углич богоявленский монастырь федоровский храм

Храм Федоровской иконы Божией Матери

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храмВ XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство.

Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек.

Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

За исключением утраты колокольни, Федоровская церковь хорошо сохранила первоначальную архитектуру, не подвергалась каким-либо перестройкам.

Интерьер храма был расписан в 1822-1824 гг. артелью известного провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева. Росписи были выполнены в классической манере и в основном включали сюжеты на сводах и в центральном барабане. Поверхности стен были покрыты «живописной уборкой», представляющей иллюзорную имитацию архитектурных деталей. В отдельных небольших клеймах могли размещаться изображения святых. В алтаре на Горнем месте на фоне иллюзорной уходящей вдаль колоннады находилось изображение Тайной Вечери.

Впоследствии, в 1862 г., росписи были поновлены ярославским мещанином Егором Дьяконовым и дополнены новыми сюжетами на тему чудес от иконы Федоровской Божией Матери.

Первоначальный иконостас храма был выполнен в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами, это был классицистический невысокий иконостас, оставлявший открытой верхнюю часть алтаря и не нарушавший единство интерьера. В 1862 г. этот иконостас был заменен другим прямым трехъярусным, занявшим всю восточную стену и полностью закрывшим алтарную часть. Кроме того, по периметру стен были установлены киоты для двадцати икон. Многие образы были покрыты ризами из ткани, шитыми золотом, жемчугом, бисером, стеклярусом.

Кроме возведения Федоровской церкви, в монастыре в тот же период строились каменные кельи. Так, в 1815 г. был сооружен двухэтажный восточный корпус по Ростовской улице. Позднее в 1865 г. он был дополнен пристройкой с южной или северной стороны. В нем размещались 23 кельи, школа и просфорня. По фасаду в нижнем этаже корпус был обработан лопатками, которые соответствовали оформлению ограды. На фасаде отсутствовали окна – были лишь небольшие проемы, освещавшие проходивший вдоль улицы коридор.

В советское время восточный корпус подвергся перестройке – на фасаде были пробиты окна, частично изменена планировка. Кроме того, был разобран обветшавший, северо-восточный участок стен и заменен новым без соблюдения прежних архитектурных форм и толщины кладки. На сохранившемся участке был сбит нижний ряд междуэтажного пояса – сохранился в завершении одной лопатки (ул. Ростовская, 22).

В 1817 г. в центре территории монастыря построен двухэтажный настоятельский дом, в нижнем этаже которого находились трапезная, пекарня и казначейские кельи. Своим обликом он близко напоминает строившиеся в то время в городе купеческие особняки. В 1837 г. настоятельский дом подвергся перестройке, а в 1885 г. к нему была сделана небольшая пристройка с северной стороны.

В советское время здание использовали для размещения спортивного зала школы, что привело к перестройке интерьеров. Кроме того, были заложены некоторые окна.

В 1868 г. был построен корпус вдоль южной границы монастыря. В нем размещались 16 келий. Корпус хорошо сохранил первоначальную архитектуру, но в советское время со стороны Февральской улицы были пробиты окна, которых прежде не было (Студенческий городок, 6).

На юго-восточном углу территории монастыря около Федоровской церкви в 1857 г. построен другой двухэтажный корпус. В его одной половине, обращенной внутрь монастыря, находились 6 келий, а в другой – служительские помещения. Здание имело высокую четырехскатную крышу. По переднему фасаду на втором этаже было примерно семь окон, ниже проходил междуэтажный пояс. На нижнем этаже было несколько небольших проемов. На протяженном боковом южном фасаде окон, находились маленькие арочные проемы. Углы здания были обработаны лопатками с филенками. По своему положению корпус эффектно оформлял юго-восточный угол территории монастыря.

В советское время здание было превращено в жилой дом и до неузнаваемости перестроено. Его надстроили третьим этажом, при этом высота стен была увеличена в два раза, изменена внутренняя структура, высота перекрытий, на фасадах пробиты большие окна. Из первоначальных деталей уцелели только лопатки с филенками, повторенные и в надстроенной части (Студенческий городок, 4).

Около Федоровской церкви и восточных ворот было построено небольшое одноэтажное здание для монастырской больницы. В советское здание было снесено. Все отмеченные постройки в разное время сооружались на основной, исконной, территории монастыря, обозначая ее периметр и большей частью примыкая к ограде. Важным этапом в истории обители стало расширение его территории в северном направлении – до улицы Петровской (9 Января).

Источник

Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храм

Статьи

Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михайли Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова.

Церковь иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском Угличском монастыре

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 20-22

В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек. Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

За исключением утраты колокольни, Федоровская церковь хорошо сохранила первоначальную архитектуру, не подвергалась каким-либо перестройкам. Интерьер храма был расписан в 1822-1824 гг. артелью известного провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева. Росписи были выполнены в классической манере и в основном включали сюжеты на сводах и в центральном барабане. Поверхности стен были покрыты «живописной уборкой», представляющей иллюзорную имитацию архитектурных деталей. В отдельных небольших клеймах могли размещаться изображения святых. В алтаре на Горнем месте на фоне иллюзорной уходящей вдаль колоннады находилось изображение Тайной Вечери. Впоследствии, в 1862 г., росписи были поновлены ярославским мещанином Егором Дьяконовым и дополнены новыми сюжетами на тему чудес от иконы Федоровской Божией Матери.

Первоначальный иконостас храма был выполнен в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами, это был классицистический невысокий иконостас, оставлявший открытой верхнюю часть алтаря и не нарушавший единство интерьера. В 1862 г. этот иконостас был заменен другим прямым трехъярусным, занявшим всю восточную стену и полностью закрывшим алтарную часть. Кроме того, по периметру стен были установлены киоты для двадцати икон. Многие образы были покрыты ризами из ткани, шитыми золотом, жемчугом, бисером, стеклярусом.

Кроме возведения Федоровской церкви, в монастыре в тот же период строились каменные кельи. Так, в 1815 г. был сооружен двухэтажный восточный корпус по Ростовской улице. Позднее в 1865 г. он был дополнен пристройкой с южной или северной стороны. В нем размещались 23 кельи, школа и просфорня. По фасаду в нижнем этаже корпус был обработан лопатками, которые соответствовали оформлению ограды. На фасаде отсутствовали окна – были лишь небольшие проемы, освещавшие проходивший вдоль улицы коридор.

В советское время восточный корпус подвергся перестройке – на фасаде были пробиты окна, частично изменена планировка. Кроме того, был разобран обветшавший, северо-восточный участок стен и заменен новым без соблюдения прежних архитектурных форм и толщины кладки. На сохранившемся участке был сбит нижний ряд междуэтажного пояса – сохранился в завершении одной лопатки (ул. Ростовская, 22).

В 1817 г. в центре территории монастыря построен двухэтажный настоятельский дом, в нижнем этаже которого находились трапезная, пекарня и казначейские кельи. Своим обликом он близко напоминает строившиеся в то время в городе купеческие особняки. В 1837 г. настоятельский дом подвергся перестройке, а в 1885 г. к нему была сделана небольшая пристройка с северной стороны.

В советское время здание использовали для размещения спортивного зала школы, что привело к перестройке интерьеров. Кроме того, были заложены некоторые окна.

В 1868 г. был построен корпус вдоль южной границы монастыря. В нем размещались 16 келий. Корпус хорошо сохранил первоначальную архитектуру, но в советское время со стороны Февральской улицы были пробиты окна, которых прежде не было (Студенческий городок, 6).

На юго-восточном углу территории монастыря около Федоровской церкви в 1857 г. построен другой двухэтажный корпус. В его одной половине, обращенной внутрь монастыря, находились 6 келий, а в другой – служительские помещения. Здание имело высокую четырехскатную крышу. По переднему фасаду на втором этаже было примерно семь окон, ниже проходил междуэтажный пояс. На нижнем этаже было несколько небольших проемов. На протяженном боковом южном фасаде окон, находились маленькие арочные проемы. Углы здания были обработаны лопатками с филенками. По своему положению корпус эффектно оформлял юго-восточный угол территории монастыря.

В советское время здание было превращено в жилой дом и до неузнаваемости перестроено. Его надстроили третьим этажом, при этом высота стен была увеличена в два раза, изменена внутренняя структура, высота перекрытий, на фасадах пробиты большие окна. Из первоначальных деталей уцелели только лопатки с филенками, повторенные и в надстроенной части (Студенческий городок, 4).

Около Федоровской церкви и восточных ворот было построено небольшое одноэтажное здание для монастырской больницы. В советское здание было снесено. Все отмеченные постройки в разное время сооружались на основной, исконной, территории монастыря, обозначая ее периметр и большей частью примыкая к ограде. Важным этапом в истории обители стало расширение его территории в северном направлении – до улицы Петровской (9 Января).

Источник

Богоявленский женский монастырь г. Углич

Монахини Богоявленского монастыря в городе Углич обращаются ко всем, кто хочет принять безвозмездное участие в восстановлении Богоявленского монастыря в городе Углич и может оказать посильную помощь.

Настоятельница Богоявленского женского монастыря
Игумения Антонина

Новости монастыря

Объявления

Православные храмы

Православная вера испокон веков передается на Руси от родителей к детям и становится тем единственным стержнем, который проводит благочестивого человека до конца его земной жизни и приводит его в Царствие Небесное. Вера руководит его деяниями и помыслами, помогает сострадать страждущим подаяниями и в обретении душевного спокойствия.

Современному человеку свойственно вспоминать о Боге, когда у него или его близких случаются неприятности, непреодолимые трудности в жизни или болезни. Только тогда он начинает искать помощи у Бога, чудотворные иконы, которые помогают исцелять недуги и поправлять материальное положение, даже готов совершить паломничество к святым местам.

На самом деле, о Боге нужно думать всегда, и православные храмы, соборы и церкви помогают нам в этом стремлении, открывая свои двери для всех желающих стать добрее, чище и светлее.

Православная Русь славится своими святыми местами, где каждый верующий может преклонить колени и попросить о здравии перед чудотворными иконами или мощами святых.

К великому сожалению, многие святыни монастырей и храмов были разграблены во время революций, войн и бедствий, разрушены сами храмы и церкви. Но силами верных служителей церкви и неравнодушных благочестивых прихожан восстанавливаются и даже возводятся новые соборы, храмы, церкви и часовни.

Богоявленский женский монастырь тоже не миновали трудные времена. Он также имеет многовековую историю, которая чтит память обо всех событиях, в том числе и о трагических, в результате которых в 16 веке были разрушены его стены, погибли сестры и игуменья Анастасия. Но волей Божьей, монастырь снова возродил свою жизнь на благо прихожанам.

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храм

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храм

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храм

Богоявленский Собор в городе УгличХрам Федоровской иконы Божией МатериХрам Смоленской иконы Божией Матери

Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

Молитесь Матери Божией, и Её милосердие прикоснется к вам.

Где мир да любовь, там и Бог, там всякое благо.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью!

«…если кто хочет подать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великий…»

«Помогая другим, прежде всего, ты помогаешь себе. »

Достойно есть, яко воистину блажити Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тебя величаем.

Источник

Богоявленский Угличский женский монастырь

Мiръ Россия Ярославская область Углич Богоявленский Угличский женский монастырь

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храм

Содержание

История [ править ]

углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть фото углич богоявленский монастырь федоровский храм. Смотреть картинку углич богоявленский монастырь федоровский храм. Картинка про углич богоявленский монастырь федоровский храм. Фото углич богоявленский монастырь федоровский храм

Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля.

В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.

В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».

Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей.

В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.

Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь.

Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами.

В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека.

В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым.

В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.

Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге.

В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт.

В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».

В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.

В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.

Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения.

В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.

Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий.

Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

При монастыре действует просфорный цех, который обеспечивает просфорами соседние приходы.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Источник

Углич богоявленский монастырь федоровский храм

Возрождение старинной обители связано с удивительными событиями

От редакции. См. по данной теме статью « Фрески самообновились к посрамлению нерсесянов »: http://expertmus.livejournal.com/50225.html

В Фёдоровском храме угличского Богоявленского монастыря восстанавливаются фрески. Без помощи реставраторов и живописцев. Всё чётче проступают они на древних стенах, становятся всё более заметными и яркими. И можно рассмотреть всё новые детали росписей.

Лариса ФАБРИЧНИКОВА, Ирина ПИЧУГИНА

Сначала угличане думали, что фрески стали лучше видны, когда раскрыли заложенные окна и храм наполнился светом. Монахини, прихожане рассказывают, что росписи стали проявляться после того, как стали служить в храме. Фрески заиграли, словно вчера написаны. День ото дня они проявляются на самом деле лишь с Божией помощью. Прихожанка храма Ирина вспоминает, что несколько лет назад, когда крестили в Фёдоровской церкви её младшую дочь, настенные росписи были едва различимы, а сейчас. произошло чудо. Да и само то, как постепенно восстанавливаются наши православные монастыри, иначе как чудом не назовёшь.

И теперь чудесное восстановление росписей словно врачует эти глубокие раны, которые много лет оставались на стенах обители.

Росписи называют главным сокровищем монастыря. Они были выполнены в 1822 – 1824 годах живописцем Епифаном Медведевым. В 1862 году росписи были поновлены. Колорит наполнился новыми яркими красками.

«Углич – моё малое богомолье»

В Фёдоровском храме находится икона Фёдоровской Божией Матери, подаренная Марфой Иоанновной Романовой (в миру Ксения Романова, урождённая Шестова), матерью Михаила Романова. Это список с той самой иконы, которой она благословила своего сына Михаила Фёдоровича, избранного на царство.

Да и сама Фёдоровская церковь освящена в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берёт начало на угличской земле. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – моё малое богомолье».

Основание обителей, их история очень часто связаны с яркими личностями, русскими людьми, которые и творили эту историю. Богоявленский монастырь – место единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в XVI веке царицей Марией Фёдоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего угличского князя, убиенного царевича Димитрия.

До середины XVII века девичий Богоявленский монастырь размещался на территории Угличского кремля. Его основала в конце XIV столетия жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия. В Смутное время деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами. Игумения Анастасия с сёстрами были убиты. Игумения, пострадавшая от рук захватчиков, впоследствии была причислена к лику святых, считается местночтимой святой. Восстанавливался монастырь стараниями матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы Иоанновны.

В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место. Вначале он был деревянный, в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления (сейчас Смоленской Богоматери).

Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются келейные корпуса, Фёдоровская церковь (1818 г.), каменная ограда. В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора.

Место для храма указали лебеди

С появлением Богоявлен­ского собора связана красивая, поэтичная легенда. На месте, где он построен, находился фруктовый сад горожан Буториных. Однажды весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Птицы прилетали сюда несколько лет подряд.

После продажи земли монастырю игумения восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди. Монахини сами делали кирпичи для строительства на берегу Улеймы и привозили их на подводах. Кирпичи были необыкновенные, на них была надпись «Христос воскресе» и указаны имена монахинь. Собор – образец русско-византийского стиля – возвели по проекту архитектора Константина Тона. По его проекту был построен храм Христа Спасителя в Москве.

Богоявленский собор запечатлелся как самый яркий и счаст­ливый образ, оставшийся в дет­ской памяти жившей в кельях монастыря Ольги Берггольц. В своей повести «Углич» она писала: «Школа наша – пятая советская – только что переехала в монастырь. Монастырь был девичий. Синий купол главного храма, очень толстый, звёздный и круглый, виднелся в самом конце Крестовоздвиженской улицы».

Детские впечатления Ольги Берггольц приоткрывают ещё одну страницу истории монастыря в 20-е годы прошлого века. «Наша школа помещалась в хоромах монашек. Толстая стена с проходом, гулким как труба, окружала девичий монастырь. Калитка отворялась беззвучно. Мимо главного храма коричневая тропка вела к суровому древнему зданию в два этажа. В нижнем этаже бытовал детский дом. Во втором этаже по обеим сторонам продолговатого коридора лепились классы-кельи, где двери и окна были полукруглы, и по углам всё ещё стоял вековой запах ладана».

Ольга Берггольц вспоминает, что после закрытия монастыря несколько монахинь трудились в школе. Одна из них – Агриппина – учила девочек рукодельному ремеслу. Агриппину убили на колокольне, она звонила в колокола, когда большевики пришли в монастырь изымать церковные ценности. Ярко описывает Берггольц, как встретились две похоронные процессии, – одни шли провожать в последний путь большевика, другие – монахиню. Ольга оказалась в процессии за гробом большевика. А её родственники, знакомые провожали монахиню. Девочка была в смятении. «Что это? – подумала я плача, но не всхлипывая. – Неужели я за большевиков в самом деле? А мама? А Бог? А бабушка и дедушка в Петрограде? Ведь от всего этого придётся отказаться, если только я за большевиков! Я сама ещё не понимала, зачем отказаться, но знала, что это так».

В советские годы в Богоявленском храме одно время торговали керосином. Был пожар, до сих пор стены покрыты копотью. Пострадали и прекрасные изразцовые печи. Кто-то распространил слух, что в печах зарыт клад, и нашлись люди, которые польстились на сокровища, изрядно разрушили печи.

Тёплая вера, идущая от самого сердца

Храмы монастыря начали восстанавливаться в 2003 году, а прошлой осенью началось возрождение обители. Первую зиму монахини жили в Смоленской церкви. Теперь у них появились свои кельи, освободилось здание, где раньше было общежитие.

Настоятельница монастыря монахиня Антонина рассказывает, что Богоявленский монастырь занимал большую территорию, сравнимую с Троице-Сер­гиевой лаврой. Эта обитель помогала Угличскому монастырю. Так случилось, что на территории Богоявленского монастыря находятся сейчас две школы, жилые дома. Конечно, для того чтобы переселить их в другое место, нужны время и немалые средства.

Постепенно, с Божией помощью, восстанавливается древняя обитель. Возводится монастырская стена. Настоятельница игумения Антонина намеревается восстановить разрушенную колокольню. У монастыря должен быть свой голос. А ещё в планах – создание православной гимназии, богадельни. Врач по образованию, матушка Антонина принимала больных в православном медицинском центре Святителя Димитрия в храме Флора и Лавра. Очень хороший врач матушка Антонина, говорят её верные помощницы. Монахини намереваются открыть медицинский кабинет на территории Богоявленского монастыря.

Удивительные люди встретились здесь, в этой обители. Прихожанка Любовь говорит: «Храм – как открытая книга. Лики святых, изречения из Евангелия на стенах. Книга книг». Любовь рассказала: когда протоиерей Владимир (Бучин) освящал крест центрального купола Богоявленского собора, сквозь побелку на стене храма проявился образ «Спас Нерукотворный». Чудо совершилось явно, на глазах многих прихожан.

Доброта и теплота этих людей греют душу. Трогательно угощает Любовь всех приходящих в Богоявленский собор чаем с мелиссой и зверобоем. Ирина рассказывает об истории монастыря так, что невозможно оторваться, столько всего ею прочитано, прочувствовано. Ирина проводит экскурсии, говорит о монастырских храмах с душевным трепетом и любовью. А церковь Фёдоровской Богоматери она называет родной. Такая искренняя, тёплая вера, идущая от самого сердца! Очень многое предстоит ещё сделать для того, чтобы монастырь возродился. В ужасном состоянии находится сестринский корпус, в последние годы его иначе как трущобами не называли. Большие работы предстоят по восстановлению храмов монастыря. Наcельницы обители нуждаются в духовной, материальной поддержке.

Монахини Богоявленского монастыря обращаются ко всем, кто может оказать посильную помощь. Сообщаем его адрес и счёт, на которые можно перечислить средства. В обители с благодарностью примут любую помощь.

152615, Ярославская область, г. Углич, Студенческий городок, д. 12.

Тел.: 8 (48532) 9-27-46; факс: 8 (48532) 9-27-96,

р/с 40703810503000000103, Угличский ФКБ ОАО «СЕВЕРГАЗБАНК»,

к/с 30101810100000000766 в РКЦ,

Местная религиозная организация Епархиальный монастырь Богоявленский женский монастырь г. Углича Ярославской епархии Русской православной церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *