цифровые технологии в обучении иностранному языку
Цифровые технологии в обучении иностранному языку
© Оформление. Издательство «Эдитус», 2017
Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального и общего образования в 2010–2012 гг., профессиональных стандартов педагогов вузов и школ в 2015 г. свидетельствует о необходимости значительной перестройки всех составляющих образовательной парадигмы школы и вуза. Данные изменения связаны с повышенным вниманием к интерактивным формам обучения, обязательному использованию цифровых технологий (ЦТ) на всех этапах процесса обучения – от подачи материала до его контроля, моделированию и применению инновационных методов обучения, организации и регламентации самостоятельной работы обучающихся, развитию информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ) всех участников образовательного процесса.
Многие исследователи, анализируя роль ЦТ в обучении, выделяют три качественно различные типа их применения в обучении:
● первый тип – смешанный форма (blended learning) – предполагает интеграцию новейших технологий в традиционный процесс обучения для повышения эффективности преподавания различных дисциплин;
● второй тип обучения – дистанционный – базируется на использовании ЦТ, которые позволяют вести учебный процесс без прямого участия преподавателя, способствуя развитию навыков самостоятельного поиска, выбора и применения информации;
● третий тип представлен новым образовательным феноменом, основанным на концепции образование через всю жизнь – это массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые в основном используются для самообразования и повышения квалификации.
Первый и второй тип применения ИКТ в образовательном процессе предполагает постепенную перестройку всей системы образования, смену господствующей парадигмы профессионального обучения. Сегодня внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых образовательных стандартов вуза и школы.
Что касается второго типа обучения – дистанционного, то в нашей стране он еще не нашел широкого применения, хотя сегодня дистанционное обучение считается одним из наиболее эффективных и перспективных форм получения образования во всем мире. В настоящий момент этот термин находится у всех на слуху, и им пытаются обозначить все возможные способы и формы применения ИКТ в образовательном процессе – от сайта учебного заведения с краткой информацией о поступлении до обычного линейного учебника, опубликованного в сети. Целесообразность развития системы дистанционного образования уже не подвергается сомнению и подтверждается многочисленными данными и оценками экспертов в этой области, реальными примерами внедрения новых форм образования в высшей и средней школе. Однако следует отметить, что широкое распространение этой формы получения образования возможно лишь при решении ряда сложнейших задач экономического (большие материальные затраты на развитие технической и методической базы высших и средних учебных заведений, а также на обеспечение самого учебного процесса), технологического (развитие российских компьютерных сетей, обеспечение широкого доступа к Интернету), методологического (необходимость выработки стандартов электронных обучающих ресурсов, новых методов технологий обучения, основных принципов подготовки педагогических кадров и др.) и психологического (психологическая подготовка обучающихся и преподавателей) характера.
Массовые открытые онлайн-курсы – наиболее перспективное и бурно развивающееся направление электронного обучения на сегодняшний день как у нас в стране, так и за рубежом, поскольку опирается на такие подходы, как коннективизм, активное обучение, обучение в сотрудничестве, которые повышают самостоятельность и мотивацию обучающихся в приобретении навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире.
По мнению автора данного пособия, основная сложность заключается в создании не столько технической, сколько методической базы учебных заведений, которая предполагает наличие открытых обучающих ресурсов, коренным образом отличающихся от тех, что используются в традиционной форме образования.
Цель данного пособия – помочь преподавателям и учителям иностранных языков научиться проектировать и создавать собственные электронные обучающие материалы и задания, способствующие оптимизации и эффективности учебного процесса при использовании дистанционной и смешанной форм обучения.
Глава 1. Теоретические подходы к внедрению цифровых технологий в преподавание иностранных языков
§ 1. Основные этапы применения цифровых технологий в обучении иностранным языкам в ХХ – начале ХХI в
Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 70 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества, появлением Интернета и бурным развитием мобильных и облачных технологий все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость интеграции новейших технологий в учебный процесс. Термин цифровые технологии (digital technologies) появился сравнительно недавно. В англоязычной педагогической литературе он используется как зонтичный термин, включающий разнообразные, недавно появившиеся (облачные, мобильные, смарт-технологии и др.) и ставшие уже традиционными информационно-коммуникационные технологии [Dudeney, Hockley, Pegrum, 2013].
В своей статье «Использование компьютеров в преподавании иностранных языков» М. Воршер обозначил три основных этапа использования компьютерных технологий в преподавании иностранных языков – бихевиористский, коммуникативный и интеграционный [Warschauer, 1997]. Это направление называют Computer Assisted Language Learning, что значит – изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий. Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод. Сегодня, в связи с появлением новых технологий и педагогических подходов к использованию ЦТ в процессе обучения, данная классификация может быть дополнена и расширена (см. табл. 1).
Основные этапы применения ИКТ в процессе преподавания иностранных языков в XX – XXI вв.
Первый период в развитии обучения с поддержкой компьютерных технологий, начавшийся в конце 50-х гг. и продолжающийся до 60—70-х гг. ХХ века и условно названный бихевиористским, основан на популярной в то время бихевиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучающихся (грамматика, письмо) путем повторения. Главным принципом построения компьютерных программ было «упражнение и тренировка» (drill and practice). Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя, он воспринимался как устройство, предоставляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация – тренировка – контроль. Сторонники бихевиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода: периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения;
● компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он не «устает» и дает объективную оценку;
● компьютерная программа позволяет каждому студенту работать в собственном темпе.
Однако уже в конце 70-х – начале 80-х гг. бихевиористский подход к использованию компьютеров в преподавании потерял свою популярность в силу многих причин. Во-первых, этот подход к изучению языка был опровергнут на теоретическом и практическом уровне. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е гг. Сторонники нового метода считали, что упражнение и тренировка не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами коммуникативного подхода к применению компьютерных технологий являлись:
Цифровые инструменты преподавания английского языка
Захарова Марина Валентиновна
канд. филол. наук, старший преподаватель Депарамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва, mavzakharova@fa.ru
Аннотация: В статье рассматривается образовательный потенциал цифровых технологий в пре-подавании иностранных языков в высшем учебном заведении неязыкового профи-ля. Результаты исследований представляют собой обзор современных цифровых ин-струментов по иностранному языку, апробированных в аудиторной и самостоятель-ной работе студентов, а также анализ взаимосвязи использования мультимедийных средств и повышения эффективности преподавания иностранных языков. Методи-ко-содержащий результат включает рекомендации по методике интегрирования цифровых технологий в образовательный процесс для организация аудиторной ра-боты и самостоятельной работы студентов при преподавании иностранного языка в вузе.
Ключевые слова: цифровые образовательные инструменты, мультимедиа, учебное планирование, учебная автономия, высшее образование
Digital learning technologies for English language teaching
Zakharova Marina Valentinovna
Cand. Sci. (Philology), senior teacher of the Department of Language Training, Financial University under the Government of Russian Federation, Russia, Moscow
Abstract: The article discusses the educational potential of digital technologies in teaching foreign languages in non-linguistic institutions of higher education. The research results provide an overview of current digital tools for English language teaching, tested in class and out of class, as well as an analysis of the correlation between the use of multimedia tools and im-proving the effectiveness of teaching foreign languages. The practical outcome includes recommendations on the methodology for integrating digital technologies into the educa-tional process for university-level studies of English, both in class and autonomous.
Keywords: digital learning tools, multimedia, lesson planning, learning autonomy, higher education.
Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания английского языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovye-instrumenty-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 19.06.2020)
Иностранный язык представляет собой учебный предмет, в котором предполагается создание искусственной языковой среды для обучающихся, что предопределяет вариативное включение различных цифровых средств обучения в новые перспективы преподавания иностранного языка.
Цифровые средства обучения представляют собой интерактивные системы, позволяющие одновременно работать с анимированной компьютерной графикой, со звуком, видеокадрами, статическими текстами и изображениями. На пользователя, учащегося, идёт одновременно воздействие по различным информационным каналам, где ему, пользователю, отводится активная роль.
Во всем существующем и постоянно обновляемом многообразии необходимо создавать и обновлять в режиме реального времени некоторую типологию цифровых технологий в обучении иностранному языку, определять возможности их использования и моделировать методику работы с ними в условиях смены методологической парадигмы. В совершенствовании материальной базы, программного и методического обеспечения, в приобретении соответствующего опыта преподавателями видится перспектива успешной реализации цифровизации образования. [1]
Ниже представлены современные цифровые инструменты для преподавания иностранного языка и приводятся некоторые рекомендации по методам работы с ними с целью стимулирования познавательной деятельности студентов. [Cf. 2-3]
Мультимедийное занятие – учебное занятие с использованием цифровых технологий, различных программ и технических средств для эффективного воздействия на обучаемого.
Задачи, решаемые с помощью мультимедиа на занятиях по иностранному языку, включают в себя активизацию аудиторной работы; симулирование реальной коммуникации; обеспечение информационной поддержки; развитие познавательного интереса и мотивации к изучению иностранного языка. [4]
Мультимедийное занятие, то есть, занятие с использованием различных программных комплексов, среди которых тренажёры, тестовые программы, графические редакторы, мультимедийные презентации, онлайн-редактируемые схемы, графики таблицы, практикумы с возможностью моделирования реальных процессов. Как показывает практика внедрения таких средств в учебный процесс, их использование эффективно воздействует на обучаемого, у которого развиваются умение познавать окружающий мир, навыки использования знаний и умений в реальном жизненном контексте; алгоритмическое мышление; креативное мышление; принятие оптимальных решений в сложной ситуации; исследовательские навыки; способность к обработке информации. Кроме того, у обучающихся наблюдается повышение адаптивных способностей к современной учебной среде, формирование нестереотипного мышления и объективной самооценки.
Электронный учебник и разнообразные обучающие программы-тренажёры можно считать наиболее доступными для университетской студенческой аудитории из мультимедийных средств.
Электронные приложения к учебникам содержат обучающие программы по запоминанию слов и тренировки грамматики, а также дополнительную практику по аудированию и письму. Учебные программы имеют возможность существенно изменять способы управления учебной деятельностью и осуществлять целенаправленную индивидуализацию обучения, что способствует повышению качества обучения. Работа с программами помогает учащимся лучше воспринимать новый материал благодаря графическим образам [5].
В контексте обучения в вузе общему и деловому английскому языку представляется возможным пользоваться следующими учебниками с электронными приложениями на СD и в сети Интернет:
a) Speakout (A1-B2)(Pearson): ActiveBook – электронная версия книги для учащихся с дополнительными материалами, включая возможность просмотра видео и прослушивания аудио-материалов с упражнениями; компонент MySpeakoutLab даёт возможность осуществлять персонифицированное обучение и оценивать результаты в режиме онлайн, включая опции мгновенной обратной связи, автоматического дневника успеваемости, дополнительные упражнения из банка ресурсов для эффективной отработки материала, аудио- и видеофайлы, программу тестирования, позволяющую отследить успешность прохождения материала (поурочные, промежуточные и итоговые тесты).
б) Business Result (A1-B2) (OUP): интерактивная рабочая тетрадь на CD представляет собой цифровой ресурс для самостоятельной работы студентов над грамматикой, лексикой и аудированием.
в) Market Leader (A1-B2) (Pearson): интерактивная рабочая тетрадь на CD-ROM с упражнениями на грамматику, лексику, аудирование. Онлайн-компонентMyEnglishLab предоставляет дополнительную практику.
г) MyGrammarLab (A2-B2): онлайн-компонент включает Diagnostic Test к каждому уровню, видео-уроки с объяснениями грамматических правил; задания и упражнения по каждому разделу с автоматической их проверкой и анализом ошибок; Progress Tests и Exit Tests после каждого раздела; инструменты для тренировки произношения, прослушивания и проверки своих ответов к упражнениям в печатной книге; некоторые упражнения для подготовки к международным экзаменам.
Мультимедийные презентации являются следующей удобной технологией для включения в учебный процесс, для их использования необходимы компьютер и проектор. Презентации могут проводиться как синхронно, так и асинхронно, т.е. быть предварительно записанными [6].
Формы включения презентаций в занятии зависят от содержания занятия и его целей. Так, эффективными целями применения считаются следующие: процесс иллюстрирования и изучения нового материала; закрепление новой темы; проверка усвоения материала.
Ресурсом, который является источником презентаций по различным сферам, является платформа SlideShare, где преподаватели имеют возможность пользоваться коллекцией готовых презентаций, созданных и размещённых коллегами, что существенно уменьшает временные затраты при подготовке к уроку. Студенты также могут создавать презентации по темам для отработки презентационных навыков. С помощью авторских презентаций преподаватель имеет возможность представлять материал последовательности, которая необходима для достижения целей и задач конкретного урока.
Электронное тестирование представляет собой автоматизированный инструмент контроля и оценивания знаний преподавателем или инструмент самоконтроля, обеспечивающий наряду с устным визуальный контроль результатов.
Базовым ресурсом должен являться ресурс Общеевропейской комиссии владения иностранными языками (CEFR), который позволяет определить уровень владения языком по шкале, применяемой в рамках Болонской конвенции. Также этот ресурс предоставляет рекомендации по изучению языка для достижения того или иного уровня, исходя из результатов тестирования.
Мультимедийный Интернет-ресурс представляет информацию (текстовую, анимационную, графическую, звуковую, видео) интерактивно, наглядно, занимательно, с моментальной обратной связью. [7]
Особенности функционирования Интернет-материалов включают: 1) открытость и доступность для всех, как для обучающихся, так и для преподавателей; 2) свободный доступ и редактируемость любых учебных материалов; 3) возможность быстро и просто создавать новые цифровые объекты: видео- и аудиофрагменты, изображения и тексты; 4) доступность любых материалов для людей с различным уровнем знаний и навыков в области информационных технологий.
Все эти материалы существуют, как правило, в оригинальной версии на иностранном языке и, следовательно, могут использоваться для занятий иностранным языком для формирования навыков работы с иностранным языком как профессиональным инструментом.
Обучающее видео – вид Интернет-ресурса, позволяющий просматривать видеозаписи и выполнять задания к ним, который используется как в онлайн, так и в оффлайн-режиме. Задания могут быть как включены в саму видеозапись, так и в специальные рабочие тетради. Среди наиболее популярных ресурсов следующие:
1) Khan Academy – Интернет-ресурс, предоставляющий разнообразные видео и материалы к ним для изучения и, главным образом, повторения материалов по различных предметов, подготовки к международным экзаменам. На сайте существует раздел «Teachers», который позволяет в режиме онлайн добавлять задания к видео.
2) TED – электронный ресурс, главное содержание которого составляют видеофрагменты выступлений на широко обсуждаемые в обществе темы. Ресурс существует также в варианте TED Ed; где содержатся не только видеозаписи, но и планы учебных занятий, вопросы к видео, схемы для составления планов занятий. Программа позволяет также отследить прогресс обучающихся в изучении определённой темы, к которой был привязан план занятия и определённое видео. Видеолекции на английском языке знакомят студентов с профессиональной сферой их обучения, добавляя в изучение иностранного языка предметный компонент, созданный выдающимися учёными мира.
Цифровой класс – среди онлайн-ресурсов, помогающих создавать планы мультимедийных занятий и заслуживающих упоминания и внедрения в самостоятельную и аудиторную работу студентов, можно выделить Документы Google, или Google Docs. Это созданное на бесплатной основе приложение, имитирующее MS Office онлайн и включающее текстовый редактор, табличный редактор, сервис для создания презентаций, а также облачный сервис хранения файлов. Преимуществом программы является также то, что ее не нужно скачивать и устанавливать. Её применение обеспечивает связь между преподавателем и студентом в синхронном и асинхронном режиме, позволяя мгновенно корректировать имеющиеся недочёты, непонимание или недопонимание; создание индивидуальных и коллективных проектов автономно или под контролем преподавателя; увеличение объёма решаемых совместно с преподавателем задач. [8]
Другим онлайн-ресурсом является Google Сlass, предлагающий бесплатно инструменты для работы с электронной почтой, электронными документами и облачным хранилищем. Этот сервис был разработан в тесном сотрудничестве с преподавателями для большей экономии времени, чтобы они могли эффективно общаться с учащимися. Его преимуществами являются 1) удобное добавление обучающихся в систему курсов; 2) присоединение студентов к курсам с помощью кода и работа с несколькими курсами одновременно; 3) создание объявлений; 4) импортирование заданий; 4) совместное преподавание с большим количеством коллег; 5) создание шаблонов и, следовательно, уменьшение времени, затрачиваемого на создание заданий; 6) интегрирование дополнительных материалов (GoogleForms, файлов PDF, файлов PPT и других) с Google Диска. Немаловажно и то, что у данной программы имеется мобильное приложение, что также предполагает оптимизацию работы студентов. Оно позволяет выделять текст в приложенных файлах и таблицах, добавлять к ним свои примечания и комментарии, то есть, фактически, вести онлайн-дискуссию с преподавателями. Данная система также обладает рядом чисто методических преимуществ для преподавателя, что позволяет развивать навыки самоорганизации у студентов. В программе Google Class есть такие опции настройки заданий, как ‘предварительная подготовка’, ‘быстрые опросы’, ‘отслеживание заданий для учащихся’, ‘индивидуальные задания’, пользуясь которыми, преподаватели публикуют задания для отдельных учащихся или всего курса со сроками сдачи, меняют систему оценивания, отслеживают проверенные задания, переносят итоговые оценки в Google Таблицы или CSV-файл и впоследствии отправляют студентам, распечатывают и т.д. [9]
Сервис Padlet удобен для организации, хранения материалов и совместной работы со студентами. Его уникальной особенностью является схожесть принципов его работы с принципами работы общеизвестных социальных сетей – своей страницей или различными хранимыми на ней материалами можно поделиться, сохранить в виде электронного документа, отправить по электронной почте, вставить на свою страницу или блог с помощью html-кода; сервис идеально подходит для работы онлайн в режиме аудиторного занятия, так как обучающиеся могут с имеющихся у них электронных девайсов отправлять на общую доску Padlet изображения и тексты и рассматривать и обсуждать их между собой и с преподавателем. Перед обучающимися и преподавателем открывается возможность а) совместного конспектирования, обсуждения насущных проблем и вопросов по ходу лекции в режиме онлайн; б) планирования мероприятий – реальных или моделируемых для эффективного изучения иностранного языка – на доску Padlet можно поместить всю информацию об экскурсии, квесте и т.д. ; в) размещения дополнительных материалов по теме занятия- каждый может добавить на общую доску обсуждения найденные им в процессе исследовательской работы результаты г) для повторения изученного материала в начале занятия или в конце учебного периода.
Ресурс WeVideo интересен тем, что в этом видео-редакторе возможна совместная работа студентов друг с другом и с преподавателем. В нем создаётся видео с различными визуальными и аудиоэффектами, которое также может быть размещено в сети, переработано другими участниками учебного проекта.
На таком онлайн-ресурсе, как Zunal (http://zunal.com/), есть возможность создавать веб-квесты, что может явиться вполне эффективной формой как организации деятельности студентов в рамках аудиторных занятий, так и формой проверки усвоенных знаний.
Среди электронных тренажёров можно выделить тренажер Letter Generator для тренировки навыков написания личных и деловых писем с пошаговыми рекомендациями; тренажер EssayMap для тренировки написания сочинений по готовой схеме пошаговыми инструкциями; сервис LearningApps.org поддерживает учебный процесс целым набором общедоступных интерактивных приложений для тренировки конкретных задач в разных предметных областях; TOEIC Listening – тренажер навыков аудирования, представляющий коллекцию аудиофайлов и упражнений для тренировки аудирования и отработки произношения; Useful English – коллекция упражнений на употребление кодифицированного английского языка в устной и письменной форме. [10]
Цифровые приложения (сайты, позволяющие создавать различные типы графического и текстового контента для учебных целей) для развития у обучающихся навыка самоорганизации, одного из актуальных soft skills сегодня:
1) EasyBib – данный ресурс может использоваться при написании исследовательских работ как на иностранных языках, так и на русском. Он позволяет автоматически составлять библиографические списки для научных работ, используя стили цитирования, как MLA, APA and Chicago/Turabian.
2) Remember the Milk – бесплатный ресурс, позволяющий формировать онлайн-расписание с указанием сроков, к которым нужно выполнять определённые задания, составлять графики и др. Может использоваться с различных платформ, таких, как Gmail, Twitter, iPad, iPhone, Android.
3) Surveymonkey – Интернет-ресурс, использующийся как студентами, так и преподавателями для создания всевозможных тестов, опросников, викторин. Может применяться как для выполнения различных заданий при применении технологии task-based learning и content-language integrated learning, так и для получения обратной связи от студентов или преподавателя. Подобен ему ресурс под названием Classmarker.
4) Bubbl.us – Интернет-ресурс для создания так называемых mind maps в режиме онлайн. Такие «карты памяти» помогают организовать нужную информацию для её наиболее быстрого изучения, запоминания и повторения. В аудиторной практике они могут использоваться в начале занятия как студентами, так и преподавателями для повторения пройденного и создания интересного введения в новую тему.
5) Create-a-Graph – данный ресурс позволяет создавать различные графические формы репрезентации информации, такие как графики, таблицы, диаграммы и т.д.
Очень близок к навыку самоорганизации и навык самообучения, для развития которого также существуют выявленные в процессе изучения мультимедиа-ресурсов веб-сайты. Среди них одним из самых популярных и богатых предлагаемыми формами работы является веб-ресурс Quizlet, а также Native English (грамматический справочник, тесты, словарь идиом), BBC Learning English (ресурс BBC с подкастами, грамматическими и лексическими упражнениями, новостями, передачами на профессиональные темы), Learn English, British Council (ресурс по изучению General English, Business English, English for Specific Purposes), BBC Language at Work (курс деловой коммуникации в компании).
Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий – каждодневный, так как очень разнообразны конкретные ситуации обучения. Технологии познания, в их числе информационно-коммуникативные и цифровые технологии, являются инструментами, которые помогают студенту развивать память, навык решения проблемных вопросов, а их применение изменяет характер приобретения знаний и умений студентами, открывая новые возможности для переосмысления содержания обучения и эффективности методов его передачи и организации.
Цифровые технологии с обучающими, контролирующими, демонстрационными целями интегрируются в преподавание различных вузовских дисциплины, в том числе иностранного языка. Однако должны учитываться особенности курса, подходы, применяемые преподавателем, уровень требований, предъявляемых к реальному контингенту студентов; форма обучения – аудиторная или дистанционная, синхронная или асинхронная.
Авторский учебный курс с применением цифровых технологий может быть создан на различных онлайн-платформах и применяться как для аудиторной работы студентов, так и для самостоятельной, домашней. При работе с цифровыми технологиями в аудитории преподаватель должен провести предварительную работу со студентами – подготовить учащихся к восприятию конкретного учебного материала и создать необходимые условия для восприятия и изучения предмета. Применение курса с цифровой поддержкой возможно в течение всего учебного занятия или его части – как правило, в случае подкастов это может быть 45-60 минут от занятия, в случае презентаций – 15-20. Можно использовать элементы мультимедиа-курса как средство введения нового материала, проверки или оценки знаний, как интерактивную лабораторию, инструмент индивидуального обучения, тренинга, рефлексии.
Для создания качественного демонстрационного материала, преподаватель обязан руководствоваться некоторыми правилами, применимыми к электронным ресурсам, отличными от тех, что работают с бумажными носителями. Так, слишком большое количество мультимедийной информации на изучаемую структурную единицу перегружает реципиента.
В случае подкастов, например, создаются так называемые «лонгриды» – тексты, «прерываемые» скриншотом следующего необходимого к просмотру видео; а в случае создания презентаций следует придерживаться удобочитаемых шрифтов (Arial, Verdana).
Следует обратить внимание на цветовую гамму приложения. Интересно отметить, что разные цвета шрифтов и фона в презентациях рекомендуется применять попеременно. – в ходе исследований было обнаружено, что визуально поданная информация по-разному воспринимается людьми, у которых более активно работает правое полушарие мозга, и теми, у кого в умственной деятельности наиболее задействовано левое полушарие. Следовательно, иногда стоит выбирать светлый фон и темный цвет шрифта, иногда, наоборот, светлый цвет шрифта и темный фон. В целом, глаза устают меньше, если применяется темный цвет шрифта на светлом фоне.
Использование цифровых технологий на уроке создаёт неограниченные возможности для преподавателя и обучающихся. Работа с виртуальными моделями, видео, анимацией, звуком, графикой привлекают внимание к теме. Но как нельзя заменить преподавателя учебником, так и нельзя заменить его цифровыми материалами, так как цифровые технологии сопровождают ход занятия в соответствии с планом занятия, но не могут занимать большую часть занятия. Они добавляют элементы, которые нельзя осуществить на практике: gif-изображения в качестве средства оценивания онлайн-работы, проверочные работы онлайн для фронтальной работы с аудиторией, видеофрагменты для имитации создания языковой среды в аудитории, голографические объекты-изображения. В свою очередь, память механики руки доказано более долгосрочная, чем визуальная. Поэтому делать задания, составлять предложения, отвечать на вопросы, лучше на практике, письменно устно и в некоторых случаях – задействуя кинестетический тип подачи/восприятия информации.
Однако наибольший коэффициент полезного действия получается в том случае, если в процессе обучения сами обучающиеся создают задания с применением цифровых технологий, демонстрируя свои знания, вовлекая других обучающихся. Следовательно, в рамках учебного процесса учащимся должна предоставляться возможность работать с текстом, графикой, видео и звуком в индивидуальном режиме. Именно в том случае, если обучаемый сам становится автором, у него развивается творческое и критическое мышление, тогда как преподаватель способствует структурированию мыслительного процесса обучающегося.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод: использование различных сервисов, упомянутых в данной работе, является эффективным средством для создания презентаций, подкастов, видеоматериалов с гиперссылками оказывает большое влияние на содержательность урока, помогает студентам с интересом воспринимать изучаемый материал. Использование цифровых технологий открывает новые возможности, как для учителя, так и для обучающегося.
Презентации, подкасты, различные средства, помогающие вмещать как можно больше информации в разных графических формах делают каждое занятие по различным лексическим, грамматическим, разговорным, профессиональным темам более ярким, разнообразным и запоминающимся.
Сегодня во всем мире ежедневно меняются способы преподавания иностранных языков из-за иногда вынужденного технического и методологического изменения процесса обучения. Освоение на практике цифровых инструментов и материалов преподавателями и студентами представляют собой и реальность, и перспективу успешного их применения в современном образовании.
Цифровые обучающие технологии имеют огромный обучающий потенциал. Необходимо апробировать в реальном учебном контексте их способности стимулировать различные виды речевой деятельности и возможности по-новому организовывать контактный и бесконтактный учебный процесс.