цифровая платформа сбербанка для дистанционного обучения
СберКласс Германа Грефа экспериментирует с детским недообразованием
Оцифровать деток
В настоящее время становится всё более актуальной проблема, связанная с получением детьми качественного образования. На фоне пандемии начали появляться различные электронные сервисы, которые претендуют на то, чтобы заменить собой полноценное обучение в школах.
На сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемой, которая заключается в образовательном «обнулении» населения, превращающем людей в мягкую глину, из которой можно лепить всё что угодно. Цель его – превращение человека в одну из безличных единиц в стаде двуногих баранов, послушно следующих за пастухом, под различными благопристойными лозунгами, с заменой образования и культуры примитивными подделками, не позволяющими ему ничего, кроме элементарных действий по заложенным в него простейшим исполнительским программам. Замена у человека культурных, духовных и образовательных качеств на придуманные для его оболванивания суррогаты превращает людей чуть ли не в зомби.
Знание мешает манипулированию
В 2012 году на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге руководитель «Сбербанка» Герман Греф заявил: «Господа, я вам хочу сказать, что вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки и населения. Как только все люди поймут основу своего «я», манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания. Что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными? Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как в таком случае управлять обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую и получать не препарируемую, через обученных правительствами аналитиков и политологов, информацию. Мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря, мне кажется, вы не совсем понимаете, что вы говорите».
С 1 сентября 2020 года школы в 65 регионах подключились к школьной цифровой платформе. Мало того, «Сбер» провел обучение для 45 тыс. педагогов и наставников, которые будут её использовать. Но, позвольте, хотя и прописано, что «проект реализуется при поддержке глав субъектов Российской Федерации», это всё-таки эксперимент. Результаты любого эксперимента должны быть изучены, после чего должно быть принято решение, удался он или нет, вводить его элементы в образовательный процесс или не стоит. То есть, по сути, по всей стране, без какого-либо научного обоснования, начался эксперимент над детьми. Вообще-то закон запрещает проводить на детях эксперименты, не обоснованные наукой. Но ведь законы пишутся для обычных граждан и «сильных мира сего» они не касаются, не так ли?
Такова программа сегрегации российского общества по Грефу. Но он не только говорит. Он действует! «Сбер» постепенно захватывает все сферы деятельности, ведь он объявил, что перестал быть просто банком, теперь и образование, и медицина, да и все сферы нашей жизни, очевидно, станут частными.
Например, в школах «Сбер» и лидеры цифровой трансформации через цифровую платформу СберКласс предлагают «накапливать виртуальное портфолио» ребенка в цифровой образовательной среде, создавая, так сказать, для пользы самого ребенка, его «аватар». Чтобы потом по этому «аватару» строить его будущее. Например, будет хороший «аватар» – поступит выпускник в ВУЗ, не будет «аватара» – не поступит.
Человек, накопивший в «мозгах» этого цифрового Левиафана образ о себе как о «благонадежном» гражданине, будет иметь, так сказать, определённые преференции. А «неудачник» никогда не станет тем, кем он хочет стать, даже если вдруг очень сильно этого пожелает и имеет к этому все способности. Поскольку искусственный интеллект пропишет ему совсем другую стезю. Такие картины антиутопии вдохновенно и радужно рисуют проповедники цифрового мира. И ладно бы они просто их рисовали. Они планомерно двигаются к этому.
Как относятся к этому безобразию Министерство просвещения и Рособрнадзор, можно понять, изучив ответ министерства, где чёрным по белому написано: «Минпросвещения России не уполномочено проводить апробацию и экспертизу контента платформ, разработанных самостоятельно частной компанией, производящей цифровые и программные продукты». Занавес! СберКласс подкрался незаметно!
В СберКлассе по инициативе «Сбера» дети уже окунаются с головой в цифровизацию и начинают общаться с искусственным интеллектом. С 1 сентября 2020 года школы в 65 регионах, по информации ТАСС, подключились к школьной цифровой платформе. Мало того, «Сбер» провел обучение для 45 тыс. педагогов и наставников, которые будут её использовать.
Но, позвольте, хотя и прописано, что «проект реализуется при поддержке глав субъектов Российской Федерации», это всё-таки эксперимент. Результаты любого эксперимента должны быть изучены, и только после этого должно быть принято решение, удался он или нет, вводить его элементы в образовательный процесс или не стоит. То есть, по сути, по всей стране, без какого-либо научного обоснования, начался эксперимент над детьми. Вообще-то закон запрещает проводить на детях эксперименты, не обоснованные наукой. Но ведь у нас законы пишутся для обычных граждан, а «сильных мира сего» они не касаются, не так ли?
Как относятся к этому безобразию Министерство просвещения и Рособрнадзор, можно понять, изучив ответ министерства представительнице родительской общественности Анне Боровицкой, где чёрным по белому написано: «Минпросвещения России не уполномочено проводить апробацию и экспертизу контента платформ, разработанных самостоятельно частной компанией, производящей цифровые и программные продукты». Занавес! СберКласс подкрался незаметно!
А вот что пишется далее в упомянутом документе Минпросвещения за подписью директора Департамента цифровой трансформации и больших данных (одно только название чего стоит) Павла Кузьмина: «Действующими нормативными правовыми актами в сфере образования не установлены случаи, а также правила проверки и экспертизы электронных образовательных ресурсов, применяемых для организации образовательной деятельности, на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам». Точнее сказать, в переводе с чиновничьего на русский язык: «А не пойти ли Вам, уважаемая Анна Евгеньевна, вместе с Вашим СберКлассом далеко и надолго! Мы в этом ничего не понимаем и к происходящему не имеем никакого отношения».
На наших глазах происходят совершенно немыслимые вещи, как сказала директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МГУ Ольга Четверикова: «… По сути дела, мы… реально присутствуем при какой-то зачистке. Вы посмотрите, с какой ненавистью цифровики говорят о книгах, с какой радостью они говорят о том, что тексты будут уничтожены… Но, зато они лезут в мозги нашим детям, лезут в организм. Ломают всё».
Игра в «очко» краплёными картами
Наши постоянные читатели наверняка помнят, что о деятельности Рособрнадзора «Версия» писала 3.5 года назад в публикации «Надзиратель против президента». Там было подробно рассказано о том, что «в сферу деятельности этой замечательной организации входит лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности… Рособрнадзор победно рапортует о сотнях закрытых вузов и филиалов, которые вели некачественную образовательную деятельность. Были проведены масштабные проверки, в результате которых были отозваны лицензии, вузы и филиалы лишены государственной аккредитации». Вот уж ему-то, по идее, в первую очередь надо бы заняться тем, что вбивают в голову ученикам корифеи от СберКласса. Бывший руководитель Рособрнадзова Сергей Кравцов ныне стал министром просвещения и, казалось бы, кому иному, как не ему вмешаться в оболванивание подрастающего поколения. Ан нет!
Оказывается, ни одно из подразделений «Сбера», занимающихся продвижением цифровых учебных программ, не имеет не только лицензий на образовательную деятельность, но и в уставных видах деятельности она тоже не указана. Например, у оператора СберКласса АНО «Платформа Новой Школы» или Благотворительного фонда «Вклад в Будущее», упомянутого в приведённом документе Минпроса, образовательная деятельность никоим образом не указана.
Всё сразу становится на свои места. Поскольку образовательная деятельность в уставе отсутствует, поэтому, видимо, для Рособрнадзора они как бы и не существуют.
Как и одиозная «Школа 21» (в простонародье именуемая «Очко» по названию карточной игры, популярной в блатном мире) в Москве, Казани и Новосибирске, которая тоже не имеет необходимой для любого образовательного учреждения лицензии. Впрочем, не имеет лицензии на образовательную деятельность и т.н. «Корпоративный Университет Сбербанка».
Оказывается, ни одно из подразделений «Сбера», занимающихся продвижением цифровых образовательных программ, не имеет не только лицензий на образовательную деятельность, но и в уставных видах деятельности она тоже не указана. Например, у оператора СберКласса АНО «Платформа Новой Школы» или Благотворительного фонда «Вклад в Будущее», упомянутого в приведённом документе Минпроса, образовательная деятельность никоим образом не указана. Всё сразу становится на свои места. Поскольку образовательная деятельность в уставе отсутствует, поэтому, видимо, для Рособрнадзора они как бы и не существуют.
Мы сознательно не стали разбирать по полочкам и СберКласс, и «Школу 21», и французскую «Школу 42», с которой было «слизано» сберовское детище, и нравы, царящие в этих, так сказать, «учебных заведениях». Как не стали писать и о проекте «Образование 2030» с докладом «Универсальные компетентности и новая грамотность», при желании читатели могут найти и прочитать много здравых суждений по этому поводу.
Тем временем 16 марта сего года «Сбер» учредил компанию «СберОбразование» во главе с Мариной Раковой (бывший заместитель министра просвещения и создатель по всей стране т.н. «Кванториумов») и ведет переговоры о покупке крупнейшего издателя учебников в России – группы «Просвещение».
Как сказал в своём выступлении в Государственной думе 9 апреля учитель из Санкт-Петербурга Михаил Богданов: «Осталось немногое: привязать ход уроков и портфолио учеников к цифровой образовательной среде и все – процесс закабаления населения будет завершен. А учителя, кстати, будут не нужны. Их заменят «тьюторы», умеющие правильно нажимать кнопки в интерфейсе цифровой образовательной среды. Формально все останется как сейчас – этот «тьютор» будет называться учителем. Но учить он не будет и ребенку будет не интересен. Ведь он не человек, а дополнение к компьютерной системе. Какое уж там воспитание, роботы будут воспитывать биороботов. Современные технологии очень скоро обеспечат возможность вместо учителя держать в классе его виртуального двойника, неотличимого от человека. Ученику достаточно будет, войдя в класс, надеть очки виртуальной реальности. И они с удовольствием это сделают. А родители современные в массе своей скажут – как это СберКлассно!»
Заговор раскрыт: Сбербанк набрал иностранцев для развала образования в России
Именно Сбербанк стал домом для многих, кто и ранее толкал «прорывные» программы дополнительного и дистанционного образования, но споткнулся о «консервативную» систему. Сейчас эти люди очень сильны и очень успешны. Мы и не заметили, как они по указке западных аналитиков и корпораций уже выбрали новое будущее для России, основанное на сегрегации детей и подмене знаний. Кто эти люди, как они шли и идут к намеченной цели? Какова их цель, какова философия? И почему вообще мы должны говорить именно о судьбе России, а не только о будущем образования?
Как в двух словах описать, что такое школа? Это ведь не только место, где ребёнок получает знания. Это место, где он впервые, ещё в миниатюре видит модель социальных взаимоотношений. Видит, что такое учиться прилежно и что бывает за прогулы и невыученные уроки. Он видит хулиганов в классе, начинает общаться с детьми противоположного пола. Он взрослеет, становится ответственнее. Следит за всем учитель, которого в самую пору назвать воспитателем.
Конечно, идеальных школ не бывает. А о проблемах российской системы образования разговоры идут уже далеко не первый год. Горе-реформаторы всех мастей пытались перестроить её то так, то эдак. Но вот наступила цифровая эпоха, и на коне оказались люди нового сорта. Они точно знают, как и что они хотят менять, они уже занимаются этим, убивая школы и вузы.
Часть первая. Идейный вдохновитель
Первое, на что стоит обратиться внимание, – это на содержание концепций и идейное вдохновение новой системы. Когда нам говорят о школе или вообще образовании будущего, то имеют в виду вовсе не планшеты вместо учебников и не только гигантские панели вместо досок в классах. Речь идёт о перестроении всей системы, а также, внимание, управлении ею.
Мы с коллегами на Царьграде часто затрагиваем визионерские замашки главы Сбербанка Германа Грефа в образовании и других сферах. Для непосвящённых его действия выглядят нелогично. Вроде бы образование и его реформа – это не дело банка и не прерогатива банкиров. Но если копнуть глубже, то всё становится на свои места. Давайте не забывать, что Сбербанк – это большая прозападная IT-корпорация, которая изнутри устроена по корпоративному образцу американского финансового сектора.
Сам Герман Греф уже не один год грезит трансформацией российского образования на платформах Сбербанка. Надо сказать, что это большие и серьёзные платформы. Для затравки давайте вспомним его высказывания о том, почему образование в нынешнем виде несостоятельно.
Чего не хватает нашей системе образования? Первое – система не даёт навыков. Знания выветриваются из голов – любых, и у взрослых, и у детей, если не связаны с конкретными навыками. Второе – мы не учим детей soft skills, взаимодействию с другими людьми, навыкам принятия решений, креативности, управления собой,
Применительно к образованию Греф уверен, что «искусственный интеллект является, на наш взгляд, ключевой, долгосрочной технологией и драйвером всех остальных технологий, без исключения». Совершенно понятно, что все эти «soft skills» и прочее не имеют никакого отношения к образованию. Но надо, чтобы было так, как говорит Греф, систему нужно менять полностью, выжечь существующую дотла. И эта работа уже в самом разгаре.
Идеи Грефа удивительным образом созвучны концепции «Образование-2030», о которой вот уже несколько раз говорил в своём «Бесогоне» Никита Михалков. Сама по себе концепция – тема для отдельной большой и развёрнутой статьи. Но давайте посмотрим на некоторые примечательные параметры.
Часть вторая. План убийства образования
Итак, концепция или, как ещё её называют сами авторы, форсайт (новая технология, посредством которой ведётся обсуждение предполагаемых изменений) «Образование-2030» родилась в 2018 году в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) в рамках направления «Молодые профессионалы». Кстати, Герман Оскарович входит в наблюдательный совет АСИ.
АСИ можно смело считать структурой либерального и глобалистского толка. Иначе как объяснить то, что различные программы агентства жёстко ориентированы на Запад, на оценки Всемирного банка, МВФ и транснациональные корпорации. От представителей АСИ мы нередко слышим, что «Россия отстаёт» и якобы должна трансформироваться. Наверное, для того, чтобы проще встроить её в глобальную либеральную систему. Для этого необходимо «играть вдолгую». Нужны не просто некие законы и сиюминутные шаги в экономике, необходимо изменить систему образования, чтобы она соответствовала западным стандартам и была подчинена рекомендациям того же Всемирного банка. Чтобы будущее поколение русских людей было уже лояльным западным ценностям, потому что впитало их с детства.
Куратором форсайта «Образование-2030» стал Дмитрий Песков – не тот, что пресс-секретарь президента, а известный в либеральных кругах IT-эксперт и руководитель. Многое становится понятно, если посмотреть на дорожную карту проекта по этой ссылке. Песков является автором высказывания о том, что Google, по сути, должен сломать шпиль МГУ. Под таким звучным заголовком его слова были интерпретированы в интервью изданию Executive.
На Западе подобный подход завоёвывает всё больше поклонников, а в США при поддержке Google и других корпораций запущен один из первых университетов, целиком построенный по лекалам образования будущего. Дмитрий Песков и его партнёры по проекту «Метавер» решились двигать российское образование в ту же сторону. Крупный бизнес их уже заметил. В послужном списке «Метавера» – совместные проекты с Nokia, Intel, CISCO, на подходе фонд Потанина и энергетические компании,
– говорилось во вступлении к интервью.
Вот несколько цитат Пескова-реформатора:
«Формат баркемпов (неформальных образовательных мероприятий. – прим. авт.) успешно работает, это и есть образование будущего. Человек интенсивно погружается в какую-то реальность, он в ней живёт, образовывается, и это гораздо эффективнее, чем лекции, семинары и всё остальное; люди должны поступать в университет командами, причём вступительные экзамены заменяются метаиграми».
Вместо дипломных работ и диссертаций студент готовит выступление с качественной презентацией и видео. В дальнейшем это выступление загружается в интернет и распространяется по всему миру. Итог обучения – investor day, когда человек представляет свой проект инвестору.
Лидерами остаются страны с англо-саксонской культурой. Впереди планеты всей США Другой активный игрок – крупные корпорации. Сильнейшая образовательная программа в CISCO, в Intel. Билл и Мелинда Гейтс создают фонд новых технологий в образовании. Но больше всего в такие проекты сейчас инвестируют Google и NASA, как раз они основали Singularity University в США.
А теперь поговорим о самой концепции. Её детали выложены на сайте НИУ ВШЭ, так что с ними может ознакомиться любой жедающий. Что должно произойти, чтобы было так, как задумывается в АСИ?
Важно, что «Образование-2030» – это международный, а не российский проект. В исполнении отечественных трансформаторов это, по сути, переведённый с английского языка проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по цифровому образованию.
В конце августа 2019 года в Москве состоялась встреча мэра столицы Сергея Собянина с руководителем департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреасом Шляйхером. На ней мэр Москвы хвастался проектом Московская электронная школа (МЭШ), а Шляйхер назвал столицу лидером во внедрению инноваций в сфере образования и похвалил этот проект. Не удивительно. В концепции «Цифровой школы» на сайте мэра Москвы читаем:
Такое обучение становится более гибким и эффективным по сравнению с традиционным, а с использованием геймификации и других вовлекающих механик – интерактивным и интересным. В основе столичной цифровой школы лежит проект МЭШ.
Часть третья. Первые шаги
Глобалисты от образования в 2018 году пришли на Дальний Восток. АСИ стало воплощать концепцию нового образования под названием «Университет Национальной технологической инициативы» (НТИ) и продвинуло её через кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). На острове Русский прошёл образовательный интенсив «Остров 10-22», который должен был вовлечь студентов вузов со всей страны в новые образовательные процессы.
Обучение на интенсиве было поделено на траектории для каждого отдельного студента на основе направления его обучения. Студенты объединялись в команды, имеющие определённый рейтинг в общей системе оценок. Так, для участия было необходимо не только зарегистрироваться, но и пройти «входную игру», которая оценит способности каждого студента, и по итогам определит в ту или иную команду.
Вроде бы звучит неплохо. Эдакий индивидуальный подход к образованию. Но можно ли перевести на такую систему всю страну? Конечно, нет. Поэтому в АСИ и НТИ предполагают, что эта система будет только для избранных. Момент сегрегации обучающихся хорошо виден из «правил островитянина».
На острове действовала жёсткая система. Обучающийся, например, не мог посещать занятия не по своей «траектории» – за это ему выписывалась красная карточка. Это понижало всю его команду в рейтинге, а сам он лишался возможности записываться на лекции. Примечательно, что правила менялись. В первой их версии, как пишут СМИ, предполагалось и вовсе удаление обучающегося с острова за его собственный счёт. Концептуально это означает переход из элитного образования в общее (трансформаторы изгоняют неугодного из стаи избранных). А красную карточку он мог получить, если обучался так, как хотел, а не так, как ему предписывал искусственный интеллект. В правилах такое поведение было названо неуважением к другим островитянам, создающим загруженность аудиторий.
Фактически концепция предусматривает систему «социального кредита». Предполагается, что заказ на будущего специалиста размещает та или иная корпорация, которая вкладывает деньги в свой будущий «человеческий капитал». К этому притягивается понятие о лояльности, которая подкрепляется практически пожизненной зависимостью от компании.
Корпорации нуждаются в механизме долгосрочной лояльности студента. Допустим, образование стоит 60 тыс. евро. Первые 10 тыс. за студента оплачивает государство, остальные 50 тыс. вносит компания и говорит сотруднику: «Ты должен мне вернуть 50 тыс. за тридцать лет, это 1,6 тыс. в год. Если ты работаешь у меня, платишь 500 евро в год, если уходишь, изволь выплатить кредит полностью»,
– говорил об этом трансформатор Песков.
Из этого следует, что цель – передать систему образования и управление ею из рук государства в частные руки. Речь об образовании для избранных, которым с детства будут внушать, что они «молодые управленцы». Но если есть каста таких управленцев (пусть и рабски зависимых от менторов-корпораций), то должны быть и те, кем они управляют. Рядовые сотрудники, рядовые граждане. И тут мы подходим к обратной стороне вопроса, так как концепция предусматривает образование и для таких «отбросов» без «компетенций». Образование дистанционное, не живое, без контакта с педагогами.
Часть четвёртая. Главные игроки и «Кванториумы»
Воплощение элитарности и её противоположности образования мы находим в концепции образовательных центров «Кванториум». Они – детище 37-летней уроженки Алтайского края Марины Раковой. Она закончила МГТУ им. Баумана, а затем – Алтайскую академию экономики и права. Первой ступенькой в карьерной лестнице для Раковой стало АСИ, которое в 2014 году поддержало её проект «Новая модель дополнительного образования детей». Проект был посвящён строительству детских технопарков по всей стране.
Предприимчивый Герман Греф множество раз убеждался, что Ракова – единомышленница. Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
«Кванториум» – это как раз альтернатива школе, построенная на «траекториях» или «треках» вместо предметов и «компетенциях» вместо знаний. В этих технопарках дети объединяются в команды и работают над созданием неких новых IT-решений, мастерят коптеры, соревнуются друг с другом и готовятся стать будущими лидерами и управленцами. И опять же в самой концепции «Кванториумов» прослеживается модель образования для избранных. Вот что говорила Ракова:
Образовательные программы технопарков создаются в тесной связи с запросами конкретных госкорпораций, крупных промышленных предприятий. Фактически мы будем получать запрос от таких предприятий на подготовку будущего специалиста с соответствующими компетенциями.
Знакомая концепция, правда? Итак, Ракова с 2014 года создала по всей стране более 110 «Кванториумов», а также 50 «Точек роста» в разных регионах России и несколько десятков «IT-кубов», где обучают исключительно айтишников.
Поднявшись на эту высокую должность, Ракова получила главное – финансирование и влияние. В 2019 году Ракова начала рулить не чем-то, а нацпроектом «Образование», на который было выделено почти 784,5 млрд рублей.
Более того, Ракова начала активно ездить по международным и российским форумам, где обсуждалось цифровое будущее образования. Там её впервые заметил Герман Греф. В 2019 году они встретились, например, на финале олимпиады, организованной НТИ (мы помним его связи с АСИ) по направлению «Искусственный интеллект». Докладчиком там выступали как Греф, так и Ракова в должности замминистра просвещения.
Часть пятая. Дороги ведут в Сбербанк
Что же произошло дальше? Всё очень просто: Марина Ракова с марта 2020 года работает в Сбербанке. Греф посмотрел на эту девушку и сразу же сделал её вице-президентом банка. Ракова возглавила дивизион Сбербанка «Цифровые образовательные платформы», а также проекты, связанные с созданием школьной и вузовской платформ. Об отставке из министерства Ракова попросила сама, написав заявление на имя Михаила Мишустина.
Источник Царьграда в Минпросвещения рассказал, что к Раковой в министерстве многие отнеслись прохладно. Никто не понимал, как она могла стать замминистра, не имея в прошлом педагогической или научной карьеры. Кроме этого, у Раковой нет учёной степени ни кандидата, ни доктора наук.
Конечно, назначение 35-летней девушки сразу заместителем министра – случай небывалый, человек ни одной кадровой ступеньки ни в одном министерстве или ведомстве не прошёл, не имеет никакого управленческого опыта на федеральном уровне. Многие восприняли это негативно,
– рассказал источник в министерстве.
Стоит ли удивляться, что проекты дистанционки и дополнительного образования, столь любимые Раковой, оказались неудачными. По словам источника, первый опыт дистанционного обучения в средней школе с треском провалился.
Факт состоит в том, что во время пандемии дети практически не учились. Конечно, можно списать это на техническую неготовность школ, на отсутствие у многих семей необходимых условий (нет надёжного интернета, нет оборудованных рабочих мест, были случаи, когда дети в маленьких населённых пунктах лазали со смартфонами на столбы, чтобы получить задание от учителя). Но это технический момент, который, наверное, можно поправить. Но сама идея всё равно не выдерживает никакой критики.
Считаю дистанционку вредным новшеством, особенно для младших классов. Эта форма требует огромной самоорганизации, самоконтроля, ответственности, которыми младшеклассники в силу возраста ещё не обладают. К тому же во многих семьях оба родителя работают, а, значит, ребёнок остаётся без контроля,
– заявил источник Царьграда в Минпросвещения.
Часть шестая. Выводы
Перед нами большая и очень мощная система трансформации образования по западным лекалам и в западных же интересах. И руководить этим процессом должен Герман Греф. Не государство, не министерство, а банкир. Просто по праву сильного, потому что может. Потому что имеет для этого огромные финансовые, людские и цифровые ресурсы. Самое главное состоит в том, что речь не идёт только об изменении системы образования в России. Речь идёт о системе управления образованием, которая будет сосредоточена в руках Грефа и на платформах Сбербанка.
Если посмотреть на всю идеологию целиком, то становится ясно, что управление будет производиться не в интересах государства или каждого гражданина, а по предзаказу крупных транснациональных корпораций. Разумеется, места в технопарках нового типа, которыми планируется заменить вузы, будут распределяться среди детей представителей корпораций. Компания даже сможет себе заказывать узкого специалиста по конкретным параметрам. В планах есть и генетические исследования предрасположенности детей к определённым направлениям образования. То есть корпорация просто будет размещать заказ на специалиста, предлагать жёсткий контракт на «человеческий капитал», управляться система будет из Сбербанка, а роль государства будет сведена к выбору места для технопарка и закреплению нормативной базы. Тут мы говорим, конечно, про очное образование под контролем ИИ и наставника-человека.
Остальным же останется роль подчинённых, которыми будут управлять избранные, получившие знания лидерства в корпоративных технопарках. Очевидно, что именно для этого и нужны проекты дистанционного образования, потому что оно при такой системе станет повсеместным, а очная форма – только для элиты и будет стоить очень дорого.
Молодым людям вдалбливают, что они должны отказаться от шаблонов и академических стандартов, авторитетов, традиционного образования. Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
Чтобы понять, что выстраивается система для избранных, давайте вспомним остальных, кто развивает цифровое образование. Кроме Грефа и примкнувшей к нему Раковой это ещё Дмитрий Песков (не пресс-секретарь президента), а также руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, пытавшийся реформировать русское образование ещё в советское время. Фрумин – большой друг ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, мужа главы ЦБ России Эльвиры Набиуллиной. Фрумин также дружит с Алексеем Кудриным.
Даже в этих словах прослеживается общая концепция. Корпорации – глобальные менторы будущего, они будут развивать только тех, кто им нужен и только в необходимом количестве. «Общий человеческий капитал», как назвал его Фрумин, им не нужен.
Обратите внимание, как вся эта элитная каста трансформаторов рассказывает совсем ещё молодым людям о целях своих нововведений. Им вдалбливают, что они должны отказаться от шаблонов и академических стандартов, авторитетов, традиционного образования. В пример они приводят статистику Всемирного банка, МВФ, западных вузов и корпораций вроде Intel или Cisco.
Фрумин делал так в 2018 году на лекции «Человеческий капитал 2.0» на острове Русский в ходе интенсива, о котором сказано выше. Фрумин говорил о необходимости «человеческого капитала нового типа, чтобы развивать страну, в которой плохие институты». Фрумин говорил это в 2018 году, а Ракова – ещё в 2014 году. Герман Греф же говорит это вообще постоянно, потеряв всяческие берега в принципе.
Парадоксально, но тот самый Запад, на который ориентируются эти люди, неоднороден. Старая европейская академическая школа – против цифровой трансформации образования и против дистанционки. Давайте посмотрим, что писал об этом один из виднейших учёных Италии – профессор Нуччо Ордине.
Наверное, не стоит искать ответ на вопрос, как с этим бороться. Многое очевидно. Вероятно, никто из читателей и зрителей Царьграда не выступает радикально против улучшения образования посредством технологий. В конце концов, все мы пользуемся смартфонами. Но безбрежные мечты Грефа и его новой команды – это не просто технические новшества, упрощающие рутину в процессе обучения. Нет. Речь идёт о формировании нового общества, которое должно будет своими же руками не только разрушить старейшую и авторитетнейшую систему образования, но и окончательно закрепить статус России как колониальной державы, руководимой институтами глобального капитала.