укажите модели смешанного обучения математике
«модели реализации смешанного обучения на уроках математики в контексте фгос»
Просмотр содержимого документа
««модели реализации смешанного обучения на уроках математики в контексте фгос»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение БГО
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 10
«МОДЕЛИ РЕАЛИАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
«Что будем смешивать?»
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Можно ли использовать ИКТ, если в классе нет компьютера?
Можно ли работать с цифровой лабораторией, если оборудования недостаточно?
Можно ли в условиях дефицита часов использовать разноуровневое обучение?
Можно ли работать не на «среднего» ученика?
Модели смешанного обучения:
2. Смена рабочих зон
Выполняет задания по заданным маршрутам на время
Взаимодействует с учащимися в группе
Выполняет разные виды деятельности
Ищет информацию в источнике
3. Ротация лабораторий;
Работа в учебном кабинете
Работа в online среде, в компьютерном классе
4. Независимая группа;
7. Модель «индивидуальный учебный план»
ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К УЧЕБНИКАМ
6 моделей смешанного обучения
Как организовать смешанное обучение в школе? в классе? в условиях классно-урочной системы? Расскажу о 6 моделях, которые реально воплотить в жизнь в рамках нашей классно-урочной системы.
Модели организации смешанного обучения
1. Смена рабочих зон
Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.
Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. Вопрос к читателям: Знаете ли вы учителя, реализовавшего эту модель смешанного обучения?
2. Смена классов (лабораторий)
Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.
3. Индивидуальный план
Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.
В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.
4. Перевернутый класс
Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.
Инфографика — 4 модели смешанного обучения
Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию. (Для увеличения кликните по картинке)
Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны (если не так, можете меня поправить 🙂 ), поэтому я их не внес в инфографику.
5. Гибкий план
Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.
6. Виртуальная модель
В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.
Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.
Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику.
Статья «Модели смешанного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Модели смешанного обучения»
Модели смешанного обучения
Образование не стоит на месте и именно сейчас оно меняется, хотим мы того или нет. Каковы эти изменения? Если предположить, то это вызовы современного общества. Именно они формируют основополагающие требования к сегодняшнему образованию. То образование, которое было раньше – это образование индустриального общества, когда каждый человек должен был получить достаточно фиксированные умения и в течение жизни их применить. Причём эти умения не сильно менялись в течение времени. Однако жизнь общества меняется и тех знаний, которые человек получил в детстве, стало ему совершенно недостаточно. Современный человек в течение жизни может многократно менять специализацию, выбирать себе новую профессию, и за счёт того, что постоянно появляются какие-то новые технологии, человек постоянно должен самообразовываться. Поэтому, человек, выходящий из современной школы, не просто должен обладать какими-то базовыми знаниями, навыками, но должен, в первую очередь, уметь самостоятельно эти навыки и знания приобретать. Так особенности состояние современного общества диктуют новые требования, в первую очередь, к выпускникам школ. Новые технологические возможности быстро входят в жизнь общества, в наше образование. Мы пользуемся ими в повседневной жизни достаточно широко. В образовании эти новые технологии тоже начинают появляться, мы начинаем ими пользоваться. Современная наука даёт новые технологические возможности, новые педагогические технологии. Важно их правильно применить. Таким образом, особенности современного образования обуславливают возникновение новой дидактики и новых учебных средств. Одним из таких учебных средств являются модели смешанного обучения.
Главным в этом виде обучения — это самостоятельное определение учащимся времени, места, темпа, траектории обучения. Это значит, что время, место обучения перестают ограничиваться стенами школьного здания и расписанием занятий. Темп обучения каждого конкретного ребёнка не ограничивается темпом работы всего класса. И траектория обучения в наибольшей степени соответствует способностям и запросам обучающегося. Именно смешанное обучение позволяет достичь этого. Сначала на каком-то элементарном уровне, потом все больше и больше.
В смешанном обучении необходимо применять электронные ресурсы, которые обладают некоторыми особенностями: во-первых, это модульность, то есть объединение учебных тем в самостоятельные блоки, последовательность и время на изучение которых можно самостоятельно выбирать. Во-вторых, это разноуровневость: электронные ресурсы должны раскрывать потребности учеников с разным образовательным потенциалом. В-третьих, это проблемность. Имеется в виду проблемность изложения учебного материала и насыщенность его проблемными вопросами и исследовательскими задачами.
Смешанное обучение делится на группы:
-первая группа моделей «Ротация» применяется в рамках одного класса. В эту группу входят модели «Автономная группа», «Перевёрнутый класс» и «Смена рабочих зон»;
-вторая группа моделей называется «Личный выбор». Она предполагает взаимодействие детей из разных классов и даже из разных школ. В группу входят модели «Межшкольная группа» и «Индивидуальный учебный план».
Суть модели «Автономная группа» заключается в том, что мы выделяем в классе какую-то группу. Мы её можем выделить на разном основании. Эта группа в течение всего урока работает автономно, в основном с применением электронных ресурсов. Оставшаяся часть класса работает с учителем, возможно, тоже используя электронные ресурсы. Может быть обратная ситуация: в автономной группе электронные ресурсы не задействуются, и дети, например, работают в тетрадях. Чаще всего основанием для выделения группы является уровень усвоения детьми того или иного материала.
Следующая модель «Перевёрнутый класс» позволяет выстроить урок необычным образом. Такое построение урока очень экономит время и развивает самостоятельность детей. Её суть заключается в том, что часть материала, который мы изучаем, как правило, на уроке в рамках 40—45 минут, изучается детьми самостоятельно дома. Прочтение параграфа дома означает уже перевёрнутый класс. На следующий урок дети приходят частично подготовленными. Урок, по сути, начинается с отработки того, что они приготовили дома. Учитель экономит 15-20 минут урока на объяснении материала. Он может перед уроком выявить трудности и пробелы, которые возникли у детей при самостоятельном изучении материала. Сэкономленное время потратить на отработку материала. Но, по сути, модель перевёрнутый класс приводит к качественному изменению деятельности учеников: увеличивается доля самостоятельной работы учащихся. Они становятся более самостоятельными и в итоге более мотивированными, потому что, приобретая знания, не чувствуют, что эти знания им навязываются. «Перевёрнутый класс» увеличивает деятельностный компонент урока за счёт экономии времени на объяснительную часть и открывает широкие возможности разнообразить виды деятельности на уроке. Важно как-то разнообразить виды деятельности, и модель «Перевёрнутый класс» позволяет это сделать. Что же дает ученику модель «Перевёрнутый класс»; во-первых, ученик из пассивного слушателя превращается в активного деятеля. Это значит, ученик при изучении материалов занимает активную позицию, он является не объектом, а субъектом образовательной деятельности, он действует в этой ситуации сам; во-вторых, не все дети работают в одинаковом темпе. При освоении материала дома самостоятельно ребёнок может регулировать темп работы, выбирать время работы. У каждого ученика есть возможность самостоятельно регулировать количество повторения, например, надо прочитать второй раз — прочитал второй раз, нужно вернуться через часочек к этому материалу, что-то позабылось — вернулся к этому материалу. Кроме того, при использовании электронных средств коммуникации появляется возможность оперативной обратной коммуникации с учителем. То есть учитель может быстро принять меры, быстро что-то скорректировать. Если ребёнок оставил какую-то запись в уроке или до начала урока. Обратная связь с учителем позволяет быстро реагировать на сигналы ученика, решать его проблемы.
Например, на уроке математике в 6 классе при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» можно использовать модель «Перевернутого класса». В данном случае перевернутый урок возможен потому, что при выполнении небольшого исследования дома учащиеся приходят к экспериментальному вычислению числа пи.
При изучении темы урока «Процент» по математике в 6 классе элемент «Перевёрнутого класса» возникает в самом начале урока на этапе подготовительной самостоятельной работы. Информацию о том, что такое процент, дети изучают самостоятельно, обращаясь к дополнительному материалу. При изучении данного материала выделяется три этапа. Это опора на ранее изученный материал, изучение нового материал и это элемент мотивации за счёт дополнительных сведений, с которыми ребёнок знакомится. Использование мультимедийного объекта помогает ребёнку актуализировать ранее полученные знания, вспомнить дроби и доли, а также единицы измерения. Далее ученик знакомится с новым материалом. Это знакомство сопровождается выполнением некоторых интерактивных заданий. Новый материал для самостоятельного изучения очень небольшой по объёму. Ребёнок знакомится только с определением понятия и единицей измерения, видит значок процента.
Следующая модель «Смена зон». Класс делится на группы. Обычно выделяется три-четыре группы. Самое главное в такой модели – это трансформация классного пространства. Есть три зоны для работы. Это зона работы с учителем, зона работы в группах и зона самостоятельной работы. Эти зоны чередуются в течение одного урока: группа переходит из зоны в зону и выполняет в них разные задания. В итоге каждый ребёнок выполняет три задания, проходя через зону работы с учителем (одно задание), через зону работы в группах (второе задание) и зону самостоятельной работы ( третье задание). Иногда эту модель упрощают таким образом: дети, переходя из зоны в зону, выполняют одинаковые задания. Группа пришла, выполнила задание. Вторая группа пришла, выполнила то же самое задание. Это упрощённый вариант смены рабочих зон. Это будет в любом случае эффективнее, чем просто фронтальная работа. Гораздо лучше, если каждая группа имеет своё задание. Например, при изучении темы «Решение линейных уравнений» по алгебре в 7 классе есть возможность реализации модели «Смена рабочих зон». Учащиеся имеют существенную исходную подготовку по решению уравнений с одной переменной (курс математики 5 и 6 классов), поэтому логику урока можно выстраивать с учетом имеющихся опорных знаний. Реализация данной модели требует подготовки значительного объема раздаточного материала: опорного конспекта, оценочного листа для заключительной рефлексии, маршрутного листа.
Вторая группа модели уже связана с взаимодействием либо внутри разных классов образовательного учреждения, либо с межшкольным взаимодействием. Первая модель – это «Индивидуальный учебный план». Основная суть этой модели заключается в том, что в классе формируются предметные группы. Эти предметные группы работают с сетевыми преподавателями, а не со своим учителем, который ведёт данный предмет в данной школе. Это модель характерна для старших классов.
Вторая модель «Межшкольная группа» предполагает работу по группам. Такая группа может выделяться с учётом разных параметров и может быть не связана с изучением какого-либо школьного предмета. Например, это могут быть дети, находящиеся на домашнем обучении, или дети с какими-то проблемами. Сформированная из учеников нескольких школ такая группа работает по тем или иным направлениям с электронными ресурсами.
Смешанное обучение в России
Модели смешанного обучения
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий:
Перевернутый класс и перевернутое обучение
Ротация станций
Ротация станций (station rotation model) — модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон.
Подробнее о ротации станций.
Как применять ротацию станций на практике
Дополнительные материалы:
Видео с уроков в ротации станций (более 15 видео)
Смена рабочих зон — выступление Любомирской Н.В. (2013 г.)
Опыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ
Примеры сценариев уроков
Ротация лабораторий
Ротация лабораторий (lab rotation model) — модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
Подробнее о ротации лабораторий
Как реализовать ротацию лабораторий в одном классе или по одному предмету
Видео:
Ротация лабораторий — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель
Гибкая модель (flexy model) предполагает вовлечение всей школы и всего педагогического коллектива, наличие у каждого учащегося индивидуального учебного плана, высокий уровень контроля своего обучения со стороны ученика.
Подробнее о гибкой модели
Дополнительные материалы:
Гибкая модель — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель — гимназия 1505 (Москва) (Видео)
Модель индивидуальной ротации
Модель индивидуальная ротация предполагает, что учащиеся могут перемещаться по станциям по индивидуальному расписанию, установленному учителем или программой (алгоритмом или искусственным интеллектом).
Главное отличие от других ротационных моделей в том, что учащиемся не обязательно надо физически переходить со станции на станцию, чаще всего они выполняют действия, запланированные в их маршрутных листах. Зачастую визуально сложно отличить индивидуальную ротацию от ротации станций. Разница в персональном опыте ученика. Программа обучения каждого учащегося каждый день адаптируется к его индивидуальным потребностям на основе учебных результатов в предыдущие дни (на основе данных из онлайн-среды).
Подробнее о модели индивидуальной ротации
Модель а-ля-карт
Модель A La Carte (по запросу) позволяет учащимся пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание учащихся более гибким. Курсы A La Carte — хороший вариант в ситуации отсутствия у школы очного преподавателя, физического пространства для данного предмета, а также для изучения факультативных курсов.
Подробнее о модели А-ля-карт (или «На выбор»)
Расширенная виртуальная модель
Обогащенная виртуальная модель
Обогащенная (расширенная) виртуальная модель является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Подробнее об обогащенной виртуальной модели
Дополнительные материалы
Является ли обогащенная виртуальная модель будущим старшей школы?
Как заставить обогащенную виртуальную модель работать
Смешанное онлайн-обучение
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Подробнее о смешанном онлайн-обучении
Еще больше про модели смешанного обучения читайте в нашей группе!
Лучшие практики «ЯКласс»: модели смешанного обучения
Пандемия изменила взгляд на современное образование: теперь, помимо традиционного очного обучения, всё более популярным становится смешанный формат, при котором учёба «лицом к лицу» дополнена цифровыми ресурсами. В новом выпуске «лучших практик» — разбор моделей смешанного обучения, которые каждый педагог может использовать в своей работе.
Структура смешанного обучения может варьироваться. Существует множество форм и способов организации этого подхода — Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей, но не все они одинаково эффективны.
В лучших моделях присутствуют персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого ребёнка к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим. Важную роль в смешанном обучении играет проектная практико-ориентированная работа (не только индивидуальная, но преимущественно коллективная).
Мы выделим базовые модели внедрения смешанного обучения в школе, которые позволяют достичь максимального результата, — это «ротация станций» и «перевёрнутый класс».
Модель «Смена рабочих зон, или ротация станций»
«Ротация станций» — одна из самых популярных моделей смешанного обучения, позволяющая ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. За отведённое учебное время дети успевают поработать с учителем в группе, самостоятельно выполнить задания онлайн, заняться проектной деятельностью, применить свои знания на практике и сотрудничать с другими учениками.
Модель «Ротация станций» даёт возможность проявить самостоятельность и ответственность каждому ученику, обеспечивает дифференцированный подход, развивает навык работы в группе. Она подходит для всех школьников, и её можно использовать уже в конце первого класса. При использовании этой модели важно делить класс на группы не по текущей успеваемости, а по усвоению конкретной темы урока.
С чего начать подготовку к уроку по модели «Смена рабочих зон»
1. В первую очередь определите для себя, на каком уроке и с какой темой вам и детям было бы интересно работать по группам.
На этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет непросто. Поэтому лучше запланировать три–четыре урока на одну четверть и затем проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила, или нет, получилось ли у них достичь запланированных результатов.
2. Выбор средств обучения. Определение и анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока.
На данном этапе важно понимать, каких результатов (предметных, метапредметных, личностных) могут достичь учащиеся, какие задачи решает дистанционное обучение, какие темы вызывают максимальное затруднение.
При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн-среде, а какая предназначена для проектной работы. Выберите темы, которые просто освоить в дистанционном формате. Важно сделать материал для самостоятельного овладения максимально интересным. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приёмы работают и в цифровой среде. Игровые технологии и соревновательный момент здесь тоже важны. На «ЯКласс» есть раздел «ТОПы», в котором каждый пользователь (и учитель, и ученик) может посмотреть рейтинг одноклассников, класса и школы.
Использование данной модели позволяет получить следующие преимущества:
Модель «Перевёрнутый класс»
«Перевёрнутый класс» — это модель смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» учебный процесс следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в интернете (самостоятельно проходят теоретический материал), а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и название «перевёрнутый класс»).
В перевёрнутом обучении освоение новой темы начинается с того, что ученик получает домашнее задание и изучает теоретический материал. Но можно ли это сделать с помощью одного только учебника? Вряд ли, потому что зачастую эти тексты мало подходят для самостоятельной работы ребёнка.
Оптимальная форма освоения теории в домашнем задании — небольшие видеоролики. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, или фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для конкретного урока (в расширенном функционале Я+ также есть видеолекции от «ИнтертнетУрок»). Будет ли хорошим вариантом видеозапись объяснения у доски? Возможно и такое. Каждый выбирает для себя ответ сам с учётом специфики предмета и темы.
Для того чтобы ученик мог убедиться в том, что он разобрался с темой, можно непосредственно в видеоролике после объяснения оставить небольшие задания: предложить ученикам поставить видео на паузу, выполнить упражнения и сверить свои решения с ответами, которые предложены тут же.
Как домашнее задание попадёт к ученику? Современный учитель вряд ли выбрал бы такой нетехнологичный путь, как запись ссылки на домашнее задание на доске. Но электронный дневник снимает эту проблему: можно просто разместить ссылки в нём.
Ученикам будет удобнее, если дополнительно собрать материалы в одном месте: на личном сайте учителя, в блоге, в беседе «ВКонтакте» или просто в документе Google. Тогда всё изученное всегда будет перед глазами и в любой момент можно будет легко вернуться к нужной теме.
Модель «перевёрнутый класс» подходит для дистанционного обучения гораздо лучше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.
Преимущества «перевёрнутого класса»:
Уже восемь лет мы внедряем практики смешанного обучения в образовательный процесс — 480 тысяч учителей из 39 тысяч школ пользуются нашим ресурсом. Чтобы помочь вам перейти на новый формат обучения без проблем, эксперты «ЯКласс» подготовили подробные методические рекомендации.