учение о высшей нервной деятельности развил

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Типы темперамента

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Эмоции, мышление и память

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Заболевания

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Учебно-методическое пособие «Высшая нервная деятельность» предназначено для студентов университетов

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие «Высшая нервная деятельность» предназначено для студентов университетов, обучающихся по программе подготовки логопедов и дефектологов, и составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта., в рамках изучаемого курса «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» Задача курса состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих специалистов, деятельность которых будет направлена на коррекцию, обучение и воспитание детей и подростков современными сведениями о возрастных особенностях высшей нервной деятельности детей и подростков и механизмов, лежащих в основе такой деятельности.

В пособии показана история развития представлений о высших психических процессах Раскрываются анатомо-физиологические особенности деятельности высших отделов мозга детей и подростков, механизмы функционирования ЦНС, лежащие в основе психических функций, механизмы формирования условно рефлекторной деятельности детей и подростков, особенности ВНД человека.. Отмечены факторы, влияющие на формирование ВНД в онтогенезе.

Для закрепления знаний полученных в ходе изучения предмета студенту предлагается выполнение ряда практических работ.

Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

Модуль 1.

История развития взглядов на высшую нервную деятельность

Основоположником учения о ВНД является великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Понятие «ВНД» И.П. Павлов ввел вместо существовавшего ранее понятия «психическая деятельность». Как показало время, эти понятия не равнозначны, и их определения противоречивы.

Высшая нервная деятельность –это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде.

Первые экспериментальные исследования на животных связаны с именем римского врача Галена. Считавшего, что душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией.

Весьма примитивные представления древних сменились теорией Р.Декарта о рефлекторном принципе взаимодействия организма со средой. Декарту принадлежат первые высказывания о нервном механизме ответов. Он считал, что под действием внешнего предмета на органы чувств натягиваются «нервные нити» идущие внутри нервных трубок к мозгу, и открываются клапана, через которые из полостей мозга выходят в нервы потоки мелких частиц («животные духи»), устремляющиеся к мышцами раздувающие их. Таким образом, через посредство нервной субстанции возникает движение в ответ на внешнее воздействие. Однако, все же Декарт подчинял поведение человека высшему разуму. Но его схема связи между раздражением органов чувств и мышечной реакцией, несомненно, является прототипом учения о рефлекторной дуге.

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Р. Декартом сформированы два важных положения рефлекторной теории: 1) деятельность организма при внешнем воздействии является отраженной; 2) ответная реакция организма на раздражение осуществляется при помощи нервной системы.

В начале ХIX в. весьма прогрессивные идеи высказывал чешский анатом. Физиолог, врач Й. Прохаска. Именно им был введен в науку термин «рефлекс»и впервые дано классическое описание рефлекторной дуги. Однако, не подтвержденные экспериментально его теории не получили широкого распространения и признания. Отсутствовали экспериментальные данные о механизмах деятельности головного мозга. И поэтому допускалось, что психическая деятельность осуществляется исключительно в силу внутренних, присущих только ей закономерностей и является независимой от деятельности нервной системы. Фактически, признавалось наличие двух начал: телесного (физиологического) и духовного (психического), обособленных и независимых друг от друга.

Конец XIX – начало ХХ вв. – это был период расцвета экспериментальной психологии. Однако доминирование взгляда на психику как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами препятствовали развитию представлений о деятельности мозга. Противоречия между научными фактами и умозрительными заключениями привели психологию к распаду на несколько направлений.

К концу XIX века экспериментальная психология все более совершенствуется. Объективные методы этой науки стали широко применятся для изучения поведения человека и животных. Так было положено начало бихевиоризму (behavior- поведение). Представители бихевиоризма (Дж. Уотсон, Е.Торндайк, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер) обучали животных по методике, близкой к условно – рефлекторной Павловской с использованием «проблемных» клеток. Бихевиористы, накопив большой и интересный экспериментальный материал, пришли к формулировки ряда законов обучения (по Торнайку – пользы, эффекта и упражнения). Однако из боязни совершить ошибку и внести субъективизм в изучении поведения, они говорили только о внешних сторонах деятельности, известных им («стимул- реакция»), оставляя за пределами исследования все промежуточное звено, находящееся между стимулом и реакцией и составляющее суть собственно психической, или высшей нервной деятельности.

Неудивительно поэтому, что в экспериментальной психологии возникло другое направление, явившееся естественным дополнением к бихевиоризму – гештальтпсихология (Gestalt – образ). Представители этой школы – М. Вертгеймер, В. Келлер, К.Коффка – попытались заполнить недостающее звено в бихевиористской схеме «стимул-реакция», вставив посредине образ, возникающий в мозге при содействии стимула и понуждающий организм к реакции. Но гештальтпсихологи, придавая решающее значение в поведении животных гештальту, наделяли их интеллектуальными способностями, реализующимися в «ага-реакциях» в результате «озарения» (insight- инсайт) при постановке сложных опытов с решением задач.

Гештальтпсихологи так же, как и Бихевиористы, претендовали на общую теорию психической жизни в целом. Гештальтисты настаивали на идее целостности в противовес бихевиористам, трактовавшим сложную реакцию как сумму простых. Бихевиористы сосредоточивались на внешнем выражении деятельности и пренебрегали образом, видя в нем не психологическую реальность, а призрачный продукт интроспекции, в то время как для гештальтистов учение о двигательных реакциях, лишенных образа, представлялось игнорирующим самую суть психической деятельности. Расхождение между бихевиаристами и гештальтистами может быть выражено противопоставлением келлеровского понятия «инсайт» тордайковскому – «проб и ошибок». Однако ни бихевиористы, ни Гештальтисты не сумели по-настоящему объединять образ и действие, отдавая предпочтение лишь одной из сторон аналитико-синтетической деятельности мозга.

Психологические теории бихевиористов и гештальтпсихологов уступили место современному учению о высшей нервной деятельности, возникшему благодаря трудам И.М. Сеченова и особенно работам И.П. Павлова.

Наблюдая за развитием детей, М.И. Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение ученый выразил в своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». При изучении рефлексов М.И. Сеченов обосновал приспособительный характер изменчивости рефлекса. Открыл торможение рефлексов, суммацию возбуждения.

Современная физиология высшей нервной деятельности, была создана трудами И.П.Павлова и его сотрудников, исследовавших деятельность головного мозга в разных направлениях.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные представления о психической деятельности древнегреческих ученых.

2. Какие основные положения теории философа Сократа.

3. Какой вклад внес Гиппократ в формирование представлений о психической деятельности.

4. Концепция «нервизма». Назовите ученых внесших свой вклад в развитие данной концепции.

5. Основные положения теории гештальтпсихологии.

6. Основные положения теории бихевиористов.

7. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?

8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?

9. Как различаются пневмография и спирография?

10. Что дает оценка состояния периферических сосудов?

11. Как интерпретируют показатели детектора лжи?

Источник

История развития физиологии высшей нервной деятельности

Исследование психики в трудах ученых до второй половины XIX в. Высказывания о душе древних мыслителей, учение Р. Декарта. И.М. Сеченов как теоретик рефлекторной природы психической деятельности. Исследование физиологии условных рефлексов И.П. Павловым.

РубрикаБиология и естествознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления22.09.2009
Размер файла15,5 K

учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть фото учение о высшей нервной деятельности развил. Смотреть картинку учение о высшей нервной деятельности развил. Картинка про учение о высшей нервной деятельности развил. Фото учение о высшей нервной деятельности развил

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В трудах ученых до второй половины XIX века высказывания о психике как результате деятельности мозга встречались редко.

Другой выдающийся врач древности Гиппократ предложил теорию темпераментов человека, которая дошла до наших дней.

Крупнейшим событием XVII в. было открытие рефлекторного принципа в поведении организмов. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта и было призвано завершить механистическую картину мира, включив в нее и поведение живых существ. Декарт полагал, что взаимодействие организма с внешней средой опосредовано «нервной машиной», состоящей из мозга как центра и нервных трубок, расходящихся от него радиусами. Такая конструкция очень напоминала систему кровообращения, открытую У. Гарвеем. Нервный импульс мыслился близким по составу и способу действия процессу перемещения крови по сосудам. Потоки этих частиц Декарт обозначил термином «животные духи», который часто употреблялся учеными того времени. Термин «рефлекс» в трудах Декарта отсутствовал, но основные контуры этого понятия были четко намечены. Рефлекторную реакцию Р. Декарт представлял так: «Если, например, огонь приближается к ноге, то мельчайшие частицы этого огня, движущиеся, как вам известно, с большой скоростью, обладают способностью привести в движение то место кожи, к которому они прикасаются. Нажимая этим самым на нежное волокно, прикрепленное к этому месту кожи, они в тот же момент открывают поры (мозга), у которых заканчивается это волоконце, так же, как мы дергаем за веревку, чтобы зазвонил колокольчик на другом ее конце. Когда эти поры открыты, то животные духи из углубления входят в трубку и переносятся ею частично к мускулам, отдергивающим ногу от огня, частично к тем мускулам, которые заставляют голову повернуть к огню и глаза смотреть на огонь, и, наконец, к тем, которые служат для того, чтобы протянуть руки и согнуть все тело для его предохранения» (цит. по П.К.Анохину, 1945).

В работе «Физиологические письма» К. Фогт писал: «Мозг выделяет мысль, как печень желчь». Позже в это высказывание, подвергшееся нападкам ученых, была внесена поправка: «Имеется в виду лишь то, что мозг также необходим для мышления, как печень для желчеобразования».

«Вульгарные материалисты» и их сторонники и последователи заметно повлияли на направленность мышления физиологов.

К 60-м годам XIX века материалистическая оценка процессов, протекающих в мозге, стала основой мировоззрения многих исследователей. К этому времени относится начало работ молодого И.М. Сеченова в области физиологии центральной нервной системы. В 1863 году в России вышла небольшая по объему работа И.М. Сеченова «Попытка подвести физиологические основы под психическую деятельность», позже названная «Рефлексы головного мозга». В этой книге впервые утверждалось, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности.

«Рефлексы головного мозга» привлекли к Сеченову горячие симпатии передовых людей и вызвали гонения со стороны царских властей. Книга была арестована, а автор привлечен к суду. Обвинительный акт гласил: «Эта материалистическая теория, разрушая моральные устои общества в земной жизни, уничтожает и религиозный догмат жизни будущей; она не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов».

В ожидании суда Сеченов говорил друзьям: «Не буду я брать адвокатов, а возьму с собой лягушку и покажу судьям мои опыты: пусть прокурор их опровергает». Однако протест широких общественных кругов предотвратил судебную расправу над ученым.

Однако до начала XX столетия еще не существовало методик, с помощью которых можно было бы исследовать механизмы процессов, протекающих в мозге.

В России становление и развитие исследований высшей нервной Деятельности связано с именем Ивана Петровича Павлова. Он не был прямым учеником И. М. Сеченова.

Научная деятельность И.П. Павлова. Начало XX века привело к коренному повороту в сторону экспериментального изучения физиологических основ психики. Центром этих работ стали лаборатории, руководимые И.П. Павловым.

В результате проведенных исследований И.П. Павлов пришел к выводу: высшая (психическая) деятельность головного мозга заключается в образовании временных связей между нервными центрами, т. е. в образовании новых условных рефлексов.

Таким образом, в отличие от постоянных, врожденных рефлексов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (кровообращение, дыхание, пищеварение и др.), условные рефлексы бесконечно разнообразны, изменчивы и точно приспосабливают организм к постоянно меняющимся условиям жизни.

Современными задачами физиологии высшей нервной деятельности является изучение процессов, протекающих в головном мозге, локализация психологических функций в центральной нервной системе, изучение физиологических основ мышления, памяти, сна, эмоций, мотиваций и второй сигнальной системы.

Подобные документы

Общее понятие и особенности функций высшей нервной деятельности человека. История открытия механизмов условных рефлексов и изучение их физиологии И.П. Павловым. Исследование высших функций мозга в трудах философов античности Гиппократа и Декарта.

реферат [20,1 K], добавлен 17.04.2011

Сущность понятия «рефлекс». Особенности объективного метода условных рефлексов. Филогенетическое изучение условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов российского физиолога Слонима, английского этолога Темброка. Сущность понятия «доминанта».

реферат [20,1 K], добавлен 22.09.2009

Предмет и роль физиологии в системе медицинского образования, краткая история, современные тенденции и задачи физиологии. Организм и внешняя среда, исследование физиологии целостного организма. Метод графической регистрации и биоэлектрических явлений.

курсовая работа [63,3 K], добавлен 02.01.2013

Сущность и исторические предпосылки учения о высшей нервной деятельности, его значение для развития современной науки. Формы приспособительной деятельности животных и человека. Основные свойства безусловного рефлекса и критерии нервной деятельности.

презентация [4,8 M], добавлен 12.01.2014

Роль Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности, объяснении высших функций мозга животных и человека. Основные периоды научной деятельности ученого: исследования в областях кровообращения, пищеварения, физиологии высшей нервной деятельности.

реферат [25,7 K], добавлен 21.04.2010

презентация [970,0 K], добавлен 03.04.2014

реферат [23,8 K], добавлен 23.04.2015

Источник

Высшая нервная деятельность, подробно

История возникновения

Термин «ВНД» введен И.П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность» (интересно отметить, что физиолог Павлов к психологической науке своего времени относился свысока и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов). Непосредственным предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И.М. Сеченов, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистические идеи о рефлекторной природе психической деятельности. Для того времени эта позиция была не просто новаторской, но даже рискованной.

9 июля 1866 г. против Сеченова было возбуждено уголовное дело по статье 1001 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», касавшейся «развращения нравов» (похоже, сей дамоклов меч со времен Сократа висит над всеми прогрессивными мыслителями). Статья звучала так: «Если кто-либо будет тайно от цензуры печатать сочинения, имеющие целию развращение нравов, или явно противные нравственности и благопристойности, или клонящиеся к сему соблазнительные изображения, тот подвергается за сие: денежному взысканию не свыше пятисот рублей или аресту на время от семи дней до трех месяцев. Все сочинения или изображения сего рода уничтожаются без всякого за оные вознаграждения».

Исследования И.М. Сеченова

Что же дало повод ревнителям общественной морали подвергнуть судебному преследованию ученого, проводившего безобидные физиологические эксперименты над лягушками? (Заметим, кстати, что сегодня эти опыты повторяют в ходе практикума по физиологии все студенты-первокурсники, получающие фундаментальную психологическую подготовку.)

Основанием для возбуждения уголовного дела, как это ни покажется нелепым, и явилась публикация Сеченовым своей научной работы под названием «Рефлексы головного мозга». В ней была представлена материалистическая трактовка психических процессов на основе естественнонаучного эксперимента. Для своего времени это был революционный подход.

Что же делал Сеченов, имевший все основания ожидать применения к себе самых неожиданных карательных санкций? В разгар репрессий он, одновременно автор и издатель «Рефлексов», даже и не думает как-то избавиться от трех тысяч опасных книжек. А в сентябре 1866 г. ученый переходит в контрнаступление на Министерство внутренних дел и, используя доступные рычаги юриспруденции, добивается спустя год «освобождения» своей «заарестованной» книги.

Можно назвать несколько факторов, обеспечивших эту победу. Среди них — пристальное внимание общественности к делу Сеченова. Немалое значение имели умелые действия присяжного поверенного которому Сеченов поручил ведение дела. Это был В. Д. Спасович, бывший профессор Петербургского университета, оставивший кафедру после студенческих волнений 1861 г. в знак протеста против произвола властей, специалист, не раз выигрывавший дела против цензуры.

На защиту Сеченова встал «Колокол», оповестивший мир о позорном преследовании ученого. Сыграла свою роль и неуверенность чиновников. Прокурор, явно опасаясь неудачи, не дал ход уголовному делу. Князь Урусов, управляющий Министерством юстиции, в отношении за № 9730 к министру внутренних дел Валуеву ссылался на мнение прокурора, что «учение, заключающееся в сочинении «Рефлексы головного мозга», может быть опровергаемо только путем научных доводов, но не путем судебных прений в уголовном суде».

В итоге после полутора лет борьбы книга была спасена Сеченовым от сожжения.

К. А. Тимирязев высказался однажды, что «если три века тому назад натиск реакции приходилось выдерживать астроному, то теперь он направлен главным образом на биолога». Сеченов мужественно выдержал этот натиск.

Учение Сеченова легло в основу последующих исследований высшей нервной деятельности. В самом общем виде итоги этих изысканий можно сформулировать так.

Описание ВНД

Виды рефлексов

БР совершается автоматически и не требует предварительной тренировки. Он приобретен данным видом живого организма в процессе всего предшествующего исторического развития (филогенеза) и передается по наследству. УР требует определенных условий для возникновения. Поданным физиолога Л. А. Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.

УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя (для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания). В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механическая связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Таким образом, безразличный ранее раздражитель становится сигналом какого-либо жизненно важного явления.

Одни только БР не могут обеспечить многим животным, а тем более человеку, всесторонних связей со средой. Они дают лишь ограниченную ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внешней среды. Поскольку внешняя среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.

Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внешнего мира, он назвал первой сигнальной системой, которая является общей у человека и животных. По Павлову, ВНД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в основном к совокупности многообразных УР первой сигнальной системы. Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять основной фонд ВНД детей в первые годы их жизни и занимают определенное место в ВНД человека в последующие возрастные периоды.

Вторая сигнальная система

У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности.

Закономерности ВНД

Павловым выделены следующие закономерности ВНД:

Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *