учебная практика по земледелию

Земледелие с основами почвоведения и агрохимии

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Красноярский государственный аграрный университет»

Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции

И. о. директора ХФ ФГБОУ ВПО КрасГАУ

«_____» _________ 20___г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

«Земледелие с основами почвоведения и агрохимии»

ФГОС ВПО 3-го поколения № 000 от 16 сентября 2011 г.

Направление 110900.62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Профиль – Технология производства и переработки продукции животноводства

Форма обучения заочная (Срок освоения ООП –3 года 6 мес, 5 лет)

Квалификация выпускника – бакалавр

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 направление 110900.62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Ст. преподаватель кафедры ТППСХП ______________

Зав. по практическому обучению СХИ__________________Н. М Врублевская

Программа обсуждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции

« ___» _____________20 ___ года протокол №___________

Зав. кафедрой ТППСХП ________________________

Программа одобрена учебно-методическим Советом ХФ ФГБОУ ВПО КрасГАУ

протокол № _____ от «_____» ____________________ 20 __ г.

Председатель УМС ХФ КрасГау________________________

1. Цели и задачи учебной практики …………………….………………….. 3

2. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата ……………. 8

3. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения

4. Рабочие места и сроки прохождения практики …………………………. 11

5. Обязанности студентов в период практики …………………………….. 12

6. Содержание учебной практики…………………………………….…….. 13

7. Организация и руководство практикой ………………………………… 18

8. Оформление и содержание отчета по практике ………………………. 20

9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-

производственные технологии, используемые на учебной практике.. 21

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов на учебной практике………………………………………. 22

11. Формы промежуточного контроля (по итогам практики)…………… 23

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной

13. Материально-техническое обеспечение учебной практики………… 25

1 Цели и задачи учебной практики

Учебная практика «Земледелие с основами почвоведения и агрохимии» является составной частью учебного процесса подготовки бакалавра по направлению 110900.62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Учебная практика призвана дать первичные сведения и познакомить студентов с основными особенностями в области общего земледелия, а также в связанных с ним областях, таких как агропочвоведение, технология обработки почвы, методика постановки полевых опытов, растениеводство, ботаника, обработка и систематизация собранного материала.

При прохождении практики студенты приобретают практические навыки рабочих, осваивают специальности путем активного трудового участия в будущей профессиональной деятельности.

Бакалавр по направлению Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции должен:

быть подготовленным к самостоятельной работе и в результате прохождения учебной практики демонстрировать следующие результаты образования:

— технологию обработки почвы;

— знать почву и ее элементы;

— отбор почвенных образцов для исследования;

— приборы и оборудование, применяемое при технологии выращивания растений.

— описывать почву и отдельные ее элементы в связи с задачей исследования;

— использовать знания при прохождении полевых экскурсий;

— описать закономерности развития и распространения сорной и естественной

растительности на полях;

— изучить почвообрабатывающие орудия.

— основными терминами и понятиями;

— навыками самостоятельного описания в полевых условиях методики и технологии отбора почвенных образцов в связи с целями исследований;

— навыками поведения во время экскурсий.

Задачами практики являются:

— сбор необходимых материалов для выполнения отчета в соответствии с программой практики;

— знакомство с основами будущей профессиональной деятельности;

— знакомство студентов с принципами точного земледелия, с приборами и оборудованием, применяемом при выращивании растений.

В ходе прохождения практики студенты должны ознакомиться с:

— правилами в сфере изучения полевых объектов прежде в области общего

земледелия, технологии обработки почвы;

— правилами поведения во время экскурсия, особенно обратить внимание на безопасность жизнедеятельности (переход ж.-а. путей, автомобильных дорог, поведение в лесу, у воды ч т. п.);

— экипировкой (обувь, одежда, головной убор) в связи с климатическими условиями

Сроки представления и порядок защиты отчетной документации определяется настоящей программой.

2 Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная практика входит в раздел «Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 110900.62 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Теоретической основой данной практики служит лекционный курс по дисциплине Земледелие с основами почвоведения и агрохимии и связанного с этим курсом цикла практических занятий, где студенты более подробно знакомятся как с теорией, так и с практикой земледелия.

Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра по направлению Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; ей предшествуют: курс «Ботаника», «Химия», «Физика», «Введение в специальность» предполагающий проведение лекционных и практических занятий с обязательным итоговым контролем в форме зачета.

Требования к входным знаниям, умениям и готовности студентов, приобретенных в результате освоения предшествующих частей ООП: студент должен уметь собирать, записывать, обрабатывать, классифицировать и систематизировать информацию; быть готовым к общению.

3 Компетенции студента, формируемые в результате прохождения

Учебная практика по дисциплине Земледелие с основами почвоведения и агрохимии знакомит студентов, как с теорией, так и с практикой земледелия.

Собирая и монтируя материал по почвам, студенты получают навыки научно-практической работы.

В результате прохождения учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

· ОК-3 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

4 Рабочие места и сроки прохождения практики

Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по специальности.

Учебная практика проводится в учебных аудиториях кафедры, а также на базе станции Юннатов г. Абакана, на опытных полях г. Абакана и др.

Во время прохождения практики студент подчиняется внутреннему распорядку предприятия, при этом по согласованию он может занимать штатную должность. Одновременно с выполнением возложенных на него функций студент должен освоить задания, входящие в программу практики, и оформить отчет. Эти задания должны быть связаны с текущей работой организации, а также носить учебный характер.

При выборе базы практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие стационарной биостанции;

− наличие всех изучаемых параметров для проведения тематических экскурсий;

− наличие необходимого инвентаря и оборудования.

Учебная практика по земледелию с основами почвоведения и агрохимии проводится на 2 курсе в 1-м семестре в соответствии с учебным планом. Группы формируются в составе 10-12 человек на одного преподавателя кафедры Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

5 Обязанности студентов в период практики

Основным документом, регламентирующим работу студентов на практике, является программа практики. В период прохождения практики студенты обязаны максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.

Студенты при прохождении практики обязаны:

1. Прибыть на место практики в установленные сроки, получить разрешение руководителя на выполнение своих функциональных обязанностей.

2. Соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, правила внутреннего распорядка организации.

3. Составить индивидуальный план своей деятельности на практике и согласовать его со своим руководителем – преподавателем практики.

4. В полном объеме выполнять все задания, предусмотренные календарным планом и программой практики.

5. Собрать необходимую информацию для написания отчета по практике.

6. Подготовить письменный отчет о прохождении практики и защитить его руководителю практики в установленные сроки.

Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителем практики.

6 Содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 1 неделю (5 дней), или 40 часов.

Источник

Отчет по учебной летней практике курса «Земледелие»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 00:18, отчет по практике

Краткое описание

От механического состава зависят физические, физико-механические, водные свойства почвы, порозность, влагоёмкость, водонепроницаемость, водоподъёмная способность, структурность, воздушный и тепловой режимы.
С механическим составом связано также содержание в почве зольных элементов и азота, необходимых для питания растений. Знание механического состава позволяют, до известной степени, характеризовать свойства почв и их плодородие. Различие в химическом составе почв Шуйской низины тесно связано с их механическим составом. Почвы более грубого механического состава отличаются меньшим содержанием обменных оснований, гумуса, азота и повышенной кислотностью почвенного раствора. Однако в том и другом случае наблюдается ясная тенденция к накоплению обменных оснований и гумуса в верхних горизонтах почв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Цель и задачи практики……………………………………………. 4
Картирование сорной растительности составление карт……………5
Изучение орудий основной обработки почвы…………………………………. 13
Изучение методики отбора почвенных образцов……………………25
Изучение и практическое применение приёмов борьбы с сорной растительностью в посадках картофеля………………………………………………………………..26
Агротехнические приёмы улучшения пахотного слоя почв……….26
Вывод…… …………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………..28

Прикрепленные файлы: 1 файл

otchyot112 (1).doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Петрозаводский Государственный Университет

Кафедра агрономии землеустройства и кадастров

Специальность: 110201.65 Агрономия

Отчет по учебной летней практике курса «Земледелие»

Выполнил студент (ка)

Важнейшей отраслью создания продовольственного запаса и обеспечением продуктами питания население России является сельское хозяйство. Обеспечение продуктами растениеводства (картофелем, свёклой, морковью, томатом, пшеницей, рожью, овсом, рисом и.т.д.), плодоводства (яблоки, груши, вишня, персик, виноград и.т.д. ) занимаются крупные сельскохозяйственные предприятия а контроль за производством осуществляют люди по профессии агроном. Составной частью агрономии является земледелие.

Земледелие — это наука и отрасль сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур.

Практика проходила с 24. 06 по 28.06 2013 года.
Место проведения практики учебно-опытный участок Петрозаводского государственного университета расположенный на расстоянии 12 км от г. Петрозаводска в посёлке Верховье Прионежского района. Территория участка относиться к 3 агроклиматическому району Климат данной территории умеренно холодный

Период со среднесуточной температурой воздуха выше 5°С в этом районе длится 145. 155 дней, с первой декады мая по первую декаду октября. Суммы положительных температур выше 5°С составляют 1700°С.

Период со среднесуточной температурой воздуха выше 10°С составляет 95. 110 дней, с третьей декады мая по первую декаду сентября. Суммы положительных температур выше 10°С составляют 1300. 1500°С. Заморозки в этом районе не наблюдаются в течение 100. 125 дней, с

третьей декады мая по вторую декаду сентября, но в отдельные холодные годы они возможны и в июне и в июле.

За период с устойчивыми среднесуточными температурами воздуха выше 10°С в этом районе выпадает 200. 250 мм осадков. За год, в среднем, выпадает 500. 600 мм осадков.

Несмотря на то, что климатические условия в отдельные годы благоприятны для роста сельскохозяйственных растений, их развитие не происходит должным образом. Одна из причин этого состоит в том, что накопление общего количества тепла в широтах Карелии меньше, чем в других районах из-за иного характера подстилающей поверхности (лес, вода) и других факторов (Романов А. А., 1961).

Ближе к берегам реки Шуя располагаются равнинные участки, сложенные древнеаллювиальными супесями и песками с ясно выраженной слоистостью. По механическому составу почвообразующие породы неоднородны.

От механического состава зависят физические, физико-механические, водные свойства почвы, порозность, влагоёмкость, водонепроницаемость, водоподъёмная способность, структурность, воздушный и тепловой режимы.

С механическим составом связано также содержание в почве зольных элементов и азота, необходимых для питания растений. Знание механического состава позволяют, до известной степени, характеризовать свойства почв и их плодородие. Различие в химическом составе почв Шуйской низины тесно связано с их механическим составом. Почвы более грубого механического состава отличаются меньшим содержанием обменных оснований, гумуса, азота и повышенной кислотностью почвенного раствора. Однако в том и другом случае наблюдается ясная тенденция к накоплению обменных оснований и гумуса в верхних горизонтах почв.

1.1 Цель и задачи практики

Главной целью учебной практики является закрепление и углубление подготовки компетенции в сфере изучения полевых объектов прежде всего в области общего земледелия, а также в связанных с ним областях, таких как агропочвоведение, растениеводство, ботаника и др.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.Изучение темы «окультуривание дерново-подзолистых почв». Работа проводиться путём сравнительного изучения морфологии почв в ряду: естественная – освоенная – культурная;

2.Изучение методики и технологии в полевых условиях отбора почвы на анализ;

3.Изучение закономерностей развития и распространения сорной растительности;

4.Получение навыков картирования растительности обрабатываемых и залежных полей рамочным и визуальным методами;

5.Изучение орудий обработки почвы на примере агрегатов, применяемых в практике земледелия;

1.2 Картирование сорной растительности составление карт

Для организации эффективной борьбы с сорными растениями необходимо иметь своевременную информацию о степени и типе засоренности сельскохозяйственных угодий. С этой целью проводят систематический учет сорняков в посевах сельскохозяйственных культур и наличия запасов семян в почве. Целенаправленная и рациональная программа борьбы с сорняками как на государственном уровне, так и в каждом отдельном сельскохозяйственном предприятии невозможна без обширных научных знаний не только биологии этих растений и их экологофитоценнотических реакций на изменяющиеся условия среды обитания, но и безданных о распространении, флористическом и количественном обилии их по каждому полю и участку угодий. Для получения таких сведений в каждом хозяйстве агроном проводит картографирование сорняков. Эта работа базируется на информации, которую получают в процессе обследования полей непосредственно на местности. В земледельческой практике обычно различают систематическое и оперативное обследования.

Систематическое, или сплошное (основное), обследование проводят на всех угодьях хозяйства для получения наиболее полных сведений о видовом составе, количестве и распространении сорняков. Целесообразно этим обследованием охватить и земли несельскохозяйственного пользования (территории машинного двора, технических мастерских, нефтехранилища, зернотоков, животноводческих ферм, площади отчуждения ЛЭП и т. д.) как реальные и постоянные очаги распространения сорняков.

Материалы сплошного обследования используют для разработки комплексных мер борьбы с сорняками на производственной площади бригады, отделения или всего хозяйства.

Оперативное обследование проводят перед началом полевых работ по борьбе с сорняками на конкретных полях и сельскохозяйственных угодьях. Поэтому его выполняют незадолго до осуществления истребительных мер борьбы в следующие фазы роста культур: яровых зерновых — в начале полного кущения, озимых зерновых — в конце осенней вегетации и весной после отрастания, зернобобовых — при высоте до 8 см, льна-долгунца — в фазе елочки (высота 3—10 см), пропашных культур — перед междурядными обработками, многолетних трав — до кущения злаков или в начале отрастания бобового компонента, на чистых парах — при массовом появлении сорняков.

Результаты оперативного обследования позволяют уточнить по конкретному полю видовой состав, количественное обилие и фазы роста сорняков как показатель чувствительности или устойчивости их к планируемым истребительным мерам, а также используют для корректировки размера подлежащей обработки площади, времени и способов обработки, вида и нормы гербицида и т. д.

Применительно к конкретному региону сроки проведения систематического и оперативного обследований посевов и других сельскохозяйственных угодий уточняются с помощью зональных (областных, республиканских) станций защиты растений или других сельскохозяйственных научных учреждений.

Единицей обследования является поле (или отдельный участок), занятое одной культурой, однородное по рельефу, плодородию и применяемой агротехнике. На каждом таком поле предварительно намечают маршрут движения обследователя. Наиболее рационален маршрут, слагающийся из двух-трех параллельных проходов вдоль поля с относительно компактной формой или из одного зигзагообразного прохода на узком поле неправильной конфигурации. На всем протяжении маршрута намечают места учета сорняков (станции), которые по линии прохода располагают случайно на одинаковом удалении друг от друга, а относительно соседнего прохода их размещают шахматным способом. На полях площадью до 50 га намечают 10 мест учета, от 50 до 100 га — 15 мест и на полях свыше 100 га на каждые 50 га дополнительной площади количество мест увеличивают на единицу. Учет сорняков в производственных посевах проводят инструментальным способом. Проходя по полю по линии выбранного маршрута, на отмеченных местах (стациях) накладывают прямоугольную рамку площадью 0,25 м2 (со сторонами 0,5 х 0,5 м) и в ней подсчитывают количество сорных растений отдельно по каждому виду.

Результаты подсчета сорняков по каждой рамке (месту учета) последовательно заносят в колонку ведомости первичного учета. После окончания обследования полей в ведомости первичного учета вычисляют среднее количество сорняков по каждому виду и среднее количество всех сорняков в расчете на 1 м2. Для последующего составления карты засоренности посевов одновременно рассчитывают еще среднее количество сорняков на 1 м2 по каждой биологической группе.

Принятые условные обозначения по биологическим группам и видовому составу наносят на карту. Карту засоренности дополняют таблицами с полным списком видового и количественного обилия (шт/м2) сорняков по каждому полю (участку). Основой такой таблицы является ведомость первичного учета.

Результаты последующих систематических обследований наносят на эту же карту. Материалы оперативного и систематического (основного) обследований, обобщенные и оформленные в виде карты засоренности сельскохозяйственных угодий и списка флористического состава сорняков по каждому полю и участку, служат научной основой для планирования и разработки всей системы мероприятий по уничтожению, подавлению и снижению вредоносности сорняков.

Карты засоренности сельскохозяйственных земель, составленные на основе систематического (сплошного) и оперативного обследований, используют не только для разработки систем мероприятий по борьбе с сорными растениями, но и для широкого применения в различных аспектах сельскохозяйственного производства.

2. Определение запасов семян и вегетативных органов размножения сорных растений в почве.

Большинство сорных растений характеризуются легкой осыпаемостью семян, значительное количество которых попадает в почву. В пахотном горизонте сосредоточены и вегетативные органы размножения многолетних сорняков. Поэтому, чтобы иметь объективную картину ожидаемой засоренности посевов, определяют запасы семян сорняков в почве и вегетативных органов их размножения путем отбора почвенных образцов Учет засоренности почвы семенами сорняков очень трудоемок, требует специального оборудования и больших затрат времени. Однако при наличии результатов засорения пахотного слоя семенами сорняков по полям можно судить о потенциальной засоренности посевов на не­сколько лет вперед, так как семена сорняков способны сохранять в почве жизнеспособность в течение нескольких лет.

Источник

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ С/Х

ПРОДУКЦИИ

по Учебной практике

«Земледелие с основами почвоведения и агрономии»

для студентов III курса

«Технология производства и переработки

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ _ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО УГСХА

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ С/Х

ПРОДУКЦИИ

Методические указания по Учебной практике по дисциплине «Земледелие с основами почвоведения и агрономии»

для студентов III курса специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Программу разработал Программа обсуждена и М. М. Гафин одобрена на заседании кафедры «»2009 г. Протокол № от «»2009 г.

Зав. кафедрой, доцент _Н. Х. Курьянова Программа обсуждена и одобрена Методической комиссией Протокол № от «» _2009 г.

Данные указания составлены в соответствии с программой курса и предназначены для студентов факультета Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции по специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Рецензент: Главный агроном Мелекеского района Н.М. Хусаинов © Технологический институт – филиал ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия», © Гафин Мунир Мазгутович, Учебное издание Утверждаю Согласовано Зав. практики ТИ Декан факультета _/_/ _/_/ «» 2009 г. «» 2009 г.

ПРОГРАММА

Учебной практики по дисциплине «Земледелие»

специальности «Технология производства и переработки (учебная практика проводится в соответствии с ГОСТ ВПО, в объеме 36 часов) Инструктаж, формирование правилами прохождения практики.

Происхождение, состав и свойства морфологическим признакам.

Основные типы почв России и их использование. Ознакомление с почвой, взятие проб с опытного Сорные растения и меры борьбы с растений по морфологическим Распознавание минеральных Оформление и сдача отчетов по Программа учебной практики…………………………. … 1. Типы почв. Показатели почвенного плодородия………………………… 1.1.Описание профиля почвы по морфологическим признакам……………………………………………………………. 2. Удобрения и их применение в земледелии………………………………… Вопросы к зачту………………………………………………..… Список используемой литературы………………………………. Приложения А памятка: основные положения по прохождению практики…………………………………………………………………….……. Приложение Б Инструктаж. Ознакомление с планом и правилами прохождения практики………………………………………………………………………..… по земледелию с основами почвоведения и агрохимии для студентов III курса факультета ТиУАП по специальности 110305 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной Закрепить и углубить теоретические знания по основным разделам курса:

почвоведению, севооборотам, обработки почвы, сорным растениям, системам применения удобрений.

Ознакомление и приобретение практических навыков по разработке комплекса мероприятий по воспроизводству плодородия почв и защите их от эрозии.

Овладеть умениями и навыками экономической оценки севооборотов, применение удобрений, мероприятий по борьбе с сорняками.

Освоить показатели и методы оценки качества полевых работ: обработки почвы, посева, ухода за культурами и уборки урожая.

Ознакомить с основными типами почв хозяйства, их свойствами, показателями и уровнем плодородия, мероприятиями по рациональному использованию земель агроландшафта, повышению их плодородия и защите от эрозии.

Анализ основных звеньев адаптивноландшафтной системы земледелия:

полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов, системы обработки почвы, системы применения удобрений в хозяйстве, мер борьбы с сорняками.

Обоснование и оценка эффективности применяемой системы удобрений, способы их внесения под основные и промежуточные культуры. Изучение особенностей разделывания промежуточных культур и способов их использования в условиях биологизации земледелия.

Определение вегетирующих сорняков в посевах сельскохозяйственных культур. Картирование засорнности посевов и разработка комплекса мероприятий по защите растений от сорняков. Мероприятия по охране окружающей среды и экологизация сельскохозяйственного производства.

Оценка качества полевых работ: основой и предпосевной обработки почвы, посева, примов по уходу за растениями в период вегетации культур, уборки урожая.

Итогом учебной практики является сдача зачта.

1.Типы почв. Показатели почвенного плодородия Описание профиля почвы по морфологическим Происхождение, состав и свойства почвы. Распознавание почв по Первопричиной образования почв явились живые организмы (главным образом растения и микробы), поселяющиеся в разрушенной выветриванием горной породе. И происхождение почвы и ее свойства неразрывно связаны с условиями окружающей среды. Она отражает в своих свойствах исторический ход влияющих на нее природных условий, производительных сил и производственных отношений. Почва таит в себе огромные резервы плодородия.

Задача заключается в умелом использовании их, что возможно на основе углубленного познания процессов почвообразования и мелиоративного воздействия на почву. Плодородие любой почвы может быть повышено при правильном ее использовании. Почвы разных участков могут обладать одинаковым химическим составом, но различным эффективным плодородием на данном отрезке времени из-за различия в водно-физических свойствах, биологических и производственных особенностях. Различия в естественном, или природном, плодородие обуславливаются всем ходом почвообразования, а также составом (химический состав, органическое вещество, коллоиды, газы ), свойствами (физико-химические, биологические) и строением почвы.

Современное почвоведение достигло такого уровня, при котором можно приступить не только к коренному улучшению почв, но и созданию новых вариантов почв с максимально высоким плодородием. До начала ХIХ века почву не было. Только в конце ХIХ учение о почве стало четкой, ясно очертанной дисциплиной, имеющей свои методику, теорию, задачи и перспективы.

Почвоведение было впервые основано в нашей стране. Приоритет русской науки о почве признается во всех странах мира. Он обусловлен следующими причинами:

a) огромными пространствами нашей страны с разнообразными природными условиями почвообразования от полярных областей до субтропиков и возможностями улучшения природных почв от тундровых до красноземов включительно;

базе которой стихийно развивалось русское почвоведение с первых моментов его формирования. Освоение ныне не используемых земель пустынь, болот и улучшение качества почв мало продуктивных сенокосов значительно увеличит площадь сельскохозяйственных угодий и пахотных земель.

горная порода, на минеральной основе которой возникает и развивается почва.

Между почвой и почвообразующей породой происходит постоянный обмен энергией (особенно тепловой), газами парами воды и растворами.

массивнокристаллических и осадочных пород. Этими породами чаще всего являются продукты выветривания осадочных пород. Однако наиболее древние осадочные горные породы обычно прикрыты новейшими четвертичными отложениями. Залегая непосредственно на поверхности земли, они служат основными материнскими породами. Наиболее распространенными материнскими породами являются континентальные четвертичные отложения:

древние и современные ледниковые образования (морена), лесс и лессовидные породы, аллювий, делювий, элювий и др. Древняя морена представляет несортированные неоднородные, преимущественно глинистые валунные отложения мощностью иногда до 50-60 м и более. Различают основную, донную, боковую и конечную морену. В древних озерных котловинах и впадинах распространены ледниково-озерные отложения, образовавшиеся на дне ледниковых озер из взмученного материала ледниковых вод. Эти отложения представляют супеси и ленточные глины с выраженной слоистостью, обусловленной чередованием тонких темных глинистых прослоек с более светлыми песчаными слоями. Все названные древние четвертичные отложения не везде являются непосредственными материнскими породами, так как они чаще лежат под современными генетическими типами геологических отложений, как элювий, делювий и аллювий. Элювий (от латинского eluoвымываю). Элювием называют континентальные геологические образования, возникшие в результате сильного изменения и разрушения горных пород на месте их первичного залегания. К элювию относят продукты выветривания горных пород, сохраняющие реликтовые структурные и петрографические признаки, генетическую связь и непрерывность последовательности перехода к исходным породам. На поверхности Земли нет горных пород, так или иначе не измененных, не затронутых элювиальным процессом – совокупностью многообразных явлений денудации, выветривания и почвообразования. Однако малозаметные изменения горной породы не делают ее элювием. Элювиальный процесс протекает, и элювий в основном формируется непосредственно в поверхностных горизонтах Земли. Наибольшее значение в распространении имеет наземный элювий, в формировании которого участвует почвообразование.

При резкой смене физико-географических условий элювий часто перекрывается сверху позднейшими наносами, т.е. оказывается погребенным (ископаемым), сохраняя свои генетические признаки. Погребенный элювий наземного происхождения легко распознается по ископаемым почвам или по сохранившимся прямым и косвенным признакам почвообразования (генетические горизонты почвы, включения, новообразования и т.д.). Однако в элювии древнейших эпох признаки почвообразования сглаживаются и даже исчезают. Характер элювия сильно зависит от той природы, на которой он возникает. Так элювий равнин, образовавшийся на плотных массивнокристаллических породах, резко отличается от элювия, сформированного на рыхлых осадочных породах. Верхний слой элювия на плотных породах состоит из рыхлых продуктов разрушения плотной породы, часто измененной выветриванием и почвообразованием до неузнаваемости, представляет собой землистую массу без малейших признаков массивно-кристаллических пород. На глубине нескольких метров эта массивно-кристаллическая масса залегает в мало измененном, а еще ниже практически в неизменном виде. Иной характер имеет элювий, возникший на рыхлой, осадочной породе. Вследствие большой воздухои водопроницаемости эта порода разрушается значительно быстрее и на большую глубину. Водные растворы проникают в нее вплоть до первого водоносного горизонта, залегающего иногда на глубине десятков метров. В связи с этим формируется наиболее мощный элювий, притом, чем рыхлее осадочная горная порода, тем большей мощности он достигает. Наиболее интенсивное образование элювия приурочено к корнеобитаемой зоне. Элювий так многообразен, как разнообразны горные породы, на которых он образован.

1.1 В состав почвы входят четыре важнейших компонента:

— минеральная основа (50–60 % от общего объма);

— органическое вещество (до 10 %);

— воздух (15–25 %);

— вода (25–35 %).

Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом (частицы мельче 2 мм в диаметре) и коллоидными частицами ( 1 мкм). Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре), ил (0,002–0,02 мм), песок (0,02–2,0 мм) и гравий (больше 2 мм). Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов и т. п. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками.

Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества.

Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (наличие крупных частиц) влияет на износ сельскохозяйственных орудий.

Треугольная диаграмма классов почв По химическому составу минеральной компоненты почва состоит из песка и алеврита (формы кварца (кремнезма) SiO 2 с добавками силикатов (Al 4 (SiO 4 ) 3, Fe 4 (SiO 4 ) 3, Fe 2 SiO 4 ) и глинистых минералов (кристаллические соединения силикатов и гидроксида алюминия)).

Типичный почвенный профиль.

2. Органические вещества в почве образуются из остатков растений и животных. Важную роль в процессе разложения играют сапрофиты. В результате образуется аморфная масса – гумус – тмно-коричневого или чрного цвета. Химический состав гумуса – фенольные соединения, карбоновые кислоты, эфиры жирных кислот. В почве частицы гумуса прилипают к глине, образуя единый комплекс. Гумус улучшает свойства почвы, повышая ее способность удерживать влагу и растворнные минеральные вещества. В болотистых почвах образование гумуса идт очень медленно. Органические остатки спрессовываются здесь в торф.

Некоторые химические элементы (азот, фосфор, сера) в процессе разложения переходят из органических соединений в неорганические. Происходит так называемый процесс минерализации вещества.

Воздух и вода удерживаются в почве в промежутках между е частицами.

Часть воды просачивается сквозь почву, образуя грунтовые воды; остальная вода остатся в почве благодаря силам поверхностного натяжения либо адсорбируется на поверхностях кристаллов кварца или глины.

Почва и е обитатели.

Почва образуется из горной породы в результате выветривания и деятельности живых организмов. Суточные температурные колебания приводят к расширению и сжатию горных пород. Неравномерное расширение ведт к их постепенному разрушению. Вода, просачиваясь в трещины, при замерзании создат огромное давление, что также способствует разрушению породы. Перемещаемые водой и ветром частицы вызывают эрозию. Наконец, выветривание вызывается вымыванием из горной породы различных химических веществ водой. Важным фактором, определяющим образование почвы, является рельеф местности.

Единая международная классификация почв пока ещ не разработана. Почвы одного типа обычно образуют широтные зоны, вытянутые вдоль областей с одинаковым увлажнением и среднегодовой температурой. В горах чтко прослеживается высотная зональность почв.

Органическим веществом считается все, что относится к растительным и животным остаткам. Органическое вещество является основой плодородия почв, оно служит своеобразным резервом необходимых растениям питательных веществ, оказывает большое влияние на структуру почвы, является источником энергии для многих полезных микроорганизмов. За счет разложения органического вещества почвы в приземный слой воздуха выделяется углекислый газ, который используется растением для создания урожая при достаточном освещении, влажности и температуре воздуха и почвы. В почве органическое вещество разлагается под влиянием микроорганизмов при наличии воздуха, благоприятной влажности и температуры, образуя перегной, или гумус. Химический состав гумуса очень сложен. Для него характерна темная окраска, которая отсутствует в живых растениях. В составе гумуса очень ценной является гуминовая кислота, в которой содержится много углерода (39 — 62%), кислорода (30—39%), азота (3—5%), а также фосфор, сера, железо и др., включая микроэлементы. Гумус осуществляет в почве тройственную функцию: физическую, химическую, биологическую.

Физическая функция — это создание водопрочной почвенной структуры, что обеспечивает благоприятную циркуляцию воды, воздуха, нужную температуру и предопределяет хороший рост корней в почве. Принято говорить, что гумус придает связность легким почвам, разрыхляет плотные почвы. Химическая функция заключается в том, что гумус является хранилищем элементов питания.

Многие питательные вещества связаны с гуминовыми кислотами в органоминеральной форме, находятся в обменном состоянии и усваиваются растениями непосредственно из этих форм. Кроме того, в результате деятельности микроорганизмов гумус постепенно разлагается (минерализуется), освобождая, заключенные в нем азот, фосфор, калий и другие элементы.

Биологическая функция гумуса — это создание благоприятных условий для развития и деятельности микроорганизмов.

Основные типы почв РФ и их сельскохозяйственное использование На территории РФ выделяют несколько широтных почвенноклиматических зон (горизонтальная зональность), расположенных с севера на юг: тундровая, таежно-лесная, лесостепная, степная, сухих степей, полупустынь и пустынь, зона горных районов.

В каждой почвенной зоне в соответствии с е природными условиями встречается один или несколько один или несколько основных почвенных типов. Ульяновская область расположена в переходной лесостепной зоне, где преобладают два типа почв: под покровом широколиственных (смешанных) лесов образовались серые лесные почвы, а на степных участках сформировались чернозёмные почвы.

Однако в пределах территории России выделяются почвы, которые не имеют обособленной зоны (интразональные почвы), к ним относятся засолнные почвы – солончаки, солонцы, солоди. Они встречаются, главным образом, в степных зонах в сочетании (в комплексе) с основными почвенными типами.

По речным долинам в пределах выделенных зон, на пойменных участках развита почвы пойм.

Наряду с широтным распределением почвенных зон на территории РФ в горных областях наблюдается вертикальная зональность, или поясность, почвенно-климатических зон.

Во многих зонах широко распространена эрозия почв.

Сорняками называют растения, не возделываемые человеком, но засоряющие сельскохозяйственные угодия. Культурные растения других видов и сортов, произрастающие в посевах сельскохозяйственных культур и сортов на данном поле, называют засорителями.

Сорные растения наносят сельскому хозяйству громадный ущерб, что выражается в снижении урожайности сельскохозяйственных культур и ухудшении их качества. Успешная борьба с сорняками зависит от знания биологических особенностей сорняков, районов их распространения и засоряемой культуры.

Сорные растения классифицируются по их биологическим признакам.

В основу классификации положены следующие признаки:

1) способ питания растений;

2) продолжительность жизни;

3) способ размножения.

Непаразитные сорняки. Характеризуются автотрофным типом питания. Они имеют развитую корневую систему, с помощью которой усваивают из почвы влагу и элементы минерального питания, и надземные зеленые органы, способные создавать органические вещества в процессе фотосинтеза.

Непаразитные сорняки по продолжительности жизни подразделяют на малолетние и многолетние. Малолетние имеют период жизни не более двух лет и плодоносят один раз (монокарпики). Многолетние живут в течение нескольких лет и плодоносят многократно (поликарпики), а многие из них обладают также способностью к вегетативному размножению.

Паразитные сорняки. Характеризуются гетеротрофным типом питания. Они имеют также проростки (гаустории), с помощью которых извлекают из растения-хозяина создаваемые им готовые пластические вещества.

Полные паразиты не имеют фотосинтетического аппарата и в течении всего периода вегетации живут за счет питательных веществ растенияхозяина. Полупаразиты наряду с присосками имеют и зеленые листья, способные к фотосинтезу.

3. Яровые 1.Мочковатокорневые поздние 2.Стержнекорневые 4. Зимующие главным образом 5. Озимые 6.Двулетние Для эффективной борьбы с сорняками необходимо применять комплекс предупредительных и истребительных методов, включая применение гербицидов.

К предупредительным относятся все мероприятия все мероприятия, направленные на предупреждение попадания семян сорняков в почву, урожай, поливные воды. К ним относятся очистка семян, обкашивание обочин дорог, канав, противосорняковый карантин и др.

Истребительные ставят задачу уничтожения запаса семян сорняков и вегетативных органов размножения в почве, а также прорастающих и вегетирующих сорняков. В этот комплекс входят: зяблевая обработка почвы, боронование, культивация и др.

Распознавание сорных растений по морфологическим признакам Методы распознавания сорняков:

— по гербарию;

— по семенам;

— по всходам.

С точки зрения практического растениеводства важнейшим средством улучшения питания сельскохозяйственных культур является прежде всего применение органических и минеральных удобрений. Рост растительной продукции определяется множеством факторов, среди которых ведущая роль все же принадлежит удобрениям и особенно минеральным, производство которых наращивает высокие темпы.

Почва является основным источником обеспечения сельскохозяйственных культур питательными веществами. Однако в современных условиях непрерывной интенсификации сельскохозяйственного производства для ежегодного выращивания высоких урожаев с продукцией хорошего качества довольно часто оказывается недостаточным то количество питательных веществ, которое поступает в растения из органического вещества и труднорастворимых минеральных соединений почвы в результате деятельности микроорганизмов и корневой системы растений. Особенно это относится к Нечерноземной зоне, где дерново-подзолистые почвы с низким уровнем окультуренности занимают около 51% площади. Для почв этой зоны характерно, как правило, временное или длительное избыточное увлажнение.

нередко (в разновидностях легкого механического состава) невелико содержание также магния и кальция.

Почвы Нечерноземной зоны, особенно подзолистые, остро нуждаются в известковании и систематическом внесении минеральных удобрений. В связи с этим для сельского хозяйства зоны предусмотрено поставить 120 млн. Т минеральных удобрений в стандартных туках. Таким образом, на гектар пашни придется 126 кг питательных веществ.

Содержание питательных веществ в почвах Запасы питательных веществ в почвах во много раз превышают потребность в них растений. Однако большая часть из представлена недоступными для растений соединениями. Валовое содержание питательных веществ в пахотном слое различных почв неодинаково.

Содержание азота (N) колеблется от 0,07% до 0: 5%. Почвенный азот находится в основном в недоступной для растений органической форме. На долю минерального азота приходится только 1-2% его общего количества.

Под влиянием микробиологических процессов органические формы азота переводятся в доступные для растений минеральные формы.

Содержание фосфора (Р2О5) во многих почвах составляет 0,03-0,25%.

Значительная часть минеральных форм фосфора в кислых подзолистых почвах и красноземах находится в труднодоступных для растений фосфатах железа и алюминия. В нейтральных почвах, например в черноземах, минеральный фосфор представлен более доступными для растений фосфатами кальция и магния.

На долю калия (К2О) в почве приходится 0,6-3% массы почвы. Больше калия содержится в глинистых и суглинистых почвах, а в почвах легкого механического состава (песчаных и супесчаных) его значительно меньше.

Кальция (СаО) в почвах около 0,2-2% и более от их массы. Он представлен силикатами, карбонатами, гипсом, фосфатами и другими соединениями.

Часть кальция находится в поглощенном состоянии. Наиболее богаты обменным кальцием черноземы (около 40 мэкв). Наименьшее количество его встречается в подзолистых почвах (5-8 мэкв), что связано с их кислотностью. Известкованием не только смещается реакция почвы, но и улучшается питание растений кальцием.

Содержание магния (MgO) составляет 0,4-4% и более от массы почвы и зависит от состава материнской породы. В почвах, образовавшихся на суглинках и глинах, больше магния, чем в почвах, возникших на песках.

Около 90-95% магния в почве входит в состав различных минералов, главным образом силикатов и алюмосиликатов, которые трудно растворяются в воде, поэтому содержащийся в них магний не может быть непосредственно использован растениями. Около 5-10% магния находится в поглощенном (обменном) состоянии. Обменный магний. Как и обменный калий, играет важнейшую роль в питании растений, пополняя количество магния в почвенном растворе по мере потребления его растениями.

Незначительная часть магния в почве встречается в форме органических веществ, после разложения которых он становится доступным для растений.

Наиболее богаты магнием черноземы, каштановые почвы и сероземы.

Меньше магния в песчаных, супесчаных и некоторых торфяных почвах.

Содержание серы (SO3) колеблется от 0,1 до 0,5% массы почвы. Сера в почве представлена органическими соединениями (80-90%), где она находится в восстановленной форме, и минеральными соединениями с кальцием, железом, калием, натрием (10-20), являющимися источником питания растений. Процесс окисления серы, входящей в состав гумуса и органических остатков, происходит под влиянием аэробных бактерий (сульфофикация).

В большинстве почв количество серы достаточно для растений, однако в малогумусных подзолистых песчаных почвах ее немного, поэтому сульфатные формы удобрений здесь более эффективны, чем хлоридные.

Серу в почву вносят также с органическими удобрениями, с простым суперфосфатом.

Содержание железа (Fe2O3) в почвах колеблется от 1-11%. В легких под механическому составу почвах его меньше, чем в тяжелых.

Железо в почве находится в форме ферроалюмосиликатов, окиси и закиси железа и их гидратов. Недостаток железа для растений чаще всего проявляется на карбонатных или сильноизвесткованных почвах, где оно находится в труднодоступном состоянии.

Пестициды Пестициды (ядохимикаты) химические препараты для защиты животных, для борьбы с переносчиками опасных заболеваний и т.п.

Пестициды в зависимости от объекта подразделяются на:

За последние десятилетия число различных типов пестицидов сильно возросло, только в США их количество достигло 900. По данным А. В.

Яблокова (1988), в нашей стране в 1986г. было применено пестицидов в среднем около 2 кг на 1 га (примерно на 87% пашни) или около 1,4 кг на душу населения, а в США 1,6 кг на 1 га (на 61% пашни) или 1,5 кг на душу населения.

Пестициды распространяются на большие пространства, весьма удаленные от мест их применения. Многие из них могут сохраняться в почвах достаточно долго (период полураспада ДДТ в воде оценивается в 10 лет, а для диэлдрина он превышает 20 лет). При использовании даже наименее летучих компонентов более 50% активных веществ в момент воздействия переходят прямо в атмосферу, а для таких пестицидов, как ДДТ и диэлдрин, характерна дистилляция с парами воды на земной поверхности. Эта часть пестицидов, не достигших растений, подхватывается ветром и осаждается в районах суши или океана, весьма удаленных от зон применения вещества.

Они в конечном итоге попадают в различные экосистемы, включая океан, пресноводные водоемы, наземные биомы и др., в значительных количествах накапливаются в почвах и увеличивают свои концентрации при движении по трофическим цепям.

Пестициды являются единственным загрязнителем, который сознательно вносится человеком в окружающую среду. Пестициды поражают различные компоненты природных экосистем: уменьшают биологическую продуктивность фитоценозов, видовое разнообразие животного мира, снижают численность полезных насекомых и птиц, а в конечном итоге представляют опасность и для самого человека. Пестициды, содержащие хлор (ДДТ, гексахлоран, диоксин, дибензфуран и др.), отличаются не только высокой токсичностью, но и чрезвычайной биологической активностью и способностью накапливаться в различных звеньях пищевой цепи. Даже в ничтожных концентрациях пестициды подавляют иммунную систему организма, повышая таким образом его чувствительность к инфекционным заболеваниям. В более высоких концентрациях эти примеси оказывают мутагенное и канцерогенное действие на организм человека.

Поэтому в некоторых странах (США, Франция, Германия) начинают уменьшать дозы применения пестицидов или полностью от них отказываться. В последние годы в СГА разработаны гербициды, не представляющие явной опасности для живых организмаов или быстро разрушающиеся в окружающей среде. Широкое применение биологических методов защиты растений позволит уменьшить степень загрязнения среды пестицидами.

Минеральные удобрения, добытые из недр или промышленно полученные химические соединения, содержат основные элементы питания (азот, фосфор, калий) и важные для жизнедеятельности микроэлементы (медь, бор, марганец и др.).

Минеральные удобрения подразделяют на простые (одинарные, односторонние, однокомпонентные) и комплексные. Простые минеральные удобрения содержат только одни из главных элементов питания. К ним относятся азотные, фосфорные, калийные удобрения и микроудобрения.

Комплексные удобрения содержат не менее двух главных питательных элементов. В свою очередь, комплексные минеральные удобрения делят на сложные, сложно-смешанные и смешанные.

Азотные удобрения. Производство азотных удобрений базируется не синтезе аммиака из молекулярного азота и водорода. Азот получают из воздуха, а водород из природного газа, нефтяных и коксовых газов. Азотные удобрения представляют собой белый или желтоватый кристаллический порошок (кроме цианамида калия и жидких удобрений), хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Поэтому азотные удобрения легко вымываются, что ограничивает их применение осенью в качестве основного удобрения. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранение. В таблице № приведены данные о составе из свойствах основных азотных удобрений.

Азотные удобрения используют под все сельскохозяйственные культуры.

По степени растворимости эти удобрения подразделяют на следующие группы:

Многие калийные удобрения представляют собой природные калийные соли, используемые в сельском хозяйстве в размолотом виде. Большие разработки их находятся в Соликамске, на Западной Украине, в Туркмении. Открыты залежи калийных руд в Казахстане, Сибири.

Значительное количество хлора во многих калийных удобрениях отрицательно влияет на рост и развитие растений, а содержание натрия (в калийной соли и сильвините) ухудшает физико-химические свойства многих почв, особенно черноземных, каштановых и солонцовых.

На бедных калием легких почвах и торфяниках все без исключения сельскохозяйственные культуры нуждаются в калийных удобрениях.

Недостаток калия в почве восполняется главным образом внесением навоза.

Калий не применяют на солоннах и солонцеватых почвах, так как он ухудшает их свойства. Калий легко растворяется в воде и при внесении поглощается коллоидами почвы, поэтому он малоподвижен, однако на легких почвах легко вымывается.

Калийные удобрения подразделяются на три группы:

Как калийные удобрения используют также печную золу и цементную пыль.

Наиболее распространенные калийные удобрения и их свойства приведены в таблице №3.

Сложные и сложно-смешанные удобрения характеризуются высокой концентрацией питательных веществ, поэтому применение таких удобрений обеспечивает значительное сокращение расходов хозяйства на их транспортировку, смешивание, хранение и внесение.

К числу недостатков комплексных удобрений относится то, что пропорции в содержании NPK в них варьируют в нешироких пределах.

Поэтому при внесении, например, необходимого количества азота, других питательных элементов вносится меньше или больше, чем требуется.

В небольшом количестве применяют и многофункциональные удобрения, содержащие, кроме основных питательных элементов, микроэлементы и биостимуляторы, оказывающие специфическое влияние на почву и растения.

Навоз. Это основное органическое удобрение во всех зонах страны. Он сельскохозяйственных животных с подстилкой и без нее. В навозе содержатся все питательные вещества, необходимые растениям, и поэтому его называют полным удобрением. Качество навоза зависит от вида животных, состава кормов, количества и качества подстилки, способа накопления и условий хранения.

В зависимости от способов содержания скота различают навоз подстилочный (твердый), получаемый при содержании скота на подстилке, и бесподстилочный (полужидкий, жидкий).

Подстилочный навоз содержит около 25% сухого вещества и около 75% воды. В среднем в таком навозе 0,5% азота, 0,25% фосфора, 0,6% калия и 0,35% кальция. В его состав входят также необходимые для растений микроэлементы, в частности 30-50г марганца, 3-5г бора, 3-4г меди, 15-25г цинка, 0,3-0,5 молибдена на 1тн.

Кроме питательных веществ, навоз содержит большое количество микроорганизмов (в 1т 10-15кг живых микробных клеток). При внесении навоза почвенная микрофлора обогащается полезными группами бактерий.

Органическое вещество служит энергетическим материалом для почвенных микроорганизмов, поэтому после внесения навоза в почве происходит активизация азотфиксирующих и других микробиологических процессов.

Навоз оказывает многостороннее действие как на почву, так и на растение. Он повышает концентрацию углекислого газа в почвенном и надпочвенном воздухе, снижает кислотность почвы и подвижность А1, повышает насыщенность ее основаниями. При систематическом его внесении увеличивается содержание гумуса и общего азота в почве, улучшается ее структура, лучше поглощается и удерживается влага.

Бесподстилочный (жидкий) навоз накапливается в большом количестве на крупных животноводческих фермах и комплексах при бесподстилочном содержании скота и применении гидравлической системы уборки экскрементов. Такой навоз представляет собой подвижную смесь кала, мочи, остатков корма, воды и газообразных веществ, образующихся в период хранения. По содержанию влаги его разделяют на полужидких (до 90%), жидкий (90-93%).

Количество и качество бесподстилочного навоза зависит от вида и возраста животных, типа кормления, способа содержания скота и технологии накопления навоза.

Большая часть питательных веществ в этом удобрении находится в легкодоступной для растений форме (до 70% азота в аммиачной форме), что обусловливает более сильное его действие по сравнению с подстилочным навозом в год внесения и слабое в последующие годы. Фосфор и калий из подстилочного навоза усваиваются растениями так же, как и из минеральных удобрений.

Птичий помет. Это быстродействующее органическое удобрение.

Питательные вещества в нем хорошо усваиваются растениями. Куриный помет содержит 0,7-1,9% азота, 1,5-2% Р2О5,0,8-1% К2О и 2,4% СаО.

Птичий помет используют в качестве подкормки зерновых и технических культур, растворяют его в 8-10 частях воды и вносят в почву культиваторами-растениепитателя.

Торф. Это удобрение представляет собой смесь полуразложившихся в условиях избыточного увлажнения остатков растений, в основном болотных.

Торф может быть низкой степени разложения (до 20%), средней (20-40%) и высокой (более 40%). Широко применяют в сельском хозяйстве как удобрение.

Различают три типа торфа: верховой, низинный и переходный.

Верховой торф образуется на бедных питательными веществами возвышенных метах рельефа (сфагновые мхи, пушицы, шейхцерия болотная, подбел, багульник, осока топяная и др.). Верховой торф характеризуется повышенным количеством органического вещества, высокой кислотностью, большой поглотительной способностью и малым содержанием питательных веществ. Применяют указанный торф главным образом в качестве подстилки и для компостирования.

Низинный торф образуется на богатых питательными веществами пониженных частях рельефа (осоки, гипновые мхи, тростник, хвощ, таволга, сабельники и др.). Низинный торф содержит больше питательных веществ и меньше органического вещества, чем верховой. Наиболее целесообразно его использовать для приготовления различных компостов.

Переходной торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. По количеству золы (в %) торфа подразделяют на нормальные (до 12) и высокозольные (более 12).

Кроме этого торф используют на полях орошения, где его компостируют с осадком сточных вод. Широко применяют также торфофекальные компосты. Эти компосты считаются сильнодействующими.

Осадки сточных вод. Их получают при очистке сточных вод городов на очистных сооружениях. Влажность свежего осадка составляет около 97%.

Осадки с иловых площадок можно испльзовать под все культуры, но наиболее целесообразно их применение под овощные и силосные культуры, сахарную свеклу. Осадки после термической сушки, содержащие больше извести и железа, желательнее вносить под отзывчивые на известь культуры.

Сапропель (пресноводный ил). Он представляет собой отложившуюся в пресноводных водоемах смесь земли с полуразложившимися растительными и животными остатками. Содержит органические вещества (до 15-30% и более), азот, фосфор, калий, известь, микроэлементы, некоторые витамины, антибиотики, биостимуляторы.

Наибольшее количество питательных веществ наблюдается в иле водоемов, находящихся около населенных пунктов.

Сапропели применяют как в чистом виде, так и в виде компостов с навозом, фекалиями и навозной жижей.

Зеленое удобрение. Оно представляет собой зеленую массу растенийсидератов, запахиваемую в почву в щелях обогащения ее питательными веществами, главным образом азотом, улучшения водного, воздушного и теплового режимов. Наибольшее значение зеленое удобрение имеет на малопрлодородных дерново-подволитстых, песчаных, суглинистых и супесчаных почвах, а также на орошаемых землях и во влажных районах Закавказья.

Бактериальные удобрения. Препараты, содержащие полезные для растений бактерии, относятся к бактериальным удобрениям. Они способны улучшать питание сельскохозяйственных культур и не содержат питательных веществ.

Минеральные удобрения. Применение минеральных удобрений важнейший фактор повышения качества и урожайности продукции растениеводства. Минеральные удобрения содержат питательные вещества в виде различных минеральных солей.

Органические удобрения. К органическим удобрениям относятся:

навоз, торф, навозная жижа, птичий помет, фекалии, различные компосты зеленое удобрение.

Они являются полными удобрениями, т.к. содержат почти все элементы, необходимые растениям. Органическое вещество, вносимое с этими удобрениями, улучшает физические, физико-химические свойства почвы, а также микробиологические процессы, способствует окультуриванию почвы.

Зеленое удобрение. Зеленым удобрением называются посевы растений (сидератов), зеленая масса которых полностью или частично запахивается в почву с целью обогащения ее органическим веществом и азотом. Чаще всего на зеленое удобрение используют бобовые культуры.

Бактериальные удобрения. Бактериальные удобрения представляют собой препараты, содержащие различные виды живых микроорганизмов, которые вносят в почву непосредственно или с семенами для усиления активности полезной почвенной микрофлоры. Наибольшее значение среди этих удобрений имеют нитрагин и ризоторфин.

Химическая мелиорация почв. К химической мелиорации почв относятся их известкование и гипсование.

Система применения удобрения в севообороте. Под системой удобрений в хозяйстве понимается комплекс агротехнических и организационно-хозяйственных мероприятий по наиболее рациональному, плановому применению удобрений в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур и плодородия почвы. Система удобрения в хозяйстве является, по существу, ставной частью системы земледелия.

сельскохозяйственных культур только в том случае, если при их применении учитываются почвенно-климатические условия и биологические особенности культур.

Азотные удобрения Фосфорные удобрения Калийные удобрения Микроудобрения Бактериальные удобрения Органические удобрения не могут в полной мере удовлетворить растения питательными элементами, поэтому вносят и минеральные. К основным питательным элементам, которые растения потребляют в большом количестве (макроэлементы), относятся азот, фосфор, калий, кальций, в малом количестве (микроэлементы) — бор, марганец, магний, молибден, медь и другие.

Чтобы не навредить растениям и почве, необходимо иметь элементарные представления о потреблении растениями питательных элементов и минеральных удобрений, выпускаемых промышленностью. Прежде чем вносить удобрения, необходимо сделать анализ почвы. Для этого осенью из пяти-шести мест участка с глубины 15—20 см берут пробы, тщательно их смешивают, после чего отбирают 50—100 г для средней пробы, которую отправляют в ближайшую агрохимическую лабораторию.

упаковках, на которых указывают содержание действующих веществ, минеральных удобрений необходимо помнить следующее:

не превышать рекомендуемые дозы и вносить только в те фазы роста и развития растений, когда это необходимо;

не заделывать удобрения глубоко в почву, так как часть из них может попасть в грунтовые воды;

не допускать попадания удобрений на листья;

проводить жидкие подкормки после полива, иначе можно обжечь прекращать любые подкормки за четыре — десять недель до уборки урожая во избежание накопления нитратов.

Эти удобрения способствуют быстрому росту стеблей и листьев. Их выпускают в нескольких формах.

Нитратная форма — азот в ней содержится в виде солей азотной кислоты. Нитратный азот не закрепляется почвой и легко передвигается с водой. Эти удобрения желательно вносить только весной и в подкормках (небольшими дозами), так как превышение их способствует накоплению в продукции нитратов.

Аммонийная форма представлена ионом аммония. Аммонийный азот слабо продвигается в почве, и его можно вносить осенью. Под действием почвенных микроорганизмов аммонийный азот превращается в нитратный.

Среди удобрений этой группы наибольший интерес представляет сульфат аммония (20,5—21 % азота), хорошо растворимый в воде. Лучше всего его использовать на почвах с избыточным увлажнением. Однако сульфат аммония — удобрение физиологически кислое, поэтому сразу после его внесения добавляют известь (1,3 кг на 1 кг удобрения).

Амидная форма — это органические соединения. В почве под влиянием микроорганизмов они быстро переходят в аммонийную форму и по своим свойствам близки к ней. Самое концентрированное амидное удобрение, за исключением жидких форм, — мочевина (около 46 % азота). Это физиологически кислое удобрение вносят в почву или используют в жидком виде в подкормках.

Аммонийно-нитратная форма представлена аммиачной селитрой (33,6—35 % азота). Половина этого количества действует медленно, а другая половина находится в подвижной форме. Удобрение физиологически кислое.

Доза азотных удобрений определяется потребностью различных растений, а также содержанием азота в почве в доступной форме. К очень требовательным овощным культурам относятся цветная, брюссельская, савойская, краснокочанная, белокочанная (поздняя) капуста и ревень. К требовательным — белокочанная (ранняя) и китайская капуста, сельдерей, спаржа. Средней требовательностью отличаются кольраби, листовая капуста, огурец, кочанный салат, морковь, свекла, шпинат, томат, репчатый лук.

Нетребовательны фасоль, горох, редис, лук на перо.

Большое количество азотных удобрений применяют не сразу, а в несколько приемов. Так, при основном внесении (до или во время посева) вносят не более 5 г на 1 м2 действующего вещества. Оставшуюся часть вносят дробно в подкормках, первоначальная концентрация раствора не более 0,2 %, затем ее увеличивают до 0,6 %.

Фосфор ускоряет цветение и плодообразование. В почве он находится в виде органических и неорганических соединений, но доступен растениям только после минерализации до растворимых солей фосфорной кислоты.

Фосфорные удобрения быстро взаимодействуют с солями кальция, а на кислых почвах — с железом и алюминием и становятся недоступными для растений. Наиболее распространены следующие фосфорные удобрения.

Простой суперфосфат (14—20 % фосфора) — простое водорастворимое удобрение, содержащее гипс и серу, не увеличивающее кислотность почвы.

Его вносят как основное и в подкормках.

Двойной суперфосфат (42—49 % фосфора) — простое водорастворимое удобрение, не содержащее гипса.

Преципитат (22—37 % фосфора) — простое полурастворимое удобрение.

Растворяется в почвенных кислотах, подщелачивая грунт.

Аммофос (около 50 % фосфора и 11—12 % азота) — сложное удобрение.

Используют в основном внесении и в подкормках, заделывая на некотором расстоянии от растений, чтобы не вызвать ожогов.

Нитрофоска (11—13 % фосфора, по 13 % азота и калия) — сложное водорастворимое удобрение. На тяжелых почвах вносят осенью, на легких — весной.

высококонцентрированное водорастворимое удобрение. Можно использовать на всех типах почв.

Фосфоритная мука (19—25 % фосфора) — простое труднорастворимое удобрение. На кислых почвах медленно переходит в усвояемую форму.

Уменьшает кислотность, но не заменяет известкование. Усвояемость повышается при компостировании с торфом или навозом.

Костная мука — очень полезное труднорастворимое удобрение длительного действия, богатое фосфорным кальцием и другими элементами.

Костную муку нетрудно приготовить самостоятельно, так как в каждой семье остаются кости от блюд из мяса и птицы. Кости просушивают и складывают в мешок. Когда они накопятся в достаточном количестве, кости кладут в старую кастрюлю, накрывают крышкой, ставят на костер и прожигают в течение 30—60 мин. Остывшие кости толкут в ступе до порошкообразного состояния. Кости хорошо утилизируются с гашеной известью или в компосте. Грубоизмельченные кости пересыпают гашеной известью (6:1) и поливают раствором поташа (1:20) или смешивают с золой (1:1). Далее смесь периодически увлажняют водой, а через две-три недели перелопачивают.

Спустя две-три недели после перелопачивания образуется мягкая масса, которую подсушивают и растирают в порошок. Для приготовления компоста костную муку насыпают в бочку или яму, переслаивая золой, опилками, навозом. Сверху все закрывают соломой и периодически поливают навозной жижей. Через неделю солому убирают, массу перемешивают, поливают навозной жижей и снова закрывают соломой. Далее эту процедуру повторяют каждые 2 мес. Компост готов к употреблению, когда кости полностью разрушатся. Как медленнодействующее удобрение костную муку вносят под многолетние посадки и для улучшения кислых почв.

Калийные удобрения способствуют росту и укреплению сосудов, по которым движутся вода и растворенные в ней питательные элементы. Вместе с фосфором калий способствует образованию цветков и завязей плодовых культур.

Все калийные удобрения хорошо растворимы в воде и удерживаются в почве, но на глинистых почвах слабо продвигаются в нижние слои. Чаще всего используют следующие удобрения.

Хлористый калий (52—62,5 % калия) содержит хлор, нежелательный для многих овощных культур. Но при внесении осенью хлор выветривается. На бедных и малоплодородных почвах использовать весной не рекомендуется.

Калийная соль (30—40 % калия) обладает теми же свойствами, что хлористый калий, но содержит больше хлора. Это сильнодействующее удобрение необходимо вносить осенью. Особенно отзывчивы на него корнеплоды.

Сульфат калия и магния, или калимагнезия (28—30 % калия и 8 % магния), — сложное удобрение с небольшим количеством хлора. Наиболее эффективно на песчаных и супесчаных почвах, бедных магнием.

Сернокислый калий (45—48 % калия) — бесхлорное удобрение, пригодное для всех овощных культур. Его можно вносить как основное и в подкормках.

Нитроаммофоска (по 17 % калия, азота и фосфора) —сложное удобрение, хорошо усваиваемое на любых почвах. Вносят осенью или весной (в лунки, ряды).

Азофоска (по 11 % калия и фосфора, 22 % азота) — сложное удобрение.

Все питательные элементы находятся в легкоусвояемой форме. Из-за высокого содержания азота на легких песчаных почвах рекомендуется вносить весной.

Цементная пыль (отходы от цементной промышленности) — бесхлорное калийное удобрение. Рекомендуется для кислых почв и для культур, чувствительных к хлору. Полезно смешать с торфом (1:1).

Зола (древесная) — самое доступное удобрение, богатое многими макрои микроэлементами (кроме азота). Зола улучшает почвенную структуру, снижая кислотность. На суглинистых и глинистых почвах ее вносят под осеннюю перекопку, на песчаных и супесчаных — весной. Действие продолжается в течение четырех лет. Не рекомендуется смешивать золу с сульфатом аммония, навозной жижей и фекалиями.

Микроэлементы предохраняют растения от многих заболеваний, усиливают процессы оплодотворения и плодообразования. Применяют микроэлементы лишь в том случае, если их недостает в почве. На дерновоподзолистых почвах чаще всего не хватает молибдена и бора, а на торфянистых — меди.

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«УО Витебская ордена Знак Почета государственная академия ветеринарной медицины Кафедра химии БИОХИМИЯ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ: [электронный ресурс] Позывайло Оксана Петровна, Елисейкин Дмитрий Владимирович, Соболев Дмитрий Тенгизович Биохимия водно-минерального обмена: учеб.-метод. пособие / П 63 О.П. Позывайло, Д.В. Елисейкин, Д.Т. Соболев. – Витебск: УО ВГАВМ, 2007. – 27 с. Витебск УО ВГАВМ 2007 © Позывайло О.П., Елисейкин Д.В., Соболев Д.Т., 2007 © УО Витебская ордена Знак Почета. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«РЕСПУБЛИКАНСКОЕ НАУЧНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АПК НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ УДК 339.138(043.3):637.1(043.3) ШИШКО Валерий Иосифович МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МАРКЕТИНГА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ (на примере Гродненской области) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (специализация – агропромышленный комплекс: экономика, организация и. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГНУ ПЕНЗЕНСКИЙ НИИСХ РОСЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПЕНЗЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АПК: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА II Всероссийская научно-практическая конференция Сборник статей Март 2014 г. Пенза УДК 338.436. ББК 65.9(2)32-. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«Российская Академия Наук Институт философии С.С. Неретина ФИЛОСОФСКИЕ ОДИНОЧЕСТВА Москва 2008 УДК 10(09) ББК 87.3 Н-54 В авторской редакции Рецензенты доктор филос. наук В.Д. Губин доктор филос. наук Т.Б. Любимова Неретина С.С. Философские одиночества [Текст] / Н-54 С.С. Неретина; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2008. – 269 с. ; 20 см. – 500 экз. – ISBN 978-5У человечества нет другого окошка, через которое видеть и дышать, чем прозрения одиночек. Монография – о философах. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«УДК 577.355 Францев Владимир Владимирович ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЛИСТЬЕВ РАСТЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АНТРОПОГЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ 03.00.02 – биофизика 03.00.16 – экология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук Москва – 2006 Работа выполнена на кафедре общей физики физического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Научные руководители: доктор физико-математических наук, профессор. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«УДК 316.42(476)(082) В первом выпуске сборника представлены статьи ведущих белорусских и российских социологов, посвященные актуальным проблемам развития белорусского общества, социальной теории, методологии и методикам социологических исследований, а также материалы, содержащие результаты научных исследований сотрудников Института социологии за 2000–2009 гг. Посвящается 20-летию Института социологии НАН Беларуси. Рассчитан на студентов, аспирантов, профессиональных социологов, а также. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«ГЕОРГ ФОН ЛУКАЧ УШАсущности и форме эссе: И ФОРМЫ О письмо Лео Попперу Платонизм, поэзия и формы: Рудольф Касснер Распадение формы от соударения с жизнью: Серен Кьеркегор и Регина Ольсен О романтической философии жизни: Новалис Буржуазность и Fart pour Tart: Теодор Шторм Новое одиночество и его лирика: Стефан Георге Тоска и форма: Шарль-Луи Филипп Мгновение и формы: Рихард БеерТофманн Богатство, хаос и формы: диалог о Лоренсе Стерне Метафизика трагедии: Пауль Эрнст Георг фон Лукач Душа и формы. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«УДК 338.436.33 ПРИБЫТКОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУРАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ФПГ ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО АЛТАЯ) 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Барнаул 2007 Диссертация выполнена на кафедре маркетинга и предпринимательской деятельности АПК ФГОУ ВПО Алтайский. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«РЕСПУБЛИКАНСКОЕ НАУЧНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АПК НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ УДК 338.436.33 ЕРМАЛИНСКАЯ Наталья Васильевна ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК (НА ПРИМЕРЕ ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (специализация –. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ УДК 378:331.363(476) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ – ЗАЛОГ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Пестис В.К. УО Гродненский государственный аграрный университет г. Гродно, Республика Беларусь Известно, что важнейшей задачей ВУЗа является подготовка высококвалифицированного специалиста, способного работать в современных условиях хозяйствования. Опыт передовых хозяйств республики показывает, что без новейших технологий, современной техники, высокопродуктивных. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ XIX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ НА ПРОСТОРАХ СТРАН СНГ И ЗАРУБЕЖЬЯ В XXI ВЕКЕ (15.03.2014г.) г. Санкт-Петербург – 2014г. © Центр экономических исследований УДК 330 ББК У 65 ISSN: 0869-1325 Тенденции развития экономической наук и на просторах стран СНГ и зарубежья в XXI веке: ХIX Международная научно-практическая конференции для студентов, аспирантов и молодых. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ _ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО УГСХА КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ С/Х ПРОДУКЦИИ УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Начальник УМО Декан факультета Н.Н. Левина Л.М. Благодарина 24 сентября2009г. 25 сентября 2009г. Методические указания по Учебной практике по дисциплине Земледелие с основами почвоведения и агрономии специальности 110305. Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции Димитровград УДК –. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 4-Я ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Под общей редакцией доктора технических наук, проф. И.А.Басовой Тула 2014 УДК 332.3/5+504. 4/6+528.44+551.1+622.2/8+004.4/9 Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов: 2-я. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«САПА ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ Совершенствование системы ветеринарно-профилактических мероприятий и её влияние на проявление неспецифической реактивности на туберкулин у крупного рогатого скота 16.00.03 – ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук Республика Казахстан Астана, 2010 Работа выполнена на кафедре. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследовании Topical areas of fundamental and applied research III Vol. 2 spc Academic CreateSpace 4900 LaCross Road, North Charleston, SC, USA 29406 2014 Материалы III международной научно-практической конференции Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований 13-14 марта 2014 г. North Charleston, USA Том 2 УДК 4+37+51+53+54+55+57+91+61+159.9+316+62+101+330 ББК 72 ISBN: 978-1497446410 В сборнике представлены материалы. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«Министерство образования и науки Российской Федерации Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра лесного хозяйства ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов специальности 250201.65 Лесное хозяйство всех форм обучения Самостоятельное учебное электронное издание СЫКТЫВКАР. »

учебная практика по земледелию. Смотреть фото учебная практика по земледелию. Смотреть картинку учебная практика по земледелию. Картинка про учебная практика по земледелию. Фото учебная практика по земледелию«Министерство сельского хозяйства РФ Департамент научно-технологической политики и образования Министерство сельского хозяйства Иркутской области Иркутская государственная сельскохозяйственная академия НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АПК Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию ФГБОУ ВПО ИрГСХА (19-20 марта 2014 г., г. Иркутск) Часть I Иркутск, 2014 1 УДК 001:63 ББК 40 Н 347 Научные исследования студентов в. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *