учебный план умственная отсталость 8 вид 2 вариант обучение на дому

Адаптированная рабочая программа обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида II вариант.

Содержимое публикации

бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 4

ПРИНЯТО к использованию

Педагогическим советом ГБОУ школы № 4

УТВЕРЖДАЮ Приказ № Директор ГБОУ школы № 4

развитие речи и окружающий мир,

альтернативное чтение, графика и письмо, математические

представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – бытовое обслуживание,изобразительное искусство, ручной труд, адаптивная физкультура, логоритмика, изобразительное искусство.

обучающегося на дому

на 2020-2021 учебный год

9 класса (II вариант)

Мажухина Наталья Борисовна

Учебно – методическое и материально – техническое оснащение.

адаптированная рабочая программа

обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида II вариант.

Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности.

Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.

Учебный план включает:

перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися c умеренной и тяжелой умственной отсталостью,

рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами,

максимальный объем учебной нагрузки по классам.

Краткая характеристика содержания предметов.

Альтернативное чтение. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большей зависимостью от партнеров, поэтому важно научить их приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

«чтение» телесных и мимических движений,

«чтение» изображений на картинках,

чтение» аудиальное, слушание аудиокниг

Графика и письмо. Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью и чаще всего недоступно для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся следующим вариантам письма:

рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам,

рисованию контурных линий, штрихов, пятен на фоне листа,

обводке по точкам, линиям, дорисовывание целого,

написанию печатных букв по трафаретам,

составлению с помощью пиктограмм текста, совместно со взрослыми,

рисованию плакатов, коллажей с использованием природного материала,

списыванию букв, слогов с печатного текста,

написанию букв, слогов, коротких предложений.

Математические представления и конструирование.

Предполагает развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детского конструирования. Предмет «Математические представления и конструирование» включает:

ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде,

упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками,

конструирование из строительного, природного, бросового материала,

формирование количественных представлений, представлений о форме, величине,

формирование пространственно-временных представлений.

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности. Целью обучения данному предмету является усвоение системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности, культурно-гигиенические навыки, первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (хорошо-плохо, полезно-вредно), о безопасности жизнедеятельности.

На уроках учат применять в быту и в окружающем мире:

невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения санитарно-гигиенических процедур;

предметы и материалы, необходимые для развития навыков самообслуживания (предметы гигиены, одежда, посуда), использовать символы, картинки, пиктограммы;

навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.д.

наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального
автомобиля (пожарного, скорой помощи и т.д.);

правила поведения в различных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;

информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.

В процессе изучения тем по предмету учащиеся должны четко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, знать правила безопасности, уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях, освоить модели межличностного общения

Адаптивная физкультура является одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.

В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных олимпийских соревнованиях.

Логоритмика занятия включают в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Изобразительная деятельность включает в себя три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка. Разминание и раскатывание пластилина. Отрывание, откручивание, отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Рисование. Освоение приемов рисования карандашом, восковыми мелками. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.

Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Особенности учебного плана.

Продолжительность учебного года в рамках индивидуального обучения на дому в 2020-2021 учебном году составит 34 недели. Продолжительность уроков у учащегося в течение всего учебного года составляет 35 минут. Расписание уроков составлено так, что ученик будет заниматься 3 дня в неделю по 4-5 часов каждый день. Выходными днями будут считаться понедельник, четверг, суббота, воскресенье. В остальные дни уроки распределены следующим образом:

Источник

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося на дому, вариант 2, класс 1

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

________ И.В. Грюнберг

Протокол от _______ № __

Протокол от ______ _№ _

Директор школы _________ Е.П.Скульбеда

Приказ от ___________ № __

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося на дому

Срок реализации : 1 год (2018 / 2019 учебный год)

учитель надомного обучения

С содержанием СИПР, учебным планом и расписанием занятий ознакомлен(а)

и согласен (а)_________________________________ ____________

ФИО законного представителя обучающегося подпись

Пояснительная записка ……………………………………….. 3

Индивидуальные сведения о ребенке …………………….. 3

Психолого-педагогическая характеристика ……………. 3

Условия выполнения программы …………………………. 4

Индивидуальный учебный план и расписание …………….. 6

Содержание программы ……………………………………… 6

3.1 Речь и альтернативная коммуникация …………………… 6

3.3 Окружающий природный мир ……………………..……. 10

3.4 Развитие психомоторики и сенсорных процессов .. …….. 12

3.5 Коррекционно-развивающие занятия ……………………… 15

Специалисты, участвующие в реализации СИПР ….……. … 17

Программа сотрудничества с семьей ………….………….…. 17

Перечень необходимых технических средств и

дидактического материала …………………………………. 19

Средства мониторинга и оценки динамики обучения ……. 19

Учебно тематический план………………………………….. 20

Обучающийся с умственной отсталостью, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Целью образования обучающегося с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Итогом образования является овладение набором компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально социализировать его жизнь в обществе.

1.1 Индивидуальные сведения о ребенке

Социально-бытовые условия: семья проживает в трехкомнатной квартире с удобствами, в которой есть все необходимое для жизни. Девочка окружена заботой и вниманием. Родители понимают проблемы дочери. В воспитании участие принимают оба родителя и бабушка.

Заключение ПМПК: обучение по АООП ИОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) с разработкой СИПР.

В данном учреждении обучается с 1 сентября 2018 года.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика

Особенности соматического развития. Физическое развитие не соответствует возрасту. Для учащейся характерно интеллектуальное недоразвитие, которое сочетается с системными нарушениями опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Общая и мелкая моторика не развиты из-за тяжелого состояния девочки, затруднена манипуляция с предметами, самостоятельно не удерживает голову, не сидит.

Особенности познавательной деятельности. Уровень развития познавательной деятельности низкий. Внимание не концентрируется. Процесс запоминания отсутствует, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения не сформированы.

Особенности речевого развития. Речь отсутствует. Нарушены все структурные компоненты речи. Не пользуется речью как средством общения. Общение затруднено.

Характеристика учебной деятельности. Учебная мотивация не сформирована. Общеучебные навыки не привиты. Уровень работоспособности очень низкий. К самостоятельному выполнению заданий не способна, навыки письма отсутствуют, элементарные математические представления не сформированы.

Особенности эмоционально-волевой сферы. Преобладающий эмоциональный фон безразличный. Эмоции не проявляет.

Особенности личности и поведения. Уровень притязаний низкий. Интересы примитивны.

Навыки социальной адаптации. Социально не адаптирована.

Психолого-педагогические выводы. Предстоит индивидуальная коррекционная работа по формированию высших психических функций, личности, развитию понимания разговорной речи, адаптации к социальной среде.

1.3 Условия выполнения программы

Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, программы учебных предметов, содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями учащегося. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной временной и смысловой организации образовательной среды. Умственная отсталость обучающегося осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, органическим поражением речевого аппарата, поэтому для него написана специальная индивидуальная программа развития.

Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, на основе диагностических данных, данных наблюдений. Программа предполагает индивидуальные занятия в соответствии с учебным планом. Занятия предполагают использование словесных, практических методов работы, выполнение не только стандартных упражнений по письму, чтению, счету, но и отработку практических навыков. Не владея речью, ученик осуществляет коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций. Важным принципом индивидуальной программы обучения и развития является принцип наглядности и доступности. Программный материал построен в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и сопровождается средствами наглядности. Обеспечивается, потребность в построении «обходных путей» с использованием специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении используя печатные изображения, предметные и графические алгоритмы, внешние стимулы.

Одной из главных задач программы является поддержание активности ребенка, формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях. Важно, чтобы материал по учебным дисциплинам был не только максимально оптимальным, но и создавал зону ближайшего развития.

Программа предполагает и коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности. Специальные игры и упражнения включены в занятия по предметам учебного плана и дополняют основное содержание программы. Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания школьника.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии. Усвоение материала обеспечивается методами и приемами социально-психологического обучения с использованием большого количества наглядности.

Режим обучения строится в соответствии с расписанием – два раза в неделю, продолжительность урока – 30 минут, между уроками предусмотрены перемены.

Индивидуальный учебный план и расписание

Учебный план составлен для обучающихся на дому с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) вариант 2.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кислянская средняя общеобразовательная школа»

Директор школы: ________М.В. Максимова Мать: ________С.Г. Пятова

« » 2013 г. Отец: ________А.В. Пятов

индивидуального обучения на дому

8 вида, с глубокой умственной отсталостью

Составитель: учитель начальных классов

Попова Ольга Викторовна.

с. Кислянка 2013 года.

Пояснительная записка к учебному плану специального(коррекционного) обучения VIII вида составлена согласно положению «Об обучении по индивидуальным учебным планам на дому».

При составлении учебного плана МКОУ Кислянской СОШ для обучения на дому использовалась программа для учащихся 8 вида коррекционных школ (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от10.04.2002г.№29/2065-п.) а также на основании рабочих индивидуальных программ для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении; он учитывает особенности физического, умственного состояния каждого ребёнка и потребности.

Во всех классах в учебный план входит трудовое обучение, так как ребёнку с задержкой умственного развития необходимо изучение этого предмета для дальнейшей жизни. Общеобразовательные предметы взяты по минимуму из расчёта 8-часовой учебной нагрузки в 1 классе.

Первоначальные навыки чтения и письма направлены на решение чисто практической задачи. Учащаяся должна научиться читать и понимать несложные тексты морально-этического плана. Она должна уметь читать и понимать несложные инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги. Ученица должна научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладения учащейся счётными операциями сложения и вычитания в пределах 10, решением арифметических задач в одно действие.

Большое значения для воспитания учащихся с умственной отсталостью имеют такие учебные предметы, как рисование. На уроках рисования развивается координация движения, общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание уделяется воспитанию чувств. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, учатся понимать красивое, эмоционально воспринимать его.

Так же не мало важны и уроки окружающего мира, на которых ученик должен познакомиться с окружающим нас миром: »Что у нас под ногами?», «Что у нас над головой?». Как ухаживать за животными, растениями и многое другое. На окружающий мир по программе выделено 1 час. Все эти полученные общеобразовательные знания, трудовые навыки позволят выпускникам с высокой степенью умственной отсталости выполнять несложные работы в домашнем хозяйстве, работать на предприятиях, предназначенных для инвалидов.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым учебным календарным графиком на 2013-2014 учебный год.

Источник

Адаптированная образовательная программа обучающегося на дому с лёгкой умственной отсталостью. 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Заместитель директора по УВР

ГБОУ Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ Э.П. Иванова

Директор ГБОУ Белебеевская

для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

Руководитель ШМО учителей начальных классов и надомного обучения

Рассмотрено и принято решением педагогического совета школы протокол № ___от ______ 20____ г.

Адаптированная образовательная программа обучающегося

с лёгкой умственной отсталостью

срок реализации программы 1 год

учитель надомного обучения

2016 – 2017 учебный год

Х. Содержание программы и календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

1.1 Характеристика обучающегося

Н.И.Н. 24.02. 2005 г.р. с 18.03.2016 г. был выведен на надомное обучение, в 2016 – 2017 учебном году по рекомендации ПМПК рекомендовано продолжить обучение на дому. Эмоционально – волевая сфера нарушена, может наблюдаться смена настроения в течение занятий, то он добр, ласков, то агрессивен, может начать кидаться чем попало в учителя. Управлять своим поведением не может, на уговоры и убеждения не поддаётся. Способности к волевому усилию нет, внушить что-либо тяжело, очень упрям. Заниматься не хочет, тетради рвёт, может исчертить их разными каракулями.

Темп работы замедленный, работоспособность снижена. Внимание неустойчивое, во время занятий часто отвлекается, перестаёт работать и молчит, на вопросы учителя не отвечает, встаёт и уходит, твердит: «заниматься не буду, хочу в класс».

Преобладающий тип памяти смешанный. Восприятие замедленное, но при многократном повторении воспринимаемый материал удерживается в памяти. Умеет сравнивать предметы, выделяет сходства и различия. На контакт со взрослыми идёт не сразу, выражает агрессию.

Данная образовательная программа составлена на основе программ :

1 . Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5- 9 классы под редакцией В.В.Воронковой,М., Владос, 2000.

2. Бгажноковой И.М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, М. «Просвещение»,2003.

Адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ содержит оптимальный объем знаний и навыков для обучающегося коррекционной школы.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

Цель : сформировать у обучающегося навыки учебной деятельности, начальные представления навыков коммуникативно-речевого общения, элементарные трудовые навыки и умения, необходимые для приобретения практических навыков в самостоятельной жизни.

коррекционно- образовательные: формирование навыков познавательной и учебной деятельности; коррекция недостатков интеллектуального развития.

коррекционно- развивающие : коррекция недостатков умственного и физического развития ; развитие коммуникативных навыков; самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

коррекционно-воспитательные : формирование нравственных качеств; воспитание усидчивости, настойчивости, трудолюбия, работоспособности, формирование навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

второстепенных, изменение имен существительных по падежам, по числам, что важно для практических навыков устной и письменной речи. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать материал, давать простейшие объяснения, должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности обучающегося. Учащийся должен приобрести ряд графических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Математика , являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в развитии, к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающегося к овладению профессионально- трудовыми навыками, учить использованию математических знаний в нестандартной ситуации. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающегося и коррекции недостатков его развития.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно –отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 5 классе продолжается работа над звуко-буквенным анализом, которая является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. У обучающегося совершенствуются сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, о слоге и переноса по слогам, о гласных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких и др.

Слово . В процессе практических грамматических упражнений в младших классах изучаются различные разряды слов названия предметов, действий. В 5 классе дается понятие об однокоренных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть корень.

Предложение. Понятие о предложении обучающийся получает на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. В 5 классе дается понятие об однородных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях, изменение существительных по числам и падежам, вводится понятие «склонение».

Связная речь. В 5 классе продолжается формирование у обучающегося навыков связной устной и письменной речи; с этой целью проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписей под серией рисунков, с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложении доступных обучающемуся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У обучающегося совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно – отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написании строчных и прописных букв и их соединений.

Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления(сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды и др., в связи с этим усилена практическая направленность обучения. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит ребенка повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами. Каждое занятие математики с ребёнком оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. Устный счёт является неотъемлемой частью почти каждого занятия. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен обучающемуся и учитывает его индивидуальные особенности. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у ребенка эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у ребенка вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

— коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи изобразительного искусства в 5 классе, состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

— развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры

Методы обучения : словесные, наглядные, практические.

Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:

— рисование с натуры;

-беседы об изобразительном искусстве.

Каждое занятие изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями.

Трудовое обучение. Предлагаемая программа разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5- 9 классы под редакцией В.В.Воронковой,М., Владос, 2000. В программу включен выборочный материал по столярному и переплётно – картонажному делу, учитывая индивидуальные возможности ребёнка, которые можно изучать на дому.

Цель этой программы состоит в формировании у обучающегося необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

В программу включены теоретические и практические занятия. Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Кроме того выполнение работ формирует у ребенка эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует социальной адаптации и обеспечивает ему в определенной степени самостоятельность в быту. При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личности обучающегося: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развиваются умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца. При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.

Программа позволяет решить следующие задачи: расширить возможности дальнейшего трудоустройства выпускников, в большей степени корригировать присущие учащимся недостатки их умственного и физического развития благодаря доступности изучаемого материала, подготовить их к будущей семейной жизни, обучив необходимым в домашнем хозяйстве навыкам, обеспечить учащемуся более успешную социальную реабилитацию и адаптацию в самостоятельной жизни.

Программа имеет доступные темы, последовательное содержание тем для приобретения теоретических знаний и практических умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи обучающегося в интеллектуальной деятельности и практической работе, повышение уровня познавательной активности и развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Для эффективного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей.

Основной путь повышения качества работы обучающегося заключается в следующем:

создание психологической установки на изготовление изделий или выполнение работы, отвечающих техническим требованиям, имеющим хорошее качество и товарный вид.

К концу обучения обучающийся должен знать по трудовому обучению:

-соблюдать правила безопасной работы;

-овладеть элементарными приёмами для самостоятельной работы столярными инструментами в домашних условиях;

-уметь аккуратно и правильно изготовлять коробки, которые можно использовать в быту;

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы адаптироваться к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Знакомство обучающегося с новым материалом осуществляется на основе методов обучения и воспитания:

— по источнику информации – словесные (объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация натуральных образцов, рисунков, картинок), репродуктивные (копирование – делай как я);

— по способу усвоения – объяснительно-иллюстративные (усвоение нового материала);

— по дидактической цели – метод контроля

Рекомендуемые средства обучения:

— материальные – образцы иллюстраций, наглядные пособия (образцы работ), трафареты;

— идеальные – знания учителя.

Рекомендуемые педагогические приемы :

— перед началом работы на занятии, необходимо подготовить ребенка к этому процессу (подготовка может заключаться в повторении, в сообщении нового материала, в проведении наблюдений и т.д.);

— после подготовки ребенка к работе следует дать четкие указания об объеме и содержании предстоящей работы, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна, т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание);

— на первых порах необходимо использовать подробный инструктаж и показ образца работы;

— предоставлять ребенку время для осмысливания задания к работе и для уяснения требований к его выполнению;

— проверка учителем – все ли ребенок понял, как она должна выполнять работу. при необходимости дать дополнительные объяснения);

— проверка учителем имеется ли у ребенка все нужное для работы;

— приучить ребенка держать свои принадлежности в порядке и на определенном месте (чтобы учащийся не тратил напрасно времени на поиски учебных пособий);

— организуется беседа, имеющая целью проверить правильность выполненного задания;

— серьезное внимание нужно уделять контролю результатов работы (каким бы простым не являлось выполненное ребенком задание, его надо проанализировать; оценке подвергается характер, полнота и содержание выполненной работы);

— с образовательной и воспитательной точки зрения очень важно чтобы учитель получал информацию о том, как и в каком объеме, учащийся понял и усвоил изучаемый материал, так как в учебном процессе необходимо иметь обратную связь;

— анализ результатов работы учащегося является более эффективным, если он проводится непосредственно после выполнения задания (исправление недостатков по свежим следам эффективнее, чем такая же работа, выполненная позднее, когда забылось ее содержание).

Социально бытовая – ориентировка.

Цель уроков СБО – дать обучающемуся такое образование, которое позволило бы ему адаптироваться в окружающем мире, найти свое место в обществе и быть, насколько это возможно, самостоятельным.

Решение образовательных, коррекционно – развивающих и воспитательных задач требует использования на занятии различных методов обучения. Программа определяет содержание обучения, т.е.объем и последовательность тех знаний, которые обучающийся должен усвоить. Методы обучения, применяемые учителем на занятии подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося. Учителю следует обратить особое внимание на следующие методы:

— устный рассказ учителя без использования наглядных пособий, с использованием наглядных пособий, с использованием различных технических средств обучения;

— беседа предполагает вопросно – ответную форму обучения;

— метод объяснительного чтения;

— экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке;

— упражнения в виде записей и графических работ;

— упражнения в применении полученных знаний;

— методы проверки знаний.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Физическая культура. Программа по физической культуре составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей учащегося с нарушениями в развитии 11 – 12 лет.

На занятиях по физической культуре решаются следующие задачи:

— укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности учащихся;

— коррекционная и компенсаторная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умения, физических качеств:

силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости;

профилактическая работа по формированию правильной осанки и коррекции плоскостопия в статических положениях и в движении;

— развитие чувства темпа и ритма, координация движения;

— развитие эмоциональной сферы учащихся, социализация в обществе;

— усвоение учащимся речевого материала, используемого учителем на уроках физической культуры.

Процесс занятий физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формированием самооценки учащихся.

Занятия по физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.

В планирование включены следующие разделы: лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры.

Оценка по физической культуре определяется в зависимости от степени овладения учащимся двигательными умениями (качество) и результатом.

Контингент обучаемых : обучающийся 5 класса Н.И.Н.

Возраст обучающегося в реализации данной программы: 11 лет.

Срок реализации образовательной программы : 1 год.

Ожидаемые результаты : обучающийся должен усвоить данную разработанную образовательную программу по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения обучения в 6 классе; у обучающегося должны быть сформированы навыки учебной деятельности; навыки представления коммуникативно-речевого общения, элементарные трудовые навыки и умения, необходимые для приобретения практических навыков в самостоятельной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *