учение веданты в азии
Учения «веданты, адвайта-веданты», «нео-адвайты» и их профанация!:))
Учение адвайты часто ошибочно принимается за некое учение основанное на древних индийских текстах — «Ведах». «Веды» — это просто свод правил как жить, как лечиться, что есть, что пить и как быть, что хорошо и что плохо, написанные и систематизированные мудрыми людьми!
Мистики же создали свое Учение которое называлось Веданта, дословно обозначающее — «о чем не говорят Веды» или «за пределами Вед». И основа этого недвойственного Учения изложена в Упанишадах, а также в комментариях к ним! Прочтите «Веданта-сара-санграха» Анантендра-яти или комментарий Гаудапады, Мастера Недвойственности к одной из Упанишад и вы поймете о чем идет речь. Переодически Учение загрязняется всякой ментальной ересью, фантазиями, разбушевавшимся воображением неких психически нездоровых людей, выдающих себя за Мастеров, поэтому требуются основательные чистки Учения, которое однажды перестает быть НЕДВОЙСТВЕННЫМ, а становится неким фантастическим манипуляционным учением о путешествии души, или по развитию и усовершенствованию физического тела, управлением энергиями или трюками по материализации предметов.
Одним из таких борцов с ересью и профанацией учения был Великий Мастер Ади Шанкарачарья, который три раза прошел всю Индию и победил в диспутах всех еретиков от Адвайты! Он и назвал новое учение — адвайтой-ведантой! Еще раз подчеркнув НЕЗЫБЛЕМОСТЬ НЕДВОЙСТВЕННОГО ПРИНЦИПА данного учения. Ведь Адвайта дословно обозначает «НЕ-ДВА»!
Прошло еще полторы тысячи лет и снова появился великий Мастер Рамана Махарши и сделал тоже самое — очистил учение от всех прилепившихся к нему фантазий и указал прямой путь к Постижению Сути! Самоиисследование и самовопрошание, «атма-вичара», а не манипулирование фантазиями, энергиями и прочий цирк!
После ухода Раманы Учение стало называться нео-адвайтой, лишь только для того, чтобы дистанцироваться от того разнообразия профанаций и искажений, которые накопило Учение за полторы тысячи лет, выдаваемое за » чистую адвайту». Сегодня существует две линии нео-адвайты, и дело здесь даже не в преемственности, передаче, а в двух, немного разных подходах, которые опираясь на НЕЗЫБЛЕМОСТЬ НЕДВОЙСТВЕННОГО ПРИНЦИПА лишь дополняют и обогащают друг-друга! Первая линия ближе к «бхакти» и тяготеет к передаче через Тишину, Присутствие Мастера, через погружение в Изначальную природу — это так называемый позитивный подход! К нему следует отнести таких учителей как Пападжи, Муджи, Гангаджи, Мадукар…
Другая линия — ближе к «джняне», где используется негативный принцип и ум направляется против самого ума и сам себя разоблачает. Это не присутствие и погружение в Тишину, Покой — это битва, это сражение, это провокация, как говорит Карл Ренц: «Давайте побоксируем!» К Мастерам данного направления стоит отнести Нисаргадатту, Рамеша Балсекара, Юджи Кришнамурти, Карла Ренца, Тони Парсонса… Это очень резкие и бескомпромиссные мастера и как правило именно их и ругают последователи так называемой классической адвайта-веданты!
Есть и те, кто великолепно владеет обеими подходами и сочетает их — это сам Рамана, Сиддхарамешвар, Рам Цзы, Боб Адамсон, Аннамалай, Роберт Адамс…
Но все эти Мастера сохраняют в своем Учении главное, без чего учение НЕДВОЙСТВЕННОСТИ вообще не может называться Адвайтой! Это НЕДВОЙСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП АБСОЛЮТА. Выход из любвых причинно-следственных связей, разрыв всех двойственных отношений, преодоление дуализма объект-субъект, превосхождение мира времени, а значит всех кармических узлов созданных мышлением. Я уже не говорю о полном игнорировании некого вымышленного призрака «я», живущего во времени и путешествующего по инкарнациям! Когда у Раманы спросили: Что же перерождается? ОН ОДНОЗНАЧНО ОТВЕТИЛ: «ВАШЕ НЕВЕЖЕСТВО!»
Кстати с буддизмом как с Учением происходило все тоже самое! Учение периодически искажается и кто-нибудь из Патриархов его корректирует! Так Нагарджуна создал учение Махаяны, затем Бодхидхарма, придя в Китай и увидев, что в Китае называют буддизмом, создал учение Чань, которое в японии стало известно как Дзэн. Это тоже недвойственное Учение, тщательно сохраняющееся Патриархами в чистоте.
В тибетском буддизме пошли еще дальше и разделили Учение на восемь коллесниц и выделили «девятую» — ДЗОГЧЕН! Так вот НЕДВОЙСТВЕННЫМ УЧЕНИЕМ является только Дзогчен, а все остальные учения опираются на временной континуум на закон причин следствий и обращаются к призраку, который путешествует в мире фантазий созданных умом!
Видимо тоже ожидает и Адвайту — разделение на «колесницы»! Постепенно «заурядными» учителями формируются псевдо-постулаты учения для «заурядных» людей, то есть для тех, кто преследуют личные интересы, улучшить условия жизни для «меня», как переродится в следующей жизни в лучших фантазиях и прочее! Как быть здоровым, не болеть, как прожить дольше, как быть счастливым и богатым! И это нормально, просто это утешительное учение с сектором «приз» на барабане в виде моего персонального «просветления» и моего личного бессмертия никакого отношения к подлинной Адвайте не имеет!
И не важно кем вы себя считаете, или «призраком» в виде ментального образа или «призраком» в виде души путешествующей из тела в тело, или призрачным Духом! ЛЮБОЕ НАХОЖДЕНИЕ СЕБЯ КАК КОГО-ТО, сразу разрушает НЕДВОЙСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП, и разделяет ЕДИНОЕ на две части Я и НЕ Я. Этого достаточно, это уже не АДВАЙТА.
Ну а учение Мастеров так и останется — учением АБСОЛЮТНО НЕ ПРИМЕНИМЫМ К ВАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. И ПОЙДУТ ЭТИМ ПУТЕМ ЛИШЬ ЕДИНИЦЫ, ГОТОВЫЕ ИСЧЕЗНУТЬ, РАСТВОРИТЬСЯ В ТАЙНЕ.
Учение веданты в азии
Веданта
Веданта краткий обзор | Философия веданты
Название: Веданта ( «окончание Вед»)
Основатель: записал тексты мудрец Вьяса
Время возникновения: II в д.н.э.
Основные священные тексты: Веды, Упанишады, Веданта-сутры
Веданта — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями.
Веданту также называют уттара-миманса, то есть второй, поздней, или высшей мимансой, в отличие от другой школы индийской философии — пурва-мимансы — первой мимансы. Пурва-миманса сфокусирована на толковании значения ведийских огненных жертвоприношений и используемых в них мантр, изложенных в Самхитах четырёх Вед и в Брахманах. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.
Веданта, как и ведийские писания, на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами, и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.
Термин «современная веданта» иногда используется для описания интерпретации адвайта-веданты, сделанной Вивеканандой из монашеского ордена Рамакришна-матха.
Основными положениями его учения является то, что:
Вивекананда принял участие в Парламенте мировых религий в Чикаго в 1893 году
и стал влиятельной фигурой в западной и индийской мысли. Он сыграл большую роль в распространении веданты на Западе. Его поездка на Запад подверглась критике со стороны некоторых ортодоксальных индуистов, тогда как его последователи заявили, что он возродил веданту, объяснив, как её можно применить в современном мире. Для Вивекананды веданта не являлась просто сухой философией, а представляла собой живой процесс самопознания.
В своей интерпретации философии адвайты Шанкары Вивекананда отвёл значительное место и для бхакти. Он объяснял, что гораздо легче начать медитировать на личностную форму Бога и её качества, чем на безличный и бесформенный Брахман. Сагуна-брахман и Ниргуна-брахман он рассматривал как две стороны одной монеты.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Адвайта-веданта. Учение о недвойственности
«Всё состоит из пустоты, а форма — сгущенная пустота». Об этом в своё время говорил Альберт Эйнштейн. Советский научный фильм 1994-го года выпуска под названием «Путешествие в наномир» раскрывает суть вещей и их истинную природу. С точки зрения физики, всё на самом деле практически полностью состоит из пустоты. Если рассмотреть атом, из которого и состоит всё в материальном мире, то при детальном его рассмотрении можно выяснить, что его ядро содержит в себе практически всю массу самого атома. Но самое интересное, что при этом ядро занимает лишь одну десятитысячную размера атома. Следовательно, всё остальное — пустота. Почему же вещи и объекты не выглядят несуществующими и имеют достаточно плотную структуру? Дело в том, что процессы притяжения/отталкивания между атомами невероятно сильны и поэтому создают видимость плотности материальных объектов. Однако в случае сильного нагревания эти связи ослабевают. Именно по этой причине раскалённый металл становится жидким. Таким образом, наш материальный мир почти полностью состоит из пустоты.
Всё иллюзия
Центральной концепцией адвайта-веданты является такое понятие, как недвойственность. Так же как и в случае с заявлениями учёных о том, что всё пустотно, а значит, всё тождественно, адвайта-веданта утверждает, что любая двойственность является иллюзорной. То есть любое разделение на хорошее/плохое, правильное/неправильное, чёрное/белое, горячее/холодное, полезное/вредное, выгодное/невыгодное, приятное/неприятное является иллюзорным. Основателем адвайта-веданты принято считать духовного учителя по имени Шанкарачарья, или Ади Шанкара. Он утверждал, что существует три уровня восприятия реальности:
Можно бесконечно философствовать о том, что всё пустотно и тождественно, но двойственность и множественность проявлений материального мира продолжают существовать. Поэтому Шанкарачарья уточнил, что на абсолютном уровне восприятия реальности действительно всё недвойственно и тождественно, но на условном уровне вещи и явления существуют как бы независимо друг от друга. Проявлением истинной реальности в адвайта-веданте принято считать Брахмана, то есть высшее сознание, или высший разум.
С точки зрения восприятия истинной реальности только Брахман является реальным, всё остальное — лишь различные формы его проявления, которые в силу невежества воспринимаются как отдельные и отличные как от Брахмана, так и друг от друга. Если привести сравнение, пар, вода и лёд являются разными формами H2O, создавая иллюзию того, что они отличаются друг от друга, на самом деле они в основе своей имеют одну и ту же природу.
Именно так, по версии Шанкарачарьи, Брахман, принимая различные формы, приобретает видимость разнообразия материального мира. Восприятие вещей, как отличных друг от друга и обладающих собственной индивидуальной природой, в адвайта-веданте считается условной реальностью. Именно так воспринимает мир большинство людей.
Третьим же уровнем восприятия реальности по версии Шанкарачарьи является призрачная реальность. Этот уровень восприятия проявлен сновидениями, галлюцинациями, миражами и так далее. Когда человек просыпается, всё, что ему снилось, исчезает в никуда, а когда засыпает — сновидения появляются из ниоткуда. Таким образом, можно сказать, что мир сновидений не является реальным, но и нельзя сказать, что он не существует совсем, так как на уровне чувственного восприятия человек всё же ощущает наличие мира сновидений, миражей, галлюцинаций и так далее. Восприятие мира по версии адвайта-веданты очень похоже на философию буддизма и концепцию шуньяты, которая является базовым понятием буддизма Махаяны. Но, несмотря на это, сам Шанкарачарья открыто критиковал буддизм.
Итак, согласно адвайта-веданте, мир нереален, реален только Брахман — высшее сознание, которое, принимая разные формы, порождает всё. С этой же точки зрения рассматривается и джива — душа каждого живого существа. В традиции адвайта-веданты она признаётся полностью тождественной Брахману, но по причине иллюзий, в которых она пребывает, не может осознать этого. Почему возникают иллюзии, которые делят единый Брахман на множество проявлений? Здесь адвайта-веданта рассматривает такое понятие, как «майя».
Освобождение от иллюзий
Причиной иллюзий, в которых пребывает джива, душа каждого живого существа, по версии адвайта-веданты является майя. Что такое майя? Существует Брахман — изначальное чистое трансцендентное сознание. И существует майя — некая энергия или сущность, которая, как утверждают последователи адвайта-веданты, «ни существует, ни не существует», но, тем не менее, накладывает иллюзии или проекции, которые не позволяют дживе увидеть единство всего и вся и осознать себя как Брахмана. Именно майя (по версии адвайта-веданты) создаёт иллюзию двойственности единого Брахмана. Если привести сравнение, человек находится в тёмной комнате и вот поднимает какой-то предмет, не зная, что это. Он думает, что это верёвка, и только когда зажигается свет в комнате, он видит, что это змея, и бросает её. Подобно этому, джива, пребывая в неведении, подвергает себя опасностям иллюзорного восприятия реальности так же, как человек, который в тёмной комнате беспечно держит в руках змею.
Как же «зажечь свет в комнате»? С точки зрения Шанкарачарьи, все вопросы на эти ответы таятся в Ведах. Шанкарачарья предлагал джняна-йогу — йогу познания — как едва ли не единственный путь, который может привести к разрушению оков невежества, или авидьи, и к Освобождению. Путь карма-йоги (йоги действия) и бхакти-йоги (йоги преданного служения Богу) считается в адвайта-веданте либо вовсе бесполезным, либо лишь начальными практиками на пути к Освобождению. А достичь конечной цели пути, по мнению последователей адвайта-веданты, можно лишь путём изучения Вед и практики джняна-йоги. «Тат твам аси» — одно из четырёх базовых изречений из Вед, иначе называемое махавакья. В переводе с санскрита означает ‘то ты еси’. Именно в этом изречении кратко изложена вся суть адвайта-веданты. Под словом «то» подразумевается Брахман, высшее сознание, под словом «ты» подразумевается джива, душа каждого живого существа, и, исходя из такой трактовки, смысл этой махавакьи указывает на тождество Брахмана и дживы. Именно после осознания сути этого изречения, то есть осознания равенства дживы и Брахмана, достигается Освобождение.
В адвайта-веданте также практикуется дхьяна — высшая форма медитации, как и во многих других направлениях индуизма. Но, согласно учению Шанкарачарьи, дхьяна без познания Вед не имеет смысла, ибо не ведёт к Освобождению.
Таким образом, согласно версии адвайта-веданты, не существует ничего, кроме Брахмана, который под воздействием майи порождает иллюзию двойственности. Насколько гармоничным является такой взгляд на реальность — вопрос открытый, можно сказать лишь одно: крайности и фанатизм могут извратить любое учение. Именно поэтому Шанкарачарья справедливо заметил, что существуют как истинная реальность, так и условная реальность. И ключевое слово здесь — «реальность», это значит, что нельзя пренебрегать ни одной из них. Восприятие всего как проявления Брахмана само по себе ведёт к непривязанности, равностности, беспристрастности и недвойственному восприятию. В процессе такого восприятия прекращается разделение нейтральных объектов и явлений на приятные и неприятные, что, в свою очередь, прекращает возникновение привязанности и отвращения. Однако важно понимать, что концепция о том, что всё является иллюзией, не должна приводить к бездействию. Более гармоничным будет именно взгляд, который предложил Шанкарачарья, — постоянно медитировать на истинную реальность, но не отрицать условную. Если джива уже воплотилась в этом материальном мире, значит, у этой души есть какие-то задачи, и чтобы их исполнить, не следует вовсе отрицать наличие материальной реальности, при этом осознание истинной природы вещей и явлений, как уже сказано выше, позволяет пребывать в равностности, свободной от привязанности и неприязни.
О такой позиции очень хорошо сказано в Бхагавад-Гите:
«К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.
Несчастье и счастье — земные тревоги — забудь,
Пребывай в равновесии, в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи, — ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом,
Кто к йоге пришёл, тот постиг Высший Разум.
Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,
Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья».
Эти слова были сказаны ещё пять тысяч лет назад во время битвы при Курукшетре. Так сам Кришна наставлял Арджуну. Но эта философия актуальна до сих пор. Не так важно, какого учения придерживается человек, важен тот результат, которого он достигает, а также эффективность действий, совершаемых этим человеком, и та польза, которую он приносит окружающим. И если восприятие мира как иллюзии ведёт к непривязанности, беспристрастности и равностному восприятию, но не делает человека равнодушным и позволяет ему эффективно действовать ради блага других, это позволит ему достичь успеха на пути духовного развития. Если же концепции об иллюзорности мира приводят к вопросу: «Зачем вообще что-то делать, если всё иллюзия?», то такие взгляды лучше серьёзно пересмотреть, потому что, как верно сказано в «Бхагавад-Гите», как привязанность к плодам действий, так и бездействие, — две крайности, которые ни к чему хорошему не приведут.
Также важно понимать, что всё в этом мире гармонично и справедливо. И если в нём что-то присутствует, значит, без этого мироздание было бы неполноценным. И если майя, которая создаёт иллюзию двойственности, присутствует, значит это необходимо для развития живых существ. Ведь если бы не было майи, которая вводит дживу в заблуждения, если бы не было препятствий, которые майя создаёт дживе, для дживы не было бы возможности развиваться. Только трудности на пути позволяют нам, преодолевая их, эволюционировать.
ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ВЕДАНТЫ
ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ВЕДАНТЫ
При нашем исследовании относительно основных учений веданты нам помогут сами индусы; они в немногих словах сообщают нам, что они сами считают сущностью этой системы мышления. Я привел эти слова в конце «Трех лекций о веданте» (1894):
«В полстихе я скажу вам то, чему учили в тысячах томов: Брама есть истина, а мир есть ложь; душа есть Брахман, и ничто иное»[84].
«Нет ничего достойного приобретения, нет ничего достойного наслаждения, нет ничего достойного знания, кроме одного Брахмана; ибо тот, кто знает Брахмана, есть Брахман».
Это resume Веданты вполне верно и весьма полезно именно как resume этой философской системы. Ведь и всегда во всякой философии мы должны отличать ее основные учения от подробностей. Мы не в состоянии упомнить обо всех таких подробностях, но всегда можем иметь в своем уме общее строение великой системы мышления и ее выдающиеся пункты, будут ли это философии Канта, Платона или Бадараяны. Совершенно невозможно в историческом эскизе о шести философских системах Индии дать все их подробности. Они часто не важны, и их легко найти в самих текстах, как мы их имеем в оригинале или в переводах; но они не должны затемнять тот общий взгляд на эти шесть систем, который я намереваюсь изложить в этой книге.
Имеется еще и другое и еще более краткое извлечение из Веданты – это известные слова Уддалаки Аруни, обращенные к сыну его Шветакету: «Tat tvam asi» (Ты есть то) (Чх.-уп., VI, 8). Эти слова, конечно, не имеют значения, если бы мы не знали, что такое Tat (то) и tvam (ты). Tat есть то, что мы находим в Упанишадах под именем Брахмана – причина мира. A Tvam – это Атман в различных его значениях от обыкновенного я до божественной души, пребывающей в человеке; и высочайшая цель веданты состоит в указании, что Брахман и Атман едины[85]. Эта бесстрашная система, воплощаемая в простых словах «Tat tvam asi», представляется мне самым смелым и самым верным синтезом во всей истории философии. Даже Кант, ясно признавший tat (это), то есть Ding an Sich (объективный мир), не заходил так далеко – до признания тождества tat (объективной Ding an Sich) и tvam (субъективной стороны мира). У нас подобный синтез субъективного и объективного возбудил бы сильный протест, если не философов, то теологов, а в Индии теологи обсуждали дело вполне спокойно и видели в таком синтезе самое верное решение мировых загадок. Для того чтобы понять это, нам необходимо стать на ту почву, на которой стояли философы веданты, и забыть все наши унаследованные теологические мнения. В своем понятии о Высшей Причине вселенной индийские философы шли дальше того, что обозначается словом Бог, творец и правитель мира (Праджапати). Это существо для них было только проявлением Высшей Причины, или Брахмана; и из этого вытекало, что так как Брахман, по их мнению, был причиной всего. Все во Всем, то и человек есть не что иное, как проявление Брахмана. Потому мнение, будто бы признавать созданное равным творцу по отношению к их субстанции, значит кощунствовать, никогда не приходило им в голову. Их Tat было нечто высшее, чем чисто личный творец, оно было абсолютной божественной сущностью, Божественным, проявившимся в субъективном и личном творце и присущим во всех своих феноменальных проявлениях, и в богах и в людях. Даже их бог над богами (Deveshu adhi ekah) не удовлетворял их более, как раньше, во времена гимнов Ригведы; хотя они и не решались отождествлять богов и людей с личным божественным существом – с Праджапати, Господом всего созданного, они считали истинным учение, что человек по его настоящей природе одинаков с Брахманом, что он участвует в природе Брахмана или в духе Бога. Они понимали, что Бог – имя, вряд ли пригодное для обозначения этого высшего Брахмана, абсолютной причины вселенной, а также и абсолютной причины Праджапати, признаваемого богом-творцом. Я говорю: признаваемого, потому что мы не должны забывать о том, что мы всегда удовлетворяемся тем, чем мы считаем Бога (видьяматра), и дальше этого идти не можем. Переводя эти понятия на язык древних христианских александрийских философов, такое возвышение Tvam до Tat можно считать равнозначащим идее о сыне Божием, но с точки зрения философов веданты оно означает действительное тождество, действительное признание первоначальной божественной природы человека, хотя и скрытой и обезображенной на время незнанием (авидьей) и всеми ее последствиями. У нас, к несчастью, подобные вопросы навряд ли могут обсуждаться спокойно, в философском духе, так как сейчас же вмешивается теология и протестует против подобных мнений как безбожных и кощунственных, совершенно так же, как евреи считали кощунством учение Христа, что Он равен Богу, что Он и Отец едино суть, Tat tvam asi. При правильном понимании этого учения веданты оно представится нам приближающимся, хотя и в странной форме, к древней христианской философии и помогает нам понять ее, как ее понимали великие мыслители Александрии. Утверждать вечное тождество человеческого и божественного – нечто иное, чем изъявлять притязания на божественность человеческого; и с этой точки зрения даже наша философия может иногда выучиться кое-чему, что часто забывается современным христианством и что, однако, признавалось существенным первыми Отцами церкви – а именно единству Отца и Сына и даже единству Отца и всех Его сынов.
Учителя веданты, пытаясь возбудить в человеке сознание тождества Tat и Tvam, человека и Бога, по-видимому, пребывали в чистой атмосфере мышления, и в своих алгебраических сутрах они разрабатывали эти важные вопросы с непоколебимой любовью к истине, бесстрастно и в духе истинно философском.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Тема 3. Основные религиозно-философские учения древнего Востока
Тема 3. Основные религиозно-философские учения древнего Востока 1. Мифология – колыбель философии2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда (индийкая философия)3. Преодоление желаний – избавление от зла (Буддизм)4. Хаос или порядок (Конфуцианство)4. Философия
Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека
Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека Главная сложность ориентирования среди учений – в том, что интересы любого из них отличаются от интересов отдельного человека.Это не упрёк таким-сяким учениям, а естественный факт, очень важный для каждого
Важность учения
Важность учения Рабби Тарфон и другие раввины как-то были в Лиде, где им задали вопрос: «Что важнее, учение или практика?» Рабби Тарфон сказал: «Практика важнее». Рабби Акива сказал: «Учение важнее». И потом все сказали: «Учение важнее, ибо оно ведет к добрым
21. Цель учения
21. Цель учения Будет ли вам интересно, если мы попробуем выяснить, что такое ученье? Ведь вы ходите в школу, чтобы учиться, не так ли? Что же такое ученье? Думали вы когда-нибудь об этом? Как вы учитесь, зачем вы учитесь, чему вы учитесь? В чем смысл, в чем более глубокое
Учения Эмпедокла
Учения Эмпедокла Эмпедокл (ок. 490-ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вклад в развитие естественных наук. Он трактовал воздух как особую субстанцию. Ему
Учения Анаксагора
Учения Анаксагора Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки
Учения Платона
Учения Платона Учение Платона о бытии, душе и познанииПлатон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой
11. Основные философские учения Древней Индии
11. Основные философские учения Древней Индии Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах – Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Например, в гимне «Космический
12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии
12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии Марксизм — это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и
Глава 11 «Модернизация» веданты
Глава 11 «Модернизация» веданты Среди многочисленных «мессианских» организаций, возникших на почве Индии и распространивших свою деятельность на различные регионы мира, особую роль в истории неоведантизма сыграли две: основанная Вивеканандой (1897) «миссия Рамакришны» и
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится, в частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671–1713). В работе «Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха» он приходит к такому
ПЕРВЕНСТВО ВО ВРЕМЕНИ ВЕДАНТЫ ИЛИ САНКХЬИ
ПЕРВЕНСТВО ВО ВРЕМЕНИ ВЕДАНТЫ ИЛИ САНКХЬИ Из всего сказанного нами очевидно, насколько бесполезно при тех скудных сведениях, которыми мы располагаем, пытаться доказывать первенство во времени веданты или санкхьи как систем философии, отличных от тех сутр, какие мы
ИЗРЕЧЕНИЯ ВЕДАНТЫ
ИЗРЕЧЕНИЯ ВЕДАНТЫ Учителя, последователи философии веданты, – Гариха-ра, Хираньягарбха, Вьяса и другие – признают единого Пурушу. Почему? Потому что, гласит веданта:«1. Пуруша есть все, что было и что будет; он Господь бессмертия, происходящего в силу (жертвенной) пищи, то
Учения
Учения Особенно рельефно показали новую суть российско-китайских отношений совместные военные маневры 2005— 2007 гг.Летом 2005 г. Китай и Россия начали первые в истории совместные военные учения. Западные стратеги фиксируют возникновение новой коалиции. В Америке стали
III. Учения о суждении
III. Учения о суждении Рассмотрев разные формы суждений, мы можем теперь определить понятие суждения и сопоставить своё определение с другими определениями и учениями. Согласно нашим взглядам, суждение есть отдельный акт дифференциации объекта путём сравнения. В этом