмигранный шатер. Точное количество колоколов в подборе пока не установлено. На период конца XIX – начала ХХ века сведения имеются только о двух колоколах. Большой колокол – благовестник – весом в 312 пудов был отлит на заводе Николая Афанасьевича Самгина 7 апреля 1864 года и имел название «С нами Бог». Полиелейный колокол весом 122 пуда был отлит в 1799 году.
Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений нижнего яруса – нарядная тройная арка с «висячими» гирьками – над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции – каждая из трех рельефных «кувшинообразных» деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. В Ярославле такие детали имеют конструктивное значение – служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. В качестве опор «кувшинообразный» мотив использовался и в московской архитектуре: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и в 1670-е годы – для оформления галереи храма свт. Николая в Столпах. Как декоративный элемент они украшают колокольни храмов свт. Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами свт. Николая в Столпах и свт. Григория Неокессарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках этот мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов.
Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы «стекают» на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны – столбики из четырех граненых бусин, а сверху – роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах. Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с «висячей» гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа.
Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и создают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.
Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель.
Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года).
Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека.
Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».
Благовестный колокол храма свт. Николая Явленного весил около 212 пудов. Его перелили из старого поврежденного колокола весом 164 пуда. Переливку выполнили на заводе московского купца Данилы Тюленева в 1751 году. Новый колокол был украшен литыми изображениями икон и двуглавых орлов под тремя коронами. Историю колокола сообщала литая надпись на нем.
К сожалению, в судьбах всех трех колоколен есть трагическое сходство. В 1931 году был уничтожен храм свт. Николая Явленного на Арбате. Не удалось спасти и колокольню, которая «мешала» расширению Арбата. В 1933 году Москва лишилась церкви Живоначальной Троицы в Зубово. Территория понадобилась для строительства корпуса издательства «Советской энциклопедии». Сейчас на этом месте жилой дом №31. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках в эти трагические годы уцелел, но в 1941 году уникальную шатровую колокольню разобрали как «ориентир» во время бомбежек. Другим предлогом был пороховой склад, находившийся в одном из бараков рядом с ней. Сейчас от уникальной колокольни остался только нижний ярус.
Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе был построен в 1682-1684 годах на средства Бутырского стрелецкого полка, недалеко от существовавшей ранее деревянной церкви. При пятиглавом храме на 2000 человек, приход открыл церковно-приходскую школу и богадельню. Построенная (по преданиям)по чертежу царя Федора Алексеевича церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России.
Во время Отечественной войны 1812 году занявшие столицу наполеоновские войска превратили храм в продовольственный склад. Однако уже к концу 1812 года в церкви были возобновлены богослужения, а в 1855 году ансамбль был полностью восстановлен. Казалось, что смутное время революционных потрясений обойдёт Рождественскую церковь стороной: декрет 1918 года относил весь архитектурный комплекс к выдающимся произведениям русской культуры, охраняемым государством и не подлежащим уничтожению. Более того, в начале 1930-х гг. храм Рождества Богородицы чуть было не стал кафедральным собором вместо Елоховского.
Однако ещё в начале 1920-х гг. регулярные богослужения в храме были прекращены, а в 1935 году он был окончательно закрыт. В том же году здание храма было передано заводу Глававиапрома. Сам храм был превращён сначала – в склад, а вскоре – в один из заводских цехов.
Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе церковь (уничтожена).
В начале XVII в. на землях боярина Ивана Никитича Романова (унаследовал это владение от отца, Никиты Романовича Юрьева), была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возникла Бутырская слобода (от слова «бутырки» – отдельно стоящий хутор, выселки). Население Бутырской слободы быстро увеличивалось за счет тех москвичей, которые, не желая платить налоги и отбывать военную службу, записывались в крестьяне к боярам Романовым. В 1649 г. беглецов по указу царя Алексея Михайловича переселили обратно в Москву, а их место заняли пленные поляки. После заключения в 1656 г. мирного договора с Польшей пленники были отпущены на родину, а в Бутырках разместился московский выборный, то есть отборный полк. Это был старейший из регулярных полков России, сформированный по указу царя Михаила Федоровича в 1642 г. Он находился в ведении Стрелецкого приказа и получил название Бутырского.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы значилась полковою. В 1682–1684 гг. в честь победы России над крымским ханом на средства полка деревянную церковь заменили каменной, и ее освятил патриарх Иоаким. Церковь была по размерам, красоте и богатству одной из самых красивых в Москве. Это был большой пятиглавый собор, золотые купола которого издали видели подъезжающие к Москве по Дмитровской дороге. Отдельно стояла надвратная шатровая колокольня, очень изящная и изысканная, схожая с колокольней церкви Николы Явленного на Арбате. Церковь была выстроена при полковнике Родионе Жданове, имела приделы преподобного Сергия Радонежского (правый) и святителя Николая (левый). Одновременно были построены трапезная на две тысячи человек, церковноприходская школа и богадельня.
В 1812 г. в храме французы устроили конюшню и склад. Приходские защитники были убиты, староста казнен – повешен на Распятии Христовом. После изгнания неприятеля церковь восстановили. Когда беды были забыты, на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября вокруг церкви шумела большая ярмарка, разбивали шатры и балаганы. В лавках продавались знаменитые бутырские баранки. Веселились на ярмарке «бутырщики» – так стали называть живших здесь работников типографии Московского университета.
В 1915 г. рядом с церковью начали строить миссионерское подворье с большим, на полторы тысячи молящихся, храмом, аудиториями, музеем, магазином, часовней. В иконостасе церкви (выполнен в 1855 г.), сохранялись иконы XVII века. Приделы имели мраморные иконостасы, выполненные также в XIX веке. На втором ярусе колокольни, над проездными воротами, находилась редкая икона, уничтоженная вскоре после Октябрьской революции 1917 г.: барельеф Богоматери с Младенцем.
В первые годы советской власти храм уничтожили почти полностью. Его обезображенный остов можно видеть с Большой Новодмитровской улицы. Место, где некогда находились многочисленные храмовые постройки, отмечает здание, являющееся остатком колокольни. В начале 1990-х годов силами верующих остатки колокольни были расчищены, и в ее нижнем ярусе в 1999 г. освящена церковь во имя святого благоверного князя Димитрия Донского (Бутырская улица, дом № 56).
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
В московском храме Рождества Богородицы в Бутырской слободе нашли роспись знаменитых мастеров. Неожиданное открытие сделали реставраторы, которые работают в старинной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Этот храм с надвратной колокольней — памятник истории, культуры и архитектуры XVII века федерального значения. Он построен в 1684 году в память об окончании войны с Турцией и Крымским ханством. Это первый в России полковой храм, он возведён на средства Бутырского стрелецкого полка. Именно поэтому размеры храма были такими, чтобы мог поместиться целый полк.
В советские годы к храму пристроили дополнительные помещения и открыли здесь машиностроительный завод. В 2006 году храм вернули Церкви. Но реставрационные работы в этой церкви тормозятся из-за проблем с финансированием. Однако это не помешало реставраторам найти уникальные росписи, которые скрывались под 10 слоями краски на 3-м этаже. Это настенная и купольная живопись художников иконописной школы мастерской Сафоновых из Палеха.
Знаменитый Николай Сафонов основал художественную династию, работая сначала вместе с сыном Михаилом. В его реставрационной фирме с мастерскими в Москве и в Санкт-Петербурге работали до 800 человек. Иконописцам из мастерской Сафоновых принадлежит роспись Грановитой палаты и Благовещенского собора Московского Кремля.