укажите что такое принципы обучения в математике
Принципы обучения математике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы обучения – это дидактические требования к организации и проведению учебного процесса.
Принципы обучения состоят из общих указаний, норм и правил, которые регулируют весь процесс обучения.
На сегодняшний день принципы обучения являются важной системой требований к педагогическому процессу, которые гарантируют его эффективность и получение детьми качественного образования.
Сущность математического обучения
Принципы обучения математике – это совокупность общих требований, которые удовлетворяют процесс обучения детей математике.
Основными требованиями к процессу обучения математики являются:
Основные дидактические принципы обучения математике
На сегодняшний день в процессе обучения математике выделяют следующие принципы.
Принцип научности. Основан на обязательном соответствии содержания и методов образования, уровню и требованиям математики, как современной науки. Педагогический процесс, организованный учителем состоит из математического учебного материала. Учебный материал, предоставляемый педагогом детям должен по содержанию и сложности соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип воспитания. Данный принцип заключается в том, что в процессе обучения детей математике педагог формирует у них уважительное отношение к математике как предмету, а также формирует стремление к получению новых знаний и умений.
Принцип наглядности. Освоение и осмысление математических знаний во многом опирается на наглядность (чертежи, диаграммы и т.д.). Детям необходимо предоставлять новые знания, с использованием наглядных средств, а также учить их самостоятельно создавать необходимый наглядный материал для решения математических задач (чертежи различных фигур, составление схем и т.д.). Наглядность необходимо применять с речевым сопровождением. Использование наглядного материала должно быть дозировано, и учитывая, специфику преподавания математики, наглядности не должны быть слишком яркими, чтобы не отвлекать внимание детей от основного учебного материала.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности. Обучение математике будет эффективно только в том случае, когда ребенок имеет необходимый уровень сознательности, активности и самостоятельности. Ребенок должен осознавать, для чего и с какой целью, он получает математические знания. Принимать активное участие в педагогическом процессе. Уметь самостоятельно выполнять задания и осваивать новый материал. Педагог должен не просто давать знания в области математики, а развивать у ребенка перечисленные качества.
Принцип прочного усвоения знаний, умения и навыков. Данный принцип заключается в том, что ребенок не просто должен получить знания в области математики, но и уметь их применять для решения практических и жизненных задач. В процессе организации педагогического процесса, учитель должен дать детям знания, а также показать и научить их применять на практике. Особенность математики состоит в том, что весь учебный материал, который педагог дает детям в ходе занятий, в последующем закрепляется посредством решения задач и примеров.
Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип заключается в том, что знания в области математики даются последовательно от более простого (общего) к более сложному. При этом простые (общие знания) являются фундаментом для получения последующих знаний. Процесс обучения представляет собой систему (программу), которая запланирована педагогом заранее (на год, четверть и т.д.). Планирование – это система взаимодействия педагога и учеников в рамках образовательного процесса.
Систематичность в математике имеет большое значение для получения качественных знаний. Последовательность обучения основана на том, что занятия – это цепочка последовательных «шагов», ориентированных на ЗУН каждого ученика.
Принцип доступности. Данный принцип основан на том, что педагогический процесс основан на учете возрастных особенностей детей. Содержание и объем учебного материала, предоставляется детям в соответствии с их возрастными, умственными, психологическими возможностями и потребностями, а также с учетом ЗУН.
Принцип дифференцированного (индивидуального) подхода. Педагогический процесс, организованный согласно данному принципу основан исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Процесс обучения математике ориентируется на «среднего» ученика. Это необходимо для того, чтобы «слабым» ученикам процесс обучения на казался слишком быстрым, и они успевали усвоить материал, а для «сильных» учеников процесс обучения не был скучным и затянутым.
Прежде, чем организовать учебный процесс, опираясь на принцип доступности, педагогу необходимо осуществить проверку знаний каждого ученика, и исходя из этого, выбирать темпы работы на уроках математики.
Принцип доступности предполагает оптимальное приспособление учебного материала, методов и форм организации педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основное средство работы – это индивидуальная работа с детьми. Однако в рамках современной школы это не всегда возможно, поэтому чаще всего индивидуальная работа проводится с тем детьми, у которых имеются проблемы в обучении.
Принципы и методы обучения математике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Принципы и методы обучения математике
Цель. Ввести понятие принципов обучения, рассмотреть характеристику каждого. Проанализировать методы обучения математики, обратить внимание на проблемные методы обучения.
1. Принципы обучения математике.
2. Методы обучения математике.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Программируемое обучение.
1)научности и идейно-политехнической направленности;
4) активности и сознательности;
6) систематичности и последовательности;
8) единства образования, развития и воспитания.
Обучение на высоком, но доступном уровне сложности. Так же, как спортсмены развивают свои физические возможности на упражнениях высокой сложности, ученики должны развивать мышление, интеллект на учебных задачах высокого уровня сложности. Этого принципа касаются введены еще в 30-х гг. XX ст. психологом Л. С, Виготским понятия зоны актуального и зоны ближайшего развития учащихся. Ученик работает в учебном материале. Однако, как отмечал Л. С. Выготский, надо работать на завтрашний день ученика, то есть работать в зоне его ближайшего развития. Это означает, что ученик должен работать над учебными зонами актуального развития тогда, когда решает учебные задачи в пределах усвоенного им задачами, если он еще не в состоянии решить самостоятельно, но при незначительной помощи учителя или своих товарищей он таким задачам дает совет. Вместе с тем объективным фактом является то, что разные ученики имеют разные зоны актуального ближайшего развития. Именно поэтому в условиях классно-урочной системы надо осуществлять уровневую дифференциацию, использовать групповые и индивидуальные формы работы, выделяя группы учащихся, имеющие примерно одинаковый уровень общего развития, обученности, темпа продвижения в обучении, интереса к математике. Осознание всеми учащимися процесса обучения. Обеспечение этого принципа требует от учителя работы с теми, кто не успевает, выяснение причин этого и организации своевременной педагогической поддержки таких учащихся.
Систематическая работа учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых. В процессе обучения математике прежде всего предполагается развитие мышления, овладение учащимися общими умственными действиями и приемами умственной деятельности. Практика исследования психологов свидетельствует о том, что основной причиной того, что ученики не успевают по математике, является прежде всего несформованность действий анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Психологические принципы развивающего обучения:
1. Систематическое развитие трех основных видов мышления: наглядно-действенное (или практическое), наглядно-образное и абстрактно-теоретическое.
2. Проблемность обучения. Ученик лишь тогда включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность, когда сталкивается с проблемами (вопросами \ задачами), которые ему надо решить.
3.Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса.
4. Целенаправленное формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
5. Систематическое развитие мнемической деятельности (то есть развитие памяти) для обеспечения фонда действенных знаний.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает путь исследования, способ познания.
Под методом обучения в дидактике понимают способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение материалом, который изучается. Кроме термина «метод обучения» в дидактике термин «прием обучения», под которым чаще всего понимают составную часть или отдельная сторона метода.
В педагогике существует различная классификация методов обучения в зависимости от выбора основания классификации, а именно:
1) по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические),
2) по способам организации учебной деятельности учащихся (методы получения новых знаний, методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков),
3) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся:
а) объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрации и другие.);
б) репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий, деятельность по алгоритму, программе);
в) проблемное изложение;
г) частично-поисковый, или эвристическая беседа;
д) исследовательский метод.
Последние три метода используют во время проблемного обучения как дидактической системы. Проиллюстрируем применение методов обучения математике по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объяснительно-иллюстративный. Этим методом пользуются, вводя математические понятия, изучая аксиомы, теоремы и способы решения различных классов задач.
Репродуктивный используют при объяснении нового материала, проверки домашнего задания (ученики воспроизводят решения задач, формулировки и доказательства теорем, определение математических понятий, правила и тому подобное). На уроках, где формируются умения и навыки решения примеров, задач, применения репродуктивного метода проявляется в деятельности учащихся при решении упражнений и задач по образцу, который дан учителем или описаны в учебнике, в деятельности по определенному алгоритму. При этом деятельность по образцу должна проводиться не по указанию «делай то, что делаю я», а по совету «делай так, как делаю я». Недостатком двух названных методов является то, что они мало способствуют развитию продуктивного мышления, познавательной активности и самостоятельности учащихся. Вместе с тем недооценка репродуктивной деятельности учащихся приводит к тому, что у учащихся не обеспечивается фонд знаний, который является необходимым условием для возможностей организации самостоятельной познавательной деятельности, развития творческого мышления и продуктивной деятельности.
Следующие три методы проблемного обучения направлены на устранение указанных выше недостатков.
Проблемное изложение как метод обучения математики состоит в том, что, объясняя учебный материал, учитель сам выдвигает проблемы и, конечно, как правило, сам их решает. Однако постановка проблем усиливает внимание учащихся, активизирует процесс восприятия и осознания того, что объясняет учитель.
Частично-поисковый метод (его иногда называют эвристической беседой) заключается в том, что учитель заранее готовит систему вопросов, отвечая на которые учащиеся самостоятельно формулируют определение понятия, «открывают» доказательства теоремы, находят способ решения задачи.
Исследовательский метод предполагает самостоятельный поиск решения познавательной задачи. Причем может оказаться потребность, чтобы проблему сформулировал сам ученик или и формулирует учитель, но ученики решают самостоятельно.
Метод целесообразных задач предложил в конце XIX века. Шохор-Троцкий. Принадлежит он фактически к методам проблемного обучения. Обучение математике в соответствии с этим методом осуществляется с помощью задач. Из задач начинается изучение любой темы, что, естественно, обеспечивает мотивацию изучения теоретического материала. Изучая теоретический материал темы, ученики преимущественно решают задачи. Теоремы в геометрии доказывают лишь те, которые для учеников не являются очевидными, но и не требуют слишком тонких соображений. Практика показала, что значение метода целесообразных задач нельзя преувеличивать и соблюдать его формально. Во-первых, изучение не каждой темы целесообразно начинать с решения задач, во-вторых, нельзя недооценивать роль теоретических знаний.
Суть абстрактно-дедуктивного метода обучения заключается в том, что во время изучения нового материала учитель сразу сам сообщает определения понятий, что вводится, а потом приводит конкретные примеры объектов, относящихся к понятиям. Формулируется и доказывается теорема, и лишь после этого рассматриваются конкретные примеры применения нового теоретического материала.
Конкретно-индуктивный метод обучения противоположный абстрактно-дедуктивном методе. Во время обучения этим методом объяснения нового материала начинается с рассмотрения примеров. Используя примеры, учащиеся имеют возможность выделить существенные признаки понятия, что вводится. Это помогает самостоятельно или с помощью учителя сформулировать определение понятия. Рисунок теореме позволит учащимся выявить свойства изображенной фигуры и самостоятельно или с помощью учителя сформулировать теорему. Наряду с устным изложением теоретических знаний, объяснение учителем способов решения различных типов задач и коллективным их развязыванием значительное место в процессе обучения математике занимает самостоятельная работа учеников. К самостоятельной работе можно отнести самостоятельное изучение учащимися учебного материала на уроке или во время выполнения домашнего задания за учебниками, учебными пособиями и научно-популярной литературой, самостоятельное доказательство теорем и решение задач, работу в тетрадях с печатной основой, программируемое обучение с помощью программированных пособий и персональных компьютеров.
Новые знания математики воспринимаются и усваиваются учащимися с определенными трудностями. Поэтому нужны советы учителя по работе над математическим текстом. Они могут иметь вид такого правила-ориентира.
1. Прочитай внимательно текст один или два раза, выдели главное в нем (новые понятия, утверждения, правила и тому подобное).
2. Составь план прочитанного.
3. Виды понятия, о которых говорится в тексте. Вспомни определение известных понятий и виды определение новых.
4. Выдели утверждения, которые доказываются в тексте. Выясни, что в них дано, что надо доказать. Выясни, из каких утверждений состоит доказывания, с помощью которых известных утверждений обосновывается они.
5. Попробуй ответить на контрольные вопросы. Сформулируй определение новых понятий и утверждения, которые доводились в тексте.
6. Не вдаваясь в текст, выполни нужные рисунки и воспроизведи прочитанное по плану.
В 5-6 классах надо на примере конкретного текста показать, как выделить главное в тексте и составить план. Только после этого можно предлагать ученикам выполнить такую работу самостоятельно.
По линейной программе учебный материал подается небольшими порциями, которые включают вопросы, касающиеся контроля изученного в данной порции материала. После ответа на вопрос ученик сверяет ее с правильным ответом и переходит к изучению следующей порции. В 50-60-х гг. программируемое обучение приобрело большую популярность, поскольку давало возможность каждому ученику работать в меру своих возможностей и в своем темпе, то есть создавало благоприятные условия для индивидуализации обучения. Однако оно столкнулось с другим рядом трудностей, связанных прежде всего с необходимостью создания программированных пособий, которые по объему значительно превышали традиционные учебники и фактически приводили к необходимости создавать пособия по отдельным темам. Наряду с преимуществами программируемое обучение имело недостатки, связанные прежде всего с тем, что учащиеся, работая индивидуально, все время вынуждены молчать, что не способствует развитию их математической речи. Кроме того, ученик лишен возможности постоянно общаться с учителем и товарищами, показать свои способы рассуждений, которые не предусмотрены учебной программой. Именно по этим причинам интерес к программированного обучения постепенно уменьшился. На современном этапе развития школьного математического образования интерес к программированного обучения снова возрастает в связи с возможностью использования персональных компьютеров, которые дают возможность в учебных программах учитывать индивидуальные особенности учащихся осуществлять обучение в режиме диалога, шире использовать во время объяснения наглядность в динамике.
Планируя изучение учебного материала на уроке, учитель должен предусматривать содержание и объем домашнего задания. На выполнение его ученик должен тратить не более 50 % времени, которое отводится на этот материал на уроке.
Нужна дифференциация домашнего задания по уровню способностей учащихся. Если учитель уверен в том, что более сильные учащиеся выполнят упражнения на уровне обязательных результатов обучения, он может освободить их от простых упражнений и задач и предложить им несколько более сложных. Наоборот, ученикам, которые слабо успевают, можно ограничиться упражнениями обязательных результатов, если они не хотят или еще не готовы к решению более сложных упражнений.
Во время повторения учебного материала иногда полезно предложить учащимся привести свои примеры вместо тех, что приводятся в учебнике.
Домашнее задание чаще всего предлагается на последних минутах урока, а иногда сразу после изучения нового материала и даже в начале урока. Если для решения задач и примеров недостаточно образцов, предлагаемых на уроке, учитель должен, задавая домашние задания, сделать необходимые указания, которые помогут учащимся справиться с решением упражнений и задач. Удобнее всего содержание домашнего задания записать на доске, отметив пункт учебника и номера упражнений. Стоит проследить, записали ли ученики домашнее задание в дневник.
1. Закон РФ «Об общем среднем образовании ”.
3. Слепкань З.И. Методика обучения математике. – К.: Зодиак-ЭКО, 2000г. – 512с.
4. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М.: 2000.
5. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополаающий компонент в образовательном процессе XXI в. //Молодой ученый. 2017. №2. С. 738-740.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Современные подходы и принципы в обучении математике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные подходы и принципы в обучении математике
Математике в общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, принадлежит важное место. Она широко применяется при изучении других предметов. Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.
Отбор методов и технологий – одна из основных задач деятельности учителя. Ввиду быстрого развития науки и техники актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества.
Одними из главных являются требования, которые ориентированы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащегося, овладение им универсальными способами учебной деятельности. Согласно требованиям ФГОС необходимо вводить разнообразие уроков, а для этого нужны новые подходы к обучению, которые повысят интерес учащихся к предмету.
Преподавание –это педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся; один из компонентов процесса обучения.
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека; это планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями .
Что же такое «подход к обучению»?
Цель современного подхода к обучению- становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
Какие же существуют современные подходы?
Личностно-ориентированный подход в обучении означает концентрацию внимания учителя на целостной личности человека, заботу о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Целью личностно-ориентированного образования –является создание условий для полноценного развития следующих функций ребёнка: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”).
В личностно-ориентированном подходе ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Интерактивный подход — это вид деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.
Главным в интерактивном подходе на уроках математики являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Среди современных интерактивных подходов можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе»); разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм»)
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре: свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность, эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях- на пределе сил преодоления трудности. И высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости учащихся. Например, для формирования навыков устного счета можно использовать различные варианты следующих ролевых игр: «Рыбалка», «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Компетентностный подход – это подход, который акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентностный подход в обучении математике предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.
Основным содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.
Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности учащихся к общению.
Системно-деятельностный подход способствует овладению учащимися умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности. Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Наиболее приемлемой в этом случае является групповая работа на уроке.
Плюсы парной работы общеизвестны, а вот результаты такой работы напрямую перекликаются со стандартами нового поколения. В них мы находим обоснование коммуникативных УУД, ведь именно они развиваются в процессе групповой работы:
— сотрудничество и кооперация;
— учет чужой позиции;
— адекватная передача информации;
— контекстная речь и постановка вопросов.
Отличным результатом этой деятельности является то, что обучающийся должен почувствовать себя успешным, даже слабый ученик может понять, что в паре выступать не страшно, если ошибёшься – тебя поправит не учитель, а одноклассник
Интегрированные уроки способствуют сближению и связи между учебными процессами, слиянию школьных наук, но не механическому их соединение, а взаимопроникновению. Цель такого урока может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов. Она направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, что позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.
Интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определённые преимущества для учащихся: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; позволяют систематизировать знания.
Интегрированные уроки обеспечивают деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, что приводит к возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Использование интегрированного подхода на уроке математики способствует эмоциональному развитию личности, самообразованию, повышению мотивации, уровня обученности и воспитанности учащихся, а также формированию познавательного интереса, в большей степени общеучебных умений и рациональных навыков учебного труда.
Например, орфографическая подготовка к записи ответа задачи (математика и русский язык), составление задач на тему «Дикие и домашние животные» (математика и окружающий мир) и т.п.
Для снятия и предотвращения физической усталости на уроке проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Проблемный подход означает обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.
Под проблемной ситуацией понимают осознанное затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися знаниями и теми знаниями, которые необходимы для решения предложенной задачи.
Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемной задачей, или просто проблемой.
Признаками проблемы являются:
1) порождение проблемной ситуации;
2) определенная готовность и определенный интерес решающего к поиску решения;
3) возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее формулировка должна вызывать интерес и желание учащихся ее разрешить.
Например, на уроке математики в 6 классе при знакомстве с темой «Сложение рациональных чисел» перед учащимся возникает проблема сложения чисел без применения числовой прямой.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2.Проведение диагностики по выбранному критерию.
3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
Например, на уроке при решении задач, учитель распределяет детей по группам с учетом результатов диагностики, дает каждой группе дифференцированное задание: решить задачу, решить задачу и составить обратную данной, решить задачу и составить задачу подобную данной.
Индивидуальный подход способствует развитию у учащихся навыков работать самостоятельно, развивает воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальный подход позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Каждый ребенок индивидуален, поэтому надо помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка.
Например, при закреплении темы «Тригонометрические уравнения» ученик, успешно усвоивший материал, получает индивидуальное задание повышенной сложности. А ученик, имеющий затруднения получает карточку с алгоритмом решения.
Принципы обучения математике
Принципы обучения математике представляют собой совокупность общих требований, которые удовлетворяют процесс обучения детей математике.
Принцип доступности предполагает оптимальное приспособление учебного материала, методов и форм организации педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.