церковь спаса преображения в наливках

Якиманка. Церковь Спаса Преображения, что в Наливках.

Спасоналивковская церковь

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Статьи

Церковь Преображения Господня, что в Наливках, она же Спасоналивковская церковь, как её называли в народе, в исторических документах упоминается как деревянная церковь, стоявшая на этом месте ещё с 1642 года. Новый, каменный, храм начали возводить на этом месте в 1713 году, но, в связи с указом Петра I, запретившего в те времена возведение любых каменных сооружений, кроме как зданий строящегося Санкт-Птербурга, строительство было надолго приостановлено. В том году успели возвести и освятить только Скорбященский придел. Основной же храм закончили только в 1738 году, освятив осенью его главный престол.

Спустя почти сто лет, в 1838-1841 годах были построены новая трапезная, в которую вошли Никольский и Скорбященский приделы. Ещё позже, в 1876-1877 годы немного перестроили главное помещение церкви, устроив в храме придел во имя святого Архангела Михаила, и обновив колокольню, в которой разместился престол Иннокентия Иркутского. Последняя перестройка осуществлялась по проекту и под руководством известного в то время архитектора Быковского. В результате проведённой реконструкции, на месте старой обветшавшей церкви появился просторный приземистый храм, простой снаружи, но уютный и сильно привлекательный внутри из-за великолепных росписей художника Стороженко.

Внутри просторного помещения храма отсутствовали столбы и колонны, в нём не было купола, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. По словам очевидцев, это, наряду с украшенными красным сукном алтарями и позолоченными киотами икон иконостасов, придавало особую праздничность внутреннему убранству церкви. В этом небольшом храме поместились, нисколько не мешая друг другу, пять алтарей. Главный – в честь Преображения Господня, маленький придел в честь святого Архангела Михаила, два придела во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и святого Николая Чудотворца в трапезной, и небольшой храм в честь святого Иннокентия Иркутского на втором этаже. Здесь имелась железная печь-времянка, поэтому зимой службы проводились в этом приделе, ввиду того, что главный храм был холодным, так как не отапливался, в связи с острой нехваткой дров.

Место нахождения храма на Якиманке в Замоскворечье, имеющее современный адрес 1-й Спасоналивковский переулок, дом 17, корпус 1, 2, получило своё название в честь находящегося в былые времена здесь, в урочище Наливки, поселения княжеских телохранителей. Им, в отличие от простых смертных, не имеющих права выпивать во время многих больших церковных праздников, разрешалось наливать в любое время без исключений, почему народ и прозвал этот район «Наливки». Правда, существует ещё одна версия такого названия, связанная с находящимся в этом месте в старину водоёма с родниковой водой, откуда водовозы черпали воду, наполняя свои бочки, которые потом развозили по домам на прилегающих улицах.

Этот крупный приземистый храм, выполненный в стиле позднего классицизма, имеющий покрытие в виде купола, поставленного на невысоком барабане, был закрыт и снесён большевиками в 1929 году. В тридцатых годах ХХ века на его месте построили ряд ничем не примечательных тусклых жилых домов.

Источник

Прогулки с Иваном Шмелевым по Москве

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Родился будущий писатель в Замоскворечье 21 сентября/3 октября 1873 г. Здесь прошли его детские годы, оставившие глубокий след в памяти. Именно в Замоскворечье, где светлая атмосфера глубоко религиозной семьи с детства окружала будущего писателя, следует искать истоки его творчества. «Иван Сергеич был человек замоскворецкий …» – так точно определил шмелевскую натуру собрат по писательскому ремеслу Борис Зайцев.

Из всего, что написано Шмелевым, наиболее полно жизнь Замоскворечья, его быт, человеческие характеры отражены в «Лете Господнем». Прочитавший это произведение, а лучше сказать, проживший с героем книги маленьким Ваней его замоскворецкую жизнь, еще не раз захочет перечитать удивительные страницы «Лета Господня», близкие и дорогие сердцу православного человека.

Время делает свое дело: Замоскворечье сейчас не то, что было в конце ХIХ века. Тем не менее, заманчиво, захватив с собой томик «Лета Господня», пройти по тем местам Москвы, которые упоминаются у писателя.

Начать прогулку можно от станции метро «Октябрьская» (радиальная). Рядом с метро новопостроенный изящный храм-часовня во имя Казанской иконы Божией Матери (освящен 1 июня 2000 г. Святейшим Патриархом Алексием II). До 1972 г. на этом месте в перестроенном храме находился кинотеатр «Авангард». А потом и его снесли.

Помолившись в храме-часовне, можно перейти на другую сторону улицы, чтобы вспомнить некоторые страницы книги. Детство Ивана Шмелева прошло неподалеку от этих мест: дом их стоял где-то на пересечении Донской улицы и Большой Калужской (теперь Ленинский проспект).

Отец будущего писателя, купец Сергей Иванович Шмелев, служил старостой и благотворителем прежде бывшего здесь Казанского храма, о котором знатоки писали, что «этот обширнейший из московских храмов принадлежит к числу выдающихся по великолепию своей отделки». В «Лете Господнем» перед нами проходят картины из жизни храма, связанные с разными праздниками. Первый рассказ «Великий пост». «Я иду к ефимонам с Горкиным», – так начинается одна из подглавок этого рассказа. «Ефимонами» называли службу в первые четыре дня Великого поста, когда читают Покаянный канон преподобного Андрея Критского, когда поется песнопение «С нами Бог» (мефимоны – от греч. «с нами». – Ред.). И вот закончилась служба. «Все уже разошлись, в храме совсем темно… У распятия теплится синяя лампада, грустная».

Перелистаем несколько страниц – «Благовещение». На праздник Благовещения Горкин получил от Синода медаль «За благоусердие ко Храму Божию», чем был несказанно растроган. А вот уже начинается описание, как перед Пасхой украшают храм, выносят Плащаницу. А вот и сама Пасха, с ее песнопениями и иллюминацией. «Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная». А вот и Троица наступила («Троицын день»). Церковь украсили березками и травой, привезенными с Воробьевых гор. «Это не наша церковь: это что-то совсем другое, какой-то священный сад. И пришли мы не молиться, а на праздник…» А там Преображение (рассказ «Яблочный Спас»), описываются и необыкновенные ризы священников и дьяконов, которые называются «яблочные», освящение воды и окропление яблок и праздничная суета в храме. «Весело, как в гостях».

Таким сохранилась жизнь храма в воспоминаниях детства Ивана Шмелева. Все в прошлом, нет тех людей и нет того храма. Сохранилась икона Преподобного Серафима Саровского из прежнего храма, которую Святейший Патриарх Алексий II передал в новый храм, дабы сохранилось «духовное преемство прежнего храма, простоявшего на этом месте 300 лет, и нового, только что построенного».

А теперь пойдем в сторону храма Иоанна Воина вдоль Якиманки. И вспомним описание ее, приведенное в рассказе «Яблочный Спас», когда на лошадке Кривой направляются на Болотную площадь на рынок за яблоками. «Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона…» Здесь когда-то, на церковном дворе у Марона на Якиманке, жила Домна Панферовна. На Светлой седмице в Кремле Горкин с Ваней встретили Домну Панферовну с внучкой Анютой, и те их зазвали к себе в гости. И как все были ласковы, ели разные вкусности и рассматривали святыньки, которые привезла Домна Панферовна из Иерусалима. Целая страница посвящена этому описанию в рассказе «На Святой».

Храм Спаса Преображения в Наливках снесен в 1929 г., а храм Преподобного Марона Пустынника Сирийского 1642 г. в Старых Панех чудом уцелел. В 1992 г. церковь в плачевном состоянии была возвращена Русской Православной Церкви. Но уже в 2001 г. храм стал победителем в московском конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции памятников архитектуры.

Перейдем на другую сторону Якиманки и пройдем по Первому Хвостову переулку. Здесь в доме № 7 в 1914–1922 гг. жили Шмелевы. Из этого дома они убывали в эмиграцию, навсегда покидая Россию. Поводом для отъезда послужила трагическая гибель в Крыму любимого сына Сергея.

На Большой Полянке – храм Григория Неокесарийского, в прежние времена он был виден с Якиманки.

Если перейти Полянку и свернуть в Старомонетный переулок, то здесь на углу с Пыжевским переулком находится с виду ничем не примечательный дом № 27, где в 1910 г. жил писатель.

Пройдем дальше по Старомонетному и свернем в Толмачевский переулок. Здесь мы увидим вывеску Государственной научной педагогической библиотеки им. Ушинского. Когда-то особняк принадлежал заводчику А.Д. Демидову, потом тетке Н.Н. Пушкиной Е.И. Загряжской, а в 1882–1917 гг. в нем развернулась 6-я мужская московская гимназия, в которой учился Иван Шмелев. По этому поводу в рассказе «Святая радость» можно вычитать: представляя себе, где он будет учиться, Ваня фантазирует, как он будет носить кожаный пояс с медяшкой и картузик, на котором «листочки будут… серебряные, и шнурок на картузике будет белый …и буковки… – М.6.Г. – Московская 6-я гимназия».

Напротив библиотеки установлен памятник писателю. Взгляд бронзовых глаз устремлен на бывшую гимназию.

Мы же отправимся дальше, пройдем мимо Третьяковки по Лаврушинскому переулку. Это бывшая Кадашевская слобода, где родился Иван Шмелев. Перейдем мост и окажемся на Болотной площади. Сюда Ваня приезжал с Горкиным за яблоками перед Преображением. «Мы подъезжаем к лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина». Отец сюда послал их за яблоками, наказав, каких плодов и для кого покупать. Неописуемое яблочное разнообразие! Перечисляются такие сорта, о которых мы и знать не знаем. «Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится… Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Ивана Великого».

Пойдем и мы в ту сторону, где виднеется купол Ивана Великого и выйдем на Софийскую набережную.

На Крещение – крестный ход из Успенского собора, через Тайницкую башню (она тогда была проездная) на реку, где была устроена иордань.

«Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола».

Палят пушки, потом народ купается в освященной воде. И отец тут, и Горкин. Весело.

Там, за стенами Кремля, в те времена было побольше церквей, чем сейчас. В одной из них – церкви Константина и Елены, а позже в Архангельском соборе – служил отец Валентин Амфитеатров (1836–1908). Его имя упоминается в рассказе «Рождество». В сочельник Горкин своему юному другу объясняет, почему именно пастухам первым возвещено было о рождении Спасителя, и говорит: «Про это мне вразумление от отца духовного было, он все мне растолковывал, отец Валентин, в Успенском соборе, в Кремле, у-че-ный. Про-поведи как говорит. Запомни его – отец Валентин Амфитиятров». Ныне проповеди «московского утешителя» опубликованы и доступны всем православным. А сын отца Валентина, талантливый прозаик и публицист Александр Валентинович Амфитеатров (1862–1938), был большим почитателем творчества Ивана Сергеевича Шмелева и высоко оценивал, в частности, роман-эпопею «Солнце мертвых».

Затем по Софийской набережной можно направиться в сторону Каменного моста. На другом берегу реки сияет громадный купол воссозданного храма Христа Спасителя. Прежний разрушенный храм воздвигали более 50 лет. Великое множество народа принимало участие в его сооружении. Глава семейства – Сергей Иванович Шмелев, занимаясь подрядными работами, был причастен к строительству храма. Великим постом (рассказ «Рождество»), когда ехали на лошадке Кривой на постный рынок, Горкин говорит Ване Шмелеву: «Стропила наши под куполами-то… нашей работки ту-ут. Государю Александр Миколаичу, дай Бог ему поцарствовать, генерал-губернатор папашеньку приставлял, со всей ортелью!»

А вот и Каменный мост. На месте, где он пересекается с набережной, до 30-х годов ХХ века находилась часовня Николая Чудотворца. Когда на Кривой проезжали мимо часовни, старая лошадь, возившая еще прабабушку Устинью, по привычке здесь останавливалась. Прабабушка здесь всегда выходила ставить свечку.

«На середине моста Кривая опять остановится. Это прабабушка твоя Устинья все тут приказывала пристать, на Кремль глядела… Самое наше святое место, святыня самая… Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом… Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это – мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы…»

Иван Сергеевич Шмелев умер 24 июня 1950 г. на 77 году жизни и был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. 30 мая 2000 г. на кладбище Донского монастыря в Москве состоялось перезахоронение праха замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева и его жены Ольги Александровны. Так было выполнено его завещание – найти вечное упокоение подле отца, когда это станет возможным. На церемонии перезахоронения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что «исполняется последняя воля Ивана Сергеевича Шмелева. Мы можем воздать должное этому прекрасному человеку – православному писателю и истинному русскому патриоту».

Источник

Церковь Спаса Преображения в Наливках

Православный храм
Церковь Спаса Преображения в Наливках
(Спасо-Наливковская церковь)
церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках
Церковь на фото 1882 года (Николай Найдёнов)
55°43′56″ с. ш. 37°36′58″ в. д. H G Я O L
Страна церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках Россия
ГородМосква, 1-й Спасоналивковский переулок
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Первое упоминание1642 год
Дата упразднения1929 год
Состояниеснесена

Церковь Спаса Преображения в Наливках — церковь Русской православной церкви, построенная в 1642 году и снесенная в 1929 году.

История

По писцовым книгам, составленным в 1642 году, Спасопреображенская церковь в Наливках «прибыла вновь», то есть была только что построена заново. Строилась она в стрелецкой слободе, «в Степанове приказе Алалыкина». Первоначально церковь была деревянной, главный престол был освящён только осенью 1738 года. В 1738—1751 годах было построено каменное здание для местных прихожан.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В самой церкви находилось еще три придела: Всех скорбящих радости, святого Николая чудотворца и третий, во имя Михаила Архангела, устроенный при перестройке храма в 1876—1877 годах.

Источник

Церковь Спаса Преображения в Наливках

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливкахИз Википедии, бесплатной энциклопедии

Православный храм
Церковь Спаса Преображения в Наливках
(Спасо-Наливковская церковь)
церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках
Церковь на фото 1882 года (Николай Найдёнов)
55°43′56″ с. ш. 37°36′58″ в. д. H G Я O L
Страна церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках Россия
ГородМосква, 1-й Спасоналивковский переулок
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Первое упоминание1642 год
Дата упразднения1929 год
Состояниеснесена

Церковь Спаса Преображения в Наливках — церковь Русской православной церкви, построенная в 1642 году и снесенная в 1929 году.

История [ править | править код ]

По писцовым книгам, составленным в 1642 году, Спасопреображенская церковь в Наливках «прибыла вновь», то есть была только что построена заново. Строилась она в стрелецкой слободе, «в Степанове приказе Алалыкина». Первоначально церковь была деревянной, главный престол был освящён только осенью 1738 года. В 1738—1751 годах было построено каменное здание для местных прихожан.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В самой церкви находилось еще три придела: Всех скорбящих радости, святого Николая чудотворца и третий, во имя Михаила Архангела, устроенный при перестройке храма в 1876—1877 годах.

Источник

Текст книги «Москва православная. Все храмы и часовни»

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Автор книги: Михаил Вострышев

Жанр: Архитектура, Искусство

Текущая страница: 42 (всего у книги 51 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19 страниц]

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1490 г. великий князь Иван III, расширяя свои палаты, перенес монастырь на другой берег Москвы-реки, ниже по течению, где он существует до настоящего времени под именем Новоспасской обители. Кремлевский Спасский храм был превращен в придворный собор. В XVI в. к его южной части пристроили придел мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, а с севера – придел Трех Святителя (упразднен после 1812 г.). С XVII века Спасская церковь стала приходским храмом дворцовых служащих. С переносом столицы в Петербург придворный собор Спаса на Бору пришел в запустение. В конце XVIII века обветшавший храм был в значительной части разобран под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова и вновь сложен из кирпича в формах XVI–XVII века. Тем не менее храм сохранил фрагменты первоначальных стен. В 1812 г. он пострадал от французов, забравших все серебро из храма и устроивших в нем конюшню и склад для фуража. После освобождения Москвы церковь была обновлена и освящена.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В середине XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца древний Спасский собор оказался скрыт со всех сторон высокими стенами. В 1856–1863 гг. он был отреставрирован под руководством архитектора Ф.Ф. Рихтера. Южный верхний придел освятили во имя святителя Стефана Пермского, северный – во имя великомученика Прокопия. Тогда же храм расписал иконописец Рогожкин по образцу ярославского собора Иоанна Предтечи. Главной святыней храма были хранившиеся под спудом мощи святителя Стефана Пермского, апостола зырян, современника и друга преподобного Сергия Радонежского. Над местом его погребения была устроена гробница-рака, на крышке которой находилось украшенное серебряной ризой изображение святого. В 1890 г. гробницу оковали позолоченным серебром, а над нею была устроена новая художественная сень из бронзы. В трехъярусном главном иконостасе XVIII века находились Царские врата XVI – начала XVII века, храмовая икона Преображения Господня XVI века, чудотворная икона Всемилостивого Спаса, Боголюбская икона Божьей Матери, Сретение Господне, Собор архангелов Михаила и Гавриила, Похвала Пресвятой Богородицы, святителя Стефана Пермского с деяниями. В алтаре нижнего придела хранился храмовый образ святителя Спиридона Тримифунтского (в Средние века в храме был его придел).

После Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли, и в 1933 г. он был снесен. Часть икон передали в музеи Кремля, а старинные Царские врата ныне украшают иконостас кремлевской Ризположенской церкви. На месте Спасского храма во дворе Большого Кремлевского дворца сооружена пристройка.

Спаса Преображения на Братском кладбище церковь (уничтожена).

На купленных землях села Всехсвятского, что находилось в пяти верстах от Тверской заставы, 15 февраля 1915 г. по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны и гласного Московской городской думы врача С.В. Пучкова было открыто Братское кладбище для солдат и офицеров, умерших в московских госпиталях. Предполагалось, что оно станет огромным мемориальным комплексом в память о жертвах великой войны. На кладбище по проекту А.В. Щусева началось строительство храма, главный престол которого был освящен только в 1918 г. Согласно проекту храм должен был быть пятиглавым, с папертью и звонницей, в стиле средневековой архитектуры Пскова, но полностью выполнить задуманное не удалось. Храм закрыли в начале 1930-х гг., а уничтожили, как и все Братское кладбище, в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Ныне на месте кладбища – парк на Новопесчаной улице, а на месте церкви Спаса Преображения в 1959 г. выстроили здание кинотеатра «Ленинград».

Спаса Преображения на Братском кладбище часовня (улица Новопесчаная, парк).

На территории бывшего Братского кладбища, превращенного в 1950-е гг. в парк, в начале 1990-х гг. по инициативе руководства Северного административного округа и военно-исторической ассоциации «Добровольческий корпус» выстроили небольшую часовню, приписанную к церкви Всех Святых во Всехсвятском.

Спаса Преображения на Глинищах церковь (уничтожена).

Впервые упоминается в 1460 г. в духовном завещании старца Симонова монастыря Адриана Ярлыка. В документах 1657 г. Спасский храм указан как каменный. В 1780 г. приступили к возведению нового храма (его проект приписывают знаменитому архитектору В.И. Баженову). Вскоре в нем были освящены приделы великомученицы Екатерины и Покрова Пресвятой Богородицы.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Главный же престол Спаса Преображения освятили лишь 6 августа 1802 г. К величественной церкви-ротонде в середине XIX века пристроили трапезную и четырехъярусную колокольню.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1898 г. храм капитально отремонтировали. В нем сохранялись иконостас и росписи стен начала XIX века. Две храмовые иконы – Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы, а также образ святителя Николая и Тихвинская икона Божией Матери датировались XVII веком. Храм разрушили в начале 1930-х гг., и в 1934 г. на его месте выстроили восьмиэтажное здание (Лубянский проезд, дом № 17).

Спаса Преображения в Наливках церковь (уничтожена).

В 1641 г. жители Стрелецкой слободы выстроили в Замоскворечье, в местности Наливки свой приходской деревянный храм. В 1705 г. к нему пристроили придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Каменный храм вместо деревянного появился в 1738 г. Вместо него в 1838 г. выстроили новую Спасскую церковь с приделами святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Позже в боковой пристройке освятили придел архангела Михаила. Тогда же в колокольне освятили придел святителя Иннокентия Иркутского.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В алтаре главного храма находились дарохранительница первой четверти XIX в., большой серебряный напрестольный крест 1721 г. с литым распятием. В алтаре придела архангела Михаила сохранялась икона Божьей Матери «Знамение» XVIII века. В храме было множество других икон XVII–XVIII веков. Все эти святыни были изъяты при закрытии храма в 1929 г. и переданы в музейный отдел Моссовета. В этом же году церковь снесли, а на ее месте выстроили пятиэтажный дом (1-й Спасоналивковский переулок, дом № 17).

Спаса Преображения в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом № 1).

Надвратный пятиглавый храм над главным (северным) трехпролетным входом в обитель был выстроен в стиле нарышкинского (московского) барокко в 1687–1688 гг.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Внутри сохранился уникальный резной семиярусный иконостас работы известного мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева. Иконы в иконостасе написаны мастерами Оружейной палаты под руководством Федора Зубова. В храме сохранилась изразцовая печь XIX века.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

К церкви примыкает Лопухинский корпус (1683–1686 гг.) – палаты, в которых жила царевна Екатерина Алексеевна, а с 1727 г. и до смерти в 1731 г. Евдокия Федоровна Лопухина (в монашества Елена), первая супруга Петра I, возвращенная из ссылки внуком, императором Петром II. Архитектурный декор Лопухинского корпуса выполнен в единой стилистике с декором Преображенской церкви.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Храм был закрыт в 1922 г. Вновь освящен 18 декабря 1982 г.

Спаса Преображения в Новоспасском монастыре собор (Крестьянская площадь, дом № 10). История Спасского монастыря берет свое начало со времен великого князя московского Ивана I Даниловича Калиты.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Им был основан придворный Спасский монастырь, главным храмом которого являлся храм Спаса Преображения на Бору. В 1490 г., расширяя территорию великокняжеского дворца, Иван III распорядился перенести обитель за реку, вследствие чего, монастырь получил наименование Новоспасского («монастырь Спаса на Новом»).

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1496 г. был завершен и освящен собор во имя Спаса Преображения. Его строителями были итальянские зодчие, создавшие в эту эпоху много храмов и других сооружений в Москве.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1645 г. частично разобран, и на его основании по образцу кремлевского Успенского собора возвели современное церковное здание. Оно представляет собой пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, с южной и западной сторон окруженный папертью. В южной части паперти, на ее сводах сохранилось изображение родословного древа российских государей. Начинают этот сюжет равноапостольная княгиня Ольга и ее внук, равноапольный великий князь Владимир, поливающие из сосудов корень царственного древа. Все правители изображены в полный рост, с нимбами вокруг головы. Собор поражает своею монументальностью.

Расписали его в 1689 г. Над росписью стен, сводов и колонн работали иконописцы под руководством известного костромского мастера Гурия Никитина. На правом столпе изображены устроители Спасского собора – цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В руках они держат изображения самого собора. На стенах храма, вблизи царских врат в начале XVIII века были написаны портреты всех русских патриархов. Иконостас поражает своими размерами: длина его составляет 22 метра, высота – 24 метра. В нем расположены в пять ярусов 77 икон. До революции здесь находился чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя, перенесенный из Вятки в Москву в 1647 г. Впоследствии этот образ был утрачен и ныне на его месте находится копия. В подклете собора расположена усыпальница рода Романовых и их родичей с храмом преподобного Романа Сладкопевца. Над входом в усыпальницу – портал с мозаичной иконой Нерукотворного образа Спасителя.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Собор был закрыт в 1918 г., и его помещения использовались под архив ВЧК – НКВД. Богослужения возобновились в 1991 г. Среди святынь в соборе находятся: чтимая Смоленская икона Божией Матери XVI века – вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, икона Божией Матери «Всецарица» – список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на Афоне. К этой иконе обращаются с молитвами об исцелении онкологических больных. В соборе также находятся мощевики с частицами мощей апостола и евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Серафима Саровского, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.

Спаса Преображения в Переделкине церковь (7-я улица Лазенки, дом № 42).

Первоначально здесь находилась усадебная церковь в имении Лукино. Современное церковное кирпичное здание выстроено в 1815–1819 гг. на средства графини Разумовской. Перестраивалась в 1870-е гг. в псевдорусском стиле. Увенчанный куполом световой ротонды одноапсидный бесстолпный храм получил четыре малые главы, составившие с барабаном каноническое пятиглавие. У западных и южных дверей появились два массивных крыльца на фигурных столбах. В убранстве храма широко использованы поливные полихромные изразцы. Особенно щедро они применены на северной паперти, примечательной резными белокаменными столбами, увитыми виноградными лозами. В интерьере сохранились Царские врата XVII века, в правом приделе – иконостас XIX века. Остальное убранство, хоры и настенная живопись – 1950-х годов. В храме три придела: украшенный тремя главками и крыльцом-папертью – святителя Филиппа, митрополита Московского, северный же (левый) – великомученицы Варвары и южный (правый) – апостолов Петра и Павла. Посвящение придела святителю Филиппу связано с тем, что село Лукино в XVII в. принадлежало боярскому роду Колычевых, из которого происходил владыка.

Храм был закрыт с 1930-х годов по 1949 год. С 1952 г. рядом с ним находится резиденция патриарха Московского и всея Руси.

Спаса Преображения на Песках церковь (уничтожена).

Первое упоминание о деревянном храме в этой местности на высоком правом берегу реки Неглинной относится к 1621 г.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Каменная пятиглавая церковь была выстроена в 1657 г.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Шатровую колокольню возвели в 1670-е – 1680-е гг. В 1774 г. в новой трапезной устроили придел Трех Святителей.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

По всей видимости, тогда же перестроили и верх храма.

В нем сохранялась икона Спасителя старинного письма, напрестольный серебряный крест XVII века, Требник, пожертвованный в храм в 1684 г.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Храм снесли в середине 1930-х годов, и на его месте выстроили типовое школьное здание, в котором ныне размещается Министерство юстиции РФ (Большой Каретный переулок, дом № 10).

Спаса Преображения на Песках близ Арбата церковь (Старопесковский переулок, дом № 4а).

Современное церковное здание с приделом святителя Николая выстроено в 1706–1711 гг. на месте деревянного храма, выстроенного в стрелецкой слободе в 1639 г. стрельцами полка Тимофея Полтева. Пятиглавный храм с шатровой колокольней представляет собой типичный образец посадских храмов XVII в. Храм имеет перспективные порталы, килевидные кокошники с раковинами, украшен наличниками. Главный престол был освящен во имя Спаса Преображения, а в трапезной создали придел во имя Николая Чудотворца. В 1763 г. в трапезной был устроен придел архангела Михаила. В 1812 г. церковь была разграблена французами и пострадала от пожара. Восстановили ее к 1814 г. Ограду с воротами построили в 1849 г., а в 1891 г. ворота соединили с колокольней парадным порталом с новым большим притвором. Рядом с церковью расположен Пушкинский сквер, созданный Н. Львовым, внуком прославленного архитектора и поэта, в память о том, что А.С. Пушкин жил и часто бывал в этой местности. Церковь изображена на знаменитой картине В.Д. Поленова «Московский дворик» (1878 г.). Храм обладал прекрасными колоколами, в которые звонил знаменитый мастер звона К.К. Сараджев. В конце XIX – начале XX в. трудами настоятеля Сергия Успенского при храме были созданы богадельня, приходская школа, попечительство по борьбе с пьянством. В 1919 г. отец Сергий был арестован и освобожден в 1923 г. по старости. В 1929 г. из закрытой церкви Неопалимой Купины в Зубове в храм Спаса на Песках был переведен племянник и тезка о. Сергия – Сергий Успенский. Позднее, в 1937 г. он был арестован и расстрелян, а в наши дни – причислен в лику священномучеников. Портреты обоих Успенских написал П.Д. Корин при подготовке к созданию монументального полотна «Русь уходящая».

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В конце 1920-х гг. закрыли библиотеку и церковно-приходскую школу при храмах, здания, в которых они помещались были отобраны у храма. В 1932 г. церковь закрыли. С 1979 г. по 1990 г. храмовое здание занимало объединение «Союзмультфильм». В 1991 г. храм был передан Церкви. Богослужения возобновились в 1993 г. В 1995 г. началась его полная реставрация, новая роспись храма и иконостас были завершены к Рождеству 2004 года.

Спаса Преображения в Преображенском церковь (уничтожена).

Каменная церковь Спаса Преображения с приделом апостолов Петра и Павла в селе Преображенском, рядом с деревянным храмом была выстроена к 1768 г.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1781 г. она перестраивалась. В начале XIX века церковь отличалась крайней бедностью. В 1880-е гг. стараниями купца Ф.Н. Котова и других прихожан храм начали благоустраивать. Второй придел благоверного князя Александра Невского освятили 19 октября 1886 г. Тогда же был перестроен и увеличен Петропавловский придел.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Ремонтные работы также производились в 1902 г. Храм, остававшийся действующим до 6 июля 1964 г., взорвали через четыре дня – в ночь с 10 на 11 июля. На его месте – свободное пространство Преображенской площади.

Спаса Преображения в Пушкарях церковь (уничтожена).

В окрестностях улицы Сретенки в допетровскую эпоху существовало несколько стрелецких слобод, каждая из которых имела свой приходский храм. В Пушкарской слободе, в центре Сретенки и в прилегающих к ней переулках, во 2-й половине XVII века артиллеристы (пушкари) построили почти одновременно две церкви – преподобного Сергия Радонежского и Преображения Господня. Последний был деревянным, и в 1683 г. стрельцы вместо него выстроили каменный храм. Верхние ярусы колокольни были достроены в 1753 г. В XVIII веке в церкви были два боковых придела – Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Петровским временем датировались тридцать три иконы. Известный художник М.И. Скотти был автором икон Благовещение Пресвятой Богородицы на Царских вратах, написанной на медной овальной доске, и Распятие Христово на полотне в третьем ярусе пятиярусного иконостаса.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Современники отмечали золоченые бронзовые чеканные Царские врата, на створе которых было выбито: «1807 г. 1 октября». Впечатляло и бронзовое паникадило на 56 свечей, украшенное майоликой. Немалую ценность имели набор богослужебных серебряных сосудов 1820 г. и двадцать книг XVII–XVIII веков из приходской библиотеки.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Храм закрыли в середине 1920-х гг., а снесли в середине 1930-х годов. На его месте выстроили четырехэтажное здание школы (улица Сретенка, дом № 20).

Спаса Преображения в Спасской церковь (уничтожена).

Деревянный храм в Спасской слободе ярославского Спасского монастыря впервые упоминается в 1642 г. В 1698–1701 гг. вместо него выстроили каменный храм с приделом святителя Николая. Он был капитально перестроен в 1750–1754 гг., тогда же возвели новую колокольню, и справа к трапезной пристроили придел Тихвинской иконы Божией Матери. В XVIII веке здесь служил и был похоронен на приходском кладбище священник Георгий Данилов – отец митрополита Московского Платона. В 1884–1887 гг. Спасскую церковь капитально перестроили, алтари приделов выдвинули на одну линию с главным алтарем, поставили новую колокольню (архитектор П.П. Зыков).

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1922 г. церковь передали обновленцам. В конце 1930-х гг. Спасский храм закрыли и вскоре снесли. На его месте выстроили четырехэтажное здание школы (улица Большая Спасская, дом № 15).

Спаса Преображения в Тушине церковь (Волоколамское шоссе, дом № 128).

Еще в XIV в. в Тушине находился Спасский монастырь, разоренный в Смутное время. От него село именовалось Спас-Тушино, а белокаменные надгробия XVI в. с некрополя этой обители неоднократно находили в XX в. В XVIII в. монастырь был закрыт. Храм конца XVI в. стал приходским, пришел в ветхость и в 1885 г. был разобран, а храмовая икона перенесена в новую церковь. Современное церковное кирпичное здание выстроено в 1875–1886 гг. в русском стиле (архитектор Грудзинский). Храм имеет приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Тогда же была возведена высокая трехъярусная колокольня.

Храм закрыли в 1937 г. Ранее, в 1928 г. был арестован настоятель отец Борис Соколов, а в 1934 г. его преемник отец Александр Буравцев. В здании церкви разместили клуб и кинотеатр, затем – мастерские и склад. В 1950-е гг. разобрали купол и уничтожили колокольню, было ликвидировано кладбище. В 1990 г. храм вернули общине верующих и начались восстановительные работы. 17 августа 1990 г. церковь была освящена патриархом Алексием II. К настоящему времени храм принял первоначальный вид. Главный иконостас – одноярусный, белокаменный. Мозаичные композиции на стенах выполнили художники А.Д. Корноухов, Д.М. и И.Д. Шаховские, А.Д. Курило, А.Д. Царев. Трапезная расписана художниками В.А. Сидельниковым и В.И. Любарским. Иконостасы приделов исполнены в древнерусском стиле. Иконы для всех иконостасов в древнерусском стиле написал О.Г. Клодт. Святыня храма – мироточивый Животворящий Крест Господень. К этой церкви приписан домовый храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме.

Спиридона Тримифутского, святителя, на Козьем болоте церковь (уничтожена).

Время основания этой церкви на Спиридоновке точно неизвестно. Вероятно, она была построена в XVI в., в период, когда эта территория еще не входила в черту Москвы. На земле, принадлежавшей в XIV в. князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, а затем ставшей владением Новинского монастыря, в XVI веке уже существовала митрополичья Козья слобода, которая располагалась у прудов вдоль болотистой местности, находившейся неподалеку от Никитских ворот Белого города. Из прудов, самый большой из которых впоследствии получил название Синодального, а затем Патриаршего, брал начало ручей Черторый, протекавший у Никитских ворот, а затем вдоль стен Белого города направлялся в сторону Москвы-реки.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Церковь Спиридона Тримифунтского, согласно легендарным данным основанная пастухами, выпасавшими коз в этой местности, в действительности была центром митрополичьей, а затем патриаршей слободы. Козья слобода имела развитое хозяйство. В ней, видимо, активно разводили скот, а в прудах – рыбу. Одновременно, Козья слобода уже в ранние времена служила и как место отдыха московских митрополитов, а затем российских патриархов.

О первой деревянной церкви в Козьей слободе сохранилось мало сведений. Известно, что в начале XX века в Спиридоновском храме находились иконы XVI века, созданные, видимо еще для древней церкви. В 1633 г. на месте обветшавшего во время событий Смутного времени деревянного храма построили каменную церковь. Она представляла собой высокий, скромно декорированный, бесстолпный четверик, поперечно вытянутый (с севера на юг), увенчанный главой на высоком барабане, которая возносилась над горкой килевидных кокошников, размещенных вперебежку. Барабан, украшенный аркатурно-колончатым поясом, был прорезан четырьмя крестообразно расставленными окнами. Два яруса окон освещали внутреннее пространство храма. Особое устройство алтарной части, при котором три апсиды примыкали не к четверику, а к пониженному восточному выступу, возможно, объясняется тем, что алтарная часть впоследствии перестраивалась. Видимо, изначально со стороны западного фасада церкви существовала трапезная. В XVII веке построили и первую шатровую колокольню.

Главный престол освятили в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Два первоначальных придела, располагавшиеся в восточной части храма, о чем свидетельствовали малые главы над боковыми апсидами, были посвящены традиционно почитаемым вместе святителям Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Согласно письменным источникам заказчиком строительства нового храма стал патриарх Филарет. Принимавший активное участие в управлении возрождавшейся после Смутного времени державой, патриарх Филарет заслужил особое уважение сограждан своей стойкостью в православной вере, верность которой он сохранил, несмотря на долгие годы польского плена. На вклад патриарха Филарета был создан высокий резной иконостас, образы которого создавали лучшие иконописцы того времени. Эти иконы, наряду с древними образами, бережно сохранялись после обновления иконостаса в 1751–1752 гг., когда был устроен верхний ряд, посвященный Страстям Господним, а также после разорения храма в 1812 г., когда он чудом не сгорел во время пожара. Наиболее чтимым был древний образ святителя Спиридона в житии с вложенной в него частицей мощей святого. Эта икона представляла собой редкий иконографический извод, изображавший в среднике святого Спиридона в рост, в крещатых ризах, с омофором. Его голову увенчивала митра. Правая рука была поднята в благословляющем жесте, левая держала Евангелие. Клейма изображали сцены из жития святого.

После пожара Москвы в 1812 г. церковь нуждалась в ремонте. В 1820-е гг. в новых формах была построена трапезная в формах классицизма. В ней разместились приделы Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, которые освятили в 1822 г. Тогда же в южной апсиде освятили придел апостолов Петра и Павла. В 1820-е гг. на месте шатровой колокольни возвели круглую многоярусную колокольню в стиле классицизма, определившую градостроительную ситуацию всего района. В храме сохранялись многие чтимые образы, а также древнее лицевое шитье – воздухи и плащаницы, созданные в XVII веке, возможно на вклад патриарха Филарета. Одной из святынь был также древний напрестольный крест.

Церковь закрыли в 1930 г. В начале августа власти разрешили обмерить храм, однако, не дожидаясь окончания обмеров, начали его ломать. На месте церкви в 1932–1934 гг. выстроили дом с барельефами, представляющими Технику, Искусство и Науку, сохранившийся и поныне.

Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре собор (улица Большая Лубянка, дом № 19).

Выстроен в 1679 г. на месте храма, сооруженного в конце XVI века в память избавления Москвы от нашествия Тимура (Тамерлана).

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1706 г. с юга к церковному зданию пристроили придел пророка Иоанна Предтечи, а западное крыльцо превратили в паперть. Пятиглавый двухстолпный собор имел трехчастную апсиду. В 1707 г. по заказу стольника Семена Федоровича Грибоедова (предка известного драматурга и музыканта) были расписаны своды, столбы и стены.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

В 1755 г. у северной стены было установлено уникальное Распятие, выполненное резчиком Г.С. Шумаевым. Мастер несколько десятилетий работал над этим монументальным крестом-голгофой, заказанным игуменом Сретенского монастыря. Высота застекленного киота, внутри которого установили Шумаевский крест, достигала 7 метров 63 сантиметров, а ширина – 4 метров 27 сантиметров. Крест представлял собой многофигурную композицию с резным изображением Распятия Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом, евангелистов, страданий Христовых, а также зданий Иерусалима, гор, растений. Иконостас в стиле ампир сооружен в 1816 г. В подклете были погребены многие представители известного княжеского рода Прозоровских, в том числе сподвижники Петра I – Петр Иванович и Борис Иванович. В соборе и рядом с ним находились фамильные усыпальницы князей Хованских, Бахметьевых и других знатных родов.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Закрыли храм в конце 1920-х гг. В 1952–1962 гг. восстановили первоначальное покрытие глав, кирпичный цоколь, удалили наслоения грунта, была раскрыта и укреплена внутренняя роспись 1707 г. В 1991 г. храм передали общине верующих. Сначала он действовал как приходский, а после возрождения в 1995 г. Сретенской обители вновь стал монастырским собором. В нем устроен пятиярусный иконостас, выполненный в древнерусском стиле. Среди святынь собора – рака со святыми мощами священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского, служившего здесь в начале 1920-х годов, икона с частичкой мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской плащаницы, чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Стефана архидиакона, первомученика, при дворянской богадельне имени С. Д. Нечаева-Мальцева церковь (улица Шаболовка, дом № 33).

Нечаевская богадельня была выстроена в 1901–1905 гг. на средства сына С.Д. Нечаева-Мальцева видного благотворителя Юрия Степановича (архитектор Р.И. Клейн). Церковь при ней освятили 15 мая 1906 г. Это был одноглавый двухэтажный храм со звонницей, соединявшийся со зданием богадельни особым притвором, примыкавший к коридору и парадной лестнице, и имевший также вход с улицы. Над крыльцом помещался мозаичный образ Нерукотворного Спаса с двумя ангелами, с другой стороны храма находилось мозаичное изображение архидиакона Стефана. Над входом в богадельню тоже была мозаика – икона Спасителя в терновом венце. Церковь с двух сторон была облицована лазурным кирпичом.

Храм украшал иконостас из белого итальянского мрамора с орнаментом и двумя небольшими колоннами. Его северные и южные двери были из бронзы сквозной чеканной работы. В белом мраморе выполнили солею, амвон и клиросы. Известный иконописец В.П. Гурьянов украсил изображениями архангелов северные и южные двери, написал иконы на Царских вратах. Часть металлической утвари, в том числе серебряная чеканная дарохранительница, крест и семисвечник, были выполнены на известной фабрике Овчинникова. Высоким художественным исполнением отличались также церковные облачения.

После Октябрьской революции 1917 г. дворянскую богадельню преобразовали в дом для коммунистов-инвалидов. Стефановский храм закрыли 1 января 1919 г. В сентябре 1922 г. из церкви вывезли два пуда серебряных предметов. Здание богадельни с бывшим Стефановским храмом сохранилось до наших дней. Оно принадлежит Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации.

Стефана архидиакона, первомученика, на Швивой горке церковь (уничтожена).

Впервые деревянный храм с приделом святителя Николая упоминается в этой местности (окрестности современной Котельнической набережной) в документах 1625 г. Новый каменный храм выстроили к лету 1701 г.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Спустя двенадцать лет появились трапезная с приделом мученика Мины и колокольня. В 1892 г. храм отремонтировали.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

Его разобрали в 1932 г. На его месте ныне разбит сквер.

Стефана Пермского, святителя, при 1-й Московской гимназии церковь (уничтожена).

В конце XVIII в. в Москве было открыто Главное народное училище, преобразованное в 1804 г. в Московскую губернскую гимназию, а в 1833 г. – в 1-ю Московскую гимназию. Гимназия не раз переезжала с места на место: Пречистенские ворота, Волхонка и, наконец, Малый Знаменский переулок (дом № 16–18). Домовый храм Стефана Пермского освятили 30 октября 1854 г. Его устроили в обширной комнате верхнего этажа здания. В 1902–1903 гг. на средства церковного старосты И.С. Григорьева были сооружены серебряные, вызолоченные, с эмалью ризы на двенадцать икон двухъярусного иконостаса. Среди икон выделялись святителя Стефана Пермского, Спаса Нерукотворного на полотне работы академика Прохорова (копия чудотворного образа в домике Петра I), святителя Николая с мощами, мученицы Варвары, Московских святителей. В храме находилось множество серебряных сосудов и облачений. Особо памятен был серебряный крест с частицами мощей равноапостольного князя Владимира, пожертвованный выпускниками гимназии 1855 г. В числе учащихся этого старейшего учебного заведения были многие известные деятели России, среди них историки М.П. Погодин и С.М. Соловьев, драматург А.Н. Островский, пианист К.Н. Игумнов.

церковь спаса преображения в наливках. Смотреть фото церковь спаса преображения в наливках. Смотреть картинку церковь спаса преображения в наливках. Картинка про церковь спаса преображения в наливках. Фото церковь спаса преображения в наливках

После Октябрьской революции 1917 г. гимназию переименовали в 58-ю школу. Церковь закрыли и опечатали в октябре 1919 г. Храмовую икону святителя Стефана перенесли в находившуюся неподалеку церковь Ржевской иконы Божией Матери. Престол, иконостас и часть церковной утвари передали в церковь села Коростово Солотченской волости Рязанской губернии. В бывшей домовой гимназической церкви устроили клуб. Ныне в здании 1-й Московской гимназии находится Институт русского языка АН СССР.

Страстной иконы Божией Матери в Страстном монастыре собор (уничтожен).

Собор выстроен в 1642–1646 гг., еще до устройства девичьего монастыря у Тверских ворот Белого города в 1654 г. Каменное здание собора было выстроено в 1690 г. Оно было двухэтажным, квадратным, к которому позже с запада пристроили прямоугольную трапезную. Собор с трех сторон окружали двухэтажные галереи. В стены были встроены старинные надгробные плиты. Пять глав собора завершались старинными коваными прорезными крестами. Церковь Страстной иконы Божией Матери располагалась в верхнем этаже собора. В ней по левую сторону от Царских врат находилась главная монастырская святыня – чудотворная Страстная икона Божией Матери в серебряной ризе, убрус которой был украшен драгоценными камнями. В боковой галерее верхнего храма 12 июня 1899 г. освятили придел преподобного Нила Столбенского, в котором был устроен трехъярусный иконостас. Нижний этаж занимала церковь архангела Михаила, освященная в 1690 г. При ней в 1692 г. был устроен придел святителя Николая. В 1841 г. грузинская княгиня Цицианова подарила обители великую христианскую святыню – главу великомученицы Анастасии Узорешительницы, хранившуюся долгие годы в их семье. Три года спустя в правой галерее нижнего этажа освятили придел великомученицы Анастасии Узорешительницы, куда перенесли подаренную святыню. В середине XIX века обитель изменила свой облик. По проекту архитектора М.Д. Быковского в 1850–1855 гг. был возведена новая высокая колокольня, построена новая ограда. Тогда же были сооружены новые иконостасы в нижней и верхней церквах собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *