учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия

Учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга.

Первый блок включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствование состояние.

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.

Источник

Учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия

Что значит «динамическая» локализация? Это значит, что рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или другую психи ческую функцию, могут меняться по мере ее формирования, т. е. меняется структура по мере развития функции и меняются ее взаимоотношения с другими психи ческими процессами, а следовательно, ее локализация меняется и резко отличается у ребенка и взрослого. Локализация функции меняется и с ее нарушением при очаговых поражениях мозга, которые нарушают целостность функциональной системы, и при восстановительном обучении (а иногда и при спонтанных перестройках). Понятие «системная локализация» указывает на то, что функция локализуется как система. Можно говорить об узкой локализации отдельных ее элементов, а в целом та или иная психи ческая функция обеспечивается работой рабочего объединения ряда зон мозга. Такое представление о системной локализации ВПФ определяет и подход к анализу их нарушений, а также возможности и пути восстановления.

Восстановление психи ческих функций стало рассматриваться возможным. Необходим был поиск путей и методов восстановления.

На основе новых представлений в психологии, неврологии и физиологии А. Р. Лурией был разработан системный подход к анализу нарушений ВПФ, требующий квалификации дефекта, а не его описания, т. е. выделения «фактора», механизма, лежащего в основе нарушения психи ческой функции. Этот подход является важнейшей чертой современных представлений об органических нарушениях ВПФ.

Концептуальный аппарат нейропсихологии, разработанный А. Р. Лурией и его сотрудниками, позволил выделить и объяснить некоторые закономерности нарушения ВПФ, а также возможности и пути их восстановления. Нейропсихология показала, что:

1. При органических поражениях мозга ВПФ не распадаются, а наступает их дезинтеграция.

2. Однако выпадает тот или иной психофизиологический фактор (кинестетический, акустический, соматопространственный, пространственный и т. д.), в результате чего выпадает то или иное звено из психологической структуры функции (звено звукоразличения, звено создания моторной программы речи, звено оперативной памяти, звено пространственного восприятия и т. д.). Эта идея известного английского невролога XIX века X. Джексона о дезинтеграции психи ческих функций получила, наконец, свое подтверждение и дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурии и его научной школы.

3. Выпадение того или иного фактора ведет к системному нарушению всей функции целиком.

4. Нейропсихология показала также, что при поражении одного какого-либо участка мозга могут оказаться нарушенными не одна, а несколько психи ческих функций (например, поражение нижнетеменных отделов коры левого полушария ведет к нарушению устной экспрессивной речи — спонтанной, повторной, номинативной; понимания речи; письменной речи — чтения, письма; счета).

5. С другой стороны, одна и та же функция может оказаться нарушенной при поражении нескольких различных участков мозга (например, понимание речи нарушается при поражении и заднелобных, и теменных, и височных отделов коры левого полушария мозга). Но всякий раз нарушение одной и той же функции будет отличаться по механизму, синдрому и психологической структуре дефекта.

6. Все это дает возможность понять важнейшее положение в нейропсихологии о том, что локализация очага поражения мозга не совпадает с локализацией симптома (или функции). Таким образом, в исследованиях А. Р. Лурии и его сотрудников было показано, что ВПФ могут нарушаться при поражении любых звеньев этого динамического комплекса, но каждое из этих нарушений будет иметь специфику, зависящую от того, какое звено в системе нарушено. Кроме того, было показано, что очаговое поражение мозга, разрушая лишь одно звено целой функциональной системы, приведет к ее системному нарушению, но оно никогда не приведет к выпадению всей функции в целом. Это значит, что нарушенная психи ческая функция может быть восстановлена на основе сохранных звеньев функциональной системы и включения новых. Таким образом, нарушение ВПФ перестало казаться фатальным и необратимым, а их восстановление стало рассматриваться возможным.

Источник

ГОС вопросы разбивка. Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Предмет

Теоретические основы логопедии
1.Логопедия как отрасль специальной педагогики. Естественнонаучная основа учения о речи. Значение учения И.П.Павлова, И.М. Сеченова для логопедии. Методологические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности.

Предмет – нарушения речи и процесс обучения и воспитании лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект – человек, страдающий нарушением речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Цель – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Задачи: 1) Изучение онтогенеза речевой деятельности при реч.нар. 2) Определение симптоматики и степени проявления нарушений речи. 3) Выявление динамики развития детей + влияния реч.расстр. на формирование их личности, псих.развитие, поведение. 4) Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. 5) Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики реч.расстр. 6) Систематизация речевых расстройств. 7) Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 8) Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как ее теоретическая так и практическая направленности. Теоретический аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

Связь с др.науками: внутрисистемные связи –педагогика, спец. педагогика (сурдо, тифло, олигофрено), методикаобучения родному языку, математике, лого ритмика, общей и спец. психологией, психодиагностикой. Межсистемные связи – с медико-биологическими и лингвистическими науками (оториноларингологией, офтальмологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией, с лингвистическими науками и психолингвистикой).

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение И. М. Сеченов, И. П. Павлов о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций А. Р. Лурия и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности. И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» показывает, что психические явления по своей природе являются рефлексами головного мозга. По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена:

1.Первое, начальное, звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

2.Второе, центральное, звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.).

3.Третье, конечное, звено – движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловлены.

Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он создал учение о безусловных и условных рефлексах. Рефлексы, с которыми человек рождается на свет И.П. Павлов назвал безусловными, или постоянными рефлексами. Рефлексы же, возникающие в онтогенезе на основе безусловных, И.П. Павлов назвал условными, или временными рефлексами. Условный рефлекс, в отличие от безусловного, может возникать и исчезать, а также имеет сигнальный характер. Сигналы должны подготовить организм к соответствующим изменениям, то стимулируя какую-либо деятельность, то тормозя ее. Условные рефлексы, по И.П. Павлову, являются основой высшей нервной деятельности.

В дальнейшем этот раздел был дополнен учением о второй сигнальной системе человека.

Первая СС проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. Вторая СС проявляется в речевых условных рефлексах.

На основе учения Анохина, Леонтьев разрабатывает модель порождения речевого высказывания.

1 этап – мотивационно-побудительный

2 этап – мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел

3 этап – этап внутреннего программирования

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий – прием, переработку и хранение информации.

Третий блок включает кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области) – программирование, регуляцию и контроль поведения, деятельности.
2.Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Нарушения строения речевого аппарата и их влияние на звукопроизношение.

Результатом деятельности речевых областей мозга являются импульсы – команды, которые по проводящим путям поступают в периферический отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от центра к периферии. Центростремительные – несут информацию от рецепторов в зоны коры головного мозга.

Подкорково-мозжечковые ядра обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает точность и целенаправленность речевых движений.

Проводящие пути от коры головного мозга несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов, которые расположены в стволе мозга. Непосредственно 6 пар нервов иннервируют мышцы речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности обеспечивает движение вперёд – назад.

Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового (фонаторного), артикуляционного.

1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы.

2. Фонаторный (голосовой) или фонационный отдел представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань вверху граничит с глоткой, внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из хрящей и мягких тканей. На границе гортани и глотки находится надгортанник.

Внутри гортани располагаются голосовые складки. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации голосовые связки сомкнуты. В результате смыкания и размыкания, т.е. колебания голосовых складок, возникают колебания воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

3. Артикуляционный отдел. К артикуляционному отделу относятся язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные структуры – неподвижными.

Нарушения строения речевого аппарата и их влияние на звукопроизношение.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с конкретным врождённым дефектом строения артикуляционного аппарата

Заикание (логоневроз) – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи.

Механизм образования звуков речи

По механизму образования звуки речи разделяются прежде всего на гласные и согласные.

В русском языке различают 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.

Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха и преобладание голоса над шумом.

Гласные звуки классифицируются:

а) лабиализованные (огубленные) – губы сближаются, округляются, выпячиваются вперед. Степень огубленности может быть разной: меньше – [О], больше – [У].

б) нелабиализованные (неогубленные) – [А], [Э], [И], [Ы].

2) По степени подъема языка гласные бывают:

а) верхнего подъема ([И], [Ы], [У]) – язык занимает крайнее верхнее положение.

б) среднего подъема ([Э], [О]). в) нижнего подъема ([А]).

3) По степени продвинутости или по рядам различают:

а) гласные переднего ряда ([И], [Э]) – язык концентрируется в передней части полости рта; к передней части неба поднимается передняя часть спинки языка.

б) гласные среднего ряда ([Ы], [А]) – язык концентрируется в средней части полости рта; язык либо поднимается средней частью к средней части неба ([Ы]), либо лежит плоско ([А])

в) гласные заднего ряда ([У], [О]) – язык концентрируется в задней части полости рта, приподнимается задняя часть спинки языка по направлению к задней части неба.

Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных

Согласные звуки различаются по следующим признакам:

1) Место образования зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть:

1. Губно- губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.

2. Губно- зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

3. Переднеязычные (с, з, т, д, л, р, ж, ш, н, ц, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

4. Среднеязычные Й йот преграда образуется средней частью спинки языка.

5. Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

2) Способ образования – это характеристика препятствия во рту и на пути воздушной струи. Препятствие бывает 2-х видов: либо полная смычка, либо щель. Поэтому согласные делятся на смычные и щелевые.

Щелевые (фрикативные) – органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:([В], [Ф], [3], [С], [Ж], [Ш], [Щ], [Х] [ Й].

Дрожащие – образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами [Р], [РЬ]

3) По уровню шума (по акустическим (слуховым) признакам): сонорные ([Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ], [М], [МЬ], [Н], [НЬ], [j])

б) шумные ([Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [3], [К], [П], [С], [Т], [Ф], [Ч], [X], [Ц], [Ш] и их мягкие пары).

Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и силе воздушной струи. Шумные согласные образуются при большем напряжении мышц и при более сильной воздушной струе.

4) По участию голоса:

а) звонкие (произносятся с голосом) – голосовые складки сближены и вибрируют при прохождении воздуха ([Р], [Л], [М], [Н], [j], [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [3]).

б) глухие (образуются без голоса, с шумом) – голосовая щель раскрыта, а голосовые складки расслаблены ([К], [П], [С], [Т], [Ф], [X], [Ц], [Ч], [Ш]).

По звонкости – глухости согласные образуют пары (исключения: [Ч], [Ц], [Щ], [j]).

5) По твердости – мягкости. По твердости – мягкости согласные образуют пары (но: всегда мягкие – [Ч], [Щ], [j], всегда твердые – [Ц], [Ж], [Ш]).

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами

На ряду с дефектами речи выделяют физиологическую дислалию, т.е. возрастную несформированность речи. Она обусловленна возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки исчезают к 5 годам.

Этиология речевых нарушений

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешний и внутренние. Также он выделил:

— органические (анатомо-физиологические, морфологические): недоразвитие и поражение мозга, нарушения периферических органов речи;

— функциональные (психогенные) связаны с учением И. П. Павловом о нарушении соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

— социально-психологические – различные неблагоприятные влияния окружающей среды;

— психоневрологические причины – умственная отсталость, нарушение памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Причина – воздействие на организм внешнего и внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: биологические и социальные.

Социальные (обстановка в семье, тип воспитания, двуязычие, психотравмы, пед. Запущенность, депривации)

Принципы анализа речевых нарушений .

Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития – речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи.

12. Понятие дизонтогенеза (концепция В. В. Лебединского): условия нормального развития ребенка и факторы дизонтогенеза, основные параметры дизонтогенеза, представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии, общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. Влияние дизонтогенеза на речевое развитие.

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций

Источник

ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ: Лекция №1 5/5 (3)

ЛЕКЦИЯ № 1

1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук

2. Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ)

3. Основные принципы строения мозга (самостоятельно)

1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

Имена ученых различных направлений, внесших вклад в развитие нейропсихологии:
Патопсихологи и клинические психологи — Р. Я. Голант; Психиатры М. О. Гуревич и А. С. Шмарьян А. Л., Абашев-Константиновский; Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками; Неврологи — Б. Г. Ананьев и его сотрудники; Нейрофизиологи- Г. В. Гершуни; Физиологи — Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др.

Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Центральная проблема нейропсихологии — «мозг как субстрат психических процессов».

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями.

Первый — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом.

Второй — это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.

Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются общие положения диалектического материализма. Основные постулаты:
♦ материалистическое понимание всех психических явлений;
♦ общественно-историческая обусловленность человеческой психики;
♦ значимость социальных факторов для формирования психических функций;
♦ опосредованный характер психических процессов, речь в их организации занимает ведущую роль и тд.;

Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.
Богатое научное наследие, оставленное А. Р. Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии.

В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений.
Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».

В рамках клинической нейропсихологии внимание обращено на следующее:
♦ интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия;
♦ исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного;
♦ изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида (на грани здоровья и болезни).

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

В экспериментальной нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить как психофизиологическое.

В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет следующими путями:
♦ с одной стороны, расширяется проблематика изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов;
♦ с другой — совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

Начинает формировааться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология) — изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Разработка этого направления позволит по-новому подойти к анализу типологии нормы — одной из важнейших проблем психологической науки.

В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое — это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей.
Второе — это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий.

В последние годы складывается еще одно новое направление в нейропсихологии — нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к которым относятся невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»), и др.

Отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика»; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию.

Связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:
♦ с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;
♦ с другой — на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук.
Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся наук о мозге.

2. Теория системной динамической локализации высших психических функций
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии, и прежде всего — на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний, теорию объясняющую закономерности нарушений и восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга.

Понятие «высшие психические функции» — центральное для нейропсихологии.
Высшие психические функции — сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками:
♦ они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;
♦ они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);
♦ они произвольны по способу осуществления,

ВПФ — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений.
Основные характеристики ВПФ — опосредованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы». ВПФ как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.
Представления о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа ВПФ (т. е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление.

Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.

Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций — теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; К первому классу понятий относятся такие, как:

♦ высшая психическая функция;

♦ интериоризация и многие другие.

Второй класс понятий — собственно нейропсихологические понятия

1. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

2. Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.

3. Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.

4. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

5. Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

6. Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ).

7. Нейропсихологическая диагностика — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического диагноза).

8. Функциональная система — см.выше

9. Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа психической функции) — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятельности.

10. Локализация высшей психической функции (мозговая организация высшей психической функции) — центральное понятие теории системной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разныминейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры — корковой или подкорковой).

11. Полифункциональность мозговых структур — способность мозговых структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.

12. Норма функции — понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.).

13. Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

14. Функциональная специфичность больших полушарий — специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.

15. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Перечисленные понятия (как и ряд других) входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека.

Теория системной динамической локализации высших психических функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг и психика»: узким локализационизмом (или психоморфологическим направлением) и антилокализационизмом (или концепцией эквипотенциальности мозга).
Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями мозга как будто бы подкрепляли фактами оба указанных направления: с одной стороны, поражение отдельных участков мозга (преимущественно коры больших полушарий) приводит к различным нарушениям психических процессов, с другой — при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений, указывающие на возможность осуществления нарушенных функций и другими отделами мозга. Ни та, ни другая концепция не могли объяснить эти противоречия.

В истории изучения проблемы локализации психических функций существовали (и существуют) и другие направления. Довольно распространенной является эклектическая концепция, сохранившаяся до настоящего времени и объединяющая психоморфологические и антилокализационные представления. Согласно данной концепции, можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками мозга) лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции.

Однако высшие психические функции связаны равномерно со всем мозгом.
Теория системной динамической локализации ВПФ создавалась в борьбе с этими направлениями. В отечественной нейропсихологии пересмотрено понятие «локализация».

Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, например дыхание) соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой разных мозговых структур.

Системная локализация высших психических функций предполагает их многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию. Это вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются ВПФ.

Локализация ВПФ характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип следует из основных свойств функциональных систем, опосредующих ВПФ: пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости входящих в их состав звеньев.

Перечисленные выше принципы являются общими для организации как психических, так и физиологических функций.
Однако ВПФ человека обладают не только большей сложностью по сравнению с психическими функциями животных, а тем более с физиологическими функциями; они характеризуются качественными отличиями — осознанностью, опосредованностью: речью, произвольным способом управления, решающим значением социальных факторов в их формировании. Эти качественные отличия высших психических функций человека проявляются и в особенностях их мозговой организации. Принцип динамической локализации функций у человека конкретизируется также в виде хроногенной локализации, т. е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.
Согласно теории системной динамической локализации каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции.

Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует связывать не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья. Следует связывать те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром.
Теория системной динамической локализации ВПФ, разработанная Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Эта теория позволяет не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования. Вместе с тем, безусловно, эта теория — лишь один из первых реальных этапов в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов, изучением которой занимается почти все современное естествознание.

3. Основные принципы строения мозга
Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее, однако, из дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций.

Как известно, головной мозг (encephalon) — высший орган нервной системы — как анатомо-функциональное образование может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции.

I уровень — кора головного мозга — осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами.

II уровень — базальные ядра полушарий большого мозга — осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса.

III уровень — гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро — осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию.

IV уровень (низший) — ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга — осуществляет управление вегетативными процессами (Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, 1996).

1 ) обонятельный мозг (rhinencephalon);
2) базальные ядра (nuclii basales);
3) кора большого мозга (cortex cerebri) — конвекситальная, базальная, медиальная.

В каждом полушарии имеется пять долей:
1) лобная (lobus frontalis);
2) теменная (lobus parietalis);
3) затылочная (lobus occipitalis);
4) височная (lobus temporalis);
5) островковая.

учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия. Смотреть фото учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия. Смотреть картинку учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия. Картинка про учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия. Фото учение о динамической локализации психических функций и м сеченов и п павлов а р лурия

Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты филогенетически новые отделы мозга, и прежде всего кора больших полушарий. Кора большого мозга— наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы — подразделяется на следующие структурные элементы:
♦ древнюю (paleocortex);
♦ старую (archeocortex);
♦ среднюю, или промежуточную (mesocortex);
♦ новую (neocortex).

У человека новая кора — наиболее сложная по строению — по протяженности составляет 96 % от всей поверхности полушарий. Наиболее типична для человека новая шестислойная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По морфологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток.

В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ассоциативные отделы. Одновременно отмечаются усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковых узлов, а также филогенетически новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.

Была разработана концепция структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией деятельность мозга обеспечивается проекционными, ассоциативными,интегративно-пусковыми и лимбико-ретикулярными системами, каждая из которых выполняет свои функции.

Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.
Ассоциативные системы связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Для интегративно-пусковых систем характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т. е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения).

Лимбико-ретикулярные системы обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния.
Все перечисленные выше системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур.

Установлено, что головной мозг человека обладает значительной изменчивостью.
Различают этническую, половую, возрастную и индивидуальную изменчивость.
Этнические различия, сохраняющиеся от поколения к поколению, относятся к общему весу (массе) головного мозга, его размерам, организации борозд и извилин. Считается, однако, что средний вес мозга, свойственный одной этнической группе, — весьма условный показатель, так как индивидуальная изменчивость может перекрывать средние величины.

Масса мозга коррелирует с весом тела и формой черепа.
Установлены различия между мужским и женским мозгом: 1375 г для мужчин и 1245 г для женщин — средние показатели веса мозга европейца. С возрастом масса мозга и морфологическое строение отдельных структур и проводящих волокон (мозолистого тела, передних комиссур и др.) изменяются, причем у женщин эти изменения менее заметны, чем у мужчин.

С момента рождения головной мозг постепенно увеличивается и достигает максимальной массы к 20 годам; после 50 лет происходит постепенное уменьшение массы мозга (примерно на 30 г каждые 10 лет жизни).

Описана значительная индивидуальная морфологическая изменчивость мозга. Это относится и к массе мозга, и к другим его характеристикам. Современная нейроанатомия признает существование пороговых значений веса мозга: по одним данным, минимальная масса мозга равна 900 г; по другим — 750-800 г (С. В. Савельев, 1996). При объеме мозга 246-622 см (микроцефалия) наблюдается явное снижение умственных способностей.

Максимальная масса мозга здорового человека равна 2200-2300 г. Еще большая масса, как правило, является следствием патологического процесса (гидроцефалии и др.).

Помимо веса индивидуальные морфологические различия относятся и к организации мозга. Существует высокая изменчивость в строении поверхности полушарий переднего мозга, что отражается в изменчивости строения его борозд и извилин. По данным Института Мозга РАМН, существуют индивидуальные варианты не только строения борозд и извилин, но и расположения цитоархитектонических полей (рис. 5, А, Б, В).

Достаточно велика индивидуальная изменчивость и подкорковых образований, что не связано ни с объемом мозга, ни с полом, ни с национальной принадлежностью. Так, объем подкорковых ядер (скорлупа, хвостатое ядро и др.) у разных людей может различаться в 2-3 раза.

Таким образом, современные нейропсихологические представления о мозге как субстрате психических процессов должны учитывать не только общие характеристики его строения, но и фактор большой изменчивости, вариативности его морфологических показателей.

Весьма важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является также принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, соответственно которому уменьшается число степеней свободы каждой нижележащей системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей.

Вместе с тем подобная иерархия допускает определенную избыточность в структурной организации мозга за счет вовлечения в ту или иную его функцию большого числа нервных элементов, что приводит к повышению надежности работы мозга и служит основой для компенсации функций при его поражениях. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.

Наконец, современная нейропсихология выдвигает как один из важнейших принципов структурно системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) путей проведения возбуждения, что создает широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является одним из механизмов интегративной работы мозга.

Таким образом, согласно современным анатомическим сведениям об основных принципах организации мозга, он представляет собой сложную метасистему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из них строится из разных микросистем (микроансамблей).
Интегративная деятельность систем разных уровней обеспечивается их иерархической зависимостью, а также горизонтально-горизонтальными и вертикально- горизонтальными взаимодействиями.

Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость достигаются за счет динамичности и изменчивости составляющих их макро- и особенно микросистем. Качества динамичности и изменчивости присущи разным системам в разной степени.

Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанной в нейропсихологии:
♦ принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);
♦ принципу динамической локализации функции (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрастные периоды).

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.

Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
I — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
II — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации;
III — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *