учения бэкона гоббса и локка

Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка.

Эмпири́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.

Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов (idola).

Первым из них является идол племени. Он относится к заблуждениям, в которые обычно впадают все люди, то есть к заблуждениям, возникающим вследствие искаженного отражения реальной природы вещей, поскольку человеческий интеллект подобен кривому зеркалу. Примером этого является склонность рассматривать природу с точки зрения ее персонализации.

Отсюда Бэкон делал вывод, что сначала следует устранить эти четыре идола, а затем наблюдать за природой, чтобы обнаружить сущность каждого отдельного феномена. Для этого он предложил индуктивный метод.

Далее Джон Локк (1632-1704) систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде «Опыт о человеческом разуме». Локк отрицал врожденные идеи, о которых говорил Декарт, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта: из ощущений и рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия (или внутреннее чувство) относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.

Локк считал, что существует три вида комплексных идей, а именно: форма, субстанция и отношение.Форма относится к идее, которая выражает условия и качества, то есть атрибуты вещей, например, форма пространства, форма времени, форма мышления и форма силы.Субстанция относится к идее, связанной с субстратом, обладающим различными качествами.Отношение связано с идеей, возникающей при сравнении двух идей, например, причины и следствия.

Локк считал определенным и существование духа, которое воспринимается интуитивно, и существование Бога, которое воспринимается посредством логических доказательств. Однако в отношении материальных предметов внешнего мира, по Локку, не может быть определенной убежденности в их существовании, поскольку они могут восприниматься только через ощущения, хотя нет оснований и отрицать их существование.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Был представителем социальных физиков (направление в истории).

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.

Гоббс стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.

Источник

Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка

учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка

учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка

Особенности эпохи нового времени:

-освобождение от религиозного влияния

-развитие естествознания и возникновение механической картины мира

-возникновение деизма (Бог создал мир, но отстраняется от мира, мир существует по собственным законам)=>нужно заниматься наукой, изучать эти законы

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) занимал одну из высших должностей в правительстве, был в домашней ссылке из-за обвинения в коррупции.

«Новый органон» направлен против Аристотеля. Основной смысл – пришел конец науки, основанной на чистой теории. Нужно отказаться от главной роли теоретических знаний. Практическое знание должно быть основано на научном опыте. Эмпирическая философия.

Наука должна иметь в основании эмпиризм. Эмпиризм Ф. Бэкона имеет в своем основании индуктивные методы познания.

«Индукция должна разделять природу посредством должных разграничений и исключений. Индукция – есть ключ истолкования природы. Должно начать с конца и затем уже открыто возвращаться к остальному».

Сначала – опыты, => аксиома => другой опыт в свете тех аксиом (опыт из аксиом).

«Мы извлекаем не практику из практики и не опыты из опытов, а причины и аксиомы из практики и опытов и из причин и аксиом снова извлекаем практику и опыты как законное толкование природы»

Положения Ф. Бэкона : Над природой не властвуют, если ей не подчиняются. Знание – сила.

Препятствия (идолы) познания научной истины:

-идолы рода (традиции, которые существуют у человека, он раб этих традиций)

-идолы пещеры (человек имеет свою собственную пещеру, где он прячется от жизненных трудностей, мир – холодный, человек занимается самоуспокоением)

-идолы площади-навязанные обществом нормы мировосприятия (искусственные, лживые)

-идолы театра – это превратные псевдонаучные доказательства и мнения, основанные на лживых науках.

учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локка

Джон Локк

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Источник

Реферат: Эмпирическая философия Нового времени Бэкон, Гоббс, Локк

Реферат по философии

1.Эмпирическая философия Нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк)…..3

2. Космическая философия: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского,

А.Л. Чижевского; и К.Э. Циалковского………………………………..6

3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова………………9

Список литературы………………………………………………………11

1. Эмпирическая философия Нового времени

(Бэкон, Гоббс, Локк)

Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени, английскую философию, философию по­следующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии — помогать человеку до­биваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма); предпринята первая попытка классифицировать науки; дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф. Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию; целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства; разработал теорию государства;

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:

мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.[1]

2. Космическая философия: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского,

А.Л. Чижевского; и К.Э. Циалковского

Если оценить и сам факт рождения космического миросозерцания, и десятилетия его неприятия, то по принципиальному счету оказывается, что наука, продуцирующая свои гипотезы и теории не в горизонте космического миропонимания, обречена на геоцентризм, который имеет самые многообразные проявления и лики. Несмотря на коперниканский переворот в науке, заложивший первый камень в фундамент космизма, наука по преимуществу продолжает развиваться в парадигме геоцентризма.

Во-вторых. Ученые-космисты (в данном случае это наиболее ярко проявилось в творчестве такого гениального мыслителя, как Циолковский) пытались осмысливать уже устоявшиеся и вновь возникающие открытия науки с точки зрения событий самого космоса. Сошлюсь на воспоминания Чижевского о Циолковском. Оказывается, калужский мыслитель несколько десятилетий размышлял над вторым началом термодинамики, особенно трудно ему было согласиться с доказательством теории «тепловой смерти Вселенной». И он обосновал закон «. обратимости энергии в масштабах не только всего Космоса, но и ограниченных замкнутых космических систем. Антипостулат энтропии. «

3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова

В труде «О тяжести тел и об извечности движения» М.ВЛомоносов доказывает вечность, несотворимость и неуничтожимость движения, неразрывность материи и движения. Хотя материализм был в целом механистическим, однако в его философии имеются элементы диалектики, которые нашли отражение в учении об эволюции природы. В труде «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763) проводится мысль о том, что природа, ее растительное и животное царство и весь видимый мир подвержены постоянному изменению и переменам. Эти изменения происходили «несчетное множество крат» в прошлом, они происходят в настоящем и будут совершаться в будущем. М.ВЛомоносов утверждал, что Земля значительно древнее, чем учит церковь. Он говорил о беспредельности миров, высказывал смелое предположение о возможности жизни на других планетах. Ему принадлежит научная заслуга в открытии в 1761 г. «знатной атмосферы» вокруг Венеры. В теории познания М.В.Ломоносов также придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал чувственные восприятия, перерабатываемые затем разумом в понятия и идеи. Все изменения в органах чувств он объяснял воздействием на человека окружающих его предметов. Понятия и идеи отвлечены от действительности. Идеи он делил на простые и сложные. Первые состоят из одного представления, вторые — «из двух или многих, между собой соединенных». М.В. Ломоносов не отрицал роли воображения в познании действительности, но советовал не увлекаться им, стремился согласовывать воображение с действительностью, опытом. Один опыт ставил выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Вместе с тем он видел ограниченность опытных знаний, когда они не подкрепляются рациональным обобщением, теоретическими выводами. «Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не могут достичь лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться им, что видит или постигают при помощи остальных чувств». Большое значение М. В. Ломоносов придавал научным гипотезам, ибо они одно из средств познания законов мировоззрения. Гипотезы доказывал он, «дозволены в философских предметах и даже пред-вга ал я ют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин». Итак, материалистическая философия М.В.Ломоносова, опиравшаяся на достижения естествознания, хотя в основе своей и была еще механической, заключала в себе идею развития. Она явилась достижением русской и мировой философской мысли XVIII вв. и оказала плодотворное влияние на последующее развитие философии.[3]

Список литературы

Источник

18. Философия Френсиса Бэкона, Гоббса, Локка.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) ( «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук») Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»). В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества. Познание начинается с освобождения от идолов:Призраки рынка (толпа), пещеры (мнение человека), театра (авторитеты учёных, философов), рода (представления рода). Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода: учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локкааналитическое исследование учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локкаопыт, подтверждённый экспериментом учения бэкона гоббса и локка. Смотреть фото учения бэкона гоббса и локка. Смотреть картинку учения бэкона гоббса и локка. Картинка про учения бэкона гоббса и локка. Фото учения бэкона гоббса и локкачувственный опыт

Томас Гоббс (1588 – 1679) Предмет философии по Гоббсу: Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта. Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами. Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение. Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении. Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов» механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души». Джон Локк (1632 – 1704) За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. ( «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме»). Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины: Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя). Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен. Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт. Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью. Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца». Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:

Мышление главное в познании. непрерывно.

Мышление всегда конкретно, прерывисто

19. Философия Декарта, Спинозы, Ньютона и Лейбница.

Источник

Эмпирическая философия Нового времени Бэкон, Гоббс, Локк

2. Космическая философия: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского,

3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова………………9

1. Эмпирическая философия Нового времени

Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени, английскую философию, философию по­следующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии — помогать человеку до­биваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма); предпринята первая попытка классифицировать науки; дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф. Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию; целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства; разработал теорию государства;

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:

мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.[1]

2. Космическая философия: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского,

А.Л. Чижевского; и К.Э. Циалковского

Если оценить и сам факт рождения космического миросозерцания, и десятилетия его неприятия, то по принципиальному счету оказывается, что наука, продуцирующая свои гипотезы и теории не в горизонте космического миропонимания, обречена на геоцентризм, который имеет самые многообразные проявления и лики. Несмотря на коперниканский переворот в науке, заложивший первый камень в фундамент космизма, наука по преимуществу продолжает развиваться в парадигме геоцентризма.

Во-вторых. Ученые-космисты (в данном случае это наиболее ярко проявилось в творчестве такого гениального мыслителя, как Циолковский) пытались осмысливать уже устоявшиеся и вновь возникающие открытия науки с точки зрения событий самого космоса. Сошлюсь на воспоминания Чижевского о Циолковском. Оказывается, калужский мыслитель несколько десятилетий размышлял над вторым началом термодинамики, особенно трудно ему было согласиться с доказательством теории «тепловой смерти Вселенной». И он обосновал закон «. обратимости энергии в масштабах не только всего Космоса, но и ограниченных замкнутых космических систем. Антипостулат энтропии. «

3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова

В труде «О тяжести тел и об извечности движения» М.ВЛомоносов доказывает вечность, несотворимость и неуничтожимость движения, неразрывность материи и движения. Хотя материализм был в целом механистическим, однако в его философии имеются элементы диалектики, которые нашли отражение в учении об эволюции природы. В труде «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763) проводится мысль о том, что природа, ее растительное и животное царство и весь видимый мир подвержены постоянному изменению и переменам. Эти изменения происходили «несчетное множество крат» в прошлом, они происходят в настоящем и будут совершаться в будущем. М.ВЛомоносов утверждал, что Земля значительно древнее, чем учит церковь. Он говорил о беспредельности миров, высказывал смелое предположение о возможности жизни на других планетах. Ему принадлежит научная заслуга в открытии в 1761 г. «знатной атмосферы» вокруг Венеры. В теории познания М.В.Ломоносов также придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал чувственные восприятия, перерабатываемые затем разумом в понятия и идеи. Все изменения в органах чувств он объяснял воздействием на человека окружающих его предметов. Понятия и идеи отвлечены от действительности. Идеи он делил на простые и сложные. Первые состоят из одного представления, вторые — «из двух или многих, между собой соединенных». М.В. Ломоносов не отрицал роли воображения в познании действительности, но советовал не увлекаться им, стремился согласовывать воображение с действительностью, опытом. Один опыт ставил выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Вместе с тем он видел ограниченность опытных знаний, когда они не подкрепляются рациональным обобщением, теоретическими выводами. «Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не могут достичь лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться им, что видит или постигают при помощи остальных чувств». Большое значение М. В. Ломоносов придавал научным гипотезам, ибо они одно из средств познания законов мировоззрения. Гипотезы доказывал он, «дозволены в философских предметах и даже пред-вга ал я ют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин». Итак, материалистическая философия М.В.Ломоносова, опиравшаяся на достижения естествознания, хотя в основе своей и была еще механической, заключала в себе идею развития. Она явилась достижением русской и мировой философской мысли XVIII вв. и оказала плодотворное влияние на последующее развитие философии.[3]

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Эмпирическая философия Нового времени Бэкон, Гоббс, Локк
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 09:37:01 08 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1358 Комментариев: 21 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать