учение об общих идеях на основе которых строится аргументация и развивается мысль
Учение об общих идеях на основе которых строится аргументация и развивается мысль
107. Схема в риторике — это:
• состав, связь и последовательность положения и доводов аргумента
108. Терм — это:
• переменный элемент суждения, обладающий индивидуальным номинативным значением
109. Топос — это:
• общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент
111. Топосы определения:
• развертывают аргументы, термы которых сводятся как полностью или частично идентичные или разводятся как неравнозначные и относящиеся к различным общим категориям
113. Умножительная амплификация — это:
• развертывание положения путем увеличения состава или количества доводов или суждений
114. Универсальная аргументация — это:
• аргументация, исходящая из признания так называемых «общечеловеческих ценностей» в виде всеобщих законов логики, материальных условий существования человека, всеобщих нравственных законов
115. Факт в риторике — это:
• изображенное в слове деяние определенного субъекта, совершенное в определенных обстоятельствах и на определенном основании и повлекшее за собой определенные последствия
116. Частная аргументация — это:
• аргументация, исходящая из признания ценностей и интересов, свойственных ограниченному сообществу, которые рассматриваются как содержательное основание аргументативной конвенции
117. Частная риторика изучает:
• приемы правильного построения высказываний в конкретных условиях и формах речи, видах словесности, функциональных стилях, видах литературы
118. Частный топос — это:
• идея или правило, которое признается необязательно, не всеми и не всегда
120. Часть речи, содержащая предложение, развернута в положение
• теза
Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи
При ветствую Вас, друзья!
В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.
Что такое сенсуализм?
Сенсуализм – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником достоверных знаний. Термин «сенсуализм» образован от латинского слова «sensus», которое переводится как «восприятие» или «ощущение». Автором данного термина считается французский философ 19 века Виктор Кузен. Правда, сам он использовал это слово для обозначения материализма (для которого тогда ещё не было введено общепринятого термина). Но несмотря на то, что смысл слова поменялся, его авторство всё равно приписывают Виктору Кузену.
Интересно, что термин «сенсуализм» был введён лишь в 19 веке, хотя обозначаемое им философское направление существовало ещё в 5 веке до нашей эры.
Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:
Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:
Основные идеи сенсуализма
Одним из первых философов, высказывавших идеи, свойственные сенсуализму, был древнегреческий софист Протагор (485-410 до н. э.). Именно ему принадлежит известное высказывание «Человек есть мера всех вещей». Другим известным сторонником данного направления был его земляк Эпикур (341-270 до н. э.). К сожалению, из работ этих мыслителей в наши дни практически ничего не сохранилось.
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.
Сенсуализм Джона Локка
Джон Локк придерживался концепции»чистой доски», согласно которой всё наше мышление основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира. Он отрицал возможность того, что у человека могут существовать врождённые идеи, и считал, что всё является следствием чувственного опыта. Именно опыт формирует наши знания, разум и характер.
Известное крылатое выражение tabula rasa (которое переводится с латыни как «чистая доска») формулирует именно эту идею. Его суть состоит в том, что каждый человек при рождении представляет собой чистую доску, и вся его жизнь определяется не врождёнными особенностями, а тем, что напишут на этой доске.
Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).
Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.
Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.
Сенсуализм Джорджа Беркли
Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.
К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.
Таким образом, материальное бытие сводится к возможности восприятия. Любой объект представляет собой лишь «комплекс ощущений». При этом, с точки зрения Беркли, могут существовать вещи, которые мы просто не способны воспринять, и лишь поэтому не осознаём их существования. В этом плане его взгляды противоположны классическому материализму, поэтому его считают одним из наиболее ярких представителей субъективно-идеалистического сенсуализма.
Сенсуализм Дэвида Юма
Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.
То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.
Сенсуализм в философии Новейшего времени
В 19 веке сенсуализм приобрёл новую форму, которую называют эмпириокритицизмом (или, реже, «вторым позитивизмом»). Вся эта концепция строится на таком понятии как «чистый опыт». Автором и наиболее известным сторонником данного учения является швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). В качестве основного предмета исследования в эмпириокритицизме принимается научное мышление, а главный вопрос заключается в том, как образуются знания.
Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.
Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?
В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.
Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Он привёл следующие тезисы:
Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:
Заключение
Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.
Учение Платона об идеях (эйдосах). Идея Блага.
Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием).
Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству. Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т. е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора.
Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что кроме идеи она причастна еще и материи. Материя есть небытие. Материя есть небытие и источник всего плохого, и в частности зла. А идея, как я уже говорил, есть истинное бытие вещи. Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу/ идею.
Идея БЛАГА. Среди идей мира истинно-сущего, как и среди чувственных вещей существует определенного рода иерархия. Во главе всего сущего, на его вершине находится, по Платону, идея блага. Почему Платон отдает предпочтение именно этой идее? Аргументация Платона вполне рациональна. В любом нашем действии и познании самым важным является то, зачем мы это делаем или познаем. Если мы не знаем пользы или блага, проистекающего от нашего познания или действия, они бесполезны. Следовательно, ни одно действие и ни одна идея не могут обойтись без познания блага, и оно оказывается фундаментальнейшей идеей, которую надо предпослать всему остальному. Вопрос о сущности блага, говорит Платон, один из самых трудных, поэтому к его пониманию нужно приближаться посредством образа и уподобления.Платон для иллюстрации сущности блага использует образ солнца. Для нашего зрительного опыта, по Платону, необходимы три вещи: способность зрения и его орган, цвет зримого нами предмета и, наконец, самое важное — свет, который позволяет нашему зрению увидеть цвет предмета, без этого солнечного света никакого зрения не могло бы возникнуть. Он сравнивает солнце и его свет с источником умопостигаемого света, идеей блага.
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархии идей». Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. На вершине умопостигаемого мира находится идея блага. Сам умопостигаемый мир делится на два раздела. Сразу за идеей блага следует мир сущностей, постигаемых чистым мышлением. Это сама истина, сама реальность, бытие как таковое. За ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Затем идет мир чувственно-воспринимаемый, он также делится на два раздела. Первый — это сами видимые нами предметы, второй — их тени и отражения. Надо всем этим чувственным миром господствует солнце, высший из видимых нами богов, отпрыск и образ высочайшей идеи блага. Она не только превосходит все реально существующее благо и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.
Краткая биография
На сегодняшний день дата рождения философа точно неизвестна. Большинство историков склоняются к мнению, что Платон родился в 427 году до нашей эры в Эгине или Афинах, в самый разгар Пелопонесской войны. Его настоящее имя — Аристокл; прозвище «Платон» (что значит «широкий») он получил, предположительно, вследствие своего телосложения или же как указание на его чрезвычайно разнообразный круг интересов. В жизненном пути философа следует отметить такие пункты:
Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.
Теория идей
Известно, что Платон использовал некоторые слова в широком смысле — это относится также и к понятию «идеи». Согласно философу, «тот, кто последовательно поднимается по ступеням наблюдения прекрасного, тот увидит нечто удивительное, прекрасное по своей природе. Это прекрасное неуничтожимо, оно не имеет начала или конца, его нельзя ни увеличить, ни убавить, оно предельно самодостаточно». По мнению Платона, идея, или эйдос, имеется у абсолютно любого объекта; для лучшего понимания он выстроил своеобразную иерархию, по которой человек может добраться от низменных объектов до их высшей сути:
Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.
Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.
Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.
Учение о душе
В определённом смысле родственным философской теории об идеях являются диалоги и размышления Платона о человеческой душе. Философ был сторонником дуалистической концепции: тело и оживляющая его субстанция противопоставляются друг другу (так, последняя будет жить вечно и ничто не может её разрушить или осквернить, в отличие от её материального носителя). В диалоге «Федр» Платон разделяет душу на 3 основные части:
С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.
Существует созданные философом 4 доказательства существования души (некоторые из которых близки учению об идеях). Платон полагал, что раз на Земле всё взаимосвязано и циклично, то это также относится и к высшему миропорядку («Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то это может говорить о возможности перевоплощения душ»). Второе доказательство связано тем, что душе изначально знакомы абсолютные качества (стремление к внутренней красоте или к справедливости), а это указывает на то, что она получила эти знания ещё до рождения.
Третий аргумент основан на разнородности тела и души (материальное имеет сложную структуру, а значит — оно обречено распадаться на части, а душа имеет простую, «неделимую» природу, поэтому она вечна). Наконец, 4-й аргумент является в прямом смысле постулированием теории об идеях.
Познание и восприятие
Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:
У Платона также присутствует термин «вера» — философ рассматривает это с позиции своей теории об идеях. Так, человек, который «верит» в существование чего-то, удостоверяет его существование при помощи своей души (то есть, чувствует истинность или реальность объекта, не видимого посредством чувственного восприятия). При этом следует отделять веру от предположения, основой которого является сомнение в истинности или реальности объекта.
Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.
Учение Платона об идеях — суть, характеристика и значение теорий философа
Античная философия оказала огромное влияние на культуру и мировоззрение многих выдающихся людей (от учёных, историков и врачей до представителей творческой элиты). Учение Платона об идеях («образцах» или «видах») является квинтэссенцией эллинской мудрости; мысль философа развивается в диалогах «Федон», «Филеб» и «Пир».
Краткая биография
На сегодняшний день дата рождения философа точно неизвестна. Большинство историков склоняются к мнению, что Платон родился в 427 году до нашей эры в Эгине или Афинах, в самый разгар Пелопонесской войны. Его настоящее имя — Аристокл; прозвище «Платон» (что значит «широкий») он получил, предположительно, вследствие своего телосложения или же как указание на его чрезвычайно разнообразный круг интересов. В жизненном пути философа следует отметить такие пункты:
Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.
Теория идей
Известно, что Платон использовал некоторые слова в широком смысле — это относится также и к понятию «идеи». Согласно философу, «тот, кто последовательно поднимается по ступеням наблюдения прекрасного, тот увидит нечто удивительное, прекрасное по своей природе. Это прекрасное неуничтожимо, оно не имеет начала или конца, его нельзя ни увеличить, ни убавить, оно предельно самодостаточно». По мнению Платона, идея, или эйдос, имеется у абсолютно любого объекта; для лучшего понимания он выстроил своеобразную иерархию, по которой человек может добраться от низменных объектов до их высшей сути:
Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.
Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.
Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.
Учение о душе
В определённом смысле родственным философской теории об идеях являются диалоги и размышления Платона о человеческой душе. Философ был сторонником дуалистической концепции: тело и оживляющая его субстанция противопоставляются друг другу (так, последняя будет жить вечно и ничто не может её разрушить или осквернить, в отличие от её материального носителя). В диалоге «Федр» Платон разделяет душу на 3 основные части:
С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.
Существует созданные философом 4 доказательства существования души (некоторые из которых близки учению об идеях). Платон полагал, что раз на Земле всё взаимосвязано и циклично, то это также относится и к высшему миропорядку («Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то это может говорить о возможности перевоплощения душ»). Второе доказательство связано тем, что душе изначально знакомы абсолютные качества (стремление к внутренней красоте или к справедливости), а это указывает на то, что она получила эти знания ещё до рождения.
Третий аргумент основан на разнородности тела и души (материальное имеет сложную структуру, а значит — оно обречено распадаться на части, а душа имеет простую, «неделимую» природу, поэтому она вечна). Наконец, 4-й аргумент является в прямом смысле постулированием теории об идеях.
Познание и восприятие
Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:
У Платона также присутствует термин «вера» — философ рассматривает это с позиции своей теории об идеях. Так, человек, который «верит» в существование чего-то, удостоверяет его существование при помощи своей души (то есть, чувствует истинность или реальность объекта, не видимого посредством чувственного восприятия). При этом следует отделять веру от предположения, основой которого является сомнение в истинности или реальности объекта.
Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.