тьюторская практика открытого образования
2. Корректировка рабочего понятия открытости образования в контексте задач тьюторского сопровождения
То есть, образовательное пространство для ребенка задается в определенный момент времени не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией. В каждый момент времени для каждого человека таких предложений возникает огромное количество:
гучебные программы различных учебных заведений;
учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения определенной области знания;
различные образовательные услуги в пространстве Интернета;
образовательные мероприятия: конференции, семинары, форумы, круглые столы и т.д.
Таким образом, первоначально понятие открытости образования связывалось нами со следующими характеристиками:
разделение процессов обучения и образования;
анализ построения процессов образования в школе и вне школы;
введение понятия открытого образования как преодоления классно-урочной системы.
Затем рабочее понятие открытости образования подверглось нами существенным корректировкам.
Действительно, стало очевидным, что только лишь представленное многообразие разнородных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не задает для человека необходимым образом реализацию открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.
Чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого образующегося, ему необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу.
В нашей современной образовательной ситуации можно выделить три типа различных тьюторских практик, каждый из которых предлагает собственные основания для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу и соответственно задает определенный тип тьюторского сопровождения. Рассмотрим их подробнее.
Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст)
В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном случае является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая своему подопечному выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.
Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст)
В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества. Одним из главных идеологов такого рассмотрения открытого образования является Джордж Сорос.
В этом случае главной целью открытого образования является умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность как умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе и т.д.
Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)
Тьюторская практика в этом антропологическом контексте реализует, в первую очередь, сопровождение всего процесса проектирования и построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с его первичным познавательным интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта, как образовательного, и до тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.
Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы человек, несомненно, объединяет все перечисленные нами выше (и, наверняка, не только эти, но и многие другие) различные контексты, но при обсуждении процесса формирования открытого образования очень важно понимать, на каких основаниях мы его строим и, фактически, какое открытое образование мы создаем.
Пока большинство исследователей, занимающихся проблематикой открытого образования, останавливаются на первом шаге и все усилия тратят лишь на создание вариативности и многообразия, что, конечно, создает определенную возможность для реализации принципа открытости, но, к сожалению, чаще всего только потенциальную.
На наш взгляд, без принципиального обсуждения следующего шага, а именно, за счет чего это извне заданное многообразие становится ресурсом для конкретной образовательной программы конкретного человека, невозможно обсуждать открытость образования как качественную характеристику современного образования и строить понятие открытого образования.
Культурные границы тьюторства
Без концептуального понимания тьюторства крайне сложно выполнять все следующие шаги. Тьютором сейчас могут назвать любого человека, который доделывает работу за плохим педагогом. Такая позиция, как «учитель недоучил, психолог недоработал, значит, доведет начатое до конца наставник», в корне неверна. Поэтому необходимо обрисовать то, что создает культурные границы тьюторской деятельности. Кроме того, на сегодняшний день уже существуют конкретные институциональные формы, которые подкрепляют развитие тьюторской практики.
Открытость как качественная характеристика современного образования
Сегодня все чаще обсуждается принцип открытости. Это понятие еще продолжает формироваться в современной научной традиции, но интерес к его осмыслению и созданию соответствующих технологий достаточно велик и проявляется как в педагогической теории, так и в реальной образовательной практике.
Открытость образования – это такой взгляд и тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный обучающий эффект, если его использовать соответствующим образом.
Многие учебные заведения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число факультетов, открыв дополнительные направления подготовки; расширить контингент слушателей; освоить новейшие технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае само обучение для учащегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных предложений и их соорганизацией.
С точки зрения социального подхода, в сфере образования всегда выделялись две цели:
заказ государства – установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;
частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого молодого человека на вопрос: «Чему и зачем я намерен учиться?»
Вторая из них долгое время фактически не учитывалась при организации учебного процесса в отличие от первой, которая разрабатывалась на протяжении всего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.
В связи с этим создание качественных характеристик образования является мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет увидеть актуальность принципа открытости.
Вторая составляющая целевых ориентаций обучения – формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования – на сегодняшний день становится чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости.
В последнее время все более очевидно, что только внешне представленное многообразие разнородных предложений по обучению еще не гарантирует учащемуся реализацию принципа открытости образования необходимым образом.
Для этого каждому молодому человеку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.
Такая задача – использование всего возможного ресурса открытого образования, а также построение своей собственной индивидуальной образовательной программы – требует в современной ситуации особых технологий и работы педагога, обладающего для этого специальными средствами.
Этим специалистом, на наш взгляд, является тьютор.
Из истории тьюторства
Вспомним о том, что феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV в. в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы можем говорить о тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества.
Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты прослушали определенные курсы. Учащиеся из одних колледжей могли быть слушателями лекций в других. Молодому человеку предстояло самому решать, каких профессоров он будет слушать и какие предметы изучать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах. Таким образом, студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
Так как неоспоримой ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), наставник осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Это было тесно связано с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Процесс самообразования был основной возможностью получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции его сопровождения.
В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Этот человек определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам.
Тьютор – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В этот период тьюторское сопровождение официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.
С 1700 по 1850 гг. в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам воспитанника готовил тьютор. Когда в конце XIX в. стали появляться и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII–XX вв. в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Открытые образовательные технологии и современные тьюторские практики
Открытыми образовательными технологиями являются такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся.
При всем их многообразии они должны обладать, как минимум, тремя важными характеристиками, а именно быть открытыми:
– возрасту, т.е. пригодными для взаимодействия с различными возрастными категориями воспитанников;
– учебному предмету, т.е. позволять иметь дело с любым предметным содержанием;
– организационно, т.е. работать во всевозможных организационных условиях как в классе, так и во внеурочной деятельности.
В ситуации современного образования можно выделить три типа основных тьюторских практик, каждая из которых предлагает собственные основания для соорганизации тех или иных учебных предложений в индивидуальную образовательную программу.
1. Тьюторская практика открытого дистанционного образования (информационный контекст тьюторства)
В системе дистанционного образования главная цель заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности.
Моделью открытого образования в данном случае является сама форма использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает действовать тьюторское сопровождение, помогая учащемуся выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернете. Одной из ведущих технологий в данном контексте является РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
2. Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст тьюторства)
В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества.
В этом случае ведущей целью является способность человека жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах многообразные культуры, присутствуют разные логики и всевозможные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе, понимание другой точки зрения, построение диалога и т.д.
Наиболее значимыми образовательными технологиями здесь являются такие, как «Дебаты», проектирование, социально-контекстное образование и др., позволяющие через открытое образование воссоздавать институты гражданского общества.
3. Тьюторская практика открытого образования как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст тьюторства)
Открытое образование в антропологическом контексте представляется в первую очередь как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека.
Главная цель в этом случае – научить человека максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы. Являясь заказчиком на собственное образование, именно он способен проектировать его содержание и нести связанные с этим риски и ответственность.
Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом через его углубление за счет исследований или проектов и специальную деятельность по их формированию до тьюторского консультирования в области профессиональных обучающих программ.
Ведущими открытыми образовательными технологиями при этом являются методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио.
Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы учащийся объединяет различные контексты, но при обсуждении содержания тьюторской деятельности очень важно понимать, какой тип педагогической практики разворачивает тьютор и, в связи с этим, на какие открытые образовательные технологии он преимущественно опирается в своей работе.
К построению модели тьюторского сопровождения
Опираясь на 15-летние исследования нашей научно-практической группы (www.thetutor.ru), мы утверждаем, что сутью тьюторского сопровождения на всем протяжении существования самой идеи и практики этой работы является специально организованная наставником деятельность по осознанию и выбору учащимися различных учебных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ.
Таким образом, основной принцип труда тьютора в современном образовании – это «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования его в открытое (контексты открытого образовательного пространства: информационный, социальный, антропологический).
Обсуждая общую модель тьюторского сопровождения, необходимо еще раз принципиально различить открытые и закрытые образовательные пространства и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии как обоснования определенного типа пространства.
Закрытое образовательное пространство предполагает определенный путь, которым надо провести ученика к заранее известному педагогу образу, результату. В основе – конкретный Учитель, его Школа и методы преподавания.
На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.
Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа себя и своего пути. В идеале оно должно предлагать множество различных школ. Этот тип пространства не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.
На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается представлением о человеке, свободном в принятии решения о своем образе.
Закрытые и открытые образовательные пространства отличаются друг от друга следующим образом.
В закрытых образовательных пространствах само пространство для учащегося не представлено, так как там изначально внешним образом определены и простроены все траектории его пути. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для воспитанника возможность обсуждать другие варианты его движения.
В открытых образовательных пространствах именно само пространство и его организация становятся в первую очередь предметом обсуждения. Оно позволяет учащимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно векторы тьюторского действия (рис.):
X – социальный;
Y – предметный;
Z – антропологический.
Рис. Ресурсная модель тьюторского сопровождения
Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.
Х – социальный вектор тьюторского действия.
Он предполагает работу со множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных учебных заведений.
Зачастую учащийся даже не знает обо всех существующих в ОУ возможностях. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим подопечным увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту для реализации индивидуальной образовательной программы.
Y – предметный вектор тьюторского действия.
Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его подопечным. Так как границы той или иной дисциплины всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе с предметом, осваиваемым учеником (биология, математика, литература и т.п.), зачастую необходимо привлекать сведения из других областей науки. Таким образом расширяются границы самого предметного знания, что становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит коррективы в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого воспитанника.
Z – антропологический вектор тьюторского действия.
Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый учащийся должен понимать, что именно от него хотят и на какие свои качества он уже может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за воспитанником.
Работа тьютора в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, предметном, антропологическом) позволяет увидеть молодому человеку свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать его потенциал для построения собственной индивидуальной образовательной программы.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ
1 Дек
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ
Совина Л.П. ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ
Открытость – это данность современной жизни, которую можно рассматривать как благо, дающее широкие возможности для образования и самообразования, взаимодействия между людьми, обмена и получения любой информации, создания совместных ресурсов, обсуждения общих проблем в сообществах и т.д. Но в то же время открытость – это незащищённость от внешнего влияния, которое может быть как позитивным, так и негативным, что ведёт к неопределённости будущего, невозможности человека противостоять внешним воздействиям открытого информационного пространства. Это замечательно отразил в своих стихах Владимир Маяковский еще в начале XX века: «Враспашку – сердце почти что снаружи — себя открываю и солнцу и луже». Удерживая понимание этого, мы рассматриваем позитивное влияние открытости на развитие и становление открытого образовательного пространства страны с позиции смены принципов от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Открытое образование как пространство постоянного профессионального развития стало реальностью, влияющей на развитие образования всех уровней, включая непрерывное образование взрослых, где условием формирования профессионалов становится применение этого образования в мире неопределенности. Поэтому на первый план выдвигается компетентность самостоятельно осваивать возможности открытого образования. Рассматривая развитие открытого образования в образовательном пространстве российской школы, можно выделить два этапа его формирования: 1990-2010 годы, связанные с широкой модернизацией российского образования, и 2010-2030 годы – становление информационно открытой системы образования [1]. Итак, обращаясь к открытому образованию 1990-2010 годов, мы видим, что оно представляет собой систему, стремящуюся к открытости, вбирающую в себя новые образовательные ресурсы: ресурсы учреждений дополнительного образования, средних специальных и высших учебных заведений, сети Интернет, что делает его избыточным. Избыточность, в свою очередь, вызывает к жизни процессы самоорганизации в образовательном пространстве, что становится условием выбора и самоопределения обучающихся в способах и содержании своего образования, а у педагогов – формирования новых педагогических компетенций, поддерживающих индивидуализацию образования. Именно открытость стала фактором, позволившим системе образования развиваться в инновационном режиме, свидетельством чего стало возникновение новых моделей образовательных учреждений (лицеи, гимназии, авторские школы, частные, религиозные школы), развитие экспериментальной деятельности по разработке новых форм и технологий организации образовательной деятельности. Институт проблем развития образования «Эврика», по согласованию с министерством образования и науки России, разворачивает деятельность по созданию федеральных экспериментальных площадок, разрабатывающих проекты изменений образовательных систем в сторону многообразия, вариативности, индивидуализации. В условиях происходящих изменений урок, сохраняя свои позиции в качестве ведущей формы организации образовательной деятельности, вместе с тем насыщается многообразными инновационными технологиями, которые сегодня называются технологиями открытого образования, в том числе информационно-коммуникационными, направленными на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося. Следующим эффектом открытости становится инновационный ход в изменении содержания и способов организации образовательной деятельности – введение индивидуальных образовательных программ, который породил и новую педагогическую позицию – тьютора, сопровождающего такую программу. Тьюторами становятся педагоги, прошедшие путь инновационной деятельности. Складывается кластер педагогов-новаторов, опыт которых востребован, и возрождается наставничество как практика трансляции начинающему педагогу инновационных образовательных технологий. Деятельность наставника прежде замыкалась на образовательном пространстве отдельной образовательной организации, а принцип открытости предполагает открытость взаимодействия наставника с педагогами других организаций. Потребность выхода за пределы образовательной организации обуславливалась тем, что накопленное многообразие технологий, способов организации образовательной деятельности и индивидуализация образования вызвали к жизни необходимость использования ресурсов открытого образования. Именно открытость позволила эволюционировать системе образования, а управляющими параметрами данного развития становится потребность обучающихся и педагогического сообщества в его индивидуализации. Все это расширяло образовательное пространство и обеспечивало условия для выбора и самоопределения обучающихся в пределах самой образовательной организации, и послужило разрушению старых и формированию новых ценностей, связанных с индивидуальным подходом в образовании, что способствовало развитию личностно ориентированного образования. Образовательное пространство, став открытой системой, воспринимающей воздействия внешней среды, стало отвечать на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых субъектов образовательной деятельности, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными пространствами и создавая новые образовательные подпространства [2]. Таким образом, открытое образование этого периода можно охарактеризовать как систему, обеспечивающую возможность выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута с использованием ресурсов как школы, так и учреждений дополнительного образования, а также сети Интернет как ресурса формирующегося информационного общества. В то же время – это целенаправленная, контролируемая педагогом самостоятельная работа учащегося в различных формах: домашнего обучения, экстерната и обучения по индивидуальной образовательной программе [3]. Выше обозначенные явления как эффекты демократизации общественной жизни и формирования информационного общества вызвали необходимость развития образования «как открытой государственно-общественной системы» [4], связанной с мировыми тенденциями развития системы образования. Так, в 1990-е годы в России вслед за появлением Открытых Университетов Великобритании, Нью-Йорка, Национального Открытого Университета имени Индиры Ганди в Дели создаются Московский Государственный Открытый Университет и Международная академия открытого образования, ставящие задачу содействия развитию единого образовательного пространства стран ближнего и дальнего зарубежья. Первым шагом вхождения России в это пространство стало участие с 2000 года российских школьников во всемирном исследовании среднего образования (PISA-2000), что послужило открытию границ мировых систем образования для России и российского образования миру. У российских педагогов появилась возможность изучить различные аспекты других систем школьного образования, сравнить различные национальные системы образования с точки зрения их эффективности и открытости тенденциям развития мира в XXI веке, взглянуть на собственное образование со стороны. Вторым шагом стало подписание в 2003 году Болонской декларации, в соответствии с которой система российского образования должна развиваться на основе принятых соглашений о создании единых принципов и подходов к системе образования, что предполагает открытость системы образования миру. А далее эффекты открытости проявляются в целом ряде нормативных документов МОиН РФ. Разрабатывается научно-техническая программа (НТП) «Создание системы открытого образования», главной целью которой является создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам путём широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества [6]. В 2001 году разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р1. Впервые в государственных документах ведущей задачей модернизации образования становится «развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: а) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). И далее уточняется, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия» [5]. В 2005 году принята Федеральная целевая программа развития российского образования на 2006-2010 годы, целью которой становится обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [7]. Всё это требует и новых педагогических позиций, обеспечивающих индивидуализацию образования, что отражается в конкретных нормативных документах: вначале, в 2008 году, в штатное расписание образовательных учреждений вводится должность «тьютор» [8], а в 2010 году утверждается должностная инструкция тьютора в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, согласно которой тьютор, кроме многих иных функций сопровождения, помогает «разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее» [3]. Таким образом, эффектами развития открытого образования данного периода является: инновационная деятельность по разработке новых форм образовательной деятельности, в том числе индивидуальные образовательные программы (ИОП); тьюторство как новая педагогическая компетентность по сопровождению ИОП (в экспериментальном режиме); включение в пространство урока технологий открытого образования; наставничество как средство передачи инновационного опыта; сочетание различных форм организации образовательной деятельности при ведущей форме – классно-урочной; многообразие учебников, образовательных программ, учебных планов, типов образовательных организаций; развитие инновационной деятельности, направленной на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося; включение в образовательную деятельность информационных технологий, в том числе дистанционных, в режиме теоретической разработки и апробации. Следующий период развития открытого образования связан со становлением информационно открытой системы образования (2010-2030 г.г.). Данный период характеризуется переходом на новые ценности образования – «образование через всю жизнь». Поэтому индивидуализация становится ведущим принципом образования и предполагает основными своими результатами формирование у обучающегося «умения учиться» в условиях информационного общества и доступности мировых образовательных ресурсов. Кроме этого важной составляющей современного образования становится «практичность», применяемость в жизни, которая выражена в заказе на образование со стороны родителей и будущих работодателей. Характеризуя открытое образование данного периода, мы понимаем, что это нелинейный процесс постоянного поиска и изменений, формирования новых ориентиров и целей в условиях неопределённости. Становится реальностью интернациональность образования, что предполагает возможность экспорта и импорта образовательных услуг, партнёрство любого преподавателя и ученика, возможность получать образование в удобное для обучающегося время, в удобном месте и удобном темпе, формировать индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов. Открытое образование данного периода определяется как система образования информационного общества, обеспечивающая возможность выбора обучающимся программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях, вне зависимости от места их расположения и места жительства обучаемого. Открытое образование обеспечивает целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу учащегося, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальному плану, предоставляет доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества [10]. Рассмотрим, как развитие открытого образования отражается в нормативных документах. В 2010 году утверждается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая призвана обеспечить преемственность основных направлений развития среднего образования, поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях, что расширяет возможности использования в образовательном процессе мировых образовательных ресурсов [10]. В этом же году разрабатывается Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая нацелена на формирование новых институтов образования, на создание моделей управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, что также становится фактором развития системы образования на основе государственной, в том числе финансовой, поддержки [11]. Далее, в 2012 году, принимается закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, в статье 29 которого говорится о том, что «образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет» [12]. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации как о самой организации, так и о структуре её управления, а также «о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой» [12]. Это говорит не только о праве, но и об обязанности каждой образовательной организации включить в открытое образовательное пространство свои ресурсы. Изменения происходят и в системе высшего образования. В 2015 году НИУ ВШЭ вместе с 7 другими ведущими вузами России: МГУ, НИТУ «МИСиС», СПбГУ, СПбПУ, МФТИ, ИТМО и УрФУ — инициировал проект по созданию Национальной платформы открытого образования. Сегодня на платформе размещено более 90 курсов, число зарегистрированных слушателей превысило 120 тысяч. Предполагается, что студенты будут иметь возможность засчитать результаты обучения по соответствующим дисциплинам в своем университете [14]. В Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы предполагается внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья) [13], что расширяет возможность получения образования в различных организациях, в разных формах, в удобном темпе. Сегодня образование может быть получено как в очной, очно-заочной, заочной форме, так и в форме семейного образования, где обучающиеся и их родители сами отвечают за содержание и способы его получения. Кроме этого, в режиме очного образования можно обучаться по индивидуальному учебному плану. Все это требует смены педагогических позиций учителей и внедрению новых педагогических профессий в пространство образовательных организаций всех уровней. Становится логичным в данной ситуации введение новых профессиональных педагогических стандартов, в которых предусмотрены новые функции педагога — функции сопровождения и навигации, что необходимо в условиях открытого образования: педагог (воспитатель, учитель) должен уметь «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся» [15]. В компетенции педагога-психолога включены как необходимые умения «разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями» [16]. И, наконец, стандартизирована и профессия «тьютор», которая включена в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где обобщённой трудовой функцией становится «тьюторское сопровождение обучающихся» [17]. Таким образом, мы можем рассматривать открытое образование в узком смысле как «прозрачность» самой образовательной системы, что подразумевает: • понимание всеми субъектами образовательных отношений целей, задач, смыслов, ценностей, технологий, педагогических воздействий; • участие всех субъектов в проектировании и регулировке образовательной системы; определённую подотчётность образовательного учреждения внутренним и внешним субъектам; • открытость информационных ресурсов и свободное пользование ими всеми участниками образовательных отношений. В широком смысле открытое образование сегодня — это: • новые ценности образования, предполагающие его индивидуализацию, «умение учиться», «образование через всю жизнь»; • включение разных моделей образования в образовательное пространство страны, открытость образования будущему; • модульность как возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов; • интернациональность — возможность экспорта и импорта образовательных услуг; • новые функции педагогических работников: координирование познавательного процесса, корректировка содержания образования, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий; • тьюторство как новая педагогическая профессия, а наставничество как кадровая технология, обеспечивающая подготовку педагогов к осуществлению принципа индивидуализации в образовательной деятельности; • новые функции обучающегося: самоопределение и самостоятельное выстраивание своего образования, выбор его форм и содержания, что перекликается со словами К. Д. Ушинского, написанными почти 100 лет назад: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Очень важно сегодня понимание того, что мир уже давно изменился и наши дети живут в нём и уже обладают теми компетенциями, о которых мы говорили выше, но только проявляют их в открытом образовательном пространстве, а не в том, которое мы им создаём в наших образовательных организациях. Что же необходимо сделать, чтобы наши интересы и интересы наших детей совпадали? Обратиться к великим… Эрих Мария Ремарк в книге «Искра жизни» написал: «Он охотно позвонил бы, чтобы получить инструкции, как быть. Но телефонная связь была прервана. Поэтому пришлось делать то, что он больше всего ненавидел и боялся: действовать самостоятельно». Эрика Джонг сказала очень актуальные сегодня слова: «Что случится, если мы возьмём нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасное: нам некого будет винить за неё». И в завершении пожелание Вольтера: «Осмельтесь мыслить самостоятельно».