церковь спаса на песках ростов великий
Церковь Спаса на Песках в Ростове Великом
Пятиглавая церковь Спаса на Песках — красивый храм, оставшийся от некогда существовавшего на южной окраине Ростова Княгинина монастыря, основанного вдовой князя Василько Ростовского Марией, единственной известной в истории Руси женщины-летописца, и упраздненного в 18 веке. Его храмы были переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским.
Церковь Спаса на Песках была построена в 1603 году. Величественное здание поставлено на подклет, наружные стены его разделены по вертикали на три яруса. В верхнем ярусе и по барабанам идёт аркатурный пояс такого же рисунка, какой имеется на Успенском соборе и храмах кремля. Наружные стены галереи красиво украшены ширинками с керамическими вставками.
Над главным входом в алтарь изображено «Распятие» и сцены евхаристии в круглых медальонах, над южным входом «Знамение», а над северным «Ангел — Благое молчание». На колоннах центрального портала выписаны ангелы, а на боковых порталах — травный орнамент, напоминающий узор на расписных подсвечниках XVII, так называемых «тощих свечах». Над иконным ярусом проходит фресковый фриз с шестью фигурами летящих ангелов. Подобный пример частичного украшения храма росписью нигде более в ростовских церквях не встречается.
В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени.
Отдельные клейма обрамлены прямоугольными рамами из красных и синих крестов. Пространство между клеймами расписано травяным узором из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне. Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец.
На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же и подробная летопись, рассказывающая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764, о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 1889-1890 годах при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии. В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти 1891 года со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась лишь фрагментами.
Адрес: Ярославская область, Ростов, ул. Энгельса, 44
Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения.
Церковь Спаса на Песках
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кладбищем для монастырской братии служит находящаяся на западной стороне монастыря, в нескольких саженях, каменная двухэтажная пятиглавая церковь, принадлежавшая упраздненному в 1764 г. Спасскому на Песках-Княгининскому мужскому монастырю и построенная в конце XVI в. Монастырь этот был основан в XIII в. супругою св. князя Василька Ростовского, Мариею, погребенною здесь вместе с своим сыном Глебом. В нижнем этаже этого храма находится церковь во имя преп. Сергия Радонежского, устроенная при архимандрите Илларионе (1867-1888 гг.). Здесь близ южной стены погребен управляющий монастырем Амфилохий Казанский, епископ угличский, знаменитый археолог и палеограф.
Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г.
По описанию Яковлевского монастыря, данному в начале 20 века А.А. Титовым в его книге рядом со Спасо-Преображенской церковью в 13 веке была пристроена другая – в честь великомученика Георгия. Обе церкви располагались в верхнем этаже и были соединены между собою папертью; была среди них и шатровая колокольня; на нижнем этаже располагались палатки. Георгиевская церковь, колокольня и паперть были сломаны в 19 веке. Оставшаяся Преображенская церковь была покрыта железом. На паперть с южной стороны вела каменная лестница. Пол был выстлан лещедью.Интерьеры храма – небогаты; иконы – без окладов, каменный иконостас украшала альфресковая живопись 17 века. Храм реставрировали в 1890 году при настоятеле Амфилохии. Живопись на стенах церкви и паперти состоит из изображений Апокалипсиса.После реставрации в 1879 году в нижней части храма устроили «теплый» придел в честь Сергия Радонежского, на благотворительные средства, выделенные ростовским крестьянином Рулевым. В этом приделе погребен преподобный Амфилохий, настоятель Яковлевского монастыря. Гробница была сооружена Солдатенковым, Ляпиным и Титовым. Она состояла из белой мраморной плиты, на которой лежали четыре мраморные книги, символизирующие сочинения настоятеля.
В архитектуре Преображенского храма – много общего с церквями Борисоглебского монастыря в Борисоглебском и Ростовского кремля. В связи с чем исследователи полагают, что его могли строить те же мастера, что возводили ростовские и окрестные храмы при известном митрополите Ионе Сысоевиче и после его смерти.Внешнее оформление собора, несмотря на определенные несовпадения в декоре разных ярусов, прекрасно и устремлено ввысь. Украшающие верхнюю часть основного объема здания аркатурно-колончатые пояса, барабаны под главами, апсиды придают довольно массивному зданию изящество и легкость. Центральный световой барабан и два яруса окон делают интерьер церкви праздничным и светлым, особенно в сочетании с живописными фресками. На галерее до наших дней сохранились керамические вставки, на которых имеются изображения всадников, батальных сцен, цветов.Сегодня Спасо-Песоцкая церковь находится в некотором роде на задворках Яковлевского монастыря. Лучше всего ее видно со смотровой башни, поскольку к самому храму проход закрыт.
Пятиглавая церковь Спаса на Песках — в прошлом соборный храм существовавшего на южной окраине Ростова Княгинина монастыря, основанного в ХIII в. вдовой кн. Василько Ростовского Марией и упраздненного в XVIII в. Храм был воздвигнут в 1603 г. В 1680-х г.г. при митрополите Ионе Сысоевиче интерьер Спасской церкви был местами украшен фресковой росписью, в том числе была расписана нижняя часть алтарной преграды. Остатки этой росписи впервые были обнаружены в 1889 г.
В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне.
Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 г. и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764 г., о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 г. и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 18891890 г.г. при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии.
В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно.
После того как по указу Екатерины II в 1764 г. Спасский (Княгинин) монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь, к которому относится и церковь Спаса на песках.
Церковь Спаса на Песках
Фото и описание
Церковь Спаса на Песках, или Преображенская церковь, была возведена в качестве соборного храма Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря.
Спасо-Песоцкий женский монастырь основала в 13 веке княгиня Мария, жена ростовского князя Василька. Сама княгиня была похоронена под Спасской деревянной церковью в 1271 году. Возможно, церковь эта стояла на том месте, где сейчас возвышается каменный собор. Он был построен в 1603 году, если судить по храмозданной надписи. В середине 17 века здание перестроили, но исследователи до сих пор не выяснили, насколько сильно его коснулась реконструкция.
Пятиглавый, большой храм установлен на высоком подклете, фасады его выглядят несколько странно, это говорит о позднейших изменениях. Скорее всего, от первоначального собора остались только два нижних яруса, поскольку заметно, что лопатки, членящие фасады, несколько не совпадают с лопатками, расположенными в верхней части здания. По описанию Яковлевского монастыря, данному в начале 20 века А.А. Титовым в его книге рядом со Спасо-Преображенской церковью в 13 веке была пристроена другая – в честь великомученика Георгия. Обе церкви располагались в верхнем этаже и были соединены между собою папертью; была среди них и шатровая колокольня; на нижнем этаже располагались палатки. Георгиевская церковь, колокольня и паперть были сломаны в 19 веке. Оставшаяся Преображенская церковь была покрыта железом. На паперть с южной стороны вела каменная лестница. Пол был выстлан лещедью.
Интерьеры храма – небогаты; иконы – без окладов, каменный иконостас украшала альфресковая живопись 17 века. Храм реставрировали в 1890 году при настоятеле Амфилохии. Живопись на стенах церкви и паперти состоит из изображений Апокалипсиса.
После реставрации в 1879 году в нижней части храма устроили «теплый» придел в честь Сергия Радонежского, на благотворительные средства, выделенные ростовским крестьянином Рулевым. В этом приделе погребен преподобный Амфилохий, настоятель Яковлевского монастыря. Гробница была сооружена Солдатенковым, Ляпиным и Титовым. Она состояла из белой мраморной плиты, на которой лежали четыре мраморные книги, символизирующие сочинения настоятеля.
В архитектуре Преображенского храма – много общего с церквями Борисоглебского монастыря в Борисоглебском и Ростовского кремля. В связи с чем исследователи полагают, что его могли строить те же мастера, что возводили ростовские и окрестные храмы при известном митрополите Ионе Сысоевиче и после его смерти.
Внешнее оформление собора, несмотря на определенные несовпадения в декоре разных ярусов, прекрасно и устремлено ввысь. Украшающие верхнюю часть основного объема здания аркатурно-колончатые пояса, барабаны под главами, апсиды придают довольно массивному зданию изящество и легкость. Центральный световой барабан и два яруса окон делают интерьер церкви праздничным и светлым, особенно в сочетании с живописными фресками. На галерее до наших дней сохранились керамические вставки, на которых имеются изображения всадников, батальных сцен, цветов.
Сегодня Спасо-Песоцкая церковь находится в некотором роде на задворках Яковлевского монастыря. Лучше всего ее видно со смотровой башни, поскольку к самому храму проход закрыт.
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ПЕСКАХ
в Ростове
Пятиглавая церковь Спаса на Песках — в прошлом соборный храм существовавшего на южной окраине Ростова Княгинина монастыря, основанного в ХIII вдовой кн. Василько Ростовского Марией и упраздненного в XVIII в.
Храм был воздвигнут в 1603 г. В 1680-х при митрополите Ионе Сысоевиче интерьер Спасской церкви был местами украшен фресковой росписью, в том числе была расписана нижняя часть алтарной преграды. Остатки этой росписи впервые были обнаружены в 1889 г.
Над главным входом в алтарь изображено « Распятие» и сцены евхаристии в круглых медальонах, над южным входом « Знамение», а над северным « Ангел — Благое молчание». На колоннах центрального портала написаны ангелы, а на боковых порталах травный орнамент, напоминающий узор на расписных подсвечниках XVII в., так называемых « тощих свечах». Над местным иконным ярусом проходит фресковый фриз с шестью фигурами летящих ангелов. Подобный пример частичного украшения храма росписью нигде более в ростовских церквях не встречается. Стилистически роспись близка к фрескам церкви Иоанна Богослова ( 1683).
В 1890—1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен « Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде « Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга « Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне.
Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены « Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764, о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 1889—1890 при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии.
В алтаре написана « Евхаристия», в жертвеннике « Благое молчание», в дьяконнике « Знамение». Стенопись паперти ( 1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Церковь Спаса на Песках в Ростове
В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне. Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764, о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 1889-1890 при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии. В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно.