учения на балтике сегодня
Балтийский экспресс: Турция поможет вооружить российскую армию в Калининграде
По мори аки по суху — паромная переправа доставляет из Усть-Луги в Балтийск танки и ЗРС С-400
Где находится Калининградская область России и её особый территориальный статус, в отрыве от основной части страны, хорошо известны. Попасть туда из, скажем, Москвы, можно самолётом, поездом, по морю, на автомобиле из-за ковидных мер сейчас нельзя — Литва закрыла границы. Это транзит для туристов и командировочных. А вот как туда перебросить танки и прочую военную технику?
Сейчас пресс-служба Западного военного округа сообщила, что партия модернизированных танков Т-72Б3М поступила на вооружение мотострелкового соединения армейского корпуса Балтийского флота под Калининградом. Количество не сообщается, но надо полагать, что счёт идёт не на единицы и даже не на десятки. Вообще российская группировка в Калининградской области значительно усиливается — за счёт создания 18-й гвардейской мотострелковой дивизии (МСД), формирование которой должно завершиться к концу нынешнего года. А дивизия, это, знаете ли, не «твою дивизию», а полноценное общевойсковое соединение, способное самостоятельно вести боевые действия в отрыве от основных сил. Там ещё и 11-й армейский корпус находится, 152-я гвардейская ракетная бригада, на вооружении которой стоят ОТРК «Искандер-М», есть как минимум шесть дивизионов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», ну и много других «стрелялок».
Как это всё в «анклав» доставляется? Военный груз, заметим, не из лёгких, тот же танк Т-72Б3М весит 47 тонн, так что теоретически военно-транспортный Ил-76 российских ВКС (грузоподъёмность до 60 тонн) сможет перевезти лишь один танк, Ан-124 «Руслан» (грузоподъёмность до 120 тонн) потянет два танка. Дорого, да и пропускная способность невелика. Железная дорога, равно как и автомобильное сообщение, исключаются — через Литву, страну НАТО, военные грузы в Калининград перевезти невозможно. Есть паромное сообщение между портом Усть-Луга (150 км от Санкт-Петербурга) до города Балтийска в Калининградской области. Расстояние по морю — 480 морских миль и двое суток пути тихой сапой. На пароме, а это железнодорожно-автомобильные суда, можно и чёрта лысого перевезти. Вот только на Балтике у России их всего два.
На Балтийском флоте ВМФ России есть ещё и 71-я бригада десантных кораблей, способная перевозить тяжёлую военную технику. Её основу составляют 4 старых БДК проекта 775 польской ещё постройки — «Минск», «Калининград», «Александр Шабалин» и «Королёв». Каждый из них способен принять на борт 10−13 средних танков — корабли этого проекта способны взять груз до 480 тонн. Понятно, что именно на эти корабли легла основная нагрузка по снабжению, в том числе и вооружениями, группировки армии РФ в Калининградской области. Но вот нюанс, их не так много (малые десантные корабли из состава этой бригады в расчёт грузоперевозок в расчёт не берём), плюс они выполняют другие задачи в интересах флота — участвуют в учениях и дальних морских походах. Нужна поддержка гражданского флота, с большей тоннажностью, а ещё и меньшей заметностью перевозимых грузов.
Такими судами Морфлот на Балтике представлен двумя паромами — «Амбал» (1990 года постройки) и «Балтийск» (1984 год). Каждый из них способен вместить в своё чрево на трёх палубах 115 стандартных железнодорожных вагонов, 100 автомобилей и всего 12 пассажиров — предусмотрено 6 двухместных кают. Если заглянуть в инструкцию компании судовладельца, можно понять и их основное предназначение. «Каюта для сопровождающего транспортное средство представляется только представителям министерства обороны России», — написано там чёрным по белому. Ну, это либо механикам-водителям, либо группе морской пехоты, охраняющей груз. Для гражданских оставили грузо-пассажирский паром «Петербург» (каюты на 110 человек), который до открытия Крымского моста обслуживал перевозки в Керченском проливе, а теперь вернулся на родной маршрут Усть-Луга-Калининград.
Поставка новых БДК для Балтийского флота ВМФ России пока не планируется — два больших десантных корабля 1-го ранга ближней и дальней морской зоны проекта 11711 «Иван Грен» и «Пётр Моргунов» достались Северному флоту. Строящиеся «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» уйдут на Тихоокеанский флот (сроки передачи — 2023−2024 года. Кто же будет обеспечивать «Балтийский экспресс» (по аналогии с «Сирийским экспрессом», доставляющего военные грузы в сирийский порт Тартус)? Вся надежда на… турецкие паромы.
Сейчас в Турции, на судостроительном предприятии Kuzey Star Shipyard в Стамбуле «доводят до ума» два железнодорожных парома «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые предназначены именно для обеспечения линии Усть-Луга — Балтийск. Разработчиками этих судов выступило ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», российское предприятие является и формальным судостроителем, так что паромы будут считаться именно российскими. К слову, это самые большие гражданские суда, которые были спущены на воду за всю историю судостроительных верфей Турции. Сроки постройки несколько подзатянулись (должны были переданы в 2020 году), но есть надежда, что в скором времени они всё же сменят «Балтийск» и «Амбал» на трассе «Балтийского экспресса». Понятно, какими будут и основные грузы паромов — Турция нам поможет поддержать боеготовность Калининграда.
А ещё, косвенно, и… Украина. Как утверждают в ООО «Морское инженерное бюро» (МИБ, Одесса) железнодорожные паромы проекта CNF19M для линии Усть-Луга — Балтийск были разработаны именно в МИБ. Факт сомнительный, но не исключено, что некоторые наработки украинских судостроителей всё же использовались. Тем не менее, контракт по госзаказу на постройку двух таких паромов в декабре 2018 года в размере 10 миллиардов рублей оплатил именно ФГУП «Росморпорт». Что досталось украинским разработчикам неизвестно, но они действительно принимали участие в исследованиях по концепту грузового парома. После 2014 года такие контакты прекратились, а «Маршала Рокоссовского» заложили на Невском ССЗ в октябре 2018 года, «Генерала Черняховского» в апреле 2019-го. Строительство же грузовых паромов продолжилось на турецкой судостроительной верфи, а не на украинской.
Судя даже по названием новых «турецких» паромов, со словами «Маршал» и «Генерал» (Рокоссовский и Черняховский») в названиях, они будут судами двойного назначения, где военное предназначение будет преобладать. Эти паромы хотя и уступают по количеству перевозимых грузов существующим «Балтийску» и «Амбалу» — 80 железнодорожных вагонов против 115 и две палубы вместо трёх, зато обладают ледовым классом и способны самостоятельно действовать не только в Балтийском море (а оно порой замерзает при низком промилле воды), но и в ближней Арктике без сопровождения ледоколов. Вероятно, что потребности Минобороны в переброске военных грузов в Калининградскую область будут удовлетворены таким количеством новых паромов, которые планируется запустить в первый рейс на Балтике с 2022 года. Тем более, что основная часть танков и прочей техники уже доставлена по назначению.
На Балтике корабли ВМФ России «откалибровали» натовские учения Baltops
В Балтийском море, где НАТО начал военно-морские учения Baltops, корабли Балтфлота провели свои манёвры с применением крылатых ракет «Калибр» и шестиствольных артиллерийских установок АК-630.
Вначале экипаж малого ракетного корабля Балтийского флота «Одинцово» выполнил ракетные пуски крылатыми ракетами «Калибр» по отряду боевых кораблей и береговым объектам условного противника. Стрельба выполнялась с использованием ракетного комплекса «Калибр-НК».
«В ходе манёвров кораблём также были выполнено отражение воздушного налёта с помощью ствольной артиллерии и отработаны упражнения по постановке радиоэлектронных помех», — сообщили в штабе флота.
Кроме этого, корабли на воздушной подушке Балтийского флота «Евгений Кочешков» и «Мордовия» провели в море артиллерийские стрельбы из 30-миллиметровых автоматических установок комплекса АК-630. Кроме того, были проведены учения по борьбе за живучесть, радиационной, химической и биологической защите кораблей в море.
EADaily дополняет, что учения Балтфлота прошли на фоне манёвров НАТО Baltops-2021, в которых принимают участие 40 боевых кораблей и 60 самолётов ВВС стран — членов альянса. В канун натовских учений международная система мониторинга движения военно-морских объектов AIS ошибочно показала, что российский корвет «Стойкий», дислоцирующийся в Калининградской области, вошёл в территориальные воды Польши, чем вызвал панику в Варшаве.
«Известия»: США испытали над Балтийским морем секретный самолёт-шпион
Армия США испытала на учениях Baltops 2021 в небе над Балтикой самолёт-разведчик Bombardier Challenger 650 Artemis. Об этом пишут «Известия».
Воздушный шпион может прослушивать радиопереговоры, обнаруживать наземные цели и отслеживать их перемещение. Он несколько раз пытался провести разведку систем ПВО, а также пунктов управления и связи в Калининградской области.
По данным издания, при приближении к границам России новейший самолёт-шпион своевременно обнаружили, идентифицировали и взяли на сопровождение средствами ПВО. Они отследили несколько его полётов в Балтийском регионе, вдоль границ Калининградской области и Белоруссии, а также над Чёрным морем.
Точные характеристики машины засекречены. Утверждается, что самолёт значительно превосходит образцы предыдущего поколения, особенно в части многофункциональности. Сообщалось, что в состав оборудования Artemis помимо мощного радара включили аппаратуру радиотехнической разведки. Она обнаруживает электромагнитные сигналы от радаров и радиостанций и определяет точное местонахождение их источника с расстояния в сотни километров. Кроме того, самолёт оснащён приборами для дистанционной прослушки каналов связи. Информация о найденных объектах обрабатывается в автоматизированном режиме.
Турбореактивный Bombardier Challenger 650 Artemis испытывали во время учений НАТО Baltops 2021 на Балтике. В двухнедельных манёврах участвовали корабли и контингенты из 18 стран Североатлантического блока. В числе отработанных задач были поиск и уничтожение подводных лодок, отражение воздушных атак и высадка десанта с моря на побережье неподалёку от Калининградской области.
В Калининградской области начались международные военные учения
10 сентября в Калининградской области начались масштабные российско-белорусские военные учения «Запад-2021». Они продлятся до 16 сентября, сообщает пресс-служба Министерства обороны России.
Совместное стратегическое учение (ССУ) вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь проходит раз в два года. Практические действия войск стартовали одновременно на девяти полигонах России, пяти полигонах Беларуси и в акватории Балтийского моря и Финского залива. В Калининградской области задействуют полигоны «Хмелёвка» и «Правдинский».
В Министерстве обороны РФ подчеркнули, что замысел учения не предполагает конкретизации противника. Он — условный.
«Согласно сценарию учения, в этой обстановке обучаемые органы управления, войска и силы выполнят учебно-боевые задачи по отражению ударов средств воздушного нападения условного противника, ведения разведывательно-поисковых, оборонительных и наступательных действий по локализации вооружённого конфликта и разгрому противника», — рассказали в ведомстве.
Как писал РБК Калининград, Министерство обороны России осенью должно завершить создание 18-й гвардейской мотострелковой дивизии на территории региона. По словам командующего Балтийским флотом адмирала Александра Носатова, ее формируют в связи с тем, что НАТО наращивает свои войска вблизи сухопутных границ Калининградской области.
В начале июня в Балтийском море прошли крупные военно-морские учения НАТО Baltops. В них задействовали 16 стран альянса, а также Швецию и Финляндию.
Латвия сообщила об отработке российскими военными перекрытия Балтики
Российские военные в ходе учений «Океанский щит» отрабатывают упражнения по блокировке морских путей, чтобы усложнить доступ сил НАТО к Балтийскому морю. Об этом сообщает местное издание LETA со ссылкой на Минобороны Латвии.
Учения, о которых идет речь, проходят с 1 по 9 августа в Балтийском, Норвежском и Северном морях. В общей сложности в них задействованы более 10,5 тыс. военнослужащих, 49 военных кораблей, 20 кораблей обеспечения и более 50 военных летательных аппаратов. Часть кораблей, которые привлекли к учениям, принимали участие в параде Военно-морских сил в Санкт-Петербурге в конце июля.
Латвийское ведомство обратило внимание на возросшую активность российских воздушных и морских судов в связи с учениями. Так, днем ранее вблизи границы Латвии были замечены два истребителя Су-30. Помимо этого два российских стратегических ракетоносца Ту-95 совершили полет над нейтральными водами Берингова моря. Их на отдельных участках сопровождали американские F-22 и F-18.
На август—сентябрь у Минобороны запланированы еще одни учения — «Центр-2019». Военные отработают различные маневры вдоль Северного морского пути в Российском Заполярье, где опробуют новую технику, созданную специально для военных действий в Арктике. Обеспокоенность по поводу этих учений уже выразила Норвегия.