учение о человеке в эпоху возрождения
Учение о человеке в философии Возрождения
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:35, контрольная работа
Описание работы
Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.
Работа содержит 1 файл
Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации.doc
Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Орловский Государственный Аграрный Университет»
Кафедра философии и истории.
Контрольная работа по Философии на тему:
учение о человеке в философии возрождения.
заочного отделения ПГС 2/п
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.
Образ человека в эпоху Возрождения.
Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при земной жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
Пико делла Мирандоле (1463—1494): человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
Смещение акцента с теологии на философию, на науку, восхвалению которой посвящено немало страниц, оказывается закономерным завершением рационалистических тенденций в возрожденческой мысли XV века. Достоинство человека, по Мирандоле, проявляется только в свободной деятельности разума на путях науки и знания. Для самого философа целью жизни было отыскание единой истины, источником которой могли служить совершенно разные религиозно-философские системы. Поиски единой истины покоились на убеждении в единстве и универсальности логоса, т.е. слова, доступного знанию, интерпретации. Главное было найти «ключ», метод к постижению логоса. Поэтому Мирандола искал его в символике каббалы, в мистике пифагореизма, в античной и средневековой мысли. Много времени он посвятил магии, которую считал практической частью науки о природе, «завершающей ступенью философии природы».
Гуманистическая струя, ярко характеризующая всю эпоху Возрождения, представлена такими философами и поэтами, как Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарка (1304-1374). Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и её представителям и, главное, постулируют новое отношение к Человеку, его чувствам, его месту в мире. По всей Италии возникают кружки гуманистов, в которых обсуждаются и развиваются эти взгляды и которые становятся в оппозицию к религии и университетам, придерживающимся схоластических традиций.
Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.
Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального. XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является определяющим в человеке.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.
1. Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005
Гуманизм и учение о достоинстве человека. Ренессанс и Реформация.
Понятия философии Возрождения и гуманизма.
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.
ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело(например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы е? Ватикане), Рафаэля Санти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера(«Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800(!) частей.
Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
Гуманизм (от латинского гуманос – человечный) – есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.
Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.
Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.
Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).
В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».
Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.
В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум (крещение и причащение), богослужение, как правила, состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты, «священные» книги.
В июле 1505 года Лютер ушел в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава. Неожиданно для себя он обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело и «перевороту» в сознании Лютера понимания проблемы оправдания и спасения. «Лютер осознал себя непосредственно причастным к богу через ту самую судящую способность совести, которая как раз и свидетельствовала о его богооставленности».
Человек является одновременно «микрокосмосом» и «малым богом», в котором происходит все мировое и божественное во всей своей сложной противоречивости. Он выступает единством божественного и природного, телесного и духовного, зла и добра.
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.
Образ человека в философии Возрождения
Содержание:
Введение
Культура Ренессанса характеризуется глобальным изменением мировоззрения. Мировоззрение Ренессанса сосредоточено не на космосе античности и не на Боге Средневековья, а на человеке.
Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим.
В эпоху Возрождения искусство приобретает огромное значение, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает некий священный характер (сакральный).
Культ прекрасного, характерный для эпохи Возрождения, связан с антропоцентризмом. В эпоху Возрождения ценность личности возросла как никогда ранее. В эпоху Возрождения основное внимание уделяется оригинальности и уникальности личности.
Натурфилософы Возрождения, такие как знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс, применяли магически-алхимическое понимание природы, которое выражалось в стремлении управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, что было характерно для XV-XVI веков. Натурфилософы пытались устранить идею творения: Мировая душа была задумана как жизненная сила, имманентная самой природе, благодаря которой природа стала независимой и больше не нуждалась во внеземном происхождении.
Проблемы философии эпохи Возрождения
Понятие человека в философии эпохи Возрождения
Философские ориентации и размышления приводят к важнейшему для эпохи Возрождения вопросу: «Велик ли человек или он ничто?», а философская мысль этого периода характеризуется как антропоцентрическая. Он был призван заменить преобладающий теоцентрический взгляд на природу, потенциал и достоинство человека.
Но какова была объективная реальность? С одной стороны, человек эпохи Возрождения считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо питаться, красиво одеваться, иметь уютный дом, без вреда удовлетворять свои другие телесные потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но разве это не свойственно в своей основе и животному (пренебрегая эстетической формой); разве человек с такими потребностями не остается на уровне животного? К счастью, человек эпохи Возрождения задавал себе такой вопрос. И вот, с другой стороны, человек, утверждая себя на такой основе, все же желал оставаться (прежде всего) духовным существом, хотя и вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы во всем этом идеалы доброго, благородного, прекрасного не были утрачены, изгнаны из его человеческой духовности и из условий его реальной повседневной жизни.
Природа личности, проблема этой природы
Можно рассматривать человеческую природу как некую постоянную, уже данную и неизменную, биологическую сущность. Кстати, в этой связи можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но дело не в этом. Человек не похож на себя даже в своем внутреннем мире. Если долго наблюдать за человеком, можно не поверить, что все его разнообразные дела и поступки исходят только от него самого. Человек противоречив. Противоречит самому себе. Все, что человек делает и думает, непостоянно по своей природе. Изображение человека как константы, как самого его существа, его природы, загнано в рамки обобщенного образа, что, конечно, противоречит идеалу человека эпохи Возрождения. И еще более индивидуальным или даже отличительным является тот факт, что человек зачастую больше отличается от самого себя, чем от окружающих его людей. Проблема противоречия, таким образом, заключается именно в этом, во внутреннем мире самого человека.
Другая дискуссия касается беспомощности человека. Как уже отмечалось, человек становится все более одиноким по мере увеличения его свободы. Это одиночество приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. И в человеке тоже часто есть зарытая природа, которую нередко приходится укрощать. Чтобы успокоить импульсы, желание бушевать, мстить. Ведь это значит, что в человеке долгое время может жить природа, которая долгое время не дает о себе знать, как не знает о ней никто другой. Но при любой возможности, искушении, провокации эта природа может возродиться и дать о себе знать, и тогда ее нужно дисциплинировать, вовремя остановить ее порывы.
Заключение
После анализа философии Возрождения остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное чувство осознания того, что человек занимает важное место в жизни, что многое происходит вокруг него, для него, благодаря ему. Связанные друг с другом, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Возрождение представляют собой две взаимоисключающие эпохи. Особенно это касается взглядов их представителей на природу и предназначение человека.
Концепция Возрождения основана на рационалистическом и натуралистическом подходе к человеку. Она возникает из потребностей веры человека в свои силы, в возможность создать для себя естественную, свободную жизнь и построить гуманистическое общество.
В рамках данной работы поставленные задачи решены и получены следующие результаты:
В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии эпохи Возрождения.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Образ человека в философии Эпохи Возрождения
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.11.2016 |
Размер файла | 29,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.
Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. изучить философию Эпохи Возрождения;
2. выявить проблемы философии Эпохи Возрождения;
3. рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения;
4. проанализировать концепцию человека в философии того времени;
5. познакомиться с проблемой личности, часто поднимаемой в философии данного периода.
Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определена цель и задачи работы. В первой главе содержится характеристика философии Эпохи Возрождения, а также рассматриваются проблемы философии данного периода. Во второй главе раскрываются образ человека в философии Эпохи Возрождения. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
Завершается данный реферат списком источников и литературы, которые были изучены при подготовке настоящей работы.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1 Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.
В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому, что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
1.2 Проблемы философии эпохи Возрождения
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2.1 Концепция человека в философии эпохи Возрождения
Философские ориентации и размышления подводятся к наиболее важному для Возрождения вопросу «велик или ничтожен человек?», а философское мышление этого периода характеризуется как антропоцентрическое. Оно должно было сменить господствующее теоцентристское представление о сущности, возможностях и достоинстве человека.
Итак, велик или ничтожен человек? Постановка этого вопроса и выдвижение его на передний край исследования, в том числе и философского, обусловливалась субъективными и объективными процессами, происходящими в ту эпоху. Анализ содержания эпохи Ренессанса показывает, что в ней превалировали субъективные процессы. Это была эпоха стихийно-человеческого самоутверждения на уровне сознания. Как говорил Р. Монье, человек как-то по-иному подумал о себе, о том, что он не Бог, не Сатана, но и не человек в истинной его сути.
Но какова же была объективная реальность? С одной стороны, возрожденческий человек считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо поесть, красиво одеться, иметь удобное жилище, без предрассудков удовлетворять и другие свои физические потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но не характерно ли это в своей основе (отбросив эстетическую форму) и для животного, не остается ли человек с такими потребностями на уровне животного? К счастью, возрожденческий человек поставил себе такой вопрос. А потому, с другой стороны, самоутверждаясь на такой основе, человек все-таки хотел (прежде всего, хотел) оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы при всем этом не были потеряны, изгнаны идеалы Добра, Благородства, Красоты и из его человеческой духовности, и из условий его реального обыденного бытия. Именно они должны были быть не только ценностными ориентирами его жизни, но и выполнять роль внутренних и внешних «тормозов», не позволяющих человеку перейти грань, за которой терялась бы его сущность.
Итак, ответ на вопрос «велик или ничтожен человек», казалось бы, должен быть однозначен. Да, велик. И его величие состоит в его желании быть свободным, в свободном проявлении (так ему хотелось!) индивидуальности, в осознании необходимости и свободном поиске возможностей всестороннего совершенствования, и таким образом «творения себя самим» (Пико делла Мирандола). Причем телесная индивидуальная субъективность, вплоть до самых глубинных тайн, совершенно по-новому, в сравнении со Средневековьем, ориентирует человека. Физическое совершенство становится такой же целью, как и духовное. А их гармония и есть человеческое счастье. Как бы подводя итог, Пико делла Мирандола говорит, что человек рожден с тем условием, что он становится тем, кем он может быть.
Если принять такого рода учение о человеке классиков возрожденческой философии, то можно предположить, что в эпоху Ренессанса происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Это в следующие века философы будут выводить сущность и существование человека из мысли о человеке или из его моральной сути. Для возрожденческой же философии ни та, ни другая концепция не была определяющей. Здесь «работала» идея, что человек исходит и базируется на материальной основе. И поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудно выполняемых заповедей и норм. Рисуя образ такого человека, Мишель Монтень утверждает, что для него нет большего блаженства на Земле, чем жить спокойно и счастливо. Этот человек гонит от себя горе как нечто, не стоящее внимания, ведет себя так, как диктуют ему его эгоизм и сила. Он нисколько не страдает от разобщенности с людьми. Его действия и желания стоят на высоте, сила гармонирует с волей. Это какая-то девственная сила бытия, которой еще никогда не пользовался человек.
Однако историческая справедливость заставляет признать, что ранняя «беззаботная» юность Ренессанса завершилась довольно быстро, так как человеку стала понятной полная невозможность опираться в своей жизни только на свободу, проистекающую исключительно из своей личностно-материальной основы, личностного видения этой основы и способов ее созидания.
Так возникает желание базировать свою жизнь на чем-то ином, более солидном, чем иллюзорная человеческая свобода. И чем далее шел исторический процесс, подчиняясь объективным законам, тем более интенсивно вызревало противоречие, дошедшее, в конце концов, до человеческой трагедии между иллюзорной свободой человека и реальностями жизни.
Эту трагедию и ее возможные следствия поняли не все и не сразу. Ее поняли великие личности, «титаны мысли и дела». А может быть, вернее было бы считать, что это противоречие эпохи и породило титанов, сумевших проникнуть в ее сущность и сущность антропологических проблем. Они-то и есть лицо, субъект той эпохи. Именно фигура человека-творца, а не просто свободного человека, доведшего имеющуюся и желаемую свободу до эгоцентризма, становится символом Ренессанса.
Но естественно встает новый вопрос о субъекте Возрождения. Можно ли считать этот возрожденческий индивидуализм (и со знаком плюс, и со знаком минус) и титанизм конечной целью истории? И этот вопрос имеет двоякий ответ. Да, можно и нужно, так как именно в индивидуализме была реализована необходимость самоутверждения человека, который предъявил, силой исторических обстоятельств, свои права на человеческое достоинство, свободу. Но правомерен и другой ответ: нет, нельзя, это не оправдано. Философы той эпохи прекрасно поняли всю ограниченность человека-индивидуалиста, даже если он и титан мысли и дела. И что более важно, они поняли всю порочность способа борьбы за самоутверждение, дошедшее до эгоцентризма, до потери не только чувства меры, границ свободы, но и сопричастности к общечеловеческим ценностям как надежной точке опоры. Для индивидуалиста же такой точкой опоры является он «сам» и только. В этом его «величие», и «трагедия», и в этом его «ничтожество».
Особого внимания заслуживает антропология философа, поэта, политического деятеля Пико делла Мирандола (1443-1495 гг.) В создании образа человека и определении его сущности он сливает в единое целое личности Платона и Аристотеля, образы Христа, Моисея и Заратустры, Авицены и Ф.Аквинского и многих других исторических, мифических и религиозных персон. Под этим скрывалось стремление определить человека как нечто бесконечное в его характеристиках и в его личностной активности.
Трагедия человека, в основе которой лежит личностно-материальный подход, осознана и другим великим деятелем эпохи Высокого Ренессанса, Микеланджело Буонаротти. Причем эта трагедия имеет у него уже космические масштабы. Личность, противостоя всему космосу, уже ощущает беспредельный ужас собственного индивидуального одиночества и беспомощности перед этим космосом. В своей отчужденности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность. И в «Мадонне Марии», и в «Страшном суде» Микеланджело показывает тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед Судьбой.
Своеобразно, но в духе возрожденческого мировоззрения представлен человек в натуралистическом этико-философском учении Мишеля де Монтеня (1533-1592 гг.). Против схоластической модели «добродетельной, благопристойной», но довольно сумрачной жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой любвеобильной добродетели.
2.2 Природа личности, проблема этой природы
философия возрождение гуманизм этика
Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе. Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.
Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.
Разобрав философию эпохи Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него. Взаимосвязанные между собой, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Ренессанс представляют две взаимоисключающие эпохи. Это особо касается видения их представителями сущности и предназначения человека.
Возрожденческая концепция строится на рационалистическом и натуралистическом подходах к человеку. Она рождена потребностями веры человека в свои собственные силы, в возможности созидания естественной свободной жизни для себя и построения гуманистического общества.
Поставленные задачи в ходе настоящей работы выполнены и получены следующие результаты:
1) изучена философию Эпохи Возрождения;
2) выявлены проблемы философии Эпохи Возрождения;
3) рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения;
4) проанализирована концепция человека в философии того времени;
5) исследована проблема личности, часто поднимаемая в философии данного периода.
В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
4. Иванов В.А. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: АСМ, 2001. Т. 1.-838 с.
9. Человек: Антология. М., 1991. с. 217-277.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.
курсовая работа [45,0 K], добавлен 12.01.2008
Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
контрольная работа [30,1 K], добавлен 14.02.2011
реферат [15,5 K], добавлен 02.05.2007
Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина «гуманизм». Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.
контрольная работа [33,4 K], добавлен 20.01.2015
Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.
контрольная работа [53,7 K], добавлен 07.07.2014
презентация [220,6 K], добавлен 15.11.2012
Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Рассмотрение основных ее проблем и центральных вопросов. Особенности националистического и натуралистического подходов к концепции человека в философии гуманизма. Решение проблемы природы личности.
реферат [29,7 K], добавлен 30.10.2014