уголок по обучению грамоте в подготовительной группе по фгос
Оформление уголка по подготовке к обучению грамоте дошкольников
можарова наталья
Оформление уголка по подготовке к обучению грамоте дошкольников
В работе по подготовке к обучению грамотеможно выделить следующие задачи:
•развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
• распознавание слов, содержащих определённый звук;
• умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
• деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные, объяснить, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом.Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.
Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ.
Придумываем обозначение: для мягких звуков — вата, для твёрдых — камень и т. п.
При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, которые базируются на разных видах памяти ребёнка. Данное пособие помогает максимально продуктивно организовать деятельность дошкольников по подготовке к обучению грамоте и решить поставленные задачи.
Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными» Заключительным этапом проекта «Учимся быть внимательными» было проведение занятий учителем-дефектологом и воспитателями на «Школе для.
Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке» Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:»ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ»М» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.
Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.
Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.
Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.
Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.
Речевой уголок в подготовительной группе
Зайкова Лидия Олеговна
Речевой уголок в подготовительной группе
Овладение устной речью является важным процессом в становлении качеств ребенка. Пополняется активный словарь детей, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Речь – это инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников в нашей группе был создан речевой уголок «Лягушка – говорушка».
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, детям интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.
Цель создания уголка речевого развития – оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Задачи речевого уголка в подготовительной группе:
— развитие фонематического слуха;
— закрепление навыков правильного звукопроизношения;
— развитие монологической речи;
— подготовка к обучению грамоте.
Речевой уголок достаточно освещен, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорным уголками. В речевом уголке деток ждет всегда хозяйка уголка, персонаж – «Лягушка – говорушка», которая побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задает вопросы. С помощью одушевленной игрушки осуществляется демонстрация артикуляционной гимнастики.
Уголокнаполнен различным оборудованием:
— книги,знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
— альбомы иллюстраций по темам;
— портреты поэтов и писателей;
— мнемотаблицы для составления рассказов;
— картотеки дидактических игр по следующим направлениям : для развития фонематического слуха, правильного звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, словарного запаса, связной речи, развития графомоторных навыков.
— альбомы: синонимы, антонимы, родственные слова;
— альбом для составления рассказов, тематические предметные картинки;
— дидактические игры способствующие развитию речи;
— прописи, в которых дети с удовольствием учатся писать.
Фотоотчет «Речевой уголок» во второй младшей группе Фотоотчет «Речевой уголок» во 2 младшей группеМы вторая младшая группа, наша речь становится все активнее и активнее. Нас интересуем многое.
Развивающая среда. Книжный уголок в подготовительной группе Книжный уголок. Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического.
Речевой уголок в младшей группе Речевой уголок в младшей группе Сорокина Анжела Валерьевна Речевой уголок в младшей группе оборудован в соответствии с возрастом детей с.
Уголок безопасности в подготовительной группе Задача воспитателей не только познакомить детей с правилами личной безопасности в быту, правилам дорожного движения, но и уметь предвидеть.
Уголок математики в подготовительной группе «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.
Уголок патриотического воспитания в подготовительной группе Любовь к семье, близким, стране играет важное значение в полноценном развитии будущей личности. Где бы ни был человек, где бы он ни жил.
Уголок по речевому развитию «Речецветик» в подготовительной группе Цель: Создание условий для самостоятельной и совместной с воспитателем речевой деятельности старших дошкольников в группе ДОУ в соответствиями.
Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи
Валентина Малышева
Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи
Согласно Федеральному государственному Образовательному Стандарту,развивающая предметно-пространственная среда группы должна делиться на центры:
Подготовительная группа
1. Центр логико-математический
2. Центр конструирования
3. Центр «Лаборатория»
4. Центр грамоты и развития речи
5. Центр «Библиотека»
6. Центр безопасности
7. Центр патриотического воспитания
8. Центр сюжетно-ролевой игры
9. Уголок уединения
10. Центр физкультурно-оздоровительный
11. Центр театра
12. Центр музыки
13. Центр творчества
Остановлюсь подробнее на том, как оформлен у нас в группе центр грамоты и развития речи:
Встречает нас дидактическая кукла «Марфуша», она с нашими детками делает артикуляционную гимнастику
К подготовительной группе наш центр грамоты мы постарались оснастить соответствующей литературой, настольно-печатными играми, демонстрационным материалом.
Для развития мелкой моторики, детям очень нравится тренажер, сделанный из киндер яйца с фиксированной шерстяной ниткой, которую дети любят накручивать и самое главное изготавливают тоже сами.
