церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В старинной церкви Петербурга за лифтовой шахтой нашли лик Богородицы

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В церкви святой Великомученицы Екатерины при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге за лифтовой шахтой нашли лик Богородицы на золотом фоне, композицию «Ночной Иерусалим» и ангелов с «отбитыми ножками». Об этом сообщается на сайте городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Находка была сделана во время работ по реставрации церкви. В советское время здание использовалось как хранилище для документов, и там построили многоэтажный стальной стеллаж для бумаг, которые отправляли на ярусы с помощью лифта. За шахтой этого лифта и обнаружили декоративную отделку стен, выполненную по чертежам Франческо Бартоломео Растрелли.

«Здесь масса находок и очень интересное наслоение этапов бытования этого объекта. Мы хотим сохранить все, что дошло до нашего времени. Когда леса и стеллажи будут разобраны, и откроется объем церкви, мы ахнем, увидев эту красоту», — отметил председатель комитета Сергей Макаров.

Кроме того, в старинной церкви нашли фрагменты росписи маслом по штукатурке с изображением святых мучениц середины XVIII века. Их выполнили художники Иван Бельский и Мина Колокольников. В дальнейшем в помещении планируют полностью заменить системы отопления, вентиляции, электроснабжения и пожаротушения. Деньги на реставрационные работы направили из городского бюджета.

Ранее археологи нашли в Омской области кухонную утварь XVIII века. Все предметы будут отправлены в Государственный исторический музей Москвы, а после получения заключения их вернут обратно и передадут местному музею.

Источник

Центральный район. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Церковь Екатерины при Вдовьем доме.

Карта и ближайшие объекты

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Статьи

Церковь св. великомученицы Екатерины помещается в среднем этаже северо-восточной башни Смольного монастыря. Еще в 1797 г. императрица определила жертвовать ежегодно из своих доходов 20 000 руб. на пенсии вдовам офицеров, а в 1803 г. исходатайствовала у императора Александра I соизволение на учреждение двух вдовьих домов в Петербурге и Москве, которые бы содержались на доходы воспитательного дома.

Проекты о вдовьих домах были высочайше утверждены 1 февраля 1803 г., а 30 августа того же года открыт вдовий дом в Петербурге, на Выборгской стороне, у Воскресенского моста, в каменном доме, купленном у надворного советника Пастухова. К июлю 1804 г. в нем помещено 30 вдов. Сначала в нем призревались престарелые вдовы благородного звания, но заметив, что кроме вдов престарелых живут здесь и такие, которые могли бы приносить пользу обществу своими трудами, императрица решилась учредить особый разряд вдов для ухода за больными.

7 марта 1806 г., высочайше было повелено построить особый вдовий дом на земле, принадлежащей воспитательному обществу благородных девиц, на юг от каменной ограды Смольного монастыря. Строителем был архитектор Дж. Кваренги, а на постройку было назначено 90 000 руб. Когда здание в 1808 году было построено, императрица испросила высочайшее соизволение передать здание обществу, а занимаемое обществом помещение в Смольном монастыре, как неудобное для института „по причине холодных коридоров, передать вдовам, имеющим более нужды в покое, нежели в движении». и общество благородных девиц в августе 1808 г. перешло в новое здание, занимаемое доселе.

18 августа освящена в юго-восточной башне институтская церковь во имя Александра Невского, Вдовий же дом, после некоторых переделок, перенесен в монастырское здание в октябре 1809 г. Восточный корпус монастырского здания остался за обществом. Вдовьему дому переданы церкви св. Екатерины и св. Захарии и Елизаветы.

Призреваемых в доме первоначально полагалось 600 человек: из них 150 содержалось бесплатно, 60 было сердобольных, 15 испытываемых; 375 вдов пользовалось вне дома временными пособиями. Когда в монастырском здании временно помещались другие женския учебные и благотворительные заведения, тогда местом молитвы их была церковь вдовьего дома. Так, с 1801 по 1808 гг. в здании монастыря помещалось училище ордена св. Екатерины, основанное в 1798 году, вероятно, переведенное сюда временно из старого „Итальянского» дворца на Фонтанке, на месте которого строилось нынешнее институтское здание. Так как в 1808 г. „Общество благородных девиц» перешло из монастырского здания в новое, а вдовий дом перешел сюда с Выборгской стороны, то церковь св. великомуч. Екатерины в клировых ведомостях монастыря писалась церковью Екатерининского института, именно так: «при Воскресенском Новодевичьем монастыре имеются церкви: св. благоверного князя Александра Невского, св. Марии Магдалины (деревянная) и св. великомученицы Екатерины при институте Екатерининском, благолепием изрядно украшена». После 1823 г. этой записи уже не было.

Священник церкви св. Екатерины безвозмездно обучал их закону Божию, грамматике, арифметике и чистописанию. 1 июля 1852 г. при вдовьем доме открыт Дом призрения бедных девиц благородного звания для бывших воспитанниц и наставниц женских учебных заведений. В нем помещается 100 на бесплатном содержании и 70 пансионерок. По штату 1876 г.призреваемых во вдовьем доме положено 475, из них 170 бесплатных, 125 пансионерок, 60 сердобольных, 15 испытываемых и 105 вдов, пользующихся от дома временным пособием. В Доме призрения бедных девиц положено по штату 100 девиц на бесплатном содержании и 70 пансионерок. Прислуги в обоих учреждениях до 180 человек обоего пола.

Храм св. Екатерины примыкает к северо-восточному углу монастырского здания. Четыре арки, поддерживающие купол, опираясь на четыре выступа храма, сообщают ему форму равностороннего креста. Внутри церковь украшена, по рисункам Растрелли, колоннами и пилястрами коринфского ордена, херувимами, гирляндами и розетами. Храм освещают 6 окон больших и 10 круглых в верхнем этаже. До 1859 г. лепные украшения были вызолочены по синему фону.

Купол закрывался крутым горизонтальным потолком, расписанным кессонами и розетами. Внутри его находился механизм башенных часов с 2 колоколами: часовым и получасовым и 4 циферблатами. Циферблаты стоят и доныне. Иконостас в 3 яруса, устроенный по рисунку Растрелли. Над престолом была находившаяся над гробом Марии Федоровны деревянная, вызолоченная, о 12 колоннах сень, с навесами из золотой и серебряной парчи, переданная сюда в 1829 г. У юго-западного угла было царское место, обитое алым сукном и обложенное позументом.

В 1859 г. усердием старосты, почетного гражданина Родимцева, сделаны в храме следующие работы: в куполе, по снятии часового механизма, исправлены лепные украшения; для сохранения тепла 4 окна больших и 4 малых заделаны наглухо и заменены иконами; солея поднята на три ступени; иконостас выкрашен белою масляною, под лак, краскою, резьба его вновь вызолочена; иконы поновлены; печи переделаны, устроены хоры на 150 человек, позолота лепных украшений заменена краской; сняты царское место и сень над престолом. Обновленный храм освящен 21 декабря 1859 г. преосвященным Агафангелом, а на престол возложен антиминс, подписанный митрополитом Григорием.

К церкви вдовьего дома принадлежит часовня, устроенная в память 4 апреля. Она построена в одной из башен на суммы вдовьего дома и освящена 4 апреля 1867 г. В ней находятся иконы Покрова Пресвятой Богородицы, св. князя Александра Невскаго и св. Марии Магдалины. Молебствие совершается в ней 4 апреля причтом собора и вдовьего дома. В нижнем этаже юго-западной башни помещается комната для усопших. Хозяйственною частью церкви заведует контора дома. На содержание церкви, по штату 1876 г., отпускается 960 руб. сер. в год.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Смольный собор в Санкт-Петербурге

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Смольный собор

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Ансамбль Смольного Воскресения Христова собора всех учебных заведений даже в своем незавершенном виде (не была построена грандиозная колокольня высотой 140 м, на 18 м выше шпиля колокольни Петропавловского собора) производит неизгладимое впечатление.

Уже издалека он вызывает восхищение, обладая странным, мистическим свойством как бы «уменьшаться» при подходе к нему, не утрачивая своей величественности.

Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Говорили, что архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Дочери царя Петра Алексеевича великой княжне и будущей императрице Елизавете Петровне Смольный двор был хорошо известен. Здесь, в Смольном дворце, провела она свои детские годы. Здесь же в царствование Анны Иоанновны она жила под неусыпным надзором Бирона. По преданию, всесильный герцог, прячась за оградой в одежде простого немецкого ремесленника, лично следил за Елизаветой, подозревая ее в заговоре. И именно здесь Елизавета Петровна задумала возвести монастырь, чтобы, удалившись от мирской суеты, жить и молиться в окружении 120 девиц-сирот.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Строительство Смольного монастыря велось с небывалым размахом. Но начинается Семилетняя война с Пруссией, и возведение храма прекращается. Царица умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора.

На некоторое время о Смольном соборе как бы забыли. Он простоял без внутренней отделки и не освященным 60 лет.

В 1764 году по указанию императрицы Екатерины II в Смольном основывают женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, а в 1765 году – Мещанское училище – первые женские учебные заведения в России. Для них освящаются церкви Св. Екатерины

Святая великомученица Екатерина. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии Конста, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его. Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке. В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру. Император приказал казнить святую.

и Св. Захарии и Елизаветы, оформленные еще в предыдущем царствовании.

Храм Св. Екатерины в северо-восточной башне примыкал к настоятельскому и трапезному корпусам и был отделан с пышностью и богатством: при императрице Екатерине II на позолоту его лепных украшений было отпущено 22 000 золотых голландских гульденов, в церкви, также, как в придворных храмах, было установлено «царское место», а образа на иконостасе соответствовали ангелам-хранителям царской фамилии и датам их восшествия на престол. На парусах храма вместо традиционных евангелистов были изображены св. мученицы Дарья, Агафья, Анастасия и Екатерина, «жизнью коих утешалась цесаревна (Елизавета Петровна) в дни глубокой скорби, испытанной в ее Смольном дворце, в библиотеке коего значатся жизнеописания этих мучениц», писал впоследствии настоятель церкви К. Знаменский.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В северном корпусе в конце XVIII века находились Актовый зал и театр, в восточном – комната начальницы Воспитательного общества. При императрице Марии Федоровне в восточном корпусе располагались ее покои и квартира фрейлины Нелидовой.

Смольный собор был освящен 22 июля 1835 года митрополитом Серафимом, с главным престолом Воскресения Христова и приделами Св. Марии Магдалины и Праведной Елизаветы. Храм вмещал 6 000 человек.

Равноапостольная Мария Магдалина. Родилась в Палестине, в городе Магдале. В юные годы была молода, красива и вела грешную жизнь, но встреча с Господом Иисусом Христом духовно преобразила Марию, и она последовала Христу в путях Его земной жизни. Как повествует Евангелие, святая Мария первой получила от ангелов радостное известие о Воскресении Христовом. После Пятидесятницы, когда святые апостолы разошлись из Иерусалима для проповеди Слова Божия, вместе с ними отправилась и Мария Магдалина. Она благовествовала истинную веру в Италии. По церковному преданию, именно ее встреча с римским императором Тиверием положила начало общепринятой православной традиции дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения. Из Рима святая Мария в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где и закончила свою земную жизнь.

В честь этого события была выбита медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны», и с другой стороны – Христа Спасителя в храме, благословляющего детей. По желанию покойной императрицы, собор предназначался для учащихся всех учебных заведений. На торжестве освящения храма присутствовали 2016 воспитанников военных корпусов, 348 учащихся гражданских учебных заведений и 1280 воспитанниц Ведомства императрицы Марии.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

С начала XX века Смольный собор приобрел характер приходского. В 1923 году также, как и четыре домовые православные и одна лютеранская церкви Смольного, он был закрыт.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

История строительства

В XVIII веке на живописной излучине реки Невы, напротив Охты, находился дегтярный завод, снабжавший своей продукцией сначала шведскую крепость Ниеншанц, а затем санкт-петербургское Адмиралтейство.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Близ этого места по указу царя Петра Алексеевича в 1720 году был построен загородный Смольный дворец, предназначенный для пребывания в нем в летнее время великой княжны Елизаветы Петровны. Здесь в царствование императрицы Анны Иоанновны она жила в так называемом «Смольном доме», под неусыпным надзором самого Бирона.

После вступления Елизаветы на престол в 1741 году Смольный дворец опустел. Императрица предпочитала жить в Зимнем дворце, и только изредка посещала место, в котором провела свои юные годы. После пожара 1744 года, уничтожившего главный корпус Летнего дворца, Елизавета решила его перестроить и превратить в приют для бедных девиц-сирот.

Существует также предание, что на четвертом году своего царствования набожная императрица решила отречься в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени уже объявленного наследником престола. Елизавета Петровна задумала построить монастырь и удалиться от мира. Но расставаться со столицей, детищем своего великого отца, ей не хотелось. Поэтому монастырь должен был быть возведен на берегу Невы. Лучшего места, чем Смольный двор, для этой цели подыскать было трудно.

В октябре 1748 года она объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте Смольного дворца построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. Окружение будущей царственной настоятельницы должны были составить 120 благородных девиц. Для каждой из них предназначался отдельный апартамент, с комнатой для прислуги, кладовой для припасов и кухней. Указано было строить небывалый по красоте и великолепию монастырь – памятник благополучному царствованию императрицы Елизаветы Петровны.

Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771),

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Бартоломео Франческо Растрелли

одному из крупнейших зодчих России середины XVIII века. Растрелли был родом из Флоренции, его дед в 1670 году получил дворянский герб, которым очень гордился.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Кирсанов Н., Смольный двор

Отец зодчего Карло Бартоломео был скульптором и работал в Риме, Париже. После смерти Людовика XIV он понял, что при малолетнем новом государе во Франции будет трудно заработать на жизнь, и решил направиться в Россию. В 1715 году был подписан договор между господином Иваном Лефортом, советником службы Его Царского Величества Петра I в Париже, и «господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского». В документе было указано, что «помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества…».

Таланту Растрелли-сына русская архитектура обязана расцветом ансамблевого зодчества. Его мастерство превратило северную столицу в город дворцов. Смольный монастырь, равно как Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболее значимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, как Петербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь должен был выделяться среди других монастырей.

В октябре 1748 года архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг дворца, положил основание новому монастырю, названному по соборному храму Воскресенским. Вскоре монастырь для краткости стали именовать «Смольным».

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Строителем был определен бригадир Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.

Строительство велось с небывалым размахом. Финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег (Цега), Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст.

Архитектор Растрелли составил план возведения соборного храма и других монастырских зданий, из которого при Елизавете Петровне завершены были одни только кельи, а соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. Смольный монастырь строился до самой смерти императрицы Елизаветы Петровны. Руководили его возведением помощники обер-архитектора: с 1749 года – Христиан Кнобель, и с 1755 года – зять Растрелли Франческо Бертулиатти, которому помогал Василий Петров.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Литография. Смольный институт

Первоначально Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса величественный однокупольный собор. Следует отметить, что Петр I, нарушая традицию, одобрял строительство однокупольных храмов на европейский манер. Но Елизавета Петровна настояла на традиционном православном пятиглавии, свидетельствующем о незыблемости Православия.

В 1749 году из Москвы приходит Высочайшее указание строить собор «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле. Переделка уже скомпонованного архитектурного сооружения была для Растрелли серьезным испытанием.

На модели монастыря в середине крестообразного замкнутого двора находится здание Смольного собора. По контуру двора расположены жилые корпуса, увенчанные по углам четырьмя малыми домовыми церквами. Они были задуманы для того, чтобы воспитанницы не выходили на богослужения в дождь, снег и пронизывающий ветер. Восхищает задуманная Растрелли колокольня высотой 140 м, которая должна была стать доминантой ансамбля. Замыкала монастырь каменная ограда с небольшими башнями.

В мае 1751 года началось возведение собора, а спустя три года строительство в Петербурге посетила императрица Елизавета и осталась довольна ходом работ. Но вскоре началась война с Пруссией, и деньги на строительство Смольного монастыря стали поступать нерегулярно.

Война была успешно завершена, но в дальнейшем императрица отказалась от мысли завершить свои дни в тишине монастырских келий и меньше уделяла внимания Смольному монастырю.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Внутри Смольного собора были оставлены огромные леса и помосты для внутренней отделки, которые от времени пришли в негодность и были сняты только в 1825 году. В таком положении здание находилось более 70 лет, хотя монастырь строился и при Екатерине II, без участия Растрелли. Итальянец в то время находился в зените своей славы, но не пользовался расположением государыни. Руководить строительством императрица поручила И. И. Бецкому.

Строительные работы в Смольном монастыре шли медленно. В феврале 1765 года заведующий Конторой строения В. Перекусихин сообщает Бецкому, что от выделенных в 1761 году еще Елизаветой Петровной 40 800 рублей осталось 5 566 рублей 15 копеек, и что часть денег, предназначенных на строительство Смольного, была взаимообразно использована на ремонт Зимнего дворца.

После отъезда Растрелли в Италию главным архитектором Смольного собора был назначен Ю. М. Фельтен, которому в декабре 1764 года дано было указание достраивать монастырское здание для нового учреждения – Воспитательного общества благородных девиц, а также построить дом для Училища мещанских девиц. В помощники Фельтену определили П. Е. Егорова, а затем П. И. Крылова.

Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Скульптор Франческо Ре выполнил модели украшений для церковных глав, по которым их «выколачивали» из красной листовой меди и затем вызолотили «через огонь». Модели скульптурных украшений для фасадов собора П. Цег исполнил из глины по рисункам Растрелли. Их установка завершилась в 1768 году.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Желая сделать Воскресенский монастырь полезным для всей России, Екатерина Великая своим указом от 31 января 1765 году учредила при нем Воспитательное заведение для малолетних девиц благородного и мещанского происхождения. Начальницей Воспитательного общества была назначена княжна Анна Долгорукая, дочь князя Сергея Долгорукова и Ирины Голицыной, отец которой был сослан в царствование Анны Иоанновны. При Елизавете Петровне он был возвращен из ссылки и назначен русским посланником в Константинополе. Анне Сергеевне при утверждении в должность было пожаловано звание камер-фрейлины.

Был назначен попечительский Совет, в первый состав которого вошли И. Бецкой, сенатор П. Панин, сенатор князь П. Трубецкой, С. Козьмин. В разное время в состав Совета входили сенатор Г. Р. Державин, князь В. П. Кочубей, генерал от инфантерии граф М. А. Милорадович, С. С. Уваров.

Открытие Воспитательного общества состоялось 28 июня 1764 года, и было приурочено ко второй годовщине восшествия на престол императрицы Екатерины II.

Спустя два года в зданиях Воспитательного общества была закончена внутренняя отделка, однако из-за недостатка средств соборную церковь и другие строения не покрыли железом. Постепенно в ведение совета Воспитательного общества стали переходить земельные угодья, находившиеся ранее в распоряжении Строительной конторы (как вокруг монастыря, так и на Охте), в том числе Большой Канецкий огород с оранжереями и парниками, названный так по находившемуся здесь ранее шведскому городку Канец (Ниеншанц).

После воцарения императора Павла I совет института для улучшения материального положения заведения решает продать 276 чугунных капителей и баз колонн весом 22 000 пудов, а также другие неиспользованные строительные материалы на сумму в 29 670 рублей 23 копеек.

Император Павел I и великие князья пожаловали Воспитательному обществу 40 000 рублей. На них впоследствии были произведены необходимые работы. Земли на Охте в 1807 году были проданы Адмиралтейской коллегии.

Заложенный в 1748 году Смольный собор окончательно был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Смольный. Актовый зал

Подготовлено Э. А. Филипповой

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Панорама Смольной набережной. Литография Ф. В. Перро

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Вид Смольного монастыря Перро Ф. В., 1841 г.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Шифляр Самуил. Вид Невы у Смольного собора

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Архитектура Смольного собора

Смольный собор в Санкт-Петербурге был заложен по повелению императрицы Елизаветы Петровны 30 октября 1748 года. Строительство продолжалось около столетия. Начинал его возводить в 1748 – 1763 годы архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, продолжил в 1832 – 1835 годах архитектор Василий Петрович Стасов.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Василий Петрович Стасов

Общий план монастырского комплекса представлял собой композицию крестчатого типа. Четыре церкви, построенные вокруг собора на стыке келейных зданий, ритмически повторяют симметрию его боковых глав, и этим связаны по диагоналям с центральным пятиглавием. Купола угловых храмов фланкируются парными часовнями, акцентирующими внешние углы ограды. Таким образом, здания монастыря оказываются пространственно связанными с внешней оградой. Ритм пронизывает весь ансамбль, заставляя зрительно устремляться к центру композиции и ввысь: башни ограды, затем купола угловых храмов, и, наконец, центральное пятиглавие.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды. Главная ось с запада на восток – колокольня, собор, восточный корпус – подчеркивает смысловое значение монастыря как храма. Восточный корпус с кельями императрицы как бы представляет собой алтарь. Композиция монастыря с храмом и корпусами, увеличивающимися по высоте к центру и фасаду, представляет собой гигантский пятиглавый храм-корабль – идеал православного зодчества.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В 1749 году Растрелли пересмотрел проект монастыря и спроектировал надвратную колокольню, превосходящую по высоте знаменитую звонницу Ивана Великого в Московском Кремле.

Но из-за отсутствия средств на постройку колокольни в конце 1750-х годов Растрелли изменяет форму пятиглавия собора и увеличивает высоту здания. Он приближает диагонально расставленные ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола – теперь они должны были стать колокольнями.

Опоры купола, барабана и колоколен – мощные пилоны, декорированные в интерьере коринфскими колоннами. Пропорции собора вполне классические. Архитектор зрительно расчленил верхнюю и нижнюю части здания. Нижняя кажется слишком широкой и вписывается в разрыв боковых корпусов как нарядный павильон. Основанию собора придан оттенок дворцовой, светской архитектуры. Пятиглавие над ним кажется удивительно легким, и, как пятисвечник, устремленным в небо.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Последний вариант проекта монастыря был утвержден в 1750 году (в работе над ним Растрелли помогали присланные из Канцелярии от строений ученики Ф. Стрельников и В. Петров). Франческо Бартоломео контролировал разработку чертежей и надзирал за строительством.

Деревянную модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным планам и профилям» изготовили с 1750 по 1756 годы. Но уже 14 мая 1751 года она была перевезена в Смольный. В настоящее время модель хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и позволяет представить полностью не осуществленный замысел Растрелли.

Особо интересна оставшаяся, к сожалению, только в проекте колокольня собора высотой 140 м, первый ярус которой должен был служить триумфальной аркой – парадным въездом в монастырь, второй – надвратной церковью, как это принято во многих православных монастырях, а четыре верхние яруса – собственно звонницей. Купола модели разборные, что позволяет рассмотреть растреллиевский проект внутреннего убранства. Предполагалось облицевать интерьер собора розовым и светло-серым мраморами и позолотить капители колонн и все декоративные детали.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В августе 1762 года императрица Екатерина II подписала указ об увольнении обер-архитектора графа де Растрелли в отпуск на год, для лечения в Италии. Окончательно уволен он был годом позже.

Подготовлено Э. А. Филипповой

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Убранство Смольного собора

К сожалению, большая часть барочных элементов убранства Смольного монастыря, которые предполагалось выполнить по замыслу Растрелли (барельефы фронтонов, статуи и барельефы, балюстрады, вазы, факелы на карнизах, позолота фасадов и интерьеров, живописные плафоны и иконостасы) либо не создана, либо утрачена. Но даже немногочисленные сохранившиеся детали этого декора дают представление о строгой композиционной программе проекта.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы – символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов – они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.

Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, – настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они – восторженное проявление земного бытия.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями – символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной – символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов – символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл – вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на плафоне в спальне императрицы.

Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки – устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.

В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. После смерти императрицы Марии Федоровны по ее завещанию было решено сделать Смольный собор кафедральным храмом «Всех учебных заведений». Один из проектов, предложенный В. П. Стасовым, предполагал ампирное оформление интерьера, но с обильным лепным декором – кессонированным сводом, ангелами над окнами второго яруса, пышной барельефной композицией над алтарем.

Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту Василия Петровича Стасова. Наблюдать за работами было поручено особой комиссии при Министерстве финансов.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Стасов создал убранство интерьера собора в духе своего времени. Эффектное и по-своему роскошное, оно производило сильное впечатление, настраивало на торжественный лад. Холодно блестели белые громады колонн, облицованные плитами искусственного мрамора, полированный ревельский камень пола, мерцала позолота архитектурных деталей и резных иконостасов; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады перед алтарями. Огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В отделке собора принимали участие многие казенные и частные предприятия, находящиеся в разных концах обширной Российской империи. Уральский мрамор доставляли с Екатеринбургской гранильной фабрики, ревельскую плиту – из Прибалтики, редкую по красоте граненую балюстраду сделали по рисунку Стасова на Мальцевском заводе в Орловской губернии. Двенадцать колоколов, один из которых был массой в 607 пудов, отлили в городе Валдае.

Государственное казначейство выделило 2 000 000 рублей ассигнациями. У Воспитательного общества были затребованы «на рассмотрение планы, сметы и другие подобные бумаги до собора относящиеся». Пришлось принимать участие в строительстве и канцелярии Смольного института, давать разъяснения и справки.

Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института (в настоящее время находится в Государственном Русском музее), был выполнен академиком А. Г. Венециановым, другие иконы – живописцами П. В. Басиным, А. В. Тырановым, Ф. П. Брюлловым, А. В. Нотбеком.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

В 1828 году приступили к изготовлению грандиозной серебряной дарохранительницы по эскизу К. Тона (подарок собору императора Николая I). Она весила около пяти пудов и представляла собой храм-ротонду с 24 яшмовыми колоннами на специальном постаменте, в центре которого был установлен престол.

Золоченый купол ротонды был увенчан державой и возвышался над ампирным иконостасом. Дарохранительницу выполнили в мастерской И. В. Кейбеля и установили в центре алтарной апсиды. Храмовый жертвенник вынесли к северо-восточному заалтарному пилону.

Самой чтимой в Смольном соборе была стоявшая близ алтаря икона Черниговской Божией Матери в великолепной, с драгоценными камнями, ризе. С ней в Преображение, начиная с 1892 года, шел вокруг местных фабрик крестный ход. В богатом киоте находилась также мощевая икона Нерукотворного Спаса (1647 года), пожертвованная Елизаветой Петровной копия чудотворного образа в Новодевичьем монастыре в Москве. Была и другая старинная икона – изображение 123 киево-печерских чудотворцев. Из упраздненного Смольного монастыря происходили три образа Божией Матери: Смоленской, Толгской и Всех скорбящих Радости, а также венцы для несостоявшейся свадьбы императрицы Елизаветы Петровны.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Стасов привлек к работам своих опытных помощников – В. О. Лукина и «каменного мастера» Ботани с учеником К. Лазаревым. В 1833 году, после сооружения огромных подмостков, в интерьере храма были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и с «величайшим трудом пробиты трубы для печей» (по проекту Растрелли собор предполагался «холодным»). Стасов, взяв за образец интерьер церкви св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанной Дж. Кваренги, в 1834 году оформил интерьер Смольного собора, вмещавшего до 6 000 человек, в классическом стиле, стараясь при этом «не затенить» внутреннюю планировку Растрелли.

Создавая ограду для Смольного, Стасов не использовал проект Растрелли и не пытался имитировать барокко. Как будто «обернувшись назад», он нашел источник своего вдохновения в живых растительных формах фриза воронихинской ограды Казанского собора. Вертикальные стержни звеньев решетки завершены пальметтами – стилизованными листьями пальмы. Идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов. Чугунные звенья ограды были изготовлены на Александровском литейном заводе; цоколь был вытесан из гранитных блоков, вынутых из фундамента колокольни.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей – по желанию Николая I лазоревой краской с золотыми звездами.

Все работы были выполнены за три года. Кроме того, в 1843 году реставрировали угловые храмы; на это Воспитательное общество выделило 48292 рублей.

В 1864 году попечитель Вдовьего дома барон Б. А. Фредерикс представил две сметы на возобновление отделки собора, составленные архитектором Г.-Х. Штегеманом. Одну – по проекту Растрелли, с позолотой лепных украшений, на сумму 105 000 рублей; другую – вдвое более дешевый проект обычной реставрации, который и был осуществлен.

Почетный опекун Смольного института А. Г. Евреинов заказал два новых колокола московскому колокольному мастеру Финляндскому. Благодаря его стараниям в 1875 году в соборе появился новый иконостас по рисунку М. Е. Месмахера, выполненный Е. Шрадером в «стиле Растрелли», а также был установлен новый мраморный пьедестал под серебряную дарохранительницу весом 4 пуда 30 фунтов.

церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Смотреть картинку церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Картинка про церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре. Фото церкви святой великомученицы екатерины при смольном монастыре

Купол и главы собора в 1883 году заново перекрыли медью и установили боковые иконостасы по рисунку М. Е. Месмахера работы К. И. Шейнгольца. Недостающие иконы для них дописали Ф. С. Журавлев и Л. С. Игорев.

В 1902 году в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.

Подготовлено Э. А. Филипповой

Использованы материалы: Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *