церковь в ахтырке хотьково расписание богослужений
Церковь в ахтырке хотьково расписание богослужений
Публичные слушания в парке «Тайм-Сквер»
Награждение участников акции «Миллион желудей».
Путешествие в прошлое Хотьковской земли.
В гостях библиотечного центра им.С.Т.Аксакова ребята из Хотьковской Школы-интернат.
День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Парк «Покровский» посетила Министр культуры Московской Области
Открытие выставки «Мир в красках»
День пожилого человека
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери
Адрес:
141351, Московская область, Сергиево – Посадский городской округ, деревня Ахтырка, дом 77.
Телефон: +7 (926) 246-73-58.
Престольный праздник: иконы Божией Матери Ахтырская (15 июля).
Настоятель: протоиерей Борис Александрович Можаев, 1941.
Священнослужители: священник Димитрий Федорович Беженарь, 1972.
Приписные храмы: часовня Новомучеников и исповедников Российских храм Спаса Нерукотворного.
Ахтырка впервые упоминается в 1504 г. под названием «село Дудкино». В 1734 г. село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 1770-х гг. его сын построил здесь деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». В 1823 г. деревянную церковь сменила каменная, которая вошла в ансамбль усадьбы по проекту архитектора Кутепова, ученика Д.И.Жилярди. Храм освятил в 1825 г. святитель Филарет, митрополит Московский.
В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку И.М.Матвееву, московскому мировому судье.
В 1924 г. сгорел дворец, плотину уничтожили, парк вырубили, сломали оранжереи; водоем и мельница исчезли.
С 1894 по 1929 гг. в церкви служил священник Василий Архангельский, организовавший три церковноприходских школы в деревнях прихода, который с 1929 по 1934 гг. находился в ссылке. В 1937 г., уже митрофорный протоиерей, Василий Архангельский был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
С 1930 по 1937 гг. в церкви служил игумен Лазарь, насельник Троице-Сергиевой Лавры (тогда уже закрытой). Его арестовали вместе с преподобномучеником архимандритом Кронидом и расстреляли в 1937 г. на Бутовском полигоне.
После закрытия церковь опечатали, но в 1941 г. ее вскрыли и разграбили. Некоторое время храм использовали под овощехранилище, затем забросили.
Службы в храме возобновились в 1991 г. Чтимая Ахтырская икона, подаренная храму, украшена многочисленными дарами прихожан и паломников. Прекрасный иконостас — дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской Духовной Академии. Образцом деисусного чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее.
При храме выпускается просветительский бюллетень «Воскресение».
Храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Ахтырка
ело Ахтырка впервые упоминается в 1504 году в межевой духовной грамоте Великого князя и государя Московского Иоанна Васильевича Третьего под названием «село Дудкино». В 1734 году село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 70-х годах XVIII века Николай Иванович Трубецкой, сын первого владельца села, построил деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». В 1823 году деревянную церковь сменило новое каменное здание, которое вошло в ансамбль вновь построенной усадьбы. Строителями храма стали третий владелец Ахтырки из рода Трубецких Иван Николаевич и его супруга Наталия Сергеевна, урожденная княгиня Мещерская. Автором проекта усадьбы, включавшей также главный дом и два флигеля, плотину и пристань на реке Воря, многочисленные службы и парк с беседками, был Кутепов, ученик знаменитого Жилярди. Храм освящен 20 сентября 1825 года святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. Еще два поколения Трубецких владели Ахтыркой, но материальные трудности заставили семью расстаться с усадьбой. Последний владелец Ахтырки Николай Петрович имел от двух браков 12 детей. Среди них: С.Н. Трубецкой, первый ректор Московского университета; Е.Н. Трубецкой, профессор Московского университета, участник Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917-1918 годах, оба философы, друзья В.С. Соловьева, общественные и церковные деятели; Г.Н. Трубецкой участвовал в правительстве генерала Врангеля в Крыму. Н.П. Трубецкой был музыкально одаренным человеком, активно участвовал в создании Московской консерватории. В 1879 году Трубецкие продали Ахтырку И.М. Матвееву, мировому судье г. Москвы.
В советские времена в 1924 году сгорел дворец, плотину уничтожили, исчезли водоем и мельница, вырублен парк, сломаны оранжереи. Хранящиеся в ЗАГСе Сергиева Посада церковные книги Ахтырской церкви конца XIX века сохранили нам имена священника Иоанна Сахарова, умершего в 1894 году. Его личная библиотека по завещанию самого настоятеля была передана Ахтырской церкви. С 1894 по 1929 год в церкви служил священник Василий Архангельский, священномученик, уже прославленный Русской Православной Церковью. Им было организовано три церковно-приходских школы в деревнях прихода. В 1929 году отец Василий был арестован и находился в ссылке до 1934 года. В ноябре 1937 года, уже митрофорный протоиерей, Василий Архангельский был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. С 1930 по 1937 год в церкви служил игумен Лазарь, насельник Троице-Сергиевой Лавры (тогда уже закрытой). Он был арестован вместе с преподобномучеником архимандритом Кронидом по сфабрикованному делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации» и расстрелян 12 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.
После закрытия церковь стояла опечатанной, а в 1941 году была вскрыта и разграблена. Некоторое время храм использовался под овощехранилище, затем был заброшен.
Богослужения в храме совершаются по субботам и воскресным дням, а также по праздникам. При храме выпускается просветительский бюллетень «Воскресение».
Церковь в усадьбе Трубецких вблизи Хотьково
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери в деревне Ахтырка Сергиево-Посадского городского округа – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е годы. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 годы. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.
«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А.Н. Греч.
В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха».
Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.
Евгений Николаевич Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образки преподобного Сергия, а его старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Е.Н. Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого: «Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни».
Второе июля по старому стилю – праздник Ахтырской иконы Божией Матери – во времена генерала Петра Ивановича Трубецкого (деда упоминавшихся братьев-философов) отмечался в деревне парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились палатки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась торжественная литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки – бусы, платки и ленты.
Чертеж Ахтырской церкви в имении Трубецких А.С. Кутепова. 1829 г.
Явление Ахтырской иконы, в честь которой получила свое название церковь в подмосковном имении Трубецких, а затем и село, произошло в 1739 году в Харьковской губернии (теперь город Ахтырка Сумской области Украины). Этот образ Божией Матери принадлежит к числу наиболее прославившихся русских икон. В начале XVIII века в Покровской церкви села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который случайно во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ обладает чудодейственной силой, и что ему лучше находиться в церкви.
Бригадиру А.Л. Лесовицкому и полковому старшине было дано поручение расследовать чудеса, которые произошли от новой иконы в Ахтырке. Дело о чудотворной иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили следствие, во время которого были допрошены под присягой все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
Царица Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте обретения новой святыни в Харьковской губернии большой каменный храм, на который лично пожертвовала две тысячи рублей – огромную по тем временам сумму – и привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 году, уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в украинской Ахтырке был освящен.
«Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище». Так описывал подмосковную Ахтырку искусствовед А.Н. Греч в 1920-е годы. К счастью, его мрачная картина оказалась справедливой не во всем. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен из руин, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких.
Ахтырский храм с. Ахтырка
Престольный праздник: иконы Божией Матери Ахтырская (15 июля)
Член Епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями
Ответственный по миссионерской работе в Сергиево-Посадском благочинии.
Святыни храма: чтимая Ахтырская икона, подаренная храму, украшена многочисленными дарами прихожан и паломников.
При храме выпускается просветительский бюллетень «Воскресение».
Рекомендуемые сайты
Наши контакты
Из истории
Ахтырка впервые упоминается в 1504 г. под названием «село Дудкино». В 1734 г. село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 1770-х гг. его сын построил здесь деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». В 1823 г. деревянную церковь сменила каменная, которая вошла в ансамбль усадьбы по проекту архитектора Кутепова, ученика Д.И.Жилярди. Храм освятил в 1825 г. святитель Филарет, митрополит Московский.
В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку И.М.Матвееву, московскому мировому судье.
В 1924 г. сгорел дворец, плотину уничтожили, парк вырубили, сломали оранжереи; водоем и мельница исчезли.
С 1894 по 1929 гг. в церкви служил священник Василий Архангельский, организовавший три церковноприходских школы в деревнях прихода, который с 1929 по 1934 гг. находился в ссылке. В 1937 г., уже митрофорный протоиерей, Василий Архангельский был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
С 1930 по 1937 гг. в церкви служил игумен Лазарь, насельник Троице-Сергиевой Лавры (тогда уже закрытой). Его арестовали вместе с преподобномучеником архимандритом Кронидом и расстреляли в 1937 г. на Бутовском полигоне.
После закрытия церковь опечатали, но в 1941 г. ее вскрыли и разграбили. Некоторое время храм использовали под овощехранилище, затем забросили.
Службы в храме возобновились в 1991 г. Прекрасный иконостас — дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской Духовной Академии. Образцом деисусного чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее.
Официальный сайт Сергиево-Посадского благочиния Сергиево-Посадской епархии РПЦ
Ахтырский храм села Ахтырка.
Престольный праздник
иконы Божией Матери Ахтырская (15 июля) Духовенство настоятель – протоиерей Борис Александрович Можаев, 1941 клирик – протоиерей Димитрий Федорович Беженарь, 1972 Приписные храмы часовня Новомучеников и исповедников Российских храм Спаса Нерукотворного Адрес Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Ахтырка, д. 77 Телефон 8-926-246-73-58
Ахтырка впервые упоминается в 1504 г. под названием «село Дудкино». В 1734 г. село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 1770-х гг. его сын построил здесь деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». В 1823 г. деревянную церковь сменила каменная, которая вошла в ансамбль усадьбы по проекту архитектора Кутепова, ученика Д.И.Жилярди. Храм освятил в 1825 г. святитель Филарет, митрополит Московский.
В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку И.М.Матвееву, московскому мировому судье.
В 1924 г. сгорел дворец, плотину уничтожили, парк вырубили, сломали оранжереи; водоем и мельница исчезли.
С 1894 по 1929 гг. в церкви служил священник Василий Архангельский, организовавший три церковноприходских школы в деревнях прихода, который с 1929 по 1934 гг. находился в ссылке. В 1937 г., уже митрофорный протоиерей, Василий Архангельский был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
С 1930 по 1937 гг. в церкви служил игумен Азарий, насельник Троице-Сергиевой Лавры (тогда уже закрытой). Его арестовали вместе с преподобномучеником архимандритом Кронидом и расстреляли в 1937 г. на Бутовском полигоне.
После закрытия церковь опечатали, но в 1941 г. ее вскрыли и разграбили. Некоторое время храм использовали под овощехранилище, затем забросили.
Службы в храме возобновились в 1991 г. Чтимая Ахтырская икона, подаренная храму, украшена многочисленными дарами прихожан и паломников. Прекрасный иконостас — дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской Духовной Академии. Образцом деисусного чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее.