учебный план для детей с овз по фгос индивидуальное обучение на дому зпр
Индивидуальный учебный план обучения на дому обучающегося с ОВЗ 2 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Родитель (законный представитель)
Директор МБОУ «ООШ № 22»
_____________ И.Р. Минеева
Приказ № __ от «___» _____ 2017 г.
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 22»
Ангарского городского округа
на 2017 /2018 учебный год
к индивидуальному учебному плану
обучающейся 2 класса
Индивидуальный учебный план обучения на дому ________________ составлен на основе следующих документов: ФИ
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12.
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ).
Письмом Министерства образования Иркутской области от 22.07.2016 г. № 55-37-7456/16 и Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 22.07.2016 № 75-37-1405/16 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 учебный год».
Устав МБОУ «ООШ № 22».
Справка врачебной комиссии № ____ от ___ мая 2017 года Отдела детской психиатрии «Ангарской областной психиатрической больницы».
Заявление родителей (законных представителей).
Обучение на дому – это форма образовании, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показателям не могут непосредственно обучаться в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучающимся образовательных программ коррекционного обучения. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.
Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.10 ст.66 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, обучающиеся по образовательным программам начального общего и основного общего образования организуется обучение на дому). Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций, а именно, ориентирован по программе специальной коррекционной школы VIII (восьмого) вида для детей-инвалидов.
Основными целями специального (коррекционного) индивидуального образования на дому является формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, стране, семье, формирования здорового образа жизни.
Особенностью учебного плана по специальной (коррекционной) форме индивидуального обучения является то, что учебные предметы решают, в основном, общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с особенностями умственного и физического развития детей.
При составлении индивидуального учебного плана учитывались принципы организации индивидуального обучения детей на дому:
-принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода;
-принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
-принцип единства биологических, психологических и педагогических методов.
Основными задачами начального (коррекционного) индивидуального образования на дому являются:
-формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Окружающий мир».
Образовательная область «Язык и речевая практика»» представлена учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация». Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом «Математические представления», который является одним из ведущих предметов, основная цель которого способствовать социальной реабилитации и адаптации в современном обществе. Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, трудолюбием. Изучение окружающего мира представлено предметами «окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир».
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность».
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Адаптивная физкультура».
Основное специальное (коррекционное) образование индивидуального обучения на дому имеет практическую направленность. Принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь ребенку стать полезным обществу. Поэтому в учебный план индивидуального обучения на дому включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов естествоведческого цикла.
Режим работы индивидуального обучения на дому
Учебные четверти : в соответствии с графиком работы школы.
«Разработка индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Разработка
индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В рамках одного учреждения, класса, группы находятся дети
с разным уровнем развития, нуждающиеся в дифференцированном подходе
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЕНКА
«выравнивание»
детей в рамках возрастной нормы
.
школа должна
адаптироваться к тому,
что учащиеся разные
Описание слайда:
Описание слайда:
Важно!
Индивидуальный
учебный план
Учебный план
индивидуального обучения
Обучение на дому регламентирует
«Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области», утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 04 сентября 2014 года № 276-од, с изменениями и дополнениями (приказ от 10.08.2016 № 259-од)
Описание слайда:
Описание слайда:
Индивидуальный
учебный
план
фиксирует
совокупность учебных
предметов (базовых, вариативных,
коррекционно-развивающих), выбранных
для освоения обучающимся,
и количество часов на их освоение
определяет
образовательные потребности
обучающегося
Направлен на достижение конкретного
образовательного результата,
который должен достичь
обучающийся
Функция 3
Функция 2
Функция 1
Функции
индивидуального
учебного плана
Описание слайда:
Структура индивидуального учебного плана
За нас
выбирают
Обязательная часть
ядро ИУП
обеспечивает единое образовательное пространство и предполагает базовый уровень преподавания всех предметов, что должно позволить учащимся освоить стандартный минимум содержания образования.
вариативная часть
направлена на изучение надбазового комплекса дисциплин, разрабатывается на основе:
1. Образовательных потребностей, интересов и склонностей учащихся.
2. Механизмов, обеспечивающих полноценность образования учащихся с ОВЗ и одновременно гарантирующих оптимальную учебную нагрузку каждому ученику
Мы выбираем
Требования ФГОС и ФК ГОС по количеству часов учебного плана для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями ПМПК, требованиями СанПиН, и быть индивидуализированы с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья.
Описание слайда:
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА (для детей-инвалидов) в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
Описание слайда:
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г.
(для обучающихся с нарушениями слуха / зрения / ТНР / НОДА / ЗПР / РАС )
1-2 классы
ФГОС НОО ОВЗ
(варианты Х.1, Х.2, Х.3, Х.4)
в соответствии
с рекомендованной АООП
Обязательная коррекционная область
3-9 классы
ФГОС НОО и ФГОС ООО
в соответствии
с рекомендованной АОП
Коррекционные занятия в рамках внеурочной деятельности
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ 2017/18 уч.г.
(для обучающихся с умственной отсталостью
1-2 классы
ФГОС О УО
с рекомендованной АООП
Обязательная коррекционная область
3-9 классы
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Описание слайда:
ФГОС СОО
ФГОС ООО
ФГОС НОО
ФГОС НОО ОВЗ
ФГОС О УО
ФГОС О УО
Средняя школа
Основная школа
Начальная школа
ООП
АООП
Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам
Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020
Описание слайда:
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ
Вариант 1
образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения, при обязательном создании специальных условий обучения;
Вариант 2
образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения;
Вариант 3
образование обучающихся с ОВЗ образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Вариант предназначен для обучающихся, первичный дефект которых осложнен умственной отсталостью. Эти дети получают образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при необходимости в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются для каждой категории обучающихся.
Вариант 4
обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения.
Описание слайда:
Примерный годовой учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) (I отделение)
ФГОС ОВЗ
Описание слайда:
ЯЗЫК – речевая практика и речевое творчество;
МАТЕМАТИКА – практика применения математических знаний и математическое творчество;
ПРИРОДА (естествознание) – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром ; практика повседневной трудовой деятельности
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (обществознание) – практика жизни в социуме знания о человеке в социуме – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия.
ИСКУССТВО: знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;
ТЕХНОЛОГИЯ: овладение общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА : знания о человеке, своих возможностях и ограничениях – практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования
ОСНОВНЫЕ, ТРАДИЦИОННО ВЫДЕЛЯЕМЫЕ,
ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Описание слайда:
Это обязательная часть внеурочной деятельности. Она поддерживает процесс освоения содержания АООП.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их содержание, количество определяет образовательная организация с учётом особых образовательных потребностей детей, рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию её недостатков; на формирование познавательной деятельности и высших психических функций; коррекцию нарушений письменной и устной речи.
Описание слайда:
ВАЖНО.
содержание коррекционно-развивающей области определяется ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП
отводимое количество часов на изучение области – не менее 5.
ВАЖНО.
направления определяются ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП
отводимое количество часов на реализацию – не более 5.
Описание слайда:
В вариативной части учебного плана в обязательном порядке фиксируются:
Занятия по выбору учащегося (предметы по выбору, факультативные занятия и т.д.)
Занятия с дефектологом (логопедом), в том числе и индивидуальные
Занятия с психологом, в том числе и по индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Занятия по выбору в системе дистанционного образования
Таким образом, в индивидуальном учебном плане должна быть зафиксирована вся академическая загруженность ученика
Обязательным является
соблюдение максимально допустимого объема учебной нагрузки
Описание слайда:
Рабочая программа индивидуального обучения на дому (ОВЗ)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Ириклинская средняя общеобразовательная школа»
_______ (Воротилина Т.И.)
по индивидуальному обучению на дому
на 2016-2017 учебный год
Учителей начальных классов
От «____» _______________ 2015г.
учитель начальных классов
Изменения, внесенные в индивидуальную образовательную программу
обучения на дому на 2016-2017 учебный год
Учебный план индивидуального обучения на дому 2 класс Иргалина Руслана:
Индивидуальный учебный план надомного обучения Иргалина Руслана ученика 2 класса составлен на основании:
— Закона РФ «Об образовании»,
— Положения об организации индивидуального обучения на дому
— Письма Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 «Об индивидуальном обучении больных детей».
Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся, составлена на основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:
-на обеспечение базового образования;
-на реализацию системы развивающего обучения.
Описание организационно-педагогических условий
Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания: Куроптев Максим имеет врожденное заболевание(ахондроплазия) и эпелепсию, является инвалидом детства.
Целью организации индивидуального обучения на дому детей является обеспечение исполнения ст. 5, 6 Закона РФ «Об образовании» и освоения образовательных программ в рамках государственного стандарта обучающимися, которые по причине болезни не могут посещать занятия в общеобразовательном учреждении. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях максимальной индивидуализации обучения. Это предполагает наличие гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений, наличие программы, адаптированной для индивидуального обучения.
обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи программы:
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования.
3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Ценности программы:
Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности ребенка.
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Описание организационно-педагогических условий
Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания: Иргалина Руслана имеет врожденное генетическое заболевание, является инвалидом детства.
Учебный план рассчитан на 10 часов.
Расписание составлено следующим образом:
2.Окружающий мир 0,5
*перерывы между занятиями 10 минут (учитывая индивидуальные особенности и состояние здоровья Руслана, кол-во и время перерывов может быть увеличено).
Составила расписание: уч. нач. классов Емельянцева Н.А.
Педагогические технологии, применяемые для реализации программы:
• Личностно-ориентированное обучение и воспитание
• Дифференцированное обучение и воспитание
• Проблемное обучение и воспитание
• Рефлексивное обучение и воспитание
• Здоровьесберегающие технологии
Система форм аттестации, контроля и учета достижений учащегося
По предметам (русский язык, математика) предусмотрено проведение контрольных работ по четвертям и на конец учебного года.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» в учебном плане для надомного обучения отводится 2часа в неделю, всего – 68 часов.
Продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, пробуждать у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
-Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
-Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.
-Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.
-Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
-Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
-Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
-Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
-Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
-Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
-Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.
-Работать с различными типами текстов.
-Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
Требования к знаниям и умениям обучающихся :
-владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения по слогам;
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя);
-передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
-устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;
-ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов;
-рассказывать-импровизировать на заданную тему;
-отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины;
-развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
-приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
-познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).
Требования к результатам универсальных учебных действий
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
-действие смыслообразования (интерес, мотивация);
-действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
-формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
-эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
-формирование желания выполнять учебные действия;
-выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;
-поиск и выделение необходимой информации;
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-формирование вербальных способов коммуникаций (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в учебном плане для надомного обучения отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение н ачальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование э стетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие э тических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика», концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
На изучение математики в учебном плане для надомного обучения отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками 2 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащи й ся долж ен уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2009г.), авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе при обучении на дому отведен 0,5ч в неделю-1 занятие (34 учебные недели, 17 часов).
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета «Окружающий мир».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
К концу 2 класса учащийся должен знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащийся должен уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Раздел «Человек и природа».
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне» для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ̺
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Настоящая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального образования на основании целостного интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 2 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, приведённа в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования, входит в учебный комплект «Школа России».
Настоящая программа составлена на 34 занятия(17 часов) в соответствии с индивидуальным учебным планом учебным планом и рассчитана на 2015/16 учебный год.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Художественная деятельность детей с дефектами зрения на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
В курсе освещены следующие разделы:
Чем и как работают художники
Реальность и фантазия.
О чём говорит искусство.
Как говорит искусство.
Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Программа позволяет детям с дефектами зрения освоить курс «Изобразительное искусство» в полном объёме.
Тема 1. Чем и как работают художники (8занятий)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
Пять красок – все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти).
Тема 2. Реальность и фантазия (7 занятий)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантази
Постройка и реальность.
«Мастер Постройки» учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,
Постройка и фантазия.
«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе (обобщение темы).
Тема 3. О чем говорит искусство (10 занятий)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.
Тема 4. Как говорит искусство (9занятий)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражений.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка в музыке и изобразительном искусстве.
Требования к уровню подготовки учащегося по изобразительному искусству(базовый уровень)
Учащийся должен знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
Цели изучения технологии в начальной школе :
овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
освоение продуктивной проектной деятельности.
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
— духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
— развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
— формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
— формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
— развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
— формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
— развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
— формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
— гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
— развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
— формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
— формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
— обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
— формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
— формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
— формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
— формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
— формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
К концу 2 класса у обучающегося следующие знания и умения:
знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
знать возможности использования природных богатств человеком;
познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
моделировать несложные изделия;
уметь применять знания, полученные в 1 классе;
начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;
уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
оценивать промежуточный и итоговый результат;
осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
уметь готовить сообщение на заданную тему;
знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,
правильно и экономно расходовать материалы;
знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
знать и выполнять правила техники
приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
знать свойства, способы использования, виды пластилина;
усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.
научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
С оздание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
о пределять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
При обучении на дому количество часов уменьшается за счет объединения тем программы, следовательно, программа рассчитана на 17 (34 занятия). часов.
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию в 1 классе составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.
Формировать практические умения и навыки по бытовому труду, навыков самообслуживания и личной гигиены.
Сообщение необходимых знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения.
Обучение простым бытовым действиям (навыкам одевания — раздевания, приема пищи, личной гигиены и тд).
Привитие положительных привычек.
Развитие социальной адаптации.
Развитие и коррекция общей и мелкой моторики.
Привитие интереса к окружающей действительности, подготовка ребенка к самостоятельности в быту.
Работа по самообслуживанию как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию ребенка. Готовит его к самостоятельности в быту. На уроках по самообслуживанию ребенок ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность определённых действий.
Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать ребенку навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для него задачах по самообслуживанию.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.
Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде (жизневидение).
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают лучше усваивать изучаемый материал.
Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно-тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ребенок выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими упражнениями и другими видами работ.
Широко используются игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Прогнозируемые знания и умения
Обучающаяся должна знать:
названия предметов ближайшего окружения;
правила личной гигиены;
простые правила безопасности в быту.
самостоятельно ( с небольшой помощью) снимать и одевать верхнюю одежду и спортивную форму;
культурно вести себя за столом;
убирать посуду после приема пищи;
поддерживать в порядке личные учебные вещи;
выполнять посильные трудовые поручения ;
соблюдать правила учебной дисциплины.
1.Навыки, связанные с гигиеной тела.
Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);
б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;
в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Совершать под присмотром и с помощью учителя утренний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.
2. Навыки одевания и раздевания.
Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
3. Навыки приема пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи ( ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.
4. Навыки культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусо