цукерман г а виды общения в обучении
Виды общения в обучении
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ОБЩЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Глава 2. УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Что умеет умеющий учиться?
§ 3. Обладает ли младший школьник инициативой?
§ 4. Учитель как существенное условие задачи
§ 5. Предметность учебного сотрудничества
Глава 3. РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Зачем мне знать, чего я не знаю?
§ 2. «Об овладении ребенком понятием»
§ 3. Три слоя учебной деятельности
Глава 4. ВЗРОСЛЫЙ: ОТКРЫВАЕТ ИЛИ ЗАКРЫВАЕТ РЕБЕНКУ ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ?
§ 1. Парадокс самостоятельности
§ 2. Распределение функций между учеником и учителем
§ 3. Монополия взрослого на рефлексию
Глава 5. РОЛЬ СВЕРСТНИКОВ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
§ 1. Почему взрослый не заменяет сверстников?
§ 2 Как учатся дети: рядом или вместе?
§ 3. Сила и слабость педагогики сотрудничества
Глава 6. УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Как строить совместную работу детей на уроке?
§ 2. Методика организации учебного сотрудничества
Глава 7. РАЗВИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТЫ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
§ 1. Содержание и форма учебной деятельности
§ 2. Трудности в овладении содержанием и формой учебной деятельности
§ 3. Модели и сверстники
§ 4. Несовершенство как фактор развития
§ 5. Диагностика способов учебного сотрудничества
§ 6. Сотрудничество со взрослым и сверстниками: различия качественные или количественные?
Глава 8. УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА ГРАНИЦЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
§ 1. Психологический смысл разновозрастного сотрудничества
§ 2. О доступности разновозрастного учебного сотрудничества для младших подростков
§ 3. Методика разновозрастного урока
§ 4. Результаты разновозрастного сотрудничества
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 264
Предисловие
Заключение
Существует банальный житейский факт: в начале обучения ребенок нуждается в помощи взрослого. Когда психологи-начетники, констатируя этот трюизм, используют термин Выготского «интерпсихическое действие», у них создается иллюзия понимания феномена совместного действия. Но в самом деле никто еще не ответ ил на вопрос о том, что такое интерпсихическое действие ребенка и взрослого, какова его предметность, чем оно отличается от интрапсихического, полностью индивидуализированного действия. Мы попытались ответить Па эти вопросы применительно к начальному этапу развертывания учебной деятельности младших школьников.
Две группы педагогических условий необходимы (но не всегда достаточны) для порождения учебной инициативы ребенка, побуждающего взрослого к совместному учебному действию.
1) Определенные процедуры, с помощью которых учитель в явном виде открывает ученикам свои ожидания неимитационного, нерепродуктивного поведения. Система задач, ставящих ребенка перед открытым выбором учебного или неучебного способа взаимодействия с учителем, позволяет органически связать два пласта учебной предметности: общий способ действия с учебным материалом (для ученика и учителя) способ взаимодействия.
2) Определенные процедуры, способствующие порождению самого учебного вопроса-гипотезы о новом понятии или способе действия. Эти процедуры связаны с организацией учебного сотрудничества со сверстниками.
В учебной деятельности сотрудничество со сверстниками является существенным моментом самого процесса присвоения понятий, ибо поляризация и координация точек зрения в группе являются способом определения границ применения каждого понятия, границ детского знания и незнания. Именно поэтому у детей, участвовавших в групповой работе, рефлексивные способности формируются значимо более эффективно, чем у детей, осваивавших понятия только в ходе общеклассных дискуссий.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Виды общения в обучении по Г.А. Цукерман.
Виды общения в обучении по Г.А. Цукерман.
Педагогика как самостоятельная наука имеет свой объект изучения, объект это иследуеваемая область(сфера деятельности) Педагогика (с греч. Детовождение) наука о воспитании, это наука о наиболее совершенных путях и методов воспитания. Объект педагогики-те явление действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности. Предмет педагогики— это образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в учебных заведениях или в семье. Задачи Изучать возрастные аспекты обучения и воспитания.
Открытое столкновение точек зрения, спор между детьми необходимы для решения любой учебной задачи, что дискуссионность является одной из наиболее существенных характеристик учебного общения, в котором осуществляется учебная деятельность.
Главное — сам факт спора, его суть. Формой учебного взаимодействия и должна быть кооперация ученика с учителем. Действительно, единственное, что противоречит такому утверждению,— это предположение о том, что общение со сверстниками является не менее важным фактором психического развития ребенка, чем общение со взрослым.
Основные категории педагогики начального образования.
Связь с другими науками.
Концепции развивающего обучения. Дидактическая характеристика концепции Л.В. Занкова.
Основные категории, Обучение, Воспитание, Формирование, Развитие.
Воспитание это целеустремленный процесс формирования человека.
Обучение Это сложно организованный процесс направленный на развитее личности, организован на усвоении материала. Результат Знания Умения Навыки.
Связь с другими науками. Связана со всеми науками занимающимся изучением человека. Философия, социология, психологией, медициной, анатомией… Есть четыре формы связи— использование педагогики основных идей, Использование методов исследования, использование данных других наук. Комплексные исследования.
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
1. Высокий уровень трудности.
2.Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3 Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4.Осознание школьниками хода умственных действий.
5.Воспитание учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6 Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7.Развитие каждого учащегося класса
На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Формирование и развитее. Процесс развития человека, его условия и факторы. Наследственность и развитие. Развитие и воспитание. Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принципы Гуманизации и демократизации.
Формирование— процесс становления человека как социального существа, с взаимодействием всех факторов.
Развитие- Это процесс внутренне последовательного изменения физических сил человека, сущности и становления его личности.
Развитие человека, становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних природных и социальных управляемых и не управляемых факторов.
Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей. И путей их достижении.
Принципы— Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Личность младшего школьника. Как объект и субъект педагогических воздействий.
Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.
Личностью не рождаются а становятся.
Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре.
Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.
Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания результатом формирования которое отобразится в педагогическом процессе.
умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;
умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;
умение организовать успешное восприятие учебного материала;
умение обеспечить осмысливание изучаемого;
умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;
умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;
умение выполнять корректировку процесса усвоения.
организация восприятия и осмысливания нового материала;
организация закрепления и применения знаний на практике;
текущий контроль и регулирование, получение обратной связи.
Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством- уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе.
Младший школьник как субъект учебной деятельности.
Основные подходы к решению проблемы возрастной периодизации.
Педагогические способности
Учителя начальной школы.
Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова
Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития. Специфика продуктивного мышления в соответствии с концепцией З.И. Калмыковой
Понятие о принципах и правилах ЦПП.
Принципы— Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития. В процессе обучения достижение прочности знаний является результатом действия многих факторов, среди которых важнейшими являются реализация принципов обучения, педагогическое мастерство, желание ребенка учиться, его работоспособность, трудолюбие.
Специфика продуктивного мышления в соответствии с концепцией З.И. Калмыковой
Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от привычного течения мысли, разрешение противоречий между накопленными знаниями и требованиями проблемной ситуации и т.д. Продуктивность мышления чаще всего обозначают как гибкость ума. Внешне выраженной особенностью продуктивного мышления, по мнению З.И. Калмыковой, является самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.
Методика совместного творчества С.А. Смирнова. Образовательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Методика совместного творчества С.А. Смирнова.
В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе.
В деятельности учителя, по мнению С.А. Смирнова, выделяются три направления работы. Результаты работы по этим трем самостоятельным направлениям соединяются, обогащая друг друга, наращивают новый потенциал и, качественно изменяя урок, предстают в виде единого образования с ярко выраженными творческой и социальной направленностями.
Образовательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.
Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы). Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.
Требования к учителю начальной школы. Воспитательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Требования к учителю начальной школы.
Личностные и профессиональные качества- Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок.
Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность человечность, любовь, уважение, радость жизни.)
Профессиональные качества педагога(теоретическая и методическая) педагогическое мастерство трудолюбие, дисциплина)
Учитель должен быт примером и обладать пед. мастерством
Воспитательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.
Виды общения в обучении по Г.А. Цукерман.
Педагогика как самостоятельная наука имеет свой объект изучения, объект это иследуеваемая область(сфера деятельности) Педагогика (с греч. Детовождение) наука о воспитании, это наука о наиболее совершенных путях и методов воспитания. Объект педагогики-те явление действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности. Предмет педагогики— это образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в учебных заведениях или в семье. Задачи Изучать возрастные аспекты обучения и воспитания.
Открытое столкновение точек зрения, спор между детьми необходимы для решения любой учебной задачи, что дискуссионность является одной из наиболее существенных характеристик учебного общения, в котором осуществляется учебная деятельность.
Главное — сам факт спора, его суть. Формой учебного взаимодействия и должна быть кооперация ученика с учителем. Действительно, единственное, что противоречит такому утверждению,— это предположение о том, что общение со сверстниками является не менее важным фактором психического развития ребенка, чем общение со взрослым.
Основные категории педагогики начального образования.
Связь с другими науками.
Концепции развивающего обучения. Дидактическая характеристика концепции Л.В. Занкова.
Основные категории, Обучение, Воспитание, Формирование, Развитие.
Воспитание это целеустремленный процесс формирования человека.
Обучение Это сложно организованный процесс направленный на развитее личности, организован на усвоении материала. Результат Знания Умения Навыки.
Связь с другими науками. Связана со всеми науками занимающимся изучением человека. Философия, социология, психологией, медициной, анатомией… Есть четыре формы связи— использование педагогики основных идей, Использование методов исследования, использование данных других наук. Комплексные исследования.
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
1. Высокий уровень трудности.
2.Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3 Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4.Осознание школьниками хода умственных действий.
5.Воспитание учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6 Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7.Развитие каждого учащегося класса
На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Формирование и развитее. Процесс развития человека, его условия и факторы. Наследственность и развитие. Развитие и воспитание. Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принципы Гуманизации и демократизации.
Формирование— процесс становления человека как социального существа, с взаимодействием всех факторов.
Развитие- Это процесс внутренне последовательного изменения физических сил человека, сущности и становления его личности.
Развитие человека, становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних природных и социальных управляемых и не управляемых факторов.
Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей. И путей их достижении.
Принципы— Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
«Организация учебного сотрудничества младших школьников».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация учебного сотрудничества младших школьников.
«Умение учиться – новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»
Современному обществу необходимы образованные, инициативные люди, которые самостоятельно и быстро принимают решения, прогнозируют их возможные последствия, легко ориентируются в огромном потоке информации, способны к сотрудничеству и умеют работать в команде.
Одной из основных задач на начало обучения выступает формирование и развитие у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества. Постепенно с началом обучения, мной вводились в образовательный процесс основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие.
Работу в парах ввожу с 1-го класса. Главным на первом этапе работы становится выработка умения обучающихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомлю первоклассников с основными правилами общения.
При разговоре смотри на собеседника;
Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Необходимо также научить обучающихся проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность письма и т.д.
Второй этап – научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.). Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.
Объединяю детей в пары с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
К.Н. Поливанова, доктор психологии, профессор, предлагает учитывать уровень готовности к школьному обучению. Выделяет дошкольный, предучебный и учебный уровни.
По результатам диагностики, проведенной совместно с психологом в начале учебного года, выяснилось, что 69% детей имеют учебный и предучебный уровни (использовалась методика «Выбор по правилу», задания «Узор», «Слова»).
Рекомендации К.Н. Поливановой я учитывала при организации парной работы, комплектуя детей в пары по такому принципу:
Также использую и рекомендации Г.А.Цукерман, при рассаживании детей за партами (Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск, 1993. – 269с.).
самого слабого следует сажать за парту рядом с терпеливым и доброжелательным;
упрямца с упрямцем;
озорника нельзя сажать с озорником;
развитый ребенок должен иметь партнера по силам;
партнерство развитого ребенка и слабого должно быть недолгим;
не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых;
нельзя сажать вместе обучающихся с разными темпами работы.
При работе в парах дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ребенок может в этот момент общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока.
Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить, они знают, что их выслушают, при необходимости объяснят и помогут.
Научиться работать в паре легче, чем в группе, поэтому начинать целесообразно именно с парной работы.
Данная форма работы позволяет выполнить следующие требования образовательного стандарта в контексте развития коммуникативных УУД:
1) выслушивать чужое мнение;
2) договариваться и приходить к общему решению;
3) адекватно оценивать свою и чужую работу.
Обучающиеся в паре выполняют различные виды совместной деятельности и следующие типы заданий:
Взаимоконтроль и взаимоопрос.
Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий.
Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий.
Совместные игры, диалоги.
В процессе обучения ввожу самостоятельную деятельность, по ее итогам организую работу в парах. Например, для самостоятельной работы была дана задача на сравнение с лишними данными:
Рассмотри рисунок (на рисунке: 7 яблок, 6 груш, 3 лимона).
На сколько больше яблок, чем лимонов?
Исходя из результатов проверки (14ч. решили задачу правильно; 6ч. имеют недочеты в оформлении; 7ч. допустили ошибки в выборе арифметического действия), была организована работа в парах. Ошибки не исправлены, обучающемуся предоставляется возможность самому найти ошибку и исправить. Ребенок, который справился с задачей, помогает партнеру и задает вопросы по плану.
Что записано в скобках?
Сколько яблок? Запиши.
Сколько лимонов? Запиши.
Сравни количество яблок и лимонов.
Запиши верное решение.
Детям, выполнившим задание, для дальнейшей работы были предложены карточки с разным уровнем сложности решения задачи на сравнение.
По мере развития коммуникативных умений дети объединяются в группы.
Вопросу распределения обучающихся в группы, при организации учебного сотрудничества, я уделяю большое внимание.
Объединять младших школьников в группы рекомендуется с учетом их личных склонностей, особенностей темперамента, учебных способностей, взаимоотношений в классе.
Можно объединять обучающихся в группы с учетом предстоящей работы: с равными способностями, с одинаковым уровнем овладения учебным материалом (гомогенные группы), объединять по разнородности учебных успехов (гетерогенные группы).
В книге Н.А. Горловой, О.А.Горловой «Речевой фитнес» рассматривается влияние семейных отношений на качества личности ребенка и его жизненную позицию. Я распределяю детей в группы так, чтобы в каждой группе были дети с разной жизненной позицией. Для определения жизненной позиции использую метод наблюдения.