учения русских космистов о перспективах человека
Предпосылки и особенности русского космизма
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, но и учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.
Космисты считали, что противостоять наступающей технократической глобализации, угрожающей планете, можно лишь путем духовно-нравственного возрождения человека, осознавшего себя частью вселенной. Их целостное миропредставление противостояло западноевропейскому позитивизму. Считая, что современная рационалистическая наука раздробила наше видение мира, русские космисты стремились воссоздать синтетическое знание, которое несло бы понимание всей совокупности последствий человеческой жизнедеятельности. Тем самым русский космизм формировал миропонимание, которое должно было бы лечь в основу нового типа культуры, приходящему на смену исчерпавшей себя гуманистической культуре Нового Времени.
Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
Косми́зм(греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.
Русский космизм
Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников).
Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.
Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Персоналии
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
Пьер Тейяр де Шарден(1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его теология.
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
Иван Антонович Eфремов(1908—1972) палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Один из соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги).
Елена Ивановна Рерих (1879 – 1955) – русский философ, писательница, общественный деятель. Один из основных соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги). Это учение о Мироздании в целом, его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании и тесной связи его с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования как необходимых требованиях Эволюции.
Основы русского космизма
В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок соответствующего типа образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями.
Философия русского космизма
Введение. Определение понятия «космизм»
Космизм (от греч. ;;;;;; — «упорядоченный мир») — совокупность философских, религиозных, эстетических и естественнонаучных течений, основным положением которой является представление о космосе как о четко структурированной системе и о человеке как о гражданине мира – космополите. Для космизма характерны понятия о микро- и макрокосмосе. Один из главнейших вопросов космизма суть космическое единство всех живых существ.
Подчеркнем, что классификаций направлений космизма весьма условны, так как все космисты были оригинальными мыслителями, создававшими уникальные и независимые системы, подлежащие строгому индивидуальному анализу.
1. Крупнейшие представители русского космизма. Философия отдельных направлений космизма.
1.1. Философия Н.Ф.Фёдорова
Основатель и крупнейший представитель космизма – Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально, и нам известно совсем немного его прижизненных публикаций. Но и их было достаточно для того, чтобы многие именитые философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Основные положения русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Философ придерживался мнения, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы, которую можно подчинить при помощи человеческого разума. Фёдоров считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок», вследствие чего эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.
Космизм непредставим без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции, что необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: метеорическая регуляция (объект – Земля), планетарная астрорегуляция (где объектом является Солнечная система) и, наконец, космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней, по Фёдорову, человечество сможет объединить все существующие звёздные миры.
2.1. Философия К.Э.Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский, оказавший существенное влияние на космизм, известен в первую очередь как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Будущее мира, считал Константин Эдуардович, это освоение космоса людьми, поэтому вся деятельность человека должна сосредоточиться на совершенствовании его взаимодействия с космосом, а деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека со Вселенной. Он также полагал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое, непрестанно увеличивающееся государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной.
Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ.
Существует четыре философских принципа, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. В первую очередь, это панпсихизм, – признание чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, что зиждется на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная. Согласно принципу бесконечности сила космического разума и Вселенная бесконечны, а принцип же самоорганизации заключается в том, что Вселенная сама
выстраивает собственную структуру. Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.
3.1. Философские концепции В.И.Вернадского
4.1. Космизм А.Л.Чижевского
Судьба основателя космобиологии Александра Леонидовича Чижевского была омрачена арестом в 1942 г, вследствие чего бесследно пропало 150 папок научного материала, а также законченная научная работа “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов”. Лишь в 1957 г Чижевский был реабилитирован.
Но вернемся к философии космизма.
Чижевский представлял электрон субстратом природного мира, который зиждется на принципе всеобщего кругообращения. Согласно данному предположению, сему принципу подчиняется существование всего сущего, а его действие проявляет себя наглядно в различных симметриях. Поясним последнее.
Сегодня бытует и переживает популярность гипотеза, которой в свое время придерживался и Чижевский, а именно: история человечества имеет свою периодичность и зависит от солнечной активности. Так, войны и всякого
рода революционные события соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, что повторяется периодами с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл подразделяется, в свою очередь, на четыре периода:
1) период минимальной возбудимости (3 года);
2) период роста возбудимости (2 года);
3) период максимального подъема возбудимости (3 года);
4) период снижения возбудимости (3 года).
Данная идея была обоснована Чижевским при помощи объемного приводимого фактического материала. Несмотря на то, что рукописный оригинал работы “О периодичности всемирно-исторического процесса” был утрачен, сохранилось его краткое изложение-истолкование, именуемое “Физические факторы исторического процесса”.
Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.
2. Русский космизм и философия современности
В данной работе был рассмотрен русский космизм как философское направление. В этой философии четко обозначены два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая от него как от единого целого во всех своих проявлениях, с другой – человек как фактор эволюции, способный путем создания новых технологий активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его (стоит добавить, что окружающий мир в представлении космистов по сути своей неизменен). Если закрыть глаза на тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. кризисные последствия технократического отношения к миру еще не дали о себе знать, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях вопиющей эксплуатации природы. Космизм повторил печальную судьбу многих философских течений, опережавших свои эпохи по прогрессивным для тех времен идеям, однако в современной ситуации надвигающегося экологического кризиса значение “общего дела” как регуляции отношений человека и Вселенной становится все более приоритетным. Отметим неслучайное совпадение главных принципов философии космизма и главных идей современной научной картины мира. Так, космизм, имеющий общечеловеческое значение, призван подтолкнуть людей к целостному видению мира как единства человека и космоса, используя также различные предвосхищения, глядящие в далекое будущее. Значение космизма в наши дни нельзя умалить: ведь на заре нового тысячелетия, когда человечество обременено поисками принципиально нового типа мышления, учение космизма являет собой особую важность.
Русский космизм
О русском космизме
Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. [1]
Русский космизм
Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников).
Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.
Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Персоналии
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
См. подробнее.
Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
См. подробнее
Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
См. подробнее
Пьер Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его теология.
См. подробнее
Александр Леонидович Чижевский
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
См. подробнее
Иван Антонович Eфремов
Иван Антонович Eфремов (1908—1972) палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Один из соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги).
См. подробнее
Елена Ивановна Рерих
Елена Ивановна Рерих (1879 — 1955) — русский философ, писательница, общественный деятель. Один из основных соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги). Это учение о Мироздании в целом, его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании и тесной связи его с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования как необходимых требованиях Эволюции.
Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик.
Космизм в литературе и искусстве
Биокосмисты
В начале 1920-хх годах в Москве и Петрограде сформировались группы поэтов-биокосмистов, которые активно издавали свои произведения. Московское отделение биокосмистов возглавлял Александр Святогор (наст. имя Александр Агиенко), а петроградское отделение «биокосмистов-имморталистов» (от лат. immortalitas — бессмертие) — Александр Ярославский. А. Ярославский писал об идее личного бессмертия, один из первых в стихах высказался об идее холодового анабиоза (крионики) человечества. Почти все биокосмисты пали жертвами террора в 1930-хх годах.
Черты космизма
В литературном произведении можно выделить следующие черты космизма:
* Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
* Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
* Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
* Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.[2]
Статьи
Документальные фильмы
1. Космизм // Новейший философский словарь
2. Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».- м.: «Радуга», 2007 Статья «Космизм»
3. Ваней, Е. Некоторые аспекты русского космизма. Новосибирск, 2007.
Статья дорабатывается.
Написать ответ Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Русский космизм и новая мифология развития
Корни русского космизма
Потрясающие воображение успехи советского проекта (запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос первого человека и многое другое) стали возможными благодаря реализованному на деле уникальному сплаву: возможности свободного преобразующего труда и потребности человека в целенаправленных действиях по изменению окружающего мира. Русская Мечта о свободном, неотчуждённом труде и переустройстве окружающего мира по законам высшей справедливости относится к числу наиболее фундаментальных «кодов» русского национального характера.
Именно в концепции свободного труда, направленного на изменение Вселенной, содержалась «главная тайна» СССР — тайна его развития, взлёта и падения. Утрата представления о важности данного фактора и сведение советской экономики практически к «обычной» экономике индустриального государства положило начало движению СССР навстречу своей гибели[1].
Глубоко не случайно, что именно русский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, преодолевшим притяжение Земли. Ещё в конце XIX столетия скромный московский библиотекарь и одновременно один из основоположников русского космизма Николай Фёдоров (внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина) выдвинул тезис о неизбежности освоения космического пространства и предрёк лидерство России в этом направлении. Он писал: «Тот материал, из коего образовались богатырство, аскеты, прокладывавшие пути в северных лесах, казачество, беглые и т.п., это те силы, которые проявятся ещё более в крейсерстве и, воспитанные широкими просторами суши и океана, потребуют себе необходимого выхода, иначе неизбежны перевороты и всякого рода нестроения, потрясения. Ширь Русской земли способствует образованию подобных характеров; наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига»[2].
Русский космизм, равно как и инициированный им советский Космический проект (по линии Фёдоров–Циолковский–Королёв), органично вырастает из культурной матрицы Древней Руси и заложенных в ней универсальных ценностей. На это справедливо указывает историк и религиовед Роман Багдасаров в своей работе «Иконография космизма». В качестве наглядной иллюстрации он приводит одинаково актуальный как для древнерусской элиты, так и для простонародной среды православный иконографический сюжет «Вознесение Александра Македонского».
Изображение Александра, взмывающего в небо, было чрезвычайно популярно на Руси. Его можно обнаружить на стенах соборов Владимиро-Суздальской Руси, на медных образках и монетах Тверского княжества XIV века, на одеждах священнослужителей. Эпизод с полётом македонского царя был включён в Лицевой Летописный свод, а «Александрия» переписывается русскими монахами вплоть до XVIII столетия.
Сюжет «Вознесение Александра» восходит к шумерской традиции первой половины III тысячелетия до н.э., согласно которой правитель Киша Этана был поднят на небеса гигантским орлом, а правитель Урука Гильгамеш опускался на дно океана. Оба искали растение бессмертия. Аналогии можно также обнаружить в Авесте, Шахнамэ и Талмуде.
На Руси популярность образа Александра шагнула далеко за пределы аристократических кругов. Как отмечает А.В. Чернецов, «путь, по которому происходило “обрусение” этого персонажа… был пройден практически полностью».
Вознесение Александра Великого воплощало устремлённость к рубежам мироздания, обозначающего предел человеческого могущества. Кроме того, полёт Александра вызывал неизбежную иконографическую ассоциацию с огненным восхождением пророка Илии. Если Александр так и не проник за границу тверди, то Илию сила Божия уносит в иные сферы, недоступные смертному.
Не случайно миниатюра с восхождением пророка Илии включалась в русские космографии. На ряде икон Восхождения (например, 2‑й пол. XVI в. из Горицкого монастыря на Шексне) колесо повозки Илии является смысловым центром сюжета. Крылатые кони и колесница входят в многослойную сферу, символизирующую многоуровневость Вселенной. В сербской песне св. Илья просит у Бога дать ему ключ от «семи небес». Семь небес соответствовали семи известным планетам, «великим звёздам».
В свою очередь, заметим, что семь небес посещает и восхищённый туда в физическом теле допотопный патриарх Енох — главный персонаж апокрифической Второй книги Еноха, сохранившейся исключительно на славянском языке. Находясь на небесах, Енох на протяжении тридцати дней и ночей записывает излагаемые ему ангелом законы мироздания, после чего встречается с Творцом, который рассказывает ему историю сотворения мира.
Весьма показательно, что подобные тексты пользовались чрезвычайной популярностью на Руси. Православные монахи скрупулезно переписывали и сохраняли их (в то время как в рамках ортодоксальной ветхозаветной традиции и отчасти на католическом Западе они уже были целенаправленно уничтожены как «еретические»). И не просто сохраняли, но и распространяли через исторические и моральные компиляции и призванные наставлять православных верующих сборники вроде Мерила Праведного, Четьи-Минеи, Палеи и т.п.[3].
Попытки Александра Македонского измерить «высоту небесную и глубину морскую» рассматривались в Средневековье как наивысшая степень экспансии, завещанной праотцу Иафету (Быт. 9:27). Важно понимать, что расширение древнерусских государств, а затем Российской империи выражало себя через библейский императив «распространения» — жребий потомков Иафета. С точки зрения историософии выход в космос добавил этому императиву вертикальное измерение. Космический проект — не просто очередной символ русской экспансии, но слияние её символического ряда с архетипом. Таким образом, советский Космический проект был предопределён «яфетической» самоидентификацией древнерусской культуры, ментальностью первопроходчества и геополитическим положением страны.
Горизонты Русского космизма
В числе главных постулатов русского космизма принято выделять: преображение физической природы человека через обретение им более высокого онтологического статуса; промежуточность технологического этапа развития; фёдоровскую идею всеобщего воскрешения отцов и освоение человечеством Большого Космоса.
Человек, по Фёдорову, должен стать орудием «обратного воздействия на породившую его природу для её преображения и одухотворения». Эволюционное предназначение человека состоит в том, чтобы стать агентом дальнейшего разворачивания самой эволюции, орудием «внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос». Отсюда проистекает идея Фёдорова о регулирующей функции человека и человечества. При этом «образец регуляции Вселенной» человек носит в своей нервной системе.
Для Фёдорова очевидна невозможность добиться полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, «который также изнашивается, сгорает, падает». Фактически здесь философ подразумевает борьбу человечества против всеобщей энтропии, гибельных следствий второго начала термодинамики.
Ареной бессмертной жизни для Фёдорова является только космос в целом, бесконечный и неисчерпаемый в своих энергетических и материальных возможностях. Фёдоров рисует эпические картины далёкого будущего, когда органами человека станут «аэро- и эфиронавтические» средства, при помощи которых он будет перемещаться в космическом пространстве: «корабли, эфироезоты, электроходы, пловцы эфирного пространства, свободно движущиеся в нём, но не прерывая общения с центром, с очагом, а все вместе, влияя на центральное тело, регулируют его ходом, а с ним и ходом всей системы солнечной, всего хора, всей эскадры Вселенной, флота миров — звёзд».
Однако только долгоживущие или бессмертные создания с радикально трансформированным организмом окажутся способными выжить в самых невероятных внеземных средах, освоить и преобразить Вселенную. Прежде всего, Фёдоров понимает перестройку человека как коренное преображение самого организма человека и его связей с окружающей средой.
Фёдоров вновь и вновь настаивает: «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он сам будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений — от самых древнейших до самых новейших, во всех мирах, как самых отдалённых, так и самых близких, управляемых всеми воскрешёнными поколениями, во всех мирах, которые во всей их целости будут предметом художественного дела всех поколений в их совокупности, как единого художника».
Фёдоров говорит о необходимости глубокого исследования механизма питания растений, чтобы научиться у них чудесной способности строить свои ткани, «не пожирая чужой жизни», из солнечного света и неорганических веществ.
Фёдорову вторит другой выдающийся русский ученый и мыслитель — Владимир Вернадский, считавший, что дальнейшее развитие человечества будет состоять «в изменении формы питания и источников энергии, доступных человеку». Здесь Вернадский имеет в виду овладение энергией Солнца, а также умением поддерживать и воссоздавать свой организм, как растения, — из самых элементарных природных, неорганических веществ.
Основоположник практической космонавтики Константин Циолковский, как и Фёдоров, полагал, что в далёкой перспективе «усовершенствованные сознательные существа» смогут обходиться без искусственных, технических приставок к своим органам, а человечество эволюционирует в состояние более высокого энергетического уровня («лучевое состояние высокого порядка»)[4].
В отличие от Фёдорова, Циолковский признавал широкое распространение жизни в космосе, в различных формах и ступенях развития, вплоть до самых совершенных. Для Фёдорова земной человек, при всем своём несовершенстве, которое ему предстоит преодолеть, — вершина, достигнутая эволюционным процессом. Для Циолковского человек — один из немногих далеко отставших меньших братьев высокоорганизованных сознательных существ, которые преобладают в космосе.
Однако и Циолковский, и Фёдоров сходятся на том, что всякая попытка преобразования природы и мира без внутреннего изменения самого человека приводит к неизбежному дисбалансу и кризису. В этом выводе русский космизм целиком совпадает с центральной мыслью русской волшебной сказки: для всякого полноценного преобразования мира необходима преображённая личность.
Федорову удалось облечь в философские формулы три определяющие особенности русской ментальности, укоренённые в русской сказке: всеобщее делание, основанное на общинно-артельном принципе организации жизни; всемирность русской души; стремление к победе над смертью через всеобщее воскресение. Последнее стремление представлено в русских сказках сквозными образами молодильных яблок, мёртвой и живой воды, воскрешающей убитого героя.
Для преображённого человечества всё мироздание становится ареной всеобщего космического творчества. Фёдоров предчувствует грядущий высший синтез науки и искусства: «…небесная механика, небесная физика и т.д. будут служить к обращению бессознательных движений светил в сознательные: будут служить к управлению ими, к постройке из них прочного здания, храма миров, неудержимо, без видимых опор, в безграничном пространстве движущихся; будут служить освобождению всех миров от уз тяготения, от слепой силы притяжения, делая их орудием выражения взаимных чувств, взаимной любви всех поколений человеческого рода». Таким образом, космическим Храмом человечества становится «само небо, само движение Земли, управляемое мыслью и чувством стройного хора всего человеческого рода».
Важно, что в лице Фёдорова и Циолковского логика прогностической мысли русского космизма радикально противостоит современным энвайронменталистическим идеологиям, призывающим к радикальному сокращению численности человечества, а то и его полному «сворачиванию» как природного вида.
Задачи, которые ставят перед родом человеческим эволюционные законы, как бы выталкивающие человека в соответствии с его природой в необъятные просторы Вселенной, на его новую преобразовательную судьбу, может разрешить только колоссальное умножение населения. По Фёдорову — возвращение всех, унесённых смертью.
Циолковский полагал, что для выполнения планетарных и космических целей, стоящих перед человечеством, оно должно умножиться в тысячу и более раз (до 6 биллионов). Только тогда оно сможет стать абсолютным хозяином почвы, океана, воздуха, космического пространства и самого себя. Одновременно это умножение должно сопровождаться всё большим достижением общечеловеческого единства.
В 60‑е годы прошлого века на закономерность связи взрывного увеличения численности человечества и выходом человека в космос указывал оригинальный советский футуролог и философ Игорь Забелин, развивавший идеи Владимира Вернадского. Вот что он писал по поводу космической миссии человечества: «Определённо создаётся ощущение, что человечество как некое явление природы, как организация, «организм» исподволь готовится к выполнению каких‑то новых своих жизненных функций, что какие‑то имманентные причины выводят его на неведомые новые рубежи — и поэтому человечество набирается сил, перестраивается, самоорганизуется, подчас мучительно страдая при этом и преодолевая свои страдания. Создание многочисленных очагов разумной жизни в околосолнечном пространстве — это лишь база для выполнения человечеством своей миссии в природе, но ещё не самая миссия. Всё, что сейчас происходит с человечеством, подводит его вплотную к выполнению действительно только ему присущей и предназначенной миссии — к управлению природными процессами сначала на земном шаре, а потом и в околосолнечном пространстве»[5].
В противовес русским космистам современные энвайронменталисты предлагают человечеству антиэволюционный выбор: они не только призывают к сокращению его численности, но и к отказу от преобразовательной активности. Склоняя человека принять абсолютно равноправное положение среди других живых существ (биоцентризм, экологический эгалитаризм), энвайронменталисты тем самым отвергают библейский завет о «владычестве» человека над всей Землёй (Быт. 1:26). Призывы к радикальному сокращению человечества, разделяемые большинством носителей современного «экологического сознания», противоречат благословению на прирастание человечества: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).
В подобных «экологических» установках отчётливо просматривается стремление обезглавить эволюцию, погасив в человеке эволюционное сознание своей космической миссии, тем самым убрав с дороги существо, через которое происходит духовное прорастание и восхождение.
Подобно тому, как на заре европейской истории тёмный культ Великой Матери был вытеснен на периферию обитаемой Ойкумены волнами нашествий индоевропейцев и их наследников (носителей курганной культуры Турана), идеи энвайронментализма должны быть обезврежены и вытеснены на периферию информационного пространства. Для этого необходима широкая популяризация и деятельная актуализация огромного идеологического потенциала, заложенного в богатейшем наследии русского космизма.
Новая мифология развития
В который раз напомним, что все сколько‑нибудь значимые социальные процессы организуются и управляются факторами воображения и мифа. Отсюда неизбежно вытекает объективная потребность в создании новой научно-технократической мифологии Большого Развития. Мысль о том, что отсутствие новой технократической мифологии мешает российскому инновационному бизнесу не меньше, чем плохой инвестиционный климат и проблемы налогообложения малого бизнеса, прозвучала в экспертном сообществе ещё в 2001 году[6]. Успешные прецеденты создания элементов подобной мифологии имеются как в отечественном, так и зарубежном кинематографе.
Ярчайшим примером комплексной реализации такой задачи служит творчество замечательного советского кинорежиссёра, сценариста и писателя Павла Клушанцева (1910–1999). Фильмы, в которых Клушанцев одним из первых совместил научно-популярное кино с научной фантастикой, вызывали огромный зрительский интерес во всём мире. К сожалению, это принципиально новое кинематографическое направление — популярно-фантастический фильм — не нашло своих последователей в Советском Союзе. Зато на его фильмах изучали операторское мастерство Стенли Кубрик и Джордж Лукас, открыто называвшие Клушанцева своим «крёстным отцом» и учителем.
История Павла Клушанцева — типичный пример очередного Русского Чуда, недооценённого в своем Отечестве. В этой связи вспоминается эпизод с визитом в Россию в годы перестройки Джорджа Лукаса. Когда создатель «Звёздных войн» попросил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым, выяснилось, что они даже не знают, кто это такой.
Клушанцев являлся автором около трёхсот изобретений: новых кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок, многие из которых были впоследствии заимствованы всемирно известными режиссёрами и продюсерами, включая Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса и Ридли Скотта.
В 1992 году известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат «Оскара» Роберт Скотак специально приезжал в Россию, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съемок. Желая сохранить для будущего хотя бы часть своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков. Профессиональный опыт Клушанцева Скотак использовал в работе над фильмом «Терминатор 2: Судный день», который в 1992 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.
Журнал «Американский кинооператор», посвятивший в 1996 году к 85‑летию советского режиссёра два выпуска, сетовал, что за 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать операторские секреты Клушанцева. Первый знаковый фильм Клушанцева «Дорога к звездам», в котором режиссер нащупал свой фирменный стиль — документальный научпоп в сочетании с научной фантастикой — выходит в 1957 году одновременно с запуском первого искусственного спутника Земли.
Первая часть картины рассказывала об основоположнике космонавтики К.Э. Циолковском, истории развития ракетной техники и дальнейших перспективах космонавтики. Вторая часть — научно-фантастическое кино на тему «Как будет происходить освоение человеком ближнего и дальнего космоса». При более чем скромных технических возможностях студии в фильме был очень достоверно и впечатляюще показан эффект невесомости космонавтов. «Дорога к звёздам» была высоко оценена и получила премии I ВКФ (Москва) и I МКФ научных и технических фильмов в Белграде (1958). Фильм имел большой успех не только в СССР, но и на Западе, его закупили в США, где он был показан по каналу CBS в рамках сериала «XX век».
Впоследствии клушанцевский «эффект невесомости» использовал Стэнли Кубрик в своей культовой «Космической одиссее 2001 года» (1968). В одном из интервью Кубрик заявил, что именно Клушанцев «подсказал» ему многие технические решения. Так что без «Дороги к звёздам» не было бы и «Космической одиссеи» — общепризнанной вехи в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом.
Нужно отметить, что «Космическая одиссея», снятая по рассказу фантаста и футуролога Артура Кларка «Часовой» (1951), в свою очередь, чрезвычайно насыщена космистскими смыслами. В частности, в фильме представлена космистская идея о промежуточности сугубо технологического этапа покорения космоса, необходимого для нового эволюционного скачка человечества. Авторы фильма демонстрируют зрителю, что Большая космическая перспектива заключается в трансформации самого человека. Причём изменение это происходит не само по себе, но благодаря участию Высших сил, представленных в образе таинственных Чёрных Монолитов, воздействующих на ход человеческой эволюции. Чтобы обнаружить Чёрный Монолит на Луне и последовать вслед за его указанием (сигнал в сторону Юпитера), человечеству нужно было выйти на определённый технологический уровень развития, а вот дальнейшая трансформация с техникой уже никак не связана.
Помимо прочего, Кубрик отобразил в своем фильме тему тупиковости искусственного интеллекта и даже буквальный «бунт машин»: бортовой компьютер, снабжённый искусственным интеллектом, целенаправленно (!) пытается уничтожить человеческий экипаж своего космического корабля, чтобы предотвратить грядущую сверхтехнологическую психофизическую трансформацию человека и человечества.
Ту же самую далеко не случайную мысль об участии Высших разумных сил в космическом будущем человечества, выраженную в терминах христианской философии и метафизики, мы находим и у русских космистов. В частности, в работах Константина Циолковского.
О том, что Стэнли Кубрик как режиссёр был далеко не столь «прост», свидетельствует его последний фильм «С широко закрытыми глазами» (1999), в котором он символически обозначил силы, препятствующие Развитию человечества. Доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ Евгений Жаринов полагает, что в фильме показаны ритуалы современных тайных обществ, восходящие к ереси катаров, до сих пор чрезвычайно популярной во «внутренних» кругах западной элиты. По мнению швейцарского писателя и философа Дени де Ружмона, именно гностическая традиция катаров и альбигойцев оказала решающее влияние на европейскую культуру и, в частности, на эпоху Просвещения. Совпадение это или нет, но Кубрик скончался через четыре дня после окончания работы над монтажом фильма, проводившимся в условиях строжайшей секретности.
Возвращаясь к работам Клушанцева, нужно выделить его художественный научно-фантастический фильм «Планета бурь», снятый по мотивам одноимённой повести Александра Казанцева. Фильм вышел на большой экран в 1961 году, удачно совпав с полётом Юрия Гагарина и всеобщей увлечённостью космонавтикой.
Невзирая на определённые недостатки картины (шаблонные, лишённые психологической индивидуальности герои), поставленная задача режиссёру удалась, т.к. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. Фильм был сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги.
Несмотря на популярность у зрителей, фильм подвергся жёстким нападкам советской кинокритики. Совсем по‑другому к картине отнеслись за рубежом. Фильм был выкуплен 28 странами, в том числе и США, где он был перемонтирован студией «Америкэн Интернешнл» («Roger Corman Productions») Роджера Кормана с изъятием ряда эпизодов и добавлением новых и в таком виде выпущен в американский прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету» (1965). Разумеется, упоминания о том, что это кинопродукция из СССР, отсутствовали, а в титрах советским актерам были присвоены английские имена и фамилии.
После «Планеты бурь» Клушанцев возвратился к съёмкам научно-популярных фильмов. Спустя несколько лет он поставил без преувеличения блистательные популярно-фантастические фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968).
Павел Клушанцев создал более 100 научно-популярных фильмов и сюжетов. Наряду с тем он является автором целого ряда научно-популярных книг для детей и юношества. Совокупный тираж только советских изданий его книг превысил полтора миллиона экземпляров. Книги Клушанцева переведены на 16 языков и изданы в 12 странах мира. Практически все они посвящены загадкам космоса и перспективам освоения космического пространства и планет человеком.
Именно такие Мастера, как Павел Клушанцев, составляют Золотой фонд Русской Мечты и Русской цивилизации. Научиться вовремя выявлять и всемерно поддерживать такие таланты — первостепенная задача архитекторов будущей Пятой империи.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»