Игра «Волшебные превращения веревочки»
Также в центре грамоты и развития речи мы подготовили картинный материал: антонимы и синонимы.
Занятие для детей подготовительной группы «Обучение элементам грамоты» Конспект нод «Обучение элементам грамоты» Подготовительная к школе группа Цель: Закрепить знания детей о предложении, дать полный анализ.
Конспект занятия по обучению грамоте «Задания феи Грамоты» в подготовительной группе МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Задания феи Грамоты» (занятие в подготовительной группе).
Наполнение центров развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста) Доброго времени суток гость моей странички. В нашем ДОУ решили оформить паспорта групп по ФГОС. Сегодня я предлагаю наполнение центров РППС.
Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ПДД (В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОУ). Задачи: * Создать благоприятные.
Патриотическое воспитание старших дошкольников в Мбоу «Центр развития ребенка — детский сад №5 «Солнышко» Сегодня мы особенно остро понимаем, что проблема патриотического воспитания одна из наиболее актуальных. Поэтому уже с дошкольного.
Макеты для развития связной речи в подготовительной группе Мир природы. Закрепить представления детей о средах обитания. Расширить словарь по теме. Развивать связную речь. Рассказ по схеме: среда.
Сценарий досуга для детей подготовительной группы «Праздник грамоты» Досуг для детей подготовительной группы «Праздник грамоты». Задачи: • Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные»..
Утренник для подготовительной к школе логопедической группы «Праздник грамоты» Логопед. Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами — волшебная дверь в Буквенное царство. Мы встретимся со многими буквами,.
Конспект НОД для подготовительной группы «В гостях у королевы Грамоты» В гостях у королевы Грамоты (конспект нод для детей подготовительной группы) Воспитатель Попова Наталья Николаевна МБДОУ №39 «Березка».
Уголок речевого развития в подготовительной к школе группе
Колосанова Наталья Дмитриевна
Уголок речевого развития в подготовительной к школе группе
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности в ДОУ.
В нашем детском саду в каждой группе воспитатели оформляют речевые уголки своими руками.
При создании речевого уголка мы стараемся выполнять все требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО.
Оптимальное расположение: уголок хорошо освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и уголком сенсорного развития.
Эстетичность оформления. У речевого уголка есть свое название, старались оформить уголок красочно.
Уголок речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.
Ежегодно он обогащается новыми играми и пособиями, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки очень важно. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
Чудо- дерево помогает детям знакомиться с новой буквой и закреплять выученные.
В речевом уголке много игр для развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
Материалы для сенсорного развития: магнитная мозаика, игры со шнуровкой, конструктор. Игры, сделанные своими руками, очень нравятся и старшим дошкольникам: «Собери бусы», «Потерял ежик иголки», «Застегни пуговочку», «Шнуровки».
В нашем уголке представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Капитаны», «Прожорливые фрукты». Дети развивают умение контролировать силу и длительность выдоха: упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся по принципу увеличения веса предметов.
Зеркало обязательно в уголке. Оно нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следит за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. У нас есть большое зеркало и маленькие индивидуальные зеркала.
В речевом уголке оформлено место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами.
Дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, на различение гласных и согласных звуков: «Скажи одним словом», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Подбери к картинкам начальные буквы», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Подбери слово/предложение по схеме», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд».
Изготовили альбомы: «Синонимы и антонимы», «Упражнения артикуляционной гимнастики».
У нас есть сборники скороговорок и загадок, ребусы, которые мы любим отгадывать.
Материалы для игр-драматизаций.
Для разыгрывания диалогов в речевом уголке очень пригодятся наборы сказочных персонажей. В театральном уголке, который находится рядом, есть много интересного и полезного, различные виды театров.
Игрушки-говорушки, сделанные своими руками, помогают совершенствовать диалогическую форму речи.
В библиотеке, при подборке литературы, учитываем региональный компонент.
Разнообразные прописи, в которых дети с удовольствием учатся писать, все материалы и игры находятся в свободном доступе.
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка.
Спасибо за внимание!
Пособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.
Фотоотчёт «Уголок физического развития» в младшей группе Фотоотчёт: «Уголок физического развития» в младшей группе. Физическое развитие- это важный этап в становлении личности ребёнка. Основную.
Игры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.
Конспект речевого развития в первой младшей группе «Покатаем кукол» конспект речевого развития в 1 младшей группе «Покатаем куклу Катю с горки» Цель: 1. Формировать представление о зиме. Уточнить представление.
Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.
Уголок ряженья в группе раннего развития В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает.
Уголок военно-патриотического воспитания в подготовительной к школе группе Добрый день, коллеги! Предлагаю вам познакомиться с моим оформлением военно-патриотического уголка в подготовительной группе детского сада.
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада
Последний год в детском саду выступает связующим звеном между дошкольным обучением и начальной школой. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний и с удовольствием перейти на новую ступень социализации. Среди компонентов образовательной программы для подготовительной группы ДОУ обучение грамоте — умению читать и писать — приоритетная задача воспитателя.
Теоретические основы обучения грамоте в ДОУ
Под обучением грамоте в дошкольном образовательном учреждении понимается процесс подготовки ребёнка к освоению чтения и письма. Учиться складывать слоги в слова, слова в предложения и далее в текст, работать в прописях ребята будут в начальной школе. Перед воспитателем детского сада не стоит задача выпустить детей бегло читающими и отлично выводящими буквы в прописях.
Грамоте учиться всегда (вперёд) пригодится.
Русская пословица
На установочных собраниях родителям будущих первоклассников необходимо объяснить, что ребёнок поступает в школу с набором базовых знаний и умений, необходимых для изучения чтения и письма, — этим видам деятельности будут посвящены школьные уроки. Обучение грамоте в ДОУ предполагает влияние на формирование предпосылок учебной деятельности. Ребёнок учится внимательно слушать взрослого, чётко выполнять его указания, ориентироваться на условные обозначения, преодолевать влияние отвлекающих моментов. Он приобретает умение следовать инструкциям педагога.
Занятия по обучению грамоте в игровой форме повышают мотивацию детей к познанию
Показатели готовности ребёнка к овладению чтением и письмом
Чему нужно научить ребёнка в период дошкольного обучения, чтобы быть уверенным в том, что готовность к овладению чтением и письмом сформирована? Умения, вырабатывающиеся и совершенствующиеся на занятиях по обучению грамоте в детском саду, следующие:
Умение выделять часто встречающийся в словах звук. Когда ребёнок слышит то или иное стихотворение, насыщенное определённым звуком, он определяет, какой же звук чаще всего встречался в прочитанном тексте. Если он слышит ряд слов, в которых повторяется один и тот же звук, он тоже должен вычленить его. Это умение является одним из проявлений фонематического слуха ребёнка.
Умение называть слова по определённому фонематическому признаку. На развитие этого умения рассчитаны задания типа «Назови слова, которые начинаются со звука [c’], со звука [з] и др.».
Умение менять звуковой состав слова в соответствии с игровыми правилами, называть слова с определённым звуком, слова заданной звуковой структуры. Например, задан вопрос: «Какое слово получится, если в слове «дом» мы первый звук [д] заменим на звук [с]?», а ребёнок должен суметь воспроизвести слово-ответ.
Проведение в процессе моделирования звукового анализа 3–5 слов. Моделирование связано с наглядно-образным мышлением, которое именно в дошкольном возрасте является ведущим. Соответственно, не любой звуковой анализ полезен для дошкольников, а только производимый в отражении качественных характеристик звуков с помощью определённых способов.
Программы по обучению грамоте в ДОУ
Виды обучения грамоте в ДОУ различаются по продолжительности процесса формирования у воспитанников умственных и практических умений. Длительность обучающей деятельности по развитию устной и письменной речи отражается в образовательных программах и методиках. Наиболее часто применяемые в работе педагогами программы:
Цель программы М.А. Васильевой и В.В. Гербовой — всестороннее развитие психических и физических качеств детей
Работа по программе «Радуга» ведётся в ДОУ с 1989 г. по закону Минобразования России
«Истоки» — одна из самых популярных программ в ДОУ в настоящее время
Программа содержит методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 4–7 лет
Реализация индивидуального подхода
Индивидуализация заданий на занятиях по обучению грамотой в подготовительной группе применяется в случаях, если кто-то из детей отстаёт или имеет пробелы в изучении звуко-буквенного состава слова. Наибольшие трудности испытывают ребята, которых перевели из детского сада, где обучение по подготовке к грамоте не проводилось в средней и старшей группах, а в новом ДОУ сверстники обучались с пятилетнего возраста. Непросто приходится и ребятам, для которых русский язык не является родным. Уровневая дифференциация способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием.
Поскольку подготовка к чтению проводится с применением форм коллективной деятельности (ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком), дать задания разные по уровню сложности получается не всегда. Воспитателю можно поделить группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов. Например, «Оранжевая команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ!» ([г]! [c’]). «Молодцы! Красная команда, назовите мягкий согласный в этом слове!» ([с’]). Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков.
Разноуровневые задания можно давать в игровой форме
При индивидуальной работе следует давать общее задание для всей группы с уточняющими моментами для каждой уровневой подгруппы. Например, «Ребята, перед вами карточки НАЙДИ И ОБВЕДИ. Оранжевая команда, вы должны найти и обвести все буквы. Красная команда, обведите только согласные буквы. Зелёная команда, найдите и обведите слова».
В помощь педагогу для проведения дифференцированных заданий будет использование детьми в работе звуко-буквенного пенала. Ребята знают, что фишки в финале обозначают определённые группы звуков: жёлтая — гласный, синяя — глухой согласный, зелёная — звонкий согласный. Когда дано задание сделать звуковой анализ слова при помощи пенала, для испытывающих трудности ребят задание упрощается: «Отметь в схеме слова гласные звуки жёлтыми фишками, а согласные — синими».
Разноуровневость заданий достигается в использовании слов разной длины для анализа. «Оранжевая команда при помощи фишек делает звуковой анализ слов ДОМ, ЛЕС, ДЫМ. Красная команда разбирает слова ДОМИК, ЛЕСОК, ДЫМОК».
Если отстающий ребёнок начинает легко справляться с предлагаемыми ему заданиями, то он переводится в подгруппу следующего уровня. От простых задач переходим к всё более сложным.
Индивидуализированные задания должны быть, если в общеобразовательной группе находятся дети с дизартрией, моторной алалией, ОНР (общим недоразвитием речи). При диагнозе ОНР недостаточно развиты речевая деятельность и фонетический слух. Ребёнок не различает звуки, близкие по акустическим характеристикам, пропускает при произнесении какие-либо гласные или согласные, произносит/читает слово побуквенно. Исправлением произношения ребёнка, имеющего проблемы в речевой деятельности, занимается логопед на коррекционных занятиях. Если ребёнок посещает логопеда в детском саду, воспитателю необходимо выслушать рекомендации специалиста по методам обучения его грамоте. В общем образовательном процессе детям с речевыми дефектами (будь то диагноз ОНР или проблемы с произношением отдельных звуков) надо давать посильные задания. Работа с такими детьми часто приобретает индивидуальную форму, но стоит пытаться привлечь их к коллективным играм с буквами и звуками, чтобы усилить мотивацию к овладению навыками чтения и в последующем письма — важным средствам познания и общения.
Задачи обучения грамоте в подготовительной группе
При разработке занятий воспитатель опирается на конкретные задачи, посильные для достижения дошкольниками. Задачи подготовки обучения чтению и письму состоят из 3 блоков и направлены на развитие личностных качеств будущих первоклассников.
Образовательные задачи
В процессе обучения в детском саду воспитанник приобретает следующие грамматические способности, свидетельствующие о высоком уровне развития связной речи:
Развивающие задачи
Воспитательные задачи
Приёмы обучения грамоте
Подготовка обучения чтению в подготовительной группе не имеет целью научить детей собственно читать. Воспитатель должен помочь воспитанникам максимально развить фонетический слух и приобрести способность сопоставлять графический образ (слово) с его произнесением. Основным обучающим приёмом на занятиях становится проведение звукового анализа. Сначала воспитатель использует прямой показ разбора слов, ярко артикулируя выделяемые звуки, ребята повторяют. Затем дети называют звуки коллективно. И по мере усвоения принципа звукового анализа и накопления необходимых знаний о характеристиках звуков, каждый пробует самостоятельно выполнять задания по анализу.
Алгоритм проведения звукового анализа слова:
Анализируемые слова должны быть визуально представлены детям. Можно использовать плакаты с картинками и словами, раздаточные карточки, рабочие тетради, проектор и слайды.
Поскольку мышление дошкольников наглядно-образное, визуализация слов способствует лучшему пониманию учебного материала
Для визуализации звукового анализа используются дополнительные материалы. Чаще всего для занятий по обучению грамоте используется набор цветных фишек. Сначала воспитанникам предлагается перемещать одну фишку по схеме слова, когда произносится тот или иной звук. Затем выкладываются фишки разных цветов, обозначающие гласные и согласные. Фишки могут быть заменены различными доступными материалами, использование который вызывает восторг и дополнительный интерес у детей.
Ребята испытывают положительные эмоции при использовании простых вещей (прищепки, скрепки, кубики и др.) в процессе обучения
Образовательная программа обязательно должна реализовывать принцип преемственности. Ребята получают знания от простого к сложному, а программа начальной школы станет продолжением изучения звуков и букв, слов и предложений. Воспитателю важно объяснить ключевые понятия фонетики и грамматики так, чтобы в первом классе ребёнок расширял свои знания, а не переучивался. Отметим несколько моментов, с которыми иногда воспитатели испытывают трудности при раскрытии темы:
Подготовка к обучению письму состоит из обучения звуковому анализу слова и развития моторики руки.
Этапы работы над моторикой:
На занятиях по обучению письму одновременно с развитием технической стороны (зрительно-моторной координации, мелкой моторики) продолжается работа над смыслом. Ребёнок должен понимать, что он читает и пишет, иметь постоянный интерес к обучающей деятельности. Задания не должны становиться рутиной, а вызывают положительную мотивацию. Ребятам предлагаются задания на придумывание и написание собственных небольших записочек или посланий: «Напиши приветствие другу», «Придумай пожелание ко Дню рождения», «Составь просьбу Деду Морозу» и др. Ребёнок должен понимать, что навык письма необходимо совершенствовать не ради похвалы или хороших оценок в школе. Это способ общения во времени и на расстоянии.
Мотивирующее начало занятия
Работа с буквами и звуками может казаться детям рутинной деятельностью, к которой быстро угасает интерес. При подготовке к изучению каждой темы воспитатель должен достаточно внимания уделить начальному этапу занятий. Мотивировать ребят к изучению особенностей звуков и разбору слов нужно, привлекая дополнительные материалы. Плакаты, иллюстрации, карточки должны использоваться на каждом занятии. Помимо называния изображённых слов, ребята могут составлять короткие рассказы по картинкам, совершенствуя устную речь. Ведущей деятельность у детей 6–7 года жизни остаётся игра как способ познания явлений и взаимосвязей в окружающем мире. Хорошо начинать занятия с игрового или сюрпризного момента. Можно проводить дидактические и подвижные игры для переключения внимания во время занятия.
Использование мультимедийного материала повышает мотивацию дошкольников к обучению
Таблица: примеры мотивирующего начала занятий на конкретные темы
Тема занятия | Вариант мотивирующего начала занятия |
«Путешествие в чудесную страну. Звук и буква Л» | Создание проблемной ситуации с игровыми элементами. К занятию воспитатель готовит плакат с изображением кареты, запряжённой лошадьми, конверт с заданиями (на поиск слов с буквой Л, на дифференциацию звуков [л] и [л’]). Когда ребята занимают рабочие места, им сообщается, что утром в группу пришло письмо от сказочной героини Алисы (если ребята знакомились со сказкой, можно задать несколько вопросом на повторение содержания). Письмо Алиса зашифровала в виде ребуса, ребята его разгадывают, и воспитатель читает послание целиком: Алиса приглашает ребят в гости, но чтобы попасть в страну чудес, им нужно будет выполнить задания. Ребятам показывают плакат с каретой и спрашивают, готовы ли они к путешествию. Когда звучит положительный ответ, педагог достаёт из конверта задания и приступает к объяснению обучающего материала. |
«Моделирование односложных слов» | В качестве мотивирующего начала занятия ребятам загадываются загадки, ответами на которые являются односложные слова. Например: В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый… (Дом) Каждое отгаданное слово превращается в картинку со схемой для звукового анализа и крепится на магнитную доску. |
«Знакомство со звуком и буквой Т» | Игровая ситуация. Воспитатель показывает ребятам праздничный колпачок и спрашивает, на кого и по какому случаю надевают этот головной убор. Ребята отвечают, что на именинника в День его рождения. Чтобы узнать, для кого сегодня приготовлен колпачок, ребята разгадывают загадку: Любит буква та трезвон – Танцы, трактор, телефон… А потом, чуть станет тише, Тортом угостит детишек. На стол воспитатель ставить игрушечную букву Т, надевает на неё колпачок и предлагает ребятам в качестве подарка имениннице все сегодняшние задания посвятить этой букве. |
Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Как нами было рассмотрено выше, одни программы предполагают подготовку к обучению грамотой детей возраста 4–5 лет, другие оставляют этот образовательный блок для освоения воспитанниками 6–7 лет в качестве связующего звена между ДОУ и школой. В подготовительной группе занятия становятся более похожими на урочную форму, ребята учатся написанию печатных букв на листах в клетку, работают по специальным пособиям. Вместе с тем занятия сохраняют сильный игровой элемент, музыкальное сопровождение, возможность физического отдыха.
Формы изучения материала и заданий
Биоэнергопластика — форма обучения, совмещающая артикуляционное произношение звуков с движениями кистей рук
Таблица: картотека тем
Тема занятия | Упражнения и дидактические игры по теме |
«Гласные буквы и звуки» | Из набора карточек с картинками ребёнок должен найти и назвать все слова на букву А. |
«Твёрдые и мягкие согласные» | Игра «Собери гирлянду». Воспитатель называет односложные слова, выделяя голосом начальный согласный. Задача ребят, услышав в начале слова твёрдый согласный, нанизать на нитку синюю бусину, услышав мягкий звук — зелёную бусину. |
«Глухие и звонкие согласные» | Игра «Звонкий — глухой». Ребятам раздаются колокольчики и шуршащие игрушки. Воспитатель показывает слайды с картинками и произносит изображённые предметы. Если звучат только глухие гласные, ребята шуршат игрушками. Если слышится звонкий согласный, надо позвонить в колокольчик. Воспитатель просит одного из позвонивших назвать звук. |
«Мягкий знак» | Задание — придумать слова, заканчивающиеся на буквенные сочетания ЛЬ, ТЬ, РЬ, СЬ. |
«Йотированные гласные» | Задание — распределить слова на 2 группы: где начальная буква обозначает 1 гласный звук и где в начале стоит йотированный гласный. |
«Ударение» | Перфокарты с обозначением в окошках гласного в сильной позиции. |
«Звуковой анализ» | Задания по работе с цветными фишками: представить в виде последовательности фишек звуковой состав слова. |
«Чудесные птицы. Слова» | Задание — найти среди заполненного буквами поля слова, обозначающие названия птиц. |
«Волшебный лес звуков. Предложение» | Задание — придумать предложение по картинке. |
«Деление на слоги» | Дидактическая игра «Попробуй собери»: из набора карточек со слогами и картинками нужно составить трёхсложные слова. |
Временной план занятия
Согласно здоровьесберегающим нормам, занятие по обучению грамоте в подготовительной группе состоит из следующих этапов:
Продолжительность занятия по обучению грамоте в подготовительной группе не должна превышать 30 минут.
Таблица: пример конспекта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Оформление уголка по грамоте
При создании уголка грамоты в группе необходимо исходить из следующих обязательных условий:
Фотогалерея: варианты оформления уголка грамоты
Программа кружка по обучению грамоте
Кружковая деятельность по подготовке к обучению грамотой помогает основательнее подготовить будущих первоклассников к урокам чтения и письма. На дополнительных занятиях у ребят есть возможность совершенствовать фонетический слух, способности звукового анализа, графомоторные навыки. У посещающих кружок по обучению грамоте можно развивать навыки непосредственно чтения и пересказа.
Таблица: пример программы по кружковой работе по обучению грамоте (фрагмент)
Сформированность навыка чтения:
Анализ занятия
Педагог должен проводить анализ каждого занятия по обучению грамоте, это способствует повышению мастерства при составлении следующих конспектов. Необходимо вспомнить, какие цели и задачи были поставлены, и посмотреть, были ли они реализованы в образовательном процессе. Если ожидаемые результаты не достигнуты, воспитатель выявляет причины ситуации неуспеха: соответствие задач возрастным особенностям детей, доступность объяснения нового материала.
Анализ занятия позволяет педагогу понять, какие используемые приёмы и методы оказались успешными, а какие — нет, и почему.
Воспитатель отслеживает общее эмоциональное состояние группы во время занятия: на каких этапах дети были наиболее активны, какие задания вызвали интерес или радость. Если у ребят наблюдалось негативное настроение, его возникновение также предстоит диагностировать воспитателю (сложный материал, непонятные задания, трудности в коллективной работе и др.). В случае выявления неуспевающих детей педагог для будущего занятия формирует подгруппы и продумывает индивидуализированные задания. К моментам, которые не были успешно пройдены во время занятия, необходимо вернуться. Нельзя оставлять пробелы в знания, это может создать трудности в освоении программы начальной школы.
Видеоматериалы по обучению грамоте старших дошкольников
Предлагаем ознакомиться с материалами методистов по обучению грамоте детей 6–7 лет, а также с записями открытых занятий в подготовительной группе.