церкви для крещения ребенка в москве
Как выбрать церковь для крещения ребенка
Оптимальный вариант для крещения ребенка – церковь, которую семья посещает постоянно. Родители в таком случае хорошо знакомы с батюшкой, знают правила, заведенные в храме.
Церковь для крещения можно выбрать и по рекомендации крестных. Например, у них есть свой духовник, и они готовы будут водить ребенка к нему постоянно.
Если нет такого храма, который крестные или вы посещаете регулярно, то выберите из нескольких известных вам самый уютный, с располагающей обстановкой, где чувствуете себя спокойно и умиротворенно. Обязательно побеседуйте с батюшкой. Из разговора вы поймете, хотите или нет, чтобы именно этот священник проводил крещение вашего ребенка.
При выборе церкви также стоит обратить внимание на следующее:
Что нужно учитывать при крещении в храме
Первым делом священник пригласит вас и будущих восприемников пройти огласительные беседы, которые являются обязательными. В крупных храмах такие занятия проводятся регулярно в определенные дни. В небольших церквях дату и время можно будет согласовать в индивидуальном порядке.
Как пройти собеседование
Количество занятий определяет батюшка после первой беседы:
В ходе огласительных бесед священник еще раз напоминает основы православного вероисповедания, поясняет смысл обряда крещения, рассказывает восприемникам об их роли во время таинства и после него.
Особый акцент делается на ответственности, которая возлагается на крестных в плане духовного воспитания крестника: им предстоит вместе с родителями прививать ребенку любовь к христианской вере, научить его молиться, исповедоваться, причащаться, соблюдать пост, придерживаться церковных канонов. Но главное – восприемники должны постоянно упоминать своих крестников в молитвах дома, в храме, просить для них у Бога здоровья, благополучия.
Какой день выбрать для крещения
Таинство проводится в любой день как праздничный, так и постный. Во многих храмах с большим приходом преимущественно крестят в субботу и воскресенье и обычно несколько детей одновременно.
Если же родителям хочется, чтобы таинство было индивидуальным, проходило в более спокойной обстановке, без посторонних людей и ощущения очереди, то священник может предложить будний день. Или вы можете выбрать небольшую церквушку, где нет установленного расписания для проведения крещения, и согласовать удобный день и время.
Сколько стоит крещение
Размер пожертвования в каждом храме может быть разным. В одних – это фиксированная сумма, в других – крестный сам решает, какую сумму сможет отдать на нужды церкви после проведения таинства. Обычно в стоимость обряда уже включены: свидетельство о Крещении и простой освященный крестик. При желании, крестный может купить другой крестик: серебряный или золотой. Также в церковной лавке необходимо будет приобрести:
Можно ли фотографировать обряд крещения
Проведение видео- и фотосъемки лучше согласовать со священником и получить на это его благословение, тогда можно рассчитывать на большее количество удачных кадров с участием батюшки. Кроме того, фотосессию стоит доверить профессиональному фотографу, с опытом съемки в церкви, поскольку большое значение имеют:
Для съемки лучше, когда таинство проходит в основном зале храма, а не в отдельной крещальне. Идеально, если помещение само по себе будет светлым, так как вспышка искажает вид церковного убранства на фотографиях, да и не во всех храмах разрешено ее использовать. Для большей торжественности одежда у крестных, родителей и остальных приглашенных также должна быть светлой.
Особенности проведения крещения в монастыре
Ранее храмы при монастырях были закрыты для всех, кроме монахов и желающих принять постриг. Служители строго придерживались главного правила: «Да соблюдают безмолвие, да прилежат только посту и молитве». В свою очередь, ежедневные молебны, исповеди, церковные таинства, проводимые с обычными прихожанами, противоречили бы этому закону.
Сегодня монастырям разрешено оказывать духовную помощь мирянам, то есть иметь приход. В таком храме ведутся службы для прихожан, осуществляются обряды крещения, венчания. Независимо, мужской это монастырь или женский, крестить можно как мальчиков, так и девочек. Но стоит отметить, что не все монастырские храмы имеют приход, поэтому данный вопрос необходимо уточнять заранее в конкретном монастыре.
Крещение детей на дому
Чин крещения на дому практически ничем не отличается от таинства, проведенного в храме, но прибегать к нему священники советуют только в крайнем случае, например, при наличии серьезной болезни или невозможности транспортировки маленького ребенка в храм из отдаленных населенных пунктов, в частности, зимой.
Отличия заключаются в следующем:
Такие же правила распространяются и на обряд крещения в больнице.
Храмы Москвы, в которых совершается Крещение полным погружением
Содержание
Богоявленский собор в Елохове [ править ]
При Богоявленском соборе действует крестильный храм во имя святого Василия Блаженного с баптистерием (помещением для совершения Таинства Крещения).
Троицкий храм в Хорошеве [ править ]
При храме находится крестильня с баптистерием для взрослых.
Храм Архангела Михаила в Тропарёве [ править ]
При храме находится крестильный храм Всемилостивого Спаса, в котором есть баптистерий для крещения взрослых.
Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке [ править ]
Крещение в храме совершается полным погружением.
Храм благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского в Переделкино [ править ]
При храме находится Крестильный храм Иоанна Предтечи.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке [ править ]
Храм построен 2001 году, но создание мозаик заняло еще почти 20 лет. За образцы взяты мозаики храмов в Византии и Италии. Возможно, подобный храм — единственный в России. Он весь мозаичный.
Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках [ править ]
Крещение в храме совершается полным погружением.
Храм великомученика Георгия Победоносца в Коптеве [ править ]
При храме расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев, Иродом убиенных.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке [ править ]
В храме имеется баптистерий.
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе [ править ]
В храме устроена купель для крещения взрослых (баптистерий).
Храм Воскресения Христова в Сокольниках [ править ]
При храме имеется баптистерий для крещения взрослых.
Храм Всех Святых во Всехсвятском [ править ]
При храме находится крестильный храм, освящённый в честь Богоявления.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве [ править ]
При храме имеется баптистерий.
Желающим приступить к Таинству Крещения необходимо заранее пройти огласительные беседы.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе [ править ]
В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого. Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.
Храм Илии пророка в Черкизове [ править ]
С 1996 года в храме размещена крестильня с баптистерием для взрослых.
Храм Марона Пустынника Сирийского [ править ]
В храме имеется баптистерий.
Храм мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине [ править ]
При храме есть крестильный храм праведных Иоакима и Анны. Храм специально оборудован для совершения Таинства Крещения. В западной части устроен баптистерий с ширмой для переодевания, поставлены пеленальные столики.
Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кокошкино [ править ]
При храме находится крестильный храм архангела Михаила.
Храм Петра и Павла в Лефортово [ править ]
При храме находится крестильный храм Архангела Михаила.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе [ править ]
В нижнем храме имеется баптистерий.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне [ править ]
При храме имеется крестильный храм святителя Спиридона Тримифунского.
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново [ править ]
В храме обустроен баптистерий.
Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве [ править ]
На территории комплекса храма преподобного Серафима Саровского в Раеве располагается крестильный храм — Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Раеве.
Храм Ризоположения на Донской [ править ]
Крещение в храме совершается полным погружением.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском [ править ]
При храме находится крестильный храм Собора Иоанна Предтечи.
Храм святителя Митрофана Воронежского на Хуторской [ править ]
При храме имеется баптистерий.
Храм Святителя Николая в Кузнецах [ править ]
В крестильном храме имеется баптистерий для Крещения взрослых, проводятся огласительные беседы.
Храм святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве [ править ]
При храме имеется баптистерий для крещения взрослых.
Храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово [ править ]
В цокольном этаже храма имеется баптистерий для крещения взрослых через полное погружение.
Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве [ править ]
При храме имеется баптистерий.
Храм Христа Спасителя [ править ]
В Алексеевском приделе нижнего, Преображенского храма, устроен баптистерий, где совершается Крещение с полным погружением.
Церковь свт. Николая Чудотворца в Хамовниках [ править ]
При храме есть крестильня с баптистерием для крещения взрослых.
Посоветуйте церковь для крещения ребенка в Москве?
Ольга53 Сегодня, 20:25
Kuzinna Сегодня, 15:25
Matveikuzin 09 ноя 2021, 21:13
Matveikuzin 09 ноя 2021, 21:12
Matveikuzin 09 ноя 2021, 21:11
Matveikuzin 09 ноя 2021, 21:11
Эля-ля 09 ноя 2021, 02:25
Barrbara 08 ноя 2021, 20:59
Barrbara 08 ноя 2021, 20:26
Был случай, участвовал я в крещении внука. Не моя была идея и желание, но каждому свое. Но высказать могу. Полагаю, церковь надо выбирать больше по возрасту, чем по помпезности. Храм-новодел никак тут не прокатывает, в том числе и самый помпезный памятник Лужкову. Чем меньше церковь, тем лучше, толпа меньше. Не забывайте, всех, грудничков и взрослых купать будут в одной купели. Правда, младенцев пораньше, чем взрослых дядек и тёток. Потом с одной ложки будут вино давать, но тоже по возрасту. Лучше постараться договориться об индивидуальном, не массовом крещении, даже если это будет дорого!
Со съемкой на видео проблем не будет (я сам был на крещении как оператор видео), но оператором должен быть кто-то пятый, иначе съемки не будет. Обряд начинают крестные родители и только в конце допускаются родные родители. Поэтому сами Вы и крестные снимать не сможете по занятости в обряде.
И если раньше с камерой был я один, то сейчас операторов с камерами будет больше, чем крестников. Это ещё один довод за маленькую древнюю церковку, чем за массовку в соборе.
Хотим покрестить ребёнка без собеседования
Крестить, чтобы… было
Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.
Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:
«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать», — заявляет один из пользователей.
Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:
«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек — православный христианин».
К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:
«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами».
Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.
Крёстные без «фанатичной набожности»
Иногда в Сети можно прочитать записи вроде:
«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…
Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников!»
Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?
«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался».
Крёстный и «хороший человек» — это одно и то же?
«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно — купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства».
Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.
Церковь – это просто красиво?
Крестить… без собеседования
Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.
Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.
Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.
В нём, в частности, сказано:
«Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».
«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».
То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.
По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:
Священник Димитрий Туркин
Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.
Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.
В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.
Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.
Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на «вдруг начнут».
Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.
На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.
Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.
В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.
Преткновения собеседования
Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.
Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.
Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства».
В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.
Комментирует иерей Димитрий Туркин:
Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.
Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.
Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:
«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного».
В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:
«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».
Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:
«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла».
Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:
«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало — не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас…»
В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:
«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было».
Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:
«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.
Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то?»
Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».
Комментирует иерей Димитрий Туркин:
Количество и содержание бесед пока очень разнятся. Мы в самом начале пути и вырабатываем подходы к этому делу. Надеюсь, в дальнейшем мы придем к общим правилам. Думаю, что отдельные «перегибы» — нечастое явление.
Катехизаторами могут быть, помимо священства, и миряне, главное, чтобы они были специально для этого подготовлены. Пока таких немного. Сейчас катехизаторов готовят на специальных курсах высших церковных учебных заведений.
Действующих выпускников этих курсов я ещё не видел, но надеюсь, скоро они будут надежными помощниками священства в деле воцерковления нашего народа.
Ещё одна проблема, которую часто отмечают интернет-комментаторы – крёстные из других городов на подготовительных беседах в назначенное время быть могут не всегда. Однако теперь эта проблема вполне решаема.
Невоцерковлённый человек, выбранный в крёстные, участвует в подготовительных беседах у себя в храме и приносит об этом справку. Воцерковлённому христианину, постоянному прихожанину какого-либо храма предварительно проходить специальную подготовку не нужно вовсе.
Цена вопроса
Ещё один момент, вокруг которого сломано больше всего копий, — размер пожертвования за крещение. Большинство комментаторов возмущает сам факт «платы за Таинство». Ещё часть не устраивают конкретные цифры или обстоятельства, при которых они были озвучены:
«В тех храмах, куда я заходил, какие то «бабушки — помогалы» мне показывали некий прейскурант…цены от 2000 до 8500 рублей».
«Когда я узнавала о крещении, в церкви мне выставили счет: Крещение + крестик+свидетельство+свечки. Пытались впарить еще и платье крестильное, несмотря на то, что десять раз им сказала: «Платье у нас уже есть!» Так неприятно, как на рынке».
В «денежном вопросе» необходимо уяснить несколько моментов. Во-первых, независимо от озвученной цифры, «платой за Таинство» передача денег не будет. Как в случае с «ценой на свечи», приход таким образом собирает деньги на поддержание своего существования – освещение, отопление, ремонт, зарплату священникам и певчим.
Кому-то удобно при этом обозначить конкретные цифры, в других приходах скажут «дайте, сколько не жалко».
Комментирует иерей Димитрий Туркин:
Размер пожертвования за Таинства определяет настоятель храма, сообразуясь с потребностью приходской жизни и, конечно, с возможностями людей платить. Если человек не может платить за крещение, его покрестят бесплатно. Так, я думаю, будет во всех храмах города Москвы.
Критерий «когда человек не может платить за крещение», конечно, субъективный. Но корреспонденту известны случаи, когда в московских приходах безвозмездно крестят детей многодетных постоянных прихожан.
Ещё в ряде мест сумма пожертвования составляет порядка одной-трёх тысяч рублей.
Для того, чтобы окончательно определиться «в денежном вопросе», корреспондент позвонил в Храм Христа Спасителя, о котором по Сети ходили наиболее фантастические рассказы.
«Крёстным нужно заранее подъехать на беседу с батюшкой в субботу в 14 часов. А пожертвование – одна тысяча рублей», — прозвучало в трубке.