цифровая экономика мифы реальность перспектива
Иллюзорный мир: пять главных мифов цифровой экономики
Понятие «цифровая экономика» уже превзошло термины «блокчейн» и Big Data по числу противоречивых интерпретаций. Хотелось бы перечислить наиболее опасные иллюзии, связанные с переходом бизнес-процессов на «цифру» и влияющие на бизнес, людей и государство, а также на реальных кейсах показать, как в действительности работает цифровая экономика.
Миф первый: информационные технологии — это и есть цифровая экономика
Понятия «информационные технологии« и «цифровая экономика» стали у нас почти синонимами. Однако внедрение технологий ради технологий бессмысленно. Цифровую экономику создают бизнес-модели, а технологии играют роль инструмента.
К примеру, Uber или «Яндекс.Такси» — безусловно, технологические компании. Однако в основе их бизнеса лежит прежде всего передовая модель взаимодействия пользователей и поставщиков услуг, которой до этого не было ни у одного из традиционных игроков рынка перевозок.
Даже крупным перевозчикам в тот момент не хватило технологического бэкграунда и способности вычислить новый облик своей услуги, переосмыслить ее потребительскую ценность с учетом преимуществ, которые дала цифровая эпоха. В результате потребитель получил радикальное удешевление и улучшение сервиса, а центр прибыли переместился к другим участникам бизнес-цепочки.
Бывает, что и вполне традиционная компания проактивно идет на «оцифровку» важной части своего бизнеса. Например, несколько лет назад менеджмент торговой сети «Пятерочка» понял, что HR-блок не отвечает необходимым темпам роста бизнеса: около 70% ресурсов тратилось на рутинные операции, а для решения важных задач возможностей не хватало.
Поэтому «Пятерочка» запустила цифровую HR-трансформацию (ИТ-партнером выступила компании IBS, которую возглавляет автор. — Forbes): транзакционные процессы, в том числе кадровое делопроизводство и управление внутренними сервисами, а также массовый подбор были централизованы и переданы на аутсорсинг в специально созданную нами «HR-фабрику».
Сам процесс рекрутинга был придуман заново: с нуля и сразу «в цифре». В «Пятерочке» теперь нет рекрутеров — вместо них операторы, работающие на этапах воронки найма, а также роботы, которые постепенно заменяют человека. Однако важны не цифровые технологии сами по себе, а бизнес-эффект, который они дали.
Цифровизация обеспечила ретейлеру кадровую основу для постоянного наращивания сети: если в 2015 году компания ежемесячно принимала на работу до 8000 новых сотрудников, то в 2017 году – уже 12 000—14 000.
Миф второй: цифровая экономика позволит одним махом преодолеть неэффективность
В российской экономике есть немало компаний, достигнувших высочайшего уровня автоматизации. Они конкурентны на мировом уровне, поэтому их способность развивать бизнес, опираясь на самые современные разработки, не вызывает сомнений.
К примеру, «Черкизово» строит полностью роботизированный мясоперерабатывающий завод в Кашире. X5 Retail Group создала платформу для уберизации грузовых перевозок. Магнитогорский металлургический комбинат и «Северсталь» внедряют в производство машинное обучение и анализ больших данных.
Тем не менее в России есть множество компаний, не прошедших даже этап базовой автоматизации. Чтобы сохраниться, им необходимо достигнуть «гигиенического» уровня в технологиях и выстроить современную систему управления процессами: автоматизировать управление ресурсами и отношения с клиентами, внедрить систему бюджетирования, «оцифровать» управление производством и качеством, создать системы корпоративной отчетности, запустить аналитику.
Звучит скучно, но все это нужно делать. Базовая автоматизация создает современную бизнес-среду и управленческую культуру, формирует требования к персоналу. Без этой основы внедрение любых технологических новинок бессмысленно.
Миф третий: цифровая экономика = виртуальная реальность + машинное обучение
Одна технология или их набор не могут рассматриваться в качестве универсального рецепта даже при решении схожих бизнес-задач. Для цифровизации, в отличие от предыдущего этапа автоматизации, не выработано понятных дорожных карт. Каждая компания и отрасль будут искать свой путь, адаптируя бизнес-модели к меняющейся среде. Поэтому рекомендации типа повсеместной установки датчиков на все агрегаты не состоятельны с точки зрения бизнеса.
На мой взгляд, более или менее общим трендом для всех бизнесов сегодня является формирование сложных цифровых платформ и бизнес-цепочек, которые объединяют множество участников, позволяя им получить доступ к огромному пулу ресурсов, клиентов или возможностей. На практике это означает, что организация должна строить свои бизнес-процессы и ИТ-системы так, чтобы постепенно интегрировать в процессы своих клиентов, посредников, поставщиков и так далее.
Примеры формирования таких цифровых экосистем мы видим во многих отраслях. В целом ряде стран банки и мобильные операторы обсуждают переход на единые стандарты для формирования общего пула данных, что позволит им намного точнее строить профиль клиента и в конечном итоге формировать более качественное предложение.
Миф четвертый: цифровизация позволит смягчить эффект от нехватки квалифицированной рабочей силы
Считается, что цифровизация позволит за счет повышения эффективности труда смягчить последствия негативных демографических тенденций и нехватки молодых квалифицированных кадров.
На самом деле роботизация и внедрение искусственного интеллекта ведут не столько к повышению эффективности работы человека, сколько к его постепенному вытеснению из оцифрованных процессов. При этом поддержка и развитие сложных систем и бизнесов потребует еще больше продвинутых специалистов, например инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит которых есть уже сейчас. Поэтому без должной социальной и образовательной политики цифровизация несет скорее риск углубления структурных проблем российской экономики. Высвободится большое количество людей занятых простыми операциями, тогда как за квалифицированные кадры борьба будет только обостряться.
Также необходимо учитывать, что цифровизация постепенно стирает разницу между бизнесами — современное производство часто требует тех же цифровых компетенций, что и банкинг. В результате в новой экономике развернется острая конкуренция за кадры между всеми отраслями.
Миф пятый: цифровая экономика — это красивые, но пустые слова. Традиционная экономика не изменится принципиально за следующие полвека
Игнорировать очередной этап развития экономики, основанный на результатах технологической революции, недальновидно. Несмотря на мифы и иллюзии, изменения идут полным ходом. Проблема в том, что реальные ход и сроки цифровой трансформации в конкретной отрасли спрогнозировать очень трудно.
Сегодня полностью изменился облик перевозок, медиапотребления, торговли, индустрии развлечений, а целый ряд отраслей явно «на подходе». Обратим внимание на то, как американские автодилеры во многих штатах юридически пытаются запретить продажу автомобилей Tesla. Так большой сегмент старой экономики агрессивно защищает свою прибыль — в отличие от бензинового авто, электромобиль может быть легко продан напрямую производителем и почти не требует технического обслуживания через посредника.
Поэтому сегодня, на мой взгляд, руководство каждой компании должно озаботиться в первую очередь двумя задачами. Во-первых, необходимо как можно быстрее избавляться от рутины, которой перегружен менеджмент. И здесь сегодня практически нет технологических ограничений — все, что может быть идентифицировано и формально описано (стандартизировано), может быть автоматизировано, это вопрос соотношения цены и потенциальной ценности для бизнеса.
А во-вторых, высвободившиеся ресурсы должны быть направлены на постоянную рефлексию — поиск способов сохранения потребительской ценности своего продукта. Это потребует серьезного напряжения и времени.
Если раньше наращивание конкурентоспособности могло строиться на постепенном повышении эффективности и внедрении лучших отраслевых практик, то развитие цифровой экономики сегодня во многом строится на кросс-функциональном и кросс-отраслевом трансфере технологий и бизнес-моделей. Потенциальные прорывные идеи и технологии для вашего бизнеса сегодня могут быть обнаружены в совершенно неожиданных сегментах экономики.
База знаний
Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива
В настоящее время в России и Мире большой интерес вызывает проект цифровой экономики. В настоящей работе показано, что этот проект далеко выходит за рамки, собственно, экономики и может создать новую реальность. Обоснована необходимость развития ряда направлений в экономике, социальной сфере, в информационном пространстве, которые могут иметь стратегическое значение для России.
Цифровые потребности России Машины должны работать, люди должны думать Принцип IBM Обращение Правительства России к расширен 36 Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива – новые производственные технологии;
– промышленный интернет;
– компоненты робототехники и сенсорики;
– технологии беспроводной связи;
– технологии виртуальной и дополненной реальности.
Подробный анализ программы выходит за рамки данных заметок. Тем не менее, на ряд моментов, вызывающих вопросы, стоит обратить внимание.
В Программе заявлены три цели. «Создание экосистемы21 цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан».
Традиционно к факторам производства раньше относили труд, капитал, сырье. В условиях инновационной экономики к этому можно добавить технологии, знания, инновации. Почему вдруг таким фактором оказалось «данные» и особенно в цифровой форме?
Пояснение авторов Программы: «В настоящее время данные становятся новым активом, причем главным образом, за счёт их альтернативной ценности, то есть применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей». Однако новые цели не конкретизируются. По-видимому, можно ожидать появления новых документов, где это будет разъяснено.
Что же касается «эффективного взаимодействия» 1% населения, владеющего 80% национального богатства, и 99% оставшихся, то трудно надеяться, что программа здесь поможет.
Вторая цель – «создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных бизнесов…»
О достаточных условиях судить трудно, но к необходимым относится доступный кредит. Из курса экономики и мирового
опыта известно, что условием выживания обрабатывающих производств является кредит в 10–12% годовых, а высокотехничная 21 «Экосистема» – термин, введенный авторами программы – это экологическая или экономическая система? В программе ответа на этот вопрос нет.
37 нологичных предприятий – 3–4%. Если бы в результате выполнения этой программы удалось добиться таких кредитов в отечественных банках, то об остальном можно было бы не беспокоиться. Но кроме объявленной цели далее в тексте Программыо «необходимых и достаточных условиях» не упоминается.
И, наконец, третья цель – «повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей Российской Федерации, так и экономики в целом». Поскольку об экономике, ожидаемом экономическом эффекте от мероприятий данной Программы речь не идет, то и эта цель «повисает в воздухе».
Но если цели программы весьма неопределенны, то для чего нужна такая Программа? В тексте есть ответ и на этот вопрос: «По предложению Всемирного экономического форума для готовности стран к цифровой экономике используется последняя версия международного индекса сетевой готовности, представленнаяв докладе «Глобальные цифровые технологии» за 2016 год…
Согласно указанному исследованию Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких,
как Сингапур, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и цифровых результатов использования цифровых технологий, Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия.
В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием
инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43 место, значительно отстав от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких, как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Германия и Финляндия».
Отсюда следует несколько важных выводов.
Во-первых, авторы сами признают, что их Программа вторична по отношению к рекомендациям Давосского форума, о которых мы напи-
сали вначале.Цифровые потребности России 38 Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива
Во-вторых, она исходит не из того, чтобы что-то производить, уметь, создавать новое, а из приоритета услуг по сравнению с производством, и интересов «квалифицированного потребителя».
В-третьих, вместо вещей сущностных, внутренних, акцент делается на внешних, подсказанных со стороны, на места в рейтингах. Как уже показала практика, например, на проекте
в области образования, в соответствии с которым к 2020 году 5 российских вузов должны войти в первую сотню некого зарубежного рейтинга, этот путь мало перспективен.
Но почему же Россия отстала в компьютерных делах и соответствующих рейтингах от Люксембурга и прочих лидеров? И на этотвопрос в Программе есть ответ: «Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется проблемами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами». Так что, очевидно, в бумагах всё дело, в законах, в нормативной базе! И это уже было, – когда создавался технопаркf «Сколково», то его организаторы с гордостью заявляли, что на его территории пришлось приостановить действие 110 за конов Российской Федерации.
Но есть ли альтернатива тем мерам, которые предлагаются в Программе? Они есть, они могут и должны быть реализованы в России и быть ответом на наиболее острые проблемы, которые стоят перед страной. Выделим только несколько направлений, связывая их с задачами, которые сейчас должно решать наше отечество.
Авторы статьи: В.В. Иванов, Г.Г. Малинецкий
Цифровая экономика мифы реальность перспектива
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Новая цифровая реальность: как технологии меняют жизнь
Большинство людей обладает универсальным набором компетенций – умением пользоваться компьютером и интернетом. Цифровизация стремительно проникает в экономику и расширяет список необходимых навыков. Минимального набора уже недостаточно.
На фото: белорусские школьники учатся пользоваться очками виртуальной реальности.
Большинство людей обладает универсальным набором компетенций – умением пользоваться компьютером и интернетом. Цифровизация стремительно проникает в экономику и расширяет список необходимых навыков. Минимального набора уже недостаточно.
На фото: белорусские школьники учатся пользоваться очками виртуальной реальности.
С приходом цифровых технологий жизнь человека и государства становится иной, изменяются принципы деятельности, возникают новые вызовы и задачи. Теперь данные – это новый ресурс, который не только дает свободу действий и мысли, но и требует защиты от кибер-угроз.
На фото: финал первого международного хакатона и чемпионата мира по композитам «Composite battle VR».
С приходом цифровых технологий жизнь человека и государства становится иной, изменяются принципы деятельности, возникают новые вызовы и задачи. Теперь данные – это новый ресурс, который не только дает свободу действий и мысли, но и требует защиты от кибер-угроз.
На фото: финал первого международного хакатона и чемпионата мира по композитам «Composite battle VR».
Формирование цифровой экономики не только повышает качество жизни, но и обязывает человека уметь правильно обращаться с новым знанием. Поэтому людям важно повышать цифровую грамотность, уметь пользоваться новейшей техникой и обезопасить себя в интернет-пространстве.
На фото: первая Международная педагогическая конференция «Подготовка кадров для цифровой экономики».
Формирование цифровой экономики не только повышает качество жизни, но и обязывает человека уметь правильно обращаться с новым знанием. Поэтому людям важно повышать цифровую грамотность, уметь пользоваться новейшей техникой и обезопасить себя в интернет-пространстве.
На фото: первая Международная педагогическая конференция «Подготовка кадров для цифровой экономики».
Быстрее всего погружаются в цифровизацию школьники. Подростки умеют получать знания, участвуя в онлайн-семинарах и олимпиадах. Тем более что множество образовательных онлайн-платформ способствует доступности данных независимо от места жительства.
На фото: школьники Тирасполя создают свой первый VR-проект на мастер-классе.
Быстрее всего погружаются в цифровизацию школьники. Подростки умеют получать знания, участвуя в онлайн-семинарах и олимпиадах. Тем более что множество образовательных онлайн-платформ способствует доступности данных независимо от места жительства.
На фото: школьники Тирасполя создают свой первый VR-проект на мастер-классе.
Взрослым тоже необходимо осваивать передовые технологии. Так, в образовательной сфере педагоги должны учить детей проектировать VR, печатать на 3D-принтере, создавать роботов, управлять дронами. Для этого преподаватели повышают квалификацию и погружаются в новую реальность.
На фото: участники международной выставки «Российское цифровое сотрудничество в вузах» в Белграде (Сербия).
Взрослым тоже необходимо осваивать передовые технологии. Так, в образовательной сфере педагоги должны учить детей проектировать VR, печатать на 3D-принтере, создавать роботов, управлять дронами. Для этого преподаватели повышают квалификацию и погружаются в новую реальность.
На фото: участники международной выставки «Российское цифровое сотрудничество в вузах» в Белграде (Сербия).
Развитие цифровой экономики невозможно без подготовки новых IT-кадров, поэтому важную роль здесь играют университеты. Они активно развивают обучение новым компетенциям, готовя будущих программистов к поступлению через онлайн-курсы.
На фото: Томский государственный университет проводит интенсив по обучению цифровой грамотности школьников Киргизии.
Развитие цифровой экономики невозможно без подготовки новых IT-кадров, поэтому важную роль здесь играют университеты. Они активно развивают обучение новым компетенциям, готовя будущих программистов к поступлению через онлайн-курсы.
На фото: Томский государственный университет проводит интенсив по обучению цифровой грамотности школьников Киргизии.
На международных хакатонах, олимпиадах, образовательных семинарах не только учат взаимодействию с кибер-реальностью, но и укрепляют международное сотрудничество, что ценно в стремительно меняющемся мире.
На международных хакатонах, олимпиадах, образовательных семинарах не только учат взаимодействию с кибер-реальностью, но и укрепляют международное сотрудничество, что ценно в стремительно меняющемся мире.
Развитию цифрового образования способствуют проекты для привлечения абитуриентов IT-направлений и обучения компетентных специалистов цифровой индустрии.
На фото: киргизская школьница знакомится с виртуальной реальностью на интерактивном мастер-классе в Бишкеке.
Развитию цифрового образования способствуют проекты для привлечения абитуриентов IT-направлений и обучения компетентных специалистов цифровой индустрии.
На фото: киргизская школьница знакомится с виртуальной реальностью на интерактивном мастер-классе в Бишкеке.
На популяризацию цифровой грамотности, осознанного поведения в сети и интереса к IT-направлениям работает российская цифровая программа при поддержке Россотрудничества.
На фото: киргизские школьники на интенсиве по обучению цифровой грамотности Томского государственного университета.
На популяризацию цифровой грамотности, осознанного поведения в сети и интереса к IT-направлениям работает российская цифровая программа при поддержке Россотрудничества.
На фото: киргизские школьники на интенсиве по обучению цифровой грамотности Томского государственного университета.
Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями
Правительством России в июле 2017 г. была разработана и утверждена Программа развития цифровой экономики до 2024 г. Начало процессу цифровизации положено Давосским экономическим форумом 2015 г., который назвал более двадцати переломных моментов, ожидаемых к 2025 г.: 10% людей носят одежду, подключенную к сети Интернет; первый робот-фармацевт в США; 10% очков для чтения подключены к сети Интернет; производство первого автомобиля при помощи 3D-печати; первый имеющийся в продаже имплантируемый мобильный телефон; беспилотные автомобили составляют 10% от общего количества автомобилей на дорогах США; первая пересадка печени, созданной с использованием 3D-печати, и др.[1] Все названные моменты олицетворяют собой смешение технологий физического, цифрового и биологического мира, создающих новые возможности и воздействующих на политические, социальные и экономические системы. Цифровая вселенная — виртуальное пространство, которое стремительно расширяется: если в 1997 г. объем интернет-трафика составлял 0,3 Гб в секунду, то в 2002 г. — 100 Гб в секунду, в 2013 г. — 28 875 Гб в секунду, в 2018 г. он должен превысить 50 000 Гб в секунду[2].
По готовности к цифровой экономике Россия занимает 41-е место, со значительным отрывом от десяти лидирующих стран: Сингапура, Швеции, Норвегии, Соединенных Штатов Америки, Нидерландов, Швейцарии, Великобритании, Люксембурга и Японии. С точки зрения экономических результатов использования цифровых технологий — 38-е место. Значительное отставание страны от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами[3].
Все определения цифровой экономики, которые встречаются в экономической литературе, сводятся к тому, что цифровая экономика — это экономика, основанная на новой технологической основе, это экономика, умноженная на новые технологические возможности, прежде всего возможности сбора, хранения и передачи огромных массивов данных. Поэтому в программе цифровизации России планируется использовать новые технологии, в том числе блокчейн[4], в сферах, имеющих прямое отношение к обеспечению качества жизни человека, — государственное управление и регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, «умный город», цифровое здравоохранение.
Цифровая экономика — это система, призванная коренным образом изменить все — государственное управление, бизнес, здравоохранение, медицину, науку, образование… И это — тотальный «контроль за всем и вся». В цифровом обществе все граждане становятся «цифровыми». Реальный человек будет все менее интересен для общества, а вот его «цифровой дубликат» может рассказать о реальном человеке гораздо больше, чем он сам о себе. В центре цифровой экономики будет находиться так называемый клиент, окруженный не самим производством товаров и услуг, а их производителями, которым нужно знать о клиенте все, точнее, все о его частной жизни. Каждый шаг человека в цифровой экономике — это «цифровые следы», по которым его нетрудно будет найти или узнать о нем все. Вся информация о нас — в наших айфонах и смартфонах, которые «путешествуют» с нами в метро и электричках, автомобилях и самолетах, с которыми мы не расстаемся ни на минуту, с помощью которых мы фотографируем и фотографируемся, делаем сообщения и записи, — не исчезает. Уже сейчас даже выключенный мобильный телефон позволяет определить местоположение владельца, телевизоры ряда фирм «шпионят» за своими хозяевами, а интернет-браузер «подбрасывает» пользователям ориентированную на них рекламу и статьи, «помнит» все их запросы. А если кто попытается что-то скрыть, утаить или «залечь на дно»? В цифровой экономике такое невозможно. Любые изображения и комбинации букв в наших гаджетах остаются навечно в мировой информационной матрице, но доступны только для тех, кто ее создал. Стереть или «провести зачистку» своей цифровой истории будет практически невозможно. Аналитические системы сразу же распознают «желание» выйти из системы всеобщей подключенности. Все это будет расшифровано как нечто подозрительное, как противоправные действия желающих покинуть «цифровую матрицу». К таким «желающим» может быть применена система жестких мер контроля над их последующими действиями, вплоть до слежки за интернет-запросами и т.п.
Цифровая экономика — тотальная реальность, от которой никто никуда не уйдет. По словам нашего президента В.В. Путина, мы будем развивать цифровые технологии, цифровую экономику, потому что только благодаря этому сможем остаться конкурентоспособными через 5, 10 и 25 лет. У России достаточно хороший потенциал в цифровой индустрии, информатизации. Российские IT-компании являются одними из ведущих в мире. Они делают продукты абсолютно конкурентоспособными и способными заменить многие западные решения. Это актуально и реально. К 2020 году должен быть «создан каркас инфраструктуры безопасности цифровой экономики и обеспечен цифровой суверенитет Российской Федерации», а еще через четыре года Россия станет «одним из мировых лидеров в области информационной безопасности».
Три главных негативных фактора будут определять мировую ситуацию на фоне цифровизации. Первый — увеличение социального неравенства на фоне обогащения элит. И в этом социальном неравенстве главное — цифровое неравенство, потому что преимущества будут иметь те, кто полностью вошел в цифровое общество. Все это будет порождать массу конфликтов[5]. Другой фактор состоит в том, что усилятся миграционные процессы, которые могут вызвать конфликт культур, возможно, микровойны, где победят те, кто «владеет цифрой». Третий опасный фактор — явления массовой безработицы. За прошедший век численность людей, которые нужны для производства товаров, необходимых обществу, уменьшилась. В странах-лидерах из 100 человек только 2 работают в сельском хозяйстве и кормят себя и остальных, 10 — в промышленности, 13 — в управлении. Что делать остальным 75?
Все эти «кадровые процессы» неминуемо будут весьма болезненны. По данным The Future of Jobs, к 2020 г. на мировом рынке труда спрос рабочей силы сократится на 2 млн рабочих мест, а более 7,1 млн рабочих мест и вовсе исчезнут. Что касается России, то эксперты Superjob считают, что 2018 год явится переломным для рынка труда в России — на фирмах будут сохраняться рабочие места только для лучших сотрудников, для остальных — будет действовать принцип «уходи или развивайся», потому что в состязании между технологией и образованием побеждают те, кто стимулирует совершенствование навыков, кто способен воспользоваться цифровыми возможностями. Ежегодно количество работников будет уменьшаться на 5%. Через 3 — 4 года уровень безработицы в России может составить 20 — 25%[6].
Конкурентоспособность организаций, фирм, отраслей, регионов, стран в целом в цифровой экономике будет зависеть не только от эффективности использования имеющихся кадров, но и наличия кадрового потенциала. И если не будет своевременно создан новый мощный интеллектуальный потенциал, не будут созданы сообщества перспективных управленцев, предпринимателей, специалистов с новыми компетенциями, страна не сможет реализовать себя в цифровом мире. Человеческий фактор станет самым главным сдерживающим ограничением для экономического роста и инноваций в России, развития ее конкурентоспособности вплоть до глобальной. Цифровая экономика предполагает невиданную роботизацию, когда многие функции человеческой жизнедеятельности, вплоть до функций адвокатов, судей, следователей, врачей, учителей, выполняют роботы (в Дубае полицейских уже меняют на роботов). В ближайшем будущем будут востребованы только специалисты с новыми навыками и компетенциями.
Преступлений и преступников в мире цифровой экономики меньше не станет. Степень криминализации человеческого общества не сократится. По данным МВД России, в 2017 г. снижение регистрируемых преступлений отмечено только в 58 субъектах Российской Федерации. Более половины всех зарегистрированных преступлений (52,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, мошенничества, грабежа, разбоя[7].
Уже сегодня факт, что по мере развития электронного контроля экономических преступлений в мире, особенно тяжких, совершается все больше. По мере развития цифровизации экономики в условиях социальной дифференциации мы будем иметь нарастание традиционной преступности: краж, разбоев, грабежей. Будут развиваться и новые формы, связанные с киберпреступностью. Киберпреступления становятся все более изощренными и жестокими. Об этом свидетельствуют резко возросшие число и риски хакерских взломов, утечки личных сведений, имитация внешности человека по данным из соцсети. По данным компании Group-IB, в 2017 г. киберпреступники более 20 раз подвергали хакерским атакам банки США, России, Великобритании. Вычислить таких преступников практически невозможно. По оценкам экспертов, в среднем ущерб от одной такой атаки для США — 500 тыс. долл., для России — 72 млн руб.[8] По данным генерального прокурора России Юрия Чайки, число киберпреступлений в России в 2017 году по сравнению с 2013 г. увеличилось в шесть раз[9].
В мае 2017 года в нескольких городах России задержаны киберпреступники, которые с помощью вредоносного программного обеспечения для мобильных устройств похитили более 50 млн руб. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что в состав группы входит 20 человек, проживающих на территории Ивановской, Московской, Ростовской, Челябинской, Ярославской областей и Республики Марий Эл, а организатором незаконного бизнеса являлся 30-летний житель города Иваново. В феврале 2017 года стало известно, что китайские хакеры начали интенсивно атаковать авиакосмические компании в России и Белоруссии.
Совсем недавно в Испании был задержан лидер хакерской группировки Cobalt (Cobalt — одна из самых активных преступных групп, совершающая целенаправленные атаки на банки. По данным Европола, группировка похитила около 1 млрд евро у 100 банков в 40 странах мира), а в Украине — участник группы, занимавшийся разработкой вредоносного программного обеспечения, однако атаки на банки не прекратились[10]. Банк России называет преступную группу Cobalt главной угрозой для российских банков — все прошедшие 11 успешных атак на российские банки с хищением более 1 млрд руб. приписывают именно ей. Большинство российских компаний не могут успешно противостоять кибератакам, в половине из них нет общей стратегии информационной безопасности. В способности найти хакеров полностью уверены лишь 19% компаний в России и 39% респондентов во всем мире[11].
К сожалению, темпы развития IT-технологий значительно опережают законодательные реагирования на многие возникающие проблемы. Это касается не только уголовного права, но и многих других его отраслей, положения которых должны давать адекватную и своевременную оценку угрозам, возникающим в сферах, где используются информационные технологии. Для действующего уголовного законодательства характерны отсутствие унифицированного подхода в оценке преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, единства в используемом понятийном аппарате, рассогласованные и бессистемные его изменения.
Наиболее совершенным в вопросе уголовно-правового противодействия посягательствам в указанной сфере является законодательство США. В нем криминализирован широкий спектр деяний, совершаемых в финансовой сфере с использованием инновационных технологий: мошенничество, совершаемое с использованием «электронных средств платежа, новых методов и услуг», а также создание, распространение и иные манипуляции с электронными средствами доступа и преступлениями, связанными с «кражей личности». Конструкция юридических норм американского законодательства позволяет привлекать к ответственности за противоправные деяния в финансовой сфере с использованием новых, еще не получивших широкого распространения информационно-телекоммуникационных технологий. В большинстве стран наблюдается тенденция по ужесточению ответственности за противоправные посягательства в IT-сфере. Но цифровая экономика решительно проникает и в наш Уголовный кодекс. В 2019 году будут внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся расширения криминализации новых типов деяний, совершенных с использованием информационных технологий.
В ситуации обострения холодной войны, усилившихся политических и экономических санкций в отношении России строить фундамент цифровой экономики на «заемных технологиях» нельзя. По словам нашего президента В.В. Путина, в реализации программы развития экономики нового технологического поколения мы должны опираться на российские компании, научно-исследовательские и инжиниринговые центры нашей страны. Это вопрос национальной безопасности, технологической независимости России, нашего общего будущего[12]. К началу 2019 года в России должны быть разработаны «проекты нормативных актов, касающихся суверенного права государств определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальных сегментах сети Интернет». Будут разработаны стандарты безопасного информационного взаимодействия, которые к 2025 г. будут внедрены для более чем 75% субъектов[13].
Ключевой ресурс цифровой экономики — человек, роли, функции и компетенции которого в цифровой среде существенным образом изменятся. Человек цифровой экономики — это личность, не только адаптированная к возможностям и ограничениям цифровой экономики, но и повседневно пользующаяся ее благами, испытывающая минимальный дискомфорт от цифрового шока, постоянно адаптирующаяся к новым условиям, учащаяся на протяжении всей своей жизни, ограниченные возможности здоровья которой компенсируются цифровыми технологиями. Работник в цифровой экономике как пользователь цифровых технологий — это и профессионал, и обучающийся. Знаний об информационных технологиях, основных моделях их применения недостаточно для эффективной деятельности профессионала. Необходимо обладать компетенциями XXI в., то есть обладать не только возможностью уверенного и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), умением выстраивать межкультурные сетевые коммуникации, но и возможностью непрерывно учиться и совершенствоваться, превращать идеи в действия через творчество, через инновации и оценку рисков, через умение планировать и управлять проектами, критически и творчески мыслить. Новые компетенции — это инициативность и ответственность, адаптивность и инновационность, предприимчивость и эмоциональный интеллект.
В цифровой экономике будет сформирован новый образ не только выпускника школы, колледжа, вуза, но и образовательных стандартов, систем оценивания, методов и способов образовательной деятельности. Накапливаемые в цифровой матрице данные об учебной, профессиональной деятельности человека, их оценка составят его индивидуальную карьерную цифровую историю.
Компетенции века цифровизации, формирующие карьерную цифровую историю каждого специалиста, будут наращиваться из компетенций, полученных в сферах дополнительного профессионального образования, а также в процессе его профессиональной и повседневной деятельности. Кроме того, будет обеспечена индивидуализация компетенций каждого специалиста исходя из степени мотивации на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и талантов, диагностики трудностей и проблем в освоении образовательных программ. По мере накопления информации будут производиться диагностика индивидуальных достижений и затруднений, прогнозироваться индивидуальные образовательные маршруты, оцениваться относительные результаты (индивидуальные приращения) и абсолютные (соответствие внешним критериям), даваться рекомендации обучающимся, их семьям, работодателям. Запас знаний будет постоянно пополняться за счет открытых онлайн-ресурсов и ресурсов профессионального образования, начиная от отдельных заданий и завершенных блоков содержания до курсов и модулей формирования заданных компетенций, дополняемых внутрикорпоративными образовательными ресурсами.
Система дополнительного профессионального образования будет включать как практическую работу в организациях, интенсивно использующих цифровые технологии, так и стажировку в организациях, использующих передовые модели цифровых технологий. Дополнительное образование станет частью учения всей жизни, показателем качества жизни, максимально комфортного и эффективного вхождения в новые элементы цифрового мира, использования их для удовлетворения потребностей личности.
Также рекомендуется Вам:
Литература
1. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л.В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. N 8 (30). С. 1 — 4.