учение о биосфере как закономерный этап развития наук о земле

Биосфера и ноосфера. Биосфера как закономерный этап развития Земли.

Понятие “биосфера” было введено в науку австрийским естествоиспытателем Э. Зюссом в 1875 г. Зюсс предложил рассматривать земные оболочки как сферы распространения однокачественных явлений. В этой связи он выделял гидросферу как водную оболочку, литосферу — как каменную оболочку, атмосферу — как воздушную оболочку и биосферу — как совокупность живых организмов, которые составляют содержание этой оболочки планеты.

Совсем другой принцип выделения земных оболочек, чем у Зюсса, был предложен В.И. Вернадским. Биосфера у Вернандского относится к особенному классу явлений, и является принципиально иным по содержанию понятием. В биосфере можно различить несколько геосфер: она состоит из совокупности трех геосфер — тропосферы (нижней воздушной геосферы), гидросферы и части стратисферы. По Вернадскому, это связано с особой геохимической деятельностью живых организмов, которые влияют на миграцию химических элементов и на химический состав геосфер.

Понятие “ноосфера” было введено в литературу Леруа и Тейяром де Шарденом. Они под ноосферой понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над биосферой. У них биосфера есть совокупность живых организмов, а ноосфера по содержанию совпадает с современным представлением о социосфере как совокупности людей и различных элементов материальной культуры. Биосферу они рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Но биосфера не переходит в ноосферу, хотя между ними и существуют определенные связи. Так, Леруа образно рассматривает ноосферу как белую скатерть, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами. Биосфера — необходимое условие возникновения и существования ноосферы, но в состав последней она не переходит.

Совсем иное представление о биосфере и ноосфере мы находим в работах Вернадского. Он рассматривает ноосферу как высший этап развития биосферы. Появление человечества на Земле есть возникновение новой геологической силы (человек, вооруженный наукой и техникой), которая переделывает биосферу. Вхождение человека в биосферу в качестве нового фактора ее изменения он рассматривает как процесс перехода биосферы в ноосферу. Можно предположить существование более ранней географической стадии развития биосферы, когда основные физико-географические процессы — климатический, гидрологический и геоморфологический — действуют как основная геологическая сила.

О переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера, по Вернадскому, не только возникает внутри биосферы, но на основе деятельности человека, вооруженного наукой и техникой, постепенно превращается в ноосферу. Ноосфера — это высший этап развития биосферы, т.е. последняя должна полностью превратиться в ноосферу. Ноосфера у Вернадского шире социосферы по содержанию, так как она состоит из совокупности стран — социосферы и тех частей биосферы, которые испытывают воздействие со стороны человека или сознательно переделываются им. Вернадский считал, что концепция обобществленного человечества должна предполагать сознательное управление процессами биосферы, высоконаучное отношение к природе. Однако, принимая во внимание современные экологические проблемы, не следует абсолютизировать роль техники в воздействии человека на природу. Природные процессы биосферы существуют за счет приходящей солнечной энергии, а управление природными биологическими, географическими и геологическими процессами потребует высвобождения человеком дополнительной энергии, что может привести к катастрофическим явлениям в биосфере. Более того, восстановление нарушенных исторически сложившихся связей между объектами и процессами биосферы также потребует дополнительных усилий со стороны человека.

ПЕРЕХОД БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ: ПРОГНОЗ И РЕАЛЬНОСТЬ

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия: 1. Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12. Исключение войн из жизни общества.

Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. Здесь мы видим воплощение мечты Вернадского о благоприятной среде для развития научной работы, популяризации научного знания, об интернациональности науки.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединенных наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того – атомная (ядерная) сила вошла в наш век, прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского еще более полувека назад. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее к 1981 году 111 государств.

7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где еще совсем недавно наука находилась под колоссальным гнетом определенных философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжелого экономического положения в российской науке многие ученые вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. В современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план. В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.

12. Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны еще уносят многие жизни.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные. Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Биосфера и ноосфера. Биосфера как закономерный этап развития Земли.

Источник

Научная электронная библиотека

учение о биосфере как закономерный этап развития наук о земле. Смотреть фото учение о биосфере как закономерный этап развития наук о земле. Смотреть картинку учение о биосфере как закономерный этап развития наук о земле. Картинка про учение о биосфере как закономерный этап развития наук о земле. Фото учение о биосфере как закономерный этап развития наук о земле

Хамзина Ш. Ш., Жумабекова Б. К.,

5.4. «Учение о биосфере» как закономерный этап развития наук о Земле. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

Развернутое учение о биосфере создано и разработано академиком В.И. Вернадским, опубликовавшим в 1926 г. свой классический труд «Биосфера».

В отличие от своих современников – натуралистов ХХ века, считавших, что вечный удел организмов – приспособление к обстановке, создаваемой могучими силами природы, В.И. Вернадский доказал, что живое вещество планеты выступает как мощнейший геологический фактор, способный изменять поверхность планеты и формировать экосистемы, благоприятные для его развития.

По В.И. Вернадскому живое вещество обладает способностью захватывать энергию Солнца и создавать химические соединения, распад которых сопровождается выделением энергии, производящей химическую и физическую работу. Развитие экосистемного анализа привело к возрождению на новой экологической основе учения о биосфере, принадлежащую крупнейшему естествоиспытателю ХХ века В.И. Вернадскому. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса веществ и энергии.

Учение о биосфере – целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

Биосфера, по В.И. Вернадскому, – общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь, и которая подвергается и подвергалась её воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов.

Согласно учению В.И. Вернадского, биосфера включает в себя следующие виды веществ: живое (т.е. живые организмы), биогенное (уголь, известняки, нефть и др.), косное (в его образовании живое не участвует, например, магматические горные породы), биокосное (создается с помощью живых организмов), радиоактивное – космического происхождения (метеориты и др.), рассеянные атомы.

Фундаментальным отличием живого вещества от косного является охваченность его эволюционным процессом, непрерывно создающим новые формы живых существ. Многообразие форм жизни и их многофункциональность создают основу устойчивого круговорота веществ и канализированных потоков энергии. В этом специфика и залог устойчивости биосферы как уникальной оболочки земного шара.

Сущность учения заключена в признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты.

Второй важный аспект учения В.И. Вернадского является разработанное им представление об организованности биосферы, которая проявляется в согласованном взаимодействии живого и неживого, взаимной приспособляемости организмов и среды.

В.И. Вернадский обосновал также важнейшие представления о формах превращения вещества, путях биогенной миграции атомов, т.е. миграции химических элементов при участии живого вещества, накоплении химических элементов, о движущих факторах развития биосферы и др.

В.И. Вернадский выявил геологическую роль жизни, живого вещества в планетарных процессах, в создании и развитии биосферы и всего разнообразия живых существ. Среди этих существ он выделил человека как мощную геологическую силу. Эта сила способна перестроить биосферу согласно своим представлениям и потребностям, изменить фактически ту биосферу, которая складывалась в течение всей геологической истории Земли.

В пределах биосферы повсеместно встречается либо само живое вещество, либо следы его деятельности: газы атмосферы; природная вода; запасы нефти, угля, известняка, глины, сланцы, торф и т.д.

До трудов Вернадского в геологических явлениях и эволюции верхних слоев литосферы (земной коры) первенство отводилось физико-химическим процессам выветривания. В.И. Вернадский показал первостепенную преобразующую роль живых организмов и обусловливаемых ими механизмов разрушения горных пород, круговорота веществ, изменения водной и атмосферной оболочек Земли.

Качественно новый этап развития биосферы наступил в современную эпоху, когда деятельность человека, преобразующая поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмеримой с геологическими процессами. Как отмечал В.И. Вернадский, биогеохимическая роль человека за последнее столетие стала значительно превосходить роль других, даже наиболее активных в биогеохимическом отношении организмов. При этом использование природных ресурсов происходит без учета закономерностей развития и механизмов функционирования биосферы.

В результате хозяйственной деятельности из биотического круговорота изымаются или существенно преобразуются большие территории (сведение и насаждение лесов, осушение болот, строительство городов, дорог, плотин, распашка целинных земель, создание водохранилищ и т.д.). Добыча полезных ископаемых, сжигание огромных количеств топлива, создание новых, не существовавших ранее в биосфере веществ, интенсифицируют круговорот веществ, изменяют состав и структуру слагающих его компонентов. Антропогенные воздействия на биосферу, принявшие глобальный характер (на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где нельзя было бы обнаружить следов деятельности человека), ставят под угрозу возможность поддержания гомеостаза в биосфере.

Эволюция биосферы привела к появлению ноосферы. Термин «ноосфера» был введен в науку Э. Леруа, В.И. Вернадский углубил и развил учение о ноосфере. Он писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек становится крупной геологической силой».

Ноосфера («мыслящая оболочка», сфера разума) – высшая стадия развития биосферы. Это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Ключевые положения ноосферной концепции В.И. Вернадского сводятся к следующему: человечество – великая геологическая сила; эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; лик планеты изменен настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. В.И. Вернадский считал, что биосфера должна закономерно перейти в ноосферу, и, познавая законы природы и развивая технику, человек должен придать ей новые черты – черты более высокой организации.

По убеждению В.И. Вернадского, биосфера вступает в новую стадию своего развития – стадию ноосферы. На этой стадии человек разумный выступает как геохимическая сила невиданного масштаба. Особенность этой силы – ее разумность.

Эволюция органического мира на Земле прошла несколько этапов. Первый – связан с возникновением биологического круговорота веществ в биосфере. Второй – сопровождался формированием многоклеточных организмов. Эти два этапа называют биогенезом. Третий этап связан с появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит эволюция биосферы и превращение ее в сферу разума – ноосферу.

1. Дайте определение биосферы.

2. Структура и границы биосферы.

3. Геосферные оболочки Земли.

4. Характеристика и состав биосферы.

5. Круговорот основных биогенных веществ и элементов.

6. Каковы основные выводы учения В.И. Вернадского о биосфере.

7. Что такое ноосфера?

Задание для практических занятий

Проанализируйте следующую схему: полезные ископаемые – минеральные удобрения – выращивание урожая – корм для животных – домашние животные – человек – отходы.

Этот круговорот биогенов направлен только в одну сторону и не замкнут. Такая система неустойчива, поскольку ресурсы истощаются, а избыточное поступление отходов ведет к загрязнению окружающей среды. Запасы топлива (минерального и ядерного) истощаются, в процессе выработки энергии загрязняется среда; то же можно сказать и о производстве удобрений. Использование солнечной энергии имеет ряд преимуществ: нет загрязнения окружающей среды, этот ресурс вечен и неистощим. Рост продуктивности искусственных экосистем противоречит экологическим законам, согласно которым на конце пищевых цепей (на вершине пирамиды) не должно быть большой биомассы.

Обратная связь в искусственных системах отсутствует. С помощью техники человек эксплуатирует природные ресурсы вплоть до их полного истощения. В результате исчезают отдельные виды и целые экосистемы.

Какими наблюдаемыми вами фактами вы можете это подтвердить?

Можно ли сказать, что в данном случае человек действует подобно виду, не встречающемуся в новой среде естественных врагов? Да или нет? Почему?

Тестовые вопросы для самоконтроля

1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

2. В состав биосферы входят:

А) только живое вещество;

В) только живое и косное вещество;

С) только живое вещество и биокосные тела;

D) живое, косное вещество и биокосные тела;

Е) живое вещество и биокосные тела.

3. Где происходит граница биосферы в гидросфере?

А) гидросфера включается полностью.

D) по материковой отмели (или шельфу).

Е) ограничивается зоной литорали.

4. К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести:

А) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия;

В) увеличение количества углекислого газа в атмосфере;

С) истощение озонового слоя;

D) загрязнение морского побережья в районе больших городов;

Е) увеличение количества углекислого газа в атмосфере и истощение озонового слоя.

5. В чем заключается энергетическая функция биосферы?

А) В накоплении отдельных элементов (K, Na, Ca);

В) В поглощении и выделении газов;

С) В способности поддержания жизни одних организмов за счет их питания другими;

D) В обмене веществ;

Е) В накоплении органических остатков и продуктов жизнедеятельности.

6. Сфера разума – это:

7. Механизм обеспечения постоянства в биосфере:

8. Нижний слой атмосферы:

9. Каменная твердая оболочка Земли:

10. Как называется процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет энергии света:

11. Основоположник биогеохимии, создавший учение о биосфере:

12. Скорость круговорота воды:

13. В каком слое атмосферы находится озоновая оболочка?

14. Объем пресной воды в гидросфере:

15. Дайте определение ноосферы по В.И. Вернадскому:

В) газовая оболочка Земли;

С) азотная оболочка;

D) совокупность литосферы и гидросферы;

Е) один из слоев Земли.

16. Воздушная оболочка земли, осуществляющая защитные функции:

17. Термин «биосфера» ввел:

18. Из каких слоев состоит атмосфера?

А) Стратосфера, тропосфера, ионосфера.

В) Литосфера, педосфера.

С) Педосфера, гидросфера, стратосфера.

D) Гидросфера, ионосфера.

Е) Биосфера, ноосфера.

19. Водные ресурсы планеты состоят из:

А) ледников, атмосферной влажности, рек, подземных вод;

В) подземных родников, морей, океанов, рек, водоемов;

С) поверхностных, подземных, ледников, атмосферной и почвенной влажности;

D) океанов, рек, водоемов, влаги;

Е) влажности земли, поверхностных вод, рек.

20. Важнейшие компоненты биосферы:

А) живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество;

В) почвы, живое вещество;

С) органические и органоминеральные продукты, биокосное вещество;

D) атмосфера, минеральные горные породы, вода, информация;

Е) растения, животные, микроорганизмы, косное вещество.

Темы для контрольных работ и докладов на СРС

1. Эволюция – история жизни.

2. Учение о ноосфере В.И. Вернадского: за и против.

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

4. Причины устойчивости биосферы.

5. Живое вещество биосферы.

6. Биосфера и цивилизация.

7. Планетарная роль живого вещества.

8. Гидросфера как среда обитания.

9. Роль биоразнообразия в поддержании стабильности биоценоза.

Источник

1. «Учение о биосфере» в.И. Вернадского как закономерный этап развития наук XX века.

Вернадский понимал биосферу как сферу единства живого и неживого. Такое толкование определило взгляд Вернадского на проблему происхождения жизни. Из нескольких вариантов – 1) жизнь возникла до образования Земли или была занесена на нее; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь возникла вместе с формированием Земли – В.И. Вернадский придерживался последнего и считал, что нет убедительных научных данных, что живое когда-либо не существовало на нашей планете. Вывод: Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянно, менялась только ее форма. Иными словами, биосфера была на Земле всегда. Что же характерно для биосферы как особой оболочки земного шара? Во-первых, это область, в которой имеется в значительных количествах жидкая вода. Во-вторых, на нее падает мощный поток энергии от Солнца. Наконец, в-третьих, в биосфере имеются поверхности раздела между веществами, находящимися в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Учение о биосфере – относительно молодая наука, в основу которой положена биогеохимия. Понятие биосфера вошло в науку до некоторой степени случайно. Около ста лет назад, в 1875 году, австрийский геолог Эдуард Зюсс, говоря о различных оболочках земного шара, впервые употребил этот термин в последней главе своей небольшой книжке о происхождении Альп. Он, как геолог, обратил внимание на то, что слои, изучаемые в геологии, покрыты тонким биослоем. Однако эта концепция не сыграла заметной роли в развитии научной мысли до тех пор, пока в 1926 году не были опубликованы две лекции русского минералога Владимира Ивановича Вернадского в книге под названием «Биосфера» (есть в ЗНБ СГУ). Он сформулировал те знания, которые имелись на тот момент. Концепция биосферы, которую мы принимаем сейчас, в основном опирается на идеи Вернадского, развитые им спустя 50 лет после работ Зюсса. Сам Вернадский считал, что впервые к понятию биосферы подошел французский натуралист Жан Батист Ламарк, в чьих работах можно немало геохимических идей, пусть и архаично изложенных. Т.о., Вернадский считается основоположником этой науки. Менделеева, который учил его в университете, можно тоже считать основоположником дисциплины. Почвоведение – важная веха в создании учения о биосфере. Задачи учения о биосфере: 1) Дается формулировка границ распространения жизни; 2) Изучение глобальных процессов миграции веществ и их круговорот в природе; 3) Роль человека в процессах миграции веществ и образование ноосферы (сферы разума).

Концепция биосферы-ноосферы – итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы. Особую ценность для философии представляет результат большой работы Вернадского по соотношению форм движения материи.

В учении о биосфере и ноосфере нашли отражение его мысли о воздействии высшей формы движения материи на низшие, о подчинении низших форм более развитым. Формы движения материи, по В.И. Вернадскому, неразрывно связаны с пространством, временем и налагают свой отпечаток на эти коренные условия бытия. Благодаря работам Вернадского и дальнейшим исследованиям поставленных им вопросов сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни. В.И. Вернадский дал миру своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционную, ноосферную, космическую мысль.

Биосфера – см. 1 вопрос, 2 абзац.

Гумбольдт (Humboldt) Александр (14.9.1769, Берлин, — 6.5.1859, там же), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Член Берлинской АН (1800), почётный член Петербургской АН (1818). Родился в семье придворного саксонского курфюрста. Гофониил Чарлз Марш — профессор палеонтологии позвоночных Йельского университета (1866), один из выдающихся американских палеонтологов XIX века.

Большую роль в становлении агрохимия сыграли Ж. Буссенго и Юстус Либих. Первый развил представления о круговороте веществ в земледелии, роли азота в питании растений, разработал методологию агрохим. исследований. Второй обосновал теорию истощения почв вследствие выноса питат. веществ растениями и показал необходимость возврата этих веществ в виде минер. удобрений.

В технической и агрономической химии важны его исследования над цианистым калием в применении его к фабрикации жёлтой кровяной соли и гальванопластике, работы об альдегидах при фабрикации уксуса, опыты над серебрением стекла для фабрикации зеркал, над известковыми суперфосфатами в применении к земледелию.

— преобразование состава верхних слоев литосферы с образованием новых минералов, изменением дисперсности материала, остаточной или аккумулятивной концентрацией элементов (в т. ч. с образованием залежей полезных ископаемых);

— формирование состава грунтовых и поверхностных вод и регулирование общего гидрологического режима территории;

— регулирование газового состава приземного слоя воздуха и, в конечном счете, состава атмосферы;

— поглощение, аккумулирование и передача в нижние слои литосферы солнечной энергии, трансформация её в другие виды энергии;

— защита литосферы от эрозии и геохимического загрязнения, защита гидросферы от загрязнения;

— начальное и конечное звено трофических цепей, источник жизни и депо её метаболитов, среда обитания организмов и их убежище;

— связующее звено биологического и геологического круговорота веществ;

— фактор и следствие эволюции биосферы; зеркало её современного состояния и память об её истории.

3. Живое вещество как совокупность всех организмов. Живое вещество в космосе – уникальность или вечное свойство космической материи? Разработка В.И. Вернадским атомистического подхода к живому. Изотопы и живое вещество.

Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов в биосфере, вне зависимости от их систематической принадлежности. Это понятие не следует путать с понятием «биомасса», которое является частью биогенного вещества. Термин введён В. И. Вернадским. В состав живого вещества входят как органические (в химическом смысле), так и неорганические, или минеральные, вещества. Вернадский писал: «Идея о том, что явления жизни можно объяснить существованием сложных углеродистых соединений – живых белков, бесповоротно опровергнута совокупностью эмпирических фактов геохимии. Живое вещество – это совокупность всех организмов». Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6×10 12 т (в сухом весе) и составляет менее 10 −6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты». Живое вещество развивается там, где может существовать жизнь, то есть на пересечении атмосферы, литосферы и гидросферы. В условиях, не благоприятных для существования, живое вещество переходит в состояние анабиоза. Специфика живого вещества заключается в следующем: 1) Живое вещество биосферы характеризуется огромной свободной энергией. В неорганическом мире по количеству свободной энергии с живым веществом могут быть сопоставлены только недолговечные незастывшие лавовые потоки. 2) Резкое отличие между живым и неживым веществом биосферы наблюдается в скорости протекания химических реакций: в живом веществе реакции идут в тысячи и миллионы раз быстрее. 3) Отличительной особенностью живого вещества является то, что слагающие его индивидуальные химические соединения – белки, ферменты и пр. – устойчивы только в живых организмах (в значительной степени это характерно и для минеральных соединений, входящих в состав живого вещества). 4) Произвольное движение живого вещества, в значительной степени саморегулируемое. В. И. Вернадский выделял две специфические формы движения живого вещества: а) пассивную, которая создается размножением и присуща как животным, так и растительным организмам; б) активную, которая осуществляется за счет направленного перемещения организмов (она характерна для животных и в меньшей степени для растений). Живому веществу также присуще стремление заполнить собой все возможное пространство. 5) Живое вещество обнаруживает значительно большее морфологическое и химическое разнообразие, чем неживое. Кроме того, в отличие от неживого абиогенного вещества живое вещество не бывает представлено исключительно жидкой или газовой фазой. Тела организмов построены во всех трех фазовых состояниях. 6) Живое вещество представлено в биосфере в виде дисперсных тел – индивидуальных организмов. Причем, будучи дисперсным, живое вещество никогда не находится на Земле в морфологически чистой форме – в виде популяций организмов одного вида: оно всегда представлено биоценозами. 7) Живое вещество существует в форме непрерывного чередования поколений, благодаря чему современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых эпох. При этом характерным для живого вещества является наличие эволюционного процесса, т. е. воспроизводство живого вещества происходит не по типу абсолютного копирования предыдущих поколений, а путем морфологических и биохимических изменений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *