церковь спаса нерукотворного образа деулино

Деулинское подворье. Храм Нерукотворного Спаса в селе Деулино

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря.

В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними.

В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь.

Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 годах архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой лавре, и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов. В настоящее время в воскресные, праздничные дни и дни особого поминовения усопших в Спасском храме совершаются Богослужения. Всенощное бдение начинается в 16 00, Литургия – в 8 00.

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местно почитаемого старца игумена Бориса (Храмцова).

С Сергиево-Посадского вокзала до села Деулино отправляются автобусы № 20, 21, 35, 39, 40, 41, 48, 49, 57, 58 и маршрутное такси (остановка «Деулино-2»).

Источник

История церкви Спаса Нерукотворного образа лаврского подворья в с. Деулино

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

На возвышенном месте в четырех километрах от Сергиева Посада раскинулось село Деулино. Оно впервые упомянуто под 1542 г. и было вотчиной Троицкого монастыря. В конце XVI в. в Деулине было 16 дворов. Его название навечно вошло в русскую историю, так как здесь был заключен мирный договор после долгих лет войны с Польшей.

В 1613 г. русским царем был избран Михаил Федорович (1596-1645). Но Польша не признала его. В апреле 1617 г. сын ее короля Сигизмунда III, Владислав, выступил с войсками на Москву. Не сумев взять ее, он решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Прибыв с войсками к Троице ночью 24 сентября 1618 г., королевич осадил монастырь, но потерпел неудачу и отступил в с. Рогачево, а воеводы Сапега и Гонсевский встали в с. Сватково. Наступил ноябрь, надвигались морозы и голод. Келарь монастыря Авраамий Палицын повествует в «Сказании»: «Солдаты и многие люди, и скот, бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигде же не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с детьми мнози замерзаху». Поляки через парламентеров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой. В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Федором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский, гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать ее укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошел как Деулинский.

Долгое время д. Деулино была Зубачевского прихода, по заключении договора о перемирии между Россией и Польшей в 1618 г. архимандрит Дионисий и келарь монастыря Авраамий начали строительство деревянной церкви Сергия Радонежского, она была освящена 15 декабря следующего года. Деулино стало селом и получило новое название Мирное, которое, однако, не прижилось. К селу «тянули» (то есть составляли один церковный приход и одну административную единицу) дер. Бубяково, Степково, Наугольное. К началу XVIII в. в селе насчитывалось 28 дворов. После издания в 1764 г. манифеста о секуляризации церковных имений Деулино, как и другие монастырские поселения, стало казенным. Впоследствии оно, как и с. Благовещенское, принадлежало генерал-майору Мерлину. К началу XIX в. здесь было 25 крестьянских дворов.

В 1865 г. деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского сгорела. Рядом с ней в центре села, у кладбища на берегу пруда, в 1851-1853 гг. построена ныне существующая каменная шатровая церковь Спаса Нерукотворного образа. В 1930-х гг. она была закрыта, разорена и много лет использовалась как склад зерна, картофеля и сельского инвентаря.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой Лавре и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов.

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местночтимого старца игумена Бориса (Храмцова), всю жизнь свою отдавшего Богу и людям, восстанавливавшего Гефсиманский скит, Троицкий Варницкий монастырь и воссоздавшего почти полностью разрушенную в советское время Крестовоздвиженскую церковь в с. Антушкове (Ивановская область), построенную на месте явления в 1423 г. Креста Господня, ныне находящегося в храме с. Годенова.

Источник: Протоиерей Олег Пэнэжко. Храмы Сергиево-Посадского благочиния. Владимир, 2007. — С. 354-356.

Источник

Храм Нерукотворного Спаса (Деулино)

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

Храм Нерукотворного Спаса — церковь-памятник в память Деулинского мира, сооруженная в 1850-1853 годах. Имеет статус подворья Троице-Сергиевой лавры.

Содержание

История [ править ]

Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря.

В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними.

В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь.

Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 годах архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой лавре, и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов. В настоящее время в воскресные, праздничные дни и дни особого поминовения усопших в Спасском храме совершаются Богослужения.

Святыни [ править ]

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местно почитаемого старца игумена Бориса (Храмцова) – над его могилой устроена деревянная часовня.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия 141337, Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Деулино

Проезд: От Сергиево-Посадского вокзала до села Деулино отправляются автобусы № 20, 21, 35, 39, 40, 41, 48, 49, 57, 58 и маршрутное такси (остановка «Деулино-2»).

Источник

Деулинский храм: мир с поляками и могила игумена

Четыреста лет назад в 1618 году недалеко от Троице-Сергиева монастыря русские и польские переговорщики подписали Деулинский мирный договор. В память об этом событии в селе Деулино построили деревянную церковь Сергия Радонежского, а в XIX веке рядом появился каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Сохранившийся каменный храм венчает восьмигранная пирамида. Подобную форму в ту эпоху имели поминальные церкви и часовни, посвященные погибшим воинам. Сегодня Спасский храм является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Здесь находится могила почитаемого игумена Бориса Храмцова, который умер в 2001 году.

Миротворец Сергий Радонежский

Деулинское перемирие стало важным событием в истории России XVII века. Еще в 1612 году Второе ополчение изгнало польских захватчиков из Москвы, а через год на царский престол избрали Михаила Федоровича Романова. Смута в России завершилась, но королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол. В 1618 году он с десятитысячной армией пошел на Москву. На этот раз полякам не позволили пройти к столице, и захватчики повернули к Троице-Сергиеву монастырю. Полякам не удалось взять крепость штурмом, поэтому они отступили и встали лагерем в десяти верстах от обители. Русская армия, в свою очередь, не смогла выгнать захватчиков. Народ, измученный бедствиями Смутного времени, требовал прекращения войны даже ценой уступок противнику.

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

Местом для мирных переговоров избрали деревню Деулино в трех верстах от монастыря. Село стояло между лагерем поляков и Троице-Сергиевой обителью. Первый съезд послов в Деулино не дал результата. Поляки настаивали на том, что королевич Владислав должен стать московским царем. Второй съезд также ни к чему не привел. Историк Д.И. Скворцов приводил в своей книге описание обстановки переговоров: «королевские послы вельми ожесточишася… Яко псы лаяху, а роты многие у них приправлены стояху заведены на лесу около поля того Деулина».

Русские послы, монахи и народ молились у мощей Сергия Радонежского, чтобы он подал мир своим людям и не допустил продолжения кровопролития и разорения. Через два дня после этой всенародной молитвы поляки, настроенные до этого воинственно, неожиданно сами предложили возобновить переговоры. К монастырю прискакал польский гонец, который предложил встретиться послам в третий раз и заключить мирный договор. Бояре вновь отслужили молебен Сергию Радонежскому и поехали из монастыря в Деулино.

На этот раз переговоры закончились подписанием мира с Польшей. Русские дипломаты пошли на большие уступки, но в Троицком монастыре окончание войны вызвало ликование. Мир между странами утвердили на 14 лет, Владислав забирал Смоленск и ряд других городов, на деле отказывался от притязаний на Московское царство, но формально в документах Речи Посполитой мог именоваться «царем русским». Худой мир лучше доброй ссоры: с этого времени русское государство возвращалось к мирной жизни после периода Смуты.

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

В старых документах Деулино называли также селом Мирным. Через год после подписания соглашения с поляками троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын поставили в Деулино памятную деревянную церковь. Ее посвятили преподобному Сергию Радонежскому – «истинному миротворцу» – как писал историк А.В. Горский. Термин «миротворец» встречается в Библии. В начале Евангелия от Матфея приводится знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа с девятью заповедями блаженства. Согласно этой проповеди великую награду на небесах получат нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые за Христа. Заповедь о миротворцах седьмая по счету, полностью она звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Храм-пирамида

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

В Подмосковье есть два старинных прообраза Деулинской церкви: Успенский храм Брусенского монастыря в Коломне и Ильинская церковь в селе Пруссы Коломенского района. Оба эти храма представляют куб, на котором стоит шатер. В отличие от классических образцов у них между кубом и шатром нет промежуточного уровня декоративных кокошников. При этом храм в Деулино имеет не такой высокий шатер, как у церквей в Пруссах и в Брусенском монастыре.

В XIX веке пирамидообразные часовни и церкви стали отличительной чертой памятников героям войны. Старинный шатровый храм в Брусенском монастыре Иван Грозный построил также в память о взятии Казани. В 1823 году в самой Казани построили часовню павшим при взятии Казани в 1552 году. Этот храм-памятник представлял собой усеченную пирамиду. По подобию Казанской часовни в Севастополе в 1857 году стали строить храм-пирамиду святителя Николая Чудотворца. Его посвятили погибшим защитникам города в Крымской войне. В конце XIX века в Москве построили две пирамиды-часовни Александра Невского в память о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первая четырехгранная часовня стояла на Манежной площади у Кремля, но в 1920-х годах постройку снесли. Сохранилась вторая часовня Александра Невского в Ильинском сквере, посвященная героям сражения под Плевной 1877 года. Она имеет форму высокого восьмигранного шатра.

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

Могила игумена Бориса Храмцова

Спасский храм в Деулино был закрыт в советские годы. В 1990 году его вернули верующим, после чего церковь получила статус подворья Троице-Сергиевой лавры. На церковном погосте стали хоронить иноков монастыря. Здесь есть одна особая могила: на примыкающем к церковной территории участке похоронен игумен Борис Храмцов.

Игумен Борис – в миру Илья Михайлович Храмцов – родился в Тюменской области, его детство и юность прошли в Сибири. В городе Тобольске он принял монашеский постриг с новым именем в честь святого князя Бориса. За последние десять лет жизни священник восстановил из руин несколько храмов и монастырей. В 1990 году отец Борис возглавил возрождение Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Одновременно он помогал возрождать богослужебную жизнь в другом лаврском скиту – Параклите. В 1995 году отца Бориса направили под Ростов восстанавливать Троице-Сергиев Варницкий монастырь, откуда был родом преподобный Сергий Радонежский. Последние годы игумен Борис провел в Ивановской области. Он построил новый храм Александра Невского, а в пригороде Иваново создал приют для сирот. Отец Борис также основал монашескую общину в Никольского погосте на Сахотском болоте, где в XV веке чудесно явился «Годеновский крест».

Игумен Борис Храмцов скончался от тяжелой болезни в 2001 году в 46 лет. Отца Бориса отпевали в Троице-Сергиевой лавре и похоронили у Спасской церкви в Деулино. Могила священника почитается его духовными детьми и теми, кто при жизни не был с ним знаком. Над местом погребения игумена построили деревянную часовню, которая открыта для посещения каждый день. Автобусы с паломниками, которые едут через Сергиев Посад в Николо-Сольбинский женский монастырь, Калязин или Углич, нередко делают короткую остановку в Деулино ради посещения часовни и могилы отца Бориса. В часовне есть тетрадь с записями, которые оставляют паломники о чудесной помощи покойного игумена.

Источник

Деулино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть фото церковь спаса нерукотворного образа деулино. Смотреть картинку церковь спаса нерукотворного образа деулино. Картинка про церковь спаса нерукотворного образа деулино. Фото церковь спаса нерукотворного образа деулино

Статьи

В интерьере сохранились остатки настенной масляной живописи конца XIX в. Пол из лещадных плит. Иконостас новый.

Всего в пяти километрах к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры, по дороге на Углич, расположено небольшое село Деулино. Впервые оно упоминается в писцовых книгах конца XVI века как деревня Девулино. Известность деревня приобрела в силу довольно тяжелых для России обстоятельств. В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиеву Лавру. Осада длилась почти до конца осени. В конце ноября польские военачальники изъявили желание прекратить военные действия и преступить к переговорам. 1 декабря 1618 года в тогда еще деревне Деулино было заключено перемирие на четырнадцать с половиной лет, вошедшее в историю как Деулинское. Условия его были довольно тяжелы: к Польше отходили Смоленск и другие русские города, составлявшие западный оборонительный рубеж. Однако прекращение военных действий все же давало русскому государству необходимую передышку. Кроме того, оно предусматривало и обмен пленными. Среди них в июне 1619 года на родину вернулся и отец молодого государя Михаила Федоровича Романова – митрополит и будущий патриарх Филарет Никитич. Вскоре после этого, в декабре того же года, в Деулино выстроили деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, более известный как Сергия Миротворца, ставший предшественником каменной церкви во имя Спаса Нерукотворного, о которой речь пойдет ниже.

Церковь преподобного Сергия Радонежского строили по повелению архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия. Вся она представляла собой единую связь из храма с прирубным алтарем на востоке и трапезной на западе. К ней немного позже «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Колокольня эта имела высоту несколько меньшую, чем сама церковь, которая, в свою очередь, на несколько венцов возвышалась над трапезной. Особенностью всех трех составляющих: храма, трапезной и колокольни можно назвать то, что они были сложены из сосновых бревен, настолько плотно пригнанных друг к другу, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними. Церковь и трапезная имели двускатные кровли, крытые тесом (заменившим первоначальный гонт). Храм венчала главка на барабане с характерным «повалом».

Колокольня представляла собой довольно своеобразное сооружение. На массивном четверике, выполнявшем роль притвора и входа в храм, возвышался восьмерик с глухими стенами. Небольшой повал зрительно делил его на два яруса. Второй ярус предназначался для звона. Колокольный подбор к XIX веку состоял всего из четырех небольших колоколов. Венчал колокольню невысокий шатер. Сергиевская церковь в Деулино была излюбленным местом паломников и пользовалась почитанием царской семьи. Когда она обветшала, было строжайше предписано сохранять ее в прежнем виде и обязательно деревянной. Однако, как это часто случалось, храм все же не удалось уберечь. В 1865 году он сгорел по чьей-то трагической небрежности, и возобновлять его не стали. Сейчас не сохранилось ни одной фотографии этой замечательной по своей истории церкви, и представление о ней может дать только рисунок, сделанный в 1850-е годы А.А. Мартыновым.

Одной из причин, по которой не стали восстанавливать сгоревшую церковь, было то обстоятельство, что неподалеку от нее между 1849 и 1853 годом возвели каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа (она известна еще как церковь Спаса Всемилостивого). Церковь представляет собой несколько странную композицию. Ее нижняя часть имеет форму четырехконечного креста с сильно выделенными рукавами. Задумывался она как храм «иже под колоколы», а звонницей, что совсем необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. Колокола предполагалось развесить в четырех гранях по сторонам света. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 годах архитектор Лев Николаевич Львов возвел с западной стороны от храма двухъярусную колокольню, соединенную с ним небольшим притвором. Ее декоративное оформление очень скупо: нижний ярус, представляющий собой и вход в храм, разделен надвое узким карнизом. Верхний ярус – собственно ярус звона – представляет собой четыре вытянутых арки (по одной в каждой грани) между рустованными столбами. Венчает колокольню декоративный шатер. Подбор ее состоял из шести колоколов. После гибели деревянного храма, Спасская церковь стала почитаться как память о Деулинском мире.

В отличие от деревянной церкви преподобного Сергия Радонежского, Спасский храм уцелел до нашего времени, но не избежал варварского разорения. В 1930-е годы его закрыли и разграбили. Долгие годы после этого он использовался в качестве склада зерна, картофеля и сельскохозяйственного оборудования совхоза «Заря». Верующим его вернули только в 1991 году. В настоящее время церковь является центром подворья Троице-Сергиевой Лавры.

Библиография:
[1] Кремль: Альбом. М., 2009. С.: 96-97
[2] Памятники архитектуры Московской области. М., 1999. Вып.: 2. С.: 97
[3] Краткие сведения о всех церквах Московской епархии / Благовещенский И.А. М., 1874
[4] Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1857. Тетр. 15. С.: 164-165
[5] Максимович Л.М. Географический словарь Российскаго государства. М., 1804. Т.II (Деулино).

Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря. В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними.

В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь.

Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 г.г. архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой лавре, и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов. В настоящее время в воскресные, праздничные дни и дни особого поминовения усопших в Спасском храме совершаются Богослужения.

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местно почитаемого старца игумена Бориса (Храмцова).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *