церковь в верхних котицах иконы божией матери казанская
Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Верхние Котицы)
Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Верхние Котицы) — является уникальным церковно-историческим памятником, сохранившим свое древнее внутреннее убранство и неповторимую атмосферу старинного сельского храма, архитектурный стиль — барокко, год постройки — между 1774 и 1803 годами.
Содержание
История [ править ]
Строительство Казанского храма на погосте Верхние Котицы началось в 1774 году и продолжалось почти 30 лет. Храм построен на месте деревянной Архангельской церкви, упоминавшейся в летописях с конца XV века.
Композиция Казанской церкви состоит из главного (летнего) храма и двух боковых приделов. Главный храм выполнен по типу восьмерик на четверике, который венчает световой восьмерик и четырёхъярусная колокольня. Характерной особенностью храма являлось конусное завершение крыши главного придела, что, возможно, было обусловлено влиянием западной культуры в Екатерининскую эпоху. Традиционная для православных храмов луковичная глава была установлена в процессе реставрации в наше время.
Иконостасы храма — резные липовые с позолотой, с заметным влиянием Екатерининского барочного стиля, а также элементами декора, характерными для местных осташковских мастеров. Иконы относятся ко времени устройства иконостаса, но есть и более ранние. Иконостас Казанской церкви является редким примером местного интерьерного убранства и немного напоминает иконостас Успенской церкви в Новодевичьем монастыре в Москве. Храм был расписан фресками в 1875 году.
Территория храма была обнесена кирпичной стеной с четырьмя низкими башнями, одна из которых сохранилась до наших дней.
Казанская церковь в Верхних Котицах на протяжении всего периода своего существования всегда оставалась действующей. Это обстоятельство и определило особый статус Прихода.
Во времена революционной смуты, несмотря на неоднократные попытки большевиков, храм не был закрыт. Староста Дарья даже под угрозой расстрела отказывалась отдать ключи от храма. В другой раз коммунистам удалось сбросить с колокольни самый большой колокол, но сбежавшиеся на шум местные жители отстояли свою церковь.
В годы Великой Отечественной войны храм защитил от разорения командир зенитной батареи. Правда, для оборудования оборонительных сооружений пришлось разобрать кирпичные стены церковной ограды и три угловые башни, что можно считать маленьким вкладом храма в великую Победу.
Район Верхних Котиц оказался в числе территорий, которые оккупированы не были. В военные и послевоенные годы храм в Верхних Котицах оставался единственным действующим храмом в округе, здесь молились православные Селижаровского, Ржевского, Осташковского, Пеновского районов.
Современное состояние [ править ]
В начале XXI века храм был отреставрирован благодаря пожертвованиям благодетелей.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 172760, Тверская область, Осташковский район, деревня Верхние Котицы, улица Центральная, дом 3-а
Как добраться: из Осташкова примерно 15 км в сторону Торжка, поворот на Селижарово-Ржев (направо), от поворота 1-2 км. Село и церковь — сразу за мостом через Селижаровский плес Селигера и хорошо видны с дороги. Можно доехать из Осташкова автобусами на Селижарово или Ржев до остановки «Верхние Котицы»
Паломнику [ править ]
Фото [ править ]
Внутреннее убранство храма
Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Верхние Котицы)
Фреска в притворе Казанского храма.jpg
Угловая башня ограды.jpg
Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Верхние Котицы)
Верхние Котицы. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В конце XVIII и в первой половине XIX века село Верхние Котицы принадлежало помещикам Елчаниновым. Казанская церковь в селе построена на средства вдовы полковника Елчанинова — Прасковии Авраамовны. Разрешение на ее строительство было дано в 1774 году. Строительство церкви растянулось на долгие годы. В 1789 году был освящен только придел, а сам храм — в 1803 году. Все здание, кроме северного придела, сделанного позднее, вероятно, строилось одной артелью каменщиков, хорошо знакомой с окрестной архитектурой и принимавшей участие в строительстве других церквей. Аналогией для этого памятника, вероятно, послужили постройки Житенного монастыря в Осташкове и некоторые церкви в Торопце.
Фасады церкви украшены пилястрами, при этом капители пилястр на апсиде сделаны с четырьмя волютами, а на четверике храма — с пятью волютами. Эта небольшая деталь убранства говорит о многом. Мастер, строивший церковь, обращается с формами классического ордера так же свободно, как он привык обращаться с декором XVII века. Для него важна прежде всего не строгая система построения ордера, а то, что можно извлечь из него, декорируя плоскость. Чтобы разместить такое количество волют, мастеру пришлось буквально «прилепить» их перпендикулярно к плоскости пилястры, и волюты эти в его руках превратились в орнаментальный узор, утратив свое классическое назначение — завершение колонны или пилястры в местах наибольшего конструктивного напряжения. Такое истолкование классических форм проще всего было бы объяснить незнанием мастером самых простых вещей. Но это далеко не так. Те же самые капители на восьмерике и на колокольне сделаны правильно — с двумя волютами, почти в соответствии с классическими образцами. Однако и тут мастер остается верен себе и вводит небольшую деталь орнамента — поребрик, — заимствованную из архитектурной декорации предшествующего столетия. Другой вопрос — насколько удачно это получилось, чем были вызваны эти поиски. Но достаточно вспомнить, в каком направлении шло развитие русской архитектуры XVII века, с какой жадностью она переосмысливала все привнесенное извне, и сопоставить это с зодчеством середины XVIII столетия, развивавшимся вдали от Петербурга, чтобы почувствовать однородность этих явлений, то, как сильна была тяга к наследию, как любили узоры прошлого и насколько «своими» их считали. Примерно то же самое можно наблюдать, рассматривая наличники окон трапезной и южного придела и сопоставляя их с декорацией церкви в селе Рогожа. В первый момент покажется, что они тут такие же, как и там. Но, приглядевшись, сразу поймешь, что это лишь добротная копия, взявшая от оригинала самые общие формы. Не меньший интерес вызывает и декорация наличников северного придела. Определить время его возникновения, то есть когда была расширена трапезная, достаточно трудно.
Северный придел, скорее всего, выстроен спустя какое-то время после освящения церкви в 1803 году. Декор наличников похож по формам на прежний примерно так же, как наличники похожи в свою очередь на наличники церкви в селе Рогоже. Аналогичные по композиции обрамления окон встречались на соборе Житенного монастыря и на городских соборах в Осташкове. Получается как бы цепочка постепенного изменения одних и тех же декоративных форм на протяжении более ста лет. Но изменения произошли не в сторону насыщения их деталями, а в сторону все большего обобщения и схематизации.
Иконостас церкви в Верхних Котицах — редкий пример местного убранства интерьера — отдаленно напоминает по композиции иконостас Успенской церкви Ново-Девичьего монастыря в Москве, тогда как некоторые детали характерны для искусства осташковских резчиков по дереву.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края».
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Верхних Котицах
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Верхних Котицах
По описанию местного священника (1887 г.):
Церковь основана в 1790 г. каменная, строил её помещик подполковник Алексей Федотович Ельчанинов с своей женою Праскевою Абрамовною (княжна, дочь князя Авраамия Путятина) при участии всех прихожан.
Более поздних пристроек нет. Церковь одноэтажная, нижняя часть – квадратная, середина восьмигранная с круглым куполом, верх тоже восьмигранный, только в меньшем объёме и тоже с круглым куполом – малым. Придел квадратный, ширина более длины на 3,5 сажен.
Алтарь из одного полукружия, пятигранный.
Кладка сплошная, цемент положен тонким слоем
Между каждым окном и по бокам граней и по углам выдвигаются пилястры на 1,5 вершка во всю длину стены. На холодном храме они гладкие, а на приделе перерезаны полуаршинными квадратиками.
Карнизы в виде поясков, ширина их по 3/4 аршина.
Кровля на приделе дуговая, а на храме шатровая, восьмиугольная на все скаты, железная крашена медянкою.
Фонарь глухой с продолговатыми по бокам впадинами.
Глава одна, сделанная в виде конуса и обшита белым листовым железом.
Крест железный, 8-гранный, украшенный из железных прутьев разными фигурами вызолочен сусальным золотом.
Наверху креста находится небольшая корона. Крест прикреплён цепями.
Окна везде расположены на аршин от цоколя. 4-угольною, с едва заметною аркою наверху. Кругом всех окон выдвигаются узорчатые наличники из тёсанного кирпича, по бокам – в виде колонок, а в верху – из нескольких поясков над коими сделаны или узорчатые арки или треугольники.
В алтаре холодного храма 3 окна, а в придельных алтарях по 1. В холодном храме окна в три света, а в приделе в один. Отливы небольшие, внутрь, ставен нет.
Дверей в храме три. Наружные сделаны решёткою из полосового железа, обшитой листовым. Внутренние – деревянные, простые. Петли простые. Паперть с западной стороны.
Холодный храм устроен в виде квадратной палаты, алтарь отделён стеной с тремя проходами.
Придел двухпрестольный, разделён капитальной стеною с тремя проходами, от алтаря отделён стеною с одним проходом.
Свод в храме куполообразный, без опоры на столбах, на куполе – сквозной восьмерик с окнами, который так же завершается куполом.
В приделах своды каменные, стрельчатые, опирающиеся частью на стоящий посредине каменный гладкий столб, а частью на разделяющую придел стену.
Пол везде деревянный.
Иконостасы липовые с резьбою и позолотою современны постройке. В храме размер иконостаса 4Х7 сажен, разделяется золочёнными резной формы и ширины карнизами на 4 яруса, из коих каждый уже нижнего; покрыт белою краскою и по местам украшен золочёною резьбою, изображающей цветы. Иконостасы приделов покрыты золочёной краской и украшены по местам небольшою золочёною резьбою.
Царские врата везде сквозные, с резьбою в храме по белому полю, в приделах по зелёному.
Колокольня построена одновременно храму, 4-угольная, 3 ярусная, колокола во втором. Крыша куполообразная, железная, увенчанная трёхсаженным шпилем, на коем крест 4-конечный, железный, покрытый жёлтою краскою. Колоколов 5, большой – 60 пудов – лит Осташом Проскуряковым в 1860г.
До 1875 г. стены никогда не были расписаны. В этом году расписан храм фрескою и масляными красками, а по местам обведён живописными фресковыми кариказами. Иконы писаны при устройстве иконостаса, но есть несколько более ранних. Они обложены серебряными ризами.
(По материалам Осташковского Благочиния).
Актом ВООПИК от 16 мая 1981 г. рекомендовано:
Актом ВООПИК N 41 от 26 июля 1982 г. рекомендовано восстановить главу на храме.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ
2006 г. – выполнена отмостка вокруг церкви и осуществлена расчистка прилегающей территории от растительности.
2007 г. – произведен косметический ремонт Никольского придела
2008 г. – воссоздан купол главного придела и шпиль колокольни из нитридтитана.
– установлена автономная сигнализация с датчиками движения.
2009 г. – очистка здания церкви от остатков старой краски, частичный ремонт кладки, штукатурка, грунтовка стен. Покраска здания церкви в 2 цвета известковой краской с колеровкой.
2010 г. – произведен косметический ремонт алтаря Казанского придела.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить на сегодня
Информации об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в тендерах не найдено. Данных об участии организации в арбитражных делах нет.
Надёжность
Выявлено 16 фактов об организации:
Связи
Выявлены 2 действующие связанные организации
Проверки
За период с 2015 года в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) инициированы 2 проверки.
Госзакупки
Сведения об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Долги
Информация об исполнительных производствах в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) не найдена.
Филиалы и представительства
Сведения о филиалах и представительствах Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют.
Последние изменения
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2019 год.
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2020 год.
Юридический адрес изменен с 172760, Тверская область, Осташковский район, деревня Верхние Котицы, Центральная улица, 3 а на 172760, Тверская область, город Осташков, деревня Верхние Котицы, Центральная улица, 3 а
Добавлены сведения об ИНН учредителя Михайлова Татьяна Алексеевна: 691301035877
Добавлены сведения об ИНН учредителя Кишея Лидия Николаевна: 691370062617
Добавлены сведения об ИНН учредителя Будкова Анастасия Петровна: 691300784753
Добавлены сведения об ИНН учредителя Суковатов Андрей Борисович : 691302097770
Добавлены сведения об ИНН учредителя Кудрявцев Александр Алексеевич : 691302213191
Похожие организации
Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:
Учредители
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) являются 10 физических лиц:
Финансы
Это ваша компания?
Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Судебные дела
Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.
Лицензии
Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.
Краткая справка
Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций», зарегистрированы 3 дополнительных вида деятельности. Организации МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ Д. ВЕРХНИЕ КОТИЦЫ ОСТАШКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) присвоены ИНН 6913005850, ОГРН 1026900005747, ОКПО 31585891.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Религиозная Организация Православный Приход Казанской Церкви Д. Верхние Котицы Осташковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Верхних Котицах
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Церковь является интересным примером сельского храма, выстроенного в стиле барокко с элементами архитектуры XVII века.
Композиция объёмов Казанской церкви складывается из главного храма типа восьмерик на двусветном четверике, увенчанного световым восьмериком и четырёхъярусной колокольней.
Фасады церкви украшены пилястрами, при этом капители пилястр на апсиде сделаны с четырьмя волютами, а на четверике храма — с пятью волютами. Эта небольшая деталь убранства говорит о многом. Мастер, строивший церковь, обращается с формами классического ордера так же свободно, как он привык обращаться с декором XVII века. Для него важна прежде всего не строгая система построения ордера, а то, что можно извлечь из него, декорируя плоскость. Чтобы разместить такое количество волют, мастеру пришлось буквально «прилепить» их перпендикулярно к плоскости пилястры, и волюты эти в его руках превратились в орнаментальный узор, утратив свое классическое назначение — завершение колонны или пилястры в местах наибольшего конструктивного напряжения. Такое истолкование классических форм проще всего было бы объяснить незнанием мастером самых простых вещей. Но это далеко не так. Те же самые капители на восьмерике и на колокольне сделаны правильно — с двумя волютами, почти в соответствии с классическими образцами. Однако и тут мастер остается верен себе и вводит небольшую деталь орнамента — поребрик, — заимствованную из архитектурной декорации предшествующего столетия. Другой вопрос — насколько удачно это получилось, чем были вызваны эти поиски. Но достаточно вспомнить, в каком направлении шло развитие русской архитектуры XVII века, с какой жадностью она переосмысливала все привнесенное извне, и сопоставить это с зодчеством середины XVIII столетия, развивавшимся вдали от Петербурга, чтобы почувствовать однородность этих явлений, то, как сильна была тяга к наследию, как любили узоры прошлого и насколько «своими» их считали. Примерно то же самое можно наблюдать, рассматривая наличники окон трапезной и южного придела и сопоставляя их с декорацией церкви в селе Рогожа. В первый момент покажется, что они тут такие же, как и там. Но, приглядевшись, сразу поймешь, что это лишь добротная копия, взявшая от оригинала самые общие формы. Не меньший интерес вызывает и декорация наличников северного придела. Определить время его возникновения, то есть когда была расширена трапезная, достаточно трудно.
Северный придел, скорее всего, выстроен спустя какое-то время после освящения церкви в 1803 году. Декор наличников похож по формам на прежний примерно так же, как наличники похожи в свою очередь на наличники церкви в селе Рогоже. Аналогичные по композиции обрамления окон встречались на соборе Житенного монастыря и на городских соборах в Осташкове. Получается как бы цепочка постепенного изменения одних и тех же декоративных форм на протяжении более ста лет. Но изменения произошли не в сторону насыщения их деталями, а в сторону все большего обобщения и схематизации.
Иконостас церкви в Верхних Котицах — редкий пример местного убранства интерьера — отдаленно напоминает по композиции иконостас Успенской церкви Ново-Девичьего монастыря в Москве, тогда как некоторые детали характерны для искусства осташковских резчиков по дереву. Иконостасы липовые с резьбою и позолотою современны постройке. В храме размер иконостаса 4х7 сажен, разделяется золочёнными резной формы и ширины карнизами на 4 яруса, из которых каждый уже нижнего; покрыт белой краскою и по местам украшен золочёной резьбой, изображающей цветы. Иконостасы приделов покрыты золочёной краской и украшены по местам небольшой золочёной резьбой.
Колокольня построена одновременно храму, 4-угольная, 3 ярусная, колокола во втором. Крыша куполообразная, железная, увенчанная трёхсаженным шпилем, на коем крест 4-конечный, железный, покрытый жёлтою краскою. Колоколов 5, большой – 60 пудов – лит Осташом Проскуряковым в 1860г.
До 1875 г. стены никогда не были расписаны. В этом году расписан храм фрескою и масляными красками, а по местам обведён живописными фресковыми кариказами. Иконы писаны при устройстве иконостаса, но есть несколько более ранних. Они обложены серебряными ризами.