тутаев спас всемилостивый крестный ход
Крестный ход с чтимой иконой Всемилостивого Спаса прошёл в городе Тутаеве
Последнее воскресенье перед праздником Ильи Пророка — долгожданное для многих православных: в этот день совершается крестный ход с чтимой иконой Всемилостивого Спаса из Воскресенского собора города Тутаева по левобережью — Романовской стороне.
26 июля вновь прошел традиционный крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Шествие возглавил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.
После поздней Божественной литургии участники крестного хода от Воскресенского собора на пароме через Волгу переправились на левую сторону и прошли к храму Воздвижения Креста Господня, потом — к Леонтьевскому храму и дому архимандрита Павла Груздева, а оттуда — к храму святителя Тихона Амафунтского. Участники крестного хода были в храмах Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного Образа и Михаила Архангела и Казанском соборе, совершали молебное пение у памятника Ф.Ф. Ушакову. У храма Спаса Нерукотворного Образа и Михаила Архангела участников ждала трапеза.
Среди участников крестного хода были гости из Санкт-Петербурга, в том числе настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином дворе Санкт-Петербурга иерей Артемий Наумов, который в честь 20-летия прославления преподобного Серафима Вырицкого вручил Владыке Вениамину картину с изображением преподобного.
Информационный отдел Рыбинской епархии
В Тутаеве на Крестный ход вышел весь город. Фотоистория Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В минувшее воскресенье в Тутаеве прошел крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого. Это самая большая икона в России.
Спас Всемилостивый, или как ее еще называют, Спас Борисоглебский, — уникальная икона, известная с середины XV века. Размеры иконы — 2.8 метра в ширину и 3.2 метра в высоту. Большой размер иконы обычно связывают с её первоначальным назначением. Считается, что она располагалась в куполе деревянного Борисоглебского храма и была частью его «небес».
Обычно икона находится в Воскресенском соборе города, но иногда она покидает свое место и «обходит» город — с иконой совершают крестный ход.
Тутаев до 1918 года носил название Романов-Борисоглебск и возник из слияния двух самостоятельных городков — Романова на левом берегу Волги и Борисоглебска на правом берегу. Сообщение между частями города, расположенными на разных берегах, осуществляется с помощью паромной переправы, так как моста в городе нет.
Тутаевский крестный ход совершается дважды за лето. Первый крестный ход проходит в десятое воскресенье после Пасхи. С иконой проходят по правой, Борисоглебской стороне. Второй, или как его еще называют большой, крестный ход был учрежден в 1888 г. в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Он проходит в конце июля, в последнее воскресенье перед праздником Ильи Пророка. Тогда икону на пароме перевозят на левую, Романовскую сторону и обходят все храмы. Вместе с иконой обычно плывут и многочисленные паломники.
В этом году случилось так, что паром не смог вместить всех желающих, которых становится с каждым годом все больше, так что многочисленным паломникам пришлось самостоятельно перебираться на лодках — своеобразное водное такси работает в городе практически всю навигацию. Лодочники исправно трудились весь день, перевозя всех желающих с одного берега на другой.
При большом стечении народа образ устанавливается на носилках, которые, сменяя друг друга, несут мужчины, обычно 30–40 человек. Берега Волги в этих местах довольно круты, и требуется немало усилий, чтобы нести чудотворный образ.
С иконой обходят все храмы, расположенные на романовской стороне — Крестовоздвиженский собор, Вознесенскую церковь, другие храмы. В Вознесенском храме до своего ареста подвизался в качестве певчего и пономаря архимандрит Павел (Груздев). Его могила на Леонтьевском кладбище — так же одна из остановок на пути крестного хода. Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.
На улицы города в этот день высыпают все жители. Многие совершают путешествие с иконой от самого Воскресенского собора, плывут на пароме или на лодках, идут от храма к храму.
Другие присоединяются к процессии по дороге. Крестный ход продолжается практически весь день. Уже поздно вечером чудотворный образ возвращается на свое постоянное место в Воскресенском соборе, где он и будет находиться до следующего лета.
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход. Икона Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход проходит дважды в год в старинном русском городе Тутаев
Спас Всемилостивый. Воскресенский собор. Тутаев
Одна из самых больших икон Православия – огромный поясной образ Спаса Всемилостивого находится в старинном русском городе Тутаев. Размеры иконы впечатляют. 3,2 метра в высоту и 2,8 м в ширину. Но самое удивительное, что Всемилостивый Спас дважды в год «выходит» из Воскресенского собора – храма, где он находится и «обходит» Спас с крестным ходом весь город.
Сам Тутаев, где находится эта икона, расположен в Ярославской области, на берегах реки Волги. Имеет древнюю историю и до 1918-го года носил название Романов-Борисоглебск. Город расположен на обоих берегах Волги и возник в результате слияния двух самостоятельных городов. Романова (левобережная часть реки) и Борисоглебска (правобережная сторона).
Между частями города, разрозненно расположенных на обоих волжских берегах, сообщение осуществляется с помощью паромной переправы. Так как моста нет. Паром ходит весь день, дважды в час, за исключением ночного времени. Ночью из одной части города в другую можно попасть только частным образом, на своём или арендованном катере или лодке.
Тутаев. Ярославская область
Крестный ход в Тутаеве
Тутаевский крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого проходит дважды в год. Первый раз икону несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне, во второй — в последнее воскресенье перед праздником Илии-пророка, по левому берегу, по бывшему Романову.
Для того, чтобы икона «прошла» крестным ходом по Романовской стороне Тутаева, её на пароме перевозят на другой берег Волги, где и расположена эта часть города.
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на пароме
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромной переправе
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
При большом стечении народа, на специальных носилках, на которых устанавливают Спас, около двадцати крепких мужчин, несут весь крестный ход эту удивительную икону.
Всемилостивый Спас, как и полагается иконе — с окладом, и празднично украшен цветами и лентами.
Крестный ход в Тутаеве. Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
За мужчинами, несущими Всемилостивый спас, женщины несут табуретки. Берега волжские круты, икона тяжела, во время процессии мужчины, несущие икону устраивают остановки, и ставят носилки не на землю, а на табуретки. Заботливо приготовленные для такого случая участницами крестного хода.
Тутаевский крестный ход
Крестный ход проходит в течение всего дня, процессия со Спасом медленно и величественно обходит город, а к вечеру, к ночи, икону обратно паромом переправляют в Воскресенский собор. Где она будет находиться до следующего крестного хода и доступна для поклонения верующих.
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
Вот здесь можно прочитать про один из традиционных фестивалей. Который проводится в Тутаеве:
В Дранкипенаты (в Рубрику о путешествиях по России): Перейти
В Рубрику всех записей блога «Пение бороды» Перейти….
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
Оставить комментарий можно в самом низу страницы
«Это их личное дело»: в Тутаеве во время пандемии на крестный ход пришли сотни людей
В соцсетях обсуждают, можно ли сейчас проводить такие мероприятия
По словам очевидцев, на мероприятии собралось около тысячи человек
В Тутаеве 26 июля прошел крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Мероприятие традиционно проходит в городе каждый год, обычно на нем собирается около пяти тысяч человек.
Несмотря на мировую пандемию и запрет массовых мероприятий, 2020 год не стал исключением. В Тутаеве собралась целая толпа паломников. Видео с мероприятия опубликовал на своей страничке в Facebook Андрей Алексеев. Автор поста рассказал, что участников хода было около тысячи.
— Старики, малые дети, все группы риска. Ни одного человека в маске. Нашему оператору, который был в маске, крикнули из толпы: «А ты чего? Атеист, что ли?», — рассказал 76.RU Андрей Алексеев.
Мы обратились в администрацию Тутаевского района, чтобы узнать, согласовано ли было массовое мероприятие.
— Разрешение администрация не давала, но это личное дело людей. Епархия выдавала людям рекомендации о соблюдении дистанции и ношении масок. На мероприятие пришли не более 100 человек. Многие смотрели за крестным ходом в интернете, была организована онлайн-трансляция, — объяснили нам в пресс-службе тутаевской администрации.
На вопрос о возможной административной ответственности за организацию несогласованного массового мероприятия в администрации сказали, что не знают.
— Информации о штрафах нет. Это дело Роспотребнадзора, — добавили в пресс-службе.
— Хорошо, что есть возможность пройти полностью крестный ход одним днем в выходной день. Ведь крестный ход имеет большое значение: покаяние, очищение, защиту. Господь видит вашу жертву и слышит вашу просьбу, — написали организаторы мероприятия в группе экскурсионно-паломнического бюро во «ВКонтакте».
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ
В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Воскресенский собор.Тутаев
Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.