учение галена о мозге человека
Гален и его проводящие пути
Из всех ученых древнего мира самое большое влияние на развитие нейробиологии оказал древнегреческий врач Гален. Благодаря его работам сознание переместилось в голову, и с тех пор это стало аксиомой. Результаты изучения анатомии мозга Галеном стали основой для создания карты нервной системы.
К началу II века н. э. эпицентр научных знаний переместился из древнегреческих городов восточного средиземноморья в древнеримские города на западе. Медики из Греции толпами направлялись в Рим в надежде найти покупателя своих услуг. Среди них был и Гален, врач, получивший образование в Пергамском Аслепейоне, врачебном храме, самой знаменитой медицинской школе древнего мира.
Мозги обезьян и еще кое-что
Гален был приверженцем взглядов Гиппократа и поклонником эмпирических методов Аристотеля, поэтому, следуя своим учителям, он формулировал свои идеи на основе реальных наблюдений. Однако факты его наблюдений часто противоречили основам врачебной теории Аристотеля. Многие свои анатомические опыты Гален проводил на трупах обезьян, тела которых, как он обнаружил, были значительно более схожими с телом человека, чем тела других животных — свиней, овец, горностаев и слонов. Анатомирование трупов человека было запрещено, но у Галена нашлись другие способы взглянуть внутрь человеческого тела.
В 177 году н. э. Гален выступил с речью, озаглавленной «О мозге». В ней Гален подверг насмешкам и критике идею о том, что мозг служит неким теплорегулятором. Если бы это было так, рассуждал он, мозг располагался бы значительно ближе к сердцу, а чувства не были бы связаны с ним. Величайшим вкладом Галена в медицинскую науку была демонстрация того, что мозг с остальным телом связывает целая серия нервов. Причем одни нервы служили проводниками чувств и ощущений, тогда как другие направлялись к мышцам.
Он продемонстрировал эти открытия, сделав очень осторожно длинный узкий разрез глотки свиньи и отделив нервы, соединяющие мышцы гортани. Свинья в это время сохраняла способность дышать, а сердце ее продолжало биться. Однако она была не способна визжать. Сегодня мы знаем этот нерв как возвратный гортанный нерв, но второе его название — нерв Галена, по имени врача, впервые обнаружившего его.
ВРАЧ ГЛАДИАТОРА
Врачебные методы Галена часто приводили его к столкновению с римскими врачами, являвшимися в большинстве своем знахарями или шарлатанами. Но это не помешало Галену привлечь к себе внимание и правящих классов, так что он в конце концов был назначен придворным врачом императора Комода (плохой парень в фильме «Гладиатор» 2000 года). До этого Гален служил лагерным врачом команды гладиаторов. Здесь ему сопутствовал успех: сообщается, что за время его службы в лагере умерли только пять гладиаторов. Эта служба дала Галену возможность лучше изучить внутреннее строение человеческого тела.
PsyAndNeuro.ru
Психиатрия Галена
Значение Галена в истории психиатрии определяется не объемом текстов о душевных заболеваниях. Обращаясь к болезням, которые в наши дни относятся к сфере психиатрии, Гален встречает проблемы, не теряющие актуальность по прошествии многих столетий. Там, где медицина соприкасается с философскими вопросами, рассуждения Галена о психике созвучны рефлексиям современных психиатров. Для Галена близость философии и медицины принципиально важна. В этом его отличие от тех врачей, кто беспрекословно принимает обычную антропологическую модель, делящую человека на тело и душу. Для прояснения слабостей этой модели, заметно влияющей на психиатрическую практику, полезно обратиться к древним авторам, занимавшимся философией медицины.
Два важных авторитета для Галена: Гиппократ и Платон. Преданность Платону останавливает его от принятия физикалистской позиции, в соответствии с которой психика тождественна мозгу. Гален хочет сохранить представление о душе, но в то же время он – эмпирик, а эмпирический опыт не дает ему знаний о субстанции души. Он признает, что о природе души не может сказать ничего определенного, хотя существование души не отрицает.
Шаг к пониманию природы души делается в учении Галена о физиологии. Материальным субстратом души является пневма, производимая организмом из воздуха и пищи. Три вида пневмы присущи трем частям души. Гален, как и многие мыслители древности, раскладывает душу на несколько компонентов, повторяя платоновское деление души на три части с привязкой к главным органам тела. Рациональность – мозг, аффекты – сердце, желания – печень. В мозге находится та часть души, которая считалась Платоном (и Галеном [ 2] ) бессмертной. Психическая пневма хранится в желудочках мозга и распределяется в теле по нервам.
Не все были согласны с тем, что центром психической жизни является мозг. Спор о том, где этот центр расположен – в мозге или в сердце – длился веками. На заре Нового времени Вильям Гарвей был кардиоцентристом, а Везалий – энцефалоцентристом. Гален обосновывал энцефалоцентризм эмпирически: если поражен возвратный гортанный нерв, нарушается речь, но сердце при этом работает нормально. Значит, психические функции зависят не от сердца, а от нервной системы.
Размышления Галена на эту тему напоминают описательный дуализм Спинозы – у одной сущности тела есть два аспекта, физический и ментальный. Когда философ говорит о желательной части души, а врач говорит о печени, они говорят об одном и том же, но каждый на своем языке.
Для практика, лечащего душевные заболевания, вопрос о свойствах души не должен стоять на первом месте. Достаточно временно признать верность физикалистских посылок и работать с психикой так же, как врач работает с внутренними органами. Таков компромисс, к которому склоняется Гален, – признавать существование души, но лечить всегда только тело. Многие врачи в наши дни согласятся с этим. Душа, которую во избежание религиозных коннотаций современные люди иногда называют сознанием, существует, но мы по каким-то причинам не способны описать ее свойства. Онтологический статус сознания не определен, и заботить это должно философов-теоретиков, а не врачей-практиков. Известное свойство сознания, интересующее медика, – это его локализация. Сознание – в мозге (по Галену, там находится рациональный компонент души). Чтобы действенно влиять на психику, нужно следовать той же научной парадигме, что и при лечении соматических заболеваний. Лечебные методы во времена Галена по большей части сводились к восстановлению гуморального равновесия.
Итак, психическое связано с соматическим и эта связь двунаправлена. Психика реагирует на изменения в теле, поэтому проблемы с психикой надо исправлять так же, как проблемы с телом. Но есть и обратное направление – психическое влияет на соматическое. Гален разбирает случай женщины, жаловавшейся на бессонницу. Им были сделаны два предположения. Первое: у женщины меланхолия (депрессия, говоря по-современному), вызванная отклонениями в уровне черной желчи. В таком случае нужно выравнивать объем и температуру внутренних жидкостей. Второе предположение: в жизни женщины есть какие-то обстоятельства, которые влияют на ее психику, вызывая нарушения сна. Гален замечает, что у пациентки учащается пульс при произнесении имени популярного танцора, и делает вывод – женщина влюблена. Похожий случай был у внука Аристотеля, врача Эрасистрата. Он понял, что Антиох влюблен в свою мачеху, когда обратил внимание на то, что происходит с Антиохом при ее приближении: покраснение лица, потливость, сердцебиение и т. д. В том случае, который разбирает Гален (Авиценна приводит такой же пример), стимулом для психосоматической реакции была не встреча с возлюбленным, а всего лишь звук его имени. Таким образом, при поиске истоков психических проблем нужно иметь в виду разделение на внутренние (гуморальные) и внешние причины. Внешними причинами могут быть не только очевидные жизненные обстоятельства, но и знаки, например, слова, действующие на психику как стимулы.
Можно ли осуждать человека за аморальный поступок, совершенный вследствие ненормальных биохимических реакций в организме? Отвечая на этот вопрос Гален защищает довольно-таки радикальную точку зрения. Он считает, что от выяснения причины аморального или неразумного поведения не так уж много зависит. Скорпиона убивают потому что он ядовитый, не задумываясь о том, по какой причине скорпион ядовитый – по личному выбору или из-за того, что его таким сделала природа. С одной стороны, психически больного нельзя считать плохим человеком. С другой стороны, он не освобождается от ответственности. Потому что дискразия (неправильное смешение жидкостей в организме) происходит обычно из-за неправильного питания. Здесь у Галена мораль и медицина сходятся в одной точке.
Рассуждения Галена могут показаться наивными главным образом из-за отсылок к устаревшей гуморальной теории. Но в них чувствуется определенность и уверенность, которые нечасто встретишь в современных психиатрических рекомендациях, не дающих четкого указания – когда следует применять фармакотерапию, а когда достаточно психотерапии. Обычно подразумевается, что психотерапия – более слабое и менее рискованное лечение. Если психотерапия не действует, тогда нужно переходить к таблеткам.
Помимо нарушения связи между телом и душой, у психических расстройств могут быть еще две причины: нарушение связи между частями души, когда одна из частей выходит из-под контроля (страсть), и сбой в работе одной части души (из-за дефекта разумности появляются навязчивые идеи и иррациональные убеждения). В таких случаях нет смысла воздействовать на гуморальный баланс пациента, нужно просто поговорить с ним, мобилизовав не медицину, а философию. Цель разговоров – усилить рациональность так, чтобы человек смог жить ответственно и независимо. Врач должен стать моральным корректором поведения пациента, для чего сам должен быть примером правильной жизни. Философско-педагогический разговор не только открывает возможности ослабить страдание (как в когнитивно-поведенческой психотерапии), но и делает пациента более нравственным человеком. Врач в такой ситуации играет роль настройщика социальных функций, философа-наставника, работающего в пространстве этики, а не в пространстве биологической науки.
Чистоте галеновского редукционизма вредит философская потребность платоника Галена в сохранении концепции души. Без нее он не может объяснить человека. Но в галеновском учении о психических болезнях понятие души используется только как удобное слово для обозначение некой суммы функций. Врач Гален не знает органа под названием “душа”.
От дуализма Галена бережет Гиппократ. Автор одного из текстов Гиппократовского корпуса “О местах в человеке” пишет: “Мне кажется, ничто в теле не служит началом, но все одинаково начало и все конец. Действительно, если описать окружность, то начало не может быть найдено”. Круг символизирует систему, в которой нет исходной точки. В человеке все связано со всем, психическое следует за физическим, как точки на окружности следуют друг за другом.
То, что было проблематичным для Галена, не перестает быть таковым и для современных врачей. В разграничении психики на аффективную и когнитивную сферы несложно разглядеть аллюзию на античное учение о составе души. Точно так же никуда не делось двойственное отношение к психической болезни. С чего она начинается и что в ней считать главным – медицинский (биологический) или философский (психологический) аспект?
Преимущества медицины наших дней проявляются там, где она не выходит за границы материализма, благо необходимости согласовывать с Платоном учение о нервной системе давно нет. Агностицизм в вопросах о душе гарантирует чистоту метода и помогает сконцентрироваться на улучшении тех параметров, которые можно измерить.
Материалистический подход к психике хорош хотя бы потому, что он выгоден с точки зрения практика, чья работа сводится к уменьшению страдания больного человека. Эмпирик и практик Гален, несомненно, был бы впечатлен тем, чего достигла современная психиатрия в этом отношении.
Подготовил : Филиппов Д.С.
1 – Nutton V. Galenic Madness. In Mental Disorders in the Classical World. Leiden, The Netherlands: BRILL. 2013
2 – Балалыкин Д. А. Первая книга трактата Галена “О доктринах Гиппократа и Платона” // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 124-143
3 – Marke Ahonen. Mental Disorders in Ancient Philosophy. Heidelberg: Springer, 2014. P. 169
4 – Немезий “О природе человека”
5 – Singer P. N. Galen’s Pathological Soul: Diagnosis and Therapy in Ethical and Medical Texts and Contexts. In Mental Illness in Ancient Medicine. Leiden, The Netherlands: BRILL. 2018
ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
12. Психофизиология Клавдия Галена
Опыт александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, других частей тела и организма в целом не остался бесследным и забытым. Он был обобщен, расширен и углублен видным представителем древней медицины Галеном (130–200 гг. до н. э.). Гален известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он систематически занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.
По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь.
Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Органами психики считались печень, сердце и мозг.
Галеном принималась платоновская схема локализации души и отклонялась как мозгоцентрическая точка зрения Алкмеона, так и сердцецентрическая концепция Эмпедокла и Аристотеля. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень как орган, наполненный неочищенной, холодной, венозной кровью, является носителем низших проявлений души побуждений, влечений, потребностей. В сердце, где кровь очищенная и теплая, локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг, в котором циркулирует мозговая кровь, продуцируется и хранится психическая пневма, выступает носителем разума.
С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоции должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия.
Состояние и динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны и т. п. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально мозговые процессы.
Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму.
В целом же учение Галена занимало по тому времени передовые позиции в области естествознания и философии. Больше того, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени.
Читайте еще:
текста. Чем меньше развит навык чтения про себя и труднее текст, тем интенсивнее будет выражена артикуляция. Микродвижения органов речи при чтении текста про себя затрудняют скорость восприятия и обработки информации. Путем определенных тренировок, которые предлагает наша оригинальная.
нет, и что поэтому из доводов разума мне не остается ничего иного как свыкнуться с мыслью о преврашении в женщину. В качестве дальнейшего следствия оскопления, разумеется, могло рассматриваться только оплодотворение божьими лучами с целью сотворения новых люлей» (177).
Понимаете, если вы говорите нечто вроде «тебя ничто не беспокоит, не тревожит» и т. п., тона самом деле вы предлагаете партнерше сначала побеспокоиться, потревожиться, а потом каким-то способом понять, что этого делать не нужно, и тогда уже убрать беспокойство и тревогу. Не лучше ли и не.
Первая сторона — это рост и развитие детских понятий, или значений слов. Значение слова есть обобщение. Различная структура этих обобщений означает различный способ отражения действительности в мысли. Это, в свою очередь, не может уже не означать различных отношений общности между понятиями.
Задержку психического развития следует рассматривать вне рамок олигофрении, как своеобразный дизонтогенез, имеющий иные происхождение и исход, чем врожденная умственная отсталость.
Ваш разум — это ваше достояние. Чтобы реализовать имеющиеся возможности, достичь целей и осуществить мечты, нужно, чтобы во всех областях жизни разум был вашим единомышленником и другом, а не противником, который мешает благим делам. Представьте себе двигатель машины, покрытый густой грязью, —.
Рамка ииры. Может сушесавенно обакечить вам выход из конфаикта с кем-:о из ваних олизких. друзей или хороших знакомых. Том ине иным способом вы привносит в нанряженную ситуацию тутанкый оленок о слорно бвіозіо
— Во-первых, я должен укрепить желание написать свое сообщение. Во-вторых, я должен активно использовать визуализацию. В-третьих, я должен представить положительный результат написания сообщения. В-четвертых, я должен определить дату, когда начну работать над сообщением, место, где буду.
До сих пор она творила все великое. Природа одарила ее блестящим умом, – она любила и изучала литературу, музыку и искусства, она была окружена выдающимися учеными и обладала полной возможностью развить как свои природные, так и приобретенные дарования. Она с большим успехом провела благие.
Во-первых, это проблема сочетания долго- и краткосрочных перспектив, проблема выбора оптимальной точки отсчета в будущем, от которой ведется планирование и организация конкретной деятельности. Главное, к чему стремится практическое сознание, чтобы «дальнее» стало психологически близким, иначе.
Иными словами, сознание Декарта — это мышление, если следовать за принятым в России переводом знаменитого изречения. Кстати, и знаменитый «поток сознания» Джемса им самим понимался как поток мысли. При этом, если мы задумаемся, а я предложил это сделать в выводах из «Введения в общую.
Услышав от кого-нибудь вопрос «чем вы занимаетесь?» пли «кем вы работаете?», улыбнитесь и с воодушевлением начните рассказывать о своей работе. Руководителя известной международной фирмы, который ненавидит свою работу окружающие сочтут неудачником. Но если вы зарабатываете себе на жизнь.
ГАЛЕН
ГАЛЕН (129 – ок. 200), один из самых знаменитых древнегреческих врачей и естествоиспытателей. Нередко Галена, в латинизированной форме, называют Клавдием Галеном (Claudius Galenus). Родился в Пергаме, важном центре эллинистической культуры в Малой Азии, расположенном в 75 км севернее Смирны (совр. Измир). В 15 лет Гален начал изучать философию, но уже в 18 серьезно занялся медициной. Среди его преподавателей было несколько выдающихся греческих медиков того времени – Сатир, Фициан, Стратоник. В 150 он написал философский трактат О медицинском опыте, который сохранился в арабском переводе. Затем учился некоторое время в Смирне; посетив Грецию, отправился для изучения анатомии в Александрию, главный центр греческой науки и медицины, где практика вскрытия человеческих трупов началась при греческой династии Птолемеев ок. 300 до н.э.
Некоторое время Гален работал в Александрии, совершенствуя свои познания в медицине и уделяя особое внимание изучению человеческого скелета. После возвращения в Пергам в 157 он стал лечащим врачом гладиаторов и атлетов. Приобрел большой опыт в практической медицине и хирургии, начал проводить физиологические эксперименты. Около 159, ставя эксперименты на свиньях, Гален открыл функции нервов, контролирующих голос: например, затягивая или ослабляя лигатуры, он мог регулировать деятельность этих нервов. Примерно в это же время изучал сложное строение и функции мышц, принимающих участие в дыхании.
В 162, имея уже солидную репутацию, Гален покидает Пергам, чтобы работать в Риме. Гален был чрезвычайно удачливым практикующим врачом, нередко он брался лечить тех больных, от которых, как от безнадежных, отказывались другие врачи. Имел множество учеников, производил вскрытия и экспериментировал. Мы знаем о нескольких знаменитых его пациентах в Риме. Среди них были император Марк Аврелий, римский претор и будущий наместник Палестины. Четыре года спустя Гален едет в Грецию (такие поездки характерны для той эпохи) и по неясным причинам вновь остается в Пергаме. Однако, когда в 168 в Аквилее в войсках начинается эпидемия чумы, император посылает за Галеном. Тот немедленно приезжает, а затем возвращается в Рим вместе с императором в качестве личного врача его одиннадцатилетнего сына и наследника Коммода.
Судя по научным трудам Галена, последующие шесть лет были самыми продуктивными в его жизни. Обязанности при дворе не отнимали много времени, он мог спокойно заниматься с учениками, навещать пациентов и проводить эксперименты и вскрытия. В 175 Коммод отправляется на Восток, где находился тогда его отец, а Гален в Риме ведет постоянную и весьма успешную практику. Три года спустя умер император Марк Аврелий, в 192 был убит Коммод. Гален благоразумно возвращается в Пергам. Там он заканчивает последний большой труд и составляет каталог собственных сочинений. Это наиболее ценный источник данных о его жизни, который нередко считается одной из первых (из известных в литературе) автобиографий; во всяком случае, это несомненно первая автобиография врача. Умер Гален в Риме или Пергаме ок. 200.
Собрание сочинений Галена, дошедших до нашего времени, превышает по объему все медицинские сочинения, написанные до него; для нас они – основной источник сведений по античной медицине. Большинство произведений той эпохи, за исключением тех, что дошли под именем Гиппократа, были утрачены. А медицинские сочинения, написанные после Галена, большей частью основаны на его трудах либо просто являются их повторениями или компиляциями. Обычно на его сочинения ссылаются по единственному «современному» изданию, которое претендует на относительную полноту. Это издание К.Кюна (1754–1840) в 22 томах, вышедшее в 1821–1833. В него включено 122 отдельных произведения. После выхода в свет этого издания был обнаружен еще ряд работ Галена. Многие из его произведений окончательно утрачены, некоторые дошли до нас лишь в арабских переводах, сделанных в 9 или 10 вв.
Как на Востоке, так и на Западе Гален считался непререкаемым авторитетом почти до 16 в. Вне всякого сомнения, его сочинения существенно повлияли на развитие медицины. Особенно авторитетным в средние века было его огромное произведение Метод врачевания (De methodo medendi), известное также под названием Великая наука (лат. Ars magna, греч. «Мега технэ»), которое существовало в нескольких сокращенных версиях. Именно оно в более или менее вульгаризированной форме составляло основу образования средневековых врачей. Однако начиная с 17 в. эта книга уже почти не оказывала влияния на медицину: в употреблении остались лишь некоторые упоминаемые в ней ценные растительные препараты, названные «галеновыми».
Книги по анатомии и физиологии содержат обширный фактический материал и ближе всего к науке по своему духу. Они оказали и самое большое влияние: переведенные на латынь и опубликованные в 16 в., эти работы стали основой развития современной научной медицины. Многие термины современного медицинского языка непосредственно восходят к Галену или к латинским переводам его трудов. Другие сочинения посвящены патологии, гигиене, вопросам диететики и терапии, фармакологии. Здесь имеются комментарии к сочинениям Гиппократа, полемические сочинения по медицине, труды по философии, логике и филологии. Многие из его медицинских сочинений имели большой вес в средние века, но вклад в развитие современной медицины внесли только книги по анатомии, физиологии, гигиене и патологии.
Мировоззрение и теории Галена.
Гален верил в единого Бога-творца, вся его научная деятельность проникнута сознанием божественности творения всей природы и в первую очередь человека. Гален считал, что все в строении человеческого организма, вплоть до мельчайших деталей, было создано Богом. Излюбленным примером для доказательства этого служила Галену человеческая рука. Каждый ее мускул, сухожилие, нерв, кость, кровеносный сосуд созданы, по его мнению, настолько совершенным образом, насколько это вообще возможно. Рассуждениям о руке Гален посвятил немало страниц огромного труда О назначении частей человеческого тела (De usu partium corporis humani). Правда, имеющиеся здесь описания относятся скорее к конечности макаки резус, чем руке человека. Гален хорошо знал человеческий скелет, однако внес путаницу в анатомию человека, пытаясь «навесить» на человеческий скелет мышечную систему обезьяны.
Учение о пневме.
Те теории Галена, которые мы назвали бы теперь физиологическими, также были связаны с его религиозными воззрениями. Он твердо верил в существование пневмы, т.е. «духа» или «дыхания жизни». Он верил, что мир полон пневмы, которая при дыхании втягивается в организм, а также в то, что, когда мировая пневма перестает вдыхаться, человек или другое живое существо погибают. Попадая в печень, пища перерабатывается там в «природный дух» (греч. «пнеума фюсикон»). Кровь из печени идет ко всем частям тела и к сердцу, где проходит через поры (на самом деле не существующие) в перегородке, разделяющей левый и правый желудочки. Там она смешивается с «мировым духом» и превращается в «жизненный дух» (лат. spiritus vitalis), а проходя из левого желудочка в артериальную систему и затем в мозг, попадает в «чудесную сеть» (лат. rete mirabile) (также не существующую), где превращается в «душевный дух» (лат. spiritus animalis), распределяющийся по нервам, которые ошибочно считались полыми сосудами.
Учение Гиппократа о четырех «соках».
Гален придерживался и учения Гиппократа о четырех соках (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Данные соки Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой.
Основные сочинения.
Наиболее полно анатомические взгляды Галена изложены в его великом труде Об анатомии (De anatomicis administrationibus). Первоначально он включал 16 книг, из которых только первые девять дошли до нас на греческом языке, прочие сохранились в арабских переводах. Приложением к этой работе является небольшой трактат о костях. Это единственный античный анатомический труд, непосредственно основанный на изучении человеческой анатомии в эпоху, когда вскрытие человеческого тела запрещалось. Описания отличаются большой точностью, особенно ценны описания костей черепа. Гален считает зубы костями и приводит вполне правдоподобную версию их происхождения. Он насчитывает 24 позвонка, расположенных над крестцом, который полагает самой важной костью позвоночного столба, и дает точные и подробные описания ребер, грудины, ключицы и костей конечностей. Гален определил два основных типа сочленений, назвав их диартрозами и синартрозами. Первые – подвижные суставы, вторые – неподвижные сочленения, такие, как швы черепа. Эти термины, как и многие другие, сохранились и в современной медицинской номенклатуре.
Нет сомнения в том, что работы Галена по системе мышц во многом носили новаторский характер. Он написал специальную книгу О движении мышц (De motu musculorum). Вероятно, в его работах с наибольшей точностью описаны именно мышцы. В сочинениях Галена часто упоминаются форма и функции мышц различных животных. Так, мышцы глазницы и гортани описаны на примере быка, а мышцы языка – на примере обезьяны. Часто он отмечает разницу между определенными мышцами животных, которые описывает, и соответствующими мышцами человека.
Описания головного мозга у Галена менее оригинальны, чем описания мышц или эксперименты со спинным мозгом. Очевидно, чаще всего он имел в виду мозг быка, так как обращает особое внимание на «чудесную сеть», которая хорошо развита у этого животного, но отсутствует у человека. Эксперименты с полным или частичным перерезанием спинного мозга на разных уровнях описаны ясно и точно, они явились основой современных исследований центральной нервной системы. Ученый знал о существовании ганглиев (нервных узлов) и проследил симпатическую нервную систему во всех ее элементах.
С 16 в. было известно, что большинство вскрытий Гален проводил на обезьянах и что именно они описаны им в практическом трактате Об анатомии. Впоследствии неоднократно обсуждался вопрос, производил ли он вскрытия человеческих тел. В ряде мест Гален упоминает о вскрытиях человека, в других можно увидеть намек, что он сам их производил.
У Галена было множество учеников, но из-за наступившего смутного времени его работа не получила продолжения. С его смертью развитие экспериментальной физиологии остановилось по крайней мере на 1300 лет.