учение демокрита об атомах кратко

Демокрит: биография, философия и основные идеи

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

Демокрит по праву считается одним из величайших философов античности. Вместе с Левкиппом, создавший и развивший теорию атомизма, он вошёл в историю как родоначальник современного материализма. Его теория ближе всего к современной научной мысли, чем идеи любого из античных философов.

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

Атомы не содержат пустоты, поэтому неделимы. Для лучшего понимания своей идеи он приводил пример с яблоком:

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Подобный взгляд нашёл отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, которые в своей терапии стремятся пробудить в человеке его собственное «Я», сделав его жизнь максимально осознанной и независимой.

Центральное понятие его этической доктрины – эвтюмия, которое можно перевести как «благодушие». Под благодушием Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и ведение размеренной жизни.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

«Враг не тот, кто наносит оскорбления, а тот, кто делает это намеренно»

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит, безусловно, одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Все последующие греческие философы слишком много времени уделяли исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, превозносящий свой «мир идей» над реальным миром, и Аристотель, ставившей веру в цель, как основное понятие науки.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Источник

Атомистическая теория Демокрита

Что касается атомов Демокрита, то он их считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением. Атомы бесконечны по числу. Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств, тогда как атомы постигаются разумом, т. е. они находятся на дочувственном уровне бытия.

Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Как считал Демокрит, огневидные атомы, вихрями носящиеся по Вселенной, могут сами по себе соединяться в образы, способные существовать довольно долго. Именно эти образы люди называют богами, поскольку последние могут влиять на их жизнь в лучшую или худшую сторону. Приближаясь к людям вплотную, эти образы своим видом и звуками предсказывают будущее. А в результате те начинают поклоняться им и приносить жертвы.

Тем не менее, по большому счету, любое восприятие, согласно атомистическому учению, не достигает подлинной сути мира. Из этого известного положения Демокрита, конечно, не следует, что он был скептиком. Ведь, сомневаясь в данных чувств, он уверен в возможностях разума.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

Таким образом, основные положения атомистики Демокрита можно свести к следующему: атомизм демокрит естествознание

1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть, не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.

2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости.

3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.

4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.

5. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия атомов не существует. Атомы не имеют «внутреннего состояния»; они действуют друг на друга посредством давления и удара.

6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.

7. Все тела по Демокриту состоят из какого угодно большого, но конечного числа атомов.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

При этом атомы, т. е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи, неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих вещей». Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведёт к гибели тел.

Душа тоже состоит из атомов, а именно огненных; шаровидных и легкоподвижных. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Из вихревого движения атомов происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путём, по закону необходимости.

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

учение демокрита об атомах кратко. Смотреть фото учение демокрита об атомах кратко. Смотреть картинку учение демокрита об атомах кратко. Картинка про учение демокрита об атомах кратко. Фото учение демокрита об атомах кратко

Источник

Учение Демокрита об атомах

Атомистическая теория Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму.

Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.

Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в изменении количества междуатомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.

Чем же, однако, различаются между собой атомы Демокрита?

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.

С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или «математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов (пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит. Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомы имели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части — точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома — «амера» (бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело, например, невидимый атом, — такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.

Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них —плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура.

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи.

О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение—это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой.

Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *