учебная практика по английскому языку отчет
ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ студента-практиканта ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Я, Артемьева Анастасия Олеговна, в период с 19 сентября по 5 ноября 2016 г. проходила педагогическую практику в МАОУ «Гимназия №1» в 7 «В» классе и с 7 по 26 ноября – в СОШ № 10 в 8 «Г» классе. Работа учителя мне очень интересна. В ходе педагогической деятельности у меня появились новые возможности личностного роста, самореализации, совершенствования умения рефлексировать и прогнозировать свою деятельность.
В течение всей практики мною были посещены уроки в закрепленном за мной классе в Гимназии №1, а также уроки и мероприятия студентов-практикантов. Посещая уроки, лично для себя отметила многое из опыта преподавания других учителей:
свободное владение теоретическим и практическим материалом;
умение доступно объяснить материал;
умение заинтересовать, вовлечь в деятельность;
наличие наглядного и дидактического материала;
сочетание различных форм работы: парная, групповая и т.д.
Учителя-предметники, Арзяева Светлана Тимофеевна и Иванова Лида Николаевна, и классный руководитель 7В класса, Ядрышникова Светлана Борисовна, всегда отзывались на просьбы и старались мне оказать посильную помощь в организации учеников для работы, в оснащении кабинета для проведения классного часа и уроков английского языка, давали профессиональные рекомендации по оформлению документации.
За период практики я попробовала себя в роли преподавателя английского и немецкого языков, а также в роли классного руководителя. Мною были проведены 10 уроков английского языка и 6 уроков немецкого языка, в процессе которых я полностью прочувствовала тяжелую преподавательскую деятельность, но также и радость от взаимодействия со школьниками.
Уроки английского языка:
Уроки немецкого языка:
«Aber jetzt ist schon längst wieder Schule!» (14.11.16) ;
« Das Schulsystem in Deutschland » (15.11.16) ;
Я побывала в роли классного руководителя и мною были проведены 4 воспитательных мероприятия (3 на русском и 1 на английском):
Беседа на тему «Белая ворона, или разговор о толерантности» (7.10.16);
Конкурсная программа «Дело мастера боится» (14.10.16);
Викторина « Cinema ! Cinema ! От тебя мы без ума!» (21.10.16);
Интеллектуальная викторина “ Jeopardy ” по теме “ Ecology ” (28.10.16).
Сначала было сложно пойти на контакт с детьми, была некоторая скованность во взаимоотношениях. Но постепенно, от урока к уроку, я сумела найти общий язык с учащимися, выбрать свой стиль общения с ними, умело организовать деятельность не только свою, но и своих учеников.
На уроках я старалась вовлечь учащихся в деятельность, использовала ИКТ, презентации, наглядность, учитывала возрастные и индивидуальные особенности ребят. Для объяснения темы применяла такие приемы, как анаграммы, ребусы, загадки и т.д. были представлены условно-речевые и речевые упражнения, а также упражнения в имитации, подстановке и трансформации. На каждом занятии проводилась физминутка. Познавательной способности учащихся способствовало использование достаточного количества описательного и наглядного материала. Простота изложения, доступность, наличие примеров, использование наглядных средств сделало содержание уроков интересным для восприятия учеников. Разнообразие видов и форм деятельности способствовало развитию активности и самостоятельности учащихся на уроке.
Также я наблюдала и исследовала социально-психологические особенности коллектива учащихся в закрепленном классе. Коллектив 7 «В» и 8 «Г» классов с первого года обучения. В данных классах работать было интересно, поскольку это энергичные, любознательные, дружелюбные и эмоциональные дети. На уроках всегда преобладала благоприятная, доброжелательная атмосфера. Однако, учащиеся не всегда умели терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на переменах, классных часах, при выполнении различных совместных заданий, поэтому был необходим постоянный контроль их действий.
Попробовав себя в роли педагога, я в который раз убедилась, что теория и практика должны быть тесно взаимосвязаны. В период практики я воспользовалась своим умением планировать собственную деятельность. К каждому уроку я тщательно готовилась: изучала рабочую программу по английскому языку, научную литературу по темам; подбирала дидактический материал; составляла сценарии классных часов и воспитательных мероприятий, продумывала награждения и оформление класса. Учащиеся проявили дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятий.
Лично для себя я выделила, что, работая с подростками, необходимо возбудить их интерес с помощью познавательной и любопытной информации, привлечь внимание неожиданными фактами и подробностями. Т.е. урок должен быть не только информативным, но и максимально интересным для учеников. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательно планировать и обдумывать все аспекты при подготовке учебного материала.
Я очень ответственно отнеслась к своей деятельности, проявила любовь к детям и к своему труду в период всей практики. Также проявила самостоятельность, целеустремленность, толерантность и педагогический такт. Мои деловые качества, такие как организованность, пунктуальность, последовательность, конкретность помогли мне в моей профессиональной практике. В целом, моя профессиональная деятельность в период практики была организованна, целенаправленна.
Результат и процесс моей профессиональной практики настроил только положительно по отношению к развитию профессиональной деятельности. В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с учащимися, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет иностранных языков
Кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации
ОТЧЕТ О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
«Использование элементов технологии критического мышления
при обучении чтению на этапах»
Студент 4 курса заочной формы обучения
бакалавриата по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование,
«Образование в области иностранного языка (немецкий язык)»
Кайль Елена Алексеевна
Место прохождения практики: _ФГБОУ ВО «ОмГПУ»____________________________
В ходе практики необходимо решить следующие учебно-исследовательские задачи (см. Фонд оценочных средств):
Обобщите полученные в ходе работы данные, представьте их графически, сделайте выводы по своему исследованию в целом, обозначьте перспективы для дальнейшего научного поиска в рамках Вашей проблематики.
Оформите текст выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями
Подготовьте защитное слово и аргументированные ответы на вопросы / замечания научного руководителя и присутствующих
Подготовьте презентацию, сопровождающую Ваше выступление на защите
Подготовьте список Ваших научных трудов по теме выпускного исследования (если есть)
Цель работы студента
определить возможности использования технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению на уроках немецкого языка на среднем этапе.
2.раскрыть возможности применения технологии развития критического мышления учащихся в процессе обучения чтению на уроках немецкого языка на среднем этапе обучения.
Глава 1. Теоретические основы использования технологии развития критического мышления.
1.1.Сущность понятия «критическое мышление».
Была дана характеристика мотивации младших школьников на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы
1:2Содержание, цели и задачи технологии развития критического мышления.
была проанализирована роль технологии развития критического мышления по иностранному языку в повышении мотивации к изучению немецкого языка
1.3.Приемы технологии развития критического мышления.
Рассмотрели актуальные приёмы развития ТКМ (инсерт, кластер, таблицы ЗХУ, мозговой штурм и тд )
Глава 2. Опыт использования технологии развития критического мышления при обучении чтению на уроках немецкого языка на среднем этапе.
2:1 Обучение чтению на немецком языке на среднем этапе : программные требовании.
Апробировали приёмы ТКМ и проверили уровень сформированности умений у учащихся 5 класса МБОУ «Пахомовская ООШ»
2.3. Использование приемов развития критического мышления при работе с текстом на среднем этапе обучения немецкому языку.
Были разработаны методические пособия для учителей иностранного языка с приемами развития ТКМ
Список библиографических источников
Подпись студента: ______________________________
Подпись руководителя: ____________________
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность / профиль: Образование в области иностранного языка (немецкий язык)
Место прохождения практики: ___ФГБОУ ВО «ОмГПУ»__________________________
Отбор и выбор приёмов критического мышления
Первая часть квалификационной работы готова.
Работа над второй частью
Аргументация выбранных приёмов.
Оформление приёмов критического мышления при работе с текстом.
Список используемой литературы
Выводы к первой главе …………………………………………………… 22
Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год [Текст]. – М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 32 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Текст]. – М.: Норматика, 2018. – 144 с.
3. Анисимов О.С. и др. Исследования по педагогической инноватике и культуре мышления. – М.: НМЦ ПК, 1991. – 411 с.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание 1979. – 39 с.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983. – 96 с.
6. Блейхер В.М., Бурлачук А.Ф. Психологическая диагностика. – Киев, 1978. – 142 с.
7. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 1988.
8. Варенников Я. Воспитывать культуру критического мышления // Высшее образование в России.- 2001. — № 6. – С. 140-141.
9. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Лабиринт, 2001. – 367 с.
10. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под. ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967.- 185 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. – М., 2000.
12. Дьюи Дж..Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997. – 203 с.
13. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 213 с.
14. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. — Л.: ЛГПИ, 1982. – 75 с.
15. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб.: Издательство «Альянс Дельта», 2003. – 415 с.
16. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Издательство «Альянс Дельта», 2003. – 389 с.
17. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 361 с.
18. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы // Директор школы. – 2005. — №4. – с. 66-72.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 382 с.
20. Коржуев А.В, Панков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. — 2002. — № 1. –С. 18-29.
21. Коржуев А.В, Рязанова Е. Критическое мышление: как соблюсти меру?// Высшее образование в России.- 2002. — № 3. – С. 142-145.
22. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1969.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во ОмГУ, 1979.
24. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика.- 2001. — №10. – с.91-100.
25. Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: Педагогика, 1979. – С. 234-255 с.
26. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
27. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
28. Программа для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. – М.: Просвещение, 1997. — 212с.
29. Решетников Л. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. –М.,2000. – 46 с.
30. Станкин М.И. Психология мышления // Специалист. — 1997. — № 5.- С. 23-29. Сборник психологических тестов / под ред. Каранешта Е.Е. Киев 1992. – 156 с.
31.Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во “Питер”,2000. — 512с.
32. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. – С. 44-64.
Словари и справочные издания
34.Бим, И. Л., Рыжова, Л. И. Немецкий язык. 5 класс В 2-х ч. Ч.1. М.: Просвещение. – 2010. – С. 102
36 Бим, И. Л., Рыжова, Л. И. Немецкий язык. Рабочие программы. М.: Просвещение. – 2010.
Текст защитного слова
Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа Кайль Елены Алексеевны.
Актуальность проблемы определила выбор темы представленной выпускной квалификационной работы: Тема «Использование элементов технологии критического мышления при обучении чтению на этапах»
Цель, объект, предмет исследования представлены на слайде.
В данной работе мы будем рассматривать
Критическое мышление – как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. [Халперн, 2000: 45].
Главное назначение данной технологии, это применение её эффективных приёмов на различных этапах урока. Таким образом, технология развития критического мышления нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка.
В разработке методического комплекта предшествовала диагностика уровня сформированности умения чтения в 5 классе МБОУ «Пахомовская ООШ»,а также анализ психолого-педагогической литературы.
Результаты уровня сформированности умения чтения в 5 классе представлены на слайде. Исследование показало, что уровень сформированности умений при чтении низкий.
Анализ Технологии КМ показал, что существует трехсторонняя призма фаз составления и использования приёмов критического мышления :
Вместе с тем, предложенные авторами приёмы критического мышления
должны быть соотнесены с этапами формирования умения чтения и отражать последовательность методических действий учителя в рамках каждого этапа.
Формирование умения чтению на занятии по иностранному языку происходит поэтапно:
2Применение фаз и приёмов критического мышления
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом
Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Опытная работа проводилась с учащимися 5 класса МБОУ «Пахомовская ООШ»
Поэтому и составило 15%.
В ходе опытной работы в 5 классе были апробированы приемы развития критического мышления, такие как Мозговой штурм, Кластер, Инсерт, Синквейн и тд. Кроме того, были разработаны методические материалы : конспект урока для 5 класса, технологическая карта этапов урока с приёмами ТКМ
Данная программа была реализована во время прохождения практики по немецкому языку в МБОУ «Пахомовская ООШ». Для каждого вида чтения были отобраны приёмы развития критического мышления.
Данная тема может быть исследована далее и все это еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования и значимость полученных выводов. Последовательная реализация представленного комплекса критического мышления позволит сформировать умение нужного качества чтения и обеспечит индивидуально-психологическое развитие ребенка.
Отчет по практике «Преподавание иностранных языков в школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ВВЕДЕНИЕ
Практика по иностранному языку проходила на базе общеобразовательной школы. Благодаря практике получили возможность применить полученные ранее теоретические знания на практике, приобщиться к практической работе со школьниками. Приобрели ряд практических навыков, которые в будущем позволят мне реализовать себя в качестве педагога. Мои представления о педагогической деятельности существенно расширились и изменились. Также удалось вести практические навыки ведения аналитической и педагогической деятельности. Ознакомилась с практическими наработками и различными технологиями работы с детьми школьного возраста.
Во время практики провели анализ возрастных психолого-педагогических особенностей группы. Определили, как эти особенности предопределяют методику преподавания. Объектом анализа выступали старшеклассники. Также провели анализ ФГОС в части овладения иностранным языком (применительно к школе), анализ типовой рабочей программы дисциплины, анализ УМК, сделали вывод о соответствии УМК, рабочей программы требованиям ФГОС. Анализировали комплекс rainbow 2 класс-первый год обучения.
Было проанализировано 10 активных и 10 пассивных уроков английского (spotlight 10). На втором этапе было проанализировано 8 пассивных уроков английского (spotlight 5.6.7 класс и 2 класс rainbow (в любом соотношении) и 14 активных уроков английского (умк rainbow (добавить игры ), spotlight 6.7.5 класс и 4 активных урока французско го умк синяя птица 5.6 класс.
По результатам оформили дневник практики.
В ходе практики мы должны пребывать в образовательном учреждении ежедневно по графику в соответствии с перспективным планом. Мы должны соблюдать правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации и руководства. Мы должны соблюдать правила охраны жизни и здоровья детей. Также мы должны выполнить все виды работ, предусмотренных программой практики. В ходе практики принимали активное участие в инновационных процессах образовательного процесса, подготовке и проведении плановых методических и общественных мероприятиях.
В ходе практики получили представления об условиях организации учебно-воспитательного процесса, обрели умение планировать и систематизировать собственную деятельность, рационально распределять нагрузку. Обрели рефлексивные умения и навыки профессиональной самопрезентации.
Целью практики было формирование у студентов профессиональных навыков и умений, а также формирование опыта профессионально – педагогической деятельности.
Сформировать представление о сущности педагогической деятельности преподавателя иностранного языка на основе непрерывного научно – исследовательского поиска и реализации творческого потенциала.
Совершенствовать систему научно – методических знаний и понятийного аппарата в области педагогических дисциплин и частных методик
Развивать педагогическое мышление, умение выделять, анализировать, описывать и прогнозировать психолого – педагогические явления, факты, закономерности.
Актуализировать ценностные ориентации в области педагогической науки и практики.
Сформировать навыки коммуникативной культуры и педагогической рефлексии.
1. Анализ возрастных психолого-педагогических особенностей группы старшеклассников. Как эти особенности предопределяют методику преподавания
Для анализа нами были выбраны старшеклассники, поскольку к ним относят учащихся 10-11 классов, которые находятся в подростковом возрасте. Как известно, именно подростковый возраст считается кризисным периодом. С детьми этого возраста очень трудно работать, потому как у них существенно меняется психика, преобразуются ведущие ценности, трансформируется ведущий вид деятельности. Также на это время приходится период самоиндетификации и самоопределения, в том числе, и профессионального.
К подростковому периоду относят детей в возрасте от 12 до 17 лет. Это сложный период в развитии личности. В это время происходит половая идентификация, формируются эмоции. Для этого периода характерна эмоциональная нестабильность, изменчивость настроения [1]. Для подросткового периода характерен ряд сложнейших физиологических преобразований, происходит гормональная перестройка организма. Это является основанием для формирования психологических преобразований и возникновения новообразований.
Основным новообразованием подросткового возраста является зарождение чувства взрослости. Именно в этот период ребенок переходит из мира детей в мир взрослых, входит в общество взрослых в качестве полноценного участника отношений и жизни. При этом важно то, что с внешней стороны подростка ничего не меняется, меняется только его психологическое состояние. Социальное положение подростка также остается неизменным. Ребенка начинает смущать такое же поведение родителей, которые по – прежнему начинают относиться к нему, как к ребенку. Не смотря на то, что ребенок многие вещи делает самостоятельно, без посторонней помощи и вмешательства, многое ему все же не позволяется [2].
Подростковый период в литературе характеризуется как кризисный период, наиболее уязвимый период жизни человека. Это обусловлено физиологическими, а также социальными факторами. В первую очередь на человека оказывают воздействие такие факторы, как семья, школа, компания друзей, молодежные движения и субкультуры, собственная личность подростка [4].
В подростковом возрасте девушки и юноши уделяют чрезмерное внимание развитию собственного тела, внешности, сравнивая себя с существующими стереотипами «женственности» и «мужественности». Порой эти стереотипы навеивают подростку неправильное понимание окружающей действительности. Если подросток обнаруживает собственное отличие от этого самого эталона, он начинает комплексовать по этому поводу, недооценивает себя [4].
Как правило, эталоны в подростковом возрасте противоречат общепринятым образцам красоты. Часто появляются искаженные, неприемлимые вкусы. При этом зачастую у подростка с нормальной адекватной внешностью развивается заниженная самооценка. Подросток с вызывающей, иногда даже аморальной внешностью и поведением может вызывать симпатию сверстников, и становится самоуверенным, с завышенной самооценкой.
В подростковом возрасте часто встречается синдром дисморфофобии. Это связано с тем, что внешность наиболее важна для подростка. Все, что имеет отношение к внешности затрагивает самосознание личности. Учителям, родителям, сверстникам необходимо знать об этом и учитывать при общении с подростком. Невнимательность, неуважительное отношение к внешности может оскорбить и ранить чувства подростка, вызвать в нем беспокойство, тревожность. В тяжелых случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Без постороннего вмешательства такое состояние может перерасти в устойчивый комплекс, заниженную самооценку [5].
У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т. д. Важной проблемой является ожиренье, избыточный вес, юношеские стереотипы красоты в этом отношении не отличается от взрослых. Но, не говоря уже о конституциональных особенностях, как раз накануне полового созревания у многих подростков образуются жировые накопления, составляющие своего рода энергетический резерв организма. Полноту, даже временную, болезненно переживают и девочки и мальчики.
Итак, внешность – важная сторона жизни. Подростки, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, – средство получить подтверждение, что юноши или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. Поэтому с возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают теперь другие свойства «я» – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими [6].
В подростковом возрасте начинают формироваться социально – значимые личностные качества. Социально – значимые качества личности – это такие качества, которые оказывают воздействие не только на саму личность, но и на ее окружение, играют определенную роль в развитии общества в целом. Социально – значимые качества несут определенную роль в обществе, определяют его моральный и культурно – нравственный уровень. Такие качества способствуют успешной адаптации личности в обществе, ее развитию и профессиональному становлению [4].
C оциально – значимые качества формируются окончательно в подростковом возрасте и способствуют успешному функционированию человека в обществе в целом в последующей жизни. Каждый человек в своей индивидуальности неповторим. Естественно, адекватная оценка самого себя является очень важным качеством. Недостаточная заниженная самооценка отрицательно сказывается на самочувствии, уверенности человека, имеет отражение на его взаимоотношениях с близкими, окружающими, коллегами. Также установлено, что человек с заниженной самооценкой имеет низкую работоспособность и эффективность труда. От того, насколько хорошо развиты наши социальные качества, зависит способность человека быть полноправными и уважаемыми членами общества [4].
Наибольшую практическую значимость имеют такие качества, как эмоциональные, поведенческие, коммуникативные и творческие факторы. Именно они формируют самосознание человека и в определенной ситуации могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека и общество. Кроме того, эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Эмоциональные факторы, такие как достоинство и честь, способствуют формированию поведенческих реакций, таких, как воля, целеустремленность. На основе поведенческих факторов формируются коммуникативные факторы, такие как открытость, толерантность, которые играют положительную роль при становлении контактов. На основе положительных коммуникативных и поведенческих реакций формируются творческие способности индивида [5].
Основным свойством, которое формируется на основе общей совокупности личностных качеств, является самосознание личности. Под самосознанием понимают общую характеристику личности, которая отражает отношение человека к самому себе, осознание собственного я. Это очень важная характеристика не только для самого человека, но и для общества, поскольку способствует принятию самого себя человеком, помогает людям быть такими, какие они есть, ощущать собственную значимость и сове место в обществе, а также рационально мыслить и уметь сопоставлять свои недостатки и сильные стороны. В дальнейшем человек учится выстраивать баланс между своими сильными и слабыми сторонами и вести себя подобающим образом в обществе [6].
Важно помнить о том, что социально – значимые качества не передаются по наследству и могут выработаться только в процессе формирования и становления личности. Кроме того, личностные качества могут подвергнуться изменчивости в течении всей жизни. На них оказывает существенное воздействие внешние факторы.
На подростковый период приходится также самоопределение личности. Этот процесс представляет собой формирование устойчивых качеств личности, которые существенным образом влияют на принятие осознанного решения относительно выбора профессии, будущей сферы профессиональной деятельности. В дальнейшем, самоопределение человека на личностном уровне, оказывает прямое влияние на профессионально становление и саморазвитие личности, на успешность обучения и эффективность овладения основными профессиональными компетенциями. Самоопределение приходится это возраст юности. Этот период отличается высоким уровнем социальной активности, мобильности. В этом возрасте молодые люди имеют направленность на определение со своими интересами, что существенно влияет на освоение той профессии, которую избрали подростки, на их становление как профессионалов и готовность к дальнейшей профессиональной деятельности по избранной специальности [1, с.78].
Возникают и укрепляются такие личностные качества, как ответственность, целеустремленность, упорство, инициатива. Подросток учится принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за их последствия, учится вести беседу, дискуссию, высказывать свое мнение, аргументировать его.
Однако этот процесс не всегда протекает гладко и беспрепятственно. Существенную проблему представляет процесс физического и нравственного созревания подростка, становление личности, формирование интеллекта, мышления, и других свойств. Эти процессы протекают индивидуально, однако почти у всех они сопровождаются интенсивными гормональными и биохимическими перестройками, которые негативно отражаются на характере, поведении, самочувствии подростка. Годы самоопределения совпадают с периодом становления личности, переходом в зрелый возраст. Этот период в большинстве литературных источников описывается как критический.
Этот период можно охарактеризовать как период заложения сознательного поведения, формируются общие закономерности поведения, направленность интересов, представлений и социальных установок личности [3, с.112].
Вместе с тем, развивается и ряд качеств, которые препятствуют полноценному самоопределению. В этот период происходит полная перестройка организма, изменяется гормональный фон, возникают психические изменения и новообразования. Одним из таких новообразований в психики является потребность в самоутверждении, самовыражения. Подросток ищет пути самореализации в различных сферах деятельности [2, с.34]. Также в этот период подросток ищет пути дальнейшего самоопределения в жизни.
Из негативных качеств, которые мешают принятию решений и препятствуют полноценному самоопределению, в подростковом возрасте преобладают такие черты, как повышенная тревожность, агрессивность, изменчивое настроение. Поэтому на сегодня актуальным направлением является изучение причин возникновения физических и психических изменений в организме подростка, особенностей поведения, психических состояний, что крайне важно для построения доверительных отношений с подростком и помощи в адаптации к новой для него жизни, успешном самоопределении.
1. Уровень эмоциональной устойчивости и общий уровень эмоционального интеллекта подростка. Так, подросток вступает в противодействие между эмоциями, которые охватывают его в связи с предстоящей сменой привычной обстановки, необходимостью расстаться с одноклассниками. Важную роль здесь играют личностные отношения, привязанности подростка, естественное желание сохранить привычную для себя среду общения, взаимодействия.
2. Уровень личностной и ситуативной тревожности. Зачастую высокий уровень тревожности мешает подростку принять решение в пользу поступления в СПОУ, поскольку он не в состоянии противостоять страху перед неизвестностью, неопределенностью будущего, возможностью не поступить, необходимостью смены привычного круга общения и смены деятельности. Перспектива оставаться в школе до 11 класса кажется ему более безопасной и рациональной.
3. Позиция старших членов семьи также может прямо или косвенно отразиться на принятии решения. Существуют различные типы родительско-детских отношений, которые оказывают различное воздействие, как на сам процесс принятия решения, так и на его результат.
4. Позиция товарищей, подруг, сверстников – немаловажный фактор, поскольку у подростка значительно развита потребность в поддержании авторитета среди сверстников. Его самоопределение и самоуважение в значительной мере зависит от позиции в коллективе.
5. Позиция учителей, педагогов также оказывает прямое или косвенное влияние. Педагоги могут направленно способствовать профессиональному развитию, самоопределению школьников, путем организации урочной и внеурочной деятельности, ознакомления с вариантами профессий, прохождением тестов, психологического консультирования относительно склонностей учащегося.
6. Личные профессиональные планы, представления о сфере будущей деятельности оказывают прямое воздействие на принятие решения подростком. У подростков с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта, это фактор становится едва ли не самым главным.
7. Способности, безусловно, определяют интересы и профессиональные планы школьника и должны учитываться при выборе профессии
8. Уровень притязаний на общественное признание существенно зависит от способностей подростка и его стремлению к поддержанию авторитета среди сверстников, педагогов, или родителей.
9. Информированность является важным фактором, который помогает определиться, и зачастую является решающим фактором.
10. Склонности представляют собой сферу интересов подростка, его стремление к определенному виду деятельности, успешность в этой деятельности.
Решение о поступлении в СПОУ, подросток, как правило, принимает на основе взвешенного, комплексного анализа всех перечисленных выше факторов.
Все эти факторы прямо или косвенно находят свое отражение и в методике преподавания иностранного языка, и других предметов.
Школа играет важную роль в развитии личности подростка. Большая часть времени подросток проводит именно в школе, здесь происходит его становление. Необходимо поддерживать здоровое окружение в школе, что позволит сформироваться полноценной личности. Очень важна наблюдательность и профессиональная компетентность преподавателя. Поскольку учебная деятельность приобретает для подростка второстепенную роль, учителю необходимо вовремя заметить этот момент и сменить тактику взаимодействия с подростками, чтобы сохранить интерес к обучению и воспитанию.
В связи с изменением самосознания подростка, необходимо изменить и подходу к нему. Именно с этой целью рекомендуется применять в школе другую концепцию – концепцию личностно – ориентированного взаимодействия, которая уже апробируется в многих высших учебных заведениях и колледжах. С введением в практику концепции личностно-ориентированного образования появилась потребность пересмотреть сам процесс организации воспитательных и образовательных мер. Большинство преподавателей не ощущают необходимости пересмотреть образ мышления и свою профессиональную позицию.
На этапе общения с подростком и организации учебного процесса, важно осуществить переход от преподавателя-транслятора или интерпретатора общеизвестных истин к оказанию психологической и педагогической поддержки ученикам в освоении новых знаний, выборе своего жизненного пути, творчестве, самореализации. На современном этапе развития педагогики термин «психолого-педагогическая поддержка» весьма сужен и часто рассматривается как помощь квалифицированного специалиста нуждающимся в ней школьникам, которая оказывается в случае острой необходимости [15].
Теперь успешный педагог может полностью раскрыться и реализовать свои преподавательско-творческие способности только в том случае, если он имеет всеобъемлющее представление о сути образования. Известно о двух составляющих образовательного процесса: формирование и развитие способностей и получение знаний. Ум, интуиция занимают позиции выше, чем знания. Как утверждает П.Ф. Каптерев, человек, обладающий умом или интуицией всегда сумеет приобрести знания, обратное же явление наблюдается значительно реже. Главным приобретением выпускника должно стать умение правильно мыслить, проявлять рассудочную деятельность, говорить. Также человек приобретает способность к самостоятельному поиску необходимой информации, умение учиться и выстраивать межличностные коммуникации.
Подростковый период — это возраст юности. Необходимо помнить о том, что у школьников – подростков формируется особый коллектив. Школьный коллектив- это категория молодых людей, которая объединена образовательным учреждением. Это может быть единственное, что объединяет молодых людей, имеющих различные взгляды, суждения. Отсюда возникают многочисленные скандалы, агрессии. Подростки с завышенной самооценкой стремятся занять лидирующие позиции по отношению к тем, кто имеет заниженную самооценку. Также наблюдается гендерное неравенство, дискриминации. В тоже время школьники отличаются наиболее высокой социальной активностью, мобильностью. В связи с этим необходимо организовывать различные мероприятия, кружки, соревнования. Это позволит занять свободное время подростков, направить энергию и силу в нужное русло и определенным образом управлять и контролировать развитие и становление психики подростков [16]. Различные виды досуговой деятельности и правильная организация учебного процесса, с обеспечением полноценной психолого – педагогической поддержки, консультированием подростка и родителей позволяет подростку проще перенести переходный период, быстрее адаптироваться к взрослой жизни. Особую актуальность приобретают те виды деятельности, которые направлены на реализацию естественной потребности подростка – потребности в общении и самореализации. В данную группу относят организацию встреч, вечеров, различные танцы, дискотеки, вечеринки, творческие мероприятия, клубы, кружки, театрализованную, художественную деятельность. При помощи таких мероприятий развиваются коммуникативные умения, у ребенка формируются возможности для межличностного взаимодействия, способность адаптироваться к любым социальным ситуациям [3].
Привлечение подростка к творчеству, художественной, театрализованной деятельности оказывает положительное воздействие на формирование самосознания. Включение подростка в театрализованную деятельность формирует эстетическую культуру. Посредством театра у ребенка развиваются эстетические, актерские способности, а также культура речи. Кроме того, театр обеспечивает подростку личную практику, постоянную занятость. Появляется возможность саморазвития и самопознания, открытия собственного внутреннего мира. Через призму театрального героя подросток имеет возможность пережить свои переживание, познать внутреннюю сущность. Ребенок имеет возможность освоить новый вид деятельности – режиссура, элементы оформления спектакля, способы вербальных и невербальных коммуникаций, воплощение в роли, актерское мастерство и актерская пластика. Реализация театра осуществляется посредством театральных постановок, организации вечеров театральных жанров, кукольные театры, театры импровизаций [4].
Нужно помнить о том, что школьники имеют направленность на осуществление дальнейшего выбора профессии, подготовку к дальнейшей деятельности в рамках выбранной специализации, что осложняется физическим и нравственным созреванием, формированием интеллекта, мышления. Эти процессы всегда строго индивидуальны и изменчивы. Необходимо не упустить момент, когда школьник находится в поиске и сомнениях и помочь ему в выборе нужного и правильного пути, профессии. После того, как закончится переходный период, школьник переходит на новый этап развития, считает себя самоопределившимся и идет по выбранному им жизненному пути. Но если в нужное время не оказать психолого – педагогическую поддержку подростку, не помочь ему в выборе правильного жизненного пути, он может потерять интерес к обучению и любым видам деятельности. Результатом неоказания подобной поддержки являются подростки, которые становятся наркоманами, алкоголиками, преступниками. У подростка, получившего такую поддержку, как правило начинается следующий этап, на который приходятся студенческие годы. Вновь резко меняются интересы, уходит эмоциональная нестабильность, агрессивность [17].
Олег Самойлович Газман занимался изучением данной проблемы и разработал основные положения: поддержки. По его мнению, успешное становление личности возможно лишь при согласованном сосуществовании процесов индивидуального и социального развития. Ученики и единомышленники О.С. Газмана несколько модернизировали его взгляды и сформулировали следующие постулаты:
1. Педагогика не должна противостоять воспитанию. Эти отрасли тесто взаимосвязаны;
Однако, на практике возникает ряд факторов, препятствующих организации процесса и способствующих противоречиям:
2. Формирование высокой мотивации к самоопределению и недостаточная компетентность преподавателя в этом вопросе;
3. Важность самосовершенствования педагога и недостаточность методов и технологий.
Исходя из всего вышесказанного, возникает потребность не только в развитии и обучении подростка, но и в разработке теоретического и методического обеспечения, а также необходимость обеспечить реализацию новейших взглядов на образовательную концепцию.
При работе с подростками учитель должен стремиться создать ситуации, в которых учащиеся самостоятельно [9]:
Отстаивают своё мнение;
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;