церковь спаса на нередице внутри
swann74
Про путешествия, ориентирование и про всё
Церковь Спаса на Нередице находится на правом берегу Волхова почти у самого истока напротив Юрьевого монастыря. Так получилось, что раньше я здесь никогда не был. Хотя, конечно, слышал и читал об этом храме, как об одном из красивейших в Великом Новгороде и окрестностях.
Давно хотел посмотреть эти места. Но приехали мы сюда в оттепель в начале марта, плюс к тому наличие в экспедиции ребенка 7 месяцев от роду не способствовало длительным прогулкам. Поэтому придется сюда еще вернуться.
История
Во время первой мировой войны рядом со Спасом Нередицы строили железную дорогу из Нарвы через Лугу и Новгород на Москву. Закончить ее до революции не успели, но зато успели срыть часть холма в Нередицах, построили дамбу, и из-за этого и без того низменная местность совсем заболотилась.
Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью разрушен, в послевоенное время церковь пришлось отстраивать заново. Практически все фрески были утрачены.
Как добраться
Ссылка на Яндекс.карты.
Если выехать из Новгорода в сторону Москвы, то примерно через километр с небольшим по правую руку будет памятник-танк, около него надо повернуть направо. Примерно метров через триста слева будет знаменитая церковь Спаса на Ковалевом поле. Дальше дорога идет через деревню Шолохово с блочными колхозными пятиэтажками. Затем по указателям на Спас Нередицы. Дорога идет по старой железнодорожной насыпи.
До Спаса Нередицы можно доехать и на общественном транспорте. От автовокзала ходит пригородный автобус номер 186. Расписание здесь: http://transport.nov.ru/suburban_trans/3.
Наша поездка
На самом деле эта часть Приильменья очень низменная и заболоченная, огромные пространства земли залиты стоячей водой особенно весной. Но нам этого не было видно из-за снега. Зимой всё это выглядит как бескрайние снежные поля. Фактически деревня Спас Нередицы лежит на острове, только насыпь старой железной дороги соединяет его с Большой землёй.
Попасть внутрь и посмотреть на отреставрированные фрески в зимнее время можно только с 10 до 14, кроме четверга и пятницы. Поскольку мы приехали туда в три часа дня, то на дверях увидели большой висячий замок.
Несмотря на то, что церковь отреставрирована после войны, ощущения новодела нету. Выглядит она вполне древне, но при этом как-то не по-средневековому элегантно.
Когда-то здесь была еще колокольня, построенная в 18 веке, но ее, разрушенную в годы войны, решили не восстанавливать как несоответствующую стилю и времени.
От церкви прекрасно видно Рюриково городище. Возможно, именно от него Новгород получил своё имя, как Новый город по отношению к старому, который находился здесь. Но это дело давнее и тёмное, никто уже не помнит как дело было.
За развалинами Благовещенского собора на Рюриковом городище виднеется Юрьев монастырь, а Волхов прячется где-то за деревьями.
Я думаю, что было бы отличной идеей устроить себе в этих местах весенний лыжный поход. Но не в такой день, как на этих фотографиях. А тогда, когда мороз прихватил все эти бескрайние снежные поля после оттепели и можно ехать на коньковых лыжах в любом направлении. Наверное, можно доехать и до церкви Николы на острове Липны, куда летом можно попасть только по воде.
На лыжах хорошо кататься по крепкому насту, а в день нашей прогулки мы наблюдали, как один местный житель тонул в непролазных снегах на настоящих старинных широких лесных лыжах, пристегнутых к валенкам.
Проект «Путь Александра». Спас на Нередице
Новгородская область в нашем маршруте появилась как место княжения отца св. Александра — князя Ярослава Всеволодовича — сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого, а потом и самого Александра Невского.
В 1222 году Ярослав с княгиней Феодосией, сыновьями Феодором и Александром и дружиной приехал из Переяславля на Новгородское княжение.
Новгородский князь жил с семьёй и дружиной не в самом Новгороде, а в княжьем селе Городище, в трёх верстах от стен города. Эта новая обстановка Городища, в которой жил Св. Александр, немногим отличалась от Переяславля. Городище было куском Суздальской земли, перенесённой в Новгород. Князь был здесь хозяином и распоряжался в селе по своей воле, не спрашивая новгородцев. Его окружал свой двор и своя дружина. Поэтому и жизнь молодых княжичей шла по-старому. Продолжалось начатое в Переяславле обучение; ловы в лесах, по Мсте и Ловати; отъезды в охотничьи села и богомолья по многочисленным монастырям, разбросанным вокруг Новгорода: к святому Антонию Римлянину, на Хутынь, к Спасу Нередице, в Свято-Варваринский, в Перынский, в Свято-Юрьевский, в Аркажский.
Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год по своём приезде он пошёл походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон наседавших на новгородские пределы.
Промежутки между походами были заполнены распрями с новгородцами. Только война объединяла Новгород с его князем. Само княжение Ярослава в Новгороде было двусмысленным. Принуждённые ладить с Суздалем и искать у него поддержки, новгородцы сажали на княжение своего недруга.
За семь лет Ярослав четыре раза уходил из Новгорода в Переяславль и четыре раза в него возвращался.
В 1228 году Ярослав опять поссорился с Новгородом и ушёл осенью со своей княгиней в Переяславль, оставив в Новгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и тиуном Акимом.
Так, девятилетний Александр остался с братом один без поддержки отца среди взмятенного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. За них правили тиуны. Но все же это было первым княжением Св. Александра совместно с братом.
После 1135 года князья не выстроили в Новгороде ни одного здания. Даже в многочисленных перестройках стен и башен детинца, которые проводились в течение XII—XIV веков, князья не принимали никакого участия. Летопись сообщает после 1135 года лишь о трех возведенных князьями зданиях, но не на городской территории, а исключительно на Городище или подле него.
Помимо выстроенной еще в 1103 году церкви Благовещения, князь Святослав Ростиславич поставил в 1165 году деревянную церковь Николы, смененную в 1191 году другой деревянной церковью того же имени. Весьма показательно, что обе церкви были построены из дерева. Князья, начиная с XII века чувствовавшие себя в Новгороде крайне непрочно, сильно ограниченные в правах, нередко сбегавшие с новгородского стола по собственному почину, а чаще изгоняемые решением веча, не стремились к крупному строительству, требовавшему длительного времени и больших средств.
Только в обстановке этих новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, заложенная князем Ярославом Владимировичем в 1198 году
Церковь выстроена в княжеском дворцовом монастыре, подле новой княжеской резиденции на Городище. Князь Ярослав Владимирович не мог, да, очевидно, и не стремился создать хотя бы отдаленное напоминание грандиозного собора Юрьева монастыря, выстроенного тоже в качестве дворцового храма, но на 80 лет раньше. По сравнению с пышными княжескими сооружениями XI и начала XII века — это очень маленькая и скромная одноглавая церковь.
Церковь Спаса на Нередице, бесспорно, является одним из ярких памятников русской культуры и искусства. Расположенная в живописной местности на Нередицком холме вблизи Новгорода. Храм был расписан в 1199 году, через год после освящения Спаса на Нередице.
Нередица, подобно Софийскому собору, отражающему архитектурные тенденции XII века, и Георгиевскому собору Юрьева монастыря, наиболее полно воплотившему духовный пафос начала XII века, служит в типологическом и стилистическом отношении своего рода эталоном зодчества соответствующего периода.
В отличие от собора Софии и Георгиевского собора, с их высокой строительной техникой, церковь Спаса на Нередице не блистала геометрической точностью линий и форм; стены ее были непомерно толсты, кладка груба, хотя и повторяла старую систему чередования камня и плоского кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придавало церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику зодчества ранней Москвы.
Решительно изменяется характер интерьера. Пышные открытые полати-хоры заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом. В одной из этих камер устраивался придел, нередко посвященный патрону заказчика церкви, другая камера часто использовалась как хранилище. За исключением угловых камер, внутреннее пространство храма сделалось более целостным, менее расчлененным. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего новгородского зодчества, с конца XII до начала XVI века совершенно исчезает. Изменяется и композиция фасадов, развивающаяся в сторону все большей простоты и лаконичности. Только лопатки членят плоскость стены на три части, выражая внутреннюю структуру четырехстолпного трехнефного здания. Каждое членение стены завершается полуциркульной закомарой. Столь типичные для фасадов начала XII века пояса двухуступчатых ниш исчезают в памятниках конца XII—XIII века.
Храм Спаса на Нередице является объектом научных художественных исследований на протяжении многих лет, над изучением росписей храма трудились несколько поколений историков древнерусского искусства.
До конца 30-х годов XX столетия уникальные фресковые росписи Нередицкого храма занимали всю поверхность стен и представляли собой один из наиболее значительных живописных ансамблей России.
Роспись Нередицы поражает своей духовностью и силой воздействия даже сейчас, когда мы видим только отдельные фрагменты.
В период Второй мировой войны храм находился на линии фронта. В результате постоянных обстрелов с 1941 по 1943 год, храм был практически разрушен.
Уже в марте 1944 года начинается разработка плана восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. Храм Спаса Преображения на Нередице оказался включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.
В мае 1944 года был установлен защитный навес над руинами храма с целью сохранения уцелевших на стенах фресок.
Август-октябрь 1944 года – экспедиция М.К. Каргера. Выполнение обмеров и фиксации состояния памятников (экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М. К. Каргера, направленная в Новгородский музей Всероссийской Академией Художеств).
Сентябрь-октябрь 1944 года- первые работы по разборке завалов Нередицкого храма: частичная расчистка апсида диаконника, выборка около 3 тысяч фрагментов росписи, которые были переданы в музей (экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М. К. Каргера).
Восставшая из пепла: церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде
Недалеко от Рюрикова Городища, в 1,5 километрах от Великого Новгорода, на правом берегу бывшего русла Малого Волховца расположена изящная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Глядя на её древний облик, трудно поверить, что она была почти полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена из руин трудами археологов и реставраторов.
Церковь Спаса Преображения на Нередице
Храм был построен в 1198 году при князе Ярославе Владимировиче (ум. после 1207) в память о его недавно умершем сыне Изяславе Ярославиче (ум. ок. 4-5 июня 1198). В этом же году, но уже после закладки церкви, скончался и другой сын князя — Ростислав Ярославич. Оба они погребены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, а Спасо-Нередицкий храм нередко называют памятником двум скончавшимся князьям.
Западный фасад храма
Вход в храм
Это одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный храм кубического типа. Он был освящен в честь Преображения Господня. Слово «Нередица» означает «не в ряду» города: так называли местность, лежащую за пределами Словенского конца Великого Новгорода.
Южный фасад храма
Пол храма был выстлан плитами и местами кирпичом. Свод поддерживают четыре столба, к западным столбам примыкают хоры. В стены и своды были вделаны голосники в виде глиняных кувшинов. Иконостас был пятиярусным, с резными, но не сквозными, а накладными на досках царскими вратами.
Восточный и южный фасады храма
Северный и западный фасады храма
Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками. Они были одними из самых великолепных на Руси и почти полностью сохранились до начала Великой Отечественной войны. Историческую ценность представляли также старинные граффити. В 1862 году художник Николай Мартынов снял с фресок акварельные копии, которые были показаны в 1867 году на Всемирной выставки в Париже, где получили диплом и бронзовую медаль. Исследование уникальных фресок продолжалось до 1930-х годов включительно.
Фрески церкви Спаса-Преображения на Нередице, дореволюционное фото
Ветхий днями, фото 1930 года
Рядом с церковью стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня, разрушенная в Великую Отечественную войну. К 1322 году относится упоминание о Спасо-Нередицком монастыре, который, вероятно, возник ранее. Во время нашествия шведов на Новгород в 1611 году монастырь был разграблен, после чего уже не смог оправиться и в 1764 году был упразднен.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1911 год. Источник фото: novgorodmuseum.ru
В 1903-1904 году под руководством архитектора Петра Петровича Покрышкина была проведена первая реставрация Спасо-Нередицкого храма. Было укреплено основание, перебраны декоративные арки северного и южного фасадов, открыты 24 древних окна, реставрирована крыша, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны и др.
Каменная кладка
Иногда художники способны видеть будущее. Николай Рерих писал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни». В августе-октябре 1941 году уникальный памятник архитектуры почти полностью погиб: он оказался на линии обороны, проходившей по Малому Волховцу и неоднократно подвергался ожесточенному немецкому артобстрелу.
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото. Источник фото: novgorodmuseum.ru
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото. Источник фото: novgorodmuseum.ru
Уже в марте 1944 года Спасо-Нередицкий храм был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению. Спустя два месяца над руинами был установлен защитный навес. Летом и осенью 1944 года были проведены обмеры и фиксация состояния памятника, начаты работы по разбору завалов. К 1948 году руины были полностью расчищены от завалов, уцелевшие фрагменты фресок собрали в 70 корзин.
Сохранившиеся фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Источник фото: novgorodmuseum.ru
В 1956-1958 годах стены храма были полностью восстановлены, но без уникальных фресок. Теперь перед реставраторами стояла новая, архисложная задача: по паззлам уцелевших кусочков фресок восстановить изображения. К несчастью, за эти годы корзины неоднократно перемещались по разным местам: сначала они хранились на улице, потом в помещении Спасо-Нередицкого храма, затем в разных помещениях Новгородского кремля. Из 70 корзин осталось только 36.
В 1970-х годах работы по исследованию и сохранению фрагментов фресок продолжились. К величайшему сожалению, активизировались разрушительные процессы, уничтожившие их часть. Общее количество найденных фрагментов составляет 325313 штук приблизительной площадью 224,3 кв.м, на стенах памятника сохранилось 105,17 кв.м фресок.
Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год. Источник фото: novgorodmuseum.ru
Работы по восстановлению фресок продолжаются. Внутри храма можно увидеть лишь малую часть того великолепия, которая была в прошлом. Хочется верить, что спустя время все уцелевшие фрагменты займут свое место. Так что храм Спаса на Нередице смело можно назвать памятником самоотверженной работе реставраторов.
Информация для путешественников
Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, деревня Спас-Нередицы
Время работы: с 10:00 до 17:00, с октября по апрель — с 11:00 до 14:00. Выходные дни — четверг, пятница.
Литература:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Церковь Спаса на Нередице — описание и фото
Великий Новгород — кладезь памятников древнерусской архитектуры. Один из них — Церковь Спаса на Нередице, находится в трех километрах от его городской черты. Построенный еще в XII веке, храм славился своими фресками далеко за пределами России. К сожалению, основная часть росписей до наших дней не сохранилась.
Несмотря на это, люди приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть прекрасный образец средневекового зодчества, заботливо восстановленный современными реставраторами.
История храма
Церковь Спаса на реке Нередице был возведен в 1198 году по велению новгородского князя Ярослава Владимировича. Храм был задуман, как мемориальное сооружение в память о его погибших сыновьях — Ростислава и Изяслава, а также в качестве усыпальницы для княжеской семьи.
О зодчем, который строил храм Спаса на Нередице, ничего не известно. С учетом сложившейся в Новгороде строительной ситуации в XII веке, есть основание предполагать, что архитектором был Коров Яковлич. Именно его строительная артель находилась в то время в городе.
В 1199 году интерьер церкви украсили фресками, благодаря которым Новгородская святыня и получила мировую известность. Настенные росписи представляли собой уникальную художественную композицию на тему евангельских сюжетов.
Одновременно с возведением храма было решено построить и Спасо-Нередицкий монастырь. История его создания и дальнейшего бытия не содержала в себе никаких выдающихся событий. В начале XVII века он был приписан к мужскому Юрьеву монастырю, а в 1764 году и вовсе упразднен. После церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде была переведен в разряд приходских.
К XIX веку от Нередицкой обители остался лишь Спасский храм с пристройкой 1975 года и шатровая колокольня. Первоначальный вид здания уже к тому времени был изменен различными перестройками. В 1892 году встал вопрос о реставрации церкви. Было произведено архитектурное обследование помещений, составление сметы и определение необходимых работ.
В 1903 году под руководством архитектора П. Покрышкина сделали первую реставрацию здания. Был переоблицован фундамент, обновлены части стен, восстановлены дверные проемы, возвращен первоначальный облик посводному покрытию.
Советские годы
Во время Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Огнем вражеской артиллерии церкви и ее фрескам был нанесен необратимый ущерб. Рухнули стены, своды и купол. Уцелели лишь некоторые части здания и незначительные фрагменты древней росписи.
В 1944 году ленинградскими студентами под руководством историка, археолога и автора книг о Великом Новгороде М. Каргера были начаты работы по консервации уцелевших остатков Нередицкой церкви. Осторожно разбирали завалы, буквально по осколкам, собирали остатки разрушенной кладки. Укрепив стены изнутри арматурой, они приступили к возведению сводов и купола.
Следующий цикл восстановительных работ был произведен в 1958 году под руководством Г. Штендера. Именно эта реставрация считается наиболее полной и удачной. По сохраненным обмерным чертежам удалось воссоздать храм в своем первоначальном облике и сохранить его оригинальные формы XII века.
Реконструкция была выполнена настолько точно и тщательно, что даже опытный глаз специалиста не сразу может понять, что перед ним, по сути, «новодел». Только войдя внутрь помещения и увидев пустую обмазку с осиротевшими стенами, можно почувствовать всю горечь от утраты уникального интерьера.
Архитектура Нередицы
Церковь представляет собой четырехстолопную постройку кубического типа. Это однокупольный храм со сложным криволинейным позакомарным покрытием. Скромного вида постройка, по сравнению с более ранними княжескими сооружениями, является образчиком нового архитектурного течения, возникшего в Новгороде к началу XII века и развившегося в течение следующих двух столетий.
Отличительной чертой церкви являются пониженные боковые апсиды. Размеры здания составляют 15,7 метров в длину и 11,4 метра в ширину. Высота до зенита купола — 18 м. Толщина стен равна 1 метру. В западной стене имеется лестница, которая ведет прямиком на хоры.
Узорчатый световой барабан имеет 8 пирамидальных окон. Его верхняя часть украшена традиционным фризом с поребриком понизу. Разнообразят фасад выступающие лопатки и узкие окна. Внутри храма лопатки отсутствуют, зато обнаружены следы четырехметровой алтарной преграды.
Фундаментная кладка выполнена из валунов, уложенных всухую. Материалом для стен послужил ракушечник и плинфа, укрепленные известковым раствором с добавлением кирпичной крошки. Для улучшения акустики в своды заложены голосники.
Во время археологических исследований внутри помещения найдены керамические плитки для укладки пола. Данных о первоначальном кровельном покрытии не сохранилось. Предположительно, оно было деревянным.
Стеновая роспись
Фрески Спаса на Нередице отличались особой монументальностью. Они шли сразу от пола и покрывали собой все внутреннее пространство стен. Куда ни глянь — на своды или на конху, на купол или на аркосолии, — отовсюду смотрели суровые лики святых. Но компоновка росписей в границах каждого регистра была произвольной.
В расположении фресок не наблюдался какой-либо определенный порядок или симметрия. Сцены и композиции свободно сочетались с единичными рисунками, медальоны вклинивались в поля фризов, прямоугольники с фигурами не имели стандартного размера, объемные композиции загибались за угол стены, продолжаясь в соседней плоскости.
Все это создавало впечатление огромного цветистого ковра, который затянул все стены и своды. Среди красок преобладали желтые, голубые, красные и зеленые тона, образовывающие пеструю гамму.
Наиболее значительные композиции из фрескового цикла Спасско-Покровского собора:
Жертвенник был украшен изображением Богоматери. В куполе восседал Христос, окруженный ангелами. Сцены из Священного Писания сочетались с рядами святых. К сожалению, большинство из фресок навсегда утрачено. Последние десятилетия специалисты по крупицам собирали и хранили фрагменты настенной росписи церкви Спаса на Нередице.
Художники-реставраторы буквально по осколкам восстанавливают драгоценную живопись. На сегодняшний день практически закончена реставрация следующих композиций:
Процесс восстановления Нередицкой росписи, состоящей из 325 тыс. фрагментов, требует большого количества времени и специальных методик. Ведь многие композиции собираются исключительно вручную на протяжении многих лет. Основная часть разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее.
Сегодня многие фрески и их краткое описание можно увидеть только в альбомах. Исследователи начала двадцатого столетия успели скопировать и сохранить для потомков наследие древних мастеров.
Современное состояние
В 2001 году археологической экспедицией были совершены раскопки внутри здания храма. Среди других находок под снятым слоем напольной насыпки обнаружены оригинальные росписи и гробница с останками князя Афанасия Даниловича, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, погребенного здесь предположительно в 1322 году.
В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся. Лишь по великим церковным праздникам здесь совершаются редкие молебны. Святыня открыта для посещений как музейный объект. В 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.