церковный собор 1551 года назывался
Стоглавый собор
Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.
Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.
Предпосылки и причины созыва
К середине XVI века возникла острая потребность в урегулировании законодательного права, как государственного, так и церковного. Усилившееся Московское царство после окончания монголо-татарского ига выступало в роли собирателя «русских земель». Вместе с усилением власти московских князей шли процессы централизации и унификации, направленные на создание единого государства.
Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.
Причины созыва Стоглавого собора:
Дата и место проведения
Стоглавый собор состоялся в первой половине 1551. По поводу точной даты существуют 2 версии. Предполагаемые даты проведения:
Работа проходила в течение двух месяцев в Успенском соборе Кремля. Но название не связано с наименованием церкви. Соборами в Древней Руси называли всеобщие собрания. Слово «Стоглавый» означает, что в ходе собора был принят сборник документов, состоящий из 100 глав.
Участники
Стоглавый Собор был одним из самых масштабных в российской истории. По сути это было совмещение 2-х соборов:
Собор выражал настоятельную потребность в согласовании интересов разных сторон. Инициаторы созыва Собора:
На Стоглавом соборе четко обозначились позиции 2-х главных течений в Русской православной церкви того времени. Основные идеологические направления в работе Собора 1551:
Среди высших чинов Русской православной церкви на соборе присутствовали главы 9 епархий:
Содержание работы Стоглавого собора
На обсуждение было вынесено огромное количество вопросов, которые касались самых разных сторон жизни страны. Многие затрагиваемые проблемы носили глобальный характер и определяли развитие государства в целом. К наиболее крупным вопросам относятся споры о церковном землевладении и необходимости введения светских судов над духовными лицами. Решались на соборе и более частные проблемы. Например, рекомендовалось вступать в брак не ранее 12 лет девочкам и 15 лет юношам, вводился запрет стричь бороду и носить иностранную одежду.
Наиболее важные вопросы, рассматриваемые на Соборе 1551:
Обсуждаемые на собрании вопросы и их решения были зафиксированы в пространном документе, состоящем из 100 глав. Позже к нему была прибавлена еще одна статья. Он сохранился более чем в 180 копиях – списках. С конца XVI века за этим сборником закрепилось название Стоглав.
Основные решения Стоглавого собора:
Наиболее спорным вопросом была проблема церковного землевладения. В конечном итоге был выработан компромиссный вариант. Монастырям разрешалось сохранять за собой обширные земельные угодья, но запрещалось приобретать новые без согласования с царем. Эти положения были внесены в дополнительную 101 главу Стоглава.
По решению Собора 1551 года фактически вводилась духовная цензура. Был составлен список запрещенных еретических книг, вводились строгие ограничения на творческую свободу. Предписывалось создавать иконы строго по установленным каноническим образцам. Осуждались азартные игры, скоморошество и даже общение с иностранцами.
Итоги и последствия
Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.
Главные итоги работы Собора 1551:
Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.
Ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.
МОСКОВСКИЙ СОБОР 1551
Московский собор 1551, получивший название Стоглавого, так как писатели XVII в. называли список его постановлений «Стоглавником» (ввиду разделения того на 100 глав). Позднее за сборником постановлений Московского собора 1551 г. закрепилось название Стоглав.
Открыт собор был самим царем. На соборе присутствовали преимущественно представители духовенства: митр. Макарий, 9 архиепископов и епископов, многие архимандриты, игумены, духовные старцы и священники.
Были и представители светской власти: в обращении к членам собора царь поименовывает свою братию, всех любимых своих князей, бояр и воинов. По своему значению это был один из важнейших соборов Московского государства.
Собор был созван главным образом ввиду того, что многие священные обычаи «поизшаталися»: многое было учинено в церкви по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные заповеди оставались в небрежении.
В руководство собору царь предложил сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них собора и составляют главное содержание постановлений (Стоглава). Они затрагивают следующие темы:
1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйя и о некоторых других церковных обрядах;
2) об упорядочении епархиального управления и суда путем учреждения новых органов надзора над духовенством, устранения светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и поборов с духовенства и мирян;
3) об устранении злоупотреблений при управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни;
4) об улучшении различных сторон мирского быта (меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и пр.).
Была затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь возвещал собору о своих «нужах и земских нестроениях». Он предложил собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и если в них не окажется ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить своими подписями (гл. 4).
Сюда же относятся постановления собора о новом общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых грамотах (гл. 67) и пр.
Известно также, что царь имел в виду внести на рассмотрение собора целый ряд весьма важных вопросов: о местничестве, об организации службы, о поместьях и вотчинах, о корчмах, мытах и т.д., но эти вопросы в Стоглав не включены, так что нельзя сказать, обсуждались они на соборе или нет.
Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных вопросов, собор дал свои ответы в сравнительно краткое время; заседания, открытые 23 февраля, закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и возвращены оттуда.
Как в подборе материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество со времени возникновения ереси жидовствующих. Две борющиеся партии в среде духовенства и культурного общества – иосифляне и нестяжатели — должны были столкнуться не только на соборе, но и в период приготовлений к нему.
Созыв собора для обсуждения церковных нестроений вовсе не был в интересах иосифлянского большинства. Почин в этом деле скорее всего мог исходить или от митрополита, или из среды партии нестяжателей.
Известно, что митрополит написал царю обширный «ответ» в защиту вотчинных прав церкви. Он мог быть составлен только до собора, потому что после постановлений собора о том же предмете такое послание было совершенно излишне. Значит, возбуждались вопросы о секуляризации церковных имуществ, и к митрополиту обращались за указаниями, почему он и написал свой «ответ».
Позднее (1553) Троицкого игумена Артемия обвиняли в том, что он писал царю, убеждая его «села отнимати у монастырей»; Артемий хотя и отрицал такой факт, но не скрыл своей точки зрения на вопрос и в то же время признал, что о чем-то государю «писал на собор».
Далее известна анонимная статья, перечисляющая «многая неисправления, яже есть неугодна Богу и неполезно души»; почти все указания статьи проникли в Стоглав в форме царских вопросов или постановлений собора. Эта статья найдена в сборнике, принадлежавшем члену собора, рязанскому епископу Кассиану, горячему противнику Иосифа Волоцкого и его последователей.
В том же сборнике помещены и другие статьи, вошедшие в состав Стоглава, а рядом с ними – знаменитая кормчая Вассиана Патрикеева. На постановления собора оказали влияние и некоторые мысли Максима Грека.
Все эти соображения говорят в пользу догадки, что почин созвания собора и его программа исходили из среды нестяжателей, которые, при помощи Избранной рады и при содействии митрополита, наметили обширный круг реформ в области церковного и государственного управления.
Нестяжатели как бы готовились дать иосифлянам генеральное сражение, но победа осталась на стороне последних; на соборе их оказалось большинство, и по многим спорным вопросам они были поддержаны митрополитом.
Такой исход борьбы повлиял и на дальнейшую судьбу немногих влиятельных противников иосифлян: Артемий и Кассиан лишились своих мест, первый, сверх того, был судим и сослан в заточение.
Приводить в исполнение постановления собора выпало на долю тех, кто в этом был совсем не заинтересован, а митрополит без деятельной поддержки ничего не мог сделать. Естественно, что при таких условиях «почти все узаконенное собором было забыто и все пошло по старому, как бы совсем и не бывало собора, деяния которого превратились в простой исторический памятник».
Стоглавый собор
Стоглавый собор — важнейшее событие в церковной жизни России. Его результатом стало подписание законодательного акта, регламентирующего многие стороны общественной и церковной жизни страны. Одни решения так и остались на бумаге, другие изменили историю России и Русской Православной Церкви.
Почему собор был назван Стоглавым
Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.
Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.
Участники собора
Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.
Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.
Предпосылки и задачи Стоглавого собора
Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.
Решения, принятые на Соборе, были призваны укрепить дисциплину в рядах духовенства, определить порядок борьбы с пережитками язычества, обличить порочное поведение некоторых священнослужителей, установить порядок возведения храмов и поддержать иконографию.
Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.
На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.
Как проходил собор
Собор начался с молебна. После торжественного богослужения царь представил собравшимся обновленный и дополненный Судебник. Иван Грозный предложил для обсуждения 69 вопросов, которые в Стоглаве были названы «царскими».
Всю работу Собора условно делят на 2 этапа:
Возможно, работа над обеими частями собора проходила одновременно, одни решения дополняли другие.
Структура Стоглава
В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.
Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.
Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.
В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:
Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе
Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:
Семейно-брачное право
Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.
Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.
Итоги собора
Поздняя трактовка решений Стоглава
Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.
Постановления Стоглава были признаны безрассудными и невежественными. Вслед за этим, была подвергнута сомнению и подлинность документа. Следовательно, его перестали считать законодательным актом.
Важно! Критика решений Стоглавого собора породила глубокий раскол между старообрядцами, возводившими Стоглав в ранг незыблемой истины, и представителями ортодоксального учения.
Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению. Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа.
Критиковали Стоглав Феофилакт Лопатинский и архиепископ Никифор Феотока. Участники собрания были обвинены в невежестве, а язык документа был назван слишком простонародным. Поздние исследователи Стоглава не идеализируют решения собора, но подчеркивают, что он был выдающимся явлением в истории церковного и гражданского права.
Проведение, решения и значение в истории Стоглавого собора
В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.
И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.
Что такое Стоглавый собор
Мероприятие представляло собой второй по счету Земский собор в русской истории. Так назывался государственный орган сословно-представительной монархии, существовавшей в России в XVI-XVII веках.
Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз.
Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.
История события
Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.
Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.
Предпосылки и причины проведения
Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.
Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.
Место проведения и участники
Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.
Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:
Структура собора
Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.
Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.
Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:
Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.
По главам же распределение такое:
Основные положения
Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.
При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.
В целом же положения касались следующих тем:
Решаемые вопросы
В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.
Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:
Сборник решений собора
Соборное, либо царское и святительское уложение — так назван сборник постановлений собора в тексте самого документа. И лишь к концу XVI века утвердилось более известное нам название — Стоглав.
Он собрал и систематизировал не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.
Финансовые вопросы
Сбор пошлин перестает быть делом архиерейских чиновников и переносится на низовой уровень. Для этого теперь существует выборная должность поповских старост — помощников местного епископа по хозяйственным, фискальным и надзорным делам. Старосты существовали и ранее, однако с этого момента они избираются повсеместно.
Именно материально-денежный вопрос оказался тем аспектом, где были сокращены льготы религиозных учреждений в наибольшей степени. Так, церкви запретили ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и недвижимости в дар без царского дозволения. За нарушение вводятся санкции.
Государство начинает преследовать людей, укрывающихся в монастырях от уплаты податей под благовидными предлогами. Таких нарушителей надлежало находить, выдворять обратно, вернуть к работе и несению повинностей согласно их сословной принадлежности.
Нравственность духовенства
Официально признавались нестроения и слабая дисциплина в рядах церковнослужителей. Утверждение должности старост было призвано также улучшить надзор за благочинием и надлежащим отправлением служб. Старостам подчинялись десятские священники в сельской местности, также выборные.
Постановление осуждает бесконтрольное попрошайничество, которым порой оборачивался сбор милостыни монахами. Важным нововведением стало создание так называемых «двойных» монастырей. Отныне монашествующие обоих полов могли проживать в одной обители, но при условии строгого обособления мужчин и женщин, соблюдения устава и хранения целомудрия.
Безнравственность мирян
Внимание уделялось также исправлению нравов, царящих в народных массах. Сохранились свидетельства, что служители церкви писали царю жалобы на все еще сохранявшиеся пережитки языческих культов и дохристианских обычаев. Небрежное отношение к службам, недостаток благоговения среди верующих и даже волхвование на просфорах — все это, согласно тексту уложения, стало обыденностью русской жизни того времени.
Западное влияние привело к известному распространению моды на бритье бород, что явно шло вразрез с предписаниями церкви и древними нормами благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа либо отлучения и почти приравнивалось к «ереси» и «латинству». Принимались меры против колдовства, скоморошества, азартных игр и некоторые других народных увеселений.
Богослужение и религия
Благодаря влиянию митрополита Макария на обсуждение выносились также богослужебные и религиозные вопросы, по которым на тот момент также накопилось немало нестроений.
Поэтому официально утверждаются следующие нормы православных обрядов:
Семья и брак
Устанавливается брачный возраст с 15 лет для юношей и с 12 — для девушек.
Венчать дозволялось лишь первый брак — второй теперь разрешалось лишь благословлять, но с наложением епитимьи на 1-2 года, третий же не благословлялся вовсе и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак не признавался таковым вовсе, считался преступлением, блудом и «свинским житием».
Церковный суд
Уложение разделяет светскую и церковную систему судопроизводства на две отдельные ветви. Так называемые «несудимые грамоты» отменялись — монастыри и приходские клирики отныне становились подсудными епископам своей епархии.
Церковнослужители более не могли быть привлечены к государственному суду.
Впрочем, нововведение столкнулось с трудностями, ибо сразу поменять систему не удавалось. Принимается компромиссное решение в виде права священников представлять свои интересы в светском суде через собственных выборных представителей. Однако их роль в судопроизводстве так и не была четко определена.
Церковное землевладение
Проблема церковных земельных угодий и другого имущества оказалась едва ли не самой острой и злободневной из описанных в тексте уложения. В этом отношении священнослужители разделялись на две соперничающие группировки. Нестяжатели составляли меньшинство, однако поддерживались царской Избранной радой, включая и священника Сильвестра, приближенного Ивана Грозного. Иосифляне же составляли большинство и численно доминировали среди участников собора.
Нестяжатели исповедовали аскетический подход и предлагали ограничить монастырское землевладение, допуская изъятие угодий в пользу государства. Их противники — иосифляне — продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих обширными землями и контролирующих запасы продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.
Тема землевладения оказалась острой и не включена в текст уложения, хотя и поднималась в обсуждении.
Однако вышедшая позднее в качестве дополнения глава, известная как «Приговор о вотчинах», говорит о следующих путях решения земельного вопроса:
Вопрос подлинности Стоглава
Изучение уложения, текстологический анализ и реальная дата создания долгое время были одной из острых проблем в отечественной историографии.
Вплоть до середины XIX века его подлинность оспаривалась.
В 1862-м году выходит первое издание — теперь читать текст документа могли все желающие. Но даже в предисловии происхождение уложения оспаривается, оно описывается как сборник «черновых записок».
Такой подход во многом объяснялся позицией РПЦ — многие постановления документа позднее оказались отменены реформой патриарха Никона и действовали лишь в среде раскольников. Однако исследования профессора истории Беляева позволили обнаружить так называемые наказные списки Стоглава, подтвердившие историческую достоверность документа.
Но и в дальнейшем историки не исключали, что в тексте уложения присутствуют и более поздние по времени вставки.
Значение события в истории
Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.
Они отразили следующие процессы в жизни общества:
Видео
В этом видеоролике священнослужитель отвечает на вопрос о смысле названия Собора, его значении и роли в церковном расколе при патриархе Никоне.