учебная практика по растениеводству
Методическая разработка урока учебной практики «УП 02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Мастер производственного обучения: Спицын Игорь Геннадьевич
Раздел 2 Осенние и зимние работ в саду и контроль за зимовкой плодовых деревьев и ягодных кустарников
Тема 2.1 Осенние работы с побегами малины
Обучающая: формирование умений по подготовке сада к зиме с соблюдением правил техники безопасности
Развивающая: развитие интереса к профессии, внимания технического мышления.
Воспитательная: воспитание ответственного, добросовестного отношения к работе, дисциплинированности, умения работать в команде.
По выполнению сложных комплексных работ.
Технологии, методы, приёмы обучения
Метод проектов. Информационные технологии. Здоровье сберегающие технологии. Дифференцированное обучение. Проблемно-диалогическое обучение
Формы организации деятельности обучающихся
Место проведения : лаборатория, учебное хозяйство Оборудование: секатор, лопата, плотные рукавицы Комплекты инструкционных карт, учебно-наглядные пособия, интерактивная доска в комплекте с компьютерным обеспечением, внешние накопители информации, мобильные устройства для хранения информации.
Уметь: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Уметь: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Уметь: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Уметь: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Уметь: Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Уметь: Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Уметь: Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Уметь: Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агрономическими технологиями.
Уметь: вести борьбу с вредителями и болезнями плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений; выполнять работы по обрезке плодовых, декоративных и древесно-кустарниковых культур; производить уход за плодоносящим садом (обработка почвы, внесение удобрений, уход за штамбом и кроной, обрезка, прививка, уборка урожая)
Элементы внешней структуры урока
Элементы внутренней (дидактической) структуры урока
Задачи этапа урока
Деятельность мастера производственного обучения
1. Вводный инструктаж
1.1. Организационный момент
Организовать направленное внимание на начало урока, определить готовность группы к занятию, создать благоприятную психологическую обстановку.
Приветствует, определяет готовность группы к уроку
Приветствует педагога, слушает, готовится к уроку
Осознание обучающимися основной цели урока учебной практики в общей системе изучаемой темы.
Мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность.
Слушает, конспектирует, задает вопросы мастеру, отвечает на вопросы мастера, определяет вместе с мастером цели и задачи урока
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся
Создать условия для применения (закрепления, развития, углубления) обучающимися усвоенных знаний.
Создать условия для воспроизведения ранее освоенных приемов и способов труда.
Определить готовность обучающихся к изучению темы занятия.
Проводит опрос учащихся по материалу прошлых уроков учебной практики. Фронтальный опрос по теме урока №1 : планирование работы в саду, огороде, плодовом питомнике на год по месяцам.
Отвечает на вопросы мастера, воспроизводит изученные приемы и способы работы, разбирает техническую инструктивную документацию
1.4.Формирование ориентировочной основы действий обучающихся
Сформировать представления обучающихся о том, что нового они узнают уроке, чему научатся.
Порядок выполнения задания: уход за малиной осенью предусматривает ее обрезку и защиту от замерзания.
Внимательно осматриваем каждый куст. Используя секатор удаляем под самый корень сухие и старые ветки, и молодые тонкие побеги. После обрезки оставим лишь крепкие молодые стебли. Укоротим их секатором на 10 – 20 см. Расстояние между кустами должно быть не менее 60-ти сантиметров. Поэтому убираем ненужные отростки при помощи лопаты. Это позволит увеличить урожайность и ягоды малины в следующем году вырастут крупными.
Удалим листья на кустах, иначе они отсыреют, начнут гнить. Выполняем эту операцию аккуратно, чтобы не повредить почки. Надеваем рукавицу или перчатку на руку и проводим ею снизу вверх, вдоль побега. Запрещается удалять листья малины, проводя перчаткой сверху вниз, иначе обломаем все почки.
Связываем стебли малины в пучки, пригибаем к земле и закрепляем скобой из проволоки.
Пригибаем стебли малины так, чтобы с наступлением зимы они полностью скрылись под снегом. Запрещается оставлять стебли на высоте полметра от поверхности земли потому, что это самая морозная, опасная зона. Так как высота снега к середине зимы, когда самые сильные морозы, редко превышает 40-ка сантиметров, стебли малины будут торчать над снегом, где самая низкая температура воздуха. В таком случае вместо защиты неправильно пригнутая малина попадает в опасные условия. Также, ничего не даст, если мы просто свяжем стебли в пучки и в стоячем положении, оставим их зимовать. Это, скорее всего, приведёт к вымерзанию цветочных почек, так как они будут расположены выше снежного покрова. Обрезанные ветки и листья вывозим на свалку.
Воспринимает показ и объяснение мастера. Изучает инструктивную документацию. Пробно выполняет изучаемые трудовые действия. Самостоятельно определяет технологическую последовательность и способы выполнения задания, овладевает умениями по уходу за малиной осенью
2. Текущий инструктаж
2.1. Формирование (отработка) новых способов действия
Сформировать представление по отработке приемов по уходу за малиной
Организует и руководит упражнениями учащихся. Индивидуально консультирует учащихся, повторно показывает и объясняет приемы по уходу за малиной осенью.
Отрабатывает и объясняет приемы по уходу за малиной осенью. Отрабатывает правильные способы самоконтроля хода и результатов работы
2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия
Сформировать умение применять практические знания, умение работать самостоятельно. Создать условия для применения обучающимися усвоенных знаний.
Организует проведение и руководит упражнениями учащихся по уходу за малиной осенью. Обеспечивает качество деятельности. Побуждает учащихся к самостоятельности в работе
Выполняет самостоятельную работу. Записывает в тетради, уясняет ход выполнения задания, овладевает умениями по уходу за малиной осенью
2.3. Выдача домашнего задания
Обеспечить обучающимся понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Формулирует домашнее задание, объясняет порядок и способ его выполнения, определяет ожидаемые результаты
Записывает в тетради
3. Заключительный инструктаж
3.1. Подведение итогов урока
Подвести итоги занятия, проверить реализацию его целей.
Подводит итоги урока согласно карте оценивания. Карта оценивания.docx
1. Соблюдение правил техники безопасности. 2. Соблюдение норм времени на выполнение учебных практических работ. 3. Типичные ошибки при выполнении работ. 4. Оценки за урок
Проводит самоанализ своей деятельности на уроке учебной практики
Самоанализ урока учебной практики,
проведенного преподавателем ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологическийтехникум – казачий кадетский корпус», Уйский филиал 15.10.2020 Спицыным Игорем Геннадьевичем
Группа – ХУ-20У, курс обучения – первый
УП 02.01 Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе Раздел 2. Осенние и зимние работ в саду и контроль за зимовкой плодовых деревьев и ягодных кустарников Тема урока: «Осенние работы с побегами малины » Тип урока: По выполнению сложных комплексных работ
Практическое занятие по ТППР, проведенное мной по теме «Осенние работы с побегами малины», рассчитано на группу обучающихся в количестве 25 человек в возрасте 15-17лет. Занятие входит в рабочую программу 1 года обучения по профессии 35.01.23 «Хозяйка(-ин) усадьбы» 2020-2021 учебного года, рассчитано на 6 часа (уроки по 40 минут, 10-минутный перерыв между уроками). Согласно перспективно-тематическому плану рассматриваемому разделу отведено 30 часов.
При подготовке занятия была поставлена цель:
1.Обучающая: формирование умений по подготовке сада к зиме с соблюдением правил техники безопасности. 2.Развивающая: развитие интереса к профессии, внимания технического мышления.
3.Воспитательная: воспитание ответственного, добросовестного отношения к работе, дисциплинированности, умения работать в команде
Для достижения данной цели в ходе занятия по учебной практике были реализованы следующие задачи:
1. сформировать представление обучающихся о профессиональной подготовке для применения полученных знаний и умений в дальнейшем при работе по специальности ;
2. сформировать умение применять практические знания через развитие ОК, необходимых при освоении технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе на примере занятий учебной практики по осенним работам с побегами малины ;
В соответствии с требованиями ФГОС СОО ППКРС профессии «Хозяйка(-ин) усадьбы» обучающиеся по окончании изучения данной темы должны знать:
основы агрономии: почвы и их плодородие, условия жизни растений, сорные растения и меры борьбы с ними, обработка почвы, питание растений, удобрения и их применение, севообороты и их классификация, основных вредителей и болезни изучаемых культур, современные средства защиты от вредителей и болезней, и приемы оздоровления посадочного материала; основные и агротехнические приемы ухода за плодовыми культурами.
Применяемые методы и приемы обучения, рефлексия занятия позволяют проследить развитие общих компетенций при формировании универсальных учебных действий. Подобранные методы обучения соответствуют возрасту обучающихся, их потребностям, интересам и возможностям.
Время, отведенное на изложение нового для понимания обучающихся теоретического материала и выполнение практического задания в виде игры с применением выше указанных методов и приемов, позволило мне продуктивно использовать учебное занятие.
Структура урока, считаю, соблюдена. План занятия, по выполнению сложных комплексных работ по типу урока, разработанный в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, определил их деятельность в течение каждого этапа урока:
1. Организационный этап направлен на создание положительного настроя и мотивацию обучающихся на учебную деятельность (приветствие, объявление темы занятия, постановка цели). Проведена актуализация опорных знаний и имеющегося практического опыта обучающихся.
2. Основной этап проведен согласно методике проведения урока по выполнению сложных комплексных работ по типу: включает краткий обзор теоретического материала, первичное закрепление; объяснение основных понятий и терминологии и вторичное закрепление, развитие, углубление усвоенных знаний и освоенных умений через контроль готовности обучающихся к выполнению практико-ориентированной задачи и методические рекомендации по подготовке анализа обучающимися по выполненной работе в мини группах.
3. Заключительная часть позволила проконтролировать у обучающихся формирование личной ответственности за результаты своей деятельности ; проведена рефлексия; были подведены итоги занятия и выдано домашнее задание.
Данная структура вполне оправдана, все этапы учебного занятия взаимосвязаны, подчинены заданной теме « Осенние работы с побегами малины» и цели занятия. Смена деятельности обучающихся на каждом этапе занятия позволила выслушивать ответы, давать им объяснение, материал выдавать дозировано, во избежание возникновения усталости обучающихся.
Для качественного усвоения практического материала обучающимися мной использована межпредметная связь с историей по развитию метапредметных компетенций и практико-ориентированная задача, взятая из комплекта компетентностно-оценочных средств учебной дисциплины ТППР, и включенной в комплект методических разработок практических заданий.
По ходу занятия мной проводилась коррекция деятельности обучающихся, я направлял и инструктировал отдельных обучающихся, которые затруднялись в выполнении заданий. К концу занятия деятельность обучающихся была успешно завершена.
При подведении итога урока среди обучающихся проведена рефлексия, на которой обучающиеся единогласно высказали свое мнение о сложности и большом объеме проделанной ими работы.
Анализируя итог проведенного учебного занятия, могу сказать, что образовательная деятельность обучающихся на занятии была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого обучающегося учебной группы.
Рабочие места к занятию были готовы. Обучающиеся на занятии были активны, организованы, помогали друг другу. Считаю, что поставленная цель достигнута, запланированный объём практического занятия выполнен. Качество усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенный практический опыт соответствует требованиям ФГОС СОО.
Мастер производственного обучения __________ Спицын И.Г
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени
академика Д.Н. Прянишникова»
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО
РАСТЕНИЕВОДСТВУ И
КОРМОПРОИЗВОДСТВУ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано к изданию кафедрой растениеводства (протокол № 24 от « 24 » марта 2009 г.) и методической комиссией агрономического факультета (протокол № 15 от « 31 » марта 2009 г.) Под редакцией доктора сельскохозяйственных наук, профессора С.Л. Елисеева Рецензент – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры общего земледелия и защиты растений Н.Ю. Каменских.
Введение Раздел 1. Растениеводство 5 Тема 1. Оценка состояния озимых культур и многолетних трав после перезимовки и определение причин гибели растений 5 Тема 2. Посев Тема 3. Посадка картофеля Тема 4. Описание ранних яровых культур по всходам. Определение полевой всхожести сельскохозяйственных культур 12 Тема 5. Описание поздних яровых культур по всходам. Определение густоты стояния растений в посадках картофеля 19 Тема 6. Определение полевых культур по вегетативным и генеративным признакам Тема 7. Уборка Раздел 2. Кормопроизводство 34 Тема 1. Определение сенокосно-пастбищных трав по вегетативным, генеративным признакам и всходам 34 Тема 2. Инвентаризация природных кормовых угодий 47 Тема 3. Производство кормов Библиографический список 6 Словарь терминов и персоналий (глоссарий) 62 Приложения Введение
Учебное пособие является руководством для организации и проведения летних учебных практик. Оно составлено в соответствии с программами по растениеводству и кормопроизводству для студентов агрономических специальностей. В ходе прохождения практического обучения студенты приобретают навыки:
— организации технологическими процессами, оценкикачества агроприёмов и продукции растениеводства и кормопроизводства;
— распознавания полевых культур по вегетативным и генеративным органам;
— обследования посевов и оценке их состояния в период всходов, отрастания и перед уборкой;
— оценке состояния кормовых угодий по ботаническому составу и густоте травостоя;
— проведения инвентаризации кормовых угодий;
— определения качества заготовленных кормов;
— определения биологической урожайности и анализа её структуры у разных сельскохозяйственных культур.
Учебная практика организуется по группам в течении всего вегетационного периода с мая по август в соответствии с графиком. Работы выполняются в звеньях по 4-5 человек.
По итогам практики студенты сдают зачёт.
РАЗДЕЛ 1. РАСТЕНИЕВОДСТВО
Тема. 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОЗИМЫХ КУЛЬТУР И
МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ПОСЛЕ ПЕРЕЗИМОВКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРИЧИН ГИБЕЛИ РАСТЕНИЙ
Цель: Научиться проводить оценку состояния озимых культур и многолетних трав после возобновления весной вегетации.
Задание:
1) Провести подсчет живых и погибших растений. Установить причины их гибели. Дать краткую характеристику причин гибели растений в ходе зимовки – выпревание, вымерзание, вымокание, ледяная корка, выпирание, болезни.
2) Рассчитать перезимовку растений. Сделать заключение о состоянии посевов и дать рекомендации на весенне-полевые работы.
Материалы и оборудование. Посевы озимых культур и многолетних трав. Лупы. Лопаты. Линейки. Рамки размером 1/6 м2.
Пояснения к заданию. Перезимовка растений – это процент живых растений от общего количества исследованных растений.
Методики проведения обследования посевов:
А. Глазомерная оценка состояния посевов после перезимовки. Проводят весной, после возобновления вегетации, когда можно легко отличить живые растения от погибших.
Оценка дается по 5-бальной шкале.
Б. Метод подсчета живых и погибших растений. Производится путем подсчета и разбора растений на пробных площадках.
Площадка должна включать обязательно четное количество рядков.
При рядовом посеве достаточно брать два рядка, при узкорядном – четыре.
Длину площадки определяют в зависимости от её площади, которая может составлять 1/12; 1/6 или 1/4 м2, по формуле:
; (1) где, Д-длина площадки, см;
М-ширина междурядья, см.
Например, при рядовом посеве (междурядье 15 см), взяв два рядка, для площадки 1/6 м 2 её длина будет равна:
=55,5 см На поле площадью 10 га берется 6 площадок, 11-20 га – 12 площадок.
На участке более 20 га на каждые 10 га добавляется одна площадка. Для подсчета растения выкапывают, просматривают. За живое растение принимают экземпляры, образовавшие придаточные корни.
Подсчитав число живых и погибших растений на всех пробах, определяют средний процент перезимовавших растений. Просматривая погибшие растения определяют причину гибели. Основные причины гибели культур приведены в приложении 1.
Результаты обследования по озимым культурам и многолетним травам заносятся в форму (приложение 2).
Контрольные вопросы:
Понятие об озимых и яровых растениях?
Достоинства и недостатки озимых культур по сравнению с яровыми?
Что такое перезимовка растений?
Что такое зимостойкость и морозоустойчивость?
Назвать основные методы обследования полей при оценке состояния 5.
озимых культур и многолетних трав после весеннего возобновления вегетации?
6. Причины гибели озимых при перезимовке, их сущность и меры предупреждения. Закалка.
ТЕМА 2. ПОСЕВ
Цель: Приобрести навыки проведения посева и оценки его качества.
Задание:
1) Ознакомление с теоретическим обоснованием приемов посева. Расчет нормы высева.
2) Установка сеялки на норму высева.
3) Усвоить технологические требования к качеству посева. Оценить качество посева.
4) Провести ручной посев коллекции полевых культур на питомнике кафедры растениеводства.
5) Ознакомиться с технологией посева яровых культур.
Материалы и оборудование. Посевы яровых культур. Лопаты.
Линейки. Шпагат. Маркёр. Весы. Семена. Сеялка.
Пояснения к заданию. Норма высева – это оптимальное количество семян высеваемое на единицу площади, обеспечивающее наивысший урожай при соблюдении других условий агротехники. Нормой высева мы обеспечиваем необходимую площадь питания для роста и развития растений.
Расчёт весовой нормы высева семян:
Норму высева семян рассчитывают штучно-весовым методом. Расчёт проводят на основании полученных результатов определения посевных качеств семян.
В начале определяют норму высева теоретическую (НТ), кг/га;
НТ=К М, (2)
где, К – коэффициент высева, (млн. всхожих семян на 1 га);
М – масса 1000 семян, г Коэффициент высева определяют экспериментально. Для Пермского края коэффициенты высева и массы 1000 семян основных полевых культур приведены в приложении 3.
Затем необходимо ввести поправку к норме высева, с учетом посевных качеств семян (чистоты и лабораторной всхожести). Посевная годность (ПГ) – это процент чистых и всхожих семян в партии. Его определяется по формуле:
; (3) где, Ч – чистота семян, %; В – всхожесть семян, %;
7 Требования к качеству семян приведены в приложениях 4, 5.
Рассчитав посевную годность, необходимо ввести поправку в теоретическую норму высева. Норма высева с поправкой (Нп) будет равна:
Норма высева с поправкой (Нп) практически всегда больше теоретической нормы высева до поправки и никогда не может быть меньше. Затем устанавливают сеялку на норму высева с поправкой: на стационаре – путем контрольных прокручиваний и в поле – методом высева навесок на определенную площадь. После завершения посева определяют фактическую норму высева (Нф) путем деления фактического расхода семян на засеянную площадь.
Число фактически высеянных всхожих зерен на 1 м2 (Зв), шт. определяем по формуле:
Зв= ; (5)
где, Нф – норма высева семян фактическая, кг/га; ПГ – посевная годность семян, %; М – масса 1000 семян, г.
Установка сеялки на норму высева. Проводиться до выезда в поле. Под раму подставляют подпорки, чтобы освободить колесо. В бункер засыпают семена, а под сошники расстилают полог. Затем по таблице или диаграмме (установленной на сеялке) выбирают необходимое передаточное отношение редуктора и рабочую длину катушки и устанавливают их на сеялке. Наиболее равномерный высев обеспечивается при минимально возможном передаточном отношении и максимальной рабочей длине катушки. При этом катушки меньше повреждают семена. Проведя подготовительные операции, приступают к пробному высеву. Вращая руками колесо с той же частотой, что и при посеве в поле, считают обороты. Сделав n оборотов, собирают семена с брезента, взвешивают и сравнивают фактическую массу МФ (кг) с расчётной МР, которую должна высеять сеялка за n оборотов колеса в поле при соблюдении заданной нормы:
МР = ; (6)
где, D – диаметр опорно-приводного колеса, м (для СЗ-3,6 он равен 1,18 м); n – число оборотов колеса; BP = k/bM – ширина захвата сеялки, м; k
– число высеваемых рядков; bM – ширина междурядья, м; Q – норма высева семян, кг/га; – коэффициент, учитывающий скольжения колеса (для СЗОбычно колесу сообщают n = оборотов, что соответствует высеву на площади 0,01 га. Тогда,
Q – норма высева семян, кг/га.
Сеялка считается отрегулированной, если при двух-трёх кратной установке фактический высев отклоняется от расчётного не более чем на ±1%.
В поле проверяют и корректируют норму высева. Для этого в заполненном на 1/3 бункере семена разравнивают и отмечают на стенках их верхний уровень. Затем в бункер засыпают контрольную массу семян (навеску) МP и проезжают контрольный путь l. Если уровень семян до высева совпадает с уровнем после высева, значит, сеялка отрегулирована правильно. В противном случае изменяют рабочую длину катушки и проверяют установку на стационаре. Контрольный путь l (м) вычисляют по формуле:
где, МP-масса навески зерна (расчетная), кг;
Q – норма высева семян, кг/га;
Качество посева должно соответствовать агротребованиям (приложение 6).
Пользуясь формой приведенной в приложении 7, студенты оценивают качество посева.
ТЕМА 3. ПОСАДКА КАРТОФЕЛЯ
Цель: Приобрести навыки проведения посадки картофеля и оценки качества работ.
Задание:
1) Ознакомится с особенностями посадки товарного, семенного картофеля и картофеля на раннюю продукцию.
2) Рассчитать норму посадки.
3) Ознакомиться с технологией посадки картофеля.
4) Оценить качество и фактическую норму посадки картофеля.
Материалы и оборудование. Посадки картофеля. Лопаты. Рулетки.
Пояснения к заданию. Особенности посадки товарного, семенного и раннего картофеля. Товарный картофель высаживают во вторую декаду мая, когда температура почвы на глубине 8-10 см прогреется до 7-8 0С.
Расчет нормы посадки картофеля. Существует два метода расчета нормы высева картофеля: весовой и штучный. Расчет нормы посадки картофеля приводим в таблице 1.
Таблица 1.-Расчет нормы посадки картофеля Назначение по- Масса поса- Схема посад- Норма посадки садки дочного клуб- ки, см тыс.
кг/га ня, г шт./га Товарный Семенной Ранний Определение фактической нормы посадки. Фактическую норму посадки определяют непосредственно во время посадки. Для этого у картофелесажалки поднимают загортач у одного высаживающего аппарата.
10 Проезжают примерно 15-16 м, после чего отмеряют 14,3 м в открытом рядке (10 м2, при ширине междурядий 70 см) и подсчитывают количество клубней. Учет проводят с 8-10 площадок.
Качество посева должно соответствовать агротребованиям (приложение 8). Пользуясь формой приведенной в приложении 9, студенты оценивают качество посева.
Контрольные вопросы:
1. В какую декаду полевых работ высаживают картофель, в зависимости от цели возделывания?
2. Назовите оптимальную густоту стояния растений рекомендуемую при возделывании раннего картофеля?
3. Известно, что ширина междурядья картофеля составляет 75 см, площадь посадки 10 м2. Найти длину рядка картофеля?
ТЕМА 4. ОПИСАНИЕ РАННИХ ЯРОВЫХ КУЛЬТУР ПО
ВСХОДАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕВОЙ ВСХОЖЕСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
Цель: Научиться распознавать ранние яровые культуры по всходам.
Освоить методику определения полевой всхожести сельскохозяйственных культур.
Задание:
1) Знакомство с классификацией зерновых культур семейства мятликовые (злаковые).
2) Определить и описать ранние яровые культуры по всходам (злаки I группы, бобовые, капустные, корнеплоды).
3) Определение полевой всхожести сельскохозяйственных культур.
Материалы и оборудование. Различные виды ранних яровых культур. Лупы. Линейки. Рамки размером 1/6 м2.
Пояснения к заданию. Зерновые культуры семейства мятликовые (злаковые).
В группу этих культур входят 9 ботанических родов семейства мятликовые (Poaceae): рожь, пшеница, ячмень, овес, тритикале, кукуруза, просо, сорго, рис. Каждый род включает несколько видов. Внутри вида различают более мелкие систематические единицы – разновидности, а в пределах разновидности – сорта.
Сорт – совокупность растений одной культуры, вида со сходными морфологическими и хозяйственно-биологическими признаками.