цветные таблицы для тренировки мозга
4 упражнения для ясности ума и памяти
Возраст человека выдает не только его внешний вид, но способ рассуждения, состояние ума и памяти. Чтобы поддерживать работу головного мозга на должном уровне, необходимо постоянное что-то изучать и развиваться. Самое простое, что можно сделать для его тренировки, это проделывать специальные упражнения. Ниже будут представлены 4 простые «задачки» для сохранения трезвости ума и поддержания хорошей памяти.
Упражнения для головного мозга
Упражнение 1 — Разноцветный текст
Посмотрите на разноцветный текст, представленный ниже. Как вы видите, он состоит из перечня цветов, но слова не соответствуют действительности. Ваша задача заключается в том, чтобы называть вслух цвет, которым написан текст. Как только вы дойдете до конца, задание стоит повторить, но уже с конца списка.
По началу данное упражнение будет даваться с трудом. Затруднения возникают по причине того, что за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.
Польза упражнения для ума
Помогает сформировать новые связи между полушариями, улучшает концентрацию и внимательность. К тому же, упражнение служит эффективной профилактикой болезни Альцгеймера.
Упражнение 2 — Таблица Шульте
Найдите число 19. Сконцентрируйте на нем свое внимание на некоторое время. После этого оторвите от нее взгляд, и начинайте находить числа от 1 по возрастающей.
Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке.
Польза упражнения для ума и памяти
Повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.
Упражнение 3 — Знаки пальцами
Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10-15 раз.
Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь.
Польза упражнения для ума
Включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.
Упражнение 4 — Синхронное письмо
Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим.
Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов.
Польза упражнения для ума
Помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария.
Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20-30 мин 2-3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения. Как только они стали даваться вам с легкостью, переходите к другим задачкам. Рекомендуем ознакомиться со статьей «Синхронизация полушарий головного мозга» и методом «Ключ» Хасая Алиева. Кроме того, стоит уделить должное внимание своему рациону питания, если хотите сохранить память и трезвый ум долгие годы.
А вы тренируете свой мозг? Каким способом? 🙂
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Таблицы Шульте
Тренажер таблицы Шульте для онлайн тренировок
Пройти тест таблицы Шульте. Как пользоваться этой программой написано чуть ниже.
Скачать и распечатать таблицы Шульте
Скачайте бесплатно таблицы Шульте, чтобы заниматься без интернета или напечатать их на бумаге.
Видео-тренинг из курса: Как правильно проходить Таблицы Шульте
Программа таблицы Шульте
Нажмите на кнопку «Начать», чтобы начать проходить упражнение. Проходить можно как кликая по цифрам в таблице, так и нажимая кнопку «Стоп». Практика показывает, что при прохождении только по таймеру, скорость прохождения всегда будет намного больше, потому что время не затрачивается на клики мышкой по таблице. Способ с кликами может хорошо подойти начинающим, особенно если выбрать легкий режим с подсветкой найденных цифр. В тренажере предусмотрено два режима: «легкий» и «тренировка». В легком режиме все нажатые цифры подсвечиваются.
Режим тренировки
В режиме тренировки тренажер сам перебирает элементы таблицы по очереди. Вам остается только следить. На небольшой скорости можно стараться найти элемент быстрее тренажера, а на большой успевать следить. Такой подход при регулярных занятиях позволит быстрее развить периферийное зрение и способность быстро находить нужные символы или слова в тексте, что очень важно при быстром чтении или поиске информации, подробнее об этом в разделе скорочтение.
Буквенные таблицы
Если Вы добились хорошего результата и быстро проходите упражнение с обычной таблицей Шульте, то можете попробовать буквенный вариант этого упражнения. Буквенные таблицы Шульте позволяют «отвлечься» от привычных таблиц и заставить мозг поработать чуть усерднее.
Методика таблицы Шульте
Таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.
Эти упражнения способствуют развитию развитию интеллекта, развитию мозга и скорочтения. Также для достижения результата необходимо тренироваться каждый день, но не более 10 тренировок, чтобы избежать переутомления. Когда замечаете, что скорость выполнения упражнения падает необходимо прекратить тренировку и отдохнуть 15-20 минут, потому приступить снова.
Во время отдыха нельзя читать, смотреть телевизор или заниматься чем-то подобным, что приводит к умственной работе. По мере уменьшения скорости прохождения таблиц, обычно переходят к таблицам с размерностью 6х6, 7х7 и так далее. в зависимости от текущих способностей.
Для младших школьников и детей
Безусловно маленьким детям будет сложно собирать такие таблицы и им нужен вариант попроще, где меньше цифр и проще ориентироваться. Поэтому для детей можно пройти специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток.
Таблицы Шульте для детей онлайн:
Таблица Горбова-Шульте
Таблица Горбова-Шульте является разновидностью таблиц Шульте. В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук, а красных 24.
Примеры красно-черных таблицы Горбова-Шульте
Примеры таблиц Шульте
Ниже приведены варианты таких таблиц:
Тест таблицы Шульте
Тест таблицы Шульте помогает увидеть насколько хорошо развито у человека периферийное зрение, память, концентрация и внимание.
Другие упражнения c подобным эффектом:
Попробуйте пройти усложненный вариант Таблицы Шульте представленный на картинке ниже. Там вместо 25, целых 90 значений, распределены по неравномерной сетке и имеют сложную, запутанную форму:
Результаты таблицы Шульте
Результаты таблицы Шульте позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и так же способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.
Еще таблицы Шульте:
Курсы для развития скорочтения и тренировки мозга
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете:
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь. 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы.
Супер-память за 30 дней
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Как улучшить память и развить внимание
Бесплатное практическое занятие от advance.
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, расчета процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Другие развивающие игры
Рекомендуем поиграть в пятнашки, потому что эта ига похожа на Таблицы Шульте. В игре пятнашки Вам нужно не просто найти числа от первого до последнего, а еще и отсортировать их в порядке возрастания:
В этой статье я рассказал про таблицы Шульте, как с ними тренироваться, какие навыки они развивают и какие виды таблиц Шульте чаще всего встречаются. Помните, что регулярные тренировки на этих таблицах способствуют развитию навыка скорочтения, тренировке памяти, устного счета и развитию мозга в целом. Желаю успешных, результативных тренировок!
Таблицы Шульте
Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения. В данной статье вы найдете подробное описание методики упражнений с таблицами Шульте. Кроме того, вы сможете пройти тестирование по этим таблицам онлайн и при желании бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.
Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:
Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.
Эффект от упражнения. Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.
Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.
Методика выполнения упражнения
Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. О том, как читать, не проговаривая про себя (без артикуляции), смотрите в данном уроке. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.
Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.
Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки. Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.
Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.
Заниматься с таблицами Шульте
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте вы можете бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.
Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3×3 и 5×3. Если эти таблицы даются вам просто – пора переходить на второй уровень.
Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5×5. Вы можете воспользоваться онлайн-тренажером для упражнений со стандартными таблицами Шульте, который приведен выше или скачать таблицы второго уровня сложности.
Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни, а также для тех, кому в силу своей профессии важно владеть очень быстрой реакцией и повышенной концентрацией внимания. В таблицах третьего уровня, во-первых,есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова), во-вторых, в них представлены большие таблицы Шульте.
Таблицы Шульте всех уровней, а также другие тренажеры для развития скорости реакции, концентрации внимания, быстроты чтения и обработки информации доступны на онлайн-курсе Быстрое чтение.
Такие таблицы позволяют эффективнее тренировать периферийное зрение, в особенности при быстром чтении с сайтов, журналов – источников не только с текстовой, но и графической информацией.
Таблица Шульте
Таблицы Шульте — это таблицы со случайно расположенными символами, обычно это числа или буквы, применяемые для проверки и развития скорости их визуального поиска в определенном порядке. Данные таблицы первоначально были разработаны немецким психотерапевтом Вальтером Шульте как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания. В дальнейшем их стали использовать в качестве упражнений для тренировки периферического зрительного восприятия, что в свою очередь полезно для развития навыка скорочтения, да и в целом для мозга. Кроме того данные таблицы используют в психологии (существуют различные методики) при исследовании эффективности и работоспособности людей, их способности удерживать и переключать внимание.
В классическом виде таблица Шульте представляет собой квадратный лист бумаги шириной с книгу, который разделен на 25 одинаковых квадартов, в каждом из которых расположены цифры небольшого размера от 1 до 25, соответственно. Существуют и другие различные виды таблиц, отличающиеся набором символов, размерами, цветами и т.д. Из наиболее известных, можно отметить варианты таблиц Шульте-Горбова с красно-черными ячейками.
В народе подобные таблицы стали популярны как этакий тренажер скорочтения. Упражнение выглядит следующим образом: необходимо расположить таблицу на том же расстоянии, на котором вы обычно читаете книгу, затем фокусируете взгляд на ее центре, и, не уводя взгляд от центра, начинаете искать все числа по порядку, используя периферическое зрение. Таких тренировок не должно быть очень много, достаточно около 10 в день. Данное упражнение будет полезно для взрослых, так и для детей (например, для школьников), тем более что процесс напоминает игру за счет того, что решать таблицы можно на время в том числе и соревнуясь с другими людьми.
На данном сайте бесплатно доступна таблица шульте онлайн, имеются различные варианты настроек: размеры, цвета, буквенные таблицы и числовые. Кроме того вы можете скачать таблицы шульте в виде Android-приложения на свой смартфон или планшет и использовать их в любое удобное время без подключения к интернету (оффлайн). Тренируйте внимание и мозг, где бы вы не находились!
Метод Шульте. Тренируем внимание и концентрацию за 10 минут в день
Сразу отмечу, что по-началу будет не просто. Но если заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать. «Прокачку» внимания рекомендуют выполнять в комплексе с методом Патрика Келли, но если очень хочется немедленно приступить к тренировкам, то можно начать с таблиц Шульте, в процессе добавляя метод Келли. Метод Шульте можно сравнить с подготовкой спортсменов к соревнованиям: Когда у спортсмена хорошая физическая форма, но он хочет «проработать» отдельные мышцы своего тела.
«Этот интеллектуальный тренажер перевернет ваше представление обо всех аналогичных методиках, поскольку за счет особой активации внимания позволит овладеть способностью увеличивать коэффициент вашего интеллекта, в считанные секунды извлекать всю нужную информацию из глубин памяти, быстро и правильно принимать решения.»
— Антон Могучий, автор.
В результате вы сможете:
• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга;
• активировать память и извлекать из нее всю необходимую информацию здесь и сейчас;
• быстро выбирать из миллиона возможных единственно правильное решение!
Обычно, внимание описывают при помощи следующих характеристик:
— Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.
— Объем внимания – количество объектов, которые человек одновременно может охватить с достаточной ясностью.
— Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение определенного объекта и направление на него внимания.
— Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
— Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
— Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.
— Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Как работать с тренажером?
Ниже представлена таблица из определенного количества клеток, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Задача состоит в том, чтобы, фиксируя взгляд в центральной части таблицы, боковым зрением отыскать все цифры в порядке возрастания (убывания).
Разместите таблицу перед глазами на удобном расстоянии, убедитесь, что вас ничто не отвлекает. Найдите взглядом центральный квадрат. Представьте, что в самой его середине располагается точка и зафиксируйте на ней взгляд. Не отводя взгляда с центра таблицы постарайтесь отыскать цифру 1, затем цифру 2, и так по порядку. Не забудьте включить секундомер перед выполнением упражнения. После того, как вы нашли последнюю цифру в таблице, выключите секундомер и запишите результат. Переходите к следующей таблице. Как только пройдете 4 таблицы, сделайте перерыв в 20 секунд. Пройдите оставшиеся таблицы
Как долго нужно тренироваться для получения первых результатов?
Если вы проводите две тренировки в день, первые результаты можно ощутить уже через 5 дней. После этого нужно сделать перерыв, чтобы мозг адаптировался к новому режиму работы. Далее нужно проводить 1 тренировку в 2-3 дня для поддержания работоспособности внимания.
Делитесь в комментариях вашими результатами, мне важно понимать, что моя аудитория развивается вместе со мной.
Баяны
181K поста 12K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
«• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга «
Но почему тег «слабоумие и отвага», как будто эта тренировка опасна до безумия?))))
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Ошибка атрибуции, Или Как изменить жизнь?
Как мы принимаем решения? Что надо сделать, чтобы решения стали лучше? Это вопросы, которые я пытаюсь понять читая книги про мозг. Поделюсь тем, что понял.
В голове обычно каша из понимания причин собственного поведения: «Я так хотел, так было надо, я подумал, взвесил все за и против, рассудил, проанализировал, покумекал».
В большинстве случаев, мы объясняем поступки задним числом. Что-то делаем, а потом рассуждаем почему мы это сделали. Из-за этого начинает казаться, что действие всегда следует за мыслью. Начинает казаться, что в основе действия лежит мысль.
И пожалуй, это одно из ключевых когнитивных искажений. К сожалению, разрушить эту иллюзию сложно. Поэтому для начала давайте накидаем примеров действий без изначальной мысли.
Если в голову летит камень, то тело увернётся особо не задумываясь. Ночью с бока на бок оно переворачивается не просыпаясь. Утром собирается в офис на автомате. Заставляет идти есть. Выбирает музыку, которая ему нравится. Влюбляется, не спрашивая меня в кого именно. Плачет в кино потому, что оно, тело, что-то почуствовало. А не потому, что я о чём-то подумал.
Все эти действия тело делает без предварительного словесного потока в голове, который мы называем «Мысли». И это не удивительно, миллионы животных проживают жизнь без словесного мышления. Мозг так умеет.
Как я уже писал выше, это случилось из-за того, что мы анализируем своё поведение ректроспективно. Проще говоря, мы понимаем, как мир устроен после того, как прожили какой-то опыт. Мы не можем что-то понять выходящее за пределы УЖЕ прожитого опыта. Это связано с особенностями работы мышления.
У любого живого есть две базовые потребности: получить необходимый ресурс и избежать опасности. И вот для лучшей реализации последней функции мозг и эволюционировал в сторону дублирующих внутренних действий.
Представим, что вокруг ночь, мы стоим на опушке, а перед нами тёмный лес. В лесу еда. Внутри тела борьба между голодом и страхом.
Внешнее действие приведёт к тому, что я захожу в лес, ищу зайца, стараюсь избегать волка. В процессе я получаю опыт, который позволит лучше отличить зайца от куста и лучше прятаться за деревьями от волка.
Внутренее действие приведёт к тому, что я представляю, как захожу в лес, ищу зайца и стараюсь избегать волка. В процессе я получаю опять таки опыт, который позволяет совершить внешнее действие с меньшим риском. Или вообще его не совершать.
Многие, но не все. Часть действий было проще оставить в бессловесной форме. Я приводил примеры таких действий вначале статьи. Эволюция естественным отбором постепенно сбалансировала какие действия надо совершать словесно, а какие нет.
Многие люди хотят изменить жизнь. Кому-то не нравится работа или не хватает денег, кто-то не видит цели, кого-то не устраивает окружение. Некоторые, в результате, впадают в состояние жертвы и просто смиряются с происходящим.
Но многие попадают в другую ловушку. Они чувствуют, что могут что-то сделать, не считают себя жертвой, но ничего не делают. И не понимают почему. Не могут найти цели, к которым стремиться. Всё кажется не важным и не значимым. И в попытках найти желаемое закапываются в мысли, чем ещё сильнее усугубляют ситуацию.
Внутренние действия, мысли, нужны не для того, чтобы что-то хотеть. Они нужны, чтобы избегать опасностей. И чем глубже туда закапываешься, тем меньше вероятность, что начнёшь совершать внешние действия.
А как развивать в теле то, что оно хочет? Ведь чем шире спектр того, что мы хотим, тем активнее и разнообразнее жизнь.
Если человек просто хочет денег и отдохнуть, то все действия тела будут направлены на сохранение энергии и мечты о том, как он эти деньги тратит. В мыслях всё время будет происходит симуляция того, как человек отдыхает и тратит деньги. Эти мысли будут нарезать всё более глубокую борозду. Человек будет возвращаться к ним всё чаще. Разрыв мыслей и реальности будет изматывать
Другое дело, когда человек хочет: путешествовать, читать книги, общаться с новыми людьми, играть в компьютерные и настольные игры, ездить на велосипеде, решать разные рабочие задачи, слушать музыку, ходить в театр, участвовать в марафоне, рисовать, учиться самому и учить других, выбирать одежду, танцевать, петь, программировать, медитировать, гулять под дождём и ловить снежинку ртом.
Такие люди проактивны. Они совершают много действий, и благодаря им получают новый опыт, который заставляет хотеть ещё больше. Такие люди получают связи и возможности, легко перестраиваются. Такие люди не страдают от того, что одна навязчивая мечта нарезала глубокую борозду и не даёт радоваться тому, что находится за её пределами.
И весь этот текст написан для одной очень простой мысли. Наше тело делает то, что оно хочет. Чтобы что-то хотеть надо расширять опыт, который мы проживаем.
В конце хочу сказать пару слов о чтении книг. Это, безусловно тоже опыт, который влияет. Но надо понимать куда вы загружаете книгу. Вы загружаете её в зону, которая ответственна за поиск опасностей. Книга сама по себе не может побудить к действиям.
Книга работает если вы УЖЕ совершаете какие-то действия. Книга может их усилить, подтолкнуть к чему-то. Но она не может сдвинуть, если человек стоит на месте.
Такие вот у меня мысли. Понимание ошибки атрибуции в какой-то момент сильно изменило мою жизнь. Вывело из тупика, встряхнуло и дало пинка.
Ну и двайте ещё раз. Наше тело делает то, что оно хочет. Чтобы что-то хотеть надо расширять опыт, который мы проживаем.