церковь в сеннице крещение
Церковь Святых Петра и Павла в деревне Сеница, Беларусь: история, описание, фото
Церкви, костелы, соборы, монастыри
Деревня Сенница расположилась на юге от столицы Республики Беларусь. Она, как и множество других населенных пунктов, гордится своим историческим наследием. Она была сформирована в начале XVI века, а ее наименование произошло от названия постройки с сеном – «сенница». С 1567 года обладателем земель был пан Драгович, а в 1582 году деревеньку эту выкупил С.И. Достоевский. Известна она тем, что здесь стоит и поныне церковь св. Петра и Павла. Стоит отметить, что духовная история этой деревушки, несомненно, отражает историю Беларуси, потому что верующие обитатели деревни, будучи православными, к XVIII века стали униатами.
Первая святыня, построенная на этих землях, также была униатской. Инициатором ее возведения в 1789 году выступил пан Павловский, и носила она имя святых апостолов Петра и Павла.
В 1839 году белорусы снова возвратились к православию. И уже к 1840 году, как только церковь стала православной, к ней было приписано еще три церкви. К 1852 году возникла острая необходимость проведения основательного ремонта значительно изветшавшего святилища. И все же, оказалось, гораздо выгоднее возвести на этом месте храм из камня, чем реставрировать деревянное здание. Новый храм после окончания строительных работ в 1865 году был освящен во славу св. апостолов Петра и Павла.
Уже в 1934 году святыню пришлось закрыть. После этого в здании храма оборудовали колхозный клуб, а непосредственно перед Великой Отечественной войной оно служило складской постройкой для зерновых культур.
Спустя 8 лет приход восстановил церковную деятельность, из храма убрали мусор и стали свершать молебны.
19 мая 1962 года администрация Сенницкой музыкальной школы обратилась в сельсовет с просьбой о передаче этой святыни. Так и расположилась музыкальная школа в стенах церкви. Храм ни разу не ремонтировали, и он понемногу стал рушиться. Деревянные механизмы купола и шатра колокольни были совершенно приведены в негодность, а само святилище являло собой печальное и жалкое зрелище.
В июле 1989 года было подано прошение Минскому митрополиту о поддержке в возрождении храма св. апостолов Петра и Павла. Тогда же и приступили к глобальному восстановлению храма. Полностью была заменена кровля, возведен новый купол, который увенчивал световой барабан и верхушка, над притвором была заново отстроена колокольня, установили новоиспеченный иконостас. Территория храма снова была огорожена. Кровля была покрыта жестью, а на колокольне установили 8 колоколов.
По завершению проведенных работ Сенницкий храм св. апостолов Петра и Павла стал истинным украшением этой деревушки. При святыне функционирует Воскресная школа, рассчитанная на 25 человек, службы в этом храме проходят как по выходным, так и в праздничные дни.
Троицкий храм Озёрский церковный округ
Озёрский церковный округ Коломенская епархия Московская митрополия РПЦ
Альманах «Дорога к храму»
Вышла в свет книга «Храмы над Окой»
История Никольского храма села Комарёво
История Никольского храма села Комарёво
Успенский храм села Белые Колодези
Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»
Фильм о воскресной школе Троицкого храма
Сергиевский храм села Горы
Фильм «Летопись Троицкого храма»
Фильм о Вознесенском храме
фильм о Покровском храме (Сосновка)
Смотреть (нажать на изображение)
Сенницы — жемчужина Озерского района
Смотреть (нажать на изображение)
Икона дня
Православный календарь
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.
Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»
Московские епархиальные ведомости
Великое освящение Вознесенского храма с. Сенницы
31 июля 2016 года состоялось Великое освящение храма Вознесения Господня села Сенницы г.о. Озёры, которое возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В день великого освящения Троицкой церкви Владыке Ювеналию сослужили епископ Зарайский Константин, благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков, настоятель Вознесенского храма с. Сенницы протоиерей Алексей Карабанов, духовенство.
Храм Вознесения Господня в селе Сенницы – один из самых старейших в Озёрском благочинии. В документах село упоминается уже в 15 веке. Начало строительства церкви точно датируется строительным сезоном 1701 году. В 1707 году церковь Вознесения была освящена. Церковь представляет собой храм-звонницу, поставленный на высокую подклеть. Четверик храма увенчан тремя восьмериками, средний из которых является звоннице. К четверику примыкает полукруглый алтарь, с севера и юга пятигранные притворы, а с запада прямоугольная трапезная часть. В стене, отделяющей трапезную от четверика, устроены две внутри стенные лестницы: северная в ложу владельцев и южная на хоры и далее на звонницу. Подклеть с церковью апостола Матфея служил зимним храмом и родовой усыпальницей князей Гагариных. В 1932г. церковь была закрыта. Первый этаж использовался как склад и гараж, на втором этаже был клуб. За годы лихолетья церковь пришла в плачевное состояние. В 1991г. была зарегистрирована община церкви Вознесения. С 1997 года в церкви служит постоянный священник.
Вознесенский храм стал одним из первых, на восстановление которого, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, были выделены средства из Благотворительного фонда. С весны 2015 г. в храме с. Сенницы начались масштабные реставрационные работы по епархиальной программе восстановления порушенных святынь.
После многих усердных и жертвенных трудов людей доброй воли храм, наконец, предстал во всей своей красе пред взорами верующих.
В день великого освящения Троицкой церкви Владыке Ювеналию сослужили епископ Зарайский Константин, благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков, настоятель Вознесенского храма с. Сенницы протоиерей Алексей Карабанов, духовенство.
За богослужением молились заместитель Председателя Правительства Московской области-руководитель Администрации Правительства Московской области Михаил Михайлович Кузнецов, глава городского округа Озёры Денис Юрьевич Лебедев, прихожане. Особую торжественность службе придавал хор Коломенской духовной семинарии.
По окончании богослужения митрополита Ювеналия приветствовал благочинный церквей Озерского округа священник Евгений Кочетков. Отец Евгений выразил большую радость о совершившемся радостном событии и поблагодарил Владыку митрополита за освящение храма и архипастырские молитвы. Теперь прихожане смогут воздавать свои молитвы Богу в благолепной святыни земли озёрской.
Вознесенский храм восстановлен одним из первых по программе восстановления порушенных святынь, поэтому отец Евгений подарил Владыке картину с изображением храма в напоминание об этом.
Также со словом приветствия обратился М.М. Кузнецов:
«Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв, руководство Фонда уделяют большое внимание восстановлению святынь. Выражаю благодарность тем, кто помог в возрождении порушенной святыни родного Подмосковья. Мы будем и дальше прилагать все усилия в деле возрождения православных храмов.
Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:
«Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый Михаил Михайлович, глубокоуважаемый Денис Юрьевич, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня радостное событие — мы совершили освящение благолепного, древнего храма. Отец благочинный, Михаил Михайлович сказали об истории возрождения святыни и о наших надеждах. Я вспоминаю, дорогие братья и сестры, октябрь 2014 года, когда Святейший Патриарх в присутствии министра обороны и нашего губернатора освещал храм на военном кладбище в Мытищах. Святейший Патриарх выразил мне слова благодарности. Но как я могу получать похвалу, когда на подмосковной земле 253 храма находятся в руинах и перед угрозой невозвратного разрушения. По благословению Святейшего в декабре 2014 года мы создали благотворительный фонд по возрождению порушенных святынь. И сопредседателями этого фонда вместе со мной является губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв.
И вот сегодня мы освящаем древний храм, в котором есть и жертва нашего губернатора, потому что он из личных средств пожертвовал на создание иконостаса. Я хотел бы в связи с тем, что здесь много журналистов, телекамер, сказать несколько слов, чтобы меня услышали жители Подмосковья. Если мы будем восстанавливать порушенные святыни на копейки наших верующих, то я не дождусь того благословенного дня, когда все они будут восстановлены. Ежемесячно из каждого прихода Московской епархии поступают взносы от прихожан и духовенства, и мы в журнале «Московские епархиальные ведомости» публикуем эти пожертвования и имена. Надеемся, что сотни, а то и тысячи состоятельных людей, живущих в Подмосковье, поделятся тоже своими взносами.
Вы слышали сегодня в апостольском чтении слова апостола Павла о том, что надо благословлять тех, кто гонит нас. Церковь в лице священнослужителей и верующих в прошлом веке поступала по совету апостола Павла. Теперь настало время, когда в свободной России восстанавливаются поруганные святыни. Храмы — это не только место молитвы верующих? но ещё и памятники культуры, истории, всенародное достояние. И не настало ли время отдать их навеки верующим? Так пускай восстанавливаются храмы для спасения души.
Я хочу, дорогие братья и сестры, горячо и сердечно поздравить всех с праздником. Сегодня не только воскресный день, когда мы отмечаем память Отцов шести Вселенских соборов, но мы вошли в освящённый, некогда поруганный и осквернённый храм и совершили здесь свою молитву. Причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин; радуюсь, что вы пришли семьями. Пусть этот день останется в памяти каждого».
Митрополит Ювеналий передал Благословенную грамоту для губернатора А.Ю. Воробьёва с пожеланиями ему помощи Божией во всём.
Владыка также вручил церковные награды многим жертвователям и главным труженикам церковного возрождения в Сенницах. Настоятель Вознесенского храма села Сенницы протоиерей Алексей Карабанов удостоен награждения медалью Московской епархии за усердное служение. Глава г.о. Озёры Д.Ю. Лебедев удостоен благословенной грамоты.
На фоне алтаря возрождённой святыни была сделана общая фотография. Праздник продолжила торжественная трапеза.
Церковь в сеннице крещение
Мы крестились в субботу. Просто к 9 приехали (позвонила, заранее узнала к скольки приезжать). Записались, оплатили крещение, сдали крестики, дождались баиюшку и крестили. Всё. Но было стоооолько людей. Если б знала, взяла бы индивидуальное, потому что так наревелся малыш, пока крещение прошло. Но нам 6 мес. было, не спали и орали)))
Комментарии
Имейте в виду, что перед крещением крестным нужно пройти беседу со священником.
@ioko, расскажите потом пожалуйста как прошло все, тоже подумываю там крестить малыша. )🙏🙏🙏🌺🌺🌺
@wonderland_ да крестили в Сеннице на общем крещении)
Мы крестились в субботу. Просто к 9 приехали (позвонила, заранее узнала к скольки приезжать). Записались, оплатили крещение, сдали крестики, дождались баиюшку и крестили. Всё. Но было стоооолько людей. Если б знала, взяла бы индивидуальное, потому что так наревелся малыш, пока крещение прошло. Но нам 6 мес. было, не спали и орали)))
Да мы старшую там крестили, тоже много деток было, не пугает)
Мы крестились 21 сентября. По субботам к 9.00 на регистрацию и в 9.30 начинается крещение. А в воскресение в 11.00 регистрация и в 11.30 крещение. Записываться не надо. Нас крестились 7 деток))) Но лучше позвоните и уточните когда уже точно будете знать дату, потому что может выпасть служба если будет праздник. У нас как раз выпал праздник на 21 пришлось ждать до 11.00 пока служба закончится.
Церковь в сеннице крещение
Скачивайте Мамлайф и присоединяйтесь
Лучший комментарий
Комментарии
@ksesha_kc мы тоже ходили в этой церкви на беседу на Янковского
В Сеннице. Да батюжка там огонь!)
В феврале в Сеннице крестили без собеседований. Батюшка очень понравился.
@marfavasil хорошо, что видно 👌 Я усердно над этим работаю 😆
http://svyatovvedenskiy.hram.by/?page_id=23 Мы проходили здесь одно собеседование и оно вечером было. Может вам подойдёт такой вариант)
@laffy1313 оно и видно! 🙂
@marfavasil не поверишь, праведница 😉 Тебе ой как далеко до меня
@laffy1313 я смотрю ты отвечаешь большая праведница!
@laffy1313 причем здесь плевать…не у всех получается прийти на беседу в будни да еще и днем, у нас вообще крестный отец из другого города… у меня трое крестников и ни на какие беседы я никогда не ходила. Исповедовалась перед таинством крещения в той церкви, в которой мне удобно! А не под роспись в конкретной церкви.
@marfavasil мимо топайте, христианка от сохи 😆
В Серебрянке тоже без собеседования можно крестить
Таинства Церкви: Крещение
В Символе веры говорится: Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Первое, что необходимо знать о Крещении: это не просто обряд. Крещение – это Таинство. На языке Церкви Таинствами называют такие священнодействия, в которых Бог оказывает прямое воздействие на человека, подавая ему Свою спасительную благодать.
Крещение – одно из семи Таинств Церкви. В число Таинств, наряду с Крещением, входят также Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Но именно Крещение – то первое Таинство, с которого начинается жизнь христианина. Именно оно открывает двери в Церковь, дает допуск ко всем остальным Таинствам, делает человека членом Церкви.
Крещение – это духовное рождение. Об этом сказал Сам Иисус Никодиму, пришедшему к нему для беседы:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял слов Спасителя и спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:3–6).
Крещение соединяет человека с Богом, дает ему силы противостоять диаволу, вести христианский образ жизни. Крещение не избавляет от болезней, но помогает преодолевать те духовные болезни, которые на христианском языке называются грехами и которые отрицательно влияют на весь духовно-телесный состав человека. Многие болезни являются прямым или косвенным следствием греховного образа жизни. Помогая человеку освобождаться от грехов, Церковь способствует его исцелению, тем самым укрепляя его и духовно, и телесно.
Церковь верует, что в Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи. Что же касается грехов, которые он совершает после Крещения, то от них он может очиститься в Таинстве Покаяния (Исповеди).
Крещение в Новом Завете
Исторически христианскому Крещению предшествовало крещение Иоанново (Мф. 3:1–12; Мк. 1:4–8; Лк. 3:3–17). По содержанию оно было «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3).
После того как Иисус крестился от Иоанна, Он «пришел с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ин. 3:22). В скором времени Он передал право крестить людей Своим ученикам (Ин. 4:2). Возносясь на небо, Он повелел им учить все народы и крестить их (Мф. 28:19). По прямому повелению Иисуса ученики стали проповедовать и принимать в общину уверовавших через Крещение. Крещение стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, открывал путь к полноценному участию в церковной жизни.
Оглашение
Крещению всегда предшествовало оглашение – научение истинам христианской веры. Оно могло быть более или менее продолжительным – от нескольких часов или нескольких дней до нескольких недель, месяцев или лет.
В книге Деяний рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о грядущем Христе (Ис. 53:7–8). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил:
«Разумеешь ли, что читаешь?» Вельможа ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» и попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп «отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Между тем они подъехали к воде, и евнух спросил: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» Филипп ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно». Евнух сказал: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». (Деян. 8:27–39)
Эти слова были тем кратким исповеданием веры, которого было достаточно для того, чтобы принять Крещение. Филипп крестил евнуха и тот стал христианином.
В наше время оглашение тоже предшествует Крещению. Очень важно, чтобы взрослый человек подходил к Крещению сознательно – чтобы не воспринимал Крещение просто как ритуал, в котором можно поучаствовать, не понимая его смысла. Именно для этого и необходима подготовка.
Если же Крещение совершается над младенцем, то от него, конечно же, сознательной веры не требуется. Но такая вера требуется от его родителей и восприемников – крёстных родителей. Родители должны быть готовы к тому, чтобы воспитывать ребенка в вере, а крёстные – к тому, чтобы помогать им в этом.
Крещение младенцев и взрослых
Бывает, что взрослый человек не знает, крещен он или нет: ему кажется, что в младенчестве его крестили, но он не уверен. В таком случае надо подойти к священнику и сказать об этом. В подобных случаях совершается Крещение, но к крещальной формуле, как правило, добавляются слова: «аще не крещен есть» («если не крещен»).
Если человек был крещен в младенчестве, но потом долгие годы жил без веры и теперь возвращается в Церковь, повторное Крещение не совершается. В Символе веры говорится: «Исповедую едино Крещение». Этим подчеркивается единственность и неповторимость Таинства Крещения. Даже если человек отошел от Церкви, благодать этого Таинства не уходит, и когда он возвращается в Церковь, она возобновляет свое действие.
Крещение – та божественная печать, которую невозможно смыть ничем. При этом очень важно помнить, что Крещение фактически утрачивает свое действие в тех людях, которые не ходят в церковь, не исповедуются и не причащаются, ведут нехристианский образ жизни, не стремятся, насколько это возможно, жить по Евангелию.
В Древней Церкви Таинство Крещения совершалось, как правило, по большим праздникам, прежде всего на Пасху, и предпасхальный период был временем подготовки к нему. От этой древней практики в великопостном богослужении остались специальные молитвы о готовящихся ко Святому Просвещению, а на Литургии Великой Субботы – обычай священников переоблачаться из темных одежд в светлые.
В наше время Крещение может совершаться в любой день по договоренности с местным священником. Чтобы креститься или крестить ребенка, нужно прийти в храм и сказать об этом либо самому священнику, либо тем, кто работает в свечной лавке и принимает заявки на совершение церковных Таинств. Они же смогут объяснить, что необходимо иметь при себе; заранее надо приобрести нательный крестик и белую крещальную рубашку.
Восприемники
Восприемником (крёстным отцом или матерью) может быть только воцерковленный человек – православный христианин, регулярно исповедующийся и причащающийся Святых Христовых Таин, стремящийся жить по Евангелию и по церковному учению. Человек, исповедующий иную религию или принадлежащий к иной христианской конфессии, а тем более неверующий, не может быть восприемником. Не следует избирать в качестве восприемника «непрактикующего» православного христианина, то есть такого, который лишь формально принадлежит к Православной Церкви.
Совсем не обязательно иметь двух крёстных – достаточно иметь одного (в таком случае он должен быть того же пола, что и крещаемый).
Крещение – начало большого пути
Нельзя креститься только потому, что все вокруг крещеные или потому, что родители заставляют, друзья советуют. Нельзя крестить ребенка только для того, чтобы он не болел, хорошо учился и слушался родителей. Крещение знаменует собой вступление человека – будь то взрослый или младенец – в Церковь. Приняв Крещение, человек становится членом Церкви со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Крещение – особое событие в жизни человека, не менее значимое, чем рождение на свет Божий. День Крещения – радостный и памятный. 0б этом дне можно сказать словами псалма: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24).
Но не следует думать, что, приняв Крещение или покрестив ребенка, можно на этом поставить точку. Наоборот, с этого момента путь христианской жизни только начинается. И этот путь – длиною в целую жизнь. Более того, он не закончится смертью, но продолжится в вечности.
Порядок совершения Таинств Крещения и Миропомазания
В соответствии с традицией Древней Церкви современный чин Таинства Крещения включает в себя две части – оглашение и собственно Крещение. Под оглашением понимается серия молитв и священнодействий, предшествующих Крещению. Оглашение может совершаться и отдельно от Крещения, однако на практике, как правило, происходит непосредственно перед ним.
Начало чина оглашения
Оглашение начинается молитвой о том, чтобы крещаемый наполнился верой, надеждой и любовью: читая эту молитву, священник возлагает на него руку. Далее следует серия заклинаний – текстов, адресатом которых является не Бог, а диавол: священник в этих заклинаниях требует от диавола, чтобы он отошел от крещаемого и больше не прикасался к нему. За заклинаниями следуют две молитвы, обращенные к Богу: в них священник просит Бога изгнать нечистых духов из крещаемого, отогнать от него всякое действие диавола, сокрушить сатану под ноги его, даровать ему победу над сатаной и другими нечистыми духами, открыть внутренние очи крещаемого, просветить его светом Евангелия, приставить к нему ангела-хранителя, который будет избавлять его от всякого диавольского действия.
Затем священник крестообразно дует на крещаемого, обращаясь к Богу со словами: «Изгони из него всякого злого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его». По учению Христа, сердце является источником не только добра, но и зла в человеке (Мк. 7:21–22), а потому прежде Крещения сердце должно быть очищено благодатью Божией.
Отречение от сатаны
Далее совершается чин отречения от сатаны. Священник, повернув крещаемого лицом к западу, обращается к нему с вопросом: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всех слуг его, и всей гордыни его?» На этот трижды задаваемый вопрос крещаемый трижды отвечает: «Отрекаюсь». На вопрос «Отрекся ли ты от сатаны?» трижды отвечает: «Отрекся». Затем священник призывает крещаемого дунуть и плюнуть на сатану. Этот древний обряд у некоторых в наше время вызывает улыбку, но он имеет глубокий символический смысл: отрекаясь от сатаны, человек бросает ему вызов и открыто объявляет о том, что с этого момента становится на сторону Бога. Христианская жизнь – это не сладкое времяпрепровождение, но духовная борьба, в том числе с темными и злыми силами. Апостол Павел говорит:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:11–12).
Принимая Крещение и тем самым бросая диаволу вызов, человек одновременно получает благодатную силу, которая позволит ему в дальнейшем изживать зло в самом себе и преодолевать искушения, приходящие от диавола. В молитвах чина оглашения подчеркивается, что власть диавола над человеком – кажущаяся, иллюзорная: вооруженный силой благодати человек с легкостью преодолевает искушения.
Соединение со Христом
Освящение воды
Далее следует само Таинство Крещения, которое начинается с прошений и молитв о воде: чтобы она была освящена силой, действием и сошествием Святого Духа; чтобы на нее была ниспослана благодать избавления и благословение Иордана; чтобы на нее снизошло очистительное действие Троицы; чтобы она получила силу отгонять наветы всех видимых и невидимых врагов. Добавляются молитвы о церковной общине и о крещаемом: чтобы он был достоин Царствия Божия; чтобы был чадом света и наследником вечных благ; чтобы был причастником смерти и воскресения Христа; чтобы до дня Страшного суда сохранил одежду Крещения и обручение Духа нескверным и непорочным.
В молитвах на освящение воды священник, прежде всего, прославляет Бога за Его величие и благодарит за благодеяния к роду человеческому, главным из которых было пришествие в мир Богочеловека Христа. Вспоминается крещение Христа от Иоанна. Священ- ник просит, чтобы благодать Святого Духа сошла на воду и сделала ее «водой избавления, водой освящения, очищением плоти и духа, разрешением от уз, прощением прегрешений, просвещением души, купелью возрождения, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни».
Крещение
Погружению в воду предшествует обряд помазания освященным елеем: крестообразно помазываются лоб, глаза, уши, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крещаемого. Затем священник трижды погружает его в воду со словами: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Собственно, этот момент и является Крещением.
Вода в Крещении выполняет особую роль: будучи символом чистоты и очищения, она омывает тело человека, одновременно освобождая его душу от грехов и духовно обновляя его. В Православной Церкви Крещение совершается через полное погружение (само славянское слово «крещение» означает не что иное, как погружение). В исключительных случаях возможно Крещение через обливание или даже (например, если человек тяжело болен, находится при смерти, подключен к аппарату искусственного дыхания и т. д.) через окропление.
Миропомазание
В Православной Церкви Таинство Крещения соединяется с еще одним Таинством – Миропомазания. Оно совершается сразу же после того как крещаемый вышел из воды и облекся в белую ризу – символ чистоты и обновления (по традиции, в этот же момент на новокрещеного надевают нательный крестик).
Миропомазание – Таинство, в котором человек получает «печать дара Духа Святаго». При произнесении этой формулы священник помазывает лоб, глаза, уши, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крестившегося освященным миром – специальным составом из благовонных масел. Миро изготавливается под непосредственным наблюдением Патриарха (главы Поместной Церкви), раздается им по епархиям, а каждый приход получает его от епископа. Таким образом, через освященное Патриархом миро, помимо получения дара Духа Святого, символически осуществляется также и связь между Патриархом, епископом, священниками и каждым верующим.
Помазание – древний обычай: в Ветхом Завете пророки помазывали царей на царство; через помазание священники поставлялись на служение.
В Новом Завете было упразднено потомственное левитское священство, и все христиане стали восприниматься как «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет. 2:9). Соответственно, и древний обычай помазания был переосмыслен, и помазание стало доступно всем, кто последовал Христу, «возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1:5–6).
Иисус Христос в Своем лице совмещает служения царя и священника, и Своим последователям Он так- же дает власть быть царями и священниками в том смысле, что христианин призван господствовать над греховными страстями, а свою жизнь воспринимать как служение Богу, с благодарностью возвращая Ему те дары, которые от Него получил.
Крещальная процессия, чтения из Апостола и Евангелия
За Миропомазанием следует троекратное обхождение крещальной купели всеми участниками Таинства – священником, новокрещеным и восприемниками. Этот обряд сохранился с тех времен, когда людей крестили накануне Пасхи и они в белых одеждах торжественно входили в храм, где их приветствовала церковная община.
Далее читается текст из Послания апостола Павла к Римлянам:
После Апостола следует евангельское чтение, повествующее о заповеди крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, которую Христос дал ученикам (Мф. 28:16–20). Это чтение свидетельствует о том, что Таинство Крещения является богоустановленным. В то же время оно напоминает о постоянном присутствии Христа в Церкви: «Се, Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20).
Чтение Евангелия – смысловое завершение Таинства Крещения. В современной практике за ним следуют обряды, которые в Древней Церкви совершались на восьмой день после Крещения: омовение мира с тела крещаемого и пострижение волос в знак послушания Богу. Совершается также «воцерковление»: новокрещеного подводят (или подносят) к вратам алтаря, он прикладывается к иконам Спасителя и Божией Матери. Новокрещеных младенцев мужского пола принято вносить в алтарь и обносить вокруг престола.
Источник: «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере». Митрополит Волоколамский Иларион.