учение томаса мора о государстве и праве

Политология Томаса Мора

1.Булычев, И. И. О гендерной картине мира в «Утопии» Томаса Мора // Женщина в российском обществе. – 2001. – 1/2. – С. 33–36.
2.Захарченко, Г. В. Томас Мор о системе ответственности за преступления и наказаниях у утопийцев // Гуманитарный трактат. – 2017. – 17. – С. 19–23.
3.Каспэ, И. Утопическое чтение: К вопросу о герметичности «Утопии» Томаса Мора // Социологическое обозрение. – 2017. – 1. – С. 101–125.
4.Каутский, К. Томас Мор и его «Утопия». – М., 2011.
5.Кудрявцев, О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. – 1987. – С. 197–214.
6.Мор, Т. Утопия. – М., 1978.
7.Осиновский, И. Н. Томас Мор. – М., 1985.
8.Паниотова, Т. С. Реальное и фантастическое в «Утопии» Т. Мора // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – 3. – С. 117–132.
9.Сухарев, А. П. Томас Мор – первый европеец против смертной казни // История государства и права. – 2011. – 15. – С. 43–46.
10.Тарле, Е. В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени // Тарле, Е. В. Соч. В 12-и т. Т. 1. – С. 119–266.

В 1498 г. Т. Мор знакомится с нидерландским гуманистом Эразмом Роттердамским, который именно Т. Мору в 1511 г. посвятил свою знаменитую «Похвалу глупости». Т. Мор уже в 1500 г. читал публичные лекции о «Полисе божием» Августина, что говорит об известности молодого учёного и о его пристальном интересе к политологии, причём политологии с религиозным, католическим окрасом. В 1504 г. Т. Мор становится членом парламента и пытается воспрепятствовать слишком большим налоговым требованиям короля Генриха 7-го, за что был наказан тюрьмой и штрафом отец Томаса, потому что даже король побоялся наказать популярного депутата парламента. После смерти этого короля в 1509 г. Т. Мор смог понравится новому королю Генриху 8-у до такой степени, что вчерашний оппозиционный юрист стал шерифом Лондона и посланцем лондонских купцов во Фландрии в 1515 г.

Интересно отношение ярого католика Т. Мора к религии в его проекте коммунистического общества. В «Утопии» разрешены все религии, но все они должны терпимо относиться друг к другу. Разрешён и атеизм, но атеистам, в отличии от верующих, Т. Мор в своём проекте идеального общества запрещает заниматься пропагандой своих атеистических идей. Священники в Утопии выборные, в их число допускаются и женщины. В руках священников находится всё образование. Вообще, описанию религиозной жизни утопийцев автор уделяет много внимания и в этом описании показывает себя религиозным реформатором католицизма. Именно приверженность реформе, а не революции заставляла Т. Мора оставаться католиком (Осиновский, И. Н. Томас Мор. – М., 1985).

Регулярно утопиты каждые десять лет даже меняются домами, чтобы у всех всего было поровну. Живут жители Утопии большими (по сорок человек) семьями, совместно заботясь о стариках и совместно воспитывая детей. К каждой семье государство прикрепляет по два раба. Вместо торговли в Утопии господствует государственное снабжение жителей всем необходимым. Вся производимая продукция свозится на государственные склады, с которых всё это выдаётся всем, кто в этом нуждается, но если кто-то попытается взять больше потребности, обмануть государство, то он наказывается.

Несмотря на то, что труд не занимает у утопитов много времени, всем всего хватает, потому, говорит Т. Мор, что в Утопии нет бездельников – попов, монахов, богачей и их слуг, а также нищих, нет и бесполезных ремёсел. Труд обязателен для всех способных трудиться жителей Утопии, из которых, впрочем, по рекомендации священников и тайным голосованием выбираются способные к наукам, которых ввиду их научных занятий освобождают от занятий сельским хозяйством и ремеслом. Если такой освобождённый учёный не оправдывает надежд, то его возвращают обратно к физическому труду. Из этих учёных выбирают дипломатов, некоторых государственных служащих и священников.

Для больных в Утопии есть общественные больницы, где больных лечат бесплатно. Безнадёжных больных утопийцы уговаривают покончить жизнь самоубийством, но беспричинное самоубийство в Утопии считается позорным.

Государство в Утопии существует – граждане регулярно выбирают должностных лиц, но Утопия – государство всего народа, а не государство богатых, как в современной Т. Мору действительности. Все, нарушающие законы, наказываются в Утопии временным порабощением (Захарченко, Г. В. Томас Мор о системе ответственности за преступления и наказаниях у утопийцев // Гуманитарный трактат. – 2017. – 17. – С. 19–23), причём рабы содержатся в золотых кандалах, чтобы научить народ презирать золото. Другая часть рабов – иностранцы, добровольно попавшие в утопическое рабство или переданные в Утопию бесплатно преступники. Впервые в истории Т. Мор выступил за полную отмену смертной казни (Сухарев, А. П. Томас Мор – первый европеец против смертной казни // История государства и права. – 2011. – 15. – С. 43–46).

Утопиты ведут внешние войны, это неизбежно, пока вокруг Утопии существуют современные, несовершенные государства. Для успеха на войне граждане Утопии постоянно занимаются военными науками. При перенаселении Утопии утопиты колонизуют пустынные земли за границами своей страны с вытеснением местного населения. Военное дело жителей Утопии подробно описывается Т. Мором.

Добрачная половая жизнь и супружеские измены в Утопии наказываются, а разводы сильно затруднены. Законов в Утопии мало, поскольку большое количество их сильно затрудняет жизнь общества и государства. Т. Мор выступал против жестокого обращения с детьми и с жёнами, что было не редкостью в его время, а также был сторонником женского образования (Булычев, И. И. О гендерной картине мира в «Утопии» Томаса Мора // Женщина в российском обществе. – 2001. – 1/2. – С. 33–36).

«Утопия» Т. Мора стала первым социалистическим проектом в истории новоевропейской политологии, прототипом, за которым последовали социалисты (коммунисты) 18–20 вв. вплоть до советского социализма.

Источник

Взгляды Т. Мора на государство и право

Возрождение античного наследия повысило интерес к книге Платона “Государство”. Развитие идей Платона об общности имуществ привело к появлению произведений, заложивших основы социализма Нового времени. Существенным новшеством теорий раннего социализма было умозрительное распространение общности имуществ на всех граждан (а не только на философов и воинов, как у Платона), а также обоснование демократических учреждений в государствах, базирующихся на общественной собственности.

В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Автор книги – англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. “Утопия” создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.

В сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Mop, – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые “подвергаются ежедневной каре, но не обузданию”, общество само “создает воров и одновременно их карает”.

Взгляд на собственность как основу общества, определяющую его структуру, психологию, нравы, учреждения, законы, позволил Мору сделать ряд новых выводов о сущности государства и права. “При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, – писал Mop, – я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах”.

Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его приниженное положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения. “Да ему и жизни на это не хватит, – писал Mop, – так как она занята у него добыванием пропитания”. Эгоизмом богачей обусловлено также применение суровых, несправедливых наказаний к неимущим, перед которыми стоит “жестокая необходимость сперва воровать, а потом погибать”.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии существует общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств.

Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.

Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются “деревенские семьи” (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

При описании государственных учреждений Утопии Мор во многом следовал античным образцам (государство-город, смешанная республика и др.). Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых.

Томас Мор подчеркивает демократизм учреждений утопийцев: “Между собой они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно”. Когда возможно, государство сокращает и без того короткий (шестичасовой) рабочий день. В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждачь верования других (однако атеисты не могут занимать должности, а также публично защищать безбожие).

Всюду, где можно, государство стремится обойтись без запретов и регламентации, ограничивающих свободу граждан. Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. “Хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная”. Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. “У утопийцев законоведом является всякий, ведь. у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование. Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота – доступность понимания для всякого”.

Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Протестуя против применения смертной казни за кражу, Мор противопоставлял жестокому законодательству современной ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым преступников не казнят, а присуждают к общественным работам. Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в “рабство”.

К войнам Мор относился резко отрицательно. Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей.

Другие произведения Т. Мора не столь значительны, как “Утопия”, принесшая ему всемирную славу. Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должности вплоть до высшей – лорда-канцлера. Разрыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отставки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. Получилось, что Мор пострадал за веру; это было использовано католической церковью, канонизировавшей автора “Утопии” (1886 г.).

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние “Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Политико-правовое учение социалиста-утописта Т.Мора

учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве

учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве

учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве

Томас Мор (1478-1535 гг.) вошел в историю как родоначальник утопического социализма нового времени. Родился в 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, закончил Оксфордский университет. В 18 лет поселился в монастыре, но обета не принял, женился и занялся адвокатской практикой. На этом поприще быстро добился успеха и признания лондонского купечества, был избран в парламент. В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII и пользуется его расположением. Однако Генрих VIII вступил в конфликт с Римом из-за того, что папа отказался расторгнуть брак с его первой женой Екатериной Арагонской, сестрой короля Испании. Тогда Генрих VIII с согласия парламента и собора духовенства приступил к «верхушечной реформации», объявив себя главой англиканской церкви. Мор не одобрил это решение. В 1532 г. он сложил с себя полномочия лорда-канцлера и в июне 1535 г. был казнен по обвинению в гос-венной измене.

Книга делится на две части:

Корень социальной несправедливости Мор видел в частной собственности. Частная собственность разлагает общество, создает много ненужных профессий (ростовщик и т.д.), а рабочие нищенствуют.

Современное гос-во Т. Мор рассматривает как заговор богатых, они хотят обеспечить за собой неограниченное право собственности, а затем за возможно низкую цену заставить людей работать на себя.

Устройство и управление Утопии

«Утопия» – своеобразная федерация из 54 городов (в Англии в это время также было 54 города).

Для общих дел от каждого города посылаются по три депутата в Утопический Сенат. Он решает вопросы: перераспределения продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и т.д.

Устройство и управление каждого из городов одинаково: в городе 6 000 семей; от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Каждый должен отработать два года в «сельскохозяйственной семье». А когда уборка – все приходят на помощь, т.к. сельскохозяйственный труд более трудный.

Управление городов основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают на год филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх (из числа ученых). Протофилархи города образуют сенат, возглавляемый князем. Князь избирается филархами из 4 кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, однако, он может быть смещен, если будет заподозрен в тирании.

Остальные должностные лица избираются ежегодно. Их функция – наблюдение за соблюдением законов и организация общественных работ, а также надзор за ними.

Важные дела представляются на обсуждение собранию всех должностных лиц, а иногда, и собранию народа (продолжительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение, избрание должностных лиц и заслушивание их отчета).

В Утопии производительный труд обязателен для всех, за очень редким исключением некоторых (философы, ученые). За этим наблюдают филархи.

Рабочий день всего 6 часов, этого достаточно для удовлетворения всех нужд, так как нет праздных людей (богачей, монахов, воинов, нищих) и никто не трудится для удовлетворения пустых прихотей (все носят одинаковую одежду, дома не перестраиваются без надобности, их меняют через 10 лет по жребию).

учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть фото учение томаса мора о государстве и праве. Смотреть картинку учение томаса мора о государстве и праве. Картинка про учение томаса мора о государстве и праве. Фото учение томаса мора о государстве и праве

Все свои произведения семейства сносят в общие дома, откуда каждый берет, что хочет. На общий рынок сносят и съестные припасы, там их берут начальники, «заведующие общими обедами», но не запрещается обедать и дома, но этого никто не общее имущество делает, т.к. нет необходимости в этом.

Такое же существует и между городами: если у одного есть в чем-то недостаток, то он берет у другого без всякого вознаграждения.

Установив общее имущество, в семье утопийцы не допускают, однако, общих жен, т.е. семья моногамна (одна жена), царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи наказываются. Развод разрешается с согласия обоих супругов и с разрешения сената.

О праве. Законов мало. В законах разбирается каждый.

На острове Утопия нет частной собственности, отменены деньги, сделки между частными лицами, царит полное имущественное равенство, всякое проявление роскоши запрещено, поэтому споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны.

О войне. Утопийцы гнушаются войны, стараются со всеми жить мирно, не заключая союзов, которые они считают лишними и подающими повод к обману.

В войско поступают только желающие, существует и наемное войска.

Войну стремятся вести хитростью, а не силой. С этой целью подсылают убийц к военачальникам противника.

43) Учение Т.Кампанеллы об идеальном гос-ве: «Город Солнца».

Город основан на технократии

Существует иерархия должностных лиц в соответствии со степенью знания. Ученые и лица, сведующие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц.

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведующие узкими специализациями.

Должностные лица: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и т.д. Совещаются 1 раз в 8 дней. Это и есть технократия, то есть правление «знающих».

Роль народа: каждые 2 недели созывается Большой Совет, где присутствуют, достигшие двадцатилетнего возраста. Каждому предоставлено право высказываться о недостатках в гос-ва. Обсуждаются все важные вопросы жизни гос-ва. Обсуждаются кандидатуры должностных лиц, могут сместить любое должностное лицо.

Рабочий день составляет 4 часа, в остальное время занимаются искусством, литературой.

Рабства вообще нет.

Вывод: Произведения Т. Мора и Т. Кампанеллы не только первые произведения социалистической литературы нового времени, но и важная веха в истории политических и правовых учений, политические трактаты, выражающие отношение к основанному на частной собственности гос-ву и праву, представления об основных чертах и задачах будущего гос-ва. Они содержат принципиально новое для своего времени решение ряда проблем политико-правовой теории, противостоящие тогда же возникающей буржуазной идеологии.

Плодотворный политико-правовой опыт и знания двенадцати веков, отличающиеся многообразием, получили развитие в Новое время.

Источник

Социально-политические взгляды Томаса мора

Политология

Похожие материалы

Томас Мор – английский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать. Методом построения такого общества он считает убеждение людей в необходимости такого будущего. Главным инструментом жизнедеятельности общества он считает общечеловеческую мораль [1; 2].

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Скорее всего, его взгляды должны быть охарактеризованы как традиционализм, но революционный дух его книги говорит о присущей ему симпатии к новшествам, к умеренному либерализму [3; 4; 5].

Главной темой размышлений Мора стали проблемы социально-политического устройства. Он не создал оригинальной социально-философской концепции, основанной на глубоко разработанной теоретической философии, однако вызывает интерес его содержательный подход к рассмотрению социальных проблем, в котором тем не менее прослеживается его отношение к проблеме взаимоотношений индивида и общества. Важное место в мировоззрении Мора занимают религиозные убеждения. С одной стороны, он образцовый католик, выступающий против протестантизма и англиканской церкви. С другой стороны, он гуманист, понимающий необходимость научного мышления, просвещения людей своей эпохи. Мы считаем, что он является последователем католического философа Фомы Аквинского, предложившего искать союз между религией, наукой и образованием [6; 7]. Такую же позицию отстаивают и ряд мусульманских богословов [8].

Главной проблемой социально-политического устройства Т. Мор считал вопрос о собственности, которая порождает множество социальных недугов – неравенство, угнетение, зависть и т.д. Излечение от социальных болезней он видел в замене частной собственности общественной. Т. Мор хорошо знал социальную и моральную жизнь современной ему Англии. Его сочувствие к тяжелому положению народных масс получило отражение именно в книге «Утопия», которая пронизана влиянием идей Платона, и прежде всего его сочинением «Государство».

Самая специфическая черта социально-философской концепции Т. Мора – антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимая им в его версии идеального государства. Последовательный антииндивидуализм требует отмены частной собственности, уравнивая всех в потреблении (эту идею мы впоследствии обнаруживаем в теории научного коммунизма марксизма). И если у Платона частная собственность отсутствует лишь в правящих сословиях, то в утопическом государстве Т. Мора она отсутствует у всех. Т. Мор пытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл. При этом необходимо, чтобы люди осознали эту утрату и приняли ее.

По примеру Платона Т. Мор считает справедливость и следование законам главнейшей опорой государства. Причем жители Утопии подчиняются не столько юридическим, сколько этическим законам: писаных законов у них очень мало. Интересно, что такой взгляд на регулирование общественной жизни высказывали классики марксизма-ленинизма. У жителей Утопии своя религия, более древняя, чем христианство. Содержание ее сводится к убеждению в существовании единого божественного существа (Родителя), разлитого во всем мире. Здесь мы видим противоречие во взглядах католика Мора и идеолога Утопии. Впрочем такие противоречия обнаруживаются и по ряду других вопросов этого социалиста-утописта.

Методология анализа общества, предложенная Мором, вряд ли оправдана. Но для своего времени она была прогрессивна, она показывала, что есть и другие пути общественного устройства. К сожалению, Мор не видел других путей объяснения общественного развития, многомерности исторического и социологического знания [9].

На основе сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *