церковные соборы 1550 х гг

Реформы Грозного

церковные соборы 1550 х гг. Смотреть фото церковные соборы 1550 х гг. Смотреть картинку церковные соборы 1550 х гг. Картинка про церковные соборы 1550 х гг. Фото церковные соборы 1550 х гг

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;

2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

церковные соборы 1550 х гг. Смотреть фото церковные соборы 1550 х гг. Смотреть картинку церковные соборы 1550 х гг. Картинка про церковные соборы 1550 х гг. Фото церковные соборы 1550 х гг

СОБОРОМ ПО БОЯРАМ

3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.

Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл «Избранной радой». Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.

церковные соборы 1550 х гг. Смотреть фото церковные соборы 1550 х гг. Смотреть картинку церковные соборы 1550 х гг. Картинка про церковные соборы 1550 х гг. Фото церковные соборы 1550 х гг

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

ЕДИНОЛИЧНО

Участие Ивана IV Bасильевича в государственной деятельности начинается с создания так называемой «Избранной рады» (1549), фактическим руководителем которой был А. Адашев. Разнородное по составу правительство Ивана IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 гг. были проведены реформы в области центрального и местного управления, права, армии и т. д., которые отражали интересы всех феодалов и явились своеобразным компромиссом между широкими кругами дворянства и феодальной знатью.

Участие Ивана IV в государственной деятельности значительно усилилось после падения «Избранной рады» (1560). Он единолично проводит линию деда Ивана III и отца Василия III на укрепление самодержавной власти, опираясь на дворянство и верхушку горожан.

церковные соборы 1550 х гг. Смотреть фото церковные соборы 1550 х гг. Смотреть картинку церковные соборы 1550 х гг. Картинка про церковные соборы 1550 х гг. Фото церковные соборы 1550 х гг

«ПРАВИТЬ С ГРОЗОЙ»

С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О. Ключевский). Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивавшим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном IV как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.

Советы «править с грозой» пали на подготовленную почву, но царь не мог следовать им, оставаясь на позициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.

Дворянские публицисты и практически все без исключения дельцы рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.

Источник

Соборы Русской Церкви

Дани­ил АлександровичПаде­ни­е нрав­ствен­но­сти сре­ди мирян, необ­хо­ди­мо­сть фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди клириковПризна­на в каче­стве собра­ния пра­вил новая Корм­чая кни­га; опре­де­ле­ния про­тив симо­нии, пьян­ства, неко­то­рых народ­ных обы­ча­ев, нару­ше­ния в чине про­ско­ми­дии; ука­за­ния по совер­ше­нию кре­ще­ния, опре­де­ле­ния о Кре­сте и свя­той воде

Собор «о вдо­вых попах»

Иван III ВасильевичФор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков и необ­хо­ди­мость реше­ния вопро­сов о мона­стыр­ском землевладенииОпреде­ле­ния про­тив симо­нии, опре­де­ле­ны воз­раст­ные рам­ки для свя­щен­но­слу­жи­те­лей; запрет слу­же­ния вдо­вым свя­шен­ни­кам, лише­ние сана за повтор­ный брак и т.д.; поста­нов­ле­ние о рас­се­ле­нии мона­сты­рей, в кото­рых сов­мест­но жили мона­ше­ству­ю­щие обо­их полов; опре­де­ле­ние о слу­же­нии в жен­ских мона­сты­рях бело­го духо­вен­ства; запрет слу­же­ния Литур­гии пья­ным и с похме­лья; вопрос о цер­ков­ном земле­вла­де­нии (спор меж­ду прпп. Нилом и Иосифом)Иван IV Василье­вич ГрозныйОкон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние поряд­ка кано­ни­за­ции свя­тых, а так­же цер­ков­ное про­слав­ле­ние обще­рус­ских святыньСобор­ный указ о кано­ни­за­ции обще­цер­ков­ных и мест­но­чти­мых свя­тых, в чис­ле кото­рых: Иона Москов­ский, Пафну­тий Боров­ский, Миха­ил Клоп­ский, Алек­сандр Свир­ский и др.

Макарьев­ский собор (цер­ков­ный и зем­ский собор)

Иван IV Василье­вич ГрозныйСобор­ный указ о кано­ни­за­ции свя­тых, в чис­ле кото­рых: Евфи­мий Новго­род­ский, Иаков Ростов­ский, Сте­фан Перм­ский и др.Иван IV Василье­вич ГрозныйФор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков, спо­ры о цер­ков­ном землевладенииРеше­ния собо­ра были выра­же­ны в 100 гла­вах (Сто­глав). Царём пред­ло­же­ны для реше­ния око­ло 70 вопро­сов: устав­но­сти и чин­но­сти цер­ков­ных служб исправ­но­сти бого­слу­жеб­ных книг, пра­ви­лах ико­но­пи­си, вопро­сы нрав­ствен­но­сти духо­вен­ства и мирян, цер­ков­ных обря­дах (двое­перст­ное сло­же­ние при совер­ше­нии крест­но­го зна­ме­ния, сугу­бая Алли­луи, коло­коль­ный звон, анти­минс и др.), вопро­сы бра­ка и вен­ча­ния, вопрос Церков­но­го суда (свет­ским судам запре­тил судить духов­ных лиц и др.), вопрос цер­ков­но­го земле­вла­де­ния (запрет архи­епи­ско­пам, епи­ско­пам и мона­сты­рям поку­пать у кого-либо вот­чи­ны без раз­ре­ше­ния царя и т.д.)Миха­ил I Федоро­вич РомановПриня­тие в Право­сла­вие инославныхСобор поста­но­вил при­ни­мать лати­нян и уни­а­тов в Право­слав­ную Цер­ковь через кре­ще­ние (это реше­ние было заме­не­но чино­при­е­мом через миро­по­ма­за­ние реше­ни­ем Большо­го Москов­ско­го собо­ра 1666–1667).Алек­сей I Михай­ло­вич ТишайшийПро­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Нико­на, стрем­ле­ни­е уни­фи­ци­ро­вать обря­ды и чины соглас­но прак­ти­ке Церк­вей гре­че­ской тра­ди­ции, сло­жив­шей­ся к XVII векуНа собо­ре был при­нят новый пере­вод Симво­ла веры. Затем было реше­но исправ­лять кни­ги по гре­че­ским образ­цам, а сла­вян­ские кни­ги с чина­ми и обря­да­ми, кото­рые не соот­вет­ство­ва­ли гре­че­ским, счи­тать ошибочными.Алек­сей I Михай­ло­вич ТишайшийПро­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Нико­на и ана­фе­мат­ство­ва­ние её противниковСобор осу­дил двое­пер­стие и нало­жил «клят­вы» на всех кре­стя­щих­ся двое­перст­но («Клят­вы» были упразд­не­ны реше­ни­ем Собо­ра 1971)

Боль­шой мос­ков­ский собор

Алек­сей I Михай­ло­вич ТишайшийОкон­ча­тель­ное утвер­жде­ние цер­ков­ной рефор­мы и ана­фе­мат­ство­ва­ние её противниковСобор осу­дил пат­ри­ар­ха Нико­на, про­тив­ни­ков цер­ков­ной рефор­мы, под­твер­дил Право­сла­вие гре­че­ских пат­ри­ар­хов, пра­виль­ность исполь­зу­е­мых гре­ка­ми бого­слу­жеб­ных книг, закон­ность Собо­ра 1654. Был избран Патри­ар­хом архи­манд­рит Тро­и­ц­ко-Сер­ги­ев­ско­­го мона­сты­ря Иоасаф. Были реше­ны вопро­сы бого­слу­же­ний, дис­ци­пли­ны, цер­ков­но­го пра­ва и цер­ков­но­го управ­ле­ния в Рус­ской ЦерквиФедор III АлексеевичПро­дол­же­ние цер­ков­ной рефор­мы и осуж­де­ние её противниковСобор­ные реше­ния об учре­жде­нии новых епар­хий, о пре­да­нии рас­коль­ни­ков граж­дан­ско­му суду, о цер­ков­ном и мона­стыр­ском бла­го­чи­нии, об исправ­ле­нии Чинов­ной кни­ги, о хра­не­нии Ризы Господ­ней и свя­тых мощей, о при­зре­нии нищих и о вос­пре­ще­нии стро­ить новые пусты­ни, о запре­ще­нии про­да­вать раз­лич­ные выпис­ки из книг Божествен­но­го Писа­ния и прочееИван V АлексеевичРаспро­стра­не­ние хле­бо­по­клон­ной ересиУтвер­жде­но пра­во­слав­ное уче­ние о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Свя­тых Даров, кото­рое испо­ве­до­ва­ли бра­тья Лиху­ды, и была осуж­де­но като­ли­че­ское уче­ние — «хле­бо­по­клон­ная ересь», кото­рое испо­ве­до­вал уче­ник Симео­на Полоц­ко­го Силь­вестр Медведев

Помест­ный собор Право­слав­ной Россий­ской Церкви

Време­нное прави­тель­ство Рос­сии; Совет наро­дных коми­ссаров РСФСР.Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля, завер­ше­ни­е сино­даль­но­го пери­о­да, поло­же­ни­е Церк­ви в новых условияхВосста­нов­ле­ние Патри­ар­ше­ства в Россий­ской Церк­ви, поло­жив­шее конец сино­даль­но­му пери­о­ду – Патри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Москов­ский Тихон (Белла­вин). Рассмот­ре­ны вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к епар­хи­аль­но­му управ­ле­нию, при­ход­ской жиз­ни и устрой­ству еди­но­вер­че­ских при­хо­дов. «Воззва­ние» Патри­ар­ха Тихо­на, ана­фе­мат­ство­вав­шее вра­гов Церкви

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

Ста­лин И. В.Избра­ние ново­го предстоятеляСобор при­нял назва­ние «Рус­ская Право­слав­ная Цер­ковь», при­нял «Положе­ние об управ­ле­нии», кото­рое упо­ря­до­чи­ва­ло цер­ков­но­при­ход­скую жизнь. Откры­тым голо­со­ва­ни­ем был избран Патри­арх – Алек­сий I (Симан­ский)

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

Бреж­нев Л. И.Избра­ние ново­го предстоятеляИзбран 14‑м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Крутиц­кий и Коломен­ский Пимен (Изве­ков). Дру­гое важ­ней­шее реше­ние собо­ра — отме­на «клятв» на ста­рые обря­ды Большо­го Москов­ско­го Собо­ра 1667 года

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

Горба­чев М. С.1000-лети­е Кре­ще­ния РусиИтога­ми собо­ра ста­ли при­ня­тие ново­го Уста­ва, а так­же кано­ни­за­ция девя­ти подвиж­ни­ков Право­сла­вия (в т.ч. Ксе­нии Петер­бург­ской, Игна­тия Брянча­ни­но­ва, Феофа­на Затворника)

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

Горба­чев М. С.Избра­ние ново­го предстоятеляИзбран 15‑м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Ленин­град­ский и Новго­род­ский Алек­сий (Риди­гер), кано­ни­зи­ро­ва­ны испо­вед­ни­ки, муче­ни­ки и пра­вед­ни­ки, в том чис­ле Иоанн Кронштадт­ский. Обсуж­да­лись про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний с РПЦЗ, борь­бы с акти­ви­за­ци­ей УАПЦ на Запад­ной Укра­ине, вза­и­мо­от­но­ше­ний с государством

Помест­ный собор Рус­ской Право­слав­ной Церкви

Источник

Стоглавый собор

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.

Предпосылки и причины созыва

К середине XVI века возникла острая потребность в урегулировании законодательного права, как государственного, так и церковного. Усилившееся Московское царство после окончания монголо-татарского ига выступало в роли собирателя «русских земель». Вместе с усилением власти московских князей шли процессы централизации и унификации, направленные на создание единого государства.

Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.

Причины созыва Стоглавого собора:

Дата и место проведения

Стоглавый собор состоялся в первой половине 1551. По поводу точной даты существуют 2 версии. Предполагаемые даты проведения:

Работа проходила в течение двух месяцев в Успенском соборе Кремля. Но название не связано с наименованием церкви. Соборами в Древней Руси называли всеобщие собрания. Слово «Стоглавый» означает, что в ходе собора был принят сборник документов, состоящий из 100 глав.

Участники

Стоглавый Собор был одним из самых масштабных в российской истории. По сути это было совмещение 2-х соборов:

Собор выражал настоятельную потребность в согласовании интересов разных сторон. Инициаторы созыва Собора:

На Стоглавом соборе четко обозначились позиции 2-х главных течений в Русской православной церкви того времени. Основные идеологические направления в работе Собора 1551:

Среди высших чинов Русской православной церкви на соборе присутствовали главы 9 епархий:

Содержание работы Стоглавого собора

На обсуждение было вынесено огромное количество вопросов, которые касались самых разных сторон жизни страны. Многие затрагиваемые проблемы носили глобальный характер и определяли развитие государства в целом. К наиболее крупным вопросам относятся споры о церковном землевладении и необходимости введения светских судов над духовными лицами. Решались на соборе и более частные проблемы. Например, рекомендовалось вступать в брак не ранее 12 лет девочкам и 15 лет юношам, вводился запрет стричь бороду и носить иностранную одежду.

церковные соборы 1550 х гг. Смотреть фото церковные соборы 1550 х гг. Смотреть картинку церковные соборы 1550 х гг. Картинка про церковные соборы 1550 х гг. Фото церковные соборы 1550 х гг

Наиболее важные вопросы, рассматриваемые на Соборе 1551:

Обсуждаемые на собрании вопросы и их решения были зафиксированы в пространном документе, состоящем из 100 глав. Позже к нему была прибавлена еще одна статья. Он сохранился более чем в 180 копиях – списках. С конца XVI века за этим сборником закрепилось название Стоглав.

Основные решения Стоглавого собора:

Наиболее спорным вопросом была проблема церковного землевладения. В конечном итоге был выработан компромиссный вариант. Монастырям разрешалось сохранять за собой обширные земельные угодья, но запрещалось приобретать новые без согласования с царем. Эти положения были внесены в дополнительную 101 главу Стоглава.

По решению Собора 1551 года фактически вводилась духовная цензура. Был составлен список запрещенных еретических книг, вводились строгие ограничения на творческую свободу. Предписывалось создавать иконы строго по установленным каноническим образцам. Осуждались азартные игры, скоморошество и даже общение с иностранцами.

Итоги и последствия

Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.

Главные итоги работы Собора 1551:

Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.

Ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.

Источник

Соборы середины 1550-х — начала 1560-х годов

Очевидно, «соборне» были приняты решение об отмене кормлений (так называемая земская реформа**), Уло- І Важно отметить, что правительство Ивана IV снова в какой-то мере возродило практику церковно-земских соборов в начале 1580-х годов, когда на соборах 298 поставили вопрос об обеспечении служилых людей за счет

церковного имущества, принудив высшее духовенство согласиться на требования правительства.

** История земской реформы и, в частности, Царский приговор о кормлениях недавно детально изучены Н. Е. Но- жение о службе и подтвержден Приговор о местничестве. Реформы эти проводились постепенно, и важнейшим актом их был «Приговор царской о кормлениах и службах» 7064 г. (1555/56 г.), помещенный в Никоновской (в списке Оболенского) и в Львовской летописях и в лицевой рукописи — Синодальной летописи (или «Никоновской с картинками») 298.

«Приговор царской о кормлениах и службах» изучал

А. А. Зимин, выдвинувший плодотворную мысль о том, что «Приговор» является не законом об отмене кормлений, а памятником политической публицистики — публицистическим обобщением многочисленных практических мероприятий в этой области, и составителем его мог быть А. Ф. Адашев2″.

«Приговор» состоит из трех частей, выделенных заголовками: «Приговор царской о кормлениах и о слоуж- бах»* (эту часть можно назвать собственно «Приговором» и в свою очередь вычленить в ней отдельные части), «О повелении царьском», «О рассмотрении государь- ском». Откровенно публицистический характер имеет первая часть, в которой излагаются причины, побудившие правительство принять законодательные меры, и в духе компромиссной политики Избранной рады формулируются намерения государя и его обязанности.

«Приговор государев» о местничестве и «Приговор царской о кормлениях и о службе» вклинены в летописный текст и разрывают последовательное изложение событий. По-видимому, это самостоятельно составленное сочинение, в основу которого положены материалы Царского архива, и включили его в состав официальной ле- совым. В его книге «Становление сословно-представительных учреждений в России» приведена и основная литература по этому вопросу M7. *

Такой заголовок в лицевой рукописиэ01. В других летописных списках заголовок: «Приговор царской о кормлениях и о службе». тописи при редактировании ее 167. Это мешает определению точной даты событий, излагаемых в летописной вставке.

Публицистический характер собственно «Приговора», далекого от типичных формулировок законодательных актов, заставляет вспомнить о речах на соборах конца 1540-х — начала 1550-х годов, тем более что земская реформа была непосредственной реализацией планов преобразований, декларированных на этих соборах. Не являются ли первоосновой летописного текста речи, произнесенные на собрании, обсуждавшем вопросы «о кормлениях и о службе»? В «Приговоре» находим комплекс представлений, характерных и для соборных речей царя 1549 и 1551 гг., и для обращения, присланного царем в начале 1565 г. из Александровой слободы, — утверждение идей о близости царя и народа, о заботе царя-«пасты- ря» о народном благе, чему якобы препятствуют советники и управители, злоупотребляющие своим положением, о задаче царя защищать подданных от внешних врагов 168.

Дополнительный материал к пониманию летописного текста дают миниатюры лицевой летописи. «Приговор» стал сюжетом трех миниатюр Синодальной летописи на листах 235, 237 об.

Приговор царской о кормлениах и о службах 1555/56 г.

Синодальная летопись, л. 235 осуществлением реформ 1555—1556 гг.

|ШП«ЙД(К Му представляют собой подчас более исчерпывающий источник, чем летописный текст170.

На всех трех миниатюрах Иван IV-—молодой и безбородый— изображен в Кремле. На листе 235 миниатюра помещена прямо над заголовком «Приговор царской о кормлениах и о службах». Художник рядом с царем соответственно тексту («приговорил царь. с бра- тиею») нарисовал его братьев, тоже молодых и безбородых,’— родного брата Юрия Васильевича и двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого (он изображен в традиционной княжеской шапке, как обычно изображали удельных князей). Слева от царя — большая группа людей. Массовость сцены передана типичным для миниатюриста приемом — нарисовано более или менее ясно несколько лиц (отчетливо видно шесть лиц), а дальше много шапок. Среди изображенных выделяется фигура в белом клобуке 171, очевидно, это митрополит Макарий, не названный в летописи. Справа от царя тоже группа людей (отчетливо нарисованы лица двух), одетых в боярское платье. У царя, митрополита и трех людей в светской одежде типичные жесты людей, что-то обсуждающих.

Миниатюра ясно показывает, что в царских палатах (изображенных согласно трафарету) происходило обсуждение вопроса о кормлениях и что митрополит принимал в этом обсуждении деятельное участие.

Иное содержание миниатюры листа 237 об., иллюстрирующей текст «О повелении царьском» (и помещенной

Земская реформа 1555156 г. Синодальная летопись.

л. 237 об. шены были в XVII в., когда митрополит, согласно традиции, изображался именно в белом клобуке. I

1 **i •« *1 *р*01*|Г*к: J. mtt^c • * • 1

MmtFtvMfr птЖііі?* M it.

Третья миниатюра помещена перед заголовком «О рассмотрении государьском». Иван IV снова изображен на царском троне. Слева и справа — группы людей. Слева — в боярском платье, справа — в боярском платье и в военных доспехах. Изображение воинов могло означать и участие их в заседании (подобно тому, как «воины» участвовали в соборах рубежа 1540—1550-х годов), и то, что обсуждался вопрос о военной службе.

Правда, в летописных миниатюрах изображение совещаний государя с группами каких-то лиц обычно условно, и особенности летописного трафарета в изображении совещаний того или иного типа не определены еще с должной точностью. Данные миниатюры могли изображать и думный собор (т. е. заседание менее широкого состава) 172, и заседание, напоминающее Земский собор.

Предположение о том, что приговор об отмене кормлений и уложение о службе были приняты на заседании собора (во всяком случае с участием столичных дворян) 304, подтверждается и поздними летописцами. В кратком летописце первой половины XVII в. из собрания И. Д. Беляева 305 излагается содержание «Приговора

Уложение о службе 1555/56 г.

Синодальная летопись, л. 238

** В обоих летописцах приведена дата 7059 г. В летописцах вообще путаница дат (например, под этим же годом сообщается о рождении царевича Федора—лист 91 Беляевского летописца), смещение событий, ошибки в написании имен. Так, при описании «Казанского взятия» Андрей Курбский назван Петром, и в то же время на другом листе читаем: «Того же лета (опять ошибка — приводится дата 7070 г,1 — С. Ш.) измеиил государю царю из Ливонских городов боярин князь Оидрей Курпской, отъехал в Литву из’Ливонских градов, н ини с иим отъехов- ше» (Беляевский летописец, л. 99 об., 110). Впрочем, очень вероятно, что дата 7059 г. написана не случайно, а в связи с Приговором о местничестве, подтвержденном вместе с принятием решения об отмене кормлений (об этом Приговоре упоминается в обоих летописцах, и как раз перед известием об отмене кормлений). Эта датировка, а также знакомый нам по проекту Ермолая Еразма термин «землемерие» снова возвращают нас к «царским вопросам» собора 1550 г. существа реформы; причем подчеркнута взаимосвязь земской реформы и Уложения о службе.

В тексте собственно «Приговора», включенном в официальную летопись, заметна как бы оправдывающаяся интонация, напоминающая покаянные речи Ивана IV на соборах конца 1540-х — начала 1550-х годов. В «Приговоре» говорится о бедствиях, которые терпело население «по се время». Виновниками бедствий выставлены, конечно, «наместники и волостели», которые были не «пастырями», а «гонителями» и «разорителями»; сам же царь, напротив, представлен как «истинный пастырь». Более того, как только «вниде в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинили наместники и волостели», царь занялся рассмотрением создавшегося положения и, согласно своему «обычаю», («царю же благочестивому обычяй бяше таков»), решил устранить зло. Однако из текста «Приговора» же знаем о том, что кормленщики «много злокозненных дел учини- ша. изо многих лет», и, следовательно, царь, если бы он уделял должное внимание управлению государством, обязан был бы знать и прежде об этих злоупотреблениях.

Особенно любопытно, что в «Приговоре» навязчиво проводится мысль о том, что царь изменил свое прежнее поведение173 и теперь полон желания творить волю бога: «Порученные ему государства съблюсти и устроити во всем подобие вправду и оборонити от всех иноверных басурман и латин». Странное на первый взгляд упоминание о неправедном поведении царя (хорошо известное по другим источникам — по Новгородским и Псковским летописям, Пискаревскому летописцу, сочинениям Курбского и иностранцев и др.) вряд ли случайно попало в официальную летопись. Следовательно, о «недостойном» поведении Ивана IV говорили на собрании, изображенном на первой миниатюре, и это (в ряду других обстоятельств) вынудило царя — который раз! — покаяться и обещать «не щадить своей царьской выи» в делах управления государством. Очень вероятно, что в летопись проникли слова, сказанные об этом Макарием (заметна близость стилистики «Приговора» и посланий и речей

Макария, излагаемых на других листах летописи). Не об этом ли «покаянии» Ивана IV напоминает и Курбский, описывая в «Истории» события 1555 г. и снова возвращаясь к тому же 307 («яко прежде воспомянухом,иже был царь наш смирился и добре царствовал. ») при описании первых лет Ливонской войны? 308 Содержание «Приговора» скомкано и нарочито туманно, «Приговор» доносит, очевидно, лишь немногие отзвуки того, что происходило в 7064 г.

Несколько расплывчатой кажется и формулировка «Повеления царского». Возможно, объяснение этому следует искать не в том, как полагает А. А. Зимин, что в 70б4 г. не было издано особого указа, отменявшего кормления и вводившего земское управление в государстве309, а в том, что земская реформа, задуманная как общегосударственная, оказалась осуществленной не в полной мере, и в конце 1550-х годов в некоторых землях даже возвратились к практике кормлений174. Одновременно с земской реформой правительство старалось завершить и губную реформу, и оба мероприятия, возможно, даже и обсуждались на одном и том же сравнительно широком собрании. Все это, видимо, и побудило редактора летописи ограничиться таким нечетким изложением того, что происходило на соборе 7064 г., в том числе и соборного решения.

Собор 7064 г., очевидно, происходил прежде июля 1556 г., так как в этом месяце царь со многими боярами находился уже в Серпухове, а брат его Юрий Васильевич 310 и митрополит оставались в Москве.

Можно думать, что созыв собора 7064 г. (так же как и наставление митрополита и очередное покаяние царя) был вызван прежде всего обострением межклассовой и внутриклассовой борьбы. Некоторые данные об этом удается почерпнуть и из самого «Приговора». Там читаем о многих «кровопролитиях» и «осквернениях душам», о том, что «градов и волостей мужичья многие коварства содеяша», убивали «людей» кормленщиков, а после отъезда кормленщиков предъявляли им «многие иски».

В губных и земских грамотах середины 1550-х годов также неоднократно упоминается о сопротивлении населения наместникам и волостелям, неуплате кормов, че- лобитьях в Москву. Большое число губных и земских грамот, выданных посадам в эти годы, свидетельствует о широком недовольстве посадского населения312.

Интересно в этой связи и не раз встречающееся в летописи под 7063 г. (1554—1555 гг.) известие о том, что царь велел казнить в Москве «многое множество» посадских313. В одном из летописцев XVII в. читаем: «Лета 7063-го государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел казнить торговых многих людей и гостей на пожаре многое множество казненых, идеже ныне стоят храмы по рву на костех казненых и убиеных, на костех и на крови поставлены». Исследователь, приводящий эту летописную выписку, утверждает, «что ничего подобного в 1555 г. не происходило»314 и известие это ошибочно отнесено именно к этой дате. Можно предполагать, однако, что для такой датировки, напротив, имеются некоторые основания, и в «Приговоре царском о кормлениях и службах» не зря подчеркивается мысль о том, что от царя будут «суд и правда нелицемерна всем».

«Приговор» этот следует рассматривать в более тесной взаимосвязи с другими правительственными мероприятиями тех лет, в частности не только с выдачей уставных грамот, но и с Приговором о разбойных делах (январь 1555 г.) и Приговором о губных делах (август 1556 г.). В Приговоре о-губных делах правительство явно пыталось облегчением положения должников (ст. 19) 3,5 смягчить народное недовольство. (Регулярное публичное наказание несостоятельных должников становилось поводом массового возбуждения.)

Рассматривавшийся на соборе 7064 г. вопрос о службах также терно связан с другими правительственными мероприятиями тех лет: с составлением Боярской книги, «Государева разряда» 1556 г.316, «Государева родословца», со смотром служилых людей в Серпухове (в 7064 г. «людем служилым большой смотр был») 317. Вероятно, на соборе в этой же связи подтвердили и прежний приговор

о местничестве (как это делали уже раньше), и потому- то «Приговор государев» о местничестве и был включен в состав сочинения о деятельности собора 7064 г.

Правительство рассматривало вопрос о различных категориях служилых людей, пытаясь решить его в харак-

терном для Избранной рады плане политики компромисса всех прослоек класса феодалов, политики, выгодной в конечном счете прежде всего дворянству. В «Приговоре» говорится о том, что «любовь» царя «к вельможам, и к средним и к младым, ко всем равна: по достоянию всех любит, всех жалует и удоволяет урокы вправду, против их трудов и мзды им въздает по их отечеству и службе; ни единогоже забвена видети от своего жалования хочет, такоже никого ни от кого обидима видети хощет». Едва ли эта декларация не была ответом на недовольство, выраженное в какой-то форме служилыми людьми по поводу отношения к ним правительства или даже самого царя.

Относительно широкое обсуждение этих планов государственных преобразований тем более могло показаться важным для правительства Адашева, что именно эти вопросы (как явствует из приписок к лицевым летописям, посланий царя, Курбского, сочинений Ермолая Еразма, Пересветова и других источников) становились не только предметом острых столкновений в среде окружающих царя, но и волновали более широкие общественные слои.

Эти правительственные мероприятия отражали, как и в конце 1540-х — начале 1550-х годов, и потребности международной политики. Вряд ли случайно, что основные направления реформы были декларированы накануне «Казанского взятия», а завершена была в известной мере реформа именно в канун Ливонской войны, когда ощущалась особая нужда в организации и обеспечении войска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *