церковь сицилийской иконы божией матери воронежская область
«Приезжайте в Дивногорье! Всё можно увидеть своими глазами»
Игумен Алексий (Сукачев)
На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Свято-Успенского Дивногорского монастыря Воронежской епархии игумен Алексий (Сукачев).
Отец Алексий, согласно преданию, история Дивногорской Свято-Успенской обители, начинается с XI века, когда два монаха, спасаясь от гонений католиков, пришли на Воронежскую землю и принесли с собой икону Божией Матери «Сицилийская». Монастырь действительно существует на Воронежской земле с тех самых пор?
Из предания мы знаем, что явление Дивногорской иконы Божией Матери «Сицилийская» (празднуется 17 февраля н. с.) произошло в 1092 году. Именно тогда схимонахи Ксенофонт и Иоасаф принесли этот образ в наш край из Сицилии. Не исключено, что как раз в это время в Дивногорье обосновались первые монахи. Со временем их поселение расширилось и превратилось в довольно большой пещерный монастырь.
Упоминания об обители имеются в официальных архивных документах ХVII века. Сохранилась переписка игумена Гурия, настоятеля Дивногорского Свято-Успенского монастыря с царем Алексеем Михайловичем, датированная 1653 годом. Игумен просил помощи для своей обители, и когда помощь была оказана (государь выделил монастырю денежные средства и землю), отец Гурий отчитался перед царем, на что были потрачены деньги и как были использованы земельные наделы.
Из исторических документов мы также знаем, что в 1389 году митрополит Киевский и всея Руси Пимен проплывал из Москвы в Царьград, а сопровождавший его человек делал записи и зарисовки их путешествия. Из этих записей известно, что судно шло по Дону и реке под названием Тихая Сосна, что место это было пустынное, ни людей, ни зверей путешественники здесь не встретили, но на рисунке видно, что в расположенных на высоком берегу Дона дивах (дивы – меловые горные образования. – Ред.) видны окошечки и дверцы помещений. Соответственно можно сделать вывод, что какая-то жизнь здесь в то время уже была. Вероятно, в пещерных кельях жили монахи-отшельники.
В 2018 году два не знакомых друг с другом человека, приезжавшие к нам в монастырь в разное время, рассказывали, что они в советские годы еще детьми бывали в Дивногорских пещерах. По их словам, в середине XX века подземные ходы в них были очень длинными. Ход из монастыря разветвлялся и шел к монастырю, к Дону и под Доном. Чтобы не заблудиться, дети брали с собой пять-десять катушек ниток. В настоящее время заблудиться в пещерах невозможно, так как ходы завалены и доступа к ним нет. Эти же люди рассказывали, что в пещерах под землей, в горах, есть карстовое озеро.
Возможно, иноки прятались в этих пещерах от набегов кочевых племен. В Курской области есть похожие пещерные храмы [1], которые основали монахи-отшельники. Исторические документы, датированные 1672 годом, свидетельствуют, что эти иноки ушли из наших мест из-за постоянных набегов.
Как сложилась жизнь монастыря в послереволюционные годы?
В 1918 году монастырь был закрыт, и монахи вынуждены были образовать трудовую артель по обработке земли. Братии тогда было 70 человек, около 40 человек трудников. Но более или менее спокойная жизнь продолжалась здесь до 1924 года. Потом монахов выгнали из монастыря, и на его месте был образован дом отдыха «Дивногорье», который просуществовал до войны.
В 1941–1942 годах на его месте открылся советский эвакуационный госпиталь № 2636, а когда фашисты захватили здешние высоты, в Дивногорье обосновались венгерские части гитлеровской армии. В помещениях находился венгерский госпиталь. В 1944–1945-м наша армия освободила Воронежскую область от оккупантов, и в монастыре снова заработал советский военный госпиталь № 2616. После войны и до 1963 года в Дивногорье находился дом отдыха. А с весны 1963 года здесь разместился туберкулезный санаторий «Дивногорье», который просуществовал до 1997 года. Затем здания начали потихоньку передавать Церкви, и в монастырь стали приходить первые монахи. Один брат живет в обители с 1997 года, еще двое – с 1998. Остальные пришли позже. Первым настоятелем возрожденного Свято-Успенского Дивногорского монастыря был архимандрит Парфений (Шалатонов). После него до 2016 года обитель возглавлял игумен Максим (Лапыгин).
Сколько сейчас братии подвизается в монастыре?
Пятнадцать человек. Многие отмечают, что желающих посвятить себя монашеской жизни в наши дни стало меньше, но у тех, кто сегодня стремится в монастыри, можно наблюдать достаточно трезвое отношение к монашеству.
Есть ли у насельников возможность ежедневно посвящать какое-то время келейной молитве?
Обязательно. Служба заканчивается около 9 часов (Литургия в монастыре служится ежедневно), обед – в 11 часов. После службы каждый может заниматься своими делами. Когда я был на Святой Горе Афон, мог заметить, что братия – и молодые иноки, и совсем старенькие – трудятся 4 часа в день. Так и у нас теперь – не менее четырех часов в день насельники монастыря должны уделять своему послушанию.
Доступен ли игумен для братии? Есть ли у насельников монастыря возможность общаться с наместником? Из чего складывается ваше общение? Как Вы окормляете братию?
Да, конечно, игумен доступен для братии. Какие-то частные вопросы мы обсуждаем на исповеди после повечерия. Также в монастыре есть традиция ежедневного чтения за трапезой житийной и святоотеческой литературы. Иногда я сам что-то предлагаю братии, когда вижу, что надо уделить внимание той или иной проблеме духовной жизни. Иногда кто-то из насельников монастыря предлагает духовную литературу для совместного чтения. Если она соответствует нашим потребностям, я знакомлю с ней братию. Если нет, стараюсь предложить что-то, что имеет прикладное для аскетического делания значение. Читаем материалы монашеских конференций. Иногда братия довольно живо обсуждает прочитанное, бывают у нас и расхождения во мнениях по некоторым вопросам, которые освещались на монашеских встречах.
Отец Алексий, в каком возрасте Вы приняли решение принять монашество? Расскажите, пожалуйста, немного о своем пути в монастырь.
Осознанная вера пришла ко мне в студенческие годы, хотя я помню, как нас с братом еще в детстве бабушка водила в Казанский храм в Воронеже. Моя мама, оказывается, всю жизнь постилась в среду и пятницу, но я узнал об этом, только когда стал взрослым. Я был послушным ребенком и поэтому пошел учиться туда, куда посоветовали мне идти родители. После девятого класса школы мы с братом продолжили учебу в электро-монтажном техникуме, по окончании которого поступили в Технологическую академию. Брат не стал доучиваться в вузе и ушел в монастырь. Он и сейчас подвизается в обители святителя Тихона Задонского, а я закончил академию и около шести лет отработал в конструкторском бюро химавтоматики. Потом стал пономарить в храме на приходе у игумена Максима (Лапыгина), и батюшка благословил меня поступить в семинарию. После рукоположения некоторое время служил в Благовещенском кафедральном соборе, потом был постриг в мантию в Дивногорской обители, я продолжил служить в соборе. Владыка Сергий (митрополит Воронежский и Лискинский. – Ред.) благословил меня поступать в Московскую духовную академию. Исполняющим обязанности наместника монастыря я стал 16 октября 2015 года. А в конце декабря 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил прошение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия о моем назначении.
Из новостной ленты монастырского сайта и постов дивногорской группы в социальных сетях можно увидеть, что обитель сегодня активно занимается просветительской деятельностью, в том числе и в молодежной среде…
Лискинский район Воронежской области, к счастью, нельзя назвать умирающей провинцией. Здесь работают заводы, заботливо обрабатывается земля, развивается сельское хозяйство, животноводство. Два года назад в селе Селявное, рядом с которым находится Дивногорский монастырь, было построено современное здание общеобразовательной школы. В селе довольно много детей, молодежи. У одного из наших священников, отца Димитрия есть желание вести миссионерскую деятельность среди наших односельчан. Он является почитателем убиенного священника Даниила Сысоева и сторонником так называемой уличной проповеди. Батюшка активно общается с людьми, беседует с селявинцами о Боге и Церкви.
Еще одним направлением просветительской деятельности монастыря можно назвать наши встречи с паломниками и туристами, которые по субботам приезжают в обитель из Воронежа. С недавнего времени раз в неделю начала ходить прямая электричка из Воронежа до Дивногорья, люди приезжают на ней в 11 часов и в 16 часов возвращаются обратно. Мы устраиваем для них молебен, проводим экскурсию, предлагаем им обед и обязательно отводим время для бесед со священником.
У монастыря есть сайт, страницы ВКонтакте и других социальных группах, бесплатная газета «Дивногорский благовестник», где мы стараемся размещать душеполезные тексты. Братия раздает газету односельчанам и паломникам, можно также взять ее в монастырском храме.
С недавнего времени в монастыре открылась музейная экспозиция, посвященная советским военным госпиталям, которые находились здесь в годы Великой Отечественной войны, и истории нашей обители в дореволюционный период. Как выяснилось, есть острая необходимость говорить с детьми и подростками о Великой Отечественной войне и народе-победителе, избавившем мир от фашизма, – как и об истории России в целом. Из бесед с юными посетителями нашей экспозиции мы поняли, что они нередко имеют весьма смутное представление о важнейших исторических событиях своей страны.
В теплое время года в Дивногорье приезжает отдыхать молодежь. У монастыря установились дружеские отношения с молодежной организацией «Нескучный день». Ее руководители – верующие, воцерковленные люди. В дни каникул и на выходные они организуют поездки к историческим или живописным местам, посещают достопримечательности и заодно знакомятся со святынями – храмами и монастырями разных епархий. Стараются организовывать для ребят встречи с духовенством. В этом году они побывали у нас уже в четвертый раз. Иногда приезжают по 40-60 человек. Мы устраиваем для них экскурсии, обеды, а они помогают монастырю в повседневных трудах. Совмещают, как говорится, приятное с полезным. Во время байдарочного похода по Дону ребята разбивают в двух километрах от монастыря лагерь и утром следующего дня приходят к нам. Помогают по хозяйству, а после вечернего богослужения мы беседуем на разные темы. Они имеют возможность задать священнику любые вопросы, в том числе и те, которые поднимаются в социальных сетях и касаются критики Церкви и священства. К сожалению, в информационном пространстве люди, настроенные против Церкви, проявляют бóльшую активность, чем ее члены и сторонники. Это очень чувствуется по тем вопросам, которые задают нам ребята. Мы стараемся отвечать на их недоумения честно, и, думаю, результатом нашей искренности становится то, что многие после таких бесед приходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Таин.
Вы возглавляете монастырь, который удален от шумного города. Чем для вас являются монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству? Нужны ли, на Ваш взгляд, монахам такие встречи, или же, наоборот, они отвлекают насельников монастырей от уединенной иноческой жизни?
На мой взгляд, монашеские конференции очень нужны. Я считаю себя молодым наместником, и для меня эти встречи – уникальная возможность приобрести опыт управления духовной и хозяйственной жизнью монастыря. Очень полезно и интересно бывает слушать доклады конференций, но не менее ценно и наше неформальное общение во время этих встреч. Не обо всем, может быть, удобно бывает спросить с микрофоном в руках, но в перерывах между докладами и во время поездок к святыням (посещение святых мест всегда входит в программу конференций) мы имеем возможность обсуждать и духовные, и хозяйственные, и административные вопросы монастырской жизни. Так, например, когда мы ездили на Кипр, настоятели разных обителей делились друг с другом, рассказывая, чтó производят монастыри, как хранят и как реализуют свою продукцию. Это было очень интересно. Я всегда с радостью еду на конференции, не для того даже, чтобы отвлечься от ежедневных забот, хотя и это бывает необходимо, а потому что эти встречи приносят очень большую пользу. Ты словно получаешь возможность другими глазами посмотреть на жизнь своей обители. Появляется желание что-то изменить, улучшить.
Запомнилось, как на одной из монашеских встреч владыка Тихон Псковский и Порховский, передавая нам слова отца Иоанна (Крестьянкина), сказал, что монастырям надо учиться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, потому что придет время, когда никто не будет нам помогать. Благодаря этим словам отца Иоанна Сретенский ставропигиальный монастырь Москвы занялся издательской деятельностью, которая и по сей день приносит хорошую прибыль обители. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, руководствуясь похожими соображениями, занимается животноводством. Кроме того, трудники и паломники (к нам приезжают потрудиться и семейные люди с детьми) бывают очень довольны тем, что имеют возможность приобрести качественную продукцию. Некоторые из них уже не первый год проводят в монастыре свой летний отпуск, стремясь побыть в тишине, подышать свежим воздухом, помолиться, походить на службы и потрудиться для пользы обители. И монастырь в свою очередь старается обеспечить этим людям полноценный рацион питания, в который входят экологически чистые продукты, производимые монастырским хозяйством.
Не только конференции, но и информационная деятельность СОММ не менее действенно помогает монастырям. То, что размещает портал «Монастырский вестник», скажем, в рубрике «Консультация», мы используем в повседневной жизни, – например, «Методические указания по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения» с разъяснениями помощника председателя СОММ, С.А. Анохиной, или комментарии Юридической службы Московской Патриархии к новеллам действующего законодательства. Необходимые для всех обителей прикладные знания теперь, благодаря информационной работе СОММ, можно получить дистанционно.
Чем, по Вашему мнению, должен руководствоваться человек, выбирая для себя монастырь?
На мой взгляд, самое важное в монашеской жизни общежительного монастыря – это добрые, доверительные отношения братии с игуменом. Если это есть, будет и все остальное. Любое испытание можно преодолеть, когда есть доверие к игумену и братии. Если же человек замыкается, ищет чего-то своего, то ему придется приложить усилие, чтобы найти такой монастырь, где его поймут и где он сможет найти свой дом. Дивногорский монастырь мне нравится тем, что в осеннее и зимнее время здесь есть возможность жить уединенной молитвенной жизнью, читать святоотеческие творения, трудиться. Приезжайте, всё можно увидеть своими глазами.
Фото: Владимир Ходаков
Игумен Алексий (Сукачев)
Беседовала Екатерина Орлова
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.
—Ссылки
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ПЕЩЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ В БОЛЬШИХ ДИВАХ
Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) — уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря в Лискинском районе Воронежской области России, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Храм является одной из самых популярных достопримечательностей Воронежской области.
История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря. Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы».
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.
Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. – времени создания музея-заповедника – состояние храма было удручающим.
С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.
В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в «Больших Дивах» является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.
14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.
Вход в пещеру находится в основании мелового останца, расположенного на правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна, в непосредственной близости от северной окраины хутора Дивногорье.
По деревянной лестнице можно поднятся на вершину 200-метровой горы, откуда открывается прекрасный вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна.
Поскольку церковь расположена в меловой толще внутри горы, температура внутри довольно стабильна на протяжении года, а летом даже в большую жару в помещениях прохладно, а зимой, когда в окружающей степи дуют ветры и приходят снежные бураны, относительно тепло (температура воздуха держится на уровне 12-15 градусов C).
Прогуливаясь на вершине горы можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм).
Также, если присмотреться, меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами — меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными, на горе и в её окрестностях обитает редкая птица — дрофа.
Конфликт из-за мелового храма в воронежском Дивногорье: на чем стоят ученые и священнослужители
Конфликт из-за мелового храма в воронежском Дивногорье: на чем стоят ученые и священнослужители
Рабочая встреча при Общественной палате Воронежской области по вопросу передачи церкви Сицилийской иконы Божией Матери в Дивногорье Лискинского района митрополии состоялась в пятницу, 27 марта. В обсуждении конфликтной ситуации приняли участие представители Русской православной церкви (РПЦ), ученые и общественники.
Модератор дискуссии, член Общественной палаты Воронежской области Виктор Меснянкин озвучил собравшимся позицию губернатора Александра Гусева – передача церкви возможна только при достижении согласия между всеми участниками спора.
– Давайте искать консенсус. Позиция губернатора такова, что передача храма требует общественного согласия и состоится только при его достижении. Надо прекратить всякую агитацию. Мы уже нашли какие-то точки соприкосновения. Обязательно будем разбираться дальше. Антагонизма никто не испытывает. Уверен, многие вопросы снимутся, – заявил медиатор.
Аргументы обеих сторон конфликта – в материале РИА «Воронеж».
Общественник: «Музей лишится 80% доходов»
Председатель Воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Никитин отметил противоречие двух федеральных законов. Закон №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» вступает в противоречие с законом №33 «Об особо охраняемых природных территориях».
– Закон №33 запрещает изменения целевого назначения земель и любую деятельность, противоречащую задачам государственного заповедника. Основная деятельность музея при передаче храма РПЦ оказывается под вопросом. В случае передачи музей может лишиться 80% доходов. Это несколько миллионов рублей, которые приносят именно туристы. Кроме того, состояние пещерного храма требует постоянного присутствия специалистов, определенных манипуляций. Объект хрупкий, будем прямо говорить. Там нельзя хранить много утвари. Просверлить одну дырочку – означает получить большую трещину. А объем кислорода в храме таков, что при горении свеч этот уровень может упасть до критического уровня. Должен выразить сожаление, что если процесс передачи храма начался в 2017 году, то лучше бы мы собрались двумя годами ранее. Получается, что именно негласная передача объекта и привела к информационному взрыву, – констатировал Никитин.
Представитель РПЦ: «Храм будет открыт для экскурсий, помех научным работам не будет»
Cекретарь Воронежской епархии Русской православной церкви Андрей Скакалин выразил сожаление в связи с тем, что передача объекта религиозного назначения вызвала эскалацию конфликта в информационном пространстве. Он заявил, что подписавшие петицию против изменения статуса церкви не до конца поняли, что делают.
– Говорят, что монастырю хотят передать едва ли не весь музей-заповедник. Это не соответствует действительности. Речь идет только об одном пещерном храме, церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Земля, находящаяся под храмом, вообще принадлежит РЖД. Мы на нее не претендуем. Речь только о пещерном храме. Это великая духовная ценность. Епархия не забирает его у музея-заповедника – храм ему и не принадлежал. Мы возвращаем то религиозное имущество, которое после 1917 года было отобрано. И возвращает не епархия, а монастырь. Для верующих это значимый храм, по преданию он был основан Ксенофонтом и Иоасафом, которые принесли с собой икону. Он не находился в оперативном управлении музея-заповедника. Богослужения совершались в храме до 1930-х годов. То, что доступ в этот храм будет закрыт для экскурсий, – это неправда. Все храмы РПЦ открыты для посещения. Я не слышал нареканий, что кого-то не пускают. Была озвучена и информация, что у музея-заповедника не будет возможности заниматься научной деятельностью. Никто научным работам препятствовать не собирается! Что касается свечек – их необязательно жечь внутри. Есть практика ставить подсвечники вне самих храмов. И пока храм не принадлежал музею-заповеднику на правах оперативного управления, свечки там продавались и жглись, – заявил представитель церкви.
Краевед: «Доказательств принадлежности церкви монастырю не вижу»
Краевед Александр Акиньшин высказал мнение, что позиция священнослужителей основана на преданиях, а не на исторически подтвержденных фактах. Он нашел подтверждение того, что в начале XX века церковь Сицилийской иконы Божией Матери не была указана в страховой ведомости Свято-Успенского Дивногорского монастыря.
– У церкви Сицилийской иконы Божией Матери не было прихода, там не было настоятеля и священников. В 1903 году храм был освящен, но статус его был непонятен. В списке церквей, которые находились в ведении епархии, его не было. В страховых ведомостях Дивногорского монастыря в 1910 году перечислены все постройки, дана их оценочная стоимость. И этого храма там нет. Хотя даже сарай и навес учтены. Юридических доказательств принадлежности церкви монастырю я не вижу. Да, это объект, в котором совершались богослужения. Но у меня есть твердое убеждение, что этот храм юридически был бесхозным. Приход там не создадите, никто туда не полезет. В Дивногорье строится церковь, в Селявном она есть, как и на территории монастыря. То есть епархия, скорее всего, будет использовать храм Сицилийской иконы Божией Матери только в экскурсионных целях, которые не являются основной задачей РПЦ, – высказался ученый.
До сих пор нет ясности в том, кто на самом деле вырыл храм.
– Не надо ссылаться на архиепископа Димитрия Самбикина, публикация Павла Никольского ничего не оставила от этих преданий. История реально монастыря идет только с середины XVII века. Часто совмещаются понятия монастыря и данной конкретной церкви. А первое упоминание о храме относится к 1831 году. Все остальное, что говорится ранее, имеет отношение к монастырю, его пещерному храму. Да, тогда была обретена икона. Но кто вырыл этот храм и с какой целью – неизвестно. Мы знаем, что есть природные объекты, которые использовались в религиозных целях. Например, родники. Но они не становились принадлежащими церкви. То же самое можно сказать и о домовых церквях в гимназии, детском приюте, больнице. Что касается богослужений, которые шли в храме до 1930-х годов, они проводились один раз в год. Туда совершался крестный ход из монастыря, вот и все, – подчеркнул краевед.
Историк: «Передача храма нивелирует работу по включению Дивногорья в список ЮНЕСКО»
Преподаватель ВГУ, историк Елена Захарова выразила сомнение в целесообразности внесения изменений в статус пещерного храма. По ее словам, музей-заповедник развивался на протяжении 30 лет, и включение комплекса в список всемирного наследия ЮНЕСКО станет важной вехой в истории как самого Дивногорья, так и всего региона.
– Передача храма может привести к утрате и пещерного комплекса, и музея-заповедника впоследствии. На мой взгляд, ключевое слово в этой истории – «нецелесообразность». Музею-заповеднику более 30 лет, мы говорим не об оперативном управлении, мы говорим о реальных шагах по сохранению и музеефикации объекта. Пещерный комплекс был в ужасном состоянии к концу 1980-х. Мы студентами начинали там свою волонтерскую деятельность. Образование музея было заслугой не только московских исследователей и журналистов, но и воронежских ученых. Мы тесно сотрудничаем с коллективом музея-заповедника, у студентов там проходит практика. Это и географы, и биологи, и историки, и археологи. За четверть века все эти действия были на самых разных уровнях. Поэтому люди и не понимают, чем вызвано предполагаемое изменение статуса объекта. Идет поступательное развитие Дивногорья. В 2014 году мы инициировали включение музея-заповедника в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы подготовить заявку, была проведена большая целенаправленная работа. И как только проект подходит к финишу, начинается разговор о передаче храма. Если это свершится, всю работу по продвижению заявки нужно будет начать с нуля. Ведь когда заявка подается, перечисляются все объекты историко-культурного комплекса. Любое изменение приведет к тому, что заявка потеряет актуальность, – объяснила Елена Захарова.
Спелеолог: «Проведение исследований на действующем религиозном объекте невозможно»
Научный сотрудник музея-заповедника, представитель Российского союза спелеологов (исследователей пещер. – Прим. РИА «Воронеж») Алексей Гунько выступил против периодического проведения богослужений в храме Сицилийской иконы Божией Матери. Однако он отметил, что полноценная передача религиозного объекта в собственность РПЦ сделает невозможным проведение исследований уникального сооружения.
– Режимными исследованиями в этом комплексе занимаются уже полтора десятилетия, это очень важный объект для изучения. Вообще в регионе больше 40 пещерных памятников, но используются из них лишь несколько. У области большой потенциал для развития туризма. И исследования необходимы, потому что это не архитектурные сооружения, есть большие отличия. Полость сделана в горном массиве. В России не было опыта эксплуатации искусственной пещеры. Это очень сложная вещь, надо продолжать изучение этого феномена. А наши работы на базе Костомаровского монастыря показывают, что режимные исследования на действующем религиозном объекте проводить невозможно. Порча приборов, невозможность отслеживать поток людей. Я не против богослужений, я всецело за. Церковь может эксплуатировать эти объекты. Но использование пещерных комплексов – особая история. Горная выработка – место повышенной опасности, и массовое пребывание людей там является очень щепетильным вопросом, – высказался специалист.
Позиция департамента культуры: «В случае передачи туристический поток в заповедник будет снижен»
Первый заместитель руководителя департамента культуры Воронежской области Татьяна Цапина выразила готовность способствовать учащению проведения богослужений в храме. Однако передача церкви поставит под вопрос существование всего музея-заповедника. Региональные власти не смогут вкладывать средства в содержание объекта, который не находится в областной собственности.
– При реставрации пещерного комплекса проведена огромная работа. Была создана инфраструктура, за три года из областного бюджета на содержание учреждения были выделены 50 млн рублей. При этом мы не упоминаем о тех деньгах, которые музей-заповедник самостоятельно заработал на экскурсионной деятельности. Музей развивается, это один из основных туристических объектов региона. Есть концепция его развития, и включение музея-заповедника в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – один из шагов, предусмотренных нами. Храм при этом является основным объектом показа в Дивногорье. В случае его передачи туристический поток в музей-заповедник будет снижен. Содержание инфраструктуры отдельно вызывает массу вопросов. Вложение бюджетных средств в объект, который не является областной собственностью, противоречит законодательству. Есть соглашение с монастырем о проведении в этом храме богослужений. Если нужно делать это чаще – мы всегда готовы пойти на это по любой просьбе. Но мы считаем, что передача храма монастырю поставит под вопрос существование музея-заповедника как такового, – заявила Татьяна Цапина.
Что дальше?
Рабочие встречи с обсуждением статуса мелового храма продолжатся с привлечением всех заинтересованных сторон.