учение о боге в средневековье называли

Основные особенности средневековой философии

Развитие философии и философского мышления уходит корнями в далекое прошлое. Менялись эпохи, взгляды, философы, правила и порядки, люди. В понимании общества религия и философия стоят отдельно, но ни в одну из эпох эти понятия не были противопоставлены друг другу. Они развивались параллельно, переплетаясь и отклоняясь, друг от друга в разные времена. Эпоха средневековья – это время, когда философия максимально сроднилась с религией, эти два понятия не только отождествляли друг друга, но и дополняли.

Средневековая философия: особенности и характерные черты

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

Развитие средневековой философии

Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:

Мировоззрение в период философии средневековья

Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.

Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.

Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.

Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.

Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.

Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.

Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.

Проблемы философии средневековья

Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

Представители философии средневековья

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Философия средних веков нашла свое яркое выражение в учениях Августина, прозванного Блаженным. Августин – выходец из северной Африки, отец его атеист, а мать – верующая христианка. Благодаря матери, Августин с детства впитывал христианские знания. Размышление, поиски истины – главные черты учений Августина Блаженного. Философ был склонен к отказу от своих взглядов, которых он придерживался ранее. Признание собственных ошибок и заблуждений – его путь к совершенству. Самые знаменитые работы философа: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице».

Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Аль-Фарби – существуют сведение, что до философских учений, Аль-Фарби занимал должность судьи. Натолкнуло на философствование его учения Аристотеля, которым он заинтересовался, изучая огромные литературные труды своего времени. Будучи выходцем восточной культуры, Аль-Фарби много времени проводил в раздумьях, самопознании и созерцании. Известен он был также в области математики, филологии, естественных наук и астрономии. После себя, оставил огромное литературное наследие и учеников, продолжающих его учение.

Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:

Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.

Источник

Учение о боге в средневековье называли

Что представляла собой философия в средние века?

Это был сплав теологии и античной философской мысли. Важнейшей идей средневековой философии стала идея едино­го Бога.

Развитие средневековой философии делится традиционно на два этапа. Первый этап — со II по VI века н.э. Это так на­зываемая патристика: отцы церкви в своих учениях заложили основы Священного предания.

Второй этап — схоластика (VII-XIV вв. н.э.), в этот период философы пытались рационально обосновать и систематизиро­вать христианское вероучение.

Каковы основные черты средневековой философии?

Философия была тесно связана со Священным писанием, которое воспринималось как основа философского знания. Главным считалось искусство трактовать тексты Библии.

Одной из главных была идея божественного предопределения и учение о конце света.

Окружающий мир рассматривался как вторичный по отно­шению к Богу и людям; человек был центром мира, сотворен­ного Богом.

Схоласты утверждали, что познать истину можно не столь­ко разумом, сколько верой.

Что такое креационизм и теоцентричность?

Креационизм — учение о сотворения мира Богом из ничего. Теоцентричность — идея о том, что источник и основа всего существующего — Бог.

Августин Аврелий жил в 354-430 гг. н.э. Родился он в Северной Африке, жил в Карфагене, в возрасте 30 лет при­нял христианство. Свои представления Августин изложил в нескольких трудах, среди которых «Исповедь», «О свободной воле», «О граде Божием».

В чем ключевая идея Августина?

Необходимо познать Бога и собственную душу. Бога познать можно через познания души, душу — через Бога. Движение вглубь собственного «Я» мыслилось Августином как движение к Богу, то есть чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу.

По мнению Августина, внутри у человека есть качества, которые аналогичны божественной Троице. Это — бытие, по­знание, любовь.

Нужно размышлять над прожитым, проговаривать свои ощущения и переживания. При этом необходимо быть абсо­лютно искренним. Путь самопознания не имеет конца.

Есть ли предел искренности?

Человеку нужно признать, что он не может быть искрен­ним постоянно, что он склонен обманывать самого себя и Бога. Такое признание свидетельствует о достоверности внутреннего опыта. Оно убеждает в том, что, размышляя, человек имеет дело не с фантазиями и иллюзиями, а со своим подлинным «Я». «Я ошибаюсь (обманываю себя), следовательно суще­ствую» — выдвигает Августин свой знаменитый тезис.

Что говорил Августин о любви и о зле?

Он выделил два вида любви. Страстная любовь основана на вожделении, а креативная любовь выявляет в вещах образы Бога. Обе они возвышают человека, т.к. при помощи любви человек обретает силу победить зло.

С моральной точки зрения, зло — это нарушение боже­ственных заповедей. Зло исходит от порочных устремлений и желаний. Порочность состоит не в обращении к земному, а в забвении божественного.

Преодолеть зло можно, если вернуться к Богу. Особую роль в этом играет воля.

Что Августин понимал под свободой воли?

Свобода — свойство человеческой воли, а не разума. Свободная воля стремится к выполнению божественных за­поведей. Свобода воли состоит в том, чтобы подчиниться бо­жественной благодати. Божественная благодать не насилует волю, ибо воля свободно ей подчиняется. Свободно утвердить­ся в благодати — значит обрести высшую степень свободы.

Каким образом человек открывает истину?

Истина открывается человеку в минуты прозрений или оза­рений. Таким состояниям предшествует душевное потрясение. Душевное потрясение связано с самыми серьезными или даже трагическими обстоятельствами жизни. Но в результате от­крывается чистая ясность души.

В чем смысл человеческой истории?

Историю Августин мыслил как поступательное движение к нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит боже­ственная благодать. Смысл истории — нравственный прогресс. Этот процесс осуществляется неуклонно, несмотря на все по­вороты истории.

Годы жизни: 1225/26-1274 гг. Родился в аристократиче­ской семье в Неаполитанском королевстве в местечке Аквино, отсюда его прозвище Аквинский. Образование получил в мона­стыре бенедиктинцев, в Неаполитанском университете, затем в Парижском университете, стал учеником немецкого философа Альберта Великого. В 1248 году вместе с Альбертом он отпра­вился в Кельн, где создал центр по изучению теологии. В 1252 году возвращается в Парижский университет, становится ма­гистром теологии. Умер в Париже. В 1323 году был причислен к лику святых.

Наиболее известные произведения Аквинского: «Сумма те­ологии», «Сумма истины католической веры против язычни­ков», «О правлении князей», «Спорные вопросы».

Что главное в учении Аквинского?

Он приспособил учение Аристотеля к христианскому веро­учению, создал синтез христианства и аристотелизма, веры и разума.

Аквинскому, как и Аристотелю, окружающий мир пред­ставлялся иерархически упорядоченной структурой: на верши­не находится Бог, ниже — небесные сферы, люди, животные, растения, камни, земля.

Человек — это высшее материальное творение, по своей природе разумное и духовное создание. Человек одновременно является и телом и душой. Душа человека едина и неделима. Главные функции души — познание и воля. Воля — активизи­рующая сила, которая следует за познанием. Познание направ­лено на постижение добра. Познание является первичным, а воля — импульс, который зависит от выбранной цели.

Познание начинается с чувственного восприятия. В разуме человека нет ничего, что не прошло через чувственное воспри­ятие. Исходя из чувственных впечатлений, человек распознает общие черты в явлениях и формирует о них понятия.

Познавая мир, человек обнаруживает, что во всех вещах скрыты религиозные ценности.

Как доказать существование Бога?

Для доказательства Фома Аквинский выдвинул пять спо­собов:

1. Космологический аргумент: все в мире изменяется, сле­довательно, должна существовать первая причина, кото­рая сама ничем не обусловлена, но является источником всех изменений и движений. Именно такую первопричи­ну мы называем Богом.

2. Казуальный аргумент: любое следствие указывает на свою причину, которая тоже указывает на причину и т.д. Первопричина всего и есть Бог.

3. Аргумент, основанный на необходимости: любая вещь на земле является принципиально случайной в том смысле, что ее существование не является необходимым. Вещь могла быть иной, вместо существующих вещей могли быть другие. Однако немыслимо, чтобы все было случай­ным. Должно существовать нечто, являющееся необходимым, его мы называем Богом.

4. Аргумент, основанный на степенях совершенства. Все су­щества в мире являются более или менее совершенными. Следовательно, можно говорить о градации Бытия и совершенства. Должно быть нечто, что находится за пре­делами земного мира и является совершенным. Это не­что — Абсолютное Бытие, которое мы называем Богом.

5. Теологический аргумент: мы видим порядок в природе и за всем обнаруживаем цель. Порядок в мире свиде­тельствует о том, что он создан по исключительно про­думанному плану, то есть существует рациональный дух, который породил этот план.

Если Бог есть причина всего, то и зло — от Бога? Отвечая на этот вопрос, Фома Аквинский утверждал, что реальное зло происходит не от Бога, а от свободных действий человека. Бог даровал людям свободу воли, выбор между праведной и гре­ховной жизнью. Но Бог не виноват, что человек неправильно использует волю.

Годы жизни: 1285-1349 г.г. У. Оккам родился в Англии, учился и преподавал в Оксфордском университете, вступил в орден францисканцев, активно участвовал в борьбе против папства. В 1324 году обвинен в ереси, находился в заточении в Авиньоне, бежал в Мюнхен, где в 1349 году умер от чумы.

Какие взгляды высказывал Оккам?

Он защищал государство от папского влияния. Как фило­соф, он считал, что теология (богословие) — не наука, а фило­софия и настоящие науки должны быть свободны от влияния религии. Знание должно быть отделено от веры. В основании человеческого знания лежит конкретный опыт. Всякое по­знание следует основывать на чем-то реальном. В основе мира лежит всемогущая и неопределимая Божья воля. Реально су­ществуют единичные вещи, а общие понятия (универсалии) существуют только в уме.

Что такое «бритва Оккама»?

Оккам выдвинул принцип, который назвали «бритвой Оккама»: «Не следует умножать сущности без необходимости».

Может ли человек познать окружающий мир?

Нет. Человеку даны две реальности: Божественная, даро­ванная через Откровение, и реальность эмпирического мира, постигаемая через непосредственный опыт. Человек не может познать Бога эмпирически (путем экспериментов).

По мнению Оккама, истина двойственна: одна истина явля­ется в христианском Откровении, она недосягаема ни для со­мнений, ни для рационального постижения, вторая включает в себя наблюдаемые частные факты, описываемые эмпириче­ской наукой и рациональной философией. Они не обязательно выступают продолжением друг друга.

Какую роль сыграло учение Оккама?

Учение Оккама предвосхитило путь, по которому пошло развитие западноевропейской философии. Оккам считал, что церковь должна быть в политическом плане отделена от свет­ского мира, что реальность Бога должна в теологическом пла­не отличаться от эмпирической реальности. Эти понятия стали фундаментальными в период Реформации.

Источник

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Этапы развития

Познание мира в Средние века осуществлялось исключительно через веру. Это является общей характеристикой средневековой философии и её главной отличительной чертой от философии предшествующего периода — античности, где в концепциях о сотворении мира царили скептицизм и рационализм.

Средневековая философия развивалась в два основных этапа:

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Особенности и характерные черты

Характерной особенностью средневековой философии принято считать то, что в отличие от античной (которая на протяжении трёх этапов своего развития изучала мироздание и природу человека), она была основана на теологии и тесно связана с учением о Боге, христианским мировоззрением. Выделяют следующие характерные черты философии Средних веков — самое главное — кратко:

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Основные представители

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу.

Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение.

Писатель считал, что человек должен хранить христианскую веру, заниматься самопознанием и аскетизмом. Философия же, по его мнению, всё извращает, лишние мудрствования в виде философских учений только отвлекают от истины, которую даёт религия.

Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма.

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства.

В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога.

Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть.

В отказе от собственных взглядов путём выявления в них ошибок и заблуждений заключался путь Августина Блаженного к совершенствованию.

учение о боге в средневековье называли. Смотреть фото учение о боге в средневековье называли. Смотреть картинку учение о боге в средневековье называли. Картинка про учение о боге в средневековье называли. Фото учение о боге в средневековье называли

Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие.

Фома Аквинский, в отличие от Августина Блаженного, считал, что разум, независимо от веры, способен постигать отдельные истины. Но для спасения человеку необходимо знать нечто такое, что недоступно понять только разумом и можно познать лишь через божественное откровение.

Значение философии средневековья для последующего развития науки заключалось в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения, ведь сохранила и развила ряд античных философский идей христианского учения. Философия Средних веков формулируется путём господства религии, но равноправием веры и разума. На основе её догматов сформировались многие современные научные дисциплины.

Источник

Глава III Части первой. «Средневековая философия: теоцентризм»

Содержание главы III:

• Природа и человек как творение Бога

• Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии

• Сущность и существование

• Полемика реализма и номинализма

• Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

• Специфика средневековой схоластики

• Отношение к природе в средние века

• Проблема души и тела

• Проблема разума и воли. Свобода воли

• Память и история. Сакральность исторического бытия

• Философия в Византии (IV-XV века)

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I-IV веками. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

1. Природа и человек как творение Бога

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В Ветхом Завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий». В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.

2. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии

Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.

Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.

3. Сущность и существование

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

4. Полемика реализма и номинализма

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia). Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.

6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

7. Специфика средневековой схоластики

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».

8. Отношение к природе в средние века

В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.

Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на Священном Писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.

10. Проблема души и тела

11. Проблема разума и воли. Свобода воли

Наше знание о собственном существовании, то есть наше самосознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» в себе мы получаем знание о собственном существовании; для этого знания мы не нуждаемся во внешних чувствах и в каких бы то ни было объективных свидетельствах, которые подтверждали бы свидетельство самосознания. Так в средние века начался процесс формирования понятия Я, ставшего отправным пунктом в рационализме Нового времени.

12. Память и история. Сакральность исторического бытия

Человек, понятый сквозь призму внутреннего времени, предстает не просто как природное, но прежде всего как историческое существо. Однако в средние века возможность такого понимания еще не реализуется полностью, поскольку сама история здесь включена в рамки «священных событий» и потому предстает как отражение некоторых сверхвременных, надысторических реальностей. И только в эпоху Возрождения появляются попытки освободить «мирскую» историю от ее «священной» оболочки, рассмотреть ее как реальность самостоятельную.

Подводя итог нашего рассмотрения, можно сказать, что средневековая философия в целом должна быть охарактеризована как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

Философская мысль в средние века развивалась, однако, не только в Западной Европе, но и на Востоке, в Византии; если религиозным и культурным центром Запада был Рим, то центром восточно-христианского мира был Константинополь. Хотя средневековая философия Византии имеет много общего с западноевропейской, однако у нее есть также и ряд особенностей, отличающих ее от средневековой мысли Запада.

13. Философия в Византии (IV-XV века)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *