тьюторская практика дистанционного образования характеризуется

Роль тьютора в системе дистанционного обучения

тьюторская практика дистанционного образования характеризуется. Смотреть фото тьюторская практика дистанционного образования характеризуется. Смотреть картинку тьюторская практика дистанционного образования характеризуется. Картинка про тьюторская практика дистанционного образования характеризуется. Фото тьюторская практика дистанционного образования характеризуется

Дата публикации: 31.03.2014 2014-03-31

Статья просмотрена: 4416 раз

Библиографическое описание:

Шамсутдинов, Р. Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р. Р. Шамсутдинов, А. Р. Абдурахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1134-1135. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9835/ (дата обращения: 03.11.2021).

Данная статья даёт возможность работникам системы образования получить общее представление о специфике работы тьюторов в системе дистанционного образования, а так же раскрывает необходимость внедрения этой роли во все учебные заведения, использующие дистанционное обучение.

Ключевые слова: образование, повышение квалификации, информационные технологии, дистанционное обучение, тьютор.

Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём. [1]

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины.

Многообразие разнородных образовательных предложений, даже при всей их доступности для студента, еще не задает необходимым образом реализацию принципа открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.

В некоторых формах дистанционного образования, особенно в открытых университетских курсах, почти или даже совсем не используются телеконференции, мало работы в группах, мало или совсем нет взаимодействия межу студентом и преподавателем в реальном времени. Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что для реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников встает важнейшая задача подготовки тьюторов для дистанционного обучения.

В последние годы появились работы, в которых обсуждаются вопросы расширения спектра функционально-ролевых представлений о педагогической деятельности и введении таких позиций и ролей преподавателя, как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор и др. Во многих случаях тьютор — единственный человек, с которым студент контактирует по вопросам дистанционного образования. Тьютор является помощником преподавателя, посредником между лектором (профессором) и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Тьютор взаимодействует со студентом на индивидуальной основе по почте, по мере того как студент прорабатывает содержание курса по учебно-методическому руководству и другим материалам. Тьютор не обязательно является разработчиком курса, он только представляет его содержание.

Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения.

Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения.

Можно отметить некоторые важные функции, реализуемые тьютором:

— обсуждение содержания курса;

— предоставление обратной связи об успехах студента;

— помощь студенту в планировании работы;

— разрешение административных вопросов;

— контроль над проектами;

— проведение занятий «лицом к лицу»;

— хранение записей студента;

— взаимодействие с администрацией от лица студента.

В исследовании М. Г. Мура [2, с. 66–69] акцентируется внимание на следующих ролях преподавателей, работающих в системах дистанционного образования:

1. Преподаватель подает личный пример роли учащегося, помогая поддержать рабочую и учебную среду взаимоуважения, и создать комфортную психологическую обстановку;

2. Преподаватель содействует обучению, помогая всем студентам эффективно общаться и внимательно слушать, с тем, чтобы направлять студентов на пути к достижению их учебных целей;

3. Преподаватель руководит студентами, помогая студентам полнее включиться в образовательный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая студентам задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения;

4. Преподаватель управляет процессом обучения, следя за успехами студента, его деятельностью и качеством работы, и помогает решать возникающие сложности;

5. Преподаватель является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивая и обновляя свои знания, которыми он делится со студентами;

6. Преподаватель является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, с тем, чтобы студент мог достичь целей обучения, и помогает студентам преодолевать препятствия;

7. Преподаватель представляет студентам мотивацию учебы, побуждая их применять свои идеи на практике, вовлекая их в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии; поддерживает студентов в их исследованиях и начинаниях;

8. Преподаватель является новатором в области обучения, разрабатывает курсы, учебные пособия, и системы оценки знаний, с тем, чтобы применить широкое многообразие педагогических стратегий, учитывающих социо-экономические факторы, и различные культуры студентов. Это означает применение различных техник и технологий преподавания с тем, чтобы обогатить процесс обучения.

Основными составляющими тьюторской технологии являются «организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение» [3, с. 2]

Технологии тьюторского сопровождения помогают ему организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т. д.).

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным “посредником” между подопечным и возможностями “мира”, “социума”.

Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т. д.).

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

В заключении можно сказать, что главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.

1. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. — М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.

2. Information and Communication Technologies in DistanceEducation Specialized Training Course, © UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2002 All Rights Reserved ISBN, рр. 66–69

3. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.

Источник

Методология тьюторского сопровождения в школе с использованием дистанционного обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Методология тьюторского сопровождения в школе с использованием дистанционного обучения.

Тьютор в школе: нормативная база- стр.1

Требования к квалификации тьютора- стр.2

Список литературы/ссылки на интернет источники- стр.10

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней

Тьютор в школе: нормативная база

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

имеет должностные обязанности :

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

должен иметь (требования к квалификации):

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

тьютор:

работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;

ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся в отдельном журнале;

еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;

один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);

подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;

представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;

отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед директором школы, заместителем директора по УВР, на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;

разрабатывает организационно-методические материалы:

— комплекс вариантов индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

— макет портфолио достижений обучающегося,

— макет индивидуального плана обучающегося;

как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;

ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями) состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.

Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;

рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;

рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;

расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.

Примерная документация тьютора:

программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;

план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;

индивидуальные образовательные траектории обучающихся;

план-график работы с тьюторской группой;

журнал учета посещаемости детей;

анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;

материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.

Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Сразу необходимо подчеркнуть, что тьютор – это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной учительской в первую очередь взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Ученик самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т.д. Но позиция тьютора принципиально отличается и от позиции психолога, т.к. в отличие от психолога, которого интересуют личностные изменения, происходящие в ученике, тьютор всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания анализируемой деятельности. Тьюторская позиция это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем тьюторская позиция – это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а так же тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят ученику быть эффективным. Носителем тьюторской позиции может быть как особая педагогическая специализация – собственно тьютор, так и тьюторскую позицию может держать на себе классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения.

Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения. Логика тьюторского сопровождения сводится к достаточно простой идее. “У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время”.

В данной статье рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения выбора профиля обучения как частный случай использования тьюторского сопровождения в образовательном процессе.

Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов.

Определение познавательного интереса подростка.

Формулирование образовательного вопроса.

Постановка цели образовательной деятельности.

Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”.

Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности — “сбор портфолио”, “образовательный проект”.

Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.

Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.

Содержание этапов тьюторского сопровождения и методы сопровождения.

1 этап – определение познавательного интереса. При тьюторском сопровождении учеников 10-11 классов в качестве исходной точки взаимодействия выступает вопрос подростка: “С чего мне начать?”. Эта формулировка будет общей для всех участников программы. Но основополагающей идеей тьюторского сопровождения выступает тезис о том, что эффективное взаимодействие может и должно основываться на работе с особенным индивидуальным интересом, личностно-значимым образовательным вопросом. Поэтому для тьютора отправной точкой во взаимодействии с подростком выступает его индивидуальный познавательный интерес. Именно этот интерес может выступить основанием для работы учителя. Этот интерес как-то проявляется в личной истории ученика и задает контекст целостной образовательной деятельности, привнося в нее личностные смыслы. Диагностика познавательного интереса может строиться на основе разных методов как собственно тьюторского сопровождения, так и других приемов.

2 этап – формулирование образовательного вопроса. Образовательный вопрос всегда строго индивидуален, т.к. является производной от познавательного интереса ученика, преломленного в контексте конкретной ситуации. Образовательный вопрос описывает сущность когнитивного затруднения ученика – что именно не достает ему для успешной работы. Образовательный вопрос конкретен. Особенностью работы с подростком является учет неустойчивости и нетерпеливости подростка. Редкий подросток стремится реализовывать программу, рассчитанную на длительный период. Поэтому конкретность и локальность образовательного вопроса выступают фактором, способствующим эффективности тьюторского сопровождения. Основным методом постановки образовательного вопроса выступает обсуждение позиции ученика средствами тьюторского вопроса: уточняющего, альтернативного, провоцирующего и пр.

3 этап — постановка цели образовательной деятельности. Цель – как образ ожидаемого результата, формулируется учеником совместно с тьютором в ходе тьюторской встречи. Необходимо отметить, что на разработку 1-3 этапа обычно уходит 2-3 тьюторские встречи, между которыми могут быть очень короткие интервалы. Цель тьюторского сопровождения необходимо сформулировать как можно конкретнее. Однако, особенностью данного этапа является то, что фактически всегда в ходе взаимодействия с тьютором, цель корректируется и видоизменяется, как раз в сторону детализации и конкретизации.

4 этап — поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”. Задача тьюторского сопровождения – сделать очевидной ученику необходимость и доступность очень разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели. Тьюторское сопровождение понимается нами как элемент открытого образования, в рамках которого абсолютно любой объект общества может выступать средством познания. Средствами тьюторского вопроса в рамках индивидуальной встречи тьютор и ученик обсуждают и анализируют возможные средства познания. На этой основе составляется “план-карта” образовательного маршрута – перечисление всех найденных вариантов средств и источников познания с указанием последовательности “прохождения пунктов карты”. План-карта составляется и анализируется в течение нескольких занятий, главным образом, в сторону поиска новых средств – расширения карты. И даже на следующем этапе – реализации плана, продолжается корректировка карты. Точками на карте образовательного маршрута могут являться как книги, статьи, так и библиотеки, консультации с учителями, элективные курсы, встречи со специалистами, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и многое другое.

6 этап – анализ итогов образовательной деятельности — является ключевым в тьюторском сопровождении. Собственно можно сказать, что анализ итогов деятельности начинается буквально с первых этапов, т.к. содержанием тьюторского сопровождения является анализ конкретных действий и операций. Вместе с тем, особое значение имеет анализ продукта деятельности, особенно – в ситуации экспертизы этого продукта “внешней” средой. Вместе с тем, принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно учеником. Тьютор в данном случае выступает основным экспертом, характер и содержание тьюторского вопроса показывают необходимость дополнительной экспертизы, но решение принимается подростком.

7 этап — корректировка образовательной цели, определение временных перспектив. На данном этапе обсуждаются итоги перспективы работы именно с тьютором. Насколько поставленные достигнутые цели удовлетворяют ученика. Какие новые цели он формулирует для себя на основе проделанной работы. Необходимо ли ему для достижения этих целей тьюторское сопровождение. Дальнейшее развитие ситуации может строиться учеником как продолжение тьюторского сопровождения в рамках нового образовательного опроса, развития средств деятельности в рамках старого образовательного вопроса (выход на уровень образовательного проекта или исследования) или выход из ситуации тьюторского сопровождения. Принципиальным моментом, обсуждаемом на этом этапе является соотнесение итогов взаимодействия с тьютором, решений, принятых подростком и его личной образовательной истории и дальнейших образовательных планов.

Таким образом, тьюторское сопровождение как технология сопровождения самостоятельной образовательной деятельности. Это позволяет, с одной стороны, удерживать рамку обусловленности выбора индивидуальными особенностями познавательного интереса и индивидуальной истории подростка. С другой стороны – развивать предметную основу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *