укажите лиц которые имеют право выбирать образовательную организацию а также форму обучения тест

Укажите лиц которые имеют право выбирать образовательную организацию а также форму обучения тест

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций;

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном в зависимости от уровня образовательных программ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

(п. 15 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

По вопросу, касающемуся гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, см. Главу 26 Трудового кодекса РФ.

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.

6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишения организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления данной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся по их заявлениям, несовершеннолетних обучающихся по заявлениям их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(часть 10 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

Источник

О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *