углич кремль спасо преображенский собор
История Спасо-преображенского собора в Угличе: с Х века до наших дней
Одна из известнейших достопримечательностей Углича — Спасо-Преображенский собор. Деревянный храм, стоявший на месте сегодняшнего, является одним из древнейших храмов на Руси.
История собора
Строительство деревянного храма
Согласно легенде, первый деревянный храм на мысу реки Волги, там где сейчас стоит собор, установивший границы Угличского кремля, построил князь Борис на стыке 10-11 веков.
Древнейший предшественник церкви строился во имя святых равноапостольных Константина и Елены и был деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине 13 века при князе Константине Всеволодовиче был построен Спасо-Преображенский собор из дерева. Константино-Еленинская церковь при этом или продолжила свое существование в роли приписной к нему, или же была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма.
Возведение каменного здания
Каменная история собора началась при князе Андрее Васильевиче Большом, брате Московского Ивана III, известного также под именем Андрея Горяя. Он за 30 лет своего правления отстроил Углич так, что он был похож на столичный город Европы.
Историческая судьба
Спустя век в Смутное время в соборе был захоронен погибший в Угличе царевич Димитрий.
В 1611 г. в ходе штурма города поляками, в церкви спрятались многие жители. Ворвавшиеся враги всех убили, а собор подожгли изнутри. Когда поляки отступили, храм восстановили самым первым среди всех остальных церквей Углича. Заново украсили иконами и росписями. Но со временем собор обветшал, его стены потрескались от огня.
В конце 17 века угличане обратились к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор.
В 1730 году рядом с церковью была возведена новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича при виде на него с Волги.
В 1827 году отстроили и освятили престолы: придельные — в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского, главный — в честь Богоявления.
В 1830—1840 гг. перемены коснулись фасада святыни. Очевидно было, что главным фасадом должна быть обращенная к торговой площади и Ростовской улице южная сторона храма. И во второй трети 18 века ее главная роль была увековечена при помощи четырехколонного портика. С западной и северной стороны собора появились оригинальные очертания парапетов и Похвальский придел.
Современное положение
В 1929 г. собор закрыли и передали музею. С этого момента началась новая эра истории собора – храм стал использоваться как помещение для различных экспозиций.
В 1985—2009 гг. в соборе размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для экскурсий дошедший до нас облик части храма.
С 1990-х гг. в храме периодически совершались службы. А с 2004 г. и по настоящее время службы проходят каждое воскресенье и в праздники.
Месторасположение церкви
Церковь расположена на правом берегу Волги. Адрес: г.Углич, Кремль, дом 3.
Архитектура и убранство сооружения
Внешний вид
Кубический объем святыни украшен традиционным пятиглавием. С запада и востока одинаково расположены небольшие апсиды и парапеты, которые зрительно связывают здание дорожкой из городков.
Прилегающие части создают эффект плавного ступенчатого нарастания.
Фасад здания
Здание имеет выраженный главный южный фасад, с которого открывается вид на город, а раньше с данного фасада можно было увидеть центр города. Двухъярусность, трехчастность, обманчивые закомары и искусственное пятиглавие не подходят единому внутреннему пространству, перекрытому сводом. Эти композиционные приемы — воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-купольного храма.
Внутреннее оформление
Интерьер храма необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером 14×14 метров и высотой около 17 метров.
Легкая, почти парящая конструкция столь обширного помещения без несущих опор была большим достижением строителей. Обширное пространство, гладкие стороны стен содействовали лучшему приятию живописи.
Потолок собора плоский, но, благодаря оригинальной работе мастера, кажется, что он полукруглый и объемный
Роспись собора
В 1813 году церковь была расписана снова под руководством крепостного живописца и художника Тимофея Медведева.
Художники поменяли традицию древнерусской стенописи на академическое искусство. 55 композиций, обходящих в 4 яруса стены, выполнены по образцам барокко и позднего Возрождения. Каждая сцена из евангельских притч — отдельная картина, заключенная в изображенную на стене раму. Такой принцип росписи, похожий на дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства.
Главный сюжет храма — «Преображение» со сценой излечения бесноватого — это копия с картины Рафаэля.
Позднее произведение великого художника привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и мимики. Провинциальный художник (вероятно, сам Медведев) преувеличил эти черты. Мимика местами утрированна, резкий цветовой контраст вызывают порой чувство противоречия. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит зрительным и смысловым центром убранства.
Роспись находится напротив входа в церковь на северной части стены. Поэтому, в отличие от обычной в христианских церквях ориентации на восток, здесь не менее значительна ось север-юг, обозначенная наличием входа на южной стороне фасада.
Иконостас
Огромное и важное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас 1860-х годов. Он сохраняет формы нарышкинского барокко, однако не достигает их. Убывающие колонки по ярусам, обвитые лозой, раскрепованые карнизы, наполненные узором фризы — это все богатые обрамления икон.
Более старые иконы находятся на нижних ярусах. «Покров Богоматери» из данного ряда — явный образец живописи ярославской школы второй половины 17 века. К произведениям этой же школы относится праздничный чин, написанный в начале 18 столетия.
Большая часть икон написана в 19 веке. Прекрасно видимые силуэты, размеренность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, поддерживают взаимодействие с архитектурными делениями, а сверкающий блеск позолоченной резьбы объединяется с золотыми фонами икон.
Святыни храма
Образы Богоматери и Спасителя по сторонам Царских врат в алтарь вызывают недоумение — настолько непривычное облачение на святых.
Также имеются икона «Богоматерь Ильинская» и икона «Спас Вседержитель» (около 1706 г. Чернигов). Образы на иконах — произведения украинского барокко. Они помещены в иконостас в начале 18 века, когда ростовскими митрополитами были выходцы из Малороссии
Колокольня
В ансамбль Спасо-Преображенского собора входит отдельно стоящая колокольня, высота которой почти 40 метров. Отстроили это сооружение, состоящее из 3 подряд уменьшающихся восьмиугольников, в 1730 году. Завершается колокольня золоченым куполом, а в центральном ее ярусе в 1984 году местными часовщиками были установлены часы с электронным механизмом, которые отмечают своим боем каждые 30 минут. Часовой механизм работал на колокольне и ранее — с 18 до конца 19 века. Он законсервирован и хранится на ярусе колокольни и сейчас.
Престольные праздники
В храме проходят богослужения в честь нескольких праздников:
Как проходят богослужения
Сегодня тысячи людей ежедневно могут посещать святую обитель.
Расписание богослужений простое и краткое. Они проводятся каждое воскресенье.
Собор открыт для посещений с 8.00 до 21.00 для всех желающих, чье сердце открыто Богу. Также многие гости города посещают храм с туристической целью.
Как добраться до церкви
Добраться до Спасо-Преображенского собора в Угличе можно на автобусах №1, 1а, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 51, 62, 114, 117, 118, 118а. Рядом со святыней автовокзал, а также автобусные остановки: Успенская площадь, Ростовская улица.
Видео о храме
В данном видео мы можем увидеть каждый уголок храма и погрузиться в его историю.
А в этом видео можно услышать перезвон колоколов.
Углич. Собор Спаса Преображения.
Спасо-Преображенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Построен в 1713 году крепостными мастерами во главе с Григорием Федотовым. Настенная роспись выполнена в XIX веке артелью Т. Медведева. Южный портик, западный и северный приделы пристроены в XIX веке.
Информация с памятной доски на храме
Спасо-Преображенский собор — самое значительное сооружение кремлевского ансамбля — воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году. Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой, издалека сияющей в кронах деревьев приволжского бульвара. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. Теперь каждые полчаса город слышит мелодичные перезвоны часовых колоколов. Старый механизм собран и законсервирован на ярусе звона.
Необычен интерьер Спасо-Преображенского собора. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Такая конструкция — незаурядное инженерное достижение мастеров XVIII века. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева, происходившего из села Тейкова Владимирской губернии. Художники хорошо владели приемами академического письма, хотя их творчество не лишено оттенка провинциализма. На широких плоскостях стен и сводов размещается более пятидесяти композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Их сюжеты, почерпнутые из Евангелий, повествуют о земной жизни и чудесах Иисуса Христа. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.
Грандиозный шестиярусный иконостас установлен в 1860 году. В его оформлении использованы барочные мотивы. Оплетенные вьющейся лозой колонны с витыми фустами и композитными капителями, сильно выступающие карнизы составляют обрамление икон, расположенных в каноническом порядке, представляющем иерархию небесной церкви. Иконостас символизирует ее присутствие в храме и моление о спасении членов церкви земной. Нижний, местный ряд включает в себя иконы святых, почитавшихся в Угличе и в самом соборе. Среди них — царевич Дмитрий, князь Роман, преподобный Кассиан Учемский. Самая древняя из помещенных здесь икон — «Покров Пресвятой Богородицы» — относится к ярославской школе иконописи XVII века. Влияние костромских мастеров ощущается в монументальных линиях храмового «Преображения» XVII века. Иконы Спасателя и Богоматери по сторонам Царских врат темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Они попали в собор на рубеже XVII—XVIII веков, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил Углич, занимали митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий. Следующий в иконостасе — праздничный чин. Здесь помещены иконы главных двунадесятых церковных праздников. Третий — апостольский, с изображением Деисуса и обращенных к Христу в молитве апостолов. Затем следует пророческий чин с иконами ветхозаветных пророков, царей и законоучителей. Пятый ряд включает в себя изображения двенадцати праотцев. Наконец, самый верхний ряд, установленный позднее, составляют картины Страстей Христовых с «Распятием» в центре. Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф. Рожновым. Несмотря на уход великих традиций русской иконописи, они являют собой отзвук блестящего искусства мастеров Оружейной палаты предшествующего периода.
В северо-западном углу собора находится открытый археологами фрагмент белокаменного контрфорса, подпиравшего стену древнего храма. На нем заметен темный след «польского» пожара начала XVII века. Он позволяет наглядно представить одну из страниц истории города. В северном приделе и на западной паперти собора располагается экспозиция древнерусского искусства. Здесь представлено более пятидесяти произведений иконописи XV- начала XVIII века, различных школ и направлений, в русле которых развивалось искусство Углича.
XVIII век оставил в Угличском кремле наиболее интересный памятник того времени — Спасо-Преображенский собор, самое крупное сооружение кремлевского ансамбля. Построен он в 1713—1716 годах вместо собора XV века, сооруженного при князе Андрее Большом. В угличских писцовых книгах сохранилось его описание: «Собор. на высоких папертях об одной главе. крыт по закомарам тесом, а глава на деревянных дугах покрыта чешуею деревянною. А в той церкви исстари было стеновое письмо. Да в паперти колокольница рубленая шатровая. да на той колокольнице часы боевые».
Спасо-Преображенский собор воплотил в своем облике черты, характерные для архитектуры начала XVIII века, особенностью которой было сочетание традиций древнерусского зодчества и новых приемов. Дань прошлому сказалась в композиции, основой которой является массивный центральный куб, увенчанный пятью главами. В оформлении фасадов присутствуют новые декоративные формы. Так, здесь применены наличники с «разорванными» сандриками — деталь, характерная для архитектуры русского барокко.
Конструкция сооружения соответствует достижениям строительства XVIII века, когда строятся в основном бесстолпные церкви. Поражают размеры центрального объема, где четырнадцатиметровый пролет перекрыт легким сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов. Подобное инженерное решение ставит угличский собор в ряд лучших сооружений русской архитектуры начала XVIII века. Отсутствие опорных пилонов дало возможность древним зодчим максимально раскрыть внутреннее пространство храма. Большие плоскости стен способствовали размещению крупных живописных композиций и хорошему их восприятию.
Расписала собор в 1810—1811 годах артель крепостных мастеров под руководством «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева из села Тейково Владимирской губернии. Художники уверенно владели приемами академической школы, поэтому живопись отличается достаточно высоким уровнем ремесленного мастерства.
Более пятидесяти композиций выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Храмовая фреска «Преображение» со сценой исцеления бесноватого является копией с картины Рафаэля. Провинциальный художник утрировал работу великого мастера, отличающуюся внешней патетикой и динамикой страстей. Резкие контрастные цвета вызывают ощущение дисгармонии. Сильный декоративный эффект производит включение живописи в «рисованную архитектуру»: уходящие вдаль колоннады, выступающий портик с «разорванным» фронтоном, резные картуши, карнизы создают иллюзию пространства, перспективу для размещения фресок. Этими средствами усиливается задача зрительного расширения объема: как бы разрушается замкнутость, материальность стен.
Грандиозный многоярусный иконостас Преображенского собора установлен в 1860 году. Он варьирует формы пышного «нарышкинского барокко», однако пластика его суха. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованные карнизы составляют обрамление икон. Наиболее старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» — образец живописи ярославской школы XVII века.
К этой же школе принадлежат иконы праздничного чина, написанные, вероятно, в начале XVIII века одновременно с сооружением собора. Иконы Спаса и Богоматери в местном ряду по обеим сторонам царских врат своим общим темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Иконы попали в собор на рубеже XVII—XVIII столетий, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил и Углич, возглавляли митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий.
Рядом с собором высится тридцатипятиметровая колокольня, возведенная в 1730 году, на полтора десятилетия позднее собора. Возможно, задержка строительства произошла из-за вступившего в силу в 1714 году петровского указа, запрещавшего строительство каменных сооружений в провинции. Колокольня относится к типу ярусных. Примечательно, что в Угличе сохранилась еще одна подобная колокольня —- у Корсунской церкви, выстроенная одновременно с соборной. Внутри кремлевской колокольни сохранился механизм башенных часов с боем — редкий памятник искусства часовщиков XVIII века, ставший сегодня музейным экспонатом.
В наше время мастера Угличского часового завода установили на колокольне современные электронные часы с боем, и вновь над древним городом раздается мелодичный звон. Так встретились творения угличских мастеров XVIII и XX веков, символизируя преемственность и развитие традиций.
Из книги С.Е. Новикова «Углич. Памятники архитектуры и искусства» 1988, М., «Советская Россия»
Преображенский собор существует с XIII века. Храм этот в 1595 г. был перестраиваем и при сем случае обретены нетленные мощи св. благов. князя Романа Владимировича, 32 года владычествовавшего в Угличе и погребенного в 1285 г. Мощи сии, освидетельствованные тогда митрополитом Гермогеном, почивают здесь в приделе во имя св. князя.
Апол. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, от типографии Германа Фалька, 1861 г.
Согласно преданию, первый храм на волжском мысу, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже Х-ХI веков. Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз граду Ростову и принадлежала. Бытовал ли в то время Углич как город? Сложно сказать что-либо определённое. Археологические исследования подтвердили существование поселения на территории Угличского кремля ещё в 30-е годы Х века; в это время здесь уже зафиксированы следы присутствия поселян-уличей, переселившихся с берегов Днепра. Местные летописные источники сообщают о том, что основание Угличе-поле приписывают Яну Плесковичу, псковичу, родственнику княгини Ольги в 937 году, прибывшему в эти места для сбора дани. Но первое летописное упоминание об Угличе относится только к 1148 году. Древнейший предшественник Преображенского собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно деревянным. Имелся в нём и придел (по всей вероятности, тёплый) в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине ХIII века, при князе Константине Всеволодовиче (или Владимире Константиновиче), был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор; Константино-Еленинский храм либо продолжил своё существование в качестве приписного к нему, либо был разобран, а его посвящение отошло к приделу нового соборного храма. Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому, сыну Владимира Константиновича, «омолаживавшая» собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьёзных исторических фактов. Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич так, что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Помимо каменного Спасо-Преображенского собора, в Угличе появились каменный княжеский дворец, «казённые и судебные палаты», «боярские и прочие» дома, Паисиев Покровский монастырь на противоположном берегу Волги. Увы, к настоящему времени от строений князя Андрея осталась лишь одна каменная палата. Что же касается Преображенского собора, выстроенного Андреем за несколько лет до его опалы и гибели в московской темнице, то он пережил своего зиждателя на двести лет.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №25, 2013 г.