церкви и соборы царского села
Храмы Пушкина
Храмы города Пушкина являются настоящим историческим наследием и достоянием мировой культуры. Раньше, религия играла куда большую роль чем сегодня. Посещение служб было ежедневным будничным событием и на строительство храмов тратились огромные средства. А для императорской резиденции приглашались лучшие архитекторы, мастера-живописцы и скульпторы. В Царском Селе строились соборы для посещения царствующих особ, общественные храмы и полковые церкви.
Здесь вы можете проследить всю историю церковной архитектуры с конца XVIII до начала XX века. В облике крупных соборов нашла отражение и политическая мысль: многие храмы стилизованы под Византийские, а один из соборов носит даже имя Софийский. Тут нашла отражение вековая мечта об отвоевании у османов Константинополя и возвращении его в лоно православия.
В облике храмов можно отследить псевдовизантийский, северно-русский, классический архитектурные стили. При дворе служили люди самого разного вероисповедания и помимо православных храмов в Пушкине можно увидеть лютеранские и католические церкви. Эти храмы привнесли в облик города традиции западноевропейской архитектуры.
Знаменская церковь
Самым первым храмом, построенным в Царском Селе является Знаменская церковь. Ее возведение начали еще в 1710 вместе с первыми постройками Екатерининского дворца, когда Сарская мыза (тогдашнее название поселения) была подарена императором своей жене Екатерине. В 1714, вместе с ростом числа прихожан, было решено возвести отдельный храм. А к 1724 произвели новое расширение здания.
Сначала храм был деревянным, однако пожар 1728 уничтожил строение. Чтобы этого не повторилось, восстанавливать церковь решили уже из камня. Строительство нового здания затянулось на 13 лет. К этому времени на престол взошла Елизавета, велевшая именовать новую церковь Знаменской, в честь почитаемой ею иконы, перенесенной в этот храм.
Знаменская церковь считается самым старым зданием в Пушкине и первым, возведенным из камня.
Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
В самом дворце же в 1740 построили еще одну домовую церковь. На открытии присутствовала царствующая императрица, наследник престола и его жена (будущая Екатерина II). Церковь была возведена согласно плану реконструкции Екатерининского дворца.
Новый храм прилегает к дворцу. В него можно попасть через парадные покои. Фасад церкви, отделанный знаменитым Растрелли украшен двойной колоннадой: массивными колонами до второго этажа и облегченными на уровне 3-4. Церковь украшают ангелы и херувимы. Венчает все это крыша с пятью куполами.
Внутри храм отделан в стиле рококо, с обилием художественных элементов. Синие стены сильно контрастируют с золотом икон и алтарем. В алтаре располагалась надпрестольная сень на восьми колоннах и шестиярусный иконостас.
После революции здесь был музей. Здание сильно пострадало в ходе Великой Отечественной. Храм был разграблен оккупантами, а крыша разрушена снарядом.
Частичную реставрацию провели в 1963, вновь отстроив купол, однако внутреннее убранство и отделка по-прежнему нуждаются в восстановлении.
Казанская церковь
После революции храм был отдан под склад. Часть утвари и плиты передали в музеи. Сегодня, храм частично восстановлен и в нем проводятся службы.
Софийский собор
Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание, к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.
Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет. Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.
В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.
Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.
Фёдоровский Государев Собор
Выдающимся примером таких храмов является Федоровский Государев собор. Он был возведен для Сводного полка охраны и Конвоя царствующей семьи. Собор стоит в Федоровском городке – казармах рядом с Александровским дворцом.
У полка охраны долго не было своего храма, о чем регулярно сообщалось царю. Кроме того, в резиденции царя не было своего храма, что создавало некоторые неудобства и для самой венценосной семьи. В начале XX века монарх внял просьбам своих солдат.
Строительство собора началось в 1909 году под началом архитектора Покровскорго. За образец был взят Благовещенский собор в Москве. Это стилизованный под традиционные русские храмы собор с одним куполом вокруг которого расположены галереи. Внешний вид храма довольно прост и аскетичен, что придает церкви строгий и серьезный вид. Внутреннее же убранство сразу поражало своей роскошью: большим и богатым иконостасом, великолепной росписью стен и купола. Изначально здесь должно было быть два придела, однако затем добавили подземный храм (пещерная церковь), освященный в честь Серафима Саровского.
Собор имели право посещать только представители дома Романовых и охрана царя с семьями. На крупные празднества лицам, которым благоволил царь, высылались приглашения в собор (как знак особой чести). Пещерная церковь использовалась только для семьи императора.
Церковь преподобного Сергия Радонежского
Другим храмом, построенным для нужд военных является Храм Сергия Радонежского. Этот святой в свое время благословил на битву Дмитрия Донского и особо почитается воинами. Храм был построен для 2-го стрелкового батальона. Первый храм был возведен в 1557 из дерева. Затем здание церкви перешло в пользование лейб-гвардии. Здесь хранились почитаемые военными иконы, сопровождавшие их в походах. Для полевых служб использовали складной иконостас.
2-му батальону было построено новое здание на Софийском плацу, также названная в честь Сергия Радонежского. В начале прошлого века в церкви был достроен алтарь и колокольня.
После революции храм был закрыт и долгое время не использовался. Здание церкви серьезно пострадало во время войны. От него остались только руины. В 1972 во вновь отстроенном корпусе разместили водительские курсы. Так храм использовался до 2009 года, когда был поднят вопрос о возвращении здания церкви. Ныне храм восстановлен и вновь освящен. Здесь проводятся церковные службы.
Иулиановская церковь
В Царском Селе долгое время базировался кирасирский полк. Он прибыл сюда в 1832 году. Это был превый подобный полк, ведущий свою историю со времен Петра I. С тех пор кирасиры участвовали во всех крупных войнах империи и не раз прославили свое имя на полях сражений. В свое время в рядах этого полка служил Николай I.
Свои религиозные потребности служащие полка долго удовлетворяли в одном из приделов Софийского собора. Однако это приводило к тесноте и создавало лишнюю толчею по праздникам. В конце XIX века было принято решение построить полку отдельную церковь. Строительство храма приурочили к вступлению Николая II в брак с Александрой Федоровной. Освящение места провели в 1899.
Здесь имеется два придела, один из которых – под землей. Особенностью храма, отличающей его от других церквей является игра света. Здесь главным его источником является алтарь. Иконостас стоит перед большим арочным окном. Сам иконостас предельно прозрачен, что делает возможность свету проходить внутрь церкви. Для еще большей освещенности храм экспозиционно ориентирован на юг.
В церкви на вечном хранении находились регалии полка: его знамена, награды, трофеи, документы павших офицеров, шефские мундиры и кираса Николая I.
В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.
Скорбященская церковь
Военная служба женщин была не принята в Российской империи, однако все желающие могли помочь Родине как сестры милосердия. Женские гражданские организации также имели свои храмы. В том же году что и Иулиановская церковь в Царском Селе был создан женский комитет Красного Креста. Сначала они снимали особняк на Гегелевской, но в 1905 их под свое крыло взяла царица. В 1905 году, когда императорская семья переехала в Царское Село, императрица взяла сестер милосердия под свою опеку. Через три года комитет получил в свое распоряжение новый корпус, где разместилась больница и общежитие для сестер. В 1912 построили новое каменное здание при котором разместили церковь Всех Скорбящих. Старое здание полностью отдали под больницу. В новом храме было размещено много священных старинных икон. Стены расписывались Пашковым по эскизам Васнецова.
К началу Первой мировой здесь разместился госпиталь для раненых солдат. Здесь же проводилось обучение всех желающих женщин медицинским специальностям. Императрица и ее дочери тоже прошли подготовку и работали здесь.
Пантелеймоновская церковь
На территории городской больнице можно обнаружить еще один правосланый храм. Это Пантелеймоновская церковь. Это небольшое одноэтажное здание с одним куполом, возвышающимся над желтыми стенами. Храм является наследником госпитальной церкви, работавшей при городской больнице в Софии (соседнем городке). С вхождением этого города в состав Царского Села местную церковь перевели сюда.
Изначально этот храм находился за пределами города у дороги в Павловск, однако затем город вырос в этом направлении. Церковь построили еще в 1782. Церковь святого великомуученика Пантелеимона Целителя — православный храм в городе Пушкине на территории Городской больницы № 38 имени Н. А. Семашко.
Екатерининский собор
Одним из основных храмов в Пушкине является Екатерининский собор. Это самый крупный храм в Царском Селе. Он должен был быть главным городским храмом города. Одновременно здесь могут поместиться до 2 тысяч прихожан.
Он был построен в 1840 году по личному указу Николая I. Это был каменный храм. Здание собора построено в стиле старых русских церквей. Здесь явно заметны византийские нотки в архитектуре. Здание достигает 50-метровой высоты. Вершину храма украшает пять куполов с темно-золотым покрытием, подчеркивающим размещенные на них кресты. Основным элементом стен собора являются арки, украшенные изображением ангелов. На восточной стене присутствует большое изображение святой Екатерины. Для внутренней отделки приглашались лучшие мастера и художники. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов.
Вокруг собора, сразу после его возведения был разбит небольшой парк с двенадцатью дорожками. Уже через три года после его открытия здесь были высажены две сотни голландских тополей. При соборе действовала школа.
После революции богослужения в храме продолжались до 1938 года, хотя и не собирали такого количества прихожан. На следующий год храм был уничтожен. На месте храма поставили памятник Ленину.
В 2006 году было принято решение о восстановлении храма. Для воссоздания достоверного вида собора Институтом истории материальной культуры РАН были проведены раскопки, обнаружившие фундамент и некоторую церковную утварь. Возведение нового здание заняло два с половиной года (с февраля 2007 по август 2009). Освящение храма состоялось в 2010 году. В подвале действует музей Царскосельского благочиния, посвященный церквям Пушкина.
Евангелическо-лютеранская церковь
В связи с открытием в городе лицея, где многие преподаватели были лютеранами, возникла нужда в появлении соответствующего прихода. Для нужд верующих этой конфессии в 1818 году была построена первая лютеранская церковь в Царском Селе.
Сначала был возведен небольшой храм из дерева. На выделенном под церковь участке строились школы для детей из немецких семей и выходцев из Прибалтики. Рядом находилось протестантское кладбище.
Однако храм не мог вместить всех желающих. В связи с ростом числа прихожан в 1865 была построена новая церковь из камня, дошедшая и до нас. Церковь построена в английском стиле. Во всей форме чувствуется стремление ввысь. Явно видны контрфорсы по углам храма. Присутствуют типичные стрельчатые арки, а крыша заканчивается длинным шпилем. Стены сложены из непокрытого ничем красного кирпича. Интерьер контрастирует с внешним видом церкви: входящий попадает в просторный белый арочный зал с минимумом деталей.
После революции богослужения здесь продолжались до 1931 года, когда храм закрыли и передали под общежитие. НА втором этаже был красный уголок местного ремонтного завода. После войны стране нужны были водители и здание отдали под автошколу. В 1977 церковь была передана финской общине и заново освящена.
Римско-католическая церковь Cвятого Иоанна Крестителя
В резиденции императоров служили люди со всей Европы и, соответственно, они придерживались разных вероисповеданий. Вместе с открытием лютеранского прихода в Царском Селе была основана и католическая церковь.
Сначала богослужения велись в частном доме О.О. Мезоняева. Однако с ростом количества прихожан было принято решение о расширении прихода. По личному указанию царя под приход был выделен участок на Госпитальной улице. ТАкже, монарх удвоил сумму пожертвований.
Строительство здания началось в 1825 году и длилось год. Здание построено в стиле классицизма. Главный вход представляет собой «античный» портик с колоннадой. Изящные белые стены без излишних элементов венчает высокий вытянутый купол. Изначально это был костел с одним приделом. Затем добавили еще два. В костеле хранился металлический крест с частицами Креста Господня.
После революции храм действовал до 1938 года. Здание отдали под спортивный комплекс, а захоронение под собором ликвидировали. В ходе войны храм сильно пострадал от снарядов и был восстановлен только в 60-е. Летом 2006 костел передали Католической церкви.
Церковь Благоверного князя Игоря Черниговского
В Пушкине есть и недавно построенные храмы. Самый заметный из которых это Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского. Она была построена в 1988 в память о жертвах фашистов (на месте где проводились массовые убийства). Изначально хотели просто поставить памятник, однако, по предложению церкви, решили поставить часовню. Деньги на постройку собирались добровольно.
Службы в новом храме начались только в 2001 году. Здание представляет собой крестообразный храм с одним куполом. Здесь находится книга с поименным списком жертв фашистских палачей. Все они поминаются на службах. Ежегодно в память об оккупации города к храму возлагают цветы.
Новый храм был назван в честь Игоря Черниговского – Киевского князя, насильно постриженного в монахи. Этот князь отошел от политики и жил скромным иноком в монастыре. Однако политика не отошла от него. Восставшие киевляне схватили бывшего князя и жестоко расправились с ним. Считается, что своей смертью этот святой искупил грех междоусобицы.
История часовни свт. Тихона на Южном кладбище
В течение двух десятилетий на Южном кладбище, одном из самых крупных в городе, не было ни одной церкви или часовни для отпевания усопших.
В 1992 году был заложен небольшой белокаменный, многогранный в плане однокупольный храм-часовня. Автор проекта — Н. П. Величко. Часовня возводилась приходским советом Софийского собора города Пушкина на пожертвования верующих.
Освящение часовни состоялось 5 марта 1994 года во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси.
История храма вмч. Пантелеимона
История храма Казанской иконы Божией Матери на Казанском кладбище
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Казанском кладбище Царского Села является одной из первых построек Кваренги, незадолго перед тем прибывшего в Россию по приглашению Екатерины II. В числе этих построек – пять небольших храмов в окрестностях Царского Села.
История храма св. Иулиана Тарсийского
Храм св. Иулиана Тарсийского бывшего лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в Царском Селе каменный, построен в 1895–1899 (арх. В. Н. Курицын, при участии С. А. Данини) с нижним приделом прор. Илии. Закрыт в 1924.
История храма прп. Сергия Радонежского
1) Начало
Первоначально храм Лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского батальона был сооружён в деревянном здании казармы на Павловском шоссе усердием командира батальона князя Александра Ивановича Барятинского.
Расписание богослужений в храме прп. Сергия Радонежского
МАРТ 2018
1 чт.
Мчч. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии.
2 пт.
Вмч. Феодора Тирона.
Сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
3 сб.
Поминовение усопших.
Свт. Льва, папы Римского.
8.00 Литургия. Панихида.
18.00 Всенощное бдение. Исповедь.
4 вс.
Неделя 2-я Великого поста.
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского.
18.00 Вечерня. Пассия.
5 пн.
Седмица 3-я Великого поста.
Прп. Льва, еп. Катанского.
6 вт.
Прп.Тимофея, иже в Символех.
Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского.
7 ср.
Обретение мощей мчч. иже во Евгении.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
8 чт.
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского.
Обретение мощей блж. Матроны Московской
9 пт.
Первое и второе Обретение главы
святого пророка Иоанна Предтечи.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
10 сб.
Поминовение усопших.
8.00 Литургия. Панихида.
18.00 Всенощное бдение. Исповедь.
11 вс.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Свт. Порфирия, архиеп. Газского.
18.00 Вечерня. Пассия.
12 пн.
Седмица 4-я Великого поста.
Прп. Прокопия Декаполита, исповедника.
13 вт.
Прп. Василия исповедника.
Прп. Иоанна Кассиана Римлянина.
14 ср.
Прмц. Евдокии.
Прп. Мартирия Зеленецкого.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
15 чт.
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского.
Иконы Божией матери «Державная».
16 пт.
Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
17 сб.
Поминовение усопших.
Прп. Герасима, иже на Иордане.
Блгв. вел. кн. Даниила Московского.
8.00 Литургия. Панихида.
18.00 Всенощное бдение. Исповедь.
18 вс.
Неделя 4-я Великого поста.
Прп. Иоанна Лествичника.
Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского.
18.00 Вечерня. Пассия.
19 пн.
Седмица 5-я Великого поста.
Мчч. 42-х во Амморее.
20 вт.
Святых сорока мучеников,
в Севастийском озере мучившихся.
(переносится с 22 марта)
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
21 ср.
Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
18.00 Утреня с чтением Великого
канона прп. Андрея Критского.
22 чт.
Четверток Великого канона.
(стояние Марии Египетской).
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
23 пт.
Мчч. Кодрата и дружины его.
Прав. ПавлаТаганрогского.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
24 сб.
Суббота Акафиста.
Похвала Пресвятой Богородицы.
18.00 Утреня с пением акафиста
25 вс.
Неделя 5-я Великого поста.
Прп. Марии Египетской.
Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова.
9.00 Литургия. 13.00 Крещение.
18.00 Вечерня. Пассия.
26 пн.
Седмица 5-я Великого поста
(седмица ваий).
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского.
27 вт.
Феодоровской иконы Божией Матери.
Прп. Венедикта Нурсийского.
28 ср.
Мч. Агапия и иже с ним.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
29 чт.
Мч. Савина. Мч. Папы.
30 пт.
Прп. Алексия, человека Божия.
8.00 Часы. Вечерня. Литургия
31 сб.
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского.
8.00 Литургия. 13.00 Крещение.
18.00 Всенощное бдение с
освящением вербы. Исповедь.
Духовенство Софийского собора