ученый который теоретически обосновал и популяризировал в xvii веке классно урочную систему обучения
Классно-урочная система Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский – это знаменитый педагог, философ и писатель из Чехии, который оставил после себя работы по педагогике, которые по сей день являются основополагающими для научной теории и практики. Основной мыслью работ автора является постоянное совершенствование общества через совершенствование отдельных его членов. Причем совершенствование в первую очередь должно касаться духовности и характера человека.
Часть работ Я.А Коменского носит богословский характер, часть же посвящена сугубо вопросам педагогики. Педагогические идеи исследователя стали основой для создания и развития системы воспитания.
В большинстве работ по педагогике автор обобщил передовые идеи ведущих педагогов своего времени, ввел и обосновал ряд педагогических положений, активно связывал учебную деятельность с домашней и общественной работой человека. Все свои идеи Коменский активно подкреплял примерами из собственного опыта взаимодействия с подрастающим поколением.
Педагог был уверен, что в деле воспитания детей должны срабатывать законы природы, а вся школьная работа должна быть природосообразной. На основе этого убеждения Коменский предложил собственный метод обучения, а также предложил ряд показателей, которые могли применяться для оценки работы педагога и его подопечных. Свои идеи автор изложил в большом количестве сочинений, наиболее полным из которых является «Великая дидактика».
Требования к организации учебного процесса
Основные требования Коменского к организации учебного процесса следующие:
Фактически, Коменский внедрил в учебный процесс принцип наглядности, который активно используется педагогами по сей день. А его идея двигаться от простого к сложному и от частного к общему стала альтернативой главенствующим в то время схоластическому подходу к обучению. Все это создало условия для развития у детей интереса к обучению.
Важное значение исследователь придавал дисциплине как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, важности учебного труда и развития навыков самообслуживания, учете уровня развития ребенка и имеющихся у него знаний. Если методы, которые использует преподаватель, соответствуют уровню учащихся, у последних будет развиваться интерес к познанию мира.
Начиная с работ Коменского стало меняться отношение к среднему учебному заведению. Если раньше здесь давали необходимый минимум знаний, то теперь школа стала местом формирования личности.
Формы организации обучения, предложенные Коменским, до сих пор дают мощные импульсы для развития европейского общества, являются актуальными и востребованными.
Обоснование классно-урочной системы
Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.
До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:
Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:
Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:
Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25 % времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75 % времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.
Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:
По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.
Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.
Классно-урочную систему теоретически обосновал…
1. Классно-урочную систему теоретически обосновал…
2.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это …
форма организации обучения +
— овладения новыми знаниями
— повторения и закрепления знаний
— обобщения и систематизации
4.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …
— «форма организации обучения»
5.Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …
6.Форма организации обучения, позволяющая изучать явления и процессы в естественных условиях, – это …
8.Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, – это …
9.Форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия в классе с постоянным составом учащихся одинакового уровня развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту, – это …
— занятие с отстающими
10.К основным типам уроков относятся уроки …
— изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные
— заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля
— индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации
— решения задач, выполнения опытов, написания сочинений
11.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …
12.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …
— урок изучения нового материала
— урок обобщения и систематизации знаний
13.Достоинством классно-урочной системы является …
— индивидуальный подход к учащимся
— высокое качество усвоения знаний
— ориентация на “среднего” ученика
14.Учебная экскурсия относится к …
— вспомогательным формам обучения +
— разновидности контроля знаний
15.К структурным компонентам урока не относится …
— проверка домашнего задания
— закрепление нового материала
Типология образовательных учреждений
1.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…
2.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
3.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений
4.Учебное заведение, осуществляющее обучение и воспитание учащихся с 1-го по 11-й классы на основе углубленной, в том числе профильной предпрофессиональной подготовки, – это …
5.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …
· характер сообщаемых знаний
6.Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
7.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …
8.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
· начальные, средние, высшие +
9.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…
10.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…
· вид образовательного учреждения
11.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …
возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества +
создание единого образовательного пространства
обеспечение взаимосвязи теории и практики
регламентация учебного процесса
12.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …
13.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется …
14.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения
15.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование
Инновационные процессы в образовании
1.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
— локальные, модульные, системные +
— внешние, внутренние, ресурсные
— ресурсные, образовательные, содержательные
— организационные, дидактические, методические
2.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…
3.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях
4.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям
5.Инновации являются результатом…
— выполнения заказа администрации
— непроизвольно полученным при развитии учреждения
6.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…
7.Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это…
8.Общая одаренность детей проявляется в…
— способностях к музыке, рисованию +
— самостоятельности, критичности мышления +
9.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …
10. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
— структуре системы образования
— оборудовании учебных заведений
11.Ориентация на направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа ___ подхода
12.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …
13.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется ….
14.Инновации в образовании – это …
— распространение новшеств в педагогической практике +
— оригинальность школьной жизни
— консервативный подход в образовании
— творческий подход к педагогической деятельности
14.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …
15.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются …
Коменский о классно-урочной системе — Взгляды и идеи Яна Амоса Коменского
Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского является большим вкладом в педагогическую науку. Большое значение имеет созданная им система семейного воспитания и ее детальная проработка.
Говоря о всеобщности образования, Коменский выделяет несколько возрастных периодов:
Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие периоды на основе возрастных физиологических особенностей. Для каждого из указанных возрастов Коменский выделяет особый этап обучения, который входит в общую систему единого образования.
Для детей до 6 лет включительно он предлагает создать материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное образование под руководством матери. Для подростков (с 6 до 12 лет) в каждом приходе, селе или городе должна быть шестилетняя школа с изучением родного языка. Для подросткового возраста (от 12 до 18 лет) в каждом городе должна быть латинская школа или гимназия. Для зрелых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждой провинции или мегаполисе должна быть академия.
Кроме того, Comenius также разработал учебное содержание для каждого уровня. Таким образом, ребенок в материнской школе должен получить образные представления об окружающем его мире. Основные науки, зачатки которых развиваются у ребенка — это естествознание, астрономия, география. Эти знания не нужно запоминать, они вырабатываются в процессе ежедневного взаимодействия ребенка с окружающим миром. ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и экономики, знакомится с предметами быта, их использованием, учится самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как подчеркивал Ян Амос Коменский, должно воспитывать умеренность, аккуратность, трудолюбие, уважение к старшим, послушание, правдивость, справедливость и, прежде всего, любовь к людям.
Школа «Родной язык», по словам педагога, предназначена для детей без различия пола, статуса, религии и национальности.
В гимназии, как в средней школе, также преподаются иностранные языки и древние языки (латынь и греческий). Изучаются так называемые «свободные искусства» (философия, риторика и т.д.), а также естествознание, география и история.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) студенты переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), и завершали весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского назывались: Грамматика, физика, математика, этика, диалектика и риторика.
В своей работе Коменский не ставил целью реформировать высшее образование, поэтому в своей «Академии» он перечисляет только классические университетские факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.
В своей книге «Великая дидактика» Коменский впервые обращается к разработке диалектической категории как универсального метода обучения. Он формулирует дидактику как «…универсальное искусство обучения всему…».
Сенсуалист и рационалист по своим философским взглядам, Коменский «…сделал сенсорный опыт основой обучения и преподавания и теоретически обосновал и разработал принцип наглядности».
Внимание Коменского к принципу иллюстрации подтверждает одна из самых известных его работ — «Мир чувственных вещей в картинках, или Представление и именование всех важных вещей мира и действий жизни».
Обратите внимание на следующий диалог из этой книги:
Этот диалог во введении к книге значим сам по себе и дает нам понимание основных руководящих идей Яна Амоса Коменского.
Еще один принцип школы Коменского — систематическое преподавание. Необходимо дать ученикам понять связи между явлениями и организовать учебный материал таким образом, чтобы он не казался ученикам хаотичным, а сводился к нескольким ключевым моментам.
Коменский считал, что в обучении от фактов к выводам, от примеров к систематизации правил, обобщая эти факторы и примеры, от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от общего к частному, следует сначала дать общее представление о предмете или явлении, а затем перейти к изучению его отдельных граней.
Материал должен быть расположен так, чтобы каждый новый материал органично вытекал из предыдущего. По мере взросления ребенка сначала развиваются органы чувств, затем память, мышление и, наконец, речь и рука. Так Коменский применяет последовательный метод.
Обучение, несомненно, должно быть как выполнимым, так и устойчивым. Постоянные упражнения и повторения были в школе Коменского основными методами преподавания языков и многих других предметов. Но в самих упражнениях учитель соблюдал диалектический принцип. Сначала ученики осваивали инструмент, с которым им предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы: «Сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, предложения», и только в заключение брались за целое произведение.
Но заслуга этого великого педагога заключается не только в создании принципов школы, содержания обучения, но и в тщательной разработке системы классной работы.
Коменский уделяет особое внимание точному определению места и времени обучения. В своей работе «Законы хорошо организованной школы» он рассматривает эти вопросы в отдельных главах и формулирует правила организации обучения.
Взгляды и идеи Яна Амоса Коменского
Некоторые выдержки из различных трудов Коменского об уроке как форме организации классной комнаты:
Из приведенных положений видно, что Коменский считал необходимыми условиями для правильной организации воспитательной работы:
Коменский определил продолжительность урока в один час, каждый час является частью времени, отведенного на предмет, и имеет свою конкретную цель.
Кроме того, он указывает на характер обучения, которое направлено на конкретную практику и повторение пройденного. Важны взгляды Коменского на структуру урока. Он различает три части урока: начало, продолжение и конец:
В своем учении о преподавании Коменский также уделяет большое внимание дисциплине студентов. Он считает, что преподавание, как и школа в целом, без дисциплины подобно «мельнице без воды», но дисциплина должна быть основана «не на палке и на ударах», а на сознательности учеников, на уважении к достоинству и личности учеников. Она должна служить тому, чтобы привить учащимся веру в свои силы, любовь к учебе и труду.
Коменский также уделил внимание вопросу домашней работы и ее дозировке: «За один день молодые люди должны заниматься не более шести часов, и только в классе; дома (особенно в низших классах) не следует давать ничего, кроме того, что связано с развлечениями и домашним хозяйством. Если кто-то скажет, что не давать ученикам возможность заниматься вне школы — это слишком много свободы, я отвечу ему: 1) школа называется школьной мастерской, поэтому именно в ней, а не за ее пределами, нужно делать то, что ведет к успеху в учебе; 2) сколько ни приказывай ученикам делать то или иное вне школы, они будут делать это (что свойственно молодости) поверхностно, небрежно и неправильно; и лучше ничего не делать, чем делать с ошибками; 3) я распределяю учебное время так, что восемь часов отводится на работу, столько же на отдых ночью и еще восемь часов на повседневные обязанности и развлечения. Я также прошу проявить терпимость, чтобы у студентов не было недостатка времени, чтобы сделать что-то по собственному желанию (такова их природа), и чтобы работа вызвала у них желание снова сделать то, что, по нашему мнению, они должны сделать.»
И в образовании, и в воспитании Я.А. Коменский уделял большое внимание экскурсиям, которые, по его мнению, являются одним из важнейших средств воспитания. Благодаря экскурсиям, кругозор детей расширяется и способствует формированию нового человека.
Таким образом, не только вопросы Коменского о преподавании, но и его труды представляют собой всеобъемлющую теорию о природе преподавания и о том, как оно строится и проводится, что способствовало формированию современной системы обучения.
Влияние взглядов и идей Яна Амоса Коменского на развитие современной педагогики
Как уже говорилось, педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересована каждая цивилизованная нация. На протяжении многих лет Россия и ее школы проявляют интерес к наследию Яна Амоса Коменского. Используя взгляды и идеи великого педагога, они, насколько это возможно, творчески трансформировали его методику преподавания в соответствии с российскими потребностями и условиями, но не нарушая принципов, заложенных Коменским.
Во времена Петра I широко использовалась книга Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», которая, по мнению Петра I, была особенно необходима, так как этот труд знакомил учеников с различными видами техники, ремесел и труда, но эта книга была также инструментом для изучения иностранных языков. Кроме того, Ян Амос Коменский считается прародителем всех иллюстрированных букварей. В своей книге «Мир разумных вещей в картинках» он привел своего рода «картинный алфавит», то есть изображения различных животных, крик которых похож на артикулированные звуки человеческой речи.
Первоначально путь в Россию был проложен его учебниками по языку, но в 19 и 20 веках в России стала широко применяться, изучаться и углубляться его педагогическая система.
Теория обучения Коменского — величайшее достижение человеческой мысли, которое не утратило своего значения и по сей день. Отталкиваясь от прогрессивного взгляда гуманистов на природу, человека и требования основывать наши знания на наблюдении, опыте и индукции, Коменский заложил основу материалистического фундамента педагогики как науки. Серьезным столпом педагогической теории Коменского был прогрессивный взгляд на природу и человека как ее часть, объективные законы которой должны изучаться научно. Именно изучение законов природы дало Коменскому солидную возможность построить «науку учения». Все развитие дидактики иностранного языка и русской педагогики является дальнейшим развитием тех идей и вопросов, которые поднимал великий чешский педагог.
Как уже упоминалось, Я.А. Коменский уделял особое внимание последней стадии образования, академии и познавательному путешествию, которое обеспечивает расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление профессиональной подготовки.
Вклад Я.А. Каменского в развитие высшего образования сосредоточен в основном на четырех основных проблемах:
Он видел главную цель школы, и особенно высшего образования, в том, чтобы развить способности человека и дать ему возможность свободного, естественного развития. В связи с этим возник вопрос о том, кто должен учиться в академии. По мнению Коменского, это право должно достаться самым талантливым выпускникам гимназий, «избранным умам, цвету человечества».
Требования Коменского к личности преподавателя высшей школы, из которых он считал наиболее важными: профессиональная компетентность, умение сделать преподавание увлекательным и полезным, стремление постоянно пополнять знания, владение профессиональной и педагогической культурой, актуальны и сегодня. Согласно Коменскому, учителя средней школы должны быть членами «дидактического совета» — государственного органа, отвечающего за развитие педагогической теории, внедрение и распространение новых знаний. Впоследствии эта идея воплотилась в виде педагогических общественных организаций, ассоциаций, академий педагогических наук и т.д.
Я.А. Коменский также говорил о таком методе обучения, как самостоятельная работа учеников. Самостоятельная работа — это именно тот метод обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.
Самостоятельная работа студентов направлена, прежде всего, на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет отношение к предстоящей лекции и помогает закрепить полученные знания, а также расширить и углубить те темы, которые были недостаточно освещены на лекции.
Во-вторых, самостоятельная работа выполняется студентами во время подготовки к семинарам и лабораторно-практическим курсам коллоквиумам, к зачетам и экзаменам, а также во время аудиторных занятий.
При подготовке к занятиям самостоятельная работа принимает форму индивидуальной и групповой работы студентов.
Индивидуальные ассигнования
Индивидуальные творческие задания могут включать следующие виды самостоятельной работы студентов: Обобщение различных первоисточников, рецензирование статей, комментирование книг, подготовка работ по конкретным темам в виде докладов и записок, написание и защита эссе, курсовых работ, выбор и подготовка учебных ситуаций и заданий и т.д.
Групповые творческие задания таковы: Разработка коллективных выступлений, лекций; защита авторских школьных проектов, коллективных творческих дел, проведение бесед, диспутов на определенную учебную тему, проведение различных видов игр и т.д. Оказалось, что концепция общего образования Коменского была рассчитана на «далекое будущее», что очень актуально в настоящем.
Проводя параллели между идеями Я.А. Коменского и современной системой образования, хотелось бы выделить некоторые положения российской школы нашего времени.
Для начала хотелось бы обратить внимание на то, что общеобразовательные учреждения в наше время представлены в основном государственными средними школами, а также элитными учреждениями — гимназиями и лицеями, которые имеют 3 ступени:
Существуют также вечерние и заочные школы для работающей молодежи на базе высшего образования, где учащиеся могут получить среднее образование с дифференцированным профилем или дополнить одну специальность другой.
Как уже упоминалось, Коменский называл такую сцену академией для зрелой молодежи. Однако в наше время существуют профессиональные образовательные учреждения, созданные для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Цель базового профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих во всех основных сферах общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. В некоторых профессиях он может быть основан на среднем (полном) общем образовании. Базовое профессиональное образование можно получить в профессиональных училищах и других школах.
Целью среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего профессионального образования для удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Его можно получить в учебных заведениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях — техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени учебных заведений высшего профессионального образования.
Целью высшего профессионального образования является подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворяющих потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в учебных заведениях высшего профессионального образования (вузах) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для этого среди учебных заведений высшего профессионального образования и научных учреждений были созданы институты, аспирантуры, докторантуры, резиденции и вспомогательные школы.
Говоря о школе, хотелось бы отметить, что цель школы — формирование основ базовой культуры, которая включает в себя интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую и правовую культуру личности.
Нравственная личность
Коменский говорил, что помимо уроков и перемен в школах должны проводиться экскурсии, которые необходимы не только для расширения кругозора детей, но и для воспитания нравственного человека.
В настоящее время учебное время разделено на три этапа: Занятия, перемены и присмотр за детьми после уроков:
Как мы видим, в школьные годы добавляется так называемая «продленка», которая, как и экскурсии, восходит к Коменскому, поскольку в «продленке» дети не только учатся, но и в определенной степени воспитываются.
Я.А. Коменский утверждал, что ученики должны быть разделены на классы. В России образование делится на классы: С 1 по 11 класс.
В большинстве школ установлена 5-дневная рабочая неделя (выходные — суббота, воскресенье) или 6-дневная рабочая неделя (выходные — воскресенье), по 4-7 часов в день. По этой системе продолжительность уроков составляет 45 минут (иногда меньше, но обычно не менее 35 минут). Уроки разделяются перерывами по 5-20 минут.
Коменский, помимо разделения учеников на классы, как уже упоминалось, также уделял внимание домашним заданиям. По его словам, школьников не следует перегружать домашними заданиями, в современной школе только для младших школьников не может быть домашнего задания, на усмотрение учителя, старшие классы, где учатся подростки, должны делать домашние задания, но и для младших школьников их не должно быть.
Я.А. Коменский указывал, что занятия должны начинаться где-то осенью и заканчиваться весной. Занятия в школах России начинаются 1 сентября (этот день объявлен Всемирным днем знаний) и заканчиваются либо в мае (обычно 25 мая), либо в июне, поскольку в выпускных классах, то есть в 9-11 классах, экзамены сдаются в июне.
Итак, из всего этого можно сделать вывод, что взгляды и идеи великого чешского педагога Яна Амоса Коменского оказали большое влияние на формирование педагогической науки.
Хотелось бы также сказать, что идеи Коменского, как и любое открытие в истории человечества, обречены на «распространение» и на протяжении веков стимулируют развитие гуманистической педагогической мысли.
Подводя итоги, хочу сказать, что Ян Амос Коменский — великий человек, педагог-классик, основатель педагогики, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми. Этот великий чешский педагог — одна из тех исторических личностей, чьи труды много сделали для развития педагогической науки.
Коменский прожил яркую и интересную жизнь. У него были свои новые взгляды на мир, в том числе и на систему образования. Его взгляд на человека противостоял догмам Средневековья. Ян Амос Коменский создал множество трудов об образовании и воспитании детей, в том числе «Великую дидактику». В «Великой дидактике» он изложил свои принципы всей системы образования и воспитания, которые были прямо противоположны существовавшим в то время.
Он также создал педагогические и философские произведения, проникнутые духом гуманизма, демократии, любви и уважения к труду. В своей книге «Великая дидактика» он выделил и описал ведущие принципы и идеи. Он также проповедовал идею ликвидации классовых привилегий, что проявляется в его идеях о том, что все дети должны обучаться.
Идеи Яна Амоса Коменского также являются примером горячей любви к родине, оптимистической веры в будущее, равенства больших и малых наций и уважения национальных прав всех народов, поскольку, по его словам, мы должны уважать культуру других народов, расширяя свой кругозор.
Великий гуманист видел в каждом человеке совершенное природное явление, отстаивал его право на развитие всех своих способностей, придавал большое значение образованию, которое должно формировать людей, способных служить обществу. Я.А. Коменский с оптимизмом смотрел на возможность для каждого ребенка подняться на «высшую» ступеньку «лестницы» образования при условии правильной организации обучения и образовательного процесса. Он считает, что обучение должно быть полезным в практической жизни, Я.А. Коменский заявил об обязательности настоящего, общественно полезного образования.
Большое внимание он уделял нравственному воспитанию, особенно важной категории, называемой дисциплиной. Только через него можно воспитать этически и эстетически образованного человека.
В своем учении Коменский заложил материалистический фундамент педагогики как науки, что позволило ему создать прочную основу для развития «науки о преподавании».
Отвергая философию Средневековья, Коменский признал самым важным источником знаний — ощущения, которые человек получает из внешнего мира с помощью органов чувств. Взгляды Яна Амоса Коменского являются выражением его общего философского мировоззрения. Многие исследователи педагогических трудов Коменского сходятся во мнении, что его взгляды, идеи и их анализ еще долгое время будут представлять интерес для педагогической науки.
Поэтому я хотел бы отметить, что великая заслуга Коменского перед всем человечеством состоит в том, что он смог оценить всю устаревшую средневековую систему образования с точки зрения демократии и гуманизма. При этом, учитывая все, что было накоплено его предшественниками в теории и практике воспитания, он создал педагогическую доктрину, которая сохраняет свою необходимость и по сей день.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института