учебная практика по растениеводству

Методическая разработка урока учебной практики «УП 02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Мастер производственного обучения: Спицын Игорь Геннадьевич

Раздел 2 Осенние и зимние работ в саду и контроль за зимовкой плодовых деревьев и ягодных кустарников

Тема 2.1 Осенние работы с побегами малины

Обучающая: формирование умений по подготовке сада к зиме с соблюдением правил техники безопасности

Развивающая: развитие интереса к профессии, внимания технического мышления.

Воспитательная: воспитание ответственного, добросовестного отношения к работе, дисциплинированности, умения работать в команде.

По выполнению сложных комплексных работ.

Технологии, методы, приёмы обучения

Метод проектов. Информационные технологии. Здоровье сберегающие технологии. Дифференцированное обучение. Проблемно-диалогическое обучение

Формы организации деятельности обучающихся

Место проведения : лаборатория, учебное хозяйство Оборудование: секатор, лопата, плотные рукавицы Комплекты инструкционных карт, учебно-наглядные пособия, интерактивная доска в комплекте с компьютерным обеспечением, внешние накопители информации, мобильные устройства для хранения информации.

Уметь: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Уметь: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Уметь: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Уметь: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Уметь: Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

Уметь: Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Уметь: Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Уметь: Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агрономическими технологиями.

Уметь: вести борьбу с вредителями и болезнями плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений; выполнять работы по обрезке плодовых, декоративных и древесно-кустарниковых культур; производить уход за плодоносящим садом (обработка почвы, внесение удобрений, уход за штамбом и кроной, обрезка, прививка, уборка урожая)

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность мастера производственного обучения

1. Вводный инструктаж

1.1. Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока, определить готовность группы к занятию, создать благоприятную психологическую обстановку.

Приветствует, определяет готовность группы к уроку

Приветствует педагога, слушает, готовится к уроку

Осознание обучающимися основной цели урока учебной практики в общей системе изучаемой темы.

Мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность.

Слушает, конспектирует, задает вопросы мастеру, отвечает на вопросы мастера, определяет вместе с мастером цели и задачи урока

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Создать условия для применения (закрепления, развития, углубления) обучающимися усвоенных знаний.

Создать условия для воспроизведения ранее освоенных приемов и способов труда.

Определить готовность обучающихся к изучению темы занятия.

Проводит опрос учащихся по материалу прошлых уроков учебной практики. Фронтальный опрос по теме урока №1 : планирование работы в саду, огороде, плодовом питомнике на год по месяцам.

Отвечает на вопросы мастера, воспроизводит изученные приемы и способы работы, разбирает техническую инструктивную документацию

1.4.Формирование ориентировочной основы действий обучающихся

Сформировать представления обучающихся о том, что нового они узнают уроке, чему научатся.

Порядок выполнения задания: уход за малиной осенью предусматривает ее обрезку и защиту от замерзания.

Внимательно осматриваем каждый куст. Используя секатор удаляем под самый корень сухие и старые ветки, и молодые тонкие побеги. После обрезки оставим лишь крепкие молодые стебли. Укоротим их секатором на 10 – 20 см. Расстояние между кустами должно быть не менее 60-ти сантиметров. Поэтому убираем ненужные отростки при помощи лопаты. Это позволит увеличить урожайность и ягоды малины в следующем году вырастут крупными.

Удалим листья на кустах, иначе они отсыреют, начнут гнить. Выполняем эту операцию аккуратно, чтобы не повредить почки. Надеваем рукавицу или перчатку на руку и проводим ею снизу вверх, вдоль побега. Запрещается удалять листья малины, проводя перчаткой сверху вниз, иначе обломаем все почки.
Связываем стебли малины в пучки, пригибаем к земле и закрепляем скобой из проволоки.

Пригибаем стебли малины так, чтобы с наступлением зимы они полностью скрылись под снегом. Запрещается оставлять стебли на высоте полметра от поверхности земли потому, что это самая морозная, опасная зона. Так как высота снега к середине зимы, когда самые сильные морозы, редко превышает 40-ка сантиметров, стебли малины будут торчать над снегом, где самая низкая температура воздуха. В таком случае вместо защиты неправильно пригнутая малина попадает в опасные условия. Также, ничего не даст, если мы просто свяжем стебли в пучки и в стоячем положении, оставим их зимовать. Это, скорее всего, приведёт к вымерзанию цветочных почек, так как они будут расположены выше снежного покрова. Обрезанные ветки и листья вывозим на свалку.

Воспринимает показ и объяснение мастера. Изучает инструктивную документацию. Пробно выполняет изучаемые трудовые действия. Самостоятельно определяет технологическую последовательность и способы выполнения задания, овладевает умениями по уходу за малиной осенью

2. Текущий инструктаж

2.1. Формирование (отработка) новых способов действия

Сформировать представление по отработке приемов по уходу за малиной

Организует и руководит упражнениями учащихся. Индивидуально консультирует учащихся, повторно показывает и объясняет приемы по уходу за малиной осенью.

Отрабатывает и объясняет приемы по уходу за малиной осенью. Отрабатывает правильные способы самоконтроля хода и результатов работы

2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия

Сформировать умение применять практические знания, умение работать самостоятельно. Создать условия для применения обучающимися усвоенных знаний.

Организует проведение и руководит упражнениями учащихся по уходу за малиной осенью. Обеспечивает качество деятельности. Побуждает учащихся к самостоятельности в работе

Выполняет самостоятельную работу. Записывает в тетради, уясняет ход выполнения задания, овладевает умениями по уходу за малиной осенью

2.3. Выдача домашнего задания

Обеспечить обучающимся понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Формулирует домашнее задание, объясняет порядок и способ его выполнения, определяет ожидаемые результаты

Записывает в тетради

3. Заключительный инструктаж

3.1. Подведение итогов урока

Подвести итоги занятия, проверить реализацию его целей.

Подводит итоги урока согласно карте оценивания. Карта оценивания.docx

1. Соблюдение правил техники безопасности. 2. Соблюдение норм времени на выполнение учебных практических работ. 3. Типичные ошибки при выполнении работ. 4. Оценки за урок

Проводит самоанализ своей деятельности на уроке учебной практики

Самоанализ урока учебной практики,

проведенного преподавателем ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологическийтехникум – казачий кадетский корпус», Уйский филиал 15.10.2020 Спицыным Игорем Геннадьевичем

Группа – ХУ-20У, курс обучения – первый

УП 02.01 Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе Раздел 2. Осенние и зимние работ в саду и контроль за зимовкой плодовых деревьев и ягодных кустарников Тема урока: «Осенние работы с побегами малины » Тип урока: По выполнению сложных комплексных работ

Практическое занятие по ТППР, проведенное мной по теме «Осенние работы с побегами малины», рассчитано на группу обучающихся в количестве 25 человек в возрасте 15-17лет. Занятие входит в рабочую программу 1 года обучения по профессии 35.01.23 «Хозяйка(-ин) усадьбы» 2020-2021 учебного года, рассчитано на 6 часа (уроки по 40 минут, 10-минутный перерыв между уроками). Согласно перспективно-тематическому плану рассматриваемому разделу отведено 30 часов.

При подготовке занятия была поставлена цель:

1.Обучающая: формирование умений по подготовке сада к зиме с соблюдением правил техники безопасности. 2.Развивающая: развитие интереса к профессии, внимания технического мышления.

3.Воспитательная: воспитание ответственного, добросовестного отношения к работе, дисциплинированности, умения работать в команде

Для достижения данной цели в ходе занятия по учебной практике были реализованы следующие задачи:

1. сформировать представление обучающихся о профессиональной подготовке для применения полученных знаний и умений в дальнейшем при работе по специальности ;

2. сформировать умение применять практические знания через развитие ОК, необходимых при освоении технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе на примере занятий учебной практики по осенним работам с побегами малины ;

В соответствии с требованиями ФГОС СОО ППКРС профессии «Хозяйка(-ин) усадьбы» обучающиеся по окончании изучения данной темы должны знать:

основы агрономии: почвы и их плодородие, условия жизни растений, сорные растения и меры борьбы с ними, обработка почвы, питание растений, удобрения и их применение, севообороты и их классификация, основных вредителей и болезни изучаемых культур, современные средства защиты от вредителей и болезней, и приемы оздоровления посадочного материала; основные и агротехнические приемы ухода за плодовыми культурами.

Применяемые методы и приемы обучения, рефлексия занятия позволяют проследить развитие общих компетенций при формировании универсальных учебных действий. Подобранные методы обучения соответствуют возрасту обучающихся, их потребностям, интересам и возможностям.

Время, отведенное на изложение нового для понимания обучающихся теоретического материала и выполнение практического задания в виде игры с применением выше указанных методов и приемов, позволило мне продуктивно использовать учебное занятие.

Структура урока, считаю, соблюдена. План занятия, по выполнению сложных комплексных работ по типу урока, разработанный в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, определил их деятельность в течение каждого этапа урока:

1. Организационный этап направлен на создание положительного настроя и мотивацию обучающихся на учебную деятельность (приветствие, объявление темы занятия, постановка цели). Проведена актуализация опорных знаний и имеющегося практического опыта обучающихся.

2. Основной этап проведен согласно методике проведения урока по выполнению сложных комплексных работ по типу: включает краткий обзор теоретического материала, первичное закрепление; объяснение основных понятий и терминологии и вторичное закрепление, развитие, углубление усвоенных знаний и освоенных умений через контроль готовности обучающихся к выполнению практико-ориентированной задачи и методические рекомендации по подготовке анализа обучающимися по выполненной работе в мини группах.

3. Заключительная часть позволила проконтролировать у обучающихся формирование личной ответственности за результаты своей деятельности ; проведена рефлексия; были подведены итоги занятия и выдано домашнее задание.

Данная структура вполне оправдана, все этапы учебного занятия взаимосвязаны, подчинены заданной теме « Осенние работы с побегами малины» и цели занятия. Смена деятельности обучающихся на каждом этапе занятия позволила выслушивать ответы, давать им объяснение, материал выдавать дозировано, во избежание возникновения усталости обучающихся.

Для качественного усвоения практического материала обучающимися мной использована межпредметная связь с историей по развитию метапредметных компетенций и практико-ориентированная задача, взятая из комплекта компетентностно-оценочных средств учебной дисциплины ТППР, и включенной в комплект методических разработок практических заданий.

По ходу занятия мной проводилась коррекция деятельности обучающихся, я направлял и инструктировал отдельных обучающихся, которые затруднялись в выполнении заданий. К концу занятия деятельность обучающихся была успешно завершена.

При подведении итога урока среди обучающихся проведена рефлексия, на которой обучающиеся единогласно высказали свое мнение о сложности и большом объеме проделанной ими работы.

Анализируя итог проведенного учебного занятия, могу сказать, что образовательная деятельность обучающихся на занятии была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого обучающегося учебной группы.

Рабочие места к занятию были готовы. Обучающиеся на занятии были активны, организованы, помогали друг другу. Считаю, что поставленная цель достигнута, запланированный объём практического занятия выполнен. Качество усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенный практический опыт соответствует требованиям ФГОС СОО.

Мастер производственного обучения __________ Спицын И.Г

Источник

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени

академика Д.Н. Прянишникова»

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО

РАСТЕНИЕВОДСТВУ И

КОРМОПРОИЗВОДСТВУ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано к изданию кафедрой растениеводства (протокол № 24 от « 24 » марта 2009 г.) и методической комиссией агрономического факультета (протокол № 15 от « 31 » марта 2009 г.) Под редакцией доктора сельскохозяйственных наук, профессора С.Л. Елисеева Рецензент – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры общего земледелия и защиты растений Н.Ю. Каменских.

Введение Раздел 1. Растениеводство 5 Тема 1. Оценка состояния озимых культур и многолетних трав после перезимовки и определение причин гибели растений 5 Тема 2. Посев Тема 3. Посадка картофеля Тема 4. Описание ранних яровых культур по всходам. Определение полевой всхожести сельскохозяйственных культур 12 Тема 5. Описание поздних яровых культур по всходам. Определение густоты стояния растений в посадках картофеля 19 Тема 6. Определение полевых культур по вегетативным и генеративным признакам Тема 7. Уборка Раздел 2. Кормопроизводство 34 Тема 1. Определение сенокосно-пастбищных трав по вегетативным, генеративным признакам и всходам 34 Тема 2. Инвентаризация природных кормовых угодий 47 Тема 3. Производство кормов Библиографический список 6 Словарь терминов и персоналий (глоссарий) 62 Приложения Введение

Учебное пособие является руководством для организации и проведения летних учебных практик. Оно составлено в соответствии с программами по растениеводству и кормопроизводству для студентов агрономических специальностей. В ходе прохождения практического обучения студенты приобретают навыки:

— организации технологическими процессами, оценкикачества агроприёмов и продукции растениеводства и кормопроизводства;

— распознавания полевых культур по вегетативным и генеративным органам;

— обследования посевов и оценке их состояния в период всходов, отрастания и перед уборкой;

— оценке состояния кормовых угодий по ботаническому составу и густоте травостоя;

— проведения инвентаризации кормовых угодий;

— определения качества заготовленных кормов;

— определения биологической урожайности и анализа её структуры у разных сельскохозяйственных культур.

Учебная практика организуется по группам в течении всего вегетационного периода с мая по август в соответствии с графиком. Работы выполняются в звеньях по 4-5 человек.

По итогам практики студенты сдают зачёт.

РАЗДЕЛ 1. РАСТЕНИЕВОДСТВО

Тема. 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОЗИМЫХ КУЛЬТУР И

МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ПОСЛЕ ПЕРЕЗИМОВКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИЧИН ГИБЕЛИ РАСТЕНИЙ

Цель: Научиться проводить оценку состояния озимых культур и многолетних трав после возобновления весной вегетации.

Задание:

1) Провести подсчет живых и погибших растений. Установить причины их гибели. Дать краткую характеристику причин гибели растений в ходе зимовки – выпревание, вымерзание, вымокание, ледяная корка, выпирание, болезни.

2) Рассчитать перезимовку растений. Сделать заключение о состоянии посевов и дать рекомендации на весенне-полевые работы.

Материалы и оборудование. Посевы озимых культур и многолетних трав. Лупы. Лопаты. Линейки. Рамки размером 1/6 м2.

Пояснения к заданию. Перезимовка растений – это процент живых растений от общего количества исследованных растений.

Методики проведения обследования посевов:

А. Глазомерная оценка состояния посевов после перезимовки. Проводят весной, после возобновления вегетации, когда можно легко отличить живые растения от погибших.

Оценка дается по 5-бальной шкале.

Б. Метод подсчета живых и погибших растений. Производится путем подсчета и разбора растений на пробных площадках.

Площадка должна включать обязательно четное количество рядков.

При рядовом посеве достаточно брать два рядка, при узкорядном – четыре.

Длину площадки определяют в зависимости от её площади, которая может составлять 1/12; 1/6 или 1/4 м2, по формуле:

; (1) где, Д-длина площадки, см;

М-ширина междурядья, см.

Например, при рядовом посеве (междурядье 15 см), взяв два рядка, для площадки 1/6 м 2 её длина будет равна:

=55,5 см На поле площадью 10 га берется 6 площадок, 11-20 га – 12 площадок.

На участке более 20 га на каждые 10 га добавляется одна площадка. Для подсчета растения выкапывают, просматривают. За живое растение принимают экземпляры, образовавшие придаточные корни.

Подсчитав число живых и погибших растений на всех пробах, определяют средний процент перезимовавших растений. Просматривая погибшие растения определяют причину гибели. Основные причины гибели культур приведены в приложении 1.

Результаты обследования по озимым культурам и многолетним травам заносятся в форму (приложение 2).

Контрольные вопросы:

Понятие об озимых и яровых растениях?

Достоинства и недостатки озимых культур по сравнению с яровыми?

Что такое перезимовка растений?

Что такое зимостойкость и морозоустойчивость?

Назвать основные методы обследования полей при оценке состояния 5.

озимых культур и многолетних трав после весеннего возобновления вегетации?

6. Причины гибели озимых при перезимовке, их сущность и меры предупреждения. Закалка.

ТЕМА 2. ПОСЕВ

Цель: Приобрести навыки проведения посева и оценки его качества.

Задание:

1) Ознакомление с теоретическим обоснованием приемов посева. Расчет нормы высева.

2) Установка сеялки на норму высева.

3) Усвоить технологические требования к качеству посева. Оценить качество посева.

4) Провести ручной посев коллекции полевых культур на питомнике кафедры растениеводства.

5) Ознакомиться с технологией посева яровых культур.

Материалы и оборудование. Посевы яровых культур. Лопаты.

Линейки. Шпагат. Маркёр. Весы. Семена. Сеялка.

Пояснения к заданию. Норма высева – это оптимальное количество семян высеваемое на единицу площади, обеспечивающее наивысший урожай при соблюдении других условий агротехники. Нормой высева мы обеспечиваем необходимую площадь питания для роста и развития растений.

Расчёт весовой нормы высева семян:

Норму высева семян рассчитывают штучно-весовым методом. Расчёт проводят на основании полученных результатов определения посевных качеств семян.

В начале определяют норму высева теоретическую (НТ), кг/га;

НТ=К М, (2)

где, К – коэффициент высева, (млн. всхожих семян на 1 га);

М – масса 1000 семян, г Коэффициент высева определяют экспериментально. Для Пермского края коэффициенты высева и массы 1000 семян основных полевых культур приведены в приложении 3.

Затем необходимо ввести поправку к норме высева, с учетом посевных качеств семян (чистоты и лабораторной всхожести). Посевная годность (ПГ) – это процент чистых и всхожих семян в партии. Его определяется по формуле:

; (3) где, Ч – чистота семян, %; В – всхожесть семян, %;

7 Требования к качеству семян приведены в приложениях 4, 5.

Рассчитав посевную годность, необходимо ввести поправку в теоретическую норму высева. Норма высева с поправкой (Нп) будет равна:

Норма высева с поправкой (Нп) практически всегда больше теоретической нормы высева до поправки и никогда не может быть меньше. Затем устанавливают сеялку на норму высева с поправкой: на стационаре – путем контрольных прокручиваний и в поле – методом высева навесок на определенную площадь. После завершения посева определяют фактическую норму высева (Нф) путем деления фактического расхода семян на засеянную площадь.

Число фактически высеянных всхожих зерен на 1 м2 (Зв), шт. определяем по формуле:

Зв= ; (5)

где, Нф – норма высева семян фактическая, кг/га; ПГ – посевная годность семян, %; М – масса 1000 семян, г.

Установка сеялки на норму высева. Проводиться до выезда в поле. Под раму подставляют подпорки, чтобы освободить колесо. В бункер засыпают семена, а под сошники расстилают полог. Затем по таблице или диаграмме (установленной на сеялке) выбирают необходимое передаточное отношение редуктора и рабочую длину катушки и устанавливают их на сеялке. Наиболее равномерный высев обеспечивается при минимально возможном передаточном отношении и максимальной рабочей длине катушки. При этом катушки меньше повреждают семена. Проведя подготовительные операции, приступают к пробному высеву. Вращая руками колесо с той же частотой, что и при посеве в поле, считают обороты. Сделав n оборотов, собирают семена с брезента, взвешивают и сравнивают фактическую массу МФ (кг) с расчётной МР, которую должна высеять сеялка за n оборотов колеса в поле при соблюдении заданной нормы:

МР = ; (6)

где, D – диаметр опорно-приводного колеса, м (для СЗ-3,6 он равен 1,18 м); n – число оборотов колеса; BP = k/bM – ширина захвата сеялки, м; k

– число высеваемых рядков; bM – ширина междурядья, м; Q – норма высева семян, кг/га; – коэффициент, учитывающий скольжения колеса (для СЗОбычно колесу сообщают n = оборотов, что соответствует высеву на площади 0,01 га. Тогда,

Q – норма высева семян, кг/га.

Сеялка считается отрегулированной, если при двух-трёх кратной установке фактический высев отклоняется от расчётного не более чем на ±1%.

В поле проверяют и корректируют норму высева. Для этого в заполненном на 1/3 бункере семена разравнивают и отмечают на стенках их верхний уровень. Затем в бункер засыпают контрольную массу семян (навеску) МP и проезжают контрольный путь l. Если уровень семян до высева совпадает с уровнем после высева, значит, сеялка отрегулирована правильно. В противном случае изменяют рабочую длину катушки и проверяют установку на стационаре. Контрольный путь l (м) вычисляют по формуле:

где, МP-масса навески зерна (расчетная), кг;

Q – норма высева семян, кг/га;

Качество посева должно соответствовать агротребованиям (приложение 6).

Пользуясь формой приведенной в приложении 7, студенты оценивают качество посева.

ТЕМА 3. ПОСАДКА КАРТОФЕЛЯ

Цель: Приобрести навыки проведения посадки картофеля и оценки качества работ.

Задание:

1) Ознакомится с особенностями посадки товарного, семенного картофеля и картофеля на раннюю продукцию.

2) Рассчитать норму посадки.

3) Ознакомиться с технологией посадки картофеля.

4) Оценить качество и фактическую норму посадки картофеля.

Материалы и оборудование. Посадки картофеля. Лопаты. Рулетки.

Пояснения к заданию. Особенности посадки товарного, семенного и раннего картофеля. Товарный картофель высаживают во вторую декаду мая, когда температура почвы на глубине 8-10 см прогреется до 7-8 0С.

Расчет нормы посадки картофеля. Существует два метода расчета нормы высева картофеля: весовой и штучный. Расчет нормы посадки картофеля приводим в таблице 1.

Таблица 1.-Расчет нормы посадки картофеля Назначение по- Масса поса- Схема посад- Норма посадки садки дочного клуб- ки, см тыс.

кг/га ня, г шт./га Товарный Семенной Ранний Определение фактической нормы посадки. Фактическую норму посадки определяют непосредственно во время посадки. Для этого у картофелесажалки поднимают загортач у одного высаживающего аппарата.

10 Проезжают примерно 15-16 м, после чего отмеряют 14,3 м в открытом рядке (10 м2, при ширине междурядий 70 см) и подсчитывают количество клубней. Учет проводят с 8-10 площадок.

Качество посева должно соответствовать агротребованиям (приложение 8). Пользуясь формой приведенной в приложении 9, студенты оценивают качество посева.

Контрольные вопросы:

1. В какую декаду полевых работ высаживают картофель, в зависимости от цели возделывания?

2. Назовите оптимальную густоту стояния растений рекомендуемую при возделывании раннего картофеля?

3. Известно, что ширина междурядья картофеля составляет 75 см, площадь посадки 10 м2. Найти длину рядка картофеля?

ТЕМА 4. ОПИСАНИЕ РАННИХ ЯРОВЫХ КУЛЬТУР ПО

ВСХОДАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕВОЙ ВСХОЖЕСТИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

Цель: Научиться распознавать ранние яровые культуры по всходам.

Освоить методику определения полевой всхожести сельскохозяйственных культур.

Задание:

1) Знакомство с классификацией зерновых культур семейства мятликовые (злаковые).

2) Определить и описать ранние яровые культуры по всходам (злаки I группы, бобовые, капустные, корнеплоды).

3) Определение полевой всхожести сельскохозяйственных культур.

Материалы и оборудование. Различные виды ранних яровых культур. Лупы. Линейки. Рамки размером 1/6 м2.

Пояснения к заданию. Зерновые культуры семейства мятликовые (злаковые).

В группу этих культур входят 9 ботанических родов семейства мятликовые (Poaceae): рожь, пшеница, ячмень, овес, тритикале, кукуруза, просо, сорго, рис. Каждый род включает несколько видов. Внутри вида различают более мелкие систематические единицы – разновидности, а в пределах разновидности – сорта.

Сорт – совокупность растений одной культуры, вида со сходными морфологическими и хозяйственно-биологическими признаками.

Определение ранних яровых зерновых культур по всходам. Началом фазы всходов считают дату, когда в различных местах поля появляются первые листья (у 10 % растений) и начинают намечаться рядки посева. Фазу полных всходов отмечают, когда на поле первый лист разворачивается у 75 % растений. Выйдя на поверхность почвы, всходы имеют различную окраску у разных видов хлебных злаков. Основная окраска всходов зеленая, обусловленная наличием хлорофилла в листьях и стебельке, еще даже скрытых под бесцветным колеоптеле. Но эта основная зеленая окраска всходов у некоторых хлебов маскируется присутствием иного пигмента или особого налета на поверхности.

Если клеточный сок содержит фиолетовый пигмент (антоциан), всходы приобретают зеленовато-фиолетовый, темно-фиолетовый или коричневый оттенок. Восковой налет придает всходам несколько более дымчатый, сизый оттенок. Строго говоря, и антоциан и восковой налет могут присутствовать у всех хлебных злаков.

Всходы хлебных злаков бывают опушенными и голыми, т.е. листья всходов могут быть более или менее густо покрыты волосками или совершенно без волосков.

Рисунок 1. Повертывание листьев у всходов хлебных злаков: 1-против часовой стрелки (овес); 2- по часовой стрелке (ячмень).

Определение зерновых хлебов можно провести по ушкам и язычкам (таблица 2).

начиная с фазы кущения (рисунок 2). Наиболее удобно пользоваться ими для определения хлебов в период выхода в трубку.

Рисунок 2. Ушки и язычки хлебных злаков: 1-ржи; 2-пшеницы; 3ячменя; 4-овса.

Пользуясь краткой характеристикой отличительных признаков хлебных злаков (приложение 10), студенты определяют культуры и заполняют таблицу 3.

Таблица 3.- Описание ранних зерновых культур по всходам Признаки Рожь Пшеница Ячмень Овес листа Окраска Ширина Опушение Положение Ушки Язычок Закручивание листа Определение холодостойких бобовых культур по всходам.

Прорастание семян начинается с набухания и заканчивается появлением всходов.

При прорастании тронувшийся в рост корешок разрывает семенную оболочку и проникает в почву, а стебелек начинает удлиняться. У бобовых с тройчатыми (клевер) и пальчатыми (люпины) листьями рост стебля идет за счет роста подсемядольного колена (гипокотиль), которое вначале изгибается, а затем выпрямляется и выносит семядоли на поверхность почвы.

Семядоли сразу раскрываются и зеленеют (рисунок 3).

При дальнейшем развитии зародышевого стебля из почечки, расположенной между семядолями, появляются первые два настоящих листа. У бобовых с пальчатыми листьями они такие же, как и взрослого растения, только меньшего размера, а у бобовых с тройчатыми листьями – простые, примордиальные (лат. рrimordium – первоначально);

спустя некоторое время образуется первый тройчатый лист.

У растений с перистыми листьями прорастание идет несколько иначе. Семядоли у них остаются в почве и на поверхности появляются сразу первые настоящие типичные перистые листья, только с меньшим числом листочков в них.

Первые листья зерновых бобовых культур различаются характерными признаками. Для определения зерновых бобовых по всходам можно воспользоваться кратким определителем (приложение 11).

Определение масличных культур по всходам. При прорастании семян масличных растений зародышевый корешок пробивает оболочку семени или семени и плода, если были высеяны плоды, и внедряется в почву. Почти одновременно с корешком начинает расти стебель. Удлиняясь, он изгибается дугой, образуя подсемядольное колено, которое при дальнейшем росте выносит семядоли из почвы на поверхность.

Подсемядольное колено затем выпрямляется, а расположенные на его конце семядоли раскрываются и зеленеют, давая семядольные листья.

После этого из почечки, расположенной между семядольными листьями, образуются первые настоящие листья. Для определения масличных растений по всходам используют таблицу 4.

Определение корнеплодов по всходам. Прорастание семян корнеплодов начинается с того, что корешок и подсемядольное колено трогаются в рост, и вскоре на поверхности почвы появляются семядоли, которые быстро зеленеют и становятся первыми фотосинтезирующими органами растений. Вынесенные на поверхность семядоли свеклы и моркови имеют в общем удлиненную форму и этим хорошо отличаются от коротких, широких и на конце выемчатых семядолей брюквы и турнепса (рисунок 4).

Рисунок 4. Всходы корнеплодов: 1-свеклы; 2-моркови; 3-турнепса; 4брюквы.

При дальнейшем развитии корнеплодов из почки, расположенной между семядолями, образуется первый настоящий лист. За ним появляются второй, третий и т.д. Эти первые листья еще недостаточно полно развиты, но даже в таком виде они типичны и характерны для различных видов корнеплодов. Для определения корнеплодов по всходам используют таблицу 5.

Определение густоты всходов и расчет полевой всхожести сельскохозяйственных культур. Густота всходов – это важный показатель структуры урожайности, который влияет на формирование густоты посева к уборке. Для подсчета количества всходов, культур сплошного посева, выделяют случайным методом не менее 12 площадок по 1/6 м2 на каждых 100 га посева по двум диагоналям поля. Пользуясь формой приведенной в приложении 12, студенты подсчитывают густоту всходов.

Расчет полевой всхожести сельскохозяйственных культур приводим в таблице 6.

На какие группы делятся хлебные злаки?

Какие культуры относят к хлебным злакам I группы?

Как отличаются хлебные злаки I группы по ушкам и язычкам?

Когда отмечают фазу полных всходов?

Что такое густота всходов? Методика её определения.

Что такое полевая всхожесть?

Бобовые культуры с какими типами листьев выносят и не выносят 7.

семядоли на поверхность почвы?

8. Что такое эпикотиль и гипокотиль?

ТЕМА. 5. ОПИСАНИЕ ПОЗДНИХ ЯРОВЫХ КУЛЬТУР ПО

ВСХОДАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГУСТОТЫ СТОЯНИЯ РАСТЕНИЙ В

ПОСАДКАХ КАРТОФЕЛЯ

Цель: Научиться распознавать поздние яровые культуры по всходам. Освоить методику определения густоты стояния растений в посадках картофеля и других пропашных культур.

Задание:

1) Определить и описать поздние яровые культуры по всходам.

2) Рассчитать густоту стояния растений в посадках картофеля.

Материалы и оборудование. Посевы различных видов поздних яровых культур. Лупы. Рулетки.

Пояснения к заданию. Определение поздних яровых зерновых культур по всходам.

К поздним яровым зерновым культурам относятся хлеба II группы.

Пользуясь краткой характеристикой отличительных признаков хлебных злаков (приложение 10), студенты определяют культуры и записывают их характеристику в таблице 7.

Таблица 7.- Описание ранних зерновых культур по всходам Признаки листа Кукуруза Просо Сорго Окраска Ширина Опушение Положение Определение теплолюбивых яровых культур по всходам (фасоль, соя, гречиха).

У растений с тройчатыми (фасоль, соя) листьями семядоли при прорастании семени выносятся на поверхность за счет роста подсемядольного колена. Семядоли сразу раскрываются, зеленеют и выполняют функции первых ненастоящих листьев. Затем у растений появляются настоящие листья. Для определения фасоли и сои по всходам можно воспользоваться кратким определителем (приложение 11). Гречиха – Fagopyrum esculentum Moench. – относится к семейству гречишные (Polygonaceae). Плоды гречихи – трехгранные орешки, покрытые довольно прочной оболочкой, внутри которой заключено ядро, состоящее из корешка и двух, сложенных складками, семядолей. При прорастании плодов семядоли в виде двух ненастоящих листьев выносятся на поверхность почвы. Дальнейшее формирование растения происходит в результате развития почечки, расположенной между семядольными листьями. Стебель гречихи ребристый, краснозеленый. Листья сердцевидно-треугольные, копьевидные, часто с малозаметным антоциановым пятном.

Определение густоты стояния растений и полевой всхожести пропашных культур. Определение полевой всхожести и густоты стояния растений картофеля проводят через 10 дней после даты полных всходов и подсчёт выживших растений перед уборкой картофеля.

Подсчет количества всходов проводят на 8-10 площадках, площадью 10 м (рядок длиной 14,3 м при ширине междурядий 70 см).

Полевую всхожесть определяют по формуле:

1. Какие виды относят к поздним яровым культурам?

2. По каким признакам можно определить всходы хлебных злаков II группы?

3. Назовите характерные признаки всходов сои, фасоли, гречихи?

4. Методика определения густоты стояния растений в посадках картофеля, кукурузы, корнеплодов.

ТЕМА 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР ПО ВЕГЕТАТИВНЫМ И ГЕНЕРАТИВНЫМ ОРГАНАМ

Цель: Научиться различать по морфологическим признакам виды зерновых бобовых, масличных и эфирномасличных культур.

Задание:

1) Определить и описать зерновые бобовые культуры по листьям и цветущим растениям.

2) Определить по морфологическим признакам масличные и эфирномасличные культуры.

Материалы и оборудование. Посевы различных видов зерновых бобовых и масличных культур. Лупы. Линейки.

Пояснения к заданию. Определение зерновых бобовых по листьям.

Листья зерновых бобовых культур бывают голыми, слабоопушенными или, наоборот, сильно опушенными, мохнатыми (вика мохнатая, соя).

Опушение листа может быть односторонним или покрывать листовую пластинку с двух сторон. Наиболее сильно опушены, как правило, жилки листа. Иногда волоски, составляющие опушение, являются железистыми, т.е. каждый волосок представляет собой небольшую железу, выделяющую особую секрецию (железистые волоски нута выделяют смесь органических кислот). Различные тона зеленой окраски листьев зависят главным образом от воздействия внешних условий произрастания и не имеют серьезного значения для отличия видов.

В основании листьев у зерновых бобовых часто имеются обычно небольшие листочки, называемые прилистниками. Размеры и форма этих прилистников у зерновых бобовых весьма разнообразны и наряду с листьями могут служить хорошими признаками отличия видов.

Определение зерновых бобовых по цветущим растениям. По мере развития зерновых бобовых растений и образования новых вегетативных органов (боковых побегов, листьев) идет образование и цветков и соцветий.

У преобладающего большинства бобовых растений цветки образуются одиночно, по одному, по два в пазухах листьев. Только немногие зерновые бобовые (люпин, вика мохнатая) образуют густые соцветия в виде верхушечной, или пазушной, кисти (рисунок 5).

— многоцветковое (кисть) Цветки бобовых неправильные, мотыльковые (рисунок 6). Венчик состоит из пяти лепестков, из которых верхний, непарный, обычно крупнее остальных и носит название паруса; два нижних лепестка, сросшихся по нижнему краю, образуют лодочку; два боковых свободных лепестка называются крыльями. Тычинок десять, причем девять из них (реже все десять) срастаются нитями, окружая вытянутую и сдавленную с боков завязь, с коротким загнутым столбиком.

Хорошим отличием у масличных и эфирномасличных растений является строение листа. Несколько труднее отличаются друг от друга масличные растения семейства капустных (горчица, рапс, рыжик). Однако знакомство с особенностями их листьев позволяет и здесь обнаружить отличительные признаки (таблица 10). Масличные растения имеют самые различные типы соцветий и цветков. Подробное описание их строения, величины и окраски дается при рассмотрении каждой культуры в отдельности (таблица 11).

1. Какие зернобобовые культуры имеют полегающий и неполегающий, ветвящийся и неветвящийся стебель?

2. Какие зернобобовые культуры формируют одиночные пазушные цветки, пазушные кисти и мутовчатую (верхушечную) кисть?

3. Какие типы листьев различают у зерновых бобовых культур?

4. Строение цветка бобовых культур?

5. По какому признаку определяют начало цветения бобовых растений?

6. Какие масличные растения имеют неветвящиеся и слабо ветвящиеся стебли?

7. У каких масличных соцветие – корзинка, у каких – кисть?

8. У каких эфирномасличных культур промышленной частью растения являются листья и соцветия?

9. Какой тип соцветия у кориандра?

ТЕМА 7. УБОРКА

Понятие урожай и урожайность не тождественны, эти термины не являются синонимами, каждый из них имеет свое особое содержание.

Урожай – понятие общее, это продукция, полученная в результате выращивания сельскохозяйственных культур.

Урожайность – средний урожай с единицы площади посева, выраженный в тоннах, килограммах.

Цель: Познакомиться с теоретическим обоснованием и методикой расчета структуры урожайности полевых культур.

Задание:

1) Провести определение зерновых хлебов по соцветиям.

2) Научиться оценивать устойчивость растений к полеганию.

3) Дать характеристику биологической, бункерной и амбарной урожайности. Усвоить методику определения биологической урожайности зерновых культур.

4)Провести подсчет биологической урожайности зернобобовых культур и картофеля.

5) Уборка коллекционного питомника.

Материалы и оборудование. Посевы яровых культур. Ножницы.

Линейки. Лопаты. Рамки размером 1/6 м2. Решёта. Бюксы. Термостат.

Пояснения к заданию. Определение зерновых хлебов по соцветиям.

Для этого берут целые растения или соцветия зерновых хлебов I и II групп в фазе восковой спелости. Определение проводят с помощью краткого определителя (приложение 15).

Оценка устойчивости растений к полеганию. В полевых условиях устойчивость растений к полеганию оценивают визуально по 5-бальной шкале:

стебли стоят вертикально, полегания нет — 5;

стебли слегка наклонены, слабое полегание — 4;

стебли наклонены примерно на 45°, среднее полегание — 3;

стебли сильно полегли, машинная уборка затруднена — 2;

стебли очень сильно полегли, машинная уборка невозможна— 1.

Оценку устойчивости растений к полеганию проводят в день полегания или на следующий день и повторяют ее через 5. 7 дней, так как сорта зерновых хлебов различаются по способности подниматься после полегания.

При оценке устойчивости растений к полеганию отмечают дату и фазу, в которые оно наблюдалось.

Методика анализа структуры урожайности и расчет биологической урожайности зерновых культур. Важное условие получения высокого 26 урожая, а следовательно, резерв увеличения производства зерна – оптимальная структура урожайности. Структура урожайности представляет собой совокупность двух показателей: густота продуктивного стеблестоя и продуктивность соцветия (колоса или метелки).

Ход работы:

Берем пробу с 1/6 м2 (также как при подсчете числа всходов). В пробе подсчитываем следующие показатели (данные заносим в форму приложения 16):

1) Общее число растений, выделяя непродуктивные растения (Ро). Непродуктивные растения в дальнейшем анализе не участвуют.

2) Продуктивные растения (если есть продуктивный стебель, соцветие которого имеет более двух зерен) – (Рп).

У продуктивных растений:

1) Подсчитывают общее число стеблей (Го), шт.

2) Определяют число продуктивных стеблей – (Гп), шт.

3) Измеряют общую высоту, см. Для этого берут сноп, прикладывают линейку к месту большего расположения корней и отмечают высоту растений в месте большего расположения колосьев.

4) Обрубить корни на высоте среза комбайна (12-15 см).

5) Взвесить сноп без корней (солома+зерно), г

6) Нарезать 25 соцветий.

У 25 соцветий:

1) Измерить длину. Определяют среднюю длину колоса или метелки (от места прикрепления нижнего колоска до верхушки верхнего, не включая ости) с точностью до 0,5 см.

2) Сосчитать общее количество колосков в колосе или метелке, в т.ч. продуктивных, шт.

3) Обмолотить. Все соцветия тщательно вымолачивают. Намолоченное зерно осторожно просеивают так, чтобы не потерять легкие зерна, взвешивают обмолоченную массу с точностью до 1 г и вычисляют массу зерна.

4) Определить общую массу зерна, г.

где, Рп – количество продуктивных растений на 1 м2 к уборке, шт.;

Ро – общее количество растений на 1 м2 к уборке, шт.

3) Общую выживаемость (Во) рассчитывают по методике кафедры растениеводства ПГСХА и заносят в графу 3.

где, Гп – количество продуктивных стеблей на 1 м2, шт

6) Средняя масса зерна одного соцветия (продуктивность) (графа 16) вычисляется путем деления массы зерна на число обмолоченных соцветий (выражается в граммах) (П).

7) Массу зерна с 1 м2 (Мз) (графа 19) вычисляют по формуле:

где, Уб – биологическая урожайность зерна, т/га;

Рп – количество продуктивных растений на 1 м2 к уборке, шт.;

Кп – продуктивная кустистость;

З – количество зерен в соцветии, шт.;

М – масса 1000 зерен при 14 % влажности, г;

100000 – число для пересчета урожайности в т/га.

где, Гп-количество продуктивных стеблей на 1 м2 к уборке, шт. (густота стеблестоя);

П-продуктивность соцветия, или масса зерна с соцветия, г;

100 – число для пересчета урожайности в т/га.

10)Биологическая урожайность соломы, т/га = (графа 18 – графа 19)/100.

11)В графе 23 за единицу принять зерно.

Бункерной называют фактическую урожайность, полученную после взвешивания убранного урожая без учета влажности зерна. Длительное время в нашей стране она являлась отчетной урожайностью. В настоящее время следует, подсчитывая урожайность, приводить её к стандартной влажности. Эту урожайность называют уже – амбарной. Пересчет урожайности осуществляют по формуле:

где, У – урожайность при стандартной влажности 14 %, т/га;

Уб – бункерная урожайность, т/га;

В – фактическая влажность зерна, %;

В1 – стандартная влажность (14 %) зерна или та, к которой приводят.

12)Коэффициент хозяйственной эффективности (Кхоз) (графа 24) рассчитывается по формуле:

Анализ структуры урожайности и расчет биологической урожайности зернобобовых культур.

Ход работы:

Берем пробу с 1/6 м2 (также как при подсчете числа всходов). В пробе подсчитываем следующие показатели (данные заносим в форму приложения 17):

1) Подсчитываем количество растений: в т.ч. продуктивные, шт.

У продуктивных растений:

2) Определяем высоту стебля, см.

3) Взвешиваем сноп без корней, г.

4) Рассчитываем количество бобов на растении, шт.

5) Подсчитываем количество семян в 25 бобах, шт.

6) Определяем массу семян, г.

Анализ структуры урожайности и расчет биологической урожайности картофеля.

Порядок работы:

Анализ проводят на 8-10 площадках 10 м2 (рядок длиной 14,3 м при ширине междурядий 70 см).

Данные заносим в форму приложения 18.

1) Подсчитываем количество растений на 10 м2.

2) На каждой площадке измеряем высоту у 10 кустов и выкапываем их;

3) Подсчитываем количество стеблей в каждом кусте и взвешиваем (масса ботвы, г);

4) Подсчитываем количество клубней в кусте в т. ч. товарных и семенных фракций, а затем взвешиваем их по отдельности.

Проводят расчеты и результаты заносят в таблицу 14:

1) Графы 6,7,8,9,10,11 и 12 заполняем на основании формы приложения 18.

2) Густоту растений (тыс.шт./га) находим путем пересчета растений с 10 м2 на 1 га.

3) Число стеблей и массу ботвы на 1 куст (графа 4, 5) находим путем деления на количество растений с 10 м2 (приложение 18).

4) Отношение ботвы к клубням находят путём деления графы 5 на 9.

5) Находим соотношение ботвы и клубней (графа 2 / 9).

6) Биологическую урожайность клубней определяем по следующей формуле:

где, Мб– масса ботвы с 1 куста, г.

8) Рассчитываем выход товарной фракции (более 80 г) по пропорции. Для чего графу 9 берём за 100 %, а графу 10 – х.

РАЗДЕЛ 2. КОРМОПРОИЗВОДСТВО

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕНОКОСНО-ПАСТБИЩНЫХ ТРАВ

ПО ВЕГЕТАТИВНЫМ, ГЕНЕРАТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ И

ВСХОДАМ

Цель: Научиться различать по морфологическим признакам виды многолетних мятликовых и бобовых трав.

Задание:

1) Познакомиться с морфологическими признаками важнейших видов многолетних трав.

2) Научиться различать мятликовые и бобовые травы, произрастающие на естественных сенокосах и пастбищах, познакомиться с их распространением.

Материалы и оборудование. Различные виды мятликовых и бобовых трав. Лупы. Лопаты.

Пояснения к заданию. Пользуясь кратким определителем мятликовых и бобовых трав (приложение 19, 20), определить травы и записать их характеристику в таблицах 15, 16.

При определении мятликовых трав студенты отмечают следующие признаки:

1. Характер побега мятликовых трав:

— листорасположение складчатое, киль молодой листовой пластинки лежит между краями более старой, поэтому побег имеет две плоские стороны и два ребра, он сплюснутый, плоский;

— листорасположение свёрнутое, старые листовые пластинки обернуты вокруг молодых, побег цилиндрический (Тюльдюков В.А., 1986);

2. Особенности листовой пластинки (форма, поверхность, состояние края, наличие и особенности язычка, ушек);

3. Влагалище листа (замкнутое, открытое, открытое на 1/2 или 1/3);

4. Тип кущения (корневищный, рыхлокустовой, корневищнорыхлокустовой, плотнокустовой).

Листья мятликовых трав состоят из длинного цилиндрического или плоскосжатого влагалища, охватывающего стебель, и длинной линейной листовой пластинки (рисунок 7). Влагалища листьев называются замкнутыми или закрытыми, если имеют форму трубки без продольной щели на большей их части, и открытыми, если обёртывают стебель так, что края свободно налегают друг на друга и почти вдоль всего влагалища имеется продольная щель.

Мятликовые травы хорошо различаются по язычкам и ушкам, особенно на верхних листьях.

Рисунок 8. Язычки: а) острый с зазубринками (у тимофеевки луговой); б) прямой (у лисохвоста лугового); зубчатый (у райграса высокого); г) венчик из волосков (у тростника южного)

Сверху лист может быть гладким или ребристым. Ребристость листьев, форма и высота ребер принимаются во внимание при определении злаков (рисунок 11). Ребрышки могут быть килеватыми, закругленными или плосковерхими, бороздки между ними – широкими или узкими (рисунок 12). У растений со складчатым листосложением сверху листа иногда имеется одна, две или несколько бороздок, на дне которых расположены особые сочленения из клеток.

Поглощая воду, они набухают и раскрывают лист, в сухую погоду, наоборот, складывают листовую пластинку для уменьшения испарения воды.

Рисунок 12. Бороздки на листьях: а и б) две бороздки в середине листа, просвечивающие в проходящем свете белыми линиями (у мятлика лугового); в) поперечный разрез листа; г и д) чередование белых бороздок и темных жилок (у щучки дернистой).

Отличительными признаками при определении видов по листьям являются их цвет и блеск. Иногда лист снизу жирно блестит (овсяница луговая, райграс многолетний и многоукосный), что обусловлено особенностью его анатомического строения. С нижней стороны листья этих видов имеют гладкий эпидермис и слегка неровную кутикулу. Толстая гладкая кутикула дает лаковый блеск. Матовыми листья бывают от покрывающих их волосков и других выростов на поверхности. Разное строение паренхимы, особенности эпидермиса, наличие воздушных прослоек отражаются на цвете листьев, который бывает зеленым, желтовато-зеленым, сероватозеленым, синевато-зеленым и т. д.

При определении генеративных признаков студент должен познакомиться с соцветиями мятликовых трав, которые могут быть в форме колоса, метелки и колосовидной метелки (султан или ложный колос) (рисунок 13).

Для распознания трав воспользоваться определителем (таблица 17).

Рисунок 13. Типы соцветий злаковых трав: а) колос, б) колосовидная метелка (султан) (часть колосков в соцветии удалена), в) метелка с одиночными колосками на концах веточек, г) метелка со скученными колосками.

Злаковые травы по характеру побегообразования (кущения) разделяются следующим образом:

а) корневищные – узел кущения находится на глубине 5-20 см от поверхности почвы; подземные побеги – корневища, на которых закладываются почки, дающие вертикальные побеги (рисунок 14). В результате ежегодного вегетативного размножения вокруг материнского побега образуется сеть корневищ с большим количеством побегов. Длина корневищ разная и зависит от вида. За вегетационный период на 1 га может накопиться до 60 ц корневищ. Корневищные злаки лучше всего развиваются на рыхлых почвах с хорошей аэрацией. Надземные побеги не прилегают близко друг к другу, поэтому образуют слабую рыхлую дернину. Растения этого типа кущения быстро занимают свободные места, т.к. отличаются исключительно большой способностью к вегетативному размножению;

б) рыхлокустовые – узел кущения расположен на глубине 1-5 см. Из почек узла кущения отходят надземные побеги под острым углом к материнскому побегу, образуя на поверхности рыхлый куст (рисунок 15). Каждый побег закладывает свой узел кущения, дающий начало новому поколению побегов. Ежегодно происходит возобновление побегов и увеличение куста.

Рыхлокустовые злаки требовательны к плодородию почвы и ее структуре, но менее требовательны к условиям аэрации в сравнении с корневищными.

В травостое держатся дольше и размножаются преимущественно семенами. Быстро формируют дернину, выдерживают выпас;

в) плотнокустовые – узел кущения расположен или на поверхности (зоны достаточного и избыточного увлажнения,) или не глубоко в почве – 1-2 см (сухие места обитания). Боковые побеги идут от узла кущения почти параллельно материнскому побегу, образуя на поверхности почвы плотный куст (рисунок 16). Формируют очень плотную и прочную дернину. Могут произрастать на одном месте десятки лет. Размножаются семенами. Обычно растут на бедных, плотных почвах и почвах с избыточным увлажнением. Их появление – признак вырождения луга. Имеют особые корни – аэраторы. Принадлежат по способу питания к растениям микотрофного типа, которые способны усваивать элементы питания в симбиозе с грибами

г) корневищно-рыхлокустовые – занимают промежуточное положение между рыхлокустовыми и корневищными злаками. Узел кущения распо расположен на глубине 2-5 см. Из почек узла кущения отходят два вида побегов: надземные (под острым углом к материнскому побегу) и подземные (короткие корневища) (рисунок 17). Образуют густую сеть рыхлых кустов, связанных между собой короткими корневищами, формируют ровную, упругую и крепкую дернину, хорошо выдерживают выпас.

Злаки образуют три типа побегов:

а) генеративные, имеющие развитый стебель (соломину), несущий несколько листьев и оканчивающийся на верхушке соцветием;

б) удлиненные вегетативные, также имеющие облиственный стебель, но не несущий соцветия;

в) укороченные вегетативные, стебель у которых не развит, а поэтому они представляют собой как бы пучок прикорневых листьев (рисунок 18).

Рисунок 18. Типы побегов у злаковых трав: а) генеративные; б) удлиненные вегетативные; в) укороченные вегетативные В зависимости от преобладания побегов того или иного типа, по высоте и облиственности побегов у злаков различают следующие группы растений (рисунок 19):

а) верховые – высокорослые растения с преобладанием генеративных и хорошо облиственных удлиненных вегетативных побегов. Используются преимущественно как сенокосные;

б) низовые – низкорослые растения с небольшим количеством генеративных побегов и преобладанием укороченных вегетативных побегов. Листья расположены в основном (60-70%) в нижнем ярусе. Основное использование – пастбищное;

в) полуверховые – ведущие себя в определенных условиях, как верховые или как низовые. Пригодны как для сенокосного, так и для пастбищного использования.

а б в Рисунок 19. Типы растений злаковых трав: а) верховые, б) низовые, в) полуверховые Растения из семейства бобовые имеют хорошо выраженные отличия по вегетативным органам (строению листьев, прилистников и пр.).

При определении бобовых трав студенты отмечают следующие признаки:

1. Листья (тройчатые, парноперистые, непарноперистые);

2. Прилистники (крупные, почти равны листочкам, мелкие);

4. Стебель прямостоячий, прилегающий или ползучий.

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» Кафедра товароведения и экспертизы товаров М.М. Галеев, О.И. Катлишин, А.С. Балеевских ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения практических занятий ПЕРМЬ ИПЦ «Прокрость» УДК 620.2(075.8) Рецензенты. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОБРАБОТКА ПОЧВЫ Учебное пособие Краснодар КубГАУ УДК 631.51(075.8) ББК 41.03 О–23 Рецензенты: В. М. Кильдюшкин – доктор с.-х. наук, Краснодарский НИИСХ им. П. П. Лукьяненко А. М. Кравцов – доктор с.х. наук, Кубанский Госагроуниверситет Коллектив авторов : Тарасенко Б. И., А. С. Найденов, Н. И. Бардак, В. В. Терещенко О–23 Обработка почвы : учеб. пособие / Б. И. Тарасенко [и др.]. – 3-е перераб. и доп. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА по дисциплине Б1.Б3 ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Код и направление 40.06.01 Юриспруденция подготовки Наименование программы Криминалистика; судебно-экспертная подготовки научнодеятельность;. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент мелиорации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ МЕЛИОРАЦИИ» (ФГБНУ «РосНИИПМ») МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ СОСТОЯНИЯ ДРЕНАЖНОСБРОСНЫХ ВОД И УЧЕТУ СТОКА И ВЫНОСА РАСТВОРЕННЫХ ВЕЩЕСТВ Новочеркасск 201 Методические указания по контролю состояния дренажно-сбросных вод и учету стока и выноса растворенных веществ подготовлены сотрудниками ФГБНУ «РосНИИПМ». »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра зоотехнии «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Методического совета Проректор по научной работе и академии производству А.В. Белокопытов _ И.М. Кугелев «_»_20 г. «_»20 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Б.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.Г. Бурда ОСНОВЫ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие (курс лекций) Краснодар УДК 001.8:004.9(075.8) ББК 72.3 Б91 Рецензенты: Б. М. Жуков – заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и предпринимательства ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», доктор экономических наук. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет налоги и налогообложение МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия познания» по направлению подготовки 47.06.01 Философия, этика и религиоведение (уровень подготовки кадров высшей квалификации) Краснодар 2015 Содержание I. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова СТАТИСТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СТАТИСТИКЕ Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент 38.03.01 Экономика Саратов 2015 Статистика: методические указания и задания для выполнения расчетнографической работы по статистике для направления. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННЫЕ ГЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ Методические указания по проведению практических занятий для аспирантов по направлению: 06.06.01 – биологические науки Краснодар, 2015 Составитель: С.В. Гончаров Современные генные технологии в селекции растений: метод. указания по проведению. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ о учебной и й работе И.В. Атанов 2014 г. ОТЧЕТ о самообследовании основной образовательной программы высшего образования 020800.62 Экология и природопользование (код, наименование специальности или направления подготовки) Ставрополь, 20 СТРУКТУРА ОТЧЕТА О САМООБСЛЕДОВАНИИ. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра управления и маркетинга МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ АСПИРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ И ЛИЧНОСТИ» для аспирантов Краснодар, 2015 Методические указания для проведения семинарских, практических занятий аспирантов по. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социологии и культурологии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ АСПИРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия культуры научного исследования и прикладных коммуникаций» для аспирантов Краснодар, 2015 Методические указания для проведения семинарских, практических. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент мелиорации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ МЕЛИОРАЦИИ» (ФГБНУ «РосНИИПМ») МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ «ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» Новочеркасск Методические указания «Правила проведения инженерно-геодезических изыскательских работ при проектировании. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра зоотехнии «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Методического совета Проректор по научной работе и академии производству А.В. Белокопытов _ И.М. Кугелев «_»_20 г. «_»20 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Б.2.1. Практика по получению профессиональных умений и опыта. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические задания для самостоятельной работы по дисциплине (модулю) Б.1.В.ОД.2 Организация учебной деятельности в ВУЗе и методика преподавания в высшей школе Код и направление 40.06.01 подготовки Юриспруденция Криминалистика; Наименование профиля / программы судебно-экспертная подготовки. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.Г. Бурда ОСНОВЫ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие (курс лекций для обучающихся по направлению подготовки «Психологические науки» направленность «Коррекционная психология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)) Краснодар УДК 001.8:004.9(075.8) ББК 72.3 Б91. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра управления и маркетинга МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ И ЛИЧНОСТИ» (УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ) Краснодар, 2015 Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Выбор рационального способа восстановления изношенной поверхности детали Учебно-методическое пособие Краснодар КубГАУ УДК 631.3.02:629.083(078) ББК 40.74 Ч-34 Рецензент: А. Г. Черноиванов директор СевероКавказского научного центра ГОСНИТИ Чеботарёв М. И. Ч-34 Выбор рационального способа восстановления изношенной поверхности детали: учеб.-метод. пособие / М. И. Чеботарёв, М. Р. »

учебная практика по растениеводству. Смотреть фото учебная практика по растениеводству. Смотреть картинку учебная практика по растениеводству. Картинка про учебная практика по растениеводству. Фото учебная практика по растениеводству«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Пермская государственная сельскохозяйственная академия им.акад. Д.Н.Прянишникова А.Я Дьячков, Г.М.Поздняков, В.А. Терентьев ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы направлению подготовки 260100.62 «Производство продуктов питания из растительного сырья» (бакалавриат) Пермь 2015 УДК ББК. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *