удк дистанционное обучение в вузе
Удк дистанционное обучение в вузе
Перемены в общественной жизни и культуре требуют перестройки системы подготовки специалистов, выработки новых технологий в образовании, реализующих обучение человека необходимыми социальными и профессиональными компетенциями. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных услуг создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства. В связи с этим становится иной система образования. Обществом востребована личность, владеющая фундаментальными знаниями и практическими навыками; обладающая высоким уровнем креативного и аналитического мышления, навыками конструктивного поиска при решении личностных задач; способная к творческой самоорганизации. Большинство молодых людей не сомневаются, что получение образования позволит достичь высокого социального и профессионального статуса, жизненного успеха, стать компетентными специалистами [5].
В.В. Мацкевич, рассматривая образование, утверждает, что оно обеспечивает воспроизводство и развитие систем деятельности в социуме. По его мнению, данная функция фактически реализуется всей системой человеческих отношений, «но как организованный процесс образование осуществляется специальными социальными институтами»[4, с. 717].
В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает обучающимся реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения значимыми становятся не только знания, но главное – умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их успешное использование в различных жизненных ситуациях, а также умение принимать ответственные аргументированные решения [1].
Истоки современных процессов дистанционного обучения связаны с появлением в середине XIX века в Европе так называемого «корреспондентского обучения» или «обучения по переписке». Кроме того, прогресс дистанционного обучения был обусловлен, во-первых, результатом технических возможностей совершенствования оперативной почтовой связи; во-вторых, качественным и количественным развитием системы образования, существенным признаком которого было расширение университетской структуры, появление ряда специализированных частных и государственных образовательных учреждений, заинтересованных в применении инновационных форм обучения.
Под дистанционной формой обучения (далее – ДО) понимается новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения, при котором обучающиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени. Однако имеют постоянную возможность поддерживать с ним диалог в виртуальном пространстве [3]. Спецификой дистанционного образования является его способность удовлетворить потребности обучаемого, благодаря мобильной, виртуальной форме обучения, с одной стороны, а с другой – потребности общества в системе непрерывного образования в связи с необходимостью постоянной динамики знаний, умений и навыков. Дистанционное обучение позволяет получать образование жителям отдаленных регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования. В связи с этим в Тюменском государственном нефтегазовом университете была разработана и успешно реализуется концепция информатизации вуза – создание единого информационного пространства университета для организации эффективного информационного взаимодействия между кафедрами вуза и студентами. Характерные черты дистанционного обучения представлены на рис. 1[2]:
Рис. 1. Характерные черты дистанционного обучения
Используемые технологии ДО можно разделить на три большие категории:
Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придают качественно новые возможности дистанционному обучению. Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям активно применяются в практике дистанционного образования. Индивидуальная работа с электронными учебниками дает глубокое усвоение и понимание материала. Электронная почта –наиболее эффективная технология, используемая в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Режим доступа on-line позволяет оперативно осуществлять передачу учебного материала.
С целью определения эффективности форм и методов дистанционного обучения, был проведен социологический опрос студентов и выпускников(95чел.) Института дистанционного образования Тюменского государственного университета, Тюменской государственной академии искусств и культуры, Тюменского государственного нефтегазового университета; выпускников Института развития дополнительного профессионального образования (Москва), Института управления и экономики (Санкт-Петербург), Новосибирского государственного университета, Интернет-университета информационных технологий «ИНТУИТ (42 чел.). В качестве экспертов выступили преподаватели тюменских вузов (39 чел.) и работодатели предприятий и учреждений региона (33 чел.).
На вопрос «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?» ответы распределились следующим образом: студенты в основном указали на личную заинтересованность в получении высшего образования (59%) и производственную необходимость (47%), в то время как 83% выпускников подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор приобретения дистанционного образования, а 57% – личную заинтересованность в высшем образовании. Показательно, что высшее образование для работающих специалистов уже стало явной необходимостью, а для студентов оно весьма гипотетично. Существенное различие прослеживается в ответах преподавателей и работодателей. Для работодателей главный фактор – производственная необходимость (70%) и наличие диплома о высшем образовании (55%). Преподаватели отметили производственную необходимость (18%) и получение диплома о высшем образовании (85%).
На вопрос «Кто является целевой аудиторией получения профессионального образования в дистанционном режиме?» студенты (61%) и выпускники (91%) назвали просто желающих получить высшее образование. На второе место студенты (18%) и выпускники (89%) поставили работающих граждан. На третьем месте у студентов пенсионеры (12%), у выпускников – инвалиды и лица с ограниченной способностью к передвижению (57%).Преподаватели в качестве приоритетной целевой аудитории определили работающих граждан РФ (58%), на втором месте – инвалиды и лица с ограниченной способностью к передвижению (42%), на третьем – желающие получить высшее образование (27%). Несколько разнится мнение работодателей, считающих приоритетной аудиторией инвалидов и лиц с ограниченной способностью к передвижению (91%), на втором месте – работающие граждане РФ (79%), на третьем – граждане иностранных государств, желающие получить образование на русском языке (64%).Дистанционное образование отличается от очной формы обучения тем, что повышает познавательную активность обучающегося за счет специально организованной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося.
Рис. 2. Мнения респондентов и экспертов в отношении проблем в организации дистанционного обучения, в %
При определении основных проблем в области дистанционного образования ответы оказались следующими: не решен вопрос о признании документов об образовании, полученном дистанционно; сомнения работодателей в квалификации специалистов, получивших образование дистанционно; часто услуги дистанционного образования предлагают недобросовестные организации. При этом 49% выпускников указали на недостаточный контроль со стороны государства за образовательной деятельностью, 26% выпускников утверждают, что не все ведущие российские вузы осуществляют дистанционное обучение. В свою очередь, 22% студентов отметили, что дистанционное образование не дает отсрочки от армии и предлагаемые программы дистанционного обучения не всегда соответствуют образовательным потребностям.
Преподавателями основными проблемами ДО названы недостаточный контроль получаемых знаний и умений, низкое качество дистанционного образования (48%).Мнения работодателей в отношении проблем в области дистанционного обучения практически созвучно с мнением преподавателей. Дополнением является сомнение в компетентности специалистов (88%), неразрешенность вопроса о признании документов об образовании, полученном в дистанционной форме (70%) (рис.2).
На основании вышеизложенного возникает вопрос «Что препятствует развитию дистанционного обучения в России?» (рис.3).
Рис. 3. Ответы опрашиваемых о наличии препятствий в развитии дистанционного обучения, в %
Главными препятствиями в развитии дистанционного обучения респонденты и эксперты назвали практически идентичные с разным процентным соотношением: недостаточная популярность данного вида обучения, низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, отсутствие в нормативно-правовых документах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы высшего образования, новизна данного вида обучения.
В ходе опроса особый интерес вызвал вопрос: «Ваши предложения по развитию и совершенствованию дистанционного образования?» (рис. 4). Для совершенствования дистанционного образования большинство выпускников (83%) считают наличие строгого контроля за качеством подготовки специалистов в дистанционном режиме; указывают на повышение престижа ДО 41% студентов и 83% выпускников;66% выпускников и 47% студентов отметили значимость участия в разработке образовательных программ работодателей, 54% выпускников и 35% студентов– проведение активной рекламной кампании,80% выпускников и 24% студентов–официальное признание документа об образовании, полученного дистанционно. По мнению преподавателей, для совершенствования системы ДО следует усилить практические составляющие в дистанционном образовании (67%), сочетать дистанционное образование с очной формой обучения (39%), а также признание полученного документа об образовании работодателями (36%). 88%работодателей считают, что следует усилить контроль за качеством ДО, 82% –высказались за сочетание дистанционного образования с очной формой обучения.
Рис. 4. Предложения по совершенствованию дистанционного обучения, в %
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, позволяют охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления. Результаты исследования подтвердили, что внедрение модели дистанционного образования приводит к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Однако данная модель образования реализуется не всеми вузами страны. Как правило, она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания. Преодоление этих трудностей и успешное внедрение данной модели обучения означает глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.с.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Минобрнауки разрешило вузам продолжить с 8 ноября дистанционный формат обучения
С 8 ноября российские вузы и научные организации могут продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или удаленно. Об этом во вторник, 2 ноября, сообщили в Минобрнауки РФ.
«С 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением дистанционных технологий», — говорится в приказе ведомства.
Кроме того, в документе сообщается, что вузам также разрешат дистанционно проводить промежуточную аттестацию, пишет «Газета.Ru».
«Вузам следует обеспечить бесперебойный доступ студентов к электронной информационно-образовательной среде и контролировать качество дистанционных образовательных технологий», — сообщили в ведомстве.
При этом в министерстве отметили, что образовательная организация обязана предоставить учащимся методическую поддержку и за три дня предупредить об объеме аттестационной работы.
22 октября министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что российские вузы могут перевести студентов на дистанционное обучение или самостоятельную работу на период нерабочих дней, введенных из-за ситуации с коронавирусом. По его словам, подобная возможность продолжения обучения позволит обеспечить качественное образование.
Минпросвещения РФ 21 октября направило регионам рекомендацию объявить школьные каникулы на период нерабочих дней, с 30 октября по 7 ноября. Академик РАН, эпидемиолог Вадим Покровский в беседе с «Известиями» назвал это логичным шагом. По его словам, если родители школьников находятся дома, то и детям следовало бы быть с ними. В противном случае они могут стать потенциальным источником инфекции для своих родственников, которые остались дома.
На фоне ухудшения эпидемиологической ситуации российские власти призывают граждан вакцинироваться, чтобы обезопасить свое здоровье и позаботиться о своих близких. В России граждан прививают бесплатно. В стране зарегистрировано пять вакцин от коронавируса: «Спутник V», ставший первой в РФ и мире вакциной от COVID-19, а также «Спутник Лайт», «ЭпиВакКорона», «ЭпиВакКорона-Н» и «КовиВак».
Вся актуальная информация по ситуации с коронавирусом доступна на сайтах стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф, а также по хештегу #МыВместе. Телефон горячей линии по вопросам коронавируса: 8 (800) 2000-112.
Дистанционное обучение
Южный Федеральный Университет
Коваленко Елена Михайловна, доктор философских наук, профессор кафедры перевода и информационных технологий в лингвистике, ФГАОУ «Южный федеральный университет»
УДК 378.1 +УДК 81
В последнее десятилетие в связи с глобализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) параллельно с традиционной формой обучения успешно развивается и дистанционная. Понятие дистанционного обучения известно с середины XIX в. ‑ посредством имеющейся формы передачи информации того времени ‑ почтовой службы, пионеры дистанционного обучения в США и Европе предлагали получить образование тем, кто по объективным причинам не может посещать учебные заведения. С развитием коммуникационных технологий ‑ радио в 1920-х гг. и телевидения в 1940-х гг., новая форма обучения приобрела более широкие масштабы, а всплеск потребности в ней возник в 60-е гг. XX в. и продолжается до сих пор. Стоит отметить, что потребность в массовом использовании дистанционного обучении возникла только с появлением Интернета в 80-е годы XX в.. Информационно-коммуникационные технологии являются движущей силой и в образовательном процессе, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и традиционных образовательных ресурсов дает больше возможностей для улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии ‑ от школьной доски до телевидения.
Дистанционное обучение через Интернет стало неотъемлемой частью образования во всем мире. На сегодняшний день оно популярно во многих развитых странах Америки, Европы и Азии. Очевидно, что в XXI в. дистанционное обучение охватит весь мир. Российская образовательная система уже включилась в процесс апробирования этой формы обучения, но пока еще находится на этапе становления.
Сегодня мир все больше тяготеет к единому информационному пространству. Доступ к любой информации становится тем условием, которое, в конечном итоге, определяет успешное развитие как государства в целом, так и каждого человека в отдельности. ИКТ становятся средством координации учебного процесса, так как Интернет – это уникальное средство для широкого доступного распространения образовательного материала. Поскольку Интернет также является средством взаимодействия, его потенциал для преподавания и обучения существенен [1, с. 20-21].
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением «содержащейся в базах данных и используемой в образовательных программах информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий», а также обеспечение взаимодействия обучающихся и преподавателей с помощью ИКТ. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые «с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4, ст. 16]. Таким образом, кроме технических возможностей теперь информационные и дистанционные технологии в образовании получили государственную правовую поддержку.
Обучение на расстоянии привлекает внимание, как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий.
В наше время существует острая потребность в использовании дистанционных технологий в образовании, т.к. программа современного образования сложна и многогранна, и зачастую студентам не хватает времени, чтобы посещать какие-либо дополнительные секции, курсы, которые им действительно необходимы в их профессиональной деятельности и/или интересны. Каждый человек, наверное, мечтал быть в двух местах одновременно, и сейчас это становится возможным благодаря развитию ИКТ и быстрой глобализации образования.
Одной из образовательных платформ, предоставляющих сервисы, с помощью которых можно проводить учебные занятия, совещания, презентации, тренинги для групп от одного и до нескольких десятков пользователей одновременно, является Виртуальная академия (vAkademia). Не нужно никуда идти или ехать, достаточно только включить компьютер, установить «Виртуальную академию» (необходимое программное обеспечение), что совсем не сложно, а затем остаётся совсем немного ‑ выбрать интересующий курс и «прибыть» в назначенное «виртуальное» место к моменту начала занятий. Очень часто из-за внешних обстоятельств мы не успеваем присутствовать на той или иной программе, совещании и т.п., но и эта проблема решена в Виртуальной академии. Все курсы, семинарские занятия записываются, в любое время можно просмотреть курс от начала до конца, останавливая изучение курса, если это необходимо, что невозможно сделать при традиционной форме обучения. Стоит отметить, что есть возможность не только участвовать на занятиях в качестве обучаемого, но и в роли преподавателя. Можно разработать свой курс по определённой тематике и проводить занятия в режиме онлайн [2].
Чтобы подойти объективно к изучению достоинств и недостатков данной платформы дистанционного обучения, мы провели эксперимент с целью изучения внутренней структуры и функциональности Виртуальной Академии. Было установлено приложение Vacademia, выбрана аудитория «Бионика» и организован пробный урок по фонетике с группой студентов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. В ходе урока изучалась такая сложная тема, как фонетические аспекты в изучении иностранного языка, а именно: интонация (вопросительные и утвердительные предложения), мелодичность речи и возможные фонетические трудности, которые могут возникнуть при изучении иностранного языка.
В результате эксперимента проявились как достоинства, так и недостатки рассматриваемой образовательной площадки. При этом с нашей точки зрения, Виртуальная академия вполне может использоваться в качестве платформы для организации дополнительного образования.
К достоинствам «Виртуальной академии» можно отнести:
Но существуют и очевидные минусы сервиса:
Таким образом, дистанционное обучение ‑ очень полезный и важный современный образовательный ресурс, позволяющий получать образование каждому человеку вне зависимости от возраста, пола, физического состояния. Существование такой технологии расширяет круг возможностей человека при получении образования. Такая разработка как Виртуальная Академия помогает разнообразить процесс получения образования, сделать его более интересным и развить познавательный интерес у обучающихся. Но в то же время стоит отметить, что такая образовательная площадка требует доработки, так как существуют значительные недостатки такой формы дистанционного образования, которые затрудняют процесс обучения. Но в целом, данная разработка является хорошим дополнением к традиционной форме обучения, дающая обучающимся дополнительные возможности.
25.10.2015, 23:13 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Данная статья не относится к разделу «Лингвистика».
7.11.2015, 21:07 Иванова Наталья Александровна
Рецензия: Название статьи не отражает ее содержимое.
14.03.2016, 15:59 Ташимханова Дыбыс Сартаевна
Рецензия: К сожалению, в работе не указаны цель и задачи исследования, не определены объект и предмет анализа, не представлено соотношение различных понятий, используемых автором в статье (дистанционное образование, дистанционное обучение, электронное обучение, ИКТ, образовательные сервисы и др.), что затрудняет выделение предмета исследования. Аспект исследования «размыт», не определен в названии статьи и в заявленной аннотации (проблема дистанционного образования, использование информационных технологий при изучении иностранного языка). В аннотации также заявлено, что в статье «приводится пример и анализ работы одной из виртуальных образовательных платформ». К сожалению, в самой статье нет указания, как, каким образом проводился эксперимент, нет конкретных данных по количественному и качественному составу учебной аудитории, нет данных о приемах и методах работы по выявлению «достоинств и недостатков рассматриваемой образовательной площадки». Все это затрудняет целостное понимание и восприятие статьи. Статья может быть рекомендована к публикации при условии ее переработки и доработки, в частности, включения необходимых компонентов научной работы (цель, задачи, предмет, методы исследования и др.), внесения корректировок в реферативную часть работы и уточнения, усиления ее экспериментальной части. В зависимости от уточненного предмета исследования и корректировки названия статья может быть включена в разделы «Образование», «Лингвистика».
Самостоятельная работа или удалёнка: Минобрнауки разрешило вузам продлить дистанционный формат обучения
Российские вузы вправе продлить дистанционный формат обучения после 8 ноября, сообщило Минобрнауки.
«С 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удалённом формате с применением дистанционных технологий», — заявили в ведомстве.
Там уточнили, что вузы должны обеспечить бесперебойный доступ студентов к электронной информационно-образовательной среде, а также контролировать качество дистанционных образовательных технологий.
В случае введения самостоятельной работы учебные заведения обязаны обеспечить студентов методической поддержкой и не позднее чем за три дня предупредить об объёме работы. Также вузы должны контролировать успеваемость по освоению программы, чтобы сохранить качество образования.
«Промежуточная аттестация также может проводиться в дистанционном формате», — отметили в министерстве.
Доктор медицинских наук вирусолог Анатолий Альтштейн в беседе с RT напомнил, что одна из важнейших противоэпидемических мер — это разрыв связи между людьми, чтобы они меньше общались друг с другом.
«Работа на удалёнке или вот такое обучение — это одна из важных мер», — подчеркнул вирусолог.
Он добавил, что сейчас наблюдается сложная эпидемиологическая ситуация.
«Сейчас у нас эпидемия стоит на высоком уровне, подобная мера полезна. Выйти из этого можно только вакцинацией. Без вакцинации это может длиться довольно долго», — заключил Альтштейн.
Напомним, в России по указу президента Владимира Путина дни с 30 октября по 7 ноября объявлены нерабочими с целью разорвать цепочки распространения коронавирусной инфекции. Власти российских регионов имеют право принимать решения о продлении данного режима с учётом эпидемиологической обстановки.
Первыми в РФ о продлении режима нерабочих дней заявили власти Новгородской области — он будет действовать до 15 ноября.
Кроме того, губернатор Андрей Никитин сообщил, что в регионе с 8 ноября введут дополнительные ограничения в связи с нарастающей динамикой заболевания коронавирусом: будет приостановлена деятельность всех организаций, связанных с массовыми развлекательными мероприятиями, таких как кинотеатры, парикмахерские, концертные залы, и других объектов.
Также на неделю приостановят работу заведений общепита, кроме тех, которые функционируют на производстве или готовы работать навынос.
О готовности продлить нерабочие дни сообщил и глава Ульяновской области Алексей Русских.
«Не исключено, что и нам придётся пойти по этому пути, если не собьём вот этот всплеск заболеваемости», — цитирует его РИА Новости.
Введение полного локдауна допустили и в Хабаровском крае, отметив, что темпы вакцинации от COVID-19 в регионе недостаточные для борьбы с инфекцией.
«Всё — вплоть до полного локдауна, с запретом деятельности торговых центров, всего остального», — цитирует ТАСС зампредседателя правительства края Евгения Никонова.
Он отметил, что темпы вакцинации в Москве увеличились в четыре раза, в то время как в Хабаровском крае такого роста не зафиксировано: прививки делают 2—2,5 тыс. человек в сутки при мощности в 7—8 тыс. ежедневно.
Вместе с тем в Омске по итогам обсуждения предложений Роспотребнадзора и обращений омского бизнеса было принято решение не ограничивать работу, однако расширить практику применения QR-кодов. Они будут необходимы для доступа в организации общественного питания, торговые центры, парикмахерские.
Между тем вице-губернатор Свердловской области Павел Креков рассказал, что в регионе могут приостановить работу торговых центров и заведений общепита, если будут продолжаться нарушения системы QR-кодов. По его словам, система QR-кодов в регионе «заработала», но власти фиксируют невыполнение этих требований в некоторых местах.
Кроме того, с 4 ноября несовершеннолетние не смогут посещать торговые центры региона без родителей — решение также принято из-за сложной ситуации с коронавирусом.
Ведущий специалист центра им. Гамалеи Фёдор Лисицын в эфире телеканала «Россия 24» отметил, что не стоит недооценивать опасность COVID-19, а также обратил внимание, что причиной роста заболеваемости коронавирусом среди несовершеннолетних могло стать снижение иммунитета.
«И общее эпидемическое состояние, и общее состояние со здоровьем детей в этом году в среднем — безотносительно коронавируса — хуже. И понятно, что они стали чаще болеть. В том числе и чаще, сильнее и опаснее болеть COVID-19», — сказал Лисицын.
В свою очередь, главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России, академик РАН Лейла Намазова-Баранова предупредила, что постковидный синдром может встречаться даже у детей, переболевших коронавирусом в лёгкой и бессимптомной форме.
Тем временем пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков прокомментировал возможность продления нерабочих дней в России из-за ситуации с коронавирусом. Он призвал россиян не верить слухам, а ориентироваться на официальные данные.
В то же время он вновь подчеркнул, что субъекты России обладают особыми полномочиями на период пандемии и могут самостоятельно принимать решения в зависимости от развития эпидемиологической ситуации на их территории.